Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста в процессе социализации
1.1 Проблема нравственного воспитания в педагогической науке 12
1.2 Проблема социализации личности и ее отражение в педагогической теории и практике 29
1.3 Особенности процесса социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома 46
Глава 2. Условия организации нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста в процессе социализации
2.1 Изучение особенностей нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от условий воспитания 61
2.2 Реализация педагогических условий нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста в процессе социализации 19
2.3 Оценка результатов экспериментальной работы по нравственному воспитанию детей-сирот старшего дошкольного возраста в процессе социализации 109
Заключение 119
Библиография 123
Приложение 1 145
Приложение 2 149
- Проблема нравственного воспитания в педагогической науке
- Особенности процесса социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома
- Изучение особенностей нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от условий воспитания
- Оценка результатов экспериментальной работы по нравственному воспитанию детей-сирот старшего дошкольного возраста в процессе социализации
Введение к работе
Изменение духовно-нравственного состояния российского общества, экономическое развитие страны, преобразования в социальной и культурной сферах привели ко многим негативным последствиям. Тяжелейшим проявлением кризиса является, в том числе изменение положения детей в стране: рост социального сиротства, увеличение числа детских домов и школ-интернатов. Социальное сиротство приобретает все более широкие масштабы, количество детей направляемых в детские дома неуклонно растет (около 700 тыс. официально признанных детей-сирот), что в свою очередь порождает ряд социальных проблем.
По статистике и по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации на сегодняшний день выпускники детских домов плохо подготовлены к жизни в обществе, трудно адаптируются и ориентируются в нем, более половины выпускников детских домов и интернатов ведут асоциальный образ жизни или попадают в криминальную среду. Эти данные ставят вопрос социализации и воспитания данной категории детей в ряд наиболее приоритетных национальных проблем.
Проблемы развития, воспитания и социальной адаптации ребенка, лишенного родительского попечения освещаются в психолого-педагогических исследованиях как отечественных (М.И. Буянов, Л.Н. Галагузова, И.В. Дубровина, И.А. Залысина, В.К. Зарецкий, М.И. Лисина, Л.В. Москоленко, B.C. Мухина, В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, А.Г. Рузская, Е.М. Рыбинский, Г.В. Семья, Е.О. Смирнова, Н.Д. Соколова, Н.Н. Толстых, А.Ш. Шахманова, Л.М. Шипицына и др.), так и зарубежных (Д. Боулби, Й. Лангмейер, 3. Матейчик, М. Раффер и др.) ученых. В данных исследованиях изучается своеобразие психического, личностного и социального развития детей данной категории.
Последнее свидетельствует о том, что в настоящее время начался процесс переосмысления содержания специального образования под влиянием новых ценностных ориентации общества и государства, нового
4 понимания прав человека и прав ребенка (Н.Н. Малофеев, А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская). Растет осознание того факта, что сложившаяся система специального образования, характеризующаяся явным перевесом в сторону формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков, не обеспечивает и не может обеспечить целенаправленного личностного развития детей и их подготовку к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихся условиях.
В связи с этим важной составляющей исследований в данной области становятся работы, посвященные изучению проблемы нравственного воспитания в условиях детского дома. Особую актуальность обозначенная проблема приобретает в отношении детей старшего дошкольного возраста, так как этот период исключительно важен в становлении личности ребенка, а в конечном итоге определяет успешность его адаптации в обществе.
Проблема нравственного воспитания достаточно полно освещена в научной литературе, как относительно детей школьного (Е.В. Бондаревская, А.Н. Бритвихин, З.И. Васильева, М.Г. Казакина, А.А. Кочетов, И.С. Марьенко, Н.И. Монахов, К.Д. Радина, С.А. Расчетина, Л.И. Рувинский, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов и др.), так и дошкольного возраста (Т.К. Ахаян, Т.Н. Бабаева, Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Н.А. Ветлугина, С.А. Козлова, Т.Е. Конникова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.). Но вместе с тем анализ исследований позволяет утверждать, что процесс нравственного воспитания дошкольников в условиях детского дома, до сих пор не становился предметом специального изучения.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью рассмотрения особенностей организации нравственного воспитания в условиях детского дома как основы формирования личности и подготовки к самостоятельной жизни, с одной стороны, и реальной ситуацией воспитательного процесса в условиях учреждений интернатного типа, с другой.
Разрешение этого противоречия предопределило проблему исследования, которая нашла отражение в теме диссертационной работы: «Педагогические условия организации нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста в процессе социализации».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс организации нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
нравственное воспитание детей-сирот старшего дошкольного возраста определяется как педагогически организованное социализирующее пространство;
создается единая воспитательная система, охватывающая следующие сферы социализации: общение, деятельность, самосознание;
- реализуются условия для расширения социальных связей и
отношений воспитанников детских домов;
- обеспечивается субъектная позиция воспитанников детских домов в
процессе социализации, что предполагает реализацию их самостоятельности
и активности в различных сферах жизнедеятельности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования потребовали решения комплекса взаимосвязанных задач:
1. На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновать особенности организации процесса нравственного воспитания в условиях детского дома.
2. Выявить особенности нравственной воспитанности детей старшего
дошкольного возраста в зависимости от условий воспитания (семья,
детский дом).
Выявить совокупность педагогических условий нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста.
Разработать программу нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста.
Апробировать программу нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста в практике детских домов.
Методологическая основа исследования: положения о человеке как субъекте собственной жизнедеятельности, культуры и образования, вовлеченном в отношения не только с окружающими его людьми и обстоятельствами, но и самим собой через рефлексию деятельности, ценностных установок и мотивов (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, А.Г. Козлова, И.А. Колесникова, А.Н. Леонтьев, Л.М. Лузина, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); философское разделение этических категорий на мораль и нравственность (А.С. Арсеньев, О.Г. Дробницкий, С.Э. Крапивенский, С.Л. Франк и др.).
Теоретическая основа исследования:
исследования в области дошкольного воспитания (Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Г.Н. Година, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, М.В. Крулехт, В.Г. Нечаева, СВ. Петерина, Т.А. Репина, Е.В. Субботский и др.);
педагогические воспитательные теории ориентации развивающейся личности на общечеловеческие ценности (К.А.Абульханова-Славская, Т.К.Ахаян, А.Н. Бритвихин, З.И. Васильева, М.Г. Казакина, А.В.Кирьякова, И.С. Марьенко и др.);
средовой подход в воспитании (Ю.С. Мануйлов, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова, В. Д. Семенов и др.);
- личностно-ориентированный подход к нравственному воспитанию
(Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, Б.Т. Лихачев, В.В. Сериков, В.А.
Сластенин и др.);
гуманистическая направленность личностно-ориентированного подхода (Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Т.А. Бабакова, З.И. Васильева, И.Я. Зимняя, Н.М. Конжиев, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.);
- изучение социализации с позиций теории и методики воспитания
(Н.Ф. Голованова);
- концепция воспитания как педагогического компонента социализации
ребенка (Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев,
М.И. Рожков, В.Б. Успенский и др.).
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение
содержания философской и психолого-педагогической литературы,
нормативно-правовых актов по проблеме исследования; изучение и анализ
педагогического опыта; историко-сравнительный анализ; причинно-
следственный анализ; комплексная диагностика нравственной
воспитанности детей дошкольного возраста (включенное наблюдение,
беседы, проблемные ситуации); педагогический эксперимент по реализации
программы нравственного воспитания детей-сирот; качественный и
количественный анализ, обобщение экспериментальных данных.
Базы исследования: ДОУ №120 (группы детского дома), ДОУ №108, ДОУ №63, школа-интернат №23 (дошкольная группа) г.Петрозаводска, детские дома г.Питкяранта и пос. Калевала республики Карелия. В работе приняло участие 164 человека.
Этапы исследования: Исследование проводилось в период с 2002 по 2006 гг. в три этапа:
1. Аналитико-поисковый: 2002 - 2003 гг. Изучение, анализ, обобщение психолого-педагогической литературы, педагогического опыта в аспекте темы исследования, разработка научного аппарата исследования, определение теоретических и методологических основ исследования.
Опытно-экспериментальный: 2003 - 2005 гг. Уточнение гипотезы исследования, определение содержания опытно-экспериментальной работы, экспериментальная проверка выделенных педагогических условий.
Обобщающий: 2005 - 2006 гг. Анализ, обработка, интерпретация и обобщение полученных результатов исследования, оценка эффективности проведенной работы, оформление материалов диссертации.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем поставлена и решена актуальная научно-практическая задача, связанная с совершенствованием воспитательного процесса в учреждениях интернатного типа:
- раскрыт и обоснован подход к организации нравственного
воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста как педагогически
организованного социализирующего пространства;
- выявлены и охарактеризованы педагогические условия, реализация
которых обеспечивает позитивные изменения в становлении нравственной воспитанности детей-сирот старшего дошкольного возраста;
- уточнены и экспериментально проверены компоненты комплексной
диагностики нравственной воспитанности детей старшего дошкольного
возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
расширены теоретические положения, касающиеся возможности организации нравственного воспитания детей, находящихся в условиях ограниченных социальных влияний;
раскрыто содержание процесса нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования:
- разработана и внедрена в практику программа нравственного
воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста, использование
которой обеспечивает существенные позитивные изменения в становлении
нравственной воспитанности детей данной категории;
9 сформулированы дополнения к психолого-педагогической характеристике детей, воспитывающихся в условиях детского дома;
- результаты исследования применяются в профессиональной подготовке педагогических кадров на факультете дошкольной и социальной педагогики и психологии Карельского государственного педагогического университета, а также в системе повышения квалификации воспитателей детских домов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нравственное воспитание детей-сирот старшего дошкольного
возраста, воспитывающихся в детском доме, определяется как педагогически
организованное социализирующее пространство, в котором дети
присваивают основные аспекты нравственной воспитанности (нравственные
знания и представления, нравственное поведения, нравственные чувства) как
индивидуальный выбор в конкретно проживаемых обстоятельствах, в
ситуациях накопления опыта их переживания, в освоении практики
реального взаимодействия.
Педагогическими условиями нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста являются: создание единой воспитательной системы, охватывающей сферы общения, деятельности, самосознания; обеспечение условий расширения социальных связей и отношений воспитанников детских домов; обеспечение субъектной позиции воспитанников детских домов в процессе социализации, что предполагает реализацию их самостоятельности и активности в различных сферах жизнедеятельности.
Комплексная диагностика (нравственные знания и представления, нравственное поведение, нравственные чувства) позволяет выделить особенности нравственной воспитанности детей-сирот старшего дошкольного возраста: отсутствие интернализированного контроля над поведением, не смотря на хорошо сформированные знания о нравственных нормах; отсутствие ориентации на взаимоотношения со сверстниками в
10 ситуациях нравственного выбора; ограниченная способность проявлять сопереживание и сочувствие (как по разновидностям ситуаций, так и по способам выражения данных чувств).
Достоверность результатов и обоснованность теоретических
положений и выводов обеспечивается опорой на современные теоретико-
методологические основы педагогики, на анализ широкого круга научной и
методической литературы; комплексным использованием методов,
адекватных предмету, целям, задачам и логике исследования; комплексным
характером поэтапного педагогического эксперимента и
продолжительностью экспериментальной работы; репрезентативностью выборки; личным участием автора в эксперименте.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской работы:
на факультете дошкольной и социальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Карельского государственного педагогического университета» в рамках специализированного курса: «Социализация детей-сирот»;
на заседаниях кафедры дошкольной и социальной педагогики ГОУ ВПО «Карельского государственного педагогического университета»;
на академических чтениях аспирантов и молодых ученых «Культура, педагогика и образование в изменяющейся России» (сентябрь 2004г. г.Сортавала);
на региональной научной конференции молодых исследователей-педагогов «Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры» (апрель 2005 г. г.Санкт-Петербург);
- на научно-практических конференциях ГОУ ВПО «Карельского
государственного педагогического университета»: «Университеты в начале
XXI века: актуальные проблемы педагогических исследований» (26 мая
2006г. г.Петрозаводск), «Ребенок в современном обществе: психолого-
педагогические аспекты развития, воспитания и обучения» (19-20 октября
2006 г. г.Петрозаводск);
- на международной конференции «Молодежь на перекрестках» (1-5
сентября 2006г. г.Петрозаводск);
- практические разработки диссертации проходили апробацию в
собственной педагогической деятельности исследователя в качестве
воспитателя дошкольного учреждения;
внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации статей и тезисов докладов на международных и региональных конференциях.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Проблема нравственного воспитания в педагогической науке
Актуальность проблемы нравственного воспитания бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки определялись различные подходы к цели, содержанию и методам нравственного воспитания, а так же трактовка и соотношение таких ключевых понятий как «мораль» и «нравственность».
Крупнейшие педагоги мира (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, А. Дистервег и др.), выдающиеся русские и советские педагоги (Н.И. Пирогов, И.И. Бецкой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) отводили приоритетное место нравственному воспитанию в развитии личности ребенка.
Так, идея специального сообщения детям моральных знаний возникла в человеческой практике еще до нашей эры. Великий греческий ученый-философ Аристотель утверждал, что добродетели лишь отчасти даны человеку природой, в основном они вырабатываются воспитанием характера, формированием воли и упражнением. Аристотель требовал введения с раннего возраста систематического сообщения нравственных знаний и предусматривал их целенаправленное упражнение в нравственных поступках.
Несколько позже основоположник античной этики Сократ, рассматривая мораль как глубочайшую основу человеческой жизни, отождествляет нравственную добродетель со знанием, и деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести и благе. «Никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле», - пишет Сократ. В свою очередь, этическая концепция Платона об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его души, объясняет смысл человеческого бытия в восхождении, с помощью врожденных добродетелей (мужество, мудрость, воздержанность, справедливость), к миру вечных идей. Переход от античности к средневековью ознаменовался в этике переворотом, суть которого состояла в том, что этика стала религиозной [101: 53]. В этот период мораль, освященная авторитетом Бога, представляет собой систему заповедей идущих от Бога, а нравственная деятельность -служение Богу. В результате важнейшие нравственные проблемы приобретают теологическую, религиозно-философскую форму. Моральные проблемы оказываются подчиненными вопросам религиозно-теологическим, и им навязывается та логика и способ решения, которые укладываются в систему догматов христианства. Существенно меняются взгляды на мораль в эпоху Возрождения. Изменяется и взгляд на нравственную сущность человека, утверждается его достоинство и право на счастливую жизнь. В это время М. Монтень очень точно подмечает критическую проблему, возникшую на стыке личного и общественного. Общепризнанный обычай вовсе не гарантия того, что сообразные ему поступки будут всегда добродетельными. Всеобщая привычка «заслоняет собою подлинный облик вещей» [101: 148]. «... Судить о чем бы то ни было надо опираясь на разум, а не на общее мнение» [101: 257]. В философии Просвещения главными чертами становятся эмпиризм и рационализм, сведение морали к отрасли естествознания. Так, например, Р. Декарт В своей работе «Страсти души» определяет совесть, раскаяние, любовь и уважение, стыд и гордость, мужество и трусость, низость и благородство, добродетельность и порочность как свойства и проявления всеобщей психической конституции человека, как выражение его изначальных душевных импульсов, как результат их соотношения и меры в каждом отдельном индивиде. Иначе смотрит на постановку и обсуждение вопроса об определении морали и нравственности немецкая классическая философия, характеризующаяся сознательным отказом от сведения морали к явлениям, изучаемым естественной наукой, и стремлением вывести нравственность за пределы налично-эмпирических определений человека. Так И. Кант значительное место в своей философии уделяет этическим рассуждениям. По мнению Канта, мораль автономна и является сферой свободы человека. Все законы подразделяются И. Кантом на «законы природы» и «законы свободы» или нравственности. Когда человек сам действует по закону, который может быть одновременно всеобщим, распространяющимся на все человечество («категорический императив»), тогда он и свободен. «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [215]. В то же время Г. Гегель первым обосновывает различие понятий морали и нравственности: мораль корпоративна, нравственность общечеловечна, - замечает Г. Гегель. То есть мораль является принципами поведения той или иной общности, а нравственность - это постулаты поведения индивида как части общечеловеческого рода, нравственность - это абсолютная мораль, единая во все времена для всех народов.
Таким образом, все изложенное выше свидетельствует: мораль детерминирована обществом, а человек свободен в выборе поведения, однако он должен нести ответственность за этот выбор. Мораль, как утверждает С.Э. Крапивенский, - это форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, а нравственность - сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами личности. Иными словами это принятая мораль и проявление ее обнаруживается в личном поведении. Таким образом, на наш взгляд, нравственность образуется из глубоко личных, интеллектуальных, эмоциональных убеждений, самостоятельности, вырабатываемых контролирующими потребностями и мотивами, которые определяют интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни. Соглашаясь с мнением СЕ. Матушкина, мы придерживаемся, точки зрения о том, что нравственность детерминирует поведение изнутри, из души, из совести - что является одним из основных положений данного исследования.
Особенности процесса социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома
Проблема детей-сирот и детской беспризорности не нова. На Руси судьба детей сирот издавна решалась путем призрения. Вплоть до 17 века забота о воспитании сирот в России была частным делом князей и церкви, осуществлялась по религиозным и моральным побуждениям. 1682 год можно считать зарождением идеи государственного попечения детей-сирот. В это время создаются приказы общественного поведения, ведавшие делами детей-сирот, и открываются специальные дома для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам - наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны».
Настоящее попечение о сиротах в условиях специальных учреждений относят к началу 18 века, когда при Холмово-Успенском монастыре Новгородским митрополитом Иовом открывается «сиропитальница для зазорных младенцев».
В годы царствования Петра I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Указом 1715 года он предписывает устраивать в Москве и других городах «гошпитали для зазорных младенцев», куда можно было тайно приносить детей. Особое место в истории воспитания детей-сирот занимают Московский и Петербургский воспитательные дома, созданные во второй половине 18 века. Организация процесса воспитания и быта в этих учреждениях определялась правилами, разработанными И.И. Бецким и А.А. Барсовым. По мнению И.И. Бецкого «только в изолированных от развращенного общества учебных заведениях можно воспитать новых людей и главным в воспитательном доме должен быть труд» [171:8]. Предпочтение отдавалось практической подготовке в области ремесел, что должно было помочь 14-15 летнему выпускнику адаптироваться в обществе. Большое место отводилось и воспитанию нравственности, детей приучали жить по следующим заповедям: «Не делай зла и не досаждай никому»; «Не вреди животному и не озлобляй его»; «Не лги»; «Поступай с другими как хочешь, чтобы поступали с тобой». Особое внимание И.И. Бецкой уделял отношению взрослых к детям, которые должны быть отеческими. В 1839 году В.Ф. Одоевским было разработано «Положение о детских приютах». «Учитывая опыт работы воспитательных и других детских заведений, В.Ф.Одоевский стремился сделать приюты не просто убежищами, в которых дети могли получать питание, уход и надзор, но и воспитательными учреждениями, дающими определенный уровень образования и развития, что должно было гарантировать безболезненное вхождение воспитанников в общество, полноценное включение их в его жизнь» [171:9]. С конца XIX - начала XX века зарождаются общественные филантропические организации, в организации призрения детей-сирот усиливается роль земств, создаются учреждения с инновационными воспитательными системами. Наблюдается развитие учреждений с социально-педагогическими системами, в которых дети были бы максимально приближены к реальной жизни (земледельческие «приюты-самопомощи», поселковые приюты, искусственные семьи). В начале XX века характерным является развитие таких форм призрения детей-сирот как семейный патронат, искусственная семья. Главой семьи являлась выбранная органами общественного призрения мать, в семье было от трех до пяти детей, которые учились в городских школах. Тем самым создатели таких приютов пытались приблизить воспитание детей-сирот к воспитанию в естественных условиях, избавить от изолированности присущей приютскому воспитанию и компенсировать такой важнейший фактор социализации, как семья [107]. В 1917 году коренным образом изменяется социальная политика в отношении детей. В первые годы советской власти появляется острейшая проблема беспризорности. В 1922 году насчитывается около 7 млн. безнадзорных детей, в детских домах проживает лишь 540 тыс. детей. В 20-е годы создаются детские дома разных типов, ориентированные на разные категории детей. В 1924 году была предпринята попытка создания института патронатных семей, который существовал до 1930 года. По числу патронируемых семей РСФСР в 20-е годы занимала первое место в мире. Однако система патроната не принесла ожидаемых результатов, так как получение льгот для семей, берущих детей на воспитание, было связано со многими бюрократическими формальностями. В середине 1930-х годов начинает идеологически акцентироваться ведущая роль коллектива в развитии ребенка и поэтому детский дом признается лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее отвечающим идеям коммунистического воспитания детей. Анализ работ, отражающих опыт организации воспитательной работы в детских домах того времени, показал, что стержнем всей жизни в детском доме являлся труд, связь обучения с производительным трудом. Принятые в 80-х годах постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР об улучшении обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «определили правовую защиту сирот и укрепили материальную базу учреждений, поддержали общественные инициативы, направленные на гуманизацию жизни детей» [171:15]. Проведенный ретроспективный анализ позволяет выделить следующие традиции в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СССР: - стремление дать общеобразовательную подготовку, гражданское воспитание, ориентир на производительный труд и общественно-полезную деятельность; - привитие нравственных устоев, расширение интеллектуального кругозора; развитие способностей детей через участие в творческих кружках, театральной самодеятельности, в музыкальных и хоровых коллективах; - поиск форм определения детей-сирот на воспитание в семью. Настоящее время характеризуется изменением структуры сиротства в России: увеличение числа сирот при живых родителях (социальное сиротство), развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот (приемные и патронатные семьи, опека и попечительство, усыновление), но, несмотря на предпринимаемые усилия, наиболее распространенной формой продолжает оставаться детский дом.
Изучение особенностей нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от условий воспитания
Проведенное нами теоретическое исследование убеждает в том, что проблема нравственного воспитания составляет одну из насущных проблем теории и практики педагогической науки. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс становления личности ребенка носит специфический, несколько отличный от традиционного, характер. Научное изучение данной проблемы поможет вскрыть важные аспекты нравственного воспитания детей-сирот, а также оптимальные условия полноценного нравственного становления воспитанников детских домов.
Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания и социализации легли в основу соответствующего экспериментального исследования. С целью выявления и экспериментального обоснования педагогических условий, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, нами была предпринята попытка исследования данной проблемы.
В методологическом и технологическом аспекте диагностика нравственной воспитанности является довольно сложным звеном в системе педагогической диагностики. Это связано со слабой разработанностью диагностических средств, с одной стороны, и необходимостью выбора критерия значимого на определенном возрастном этапе, с другой (так как выдвигаемый критерий может быть актуален и значим на одном возрастном этапе, а на другом данный критерий либо дополняется, либо заменяется). Анализ психолого-педагогической литературы показал, что исследователи разводят такие понятия как воспитанность в целом и нравственную воспитанность. Так Кравцов А.А. определяет воспитанность как устойчиво реализуемую в поведении интегративную систему отношения человека к социально детерминированным ценностям во всех сферах его жизнедеятельности, включая нормы поведения при выполнении им его социальных ролей. При этом необходимо отметить, что по мере развития общества и образовательных систем происходит постепенное усложнение как требований к воспитанию учащихся, так и критериев, приемов его диагностики.
Рассматривая нравственную воспитанность, Н.И. Монахов подчеркивает, что она является «основой» и сердцевиной воспитанности личности, потому что нравственные качества личности пронизывают все сферы жизни человека. При этом, под уровнем нравственной воспитанности исследователи (Н.И. Монахов, А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский) понимают степень сформированности у школьника, в соответствии с его возрастными возможностями, основных и важнейших нравственных качеств личности [105,122].
Одной из важных проблем изучения нравственной воспитанности является поиск критерия. Как показал анализ, большинство работ по данной проблеме посвящены детям школьного возраста: З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, М.Г. Казакина, Е.В. Ковтунова, Н.И. Монахов и др. При этом, исследователи по-разному определяют критерии нравственной воспитанности личности школьника. Так, например, одни исследователи выделяют в качестве критерия общественную направленность личности (З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, М.Г. Казакина и др.), так как направленность характеризует всю линию поведения личности, и здесь «органически синтезируются» его моральные чувства, представления и воля. Н.И. Монахов, Н.Е. Ефременко, Е.В. Ковтунова, И.С. Марьенко и др. в качестве критерия рассматривают совокупность свойств личности: патриотизм, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, прилежание, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным, ловким, закаленным. Похожую точку зрения мы находим и в исследованиях Е.В. Бондаревской, где она в частности определяет уровень воспитанности как совокупность достаточно устойчивых черт личности, умений и навыков, проявляющихся у школьников в учении, труде, общественной деятельности, в отношении к коллективу и самому себе. А З.Коларж определяет в качестве критерия реальное поведение. Соответственно выделенным критериям авторы предлагают следующие методы диагностики нравственной воспитанности школьника: наблюдение (О.С. Богданова, Н.И. Монахов, В.И. Петрова и др.), экспетиментально-созданные ситуации (А.В. Зосимовский, Н.И. Монахов и др.), социометрические методики (Я.Л. Коломинский, Н.И. Монахов и др.), опрос (О.С. Богданова, А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский и др.), педагогические ситуации (А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский).
Таким образом, исходя из анализа проблемы нравственного развития и воспитания (проведенного в 1 главе), анализа проблемы диагностики нравственной воспитанности школьника мы полагаем, что нравственную воспитанность дошкольника можно понимать как степень сформированности у дошкольника, в соответствии с его возрастными возможностями, основных нравственных знаний и представлений, нравственных чувств и их проявление в поведении.
Оценка результатов экспериментальной работы по нравственному воспитанию детей-сирот старшего дошкольного возраста в процессе социализации
В современных условиях, когда остро стоит вопрос о необходимости решения проблемы сиротства и связанных с ней вопросов адаптации и социализации выпускников детских домов, особую актуальность приобретает проблема научного и методического обеспечения педагогического процесса в учреждениях интернатного типа.
Анализ теоретических исследований по проблеме воспитания детей-сирот и реальной практики педагогического процесса в детском доме, позволил выявить противоречие между необходимостью рассмотрения нравственного воспитания в условиях детского дома, как основы формирования личности и подготовки к самостоятельной жизни с одной стороны и реальной ситуацией воспитательного процесса в условиях учреждений интернатного типа с другой. Очевидно, что для решения этой проблемы необходима разработка стратегии нравственного воспитания адекватной особенностям детей, воспитывающихся в детских домах и особенностям образовательного процесса в условиях детского дома.
Исследование развития взглядов на мораль и нравственность с позиций филогенеза позволило обозначить тот фундамент, на котором строится наш подход к нравственному воспитанию. В ходе теоретического исследования были выделены основные направления в изучении нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Несмотря на общность теоретического фундамента, лежащего в основе этих направлений, нравственное воспитание рассматривается в них с разных позиций. С одной стороны, оно понимается как усвоение нравственных знаний и норм поведения, а с другой как развитие чувств сопереживания и сочувствия.
Далее на основании анализа различных концепций социализации определены сущностные характеристики данного процесса наиболее важные для исследования, где социализация рассматривается с позиций воспитания.
В ходе исследования психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме развития, воспитания и социализации воспитанников детских домов выделены особенности развития детей-сирот, обусловленные своеобразием течения процесса социализации. В результате опытно-экспериментальной работы получены данные, подтверждающие наше предположение о том, что имеются существенные различия в нравственной воспитанности детей в зависимости от условий воспитания (дети-сироты, дети, воспитывающиеся в семье с посещением детского сада). Влияние условий воспитания в детском доме на становление нравственной воспитанности носит комплексный характер. У воспитанников детских домов отсутствует интернализированный контроль над поведением, не смотря на хорошо сформированные знания о нравственных нормах. Отсутствуют ориентации на взаимоотношения со сверстниками в ситуациях нравственного выбора, ограничена способность в проявлении сопереживания и сочувствия (как по разновидностям ситуаций, так и по способам выражения данных чувств). На основании данных исследования определены педагогические условия организации процесса нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста: - создание единой воспитательной системы, охватывающей следующие сферы социализации: общение, деятельность, самосознание; - реализация условий для расширения социальных связей и отношений воспитанников детских домов; - обеспечение субъектной позиции воспитанников детских домов в процессе их социализации, что предполагает реализацию их самостоятельности и активности в различных сферах жизнедеятельности. В соответствии с выделенными условиями разработана программа нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста, где определяющим является значение социализирующей деятельности. Далее в работе обосновывается подход к нравственному воспитанию детей-сирот старшего дошкольного возраста как педагогически организованного социализирующего пространства, в котором дети присваивают основные компоненты нравственной воспитанности как индивидуальный выбор в конкретно проживаемых обстоятельствах, в ситуациях накопления опыта их переживания, в освоении практики реального взаимодействия. Таким образом, исследование убеждает в необходимости особых усилий со стороны педагогов по осмыслению содержания и выработке адекватной стратегии нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста, основой которого являются педагогические условия. Результаты проведенного исследования подтвердили положительное влияние целенаправленной работы по нравственному воспитанию детей-сирот старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома: - на основании комплексной диагностики (нравственные знания и представления, нравственное поведение и нравственные чувства) изучена зависимость становления нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста от условий нравственного воспитания (семья, с посещением детского сада / детский дом); - экспериментально доказано, что нравственное воспитание детей-сирот старшего дошкольного возраста эффективно при соблюдении выделенных педагогических условий. Подводя общие итоги исследования, можно отметить обоснованность выдвинутых в гипотезе предположений и целесообразность предложенных педагогических условий нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме.