Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Воспитание коллективизма у учащихся профтехучилищ в процессе занятий самодеятельного художественным творчеством как педагогическая проблема 12
1. Состояние разработки проблемы воспитательной функции трудового коллектива 12
2. Воспитание коллективизма у учащихся профтехучилищ как специфическая педагогическая функция самодеятельного художественного творчества 33
3. Опыт воспитания коллективистских качеств у учащихся профтехучилищ средствами самодеятельного оркестра народных инструментов 47
Глава II. Педагогическая условия повышения эффективности воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ средствами самодеятельного оркестра народных инструментов 72
1. Взаимосвязь форд и методов воспитания коллективистских качеств у учащихся в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством 72
2. Преемственность и непрерывность как условия воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ в самодеятельном оркестре народных инструментов 94
3. Соотношение приемов руководства самодеятельным оркестром народных инструментов целям и задачам эффективного воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ 117
4. Учет и оценка воспитательной эффективности занятий самодеятельным художественным творчеством в оркестре народных инструментов профтехучилища 136
Заключение 155
Список литературы 15 9
Приложение 178
- Состояние разработки проблемы воспитательной функции трудового коллектива
- Опыт воспитания коллективистских качеств у учащихся профтехучилищ средствами самодеятельного оркестра народных инструментов
- Взаимосвязь форд и методов воспитания коллективистских качеств у учащихся в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством
- Соотношение приемов руководства самодеятельным оркестром народных инструментов целям и задачам эффективного воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ
Введение к работе
Программные задачи коммунистического строительства и особенности идейно-нравственного воспитания трудящихся обусловливают необходимость настойчивого воспитания такого стержневого качества личности советского человека как коллективизм. На важность воспитания трудящихся в духе социалистического коллективизма указывают материалы ХХУ и ХХУІ съездов КЮС, последующих Пленумов Центрального Комитета, постановления Коммунистической партии и Советского правительства. Как отмечалось на ХХУІ съезде КШи, "в период развитого социализма завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах. Эта перестройка охватывает и материальную, и духовную сферы, весь уклад нашей жизни" ( 14 , с.57).
Особое значение приобретает воспитание коллективизма у будущих молодых рабочих - сегодняшних учащихся ПТУ". Процесс совершенствования развитого социалистического общества в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляет системе профессионально-технического образования высокие требования не только в области профессиональной и общеобразовательной подготовки рабочих, но и в формировании нравственно-эстетических качеств их личности. Такая ориентация требует укрепления в сознании и поведении учащихся профессионально-технических училищ принципов и норм коммунистической морали, сфорлированности нравственно-эстетической культуры, готовности и самостоятельной работе по освоению новой техники и управлению сложными технологическими процессами, овладения коллективными бригадными формами и методами труца.
В среднем профтехучилище одними из наиболее сложных являются проблемы нравственно-эстетического воспитания учащихся. От их - 4 -решения зависит успешность будущей производственной деятельности молодых рабочих. Еще недостаточно обращается внимание на целостность процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся, не все его резервы использованы. Б этом аспекте далеко не полностью отражен воспитательный потенциал самодеятельного художественного творчества как формы занятий учащихся профтехучилищ в свободное время. Воздействуя на духовный мир человека, самодеятельное художественное творчество имеет специфические возможности в плане не только эстетического, но и нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции личности.
Среди многообразия видов художественной самодеятельности особое место в воспитании коллективизма занимает оркестр народных инструментов. Специфика оркестра как коллективного вида художественной самодеятельности, в котором сочетается просвещение, обучение и творчество молодежи, приобщение ее к ценностям национального фольклора, на основе учета их интересов и потребностей с опорой на их самодеятельность, способствует плодотворной работе по воспитанию коллективизма у учащихся ИГУ. Однако анализ современной практики показал, что в профтехучилищах воспитательные возможности оркестровой самодеятельности для многих коллективов остаются лишь потенциальными. Представление об оркестровой самодеятельности как средстве нравственно-эстетического воспитания учащихся прослеживается в работе отдельных руководителей самодеятельных оркестров, а педагогический опыт лучших самодеятельных оркестров остается недостаточно изученным.
Таким образом, возникает необходимость научного анализа педагогических возможностей самодеятельных оркестровых коллективов и условий реализации этих возможностей в воспитании коллективизма у учащихся ПТУ в процессе занятий самодеятельным художествен- ным творчеством.
Общепедагогические основы воспитания коллективизма у учащейся молодежи выдвинуты в трудах выдающихся советских общественных деятелей и педагогов - М.И.Калинина, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, О.Т.Шацкого.
Важным звеном научного исследования особенностей нравственно-эстетического воспитания учащихся профтехучилищ являются труды ученых по общей и профессионально-технической педагогике -Ю.К.Бабанского, С.Я.Батышева, Н.И.Болдырева, Л.А.Воловича,М.И.Мах-мутова, Л.И.Новиковой, М.И.Смирнова, Н.М.Таланчука и др.
Глубокая психолого-педагогическая характеристика коллектива школьников и межличностных отношений в нем содержится в трудах ученых-психологов - Л.И.Божович, Т.Е.Конниковой, А.Г.Ковалева, А.Б.Петровского, А.Л.Шнирмана и др.
Значимые для решения поставленной проблемы вопросы самодеятельного художественного творчества исследуются в работах М.И.Баскина, Ю.Б.Богданова, А.С.Каргина, А.Г.Михайлика, Е.И.Смирновой, Ю.А.Соколовского, Ф.А.Соломоника и др.
Анализу вопросов системы, содержания, форм организации и методов воспитания коллективизма у учащихся общеобразовательных школ посвящены исследования А.Д.Алферова, Л.Ф.Ахматова, Л.А.Кари-мовой, И.М.Скулкина, З.Д.Шведовой и др. Но, к сожалению, многие исследования по вопросам воспитания коллективизма у учащихся проведены еще в 60-х начале 70-х годов, они отличаются несколько общим подходом к проблеме. Не рассматривалась вовсе такая проблема как воспитание коллективизма у учащихся профтехучилищ. В ходе изучения работ названной тематики было установлено, что вопросы, связанные с педагогическими условиями воспитания коллективизма у учащейся молодежи в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством, комплексному исследованию не подвергались.
Недостаточная разработанность указанной проблемы, что сказалось и на отсутствии научно обоснованных методик, определили тему исследования: "Педагогические условия воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством" (на примере работы самодеятельных оркестров народных инструментов).
Цель исследования заключается в выявлении условий повышения эффективности Боепитания коллективизма у учащихся профтехучилищ и выработке на этой основе методического обеспечения данного процесса.
Объектом исследования является воспитательный процесс в самодеятельном оркестре народных инструментов профтехучилища, предметом исследования - комплекс педагогических условий повышения эффективности воспитания коллективизма у учащихся на занятиях самодеятельным художественным творчеством (на примере оркестров народных инструментов профтехобразования).
Гипотеза исследования - воспитание коллективизма у учащихся профтехучилищ будет более эффективно, если на занятиях самодеятельным художественным творчеством будет реализован комплекс следующих педагогических условий: осуществляется взаимосвязь форм и методов воспитания коллективизма у учащихся на занятиях самодеятельным художественным творчеством; достигается преемственность учебной и внеучебной работы в самодеятельном оркестре народных инструментов; приемы руководства оркестром народных инструментов адекватны целям и задачам эффективного воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ; осуществляется учет и контроль за воспитательной эффек- тивностыо занятий самодеятельным художественным творчеством в оркестре народных инструментов профтехучилища.
Б соответствии с предметом исследования, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
Проанализировать современное состояние и проблемы воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством, изучить передовой опыт.
Выявить возможности самодеятельного оркестра народных инструментов как базы реализации комплекса педагогических условий в воспитании коллективизма у учащихся профтехучилищ.
Разработать и экспериментально проверить методику целенаправленного воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством и дать анализ воспитательной эффективности предложенной методики.
Методологической основой исследования явились положения классиков марксизма-ленинизма о сущности коллективизма, о взаимодействии коллектива и личности, о принципах и содержании коммунистического воспитания, раскрытые в основополагающих документах партии, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в трудах виднейших деятелей КПСС и Советского государства, а также теоретиков и практиков профессионально-технического образования.
Данное исследование носило теоретико-экспериментальный характер. Для достижения цели в ходе исследования применялся комплекс взаимно до полнящих методов. В качестве ведущего метода был принят формирующий эксперимент. В ходе исследования использовалось включенное и невключенное наблюдение. Для раскрытия структуры внутриколлективных связей и отношений, определения общего уровня сплоченности коллектива применялся социометрический метод исследования. Также широко применялись используемые учены- -8-ми и практиками методы беседы, интервью, сравнительного анализа деятельности, анкетирование, анализ репертуара и документации. Особую значимость для нас имел метод моделирования. Был проведен теоретический анализ статистических отчетов Центрального Дома культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений НЖР, протоколов смотров самодеятельного художественного творчества учащихся профтехучилищ, публикаций журналов "Профессионально-техническое образование''', "Клуб и художественная самодеятельность".
Этапы и организация исследования. Первый этап - подготовительный (1979-1980 гг.) - позволил на основе теоретического, методического и исторического материала сконцентрировать внимание на наиболее существенных аспектах проблемы воспитания коллективизма и обосновать исходную рабочую гипотезу.
Основу второго этапа (I98I-I983 гг.) составило констатирующее исследование работы по нравственно-эстетическому воспитанию в саглодеятельных оркестрах народных инструментов профтехобразования и включало в себя паспортизацию 87 самодеятельных оркестровых коллективов в различных регионах нашей страны.
Особенностью третьего этапа исследования (1983-1984 гг.) было проведение формирующего эксперимента. Базой его послужили самодеятельные, оркестры народных инструментов СГНГУ $ 51 г.Казани и СГПГУ Ш 2 г.Пензы. Формирующий эксперимент послужил проверкой выработанных на основе данных поисково-констатирующего эксперимента методики и практических рекомендаций по совершенствованию процесса воспитания коллективизма у учащихся в самодеятельном оркестре народных инструментов профтехучилища.
Научная новизна заключается в определении комплекса педагогических условий и в обосновании методов организации учебно-вос- - 9 -питательного процесса в коллективе самодеятельного художественного творчества в профтехучилище, ориентированных на воспитание коллективизма как интегрального качества личности.
Практическая значимость исследования. Основные положения, выводы и выработанные в результате исследования конкретные методические рекомендации позволяют более целенаправленно проводить работу по повышению эффективности нравственно-эстетического воспитания учащихся ПТУ в процессе занятии самодеятельным художественным творчеством. Разработанная в диссертации методика воспитания коллективизма внедряется в практику работы руководителей самодеятельных оркестров народных инструментов профтехобразования. Результаты исследования используются при подготовке руководителей самодеятельных оркестров народных инструментов в Марийском, Татарском, Чувашском культурно-просветительных училищах и в Казанском государственном институте культуры.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Республиканской конференции "Социальная, активность трудящихся и ее развитие в условиях культурно-просветительных учреждений" (Казань, 1979 г.). Результаты исследования рассматривались на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава Казанского государственного института культуры, на методических совещаниях руководителей самодеятельных оркестров народных инструментов, отражены в ряде опубликованных работ.
На защиту выносятся: комплекс педагогических условий, направленный на воспитание коллективизма как интегрального качества личности молодого рабочего и состоящий в осуществлении взаимосвязи форм и методов воспитания коллективизма, достижении преемственности учебной и вне- - 10 -учебной работы в самодеятельном коллективе, обеспечении адекватности педагогического руководства целям и задачам воспитания коллективистских качеств личности учащихся профтехучилищ; методика организации учебно-воспитательного процесса в коллективе самодеятельного художественного творчества, ориентированная на воспитание коллективистских качеств у учащихся ПТУ.
Цель и последовательность решения задач определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность проблемы, сформулированы основная цель, задачи, гипотеза, определены объект и предает исследования, а также отражен уровень разработанности проблемы в научной литературе и раскрыты основные этапы исследования.
В первой главе - "Воспитание коллективизма у учащихся профь-техучилищ в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством как педагогическая проблема" - дан теоретический анализ коллективизма; разведены понятия и определена специфика коллективизма как нравственного принципа и как интегрального качества личности; выявлены воспитательные функции социалистического производственного коллектива и коллектива самодеятельного художественного творчества учащихся профтехучилищ, направленные на воспитание коллективистских качеств будущего молодого рабочего. На основе анализа эмпирических материалов произведена оценка состояния проблемы воспитания коллективизма у учащихся в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством, подтвердившая, что этот вид деятельности является важной социально-педагогической средой, формирующей у учащихся ИГУ чувства коллективизма.
Во второй главе "Педагогические условия повышения эффективности воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ средст- - II - вами самодеятельного оркестра народных инструментов" теоретически и экспериментально обосновывается единство и взаимосвязь форм и методов воспитания коллективистских качеств у згчащихся на занятиях самодеятельным художественным творчеством, преемственность и непрерывность воспитания коллективизма у учащихся ПТУ в самодеятельном оркестре народных инструментов, адекватность приемов руководства самодеятельным оркестром народных инструментов целям и задачам эффективного воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ, учет и оценка воспитательной эффективности занятий самодеятельным художественным творчеством в оркестре народных инструментов профтехучилища.
В заключении излагаются основные выводы проведенного исследования.
В приложении приводятся методики массового опроса учащихся и инженерно-педагогического состава ПТУ, данные экспериментального исследования.
Состояние разработки проблемы воспитательной функции трудового коллектива
Одной из важнейших предпосылок воспитания учащихся профтехучилищ в духе социалистического коллективизма является широкое и постоянное изучение первичных коллективов, куда они входят, будь то коллектив учебной группы, трудовой коллектив на производственной практике или коллектив самодеятельного художественного творчества в сфере досуга. К.Маркс писал, что "только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода" (I, с.75).
Возможность всестороннего развития предоставлена всем трудящимся в новой форме человеческой общности - социалистическом трудовом коллективе. В условиях социалистического коллектива впервые поставлена и решается задача воспитания коллективизма у его членов.
В основе коллективизма в нашей стране лежит общественная собственность на средства производства. Общую сущность и природу всех социалистических коллективов определяет единство производственных отношений социализма, базирующихся на общественной собственности. Социалистические производственные отношения являются источником отношений братского сотрудничества и взаимопомощи, взаимной требовательности и ответственности - коллективистских отношений между людьми.
Для нашего исследования важно рассмотреть понятие "коллективизм" как нравственный принцип и как интегральное качество личности.
Коллективизм как принцип выражает новый тип отношений между обществом и личностью, основывающийся на единстве общественных и личных интересов в условиях общественной собственности на средства производства и производственных отношений сотрудничества и взаимопомощи. Он соответствует общей логике нравственного развития: преодоление буржуазной морали, которая по всей сущности является индивидуалистской, предопределяет логику нравственного прогресса как переход к коллективистской морали (128, с.197).
Социалистический коллективизм характеризует не только социально-экономическую основу образа жизни, но и фиксирует определенную целостность морально-политических качеств личности, с помощью которых она реализует себя в труде и в общественной жизни. Коллективизм существует как система обусловленных конкретно-исторических потребностей и интересов, норд и ценностей, правил и традиций, которые мотивируют и регулируют повседневное поведение людей при социализме (53, с.255). Отсюда вытекает и определение коллективизма как интегрального качества личности, воплощающего в себе специфическую ценностно-нормативную направленность сознания, преодоление индивидуализма, утверждение товарищеского сотрудничества и взаимопомощи в сфере межличностного общения.
В научной литературе различаются также понятия "коллектив" и "коллективность", понятие "коллективность" является более общим и широким, чем понятие "коллектив". К,Маркс и Ф.Энгельс различали также "мнимую коллективность" и "действительную коллективность". В "Немецкой идеологии" они отчетливо показали, что при капитализме создаются только "суррогаты коллективности" (государство и т.д.), где личная свобода существует только для индивидов, принадлежащих к господствующему классу и лишь постольку, поскольку они являются индивидами этого класса. "Поэтому, - писали К.Маркс и Ф.Энгельс, - "мнимая коллективность", в которую объединялись до сих пор ііндивидБг, всегда противопоставляла им себя, как нечто самостоятельное, так как она была объединением одного класса против другого, то для подчиненного класса она представляла не только совершенно иллюзорную коллективность, но и новые оковы" (I; с.75).
Коренные и принципиальные изменения в эти соотношения вносит социалистическая революция. "Совершенно обратное, - писали К.Марію и Ф.Энгельс, - имеет место при коллективности революционных пролетариев, берущих на себя контроль над условиями как своего существования, так и существования всех членов общества (1;75). В условиях социалистического общества впервые в истории развивается настоящий, действительный коллективизм, вытекающий из общественного характера собственности, из коллективного труда, из глубокой общности личных и общественных интересов. "В условиях действительной коллективности индивиды обретают свободу в своей ассоциации и посредством ее" (I; 75). На основе действительной коллективности формируются социалистические трудовые коллективы.
В.И.Ленин вслед за К.Марксом и Ф.Энгельсом подчеркнул, что организация людей в коллективы во много раз умножает их силы. "Может ли сила сотни превышать силу тысячи? - спрашивал В.И.Ленин и отвечал: - Может и превышает, когда сотня организована. Организация удесятеряет силы" (Поли.собр.соч., т.24, с.34).
В результате социалистической революции в нашей стране принципы коллективизма, на которых строились отношения между рабочими в процессе их политической борьбы против угнетателей, утвердились в качестве основных принципов социалистического общества и легли в основу организации социалистического производства. Единство производственных отношений при социализме превратило рабочие коллективы в социалистические трудовые коллективы.
Проблема коллектива находилась в центре внимания выдающихся советских общественных деятелей, таких, как Н.К.Крупская, М.И.Калинин, А.В.Луначарский, которые выдвинули положение о том, что основными условиями формирования нового человека является коллектив, а основной целью воспитания - воспитание коллективиста. А.Б.Луначарский писал: "Мы хотшл восшітать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами" (124; с.58). А.В.Луначарский говорил о том, что социалистическое воспитание соединяет коллективную устремленность с тонкой индивидуализацией, приводит к тому, что"на коллективной основе особенности человека получают полное развитие" (124, с.58).
Опыт воспитания коллективистских качеств у учащихся профтехучилищ средствами самодеятельного оркестра народных инструментов
На основании выявленных художественно-педагогических функций оркестра народных инструментов мы определили, что одной из основных задач занятий самодеятельным художественным творчеством является воспитание коллективистских качеств у его участников. На это направлена не только специально организуемая работа, но и сам совместный характер творчества в самодеятельном оркестре народных инструментов, требующий тесной взаимозависимости личности и коллектива.
О коллективообразувдем характере занятий учащихся в кружках самодеятельного художественного творчества можно сделать вывод на основании исследований авторов психологической теории коллектива, которые отмечают, что "главным коллективообразующим фактором является трудовая деятельность учащихся в форме посильного труда в производительном труде, имеющим коллективный характер, в общественно полезной деятельности, в кружковой работе, в пионерской и комсомольской работе" (160, с.188), т.е. в той деятельности, частью которой является и самодеятельное музыкально-исполнительское творчество учащихся ПТУ.
В официальных статистических данных Центрального Дома культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений PC3SP (ВДК РСФОР) в последнее время отмечается тенденция к увеличению количества оркестров народных инструментов в ПТУ республики .
Орган белорусского республиканского управления профтехобразования "Рабочая смена" также констатирует возрастающий интерес учащихся к самодеятельному музыкально-инструментальному творчеству.
По данным ЦЦК учащихся профессионально-технических учебных заведений РЖР на I января 1983 года в республике (в профтехучилищах, в Домах, Дворцах культуры учащихся профтехобразования, Ансамблях песни и пляски) насчитывалось 377 оркестров народных инструментов с общим количеством участников-3083 учащихся, в 186 ансамблях гитаристов - 1956 учащихся, в 56 ансамблях ложкарей - 948 учащихся, в 3 ансамблях гусляров - 32 учащегося.
Яркие впечатления у слушателей оставляют выступления многих самодеятельных оркестровых коллективов, среди них наиболее известные - лауреат премии Ленинского комсомола народный оркестр баянистов Ленинградского Дворца культуры профтехобразования, оркестр цимбалистов ЦЦК профтехобразования Белорусской ССР, оркестровая группа ансамбля "Весенние зори" Воронежского Дома культуры профтехобразования, оркестровая группа ансамбля "Ивушка" Тамбовского Дома культуры профтехобразования и многие другие. Успех в работе этих коллективов связан не только с постоянным вниманием к процессу учебной деятельности в коллективе, но и в большей мере с широкой постановкой воспитательной работы, направленной на формирование ведущих нравственно-эстетических качеств, определяющими среди которых являются коллективистские качества личности молодого рабочего.
Опыт работы самодеятельных оркестровых коллективов системы профтехобразования многогранен. Через оркестры и ансамбли народной музыки учащиеся ПТУ не только приобщаются к великому миру искусства, но и формируют высокие нравственно-эстетические качества личности.
При существующей в настоящее время тенденции роста интереса молодежи к пассивным формам занятии музыкой (прослушивание магнитофонных и грамзаписей, развлекательных эстрадных музыкальных радио- и телепередач) остается неразвитым интерес молодежи к собственному творчеству в области музыки: игра на музыкальных инструментах, участие в ансамблях и оркестрах, сочинение собственных произведений.
Ученые-исследователи, изучающие художественные интересы учащейся молодежи, отмечают не только дефицит собственного -творчества в области музыки, но и крайне низкий процент в общем балансе слушаемой молодежью музыки произведений классики и современности, народного искусства. По данным социологического исследования, проведенного в 1982 году в Белгородской области, около 90% опрошенных учащихся ПТУ не знает нотной грамоты, более 30% хотели бы научиться игре на музыкальном инструменте, но не имеют возможности. Большинство учащихся, имеющих магнитофонные записи, коллекционируют музыкальные записи в стиле "диско" и "рок". В этих записях нет ни одной народной, лирической, политической песни (158; 1983 г., В 12, с.42). Это свидетельствует об изъянах музыкального воспитания как в семье, так и в общеобразовательной школе и профтехучилище. Поэтому не только перед руководителями самодеятельных оркестров народных инструментов, но и перед всеми воспитателями в профтехучилищах в настоящее время стоит задача более глубокого осмысления каждым участником самодеятельного коллектива содержания слышимой и исполняемой им музыки. Современные средства массовой информации создают возможность широкого потребления музыки. Но не только количественная сторона музыкальной информации, а в большей мере содержательная волнует сейчас ученых, педагогов, воспитателей. "Сомнения в том, что музыка для сегодняшней молодежи - искусство едва ли не номер один, кажется, уже ни у кого не возникает. Вопрос заключается скорее в том, какова она, эта предпочитаемая молодым слушателем музыка, а следовательно, радовать или огорчать должно нас подобное превалирование музыкальных интересов в общей структуре художественной ориентации молодежи. Получить однозначний и исчерпывающий ответ на подобный вопрос еще трудно" (25, с.210).
Как отмечают исследователи, именно категория учащихся средних профтехучилищ отличается наибольшей стихийностью и нерегламентированностью в области своей музыкальной деятельности (131, с.47). Поэтому так важна внеклассная работа учащихся в коллективах музыкальной самодеятельности. Приобщение учащихся профтехучилищ к сокровищнице музыкальной и духовной культуры облагораживает их чувства, будит мысль, формирует нравственную зрелость личности.
Взаимосвязь форд и методов воспитания коллективистских качеств у учащихся в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством
Педагогические функции самодеятельного оркестра народных инструментов реализуются как в репетиционной, так и во внерелети-ЦЙОННОЙ деятельности, что предусматривает наряду с коллективной индивидуальную форму организации занятий.
В педагогической литературе сложилось четкое разграничение названных форм организации занятий. А.А. Кирсанов считает, что коллективной учебной деятельности предназначено эффективно воздействовать на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, на воспитание общественно-ценных мотивов учения, коллективистских отношений, коммунистического отношения к труду, к учению, развитие познавательной активности и самостоятельности. Индивидуальная учебная работа, по мнению автора, служит дополнением к коллективной и помогает в осуществлении этих задач с учетом индивидуальных особенностей. А.А.Кирсанов подчеркивает взаимообусловленность названных форм занятий: коллективная работа строится как на основе результатов индивидуальной работы, так и является средством подготовки учащихся к успешной индивидуальной работе (93,с.93_94).
Коллективная форма подразделяется на фронтальную и групповую. Применительно к репетиции самодеятельного оркестра это может быть общее занятие или занятие по оркестровым группам. Здесь вполне уместно экстраполировать выводы Н.А.Сорокина о школьном общении. Верно, фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения; эта форма обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении (150, с.221).
Х.Й.Лийметс считает, что коллективной форма организации познавательного процесса на занятии может называться только при наличии следующих ее признаков: если учебное задание воспринимается со стороны всего класса или со стороны отдельных микрогрупп в составе класса как групповое, т.е. требующее кооперации при его решении; если существует взаимная зависимость при выполнении работы, что неосуществимо без определенного распределения обязанностей; если существует взаимная зависимость при выполнении работы, ее хода и контроля со стороны самих учащихся, членов коллектива (121, с.19). Мы согласны с автором в том, что при наличии этих элементов можно говорить и о коллективной работе самодеятельного оркестра ПТУ, так как здесь происходит объединение усилий исполнителей всех оркестровых групп.
Б практике работы самодеятельного оркестра народных инструментов в профтехучилище более всего распространена такая форма коллективной работы, как по-группам. Под: групповой работой мы вслед за Л.Аристовой (28, с.138), В.В.Котовым (98, с.97), Х.Й.Лийметсом (121, с.24) и др. понимаем такую форму организации, при которой учебный коллектив делится для выполнения задания на группы от 2-х до 8-ш. человек, причем задание дается группе, а не -отдельному участнику.
Общие и групповые репетиции в самодеятельном оркестре профтехучилища не могут быть универсальными, так как они не до конца учитывают уровень развития, художественные интересы и возможности, индивидуальные особенности каждого учащегося. Поэтому в практике самодеятельного оркестра народных инструментов профтехучилища широко применяется форма индивидуальных занятий. Эти занятия могут представлять часть общего коллективного задания или возможность развития индивидуальных особенностей и интересов.
О важности умения учащегося трудиться индивидуально в свое время указывала Н.К.Крупская, критикуя педагогов, которые, увлекаясь вопросами коллективного воспитания, мало уделяли внимания воспитанию личности, игнорировали индивидуальность ученика. Она писала по этому поводу, что коллективная работа требует, чтобы каждый ее участник "... вносил живую мысль, свой подход, свое понимание дела" (107, т.З, с.196).
Б педагогической литературе даются различные определения понятия индивидуальной работы. Одни авторы ее характеризуют как выполнение отдельными учащимися заданий по указанию учителя, а также по своей собственной инициативе (Лийметс Х.й. 121, с.18); другие считают формой организации самостоятельной работы каждого учащегося на уроке и при выполнении домашних заданий.
А.А.Кирсанов трактует более широко понятие "индивидуальная работа учащегося". Он пишет: "Безусловно, эта форма работы характеризуется выполнением отдельными учащимися заданий. Они могут выполняться как по указанию учителя, так и по инициативе самого ученика, самостоятельно или с помощью учителя. Индивидуальная работа позволяет дифференцировать цель, мотивизацию, содержание, характер, степень трудности учебных заданий, способы действий, темы работы, меры помощи и т.д. Она может быть различной по степени самостоятельности, творческой активности" (93, с.93-94).
В результате обработки всего массива информации и данных включенного наблюдения, наш были составлены таблицы, в которых раскрываются виды деятельности во фронтальной, групповой д индивидуальной работе с участниками самодеятельного оркестра профтехучилища и развивающиеся в процессе этих действий качества личности и нравственные чувства учащихся. (См.приложение: 3,4 и 5).
Из таблиц видно, что при выполнении фронтальных, групповых и индивидуальных работ в самодеятельном оркестре происходит сложное "движение" участников, перемена функций, обязанностей по отношению к друг другу и всему коллективу. Эта густая сеть взаимоотношений руководства и подчинения, обязанностей,долга и ответственности, помощи и взаимопомощи, заботы о коллективе. Именно эти взаимоотношения, как мы определили, формируют и развивают коллективистские качества у учащихся профтехучилища на занятиях в самодеятельном оркестре народных инструментов. В процессе изучения соотношения коллективных и индивидуальных форм в работе самодеятельного оркестра, мы выяснили, что участники экспериментального и контрольного оркестров отдают наибольшее предпочтение совместному труду с товарищами (64,3$ в экспериментальном оркестре и 72,4$ в контрольном оркестре). Мы провели письменный опрос по следующему вопросу. "Как Вам нравится работать - одному или вместе с товарищами?"
Соотношение приемов руководства самодеятельным оркестром народных инструментов целям и задачам эффективного воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ
Значительное расширение функций и задач коллектива самодеятельного художественного творчества в профтехучилище остро ставит вопрос об эффективности педагогического руководства воспитательным процессом. Педагогическое руководство охватывает все стороны деятельности самодеятельного коллектива и предполагает целенаправленный процесс воспитания коллективистских качеств его участников, укрепление самодеятельного коллектива, повышение его авторитета в училище.
Изучение влияния педагогического руководства самодеятельным коллективом на воспитание коллективистских качеств у участников показало, что воздействие руководителя самодеятельного оркестра на участников складывается не всегда оптимально. Это во многом зависит от стиля руководства самодеятельным коллективом, "иными словами, от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися" (60, с.268).
Влияние стиля руководства на развитие отношений в коллективе рассматривается в исследованиях Н.А.Березовина, А.А.Бодалева, Л.И.Новжовой, Р.Х.Шакурова (39, 44, 144, 199) и др. Тесно связывают стиль руководства с развитием отношений в коллективе учебно-производственной группы и воспитанностью учащихся профтехучилища Е.М.Крутова, А.А.Русалинова, И.С.Хазова (109, 164, 193) и др.
В психолого-педагогической литературе выделяются различные стили руководства: "демократический" и "авторитарный" (197,199), "активно-положительный", "ситуативный", "пассивно-положительный", "активно-отрицательный", "пассивно-отрицательный" (39) и др. Мы придерживаемся классификации Р.Х.Шакурова.
Анализ лсихолиго-педагогической литературы, исследование деятельности руководителей самодеятельных оркестров в профтехучилищах, опыт работы автора в качестве руководителя самодеятельного оркестра народных инструментов СГЇЇГУ $ 51 г.Казани позволили выявить закономерности влияния особенностей методики руководства на различные стороны процесса воспитания коллективизма у участников самодеятельного оркестра профтехучилища и предположить, что этот процесс достигает наибольшей эффективности при условии руководства самодеятельным коллективом на основе демократических принципов.
Нами были определены и исследованы показатели, характеризующие уровень педагогического мастерства руководителя самодеятельного оркестра по нравственно-эстетическому воспитанию участников. Этими показателями стали: - характер управления самодеятельным оркестром в профтехучилище;. - соотношение организации индивидуальной и коллективной деятельности; - организация идейно-воспитательной и музыкально-образовательной работы в коллективе; - деятельность органов самоуправления и их роль в решении идейно-нравственных проблем жизнедеятельности коллектива; - предъявление требований руководителя оркестра к участникам; - способность вызывать эмоциональные переживания у участников; - развитие интереса у участников к нравственно-эстетическим проблемам; - формы взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом в профтехучилище. На основании проведенного исследования была разработана модель педагогического руководства по воспитанию коллективизма у учащихся профтехучилища в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством. Раскроем основные ее черты.
Педагогическое руководство самодеятельным коллективом в профтехучилище опирается прежде всего на глубокое понимание целей и задач художественного творчества учащихся, их своеобразие и особенности, на теорию и практику воспитательной работы в ПТУ.
Педагогическое руководство активизацией учащихся в решении коллективных творческих и воспитательных задач призвано, во-первых, помогать в овладении опытом коллективистского поведения, недостаток которого снижает уровень подготовки учащихся ПГУ к работе в коллективе производственной бригады и, во-вторых, всячески стимулировать активность участников самодеятельного коллектива, поддержать их инициативу и самостоятельность. Предоставляя участникам самодеятельного оркестра в профтехучилище возможность самим организовывать жизнь своего коллектива, руководитель оркестра должен заботиться о том, чтобы содержание работы коллектива было наполнено разнообразными и общественно-значимыми видами деятельности, а фэрмы и метода- привлекали бы каждого участника оркестра.
В процессе исследования было выявлено, что многие руководители самодеятельных оркестров народных инструментов в профтехучилище очень часто пытаются все дела в коллективе сделать сами, не доверяя активу самодеятельного коллектива организацию даже несложных дел. Такие руководители сами составляют планы работы, сами распределяют поручения между участниками оркестра. В итоге получается, чем больше затрачивает такой руководитель времени и энергии, чтобы активизировать участников, тем пассивнее ведут они себя в общественной жизни коллектива, которая становится им неинтересной, не дающей возможности для проявления своих сил и способностей.
Б своей опытной работе мы учли, что именно в начальный период деятельности оркестрового коллектива его участники испытывают значительные трудности в решении многих вопросов. Поэтому на данном этапе мы использовали активную помощь руководителя участникам самодеятельного коллектива и прежде всего одной из первых стояла задача помощи и обучения актива самодеятельного оркестра.
На значение широкого расширения функций ученического самоуправления обращено особое внимание на первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва при обсуждении Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, где сказано, что необходимо повышать в ученических коллективах авторитет комсомольских организаций, развивать ученическое самоуправление, стремиться к тому, чтобы "центр комсомольской жизни находился прежде всего в классе, школе, ПТУ".
Как было показано в предыдущих параграфах диссертации, мы с первых дней пребывания учащихся в самодеятельном оркестре вырабатывали у них ответственность, помощь и взаимопомощь, заботу о своем коллективе. Все эти необходимые качества личности рабочего-коллективиста формировались в каждодневном проявлении их в деятельности как самодеятельного коллектива, так и коллектива учебно-производственной группы, коллектива училища, за пределами училища.