Введение к работе
Актуальность исследования. Результатом воспитания и профессионального становления личности гегодня должна быть активная трудовая деятельность, в коде которой знания, умения, навыки, ид^еи превращаются з убеждения и привычки, в мотивы поведения и труда.
.Каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры профессиональной квалификации, таков закон социального прогресса.
Более высокий уровень - это и настоятельное требование времени - социальный заказ общества, это и обращение к педагогам школ, внешкольных учреждений, училищ, призванных вносить больше творчества, душевного огня в учебно-воспитательный процесс, самой маленькой ячейке государства - семье, в которой ребенок с малых лет впитывает и все хорошее, и все плохое. Это и задание ученым создавать учебники, соответствующие духу времени, архитекторам и строителям -проектировать и сооружать новые учебно-производственные комплексы и т.д.
Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. Теперь, как никогда, ясно, что национальная культура, традиционные виды труда формируют у детей духовность, воспитывают доброту, отзывчивость, чувство сопричастности со своим народом.
Приобщение школьников к национальным видам декоративно-прикладного творчества способствует развитию художественного вкуса, формированию эстетической культуры, воспитывает уважение к старшим - наставникам учащихся. Воспитанию школьников, формированию у них гордости за свой труд способствует и то, что многие их поделки из разных
материалов, предметы декоративно-прикладного творчества находят достойное место среди экспонатов многих выставок, а затем хранятся в музеях.
Все дети талантливы, в каждом есть „искра Божья". Но с годами, она почему-то постепенно угасает -ребенок превращается в обыкновенного человека, который никакими особыми талантами не блещет. Но случается и так, что искра эта постепенно разгорается, превращаясь в „дар Божий", и тогда мы говорим об одаренности, талантливом человеке. „Раздуть искру Божью" мы предлагаем с помощью занятий народными промыслами и ремеслами.
Нас в соответствии с темой исследования интересует влияние обучения народным промыслам и ремеслам на профессиональное становление личности.
Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными „действующими лицами" в торжественных случаях.
В условиях целенаправленного обучения и воспитания декоративно-прикладное искусство побуждает подростков к сознательности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитание убежденного человека и личности. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно-прикладного искусства доходчива и имеет большое значение для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности. Отечественная педагогика накопила немалый опыт воспитания средствами декоративно-прикладного искусства, народных ремёсел и промыслов.
Особенное значение для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности имеет организация занятий декоративным искусством в
районах, где развиты народные промыслы и ремесла.
Учитывая это Совет Министров СССР в Постановлении
„ О мерах по дальнейшему развитию народных промыслов"
(1968 г.) обязал Министерство просвещения
республик обеспечить введение, начиная с 1968-69 учебного года, в общеобразовательных школах, находящихся в районах, в которых расположены предприятия народных промыслов, обучения на уроках труда техническим приемам изготовления художественных изделий (6, 399). Это решение нашло практическое осуществление в некоторых школах страны. В определении исходных позиций использования народных промыслов и ремесел на занятиях в школах и учреждениях дополнительного образования мы опирались на передовой опыт художников и педагогов Кабардино-Балкарии, результаты исследований российских психологов по формированию личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Г.И. Волков, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, А.С. Кишев, B.C. Кузин, Б.Х Малъбахов, Д. Кумыков, А. Шортанов, С. Мафедзев). Проблемы единства трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности решаются на основе исследований работ педагогов (В. А. Сухомлинского, Н.И. Болдырева, КС. Маръенко).
Вышеуказанные авторы отмечают особое значение разнообразной работы по возрождению народных ремесел и промыслов в решении проблемы трудового воспитания и профессиональной подготовки школьников. В исследованиях Ю.П. Аверичева, СИ. Архангельского, С.Н. Чистяковой, С. А. Черник рассматривается вопрос о необходимости выявления и развития профессиональных интересов школьников, определяется взаимосвязь специальной работы с учащимися по формированию профессионального становления личности.
Во многих исследованиях авторы сосредоточивают внимание исключительно на вопросах техники художественной обработки материалов, применяемых для изготовления изделий декоративного творчества, в связи с этим па свойствах разных материалов и на особенностях
необходимых инструментов.
Восстановление искусства народных промыслов в виде прикладного творчества являются связующим звеном прошедшего с настоящим, настоящего с будущим народа.
Каждая старая вещь, дошедшая до нас, является весточкой из прошлого, носит отпечаток жизни, предшествующей нашему времени.
Традиционное прикладное искусство - это сосредоточение духовного мира, выражающегося в его философии и истории развития национального искусства, культуры, в формировании этнопсихологических особенностей ощущения и восприятия внешнего мира и его воплощения в материальном продукте. Оно имеет особое значение в возрождении этносознания, этнокулътуры и этноинтеллекта детей дошкольного и школьного возраста и является выражением этики и эстетики народа.
В народной педагогике значительное место в обучении ребенка чему-либо занимает вовлечение его в практическую деятельность.
Родители старались включать детей в изготовление простых бытовых предметов. Здесь явно наблюдалась неразрывность между словесным объяснением и самим процессом труда, иными словами, результат обучения материализовался в предмете д еятелъности.
Обучение никогда не начинается на пустом месте, напротив, тонное знание наследственных (этнопсихологических) форм, познавательных, психологических процессов и поведения человека является фундаментальным для усвоения информации из социальной среды.
Прикладное творчество связывает языки действие, поэтому оно преодолевает языковые барьеры между народами. Это дает возможность школам и внешкольным учреждениям из разных регионов мира обмениваться технологиями обучения детей прикладным
/
видам искусства. Сегодня встал вопрос: как, сохраняя традиционную форму, содержание и национальный колорит изделия, применяя новые способы воздействия на материал, изготовлять его по совершенно новой, более экономичной технологии? Поиски этого пути должны влиять на процесс обучения школьников прикладному творчеству. Если дети с малых Лет начинают знакомиться с физическими свойствами дерева, металла, кожи, тканей, что, естественно, происходит в испытании инструментом - ножом, ножницами, иглой, молотком, пилой, шилом и т.д., то в процессе ручного труда у этих детей развивается глазомер, тактильные ощущения, обоняние, слух. Сегодня мы нуждаемся в психологических, физиологических исследованиях, раскрывающих этнофизиологические особенности моторики, ощущения и восприятия детей.
Обучение традиционным видам прикладного творчества включает в себя все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, воображение, внилшние, наблюдение, мышление, речь. И здесь особую тональность приобретают исследования значимости влияния занятий прикладным творчеством на профессиональное становление личности.
Молодое, подрастающее поколение, в отличии от старшего, начинает жить в других условиях, находиться в других общественно-экономических отношениях. Параметры тех и других отношений трудно соизмеримы, однако многие ценно-национальные в быту, культуре, образовании можно довести до ума и сердца молодежи путем воздействия на формирование личности в школе и внешкольном учреждении занятием декоративно-прикладным творчеством. Прикладное творчество учащихся приобретает новое содержание как неотъемлемая часть политехнического образования.
Занятие прикладным творчеством не простое дело. Оно, подчиняясь новой идее и логике воспитания творческой личности, объединяет множество проблем, подобно задаче со многими неизвестными. Однако, ключ к
решению данной проблемы - это комплексный подход воспитания профессионализма на всех ступенях образования. Подготовка основы к этому - задача общеобразовательной школы, внешкольного образовательного учреждения, обеспечивающее фундамент выбора профессии, мастерства, индивидуальности и политехнического кругозора.
Недостаток теоретических исследований и методических пособий по использованию декоративно-прикладного творчества в целях трудового воспитания и
профессионального становления личности создает трудности в правильной постановке и организации эффективного изучения в школах и учреждениях дополнительного образования декоративно-прикладного творчества.
Не изучены и такие вопросы как преемственность традиции народных промыслов, формы и методы воспитания личности на примере занятий народными промыслами. И самое главное, учителя не владеют методами и формами народной педагогики.
Исходя из актуальности и недостаточности научно-технической разработанности проблемы возрождения народных промыслов и декоративно-прикладного искусства, мы избрали темой исследования: „Возрождение народных промыслов и ремесел (декоративно-прикладное творчество) как средство формирования и профессионального становления личности" (на примере системы дополнительного образования Кабардино-Балкарии).
Объектом нашего исследования является -
эстетическое и трудовое воспитание учащихся и профессиональное становление личности в процессе занятий по возрождению народных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства.
Предметом нашего исследования служит процесс влияния занятий по возрождению народных промыслов и
ремесел (декоративно-прикладное творчество) на формирование и профессиональное становление личности.
Цель исследования состоит:
в выявлении воспитательных возможностей занятий по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам и определение методов эффективного использования их в трудовом, эстетическом и профессиональном становлении личности.
Гипотеза диссертации:
на основе изучения и анализа школьной и внешкольной практики, научных публикаций по исследуемой нами проблеме, а также проведенной опытно-экспериментальной работе была выдвинута следующая гипотеза: занятия по возрождению народных промыслов и ремесел (декоративно-прикладное творчество) могут служить эффективным средством трудового и эстетического воспитания учащихся и профессионального становления личности, при условии:
- общественно-полезного характера изделий
изготовляемых по декоративно-прикладному искусству;
- органической взаимосвязи содержания работы
кружка декоративно-прикладного искусства со всем учебно-
воспитательным процессом;
положительного влияния на воспитание качеств личности, необходимых в трудовой деятельности (добросовестность, самостоятельность, творческая активность);
соответствия видов декоративно-прикладного искусства доступных для освоения детьми данного возраста;
сочетаемости индивидуальной и коллективной форм работы для активизации творческой деятельности детей, если в ходе занятий народными промыслами у учащихся формируется интерес к этнопедагогическим
традициям народа.
Задачи исследования:
- определить педагогически необходимые и
доступные виды декоративно-прикладного творчества,
народных промыслов, занятия которыми могут оказать
положительное влияние на формирование личностных
качеств детей;
- изучить практику трудового и эстетического
воспитания детей в дошкольных учреждениях, школах и
учреждениях дополнительного образования и обоснована
возможность ее совершенствования в процессе изучения
декоративно-прикладного искусства;
-разработать программы занятий по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, определить формы и методы воспитательной работы на занятиях с учетом полезного характера деятельности учащихся по изготовлению изделий декоративно-прикладного характера;
- разработать практические рекомендации с целью
оказания помощи учителям и родителям в трудовом и
эстетическом воспитании, обучении и профессиональной
ориентации в ходе занятий народными промыслами и
декоративно-прикладным искусством.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ являются положения известных классиков российской педагогики по вопросам трудового и эстетического воспитания, подготовки молодежи к сознательному выбору профессии, материалы решений правительства. В решении проблемы мы опирались на труды: К Д. Ушинского, АС. Макаренко, СТ. Шацкого, И.Я. Богуславской, Т.Н. Волкова, Б.Х. Мальбахова, 3. Налоева, А Шортанова, Т. Кумыкова, М.Г. Тайчинова, М.Г. Загазежева.
1. Теоретическое исследование проводилось путем анализа психолого-педагогической литературы,
действующих учебных пособий и программы по народным промыслам и декоративно-прикладному искусству.
-
Наблюдение за работой преподавателей и учащихся в процессе обучения.
-
Педагогический эксперимент.
-
Занятия декоративно-прикладном творчеством исследовались методом многократного анализа, устного и письменного анкетирования.
-
Изучался и обобщался передовой опыт организации занятий народными промыслами в школах, детских садах, училищах и центрах технического творчества города Нальчика, Баксана, Прохладного, Тырныауза при непосредственном посещении занятий, путем наблюдений за работой учащихся и бесед с педагогами.
Научная новизна работы заключается в том, что в ходе исследования:
уточнены педагогические условия осуществления системного подхода к формированию у детей положительного отношения к труду в процессе занятий по возрождению народных промыслов и ремесел;
определена роль внеклассных занятий по народным промыслам и ремеслам в осуществлении единства нравственного, эстетического и трудового воспитания, профессионального становления личности;
выявлены формы взаимосвязи по декоративно-прикладному искусству с учебно-воспитательным процессом, которые способствуют совершенствованию трудового обучения и эстетического воспитания детей, и отобраны виды декоративно-прикладного искусства, доступные детям и обеспечивающие положительное влияние на профессиональное становление личности.
Теоретическая значимость работы сводится к следующему:
обоснованы проблемы развития народных промыслов на современном этапе, прослежены закономерности развития народных промыслов и ремесел, в процессе исследования проблемы выяснилось, что изменение
12 л
функций, народных промыслов способно ,вызватъЛ к жизни и возродить затухшие промыслы (утилитарная функция уступает место эстетической, эмоциональной функции).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что его результаты направлены на сохранение живого наследия народа. Материалы и выводы диссертационного исследования используются для дальнейшего совершенствования методики внеклассных, занятий по декоративно-прикладному искусству, доступных для детей, обеспечивающих эффективность трудового воспитания, в разработке методики обучения детей технологии изготовления изделий прикладного характера с учетом возрастных возможностей детей.
АПРОБАЦИЯ работы осуществлена путем научно-методической экспертизы в лаборатории этнопедагогики института национальных проблем образования. Результаты исследований внедрены в практику работы кружков РЦ НТТУ, кружка клуба детей-инвалидов „Эдельвейс", детского сада МВД и школ г.Налъчика, профтехучилищ Республики.
Исследовательская работа проводилась в три этапа:
1-й этап (1991-1992 г.)
Целью исследования данного этапа явилось выявление видов декоративно-прикладного искусства доступных детям, анализ состояния проблемы в философской, социологической, психолого-педагогической литературе.
В качестве основного объекта исследования на данном этапе мы использовали занятия по декоративно-прикладному творчеству в кружках и лабораториях школ г.Нальчика, Республиканского Центра научно-технического творчества, районных домов творчества,
детского сада МВД, клуба детей-инвалидов „ Эдельвейс".
2-й этап (1992-1994г.)
Целью данного этапа является:
- уточнение выдвинутой гипдтезьі;"'
- изучение детей различных возрастных групп в
различных сферах их трудовой деятельности;
изу+іение влияния занятий декоративно-прикладным творчеством на формирование у детей положительного отношения к труду;
апробирование в школах, детских садах, РЦ НТГУ, клубе детей-инвалидов „ Эдельвейс".
3-й этап (1994-1996г.)
Целью этого этапа явилось формирование положительных качеств детей, необходимых для профессионального становления личности.
В связи с основной целью третьего этапа нам предстояло решить следующие задачи:
определение уровня знаний и умений, обеспечивающих возможности изготовления изделий декоративно-прикладного творчества своими силами;
определить качественные и количественные различия в индивидуальных и групповых показателях сформированности тех или иных личных качеств в процессе занятий народными промыслами и ремеслами.
На защиту выносятся следующие положения:
Развитие активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом.
Формирование у школьников основ целостной эстетической культуры происходит через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков.
- Историческая память (культурная и народная) -
это утверждение в сознании и деятельности школьников
представления о художественном явлении (вещи, звуке,
движении) как об образе материализованном в традициях
локальной школы народного мастерства на региональном или национальном уровне.
- Эффективность трудового и эстетического воспитания как средство профессионального становления личности повышается, если этот процесс основывается на народных традициях, опыте этнопедагогики с учетом национальной психологии, обычаев.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: