Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Татаринцева Нина Евгеньевна

Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста
<
Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Татаринцева Нина Евгеньевна. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ростов н/Д, 1999 177 c. РГБ ОД, 61:99-13/889-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки к обоснованию проблемы исследования . 13

1.1. Образ мужчины и женщины в историко-культурной и историко-педагогической мысли России. 13

1.2. Вопросы пола в психологических исследованиях . 30

1.3. Проблема воспитания полоролевого поведения дошкольников в педагогических исследованиях 49

Глава II. Полоролевое поведение младшего дошкольника и среда его воспитания . 63

1. Задачи и методика констатирующего эксперимента. 63

2. Специфика полоролевого поведения младшего дошкольника . 71

З. Особенности организации образовательного процесса дошкольного учреждения как среды воспитания основ полоролевого поведения детей. 84

4. Особенности представлений родителей о полоролевом воспитании мальчиков и девочек. 89

Глава III. Социокультурная среда воспитания основ полоролевого поведения младших дошкольников. 94

1 .Задачи и методика формирующего эксперимента. 94

2. Пути и методы воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста . 100

.З. Задачи, методика и результаты контрольного этапа исследования. 129

Заключение. 135

Литература. 139

Приложение

Введение к работе

Ведущая тенденция развития современной педагогической науки - ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, "возвращение" к человеку. Человек как критерий оценки общественного прогресса выступает как гуманистический идеал. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели он преследует. В условиях демократического преобразования российского общества актуально звучит вопрос о перестройке системы ценностей в жизнедеятельности человека. Возрождение ценностных ориентации как основных нравственных регуляторов, как заданной нормы, в сфере отношений между полами выступает актуальной проблемой как в житейском опыте человека, так и в научных исследованиях.

Каждое общество, каждая культура вырабатывает и трансформирует в отношениях людей элементы стереотипов маскулинности и фемининности. Эти нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин, служат эталонами в процессе усвоения половых ролей. Вместе с тем, социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между мужскими" и "женскими" профессиями, совместное обучение и работа изменяют нормативные представления о мужских и женских ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше естественными, различия. В этой связи справедливая идея равноправия мужчин и женщин трактуется как "одинаковость" и "взаимозаменяемость" во всех областях человеческой деятельности.

Актуальность исследования обусловлена значимостью половой сферы и полоролевого поведения в личностном становлении и развитии человека, необходимостью осуществления дифференцированного подхода к нравственному воспитанию детей в зависимости от пола. В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. Изучение педагогических условий и поиск методов, необходимых для успешного воспитания полоролевого поведения является актуальной научной проблемой, требующей своего решения.

Проблемы пола вызывали интерес у педагогов и мыслителей прошлого (Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов и др.). Выделяя существенные психические различия представителей мужского и женского пола, они подчеркивали, что пол не есть одна из сторон человека - он захватывает и определяет всего человека.

Изучение физического, социального и психологического формирования человека как представителя мужского и женского пола имело место в работах ученых начала 20-го века (И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, АП.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Н.А.Рыбников, М.М.Рубинпггейн, М.Я.Басов, Е.АЛркин, И.ААрямов, П.П.Блонский, А.Б.Залкинд и др.). Интерес к этой проблематике был связан с распространением в России работ З.Фрейда, с созданием психоаналитической ассоциации. Главное внимание исследователи уделяли тому, что процесс формирования человека как представителя определенного пола протекает во взаимодействии врожденных задатков и программ развития, которые задаются обществом, культурой, воспитанием.

После разгрома педологии прекратились исследования в области половой идентичности и полоролевого развития в целом. Это обусловило "бесполость" всех человековедческих наук. Такое положение сохранялось в течение ряда последующих десятилетий. При воспитании и обучении детей не учитывалась такая существенная характеристика индивидуальности ребенка, как его половая принадлежность. Детей не готовили к выполнению в будущем специфичных для их пола семейных ролей, не развивали у них способы взаимодействий, характерные для мужского и женского типов поведения, не воспитывали у мальчиков качества мужественности, а у девочек качества женственности. Это оборачивалось тем, что, вступая в брак, многие молодые люди оказывались неспособными создать семью, основанную на согласии, взаимопонимании, доверии.

Недостатки в половом воспитании сказались на репродуктивной способности семьи и на демографической ситуации, сложившейся в России 20-го столетия. Нуклеаризация семей, уменьшение рождаемости и числа детей в семьях, рост разводов и снижение брачности - вот далеко не полный перечень негативных процессов. Негативные моменты в демографическом развитии России объясняются переживаемыми ныне трудностями в социально -экономической сфере. Но нельзя не предположить, что все это является отдаленным отрицательным последствием того, что в педагогической науке, признающей одним из важнейших принципов необходимость учета возрастных и индивидуально - типологических особенностей в воспитании ребенка, игнорировалась такая фундаментальная характеристика личности, как пол.

Научные данные многих современных отечественных и зарубежных исследований доказывают, что процесс осознания своей половой принадлежности - единый биосоциальный процесс, соединяющий онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания (И.С.Кон, Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, В.С.Мухина, Т.А.Репина, А.Г.Хрипкова, А.Бандура, Дж.Уолтер, Дж.Мани и др.). По утверждению И.С.Кона, все или почти все онтогенетические характеристики являются не только возрастными, но и половозрастными, и в реальной жизни ребенок развивается, осознает себя как представитель определенного пола.

В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, сложившегося размывания границ между женскими и мужскими социальными ролями полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания, в результате чего воспитание полоролевого поведения серьезно затрудняется, а в некоторых случаях приобретает искаженный, деструктивный характер.

Тем не менее современные авторы (Д.В.Колесов, Т.А.Репина, Л.А.Арутюнова, Л.В.Градусова, Е.А.Кудрявцева и др.) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста. Иначе при формировании личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции.

Проблема формирования нравственного поведения дошкольников нашла отражение в исследованиях Артемовой Л.В., Бабаевой Т.И., Булатовой А.В., Безлюдной В.И., Буре Р.С., Виноградовой А.М., Годиной Г.Н., Марковой Т.А., Нечаевой В.Г., Пеньевской Л.А., Петериной СВ., Счастной A.M., Щербаковой Е.И. Названные авторы затрагивали лишь характер взаимоотношений между детьми, а полоролевая сторона их отношений и оказалась недостаточно изученной в дошкольной педагогике. Учитывая теоретическую неразработанность и практическую значимость проблемы, связанной с созданием условий для воспитания полоролевого поведения дошкольников, была определена и обоснована модель исследования.

Обращение к исследованию основ полоролевого поведения младшего дошкольника обусловлено особенностями развития личности в данный возрастной период, что нашло подтверждение в работах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.А.Люблинской, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной. Многие исследователи (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, И.С.Кон и др.) считают возраст 2-3-х лет временем первичной половой идентичности, тогда как к 5-6 годам система половой идентичности оказывается достаточно сформированной. После 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны системы половой идентичности уже гораздо менее эффективны (В.Е.Каган). Исправлять многие погрешности полового воспитания за пределами этого возрастного периода представляется сложной задачей. Младший дошкольный возраст рассматривается как наиболее восприимчивый к формированию отношения к миру, к половой сфере человека, в том числе и к своему полу.

Имеющиеся исследования позволяют выделить ряд противоречий, суть которых состоит в значимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек и неразвернутости исследований в данном направлении; требованиями государственного стандарта дошкольного образования в оказании содействия детям в процессе полоролевои социализации и отсутствием в педагогической практике полоразвивающих технологий, обозначении в педагогической науке значимости воспитания полоролевого поведения и отсутствием методического инструментария для реализации путей, обеспечивающих развитие способов взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения.

Исходя из вышеизложенных противоречий и анализа научной литературы были сформулированы цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.

Цель исследования состоит в изучении педагогических условии в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающих воспитание основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс воспитания основ полоролевого поведения детей четвертого года жизни.

Предметом исследования являются педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. У детей младшего дошкольного возраста возможно воспитание основ полоролевого поведения при создании следующих педагогических условий:

-формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

-разработка методов, способствующих развитию элементов "женского" и "мужского" типа поведения;

-моделирование социокультурной среды, создающей условия для реализации детьми стиля и действий, характерных для "мужского" и "женского" типа поведения.

-взаимодействие с семьей в формировании полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач:

1) выявить особенности представлений детей младшего дошкольного возраста о собственном мужском (женском) образе;

2) охарактеризовать особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в различных видах деятельности;

3) определить параметры социокультурной среды дошкольного учреждения, обусловливающей проявление детьми мужского (женского) типа поведения;

4) разработать специально организованные виды деятельности, методы и приемы воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста;

5) определить формы работы с семьей как средой воспитания основ полоролевого поведения младших дошкольников.

Методологическим основанием работы явились: гуманистические концепции, раскрывающие понимание самоценности личности ребенка; положения о потенциальных возможностях ребенка - дошкольника; философско-этические представления о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения между полами, теоретические культурно-исторические положения о поле как "источнике бытия", категории, определяющей сущность человека.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выявлении психолого - педагогических проблем полоролевого воспитания детей дошкольного возраста; в теоретическом обосновании и рассмотрении содержания понятия "полоролевое поведение младшего дошкольника"; обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих воспитание основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста; в определении компонентов социокультурной среды, создающей условия для полоролевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания специально- организованных видов деятельности, способствующих формированию основ опыта мужского и женского поведения, в создании модели социокультурной среды, оснащенной полоролевыми символами, мужскими и женскими образами, в разработке личностно - развивающих методик, обеспечивающих воспитание основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста. Данные работы могут быть включены в содержание спецкурса для студентов педагогических вузов по специальности "Дошкольная педагогика и психология".

На защиту выносятся:

1. Понятие "полоролевое поведение ребенка младшего дошкольного возраста", понимаемое как особая модель социального поведения, отражающего систему представлений ребенка о своем половом образе и способы взаимоотношений со сверстниками (мальчиками и девочками) в различных реальных и игровых ситуациях, ориентированные на эталоны мужского и женского поведения.

2. Специально организованные виды деятельности, способствующие познанию ребенком собственного мужского (женского) образа, развитию представлений детей об отличительных признаках в поведении людей разного 4 пола, формированию способов взаимодействий, характерных для женского и мужского типов поведения.

3. Культурно - развивающие методы и приемы, представленные моделированием полоролевых действий, игровым инсценированием, 1 театральным экспериментированием, сюжетно - ролевыми, дидактическими, состязательными, символическими играми, сравнениями, ассоциациями и др., построенные на принципах взаимодополняемости и диалогичности и обеспечивающие воспитание основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста.

4. Модель социокультурной среды дошкольного образовательного учреждения, построенной на принципах свободы и самостоятельности, учете ь половозрастных особенностей детей, содержащей полоролевые символы, мужские и женские образы и обусловливающая проявление основ полоролевого поведения детей.

Методы исследования: 1) теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования; 2) наблюдение за процессом воспитания основ полоролевого поведения детей; 3) беседы с воспитателями, методистами, родителями, детьми; 4) тестирование родителей, воспитателей, детей; 5) анализ продуктов детской деятельности; 6) педагогический эксперимент; 6) проектирование образовательного пространства дошкольного учреждения; 7) количественный и качественный анализ. Организация исследования. Экспериментальными площадками в г.Ростове-на-Дону явились - ДОУ №42, №49, №271. В общем эксперименте было охвачено 115 детей младшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось с 1995 по 1998 гг. в три этапа.

Первый этап с 1995 по 1996 гг. - изучение и анализ научно -теоретической литературы и педагогической практики, определение методологических и теоретических основ исследования, формирование цели, задач и рабочей гипотезы, разработка основных теоретических положений, методики опытно - экспериментальной работы.

Второй этап с 1996 по 1997 гг. - проведение констатирующего и формирующего этапов исследования, в процессе которых осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы.

Третий этап с 1997 по 1998 гг. - проведение контрольного этапа эксперимента, обработка и анализ результатов исследования, формирование заключительных выводов диссертационного исследования, оформление работы в целом.

Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечивается применением комплекса взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов научно - педагогического исследования, адекватных его цели, предмету и задачам, полученными результатами, доказательность которых подтверждается качественными изменениями в полоролевом поведении младших дошкольников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа обсуждалась на кафедре дошкольной педагогики Ростовского государственного педагогического университета, на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и студентов, на областной конференции "Формирование сексуальной культуры молодежи" (Ростов-на-Дону, 1995); на областной научно-практической конференции "Развитие научного потенциала на Дону в системе непрерывного педагогического образования" (Ростов н/Д, 1996); на всероссийской научно - практической конференции "Человек. Культура. Здоровье". (Проблемы и перспективы социально - психологической и половозрастной адаптации детей и подростков (Москва, 1997)).

Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы дошкольных учреждений г.Ростова-на-Дону: д/с №42, д/с №49, д/с №271.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы из 288 наименований, в том числе 10 наименований на иностранном языке и приложений. Объем диссертации составляет 163 страницы. Основное содержание работы отражено в 6 публикациях.

Образ мужчины и женщины в историко-культурной и историко-педагогической мысли России.

Традиционно половые роли и связанные с ними стереотипы маскулинности и фемининности резко различались. Это проявлялось в том, что, "во-первых, мужские и женские виды деятельности и личные качества были отличными друг от друга и казались полярными; во-вторых, половые различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми; в-третьих, мужские и женские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими - женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов" (138, с. 53).

В XX -XV вв. еще сильны были на Руси языческие устои, жизнь была окрашена аграрно - магическим мироощущением. Анализ фольклора, былин, сказок показывает, какой вольной была стихия женского начала в мироощущении древнего русича (чего стоят одни образы "поляниц" и "богатырш") - резкий контраст с последующим, пришедшим вместе с христианством, табуированием женственности. Славяне - язычники поклонялись божествам как мужского, так и женского рода, " клали требы упырям и берегиням", а затем "роду и роженицам". Доминирование мужского начала никак нельзя назвать коренной чертой древней славянской культуры. В.Иваницкий отмечает, что "женщина в славянском язычестве понимается не как человек второго сорта, но как совершенно иной человек, как самостоятельная сила" (102). Это оставляло женщине свободу, ритуальную по природе. Девичьи праздники, женские обряды были суверенной областью. В ответ мужское сознание испытывало почтение, страх перед неведомой женской силой, очень часто переходящие в маниакальную неприязнь.

В семье функции между мужским и женским разделялись не столько по ролям, сколько территориально. Женщине принадлежало внутреннее пространство, мужчине - внешнее. Это делало хозяйку дома сильной фигурой. Женский авторитет обеспечивался властью над священным очагом и едой, влиянием на детей, мастерством в изготовлении одежды и т.п. Весьма важной стороной истории русских женщин с X до XV в. является участие представительниц привилегированного класса в политической жизни . того времени. История сохранила десятки имен древнерусских женщин, прославившихся значительными поступками и свершениями. Среди них: великая княгиня Ольга, московские княгини Мария Ярославна, София Внтовтовна, Марфа Борецкая, рязанская правительница Анна Васильевна, королева польская Елена Ивановна. Политические биографии этих женщин -м± свидетельства особого места, которое занимали древнерусские женщины во внутренней и внешней политике средневековой Руси.

Педагогические официальные источники Древней Руси, рождавшиеся одновременно с развитием русской государственности, утверждением христианства, несли в себе два начала, два влияния - народный опыт , мудрость, героическое прошлое и настоящее русского народа и светско-религиозные нормы, развивающиеся в начальный период феодализма. В Уставе Ярослава Мудрого (978-1054 г.г.), написанном вместе с митрополитом Илларионом, очень многие статьи зафиксировали период древней семейной педагогики, основы семейного и брачного права, сложившиеся еще в языческое время. Это было данью истории и исторической преемственностью. Вместе с тем утверждались новые гуманные нравственные нормы, регулирующие " общественные и семейные отношения. Под особую охрану взята мать, женщина, девица, ребенок. Более 14 статей Устава из 43 защищают их честь, свободу, благополучие. Иллариону принадлежит "Слово о законе и благодати".

Разработанные митрополитом законоположения о семейных отношениях, охране материнства и младенчества дают основание считать его основоположником официальной семейной педагогики Руси.

Основные педагогические идеи Устава Ярослава Мудрого, "Слова о законе и благодати" Иллариона находят продолжение и развитие в "Поучении детям" Владимира Мономаха (1117г.). Щуіономах открыто отвергает церковную педагогику самоуничижения, аскетузма, покорности, утверждает свободу и творческие начала в воспитании. Он выступает за равные отношения между мужчиной и женщиной. "Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой",- пишет он (61, с. 62)

В XVI в. явно обозначился патриархальный уклад общества, положение и статус русской женщины сильно изменились. "Главное, что повлияло на экономический статус женщины в России, - пишет Н.Л.Пушкарева, - стало появление новой формы землевладения - землевладения дворянского, «служилого». Женщины оказались исключенными из числа получателей новых земельных угодий, так как они не служили в войске, а именно за "службу верную" царь или Боярская дума награждали землей" (204, с. 7) Немалую роль сыграло и двухвековое татаро-монгольское иго. Для освобождения от него необходимо было единое централизованное автократическое государство. Русь собрала силы, сбросила в 1480г. иго, а автократическая система осталась. Известно, что в любом самодержавном, тоталитарном, иерархически построенном государстве структура семьи отражает все эти черты. И русская семья XVIB., несла на себе черты Московии как позднесредневековой монархии: усиливающуюся власть отца, мужа и вообще мужчины в доме, неполноправное положение женщин, особенно дочерей, молодых невесток и т.п. Основным документом, иллюстрирующим взаимоотношения мужчины и женщины, мужа и жены, является "Домострой"- сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни. Из него мы узнаем:

"Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту, хотя она находилась под гнетом тяжелых работ, хотя на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее, но по крайней мере не держали взаперти. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой: жены казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы. У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Царевны были самые несчастные из русских девиц; погребенные в своих теремах, на смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж, они день и ночь пребывали в молитве и лица свои умывали слезами" (82, с. 139)

Вообще, преобладал "сырой" неопределенный взгляд на брак, вплоть до очень цинического. Необходимым следствием закрепления права на жену считались ревность и демонстрация власти над ней. Побои жены не преследовались, но даже "вменялись мужу в нравственную обязанность". Жену секли, как малолетнего ребенка. Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что "он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит" (82, с. 140).

Созвучна этому средневековая пословица: "Кто жалеет розгу, тот губит ребенка". Просвечивает грозный архетип отношений Отца н Дочери. Ритуал свадьбы говорит о том же: передавая дочь на руки мужу, отец символически стегал ее плетью, передавая плеть мужу из рук в руки вместе со своими отцовскими правами на дочь, так что муж становился вторым отцом. Христианская заповедь гласит: "Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви" (Ефес. 5:22-33).

В любом обществе происходит та или иная социализация мужчины и женщины. В патриархальном - мужское сообщество ощущает себя монополистом в проведении социализации. "Домострой" устраняет все пережитки прежней (более языческой, чем христианской) независимой женской социализации, однако, не гарантировавшей женщине (и ребенку) никакой правовой защищенности и безопасности, если она не принадлежит к верхушке княжеского сословия. Взамен, в обмен на зависимость и определенную свободу, предлагается неформальное соглашение, суть которого достижение автономии моногамной семьи с патриархальным доминированием, при этом семья понимается как ячейка государства, изоморфная ему. Тут женщина теряет многие (если не все) права, зато защищена авторитетом мужа, который понимается субъектом и объектом права и может как отвечать за жену перед законом, так и осуществлять закон внутри своего дома.

Вопросы пола в психологических исследованиях

В начале века в отечественной психологии активно разрабатывались проблемы развития половой сферы человека. Половое развитие представлялось закономерной составляющей общего психического развития ребенка и потому рассматривалось в структуре тех же факторов и с тех же позиций, что и развитие психики, прежде всего с точки зрения доминирования биологического или социального.

Процесс физического, социального и психологического формирования человека как представителя мужского или женского пола раскрывался представителями различных школ отечественной психологии (рефлексологами: И.М.Сеченовым, В.М.Бехтеревым, А.А.Ухтомским и др.; представителями экспериментальной школы: А.П.Нечаевым, Н.Е.Румянцевым, Н.А.Рыбниковым, М.М.Рубинштейном, М.Я.Басовым и др.; биогенетиками: Е.А.Аркиным, И.А.Арямовым, П.П.Блонским и др.; социогенетиками: А.Б.Залкиндом и др.) Главное внимание уделялось тому, что этот процесс протекает во взаимодействии врожденных задатков и программ развития, которые задаются обществом, культурой, воспитанием.

Основоположником естественно - научного направления в русле психологии начала 20 века был В.М.Бехтерев (30), который основал первый в мире центр по комплексному изучению человека. Взгляды В.М.Бехтерева опирались на выдвинутую И.М.Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, в основе которой лежит положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны. При этом рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющими роль сигнальными чувствами. Возникая во внешней деятельности, умственные операции, благодаря механизму торможения, преобразуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения И.М.Сеченов распространял и на становления личности (человеческого "Я"). Ребенок, вырастая, интериоризирует образы людей, которые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе как особом внутреннем центре активности.

В своей работе "Рефлексы головного мозга" И.М.Сеченов дает понимание того, что теперь обозначается словом "идентификация". Согласно И.М.Сеченову, ребенок ассоциирует свою особу "со всеми проходящими через его сознание героями и со всеми их свойствами... Сливая себя с любимым образом, ребенок начинает любить все его свойства... Здесь вся моральная сторона человека" (230). Анализируя эмоциональность и развитие моральных принципов, И.М.Сеченов исходит из воспитания в мальчике с ранних лет рыцарского отношения к правде, добру, к женщине. И в этом "ребенок не сможет не быть рыцарем, потому что был им с 5 до 18 лет" (230).

Ученые - рефлексологи И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский вскрыли естественно-научные основы полового развития, а также осуществили попытку связать их с психическим развитием личности. Исследователями были обоснованы и разработаны методы коррекции ненормального полового развития, обоснованы методы полового воспитания.

Психологи экспериментальной школы внесли весомый вклад в разработку вопросов, касающихся психологических различий. А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Н.А.Рыбников, М.М.Рубинштейн, М.Я.Басов разрабатывали прежде всего традиционный для классической психологии вопрос - это исследование половых различий в интересах, идеалах и играх у мальчиков и девочек. В лаборатории А.П.Нечаева (182) в первые годы двадцатого века экспериментальным путем было выявлено положительное влияние полов друг на друга, на развитие представлений мальчиков и девочек на предупреждение их утомляемости, а также на изживание взглядов на мужественность как на грубую силу, а на женственность как на пассивность и несамостоятельность.

Ученик и последователь А.П.Нечаева Н.Е.Румянцев считал половой вопрос актуальным. Постановка его оказалась чрезвычайно полезной: был сброшен заманчивый покров тайны с проблемы различий между полами и обращено внимание на недостатки сексуального воспитания и положено начало научной разработке педагогики полов. У Н.Е.Румянцева находим некоторые характеристики женственности: душевность, чуткость, отзывчивость, мягкость, нежность, сострадательность; условием формирования этих черт у женщин он считал материнство, а у девочек - игры в куклы. (219). Но вопрос о формировании мужественности и женственности в детях в условиях совместного обучения в практике решался отрицательно до 1918 года. Также у ученого находим мысль о том, что педагогам необходимо взять в свои руки просветительную роль: необходимо рассказать ребенку о происхождении жизни, с детьми всегда нужно быть правдивыми и искренними. Для нашего исследования были важны и интересны взгляды М.М.Рубинштейна (216), который стремился соединить психологическое обоснование полового развития с педагогическими задачами воспитания и обучения детей. Он исходил из того, что социальная среда является важнейшим фактором психического (в том числе и сексуального) развития, т.к. она вводит половое созревание в социальные, культурные рамки, направляет и корректирует течение этого процесса. Основным механизмом развития полоролевого поведения М.М.Рубинштейн считал бессознательную имитацию или подражание детей.

Не остался без внимания вопрос совместного обучения мальчиков и девочек. Острота этого вопроса объясняется многими причинами, из которых исследователи отметили только одну, как наиболее существенную - женский вопрос. Как раз здесь вскрываются психологические различия между женщинами и мужчинами, что само по себе вплетается в современную проблему маскулинности и фемининности (216).

Среди психологов обнаружились сторонники и противники совместного обучения. Противники совместного обучения подчеркивали психические особенности мальчиков и девочек. Они указывали на то, что жизнь предъявляет к мужчине и женщине неодинаковые требования, так как их роль в жизни не одинакова, поэтому и их подготовка к жизни не может быть одинаковой. Они указывали на непригодность целого ряда профессий, следовательно, целый ряд знании окажется для них излишним балластом, а в то же время много нужного для женщины в смешанной школе не будет. Девочки, при их внушаемости, неминуемо пойдут по пути уничтожения женственности, этого одного из истинных базисов семьи и культурной общественной жизни. Кроме того, постоянная совместная жизнь полов, не огражденных от соблазна родственным инстинктом, как в отношениях сестер и братьев, ведет к развитию полового интереса и чувства.(216)

Специфика полоролевого поведения младшего дошкольника

Проведение констатирующего этапа эксперимента позволило нам выявить специфику полоролевого поведения младшего дошкольника и установить особенности организации образовательного процесса дошкольного учреждения как среды воспитания полоролевого поведения детей.

На первом этапе констатирующего эксперимента использовался метод беседы с целью определения уровня представлений детей младшего дошкольного возраста о собственном образе мальчика (девочки), уточнения понимания ребенком внутрисемейных ролей с точки зрения принадлежности к полу родителей, выявления представлений о социальном статусе мужчины и женщины в обществе.

В беседе приняли участие 115 детей 3-4 лет. Каждому ребенку индивидуально было задано 11 вопросов. В соответствии с целями эксперимента все вопросы были разделены на 3 раздела: 1 - "Я - мужчина, Я -женщина"; 2 - "Папа - мужчина, мама - женщина"; 3 - "Мужчины - женщины".

Как показал анализ ответов детей на вопросы из первого раздела, все опрошенные знают название своего пола, 85% детей правильно определяют перспективу собственного развития в маму или папу, мужчину или женщину, однако, 15% дошкольников допускают обратимость пола, рассматривая его к^., временное и меняющееся состояние индивида, а не его постоянное свойство. "Если я вырасту дядей, то буду милиционером, а если тетей, то буду мамой", -говорит Алеша О.

На четвертом году жизни полоролевые представления еще рассогласованы и неустойчивы. Немногие дети этого возраста могли мотивировать свои ответы и рассказать о различиях полов. На вопрос "Чем ты отличаешься от Сережи?" Ангелина Г. отвечает: "Он спит у стены, а я у окна". Лишь пятая часть опрошенных определила половые различия, ориентируясь на одежду как символ принадлежности к полу: "Я ношу платьица, а Сережа шортики", - говорит Яна Д. Миша С. заявляет:" Девочки слабые, а мальчики сильные".

На вопрос "Как ты узнал(а), что ты мальчик(девочка)?" типичными ответами были: "мама сказала", "доктор сказал", "узнал от деда Мороза". Только 10% детей указывали на анатомические различия между мальчиками и девочками, которые являются основными признаками половой принадлежности в этом возрасте.

Дети 4 года жизни не имеют четких представлений об особенностях интересов и поведения представителей своего пола. Вопрос: "Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?" вызвал следующие ответы: "игрушками играюсь", "играю в компьютер", "читаю книжки, песенки пою" и др. Однако для 18% детей осознание принадлежности к полу уже является значимым мотивом поведения: "ремонтирую машину - я же мужчина", "помогаю маме кушать готовить".

Вопросы 2 раздела были призваны определить наличие представлений детей о стереотипах мужественности и женственности, понимания внутрисемейных отношений с точки зрения принадлежности к полу родителей.

Мы обнаружили, что 85% детей правильно определяют половую принадлежность своих родителей, но на вопрос "Как в семье узнают, что мама -это женщина, а папа - мужчина?" ответить затрудняются. 20% ответов содержали указание на одежду." Мама ходит в платье, а папа в брюках', что позволяет нам сделать вывод о том, что одежда становится для ребенка одним из обозначений различия полов, символом половой принадлежности для детей.

Нами были выявлены некоторые характерные показатели идентификации с близкими взрослыми своего пола в дошкольном детстве. 75% детей на вопрос: "С кем ты больше дружишь: с мамой или папой?" указывали на родителя своего пола. Примерно четвертая часть мальчиков больше дружна с матерью. Объясняется подобное желание тем, что дети проводят с ней намного больше времени, чем с отцом. Однако, играть многие дети больше любят с папами, в связи с тем, что мать основную часть времени тратит на физический уход за детьми, за счет чего уменьшается время для игр. Отец, как правило, менее занят в семье.

Нами отмечено, что ребенок рано выбирает для себя образцы для подражания. Чаще всего это представитель того же пола, что и сам ребенок. На вопрос: "Хочешь ли ты быть папой (мамой), когда вырастешь и каким(ой) папой (мамой) ты хочешь стать?" типичными ответами были: "хочу быть, как мама", "буду большим папой", "буду мамой Юлей (имя матери девочки)". И лишь 15% детей давали развернутые ответы, ориентируясь на стереотипные представления о семейных ролях мужчин и женщин: "хочу быть хорошей мамой: играть с детками, гулять, купать их".

Вопросы 3 раздела должны были выявить представления детей о полоролевом поведении мужчины и женщины в обществе. Как оказалось, они вызвали наибольшие затруднения. Ответы 80% детей показали отсутствие таковых представлений или наличие фрагментарных сведений по данным вопросам. На вопрос: "Кто такие мужчины и кто такие женщины?" дети отвечали: "не знаю", "забыл", хотя некоторые ответы содержали представления, ориентированные на образ другого (мать, отец): "мужчины - это папы, женщины -мамы", "мужчины - большие и сильные, а женщины - нет", "женщины красят губы, а мужчины - нет". Единичные ответы на вопрос "Почему в мире существуют мужчины и женщины?" были интересными: "Бог создал мужчину и женщину", "женщины без мужчин не могут", "чтобы у них были детки". Сведения детей о профессиях мужчин и женщин оказались весьма скудными.

Пути и методы воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста

В ходе проведения формирующего эксперимента нами реализовывалась цель, которая заключалась в поиске педагогических условий воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста. Первый этап, обучающий, специально организованный, включал в себя три цикла, каждый из которых содержал 5 тематических модулей специально организованных этических бесед, которые реализовывались в эксперименте по 5 сериям. В каждой из 5 серий использовалась система методов, направленных на ЪЩ формирование представлений детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек, развитие способов взаимодействий, характерных для женского и мужского типа поведения, воспитание нравственных качеств, свойственных мальчикам и девочкам. Назовем наиболее эффективные из методов и приемов для каждой серии.

1 серия обучающего, специально организованного этапа формирующего эксперимента была представлена тематическим модулем "Мальчики и девочки -кто они?". Цель ее состояла в ознакомлении детей с основными характеристиками мужского и женского пола, отличительными особенностями мужского и женского поведения. Специально-организованными видами деятельности выступили этические беседы, которые имели следующую тематику: "Мальчики - будущие мужчины", "Девочки - будущие женщины", "Мальчики и девочки - разные и похожие". (Приложение №1, стр. 163). Детям давали представление о том, что в будущем они станут мужчинами и женщинами, обладающими особенными признаками поведения, когда общаются с природой, с предметами, с людьми своего и противоположного пола. Мальчики берут на себя сложные, трудные, не интересные, но необходимые обязанности, поручения, проявляя тем самым свои лучшие мужские качества - силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть способными, терпимыми, рассудительными и др. Девочки берут на себя заботы, поручения, связанные с созданием красоты, уюта, уходом за маленькими и животными, проявляют свои лучшие женские качества -заботливость, внимание, терпение, нежность и др.

Если на констатирующем этапе исследования большинство детей не имели представлений о различиях полов, об особенностях интересов и поведения мальчиков и девочек, то уже после первых занятий они стали определять различия во внешних характеристиках представителей мужского и женского пола ("у девочек косички, платьица, у мальчиков рубашки, шортики" (Олег Н.); "мальчики большие, а девочки маленькие" (Даша Д.); "у девочек нежные волосы" (Игорь Р.)), особенности игровых интересов мальчиков и девочек ("у мальчиков есть игрушки - пистолеты, а в куклы они не играют" (Коля Н.)), разное содержание нравственных качеств, характерных для мальчиков и девочек ("девочки - нежные, красивые, умные, мальчики - взрослые, сильные (Ангелина Г.), "девочки - слабые, а мальчики - большие, защищают девочек, кричат "не трожь" (Миша М).

Наиболее эффективным в системе применяемых методов в данной серии явилось использование произведений художественной литературы, в которых в ярких эмоциональных образах раскрывается нравственный смысл поступков героев и героинь, проявляющих лучшие качества мужественности и женственности. Восприятие стихотворения, сказки, рассказа, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывает у детей непосредственный отклик: сочувствие пострадавшим и отрицательное отношение к персонажам, совершившим "плохие" поступки. В этом процессе объединяется оценка персонажей с эмоциональным к ним отношением. Нами использовались произведения разных жанров: стихи, рассказы, русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Выбор произведений обуславливался их содержанием, которое позволяло формировать у детей представления о полоролевом поведении, о мужественности и женственности. Использование произведений художественной литературы дало возможность обогатить представления детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек, о способах взаимодействий, характерных для женского и мужского типа поведения.

В процессе работы мы обнаружили, что у детей 4-го года жизни недостаточный словарный запас. Слова, обозначающие лучшие нравственные качества представителей мужского и женского пола ("нежность", "скромность", "смелость", "решительность", "выносливость") не входили в активный словарь младшего дошкольника. Смысловое содержание данных понятий было недоступно большинству детей. Благодаря использованию произведений художественной литературы увеличился словарь младших дошкольников, обогатились представления детей о качествах мужественности и женственности, об особенностях мужского и женского поведения, ведь книга не только дает детям прекрасные образцы русского литературного языка, но и раскрывает ребенку мир человеческих чувств и сложность взаимоотношений.

В 1-ой серии I этапа формирующего эксперимента детям были предложены такие произведения художественной литературы, как "Богатыри" В.Берестова, "Будь мужчиной" Ахмеда Джачаева, дагестанская народная сказка "Храбрый мальчик", "Сережа моет калоши" З.Александровой, "Как у нашей Ирки" Е.Благининой, "Мастерица" Г.Люшнина и др. (Приложение №8, стр.176). Читая художественные произведения, мы акцентировали внимание детей на описании образов персонажей, их поведении, нравственных качествах. Так, дети были тронуты поступком мальчика из сказки "Храбрый мальчик", который, не испугавшись огромной змеи, спас беспомощных птенцов: "Птенчики были маленькими, слабенькими, а змея большая, страшная" (Яна Д.); "Змея была злая, как монстр, но мальчик не испугался" (Миша М.); "Мальчик сильный, как робот полицейский" (Сережа О.); "У мальчиков всегда должен быть меч, ведь они будущие мужчины" (Олег Н.); "Мальчики должны защищать маленьких и слабых" (Юля 3.).

Интеграция содержания литературных произведений и бесед привела к достаточно высоким результатам, однако дети, проявившие низкий уровень представлений о полоролевом поведении детей и взрослых на констатирующем этапе исследования, по-прежнему затруднялись в подборе слов, обозначающих лучшие нравственные качества мужчин и женщин, в определении половых различий в поведении и интересах мальчиков и девочек (мужчин и женщин). Введение игр - состязаний "Кто больше скажет красивых слов о маме папе", "Кто больше назовет мужских и женских (маминых и папиных) вещей", "Назови смелую профессию", а также игр, предложенных Р.М.Чумичевой (261), позволило нам качественно изменить диалогическую речь, обогатить активный словарь детей, а также увеличить познавательную активность младших дошкольников. Если на этапе констатирующего эксперимента на вопрос "Какой должна быть девочка?" дети отвечали: "Хорошей", то теперь их высказывания стали более развернутыми, образными, содержащими сравнения: "Нежной, женственной" (Ангелина Г.); "Тихой, скромной, вежливой" (Яна Д.); "Доброй, ласковой, заботливой, как Крошечка-Хаврошечка" (Юля П.), "Девочка должна учить маленьких деток обуваться и говорить: "Вот они сапожки. Этот - с левой ножки" (Света X.); "Не быть плаксой, как "девочка ревушка" (Саша К.). На вопрос "Что должен уметь мальчик (мужчина)?" дети отвечали: "Он должен защищать маму от врагов" (Миша С); "Мальчик должен уметь водить машину, починять ее" (Вова М.), "Мальчик должен делать девочке приятное" (Сереже О.); "Я, хотя и маленький, но вполне хороший, потому что вчера, чистил свои сапожки" (Денис Р.). В приведенных высказываниях детей прослеживаются слова, усвоенные ими в процессе игр, а также услышанные ими в стихотворениях, сказках, рассказах о поступках детей, проявляющих лучшие мужские и женские качества, с которыми они познакомились ранее. Это говорит о наличии у детей способности к переносу знаний в новую ситуацию, показывает более высокий по сравнению с констатирующим этапом исследования уровень развития представлений о своем полоролевом поведении.

Похожие диссертации на Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста