Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование процесса формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе 17
1.1. Анализ состояния проблемы формирования эстетического вкуса в эстетическом развитии личности 17-31
1.2. Психолого-педагогические особенности процесса формирования эстетического вкуса младших школьников образовательном процессе образовательной школы 32-49
1.3. Художественная литература как системообразующий компонент процесса формирования эстетического вкуса у младших школьников 50-65
1.4. Педагогические условия эффективного процесса формирования эстетического вкуса младших школьников 66-78
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетического вкуса младших школьников (на примере изучения творчества К.Г. Паустовского) 79
2.1. Диагностика возможностей обновления педагогического обеспечения процесса эффективного формирование эстетического вкуса младших школьников 79-91
2.2.Педагогический потенциал литературного творчества К.Г. Паустовского в системе средств формирования эстетического вкуса младших школьников 92-101
2.3. Содержание, формы и педагогические условия образовательного процесса, направленные на формирование эстетического вкуса младших школьников 102-116
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эстетического вкуса младших школьников 117-139
Заключение
Библиографический список используемой литературы 143-152
Приложения 153-154
- Анализ состояния проблемы формирования эстетического вкуса в эстетическом развитии личности
- Художественная литература как системообразующий компонент процесса формирования эстетического вкуса у младших школьников
- Диагностика возможностей обновления педагогического обеспечения процесса эффективного формирование эстетического вкуса младших школьников
Введение к работе
На современном этапе развития общества особенно остро стоит проблема духовно развитой личности. В то же время ребенок растет и формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся, в частности, возрастанием влияния средств массовой информации с одновременным оттеснением таких воспитательных сред, как семья и школа. С другой стороны, культурное содержание именно этих, наиболее близких для ребенка сред, не только остается однообразным, но и обедняется. Кроме того, на сегодня наметилась тенденция падения социального интереса к ребенку. Все это в существенной мере осложняет процесс культурного развития ребенка, его духовное становление.
Поскольку главным в работе традиционной начальной школы, в основном, остается направленность на формирование знаний, умений, навыков, в школе эта проблема специально не прорабатывается. Вместе с тем в рамках продолжающегося процесса модернизации структуры и содержания образования, начальная школа рассматривается не как "школа навыка". Она призвана стать "первым опытом ребенка в образовании - местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления" ("Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы", 2001 г.). Следует отметить, что такой подход наиболее полно реализуется в развивающем обучении, где на первый план выступает развитие личности ребенка.
К восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках) и в искусстве способно приобщить эстетическое воспитание. Оно может способствовать развитию эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и возможности детей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Именно развивающее обучение дает возможность востребовать все аспекты эстетического сознания младших школьников, что приводит к духовному обогащению и совершенствованию каждой личности.
Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечается в философии (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский; Ш.М. Герман, И.А. Масеев, И.Л. Маца, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович, В.А. Стоюнин и другие). Огромная заслуга в раскрытии вопроса эстетического воспитания принадлежит педагогам как Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский; Ш.А. Амонашвили, И. Вайсфельд, Н.А. Дмитриева, Б.М. Неменский, С.Х. Раппопорт, Е.В. Квятковский и др.
Они отмечали, что эстетическое воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами. В процессе эстетического воспитания формируется эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, развивается способность к созданию эстетических ценностей не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Именно процесс формирования эстетического вкуса, как наиболее соотносимый с духовным, культурным, художественно-творческим развитием каждого субъекта и определяет степень развития их эстетического сознания, что дает возможность для удовлетворения потребностей в творчестве и самовыражении младших школьников в образовательном процессе.
Процесс развития эстетического воспитания исследовали: А.И. Буров, Ю.Б. Борев, И.А. Масеев, Ш.М. Герман, В.К. Скатерщиков и другие; в сферу особенностей эстетического воспитания младших школьников большой вклад внесли С.А. Аничкин, Л.В. Локтева и другие. В исследованиях отмечается, что формирование эстетического вкуса младших школьников напрямую соотносится с их духовным развитием и определяет степень развития эстетического сознания.
Рассмотрению проблем эстетического сознания, отдельных его
компонентов посвящены работы Ю.Б. Борева, И.А. Джидарьяна, Ш.М.
Германа, А.Т. Калиткина, О.В. Лармина, Б.В. Сафронова, В.К. Скатерщикова и других.
Широко в отечественной науке рассмотрены категории эстетического: достаточно полно разработаны также темы как эстетический идеал (Ю.Б. Борев, Н.К. Гей, А.К. Дремов, А.Г. Калиткин, О.В. Лармин, Б.Г. Лукьянов, В.М. Муриан, И.Ф. Смольянинов, Л.Н. Столович, СВ. Туманов); эстетический вкус (Л.Н. Коган, Е.П. Крупник, И.Л. Маца, А.С Молчанова, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков); эстетическая деятельность (Н.А. Ветлугина, Л.А. Зеленов, Л.Н. Коган, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон); эстетические чувства (Б.Г. Ананьев, В.Г. Белинский, Ю.Б. Борев, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, П.М. Якобсон); эстетические потребности (И.И. Джидарьян, В.М. Мясищев, М.А. Верб); эстетическое восприятие (Л.В. Занков, О.А. Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.И. Романовская, А.В. Запорожец, П.М. Якобсон).
Основными в понимании специфики формирования эстетического вкуса как процесса отражения действительности во всем своем многообразии свойств и признаков, в данном исследовании являются идеи А.Г. Асмолова, Л.Н. Божович, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, А.А. Мелик-Пашаева, К.К. Платонова, СЛ. Рубинштейна, П.М. Якобсона и других. Основные подходы в динамике взаимосвязи деятельности и общения ребенка в разные периоды освещены в работах Л.И. Божович; на основе построения структуры и развития личности в деятельности - А.Н. Леонтьев; на основе исследования структуры самой личности - К.К. Платонов; на основе всестороннего развития личности в учебном процессе - В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.
Психолого-педагогические исследования показывают, что взаимодействие ребенка с культурной средой существенно влияет на процесс развития его личности. Вкус рождается в процессе восприятия. Мы имеем некое суждение о том, что имеем, при этом вырабатываются некоторые критерии совершенства. И каждый раз, достигая это совершенство, оно перестает быть совершенством.
6 Вкус - категория относительная, то есть человек не может остановиться в развитии вкуса, поэтому формирование эстетического вкуса рассматриваем в образовательном процесс начальной школы, а затем в основной. Таким образом, мы задаем возможность преемствования и стимул к развитию эстетического вкуса. А сам эстетический вкус вначале - чувственное суждение (мне нравится), затем - рациональное (объясняет, что и почему именно нравится), а вершина - это целостность, способность получать наслаждение, пищу для интеллекта. Все это вместе - то, к чему ведем ребенка, как к целостности восприятия произведения искусства.
Формирование эстетического вкуса мы рассматриваем как процесс не сиюминутный, а длительный по времени его формирования. Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что в науке рассматривались, главным образом, категориальная сторона эстетики, эстетического сознания, а также процесс формирования эстетической культуры в целом. Однако, мало исследовался процесс формирования эстетического вкуса и почти совсем не подлежал изучению процесс формирования эстетического вкуса у младших школьников.
Так Скатерщиков В.К. пишет о том, что задача формирования высоких эстетических вкусов выступает как одна из важнейших задач воспитания личности в нашем обществе. Действительно, эстетические взгляды человека, его художественный вкус относится к числу наиболее сокровенных, составляющих внутренний мир личности. Молчанова А.С. сделала попытку показать всю сложность явления эстетического вкуса - он был рассмотрен и с психологической, и с философско-познавательной, и с социологической, и с педагогической сторон. Однако, остается открытой проблема формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе. Возможно ли создание педагогических условий, обеспечивающих положительную динамику процесса формирования эстетического вкуса личности? Поиском ответа на этот вопрос и составляет смысл нашего исследования.
Необходимо отметить, что учет особенностей восприятия окружающего мира определяет специфику деятельности детей. Это создает условия для творчества, освоения разнообразной тематики гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, а также для процесса создания особой художественной среды, атмосферы свободной, раскрепощенной фантазии, заинтересованности, чувства изумления перед маленьким, но открытием. Решение проблемы заключается в том, что творчеству надо учить, воспитывать личность, желающую и способную творить, делать то, что В.А. Сухомлинский называл "эмоциональным пробуждением разума". Поэтому проблему формирования эстетического вкуса можно научно разрешить только в том случае, если рассматривать вкус не только как способность к созерцанию, но и как способность к творчеству. Об этом пишут В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Е.П. Крупник, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Н.Д. Молдавская, B.C. Мерлин, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская. Они утверждают, что научиться хорошо понимать и оценивать эстетическое можно лишь развивая собственно творческие способности во всех областях человеческой деятельности.
В исследовании мы обращались к опыту педагогов, как европейских (Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци и др.), так и отечественных (М.М. Бахтин, A.M. Горький, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский; В.А. Левин, Н.Ф. Волков, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М.Б. Храпченко и др.), которые отмечали роль литературы в образовательном процессе.
По мнению специалистов, из множества областей человеческой деятельности, участие в которых способствует формированию эстетического вкуса младших школьников, важная роль принадлежит литературе как "первому среди равных" искусств. Эстетический вкус оттачивает произведения искусства. Искусство является той моделью, той целостной картиной мира, которую и можно использовать как средство формирования эстетического вкуса.
Основы формирования духовного развития личности в процессе эстетического воспитания в процессе чтения закладываются в младшем школьном возрасте. В результате длительного и серьезного общения с литературой и искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства: эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, формируется эстетический вкус.
Состояние духовной культуры социума, а в нем ребенка определяется обязательно и региональным компонентом, учет которого делает процесс эстетического воспитания наиболее полным, осознанным, личностно-ориентированным. Следовательно, все, что окружает ребенка, все, что составляет его жизненное пространство - является не полным без учета окружающей природы. Именно поэтому так близка нам природа, а духовная жизнь человека неразрывно с ней связана.
Мы живем в регионе, который как никакой другой подвергается уничтожению, искажению, и во многом здесь лежат истоки эстетической неосознанности той ценности, которая дана природой человеку. Следовательно, все, что окружает ребенка, все, что составляет его жизненное пространство -является не полным без учета окружающей природы. Именно поэтому так близка нам природа, а духовная жизнь человека неразрывно с ней связана. При этом мы рассматриваем педагогические условия вовлечения личности в индивидуализацию эстетического процесса искусства на уроках чтения детьми младшего школьного возраста.
Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что в науке рассматривались, главным образом, категориальная сторона эстетики, эстетического сознания, а также процесс формирования эстетической культуры в целом. Однако, сам процесс формирования эстетического вкуса исследован
недостаточно и почти совсем не подлежал изучению педагогический процесс формирования эстетического вкуса у младших школьников.
Анализ научных трудов в области педагогики и эстетики позволил выявить противоречия в процессе формирования эстетического вкуса младших школьников в современных условиях:
между необходимостью обновления педагогического обеспечения процесса формирования эстетического вкуса у учащихся в условиях современной общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью понятий, характеризующих сущность этого процесса, в том числе понятия "эстетический вкус младшего школьника";
между потенциальными возможностями литературы как
системообразующего компонента в процессе формирования эстетического вкуса и недостаточной разработанностью средств ее целенаправленного использования;
между необходимостью в таком образовательном процессе, который способствует эффективному формированию художественно-творческих способностей учащихся начальной школы в современных организационно-педагогических условиях и недостаточной разработанностью научно-обоснованных и практических подходов к решению этой задачи.
На основе вышеизложенного тема настоящего исследования определена следующим образом: "Формирование эстетического вкуса младших школьников (на примере изучения творчества К.Г. Паустовского)".
Целью данного исследования является выявление, теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетического вкуса младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе общеобразовательных школ.
Предметом исследования выступают педагогические условия формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе общеобразовательных школ.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку гипотезы исследования. Процесс формирования эстетического вкуса младшего школьника (показатель эстетического развития его личности, который проявляется в выработке ценностных ориентиров, обеспечивающих внутреннюю потребность ребенка в духовном обогащении), будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- если процесс формирования эстетического вкуса ориентирован на выработку
личностных эстетических оценок действительности и литературных
произведений и строится с опорой на социальный опыт ребенка;
- если в образовательный процесс включена система творческих задач,
организующих эстетическую деятельность школьников с учетом возрастных
особенностей учащихся начальной школы (как возможность реализации
эстетической реакции в единстве эмоционального и рационального начал);
если ребенок будет целенаправленно вовлекаться в решение коммуникативных задач, направленных на выработку созидательной позиции: "ученик-читатель - художественное произведение - жизнь";
- если будет сформирована речевая среда как возможность самовыражения
эстетического суждения младшими школьниками, которая обеспечит
полноценное взаимодействие учебно-познавательной и творческой
деятельности;
- если будет обеспечено эмоционально-комфортное состояние ребенка
средствами педагогической поддержки;
- если процесс формирования эстетического вкуса у младших школьников
будет строиться с учетом региональных особенностей при разностороннем
взаимодействии с социумом.
Поставленная цель и сформулированная гипотеза исследования определили задачи исследования:
1. На основе анализа состояния проблемы формирования эстетического
вкуса выявить специфические характеристики эстетического вкуса, определить
его значение в эстетическом развитии личности.
2. Определить "эстетический вкус младших школьников" как
педагогическое понятие, уточнить критерии и показатели его проявления.
3.Показать возможности художественной литературы как
системообразующего компонента образовательного процесса при формировании эстетического вкуса младших школьников.
4.Выявить психолого-педагогические особенности формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе общеобразовательной школы.
Опре делить педагогические условия процесса эффективного формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе.
Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности педагогических условий формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе общеобразовательных школ.
Методологическую основу исследования составили:
системный подход, с позиции которого эстетическое воспитание рассматривается как сфера формирования эстетических вкусов в отношении "система - подсистема" (А.И.Буров, Ю.Б.Борев, И.А.Масеев, Ш.М. Герман, В.К. Скатерщиков, А.В. Запорожец и др.);
понимание специфики формирования эстетического вкуса как процесса отражения действительности во всем многообразии свойств и признаков, (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн и др.);
положение о том, что формирование эстетического вкуса младших школьников напрямую соотносится с их духовным развитием и определяет степень развития эстетического сознания (Ю.Б. Борев, И.И. Джидарьян, А.Т. Калиткин, О.В. Лармин и др.);
теоретическое положение об активности эстетического вкуса в формировании творческого потенциала личности в учебной деятельности (Л.В. Занков, Е.П. Крупник, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Н.Д. Молдавская, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.);
психологические теории динамики взаимосвязи деятельности и общения ребенка в разные периоды - Л.И. Божович; на основе построения структуры и развития личности в деятельности - А.Н. Леонтьев; на основе исследования структуры самой личности - К.К. Платонов; на основе всестороннего развития личности в учебном процессе - В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.
Методы исследования. Теоретические методы: систематизация, классификация, сравнительный анализ, позволившие определить подходы к процессу формирования эстетического вкуса; теоретическое моделирование педагогических условий формирования эстетического вкуса с последующим применением в опытно-экспериментальной работе педагога. Эмпирические методы: методы социологического опроса (анкетирование учащихся, родителей и педагогов, интервьюирование, беседы с учащимися, анализ детских творческих работ); методы педагогического прогнозирования и наблюдения за детьми во время прочтения текстов на уроке, во время различных экскурсий на природу, в музеи, на выставки; опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся, их родители и учителя средних общеобразовательных школ Октябрьского района г. Красноярска №№ 72, 84, 82, 36, 41, 3, 95, 96, 131, 138, 141. Всего в констатирующем и формирующем эксперименте приняли участие более 600 учащихся, 216 учителей, 158 родителей.
Основной метод исследования - педагогический эксперимент, который проходил поэтапно. Первый этап: - подготовительный (1996-1997гг.) включал библиографическую работу по проблеме исследования; конкретизацию основных теоретических положений работы. На втором этапе (1997-1998гг.) -поиск путей, форм организации и проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап - формирующий эксперимент (1997-2000гг.), который осуществлялся по двум условно выделенным направлениям: первое -апробация педагогических условий, второе - отслеживание динамики в формировании эстетического вкуса младших школьников. Четвертый этап -контрольный (2000-2001гг.) включал проверку и анализ полученных результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах, формулирование выводов, разработку, оформление диссертации.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается исходной методологической основой, применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе (преподавания в течение 18 лет и Юлетним опытом руководства районной творческой группой учителей, работающей по системе Л.В. Занкова); сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем в результате сравнительно-сопоставительного анализа концептуальных положений, категорий и понятий философии, эстетики, психологии, педагогики:
выявлены психолого-педагогические особенности формирования эстетического вкуса младших школьников средствами образовательного процесса в современной общеобразовательной школе;
уточнено содержание, структурные компоненты педагогического понятия "эстетический вкус младшего школьника", разработаны критерии и показатели выявления динамики его формирования, доступные педагогам-практикам;
обоснованы возможности художественной литературы как системообразующего компонента образовательного процесса (включающего обучение, воспитание, дополнительное образование школьников) при
формировании эстетического вкуса младших школьников на примере
изучения творчества К.Г. Паустовского; определены педагогические условия эффективного процесса формирования
эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе
современной общеобразовательной школы;
Результаты исследования вносят вклад в разработку проблемы эстетического развития личности школьника в условиях образовательного процесса современной общеобразовательной школы; они расширяют представления об эффективных средствах личностного ориентированного обучения в начальной школе.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности учителей начальных классов, ориентированных на целенаправленное эстетическое развитие школьников; для решения практических задач по созданию в общеобразовательных школах развивающих образовательных сред. Материалы исследования могут быть использованы для организации эстетической деятельности, как в условиях общеобразовательных школ, так и во внешкольной работе. Полученные результаты могут быть использованы при разработке спецкурсов по педагогике в средних и высших педагогических учебных заведениях, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей начальных классов. Положения, выносимые на защиту
1. Эстетический вкус младшего школьника является показателем
эстетического развития личности ребенка, выраженного в единстве
чувственного и эмоционально-интеллектуального осмысления
действительности во всем её многообразии и проявляется в создании ценностных ориентиров с учетом социального опыта, обеспечивая внутреннюю потребность ребенка в духовном обогащении. Эстетический вкус может эффективно формироваться у младших школьников, если процесс его
формирования строится на следующих принципах: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
2. Эффективность формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе общеобразовательной школы обеспечивается следующими условиями:
- ориентацией процесса формирования эстетического вкуса на выработку
личностных эстетических оценок действительности и литературных
произведений с опорой на социальный опыт ребенка;
- включением в образовательный процесс систем творческих задач, организующих эстетическую деятельность школьников с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей (как возможность реализации эстетической реакции в единстве эмоционального и рационального начал);
целенаправленным вовлечением ребенка в решение коммуникативных задач, направленных на выработку созидательной позиции: "ученик-читатель -художественное произведение - жизнь";
обеспечением полноценного взаимодействия учебно-познавательной и творческой деятельности при создании речевой среды как возможности самовыражения эстетического суждения младшими школьниками;
- оказанием педагогической поддержки развитию индивидуальности
ребенка через создание эмоционально-комфортной атмосферы на уроках;
- привлечением для достижения цели формирования эстетического вкуса
младших школьников разностороннего взаимодействия с социумом с учетом
региональных особенностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались в ходе работы творческих мастерских в Октябрьском РОО г. Красноярска; на научно-практических аспирантских конференциях АПК и ПРО (г. Москва, 1998 г.); педагогов-исследователей в Красноярском краевом ИПК РО (г. Красноярск, 1995-1999 гг.); на городской
16 педагогической конференции по системе развивающего обучения (г. Красноярск, 2001г.); на районных и городских методических объединениях учителей начальных классов г. Красноярска (1997-2000 гг.). Предложенные условия были апробированы и внедрены в образовательный процесс в общеобразовательных школах Октябрьского района г. Красноярска (школы №№ 72, 84, 82, 36, 41, 3, 95, 96, 131, 138, 141) в процессе повышения квалификации учителей начальных классов в Красноярском краевом ИПК РО.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Анализ состояния проблемы формирования эстетического вкуса в эстетическом развитии личности
Проблема эстетического воспитания всегда была и остается актуальной в плане формирования духовной личности ребенка, в перспективе его развития. Эту проблему рассматривали классики отечественной философии: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и другие; и современной философии: Ш.М. Герман, Б.Т. Лихачев, Н.А. Масеев, И.Л. Маца, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович, В.А. Стоюнин и другие; так и зарубежные философы и просветители: Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Д. Локк, Н.Г. Песталоцци и другие; эстетики: Г.З. Апресян, А.И. Борев, Ю.Б. Буров, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Ш.М. Герман и другие; психологи: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и другие; классики отечественной педагоги: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский; современные педагоги Ш.А.Амонашвили, Н.А. Дмитриева, Б.М. Неменский, С.Х. Раппопорт, Е.В. Квятковский и другие.
Проблема значения эстетического воспитания для формирования духовного облика человека постоянно интересовала исследователей. Её изучению посвящены работы античных мыслителей, философов, педагогов эпохи Возрождения и Просвещения. В эпоху Возрождения оно опиралось на материалистическую ветвь античной мысли (Аристотель).
Одним из самых существенных пороков идеалистической эстетики был отрыв эстетической культуры от материальных условий жизни общества, а эстетическое воспитание - от социальных предпосылок, при воздействии которого оно осуществляется и от которого оно зависит. Эстетическое чувство, эстетическое отношение человека к действительности и эстетические оценки рассматриваются идеалистической философией вне их социального, классового смысла, вне зависимости от общественной практики людей. Отсюда следует, что эстетическое воспитание (в домарксистской эстетике) само по себе способно переделать человека и даже окружающую его среду.
Только в эстетике русских демократов, был поставлен вопрос об эстетическом воспитании как составной части формирования духовного облика "новых людей". От М.В. Ломоносова к революционным демократам В.Г. Белинскому, А.И. Герцену, Н.Г. Чернышевскому, Н.А. Добролюбову развивается и отстаивается традиция служения искусству народу, единства идейности и художественности.
Очевидно, что домарксистская материалистическая эстетика, и особенно эстетика революционеров-демократов, близко подходит к научному обоснованию теории и практики прогрессивного эстетического воспитания, но и она не была в состоянии раскрыть истинную природу эстетического отношения человека к действительности, включающую в эстетическое воспитание все сферы личности.
Таким образом, только в диалектико-материалистической эстетике были развиты лучшие идеи, которые совершили коренной переворот во взглядах на эстетическое воспитание и показали его роль в жизни. Материалистическая эстетика опирается на диалектическое единство человека и окружающего его мира, включающего все подструктуры, влияющие на его формирование, в том числе и образование.
Содержание эстетической воспитательной деятельности в значительной степени определяется также тем, какую трактовку воспитания принимает педагог. В педагогических исследованиях существует следующее понимание воспитания: "воспитание" от слова "воспитать", значит вырастить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование; "воспитание - это передача общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производственному труду". Под влиянием среды и специально организованных условий происходит развитие духовных и физических сил детей, формируется их мировоззрение, и приобретаются ими знания, умения, навыки.
Таким образом, воспитание рассматривается в широком социокультурном и конкретном, практико-ориентированном смысле. В любом случае, воспитание ребенка должно быть основано при воздействии на духовное развитие, только тогда "эстетическое воспитание достигает формирования определенного эстетического отношения человека к действительности" [154, С.424].
Из трех трактовок воспитания, которые дает современная педагогика (воспитание как социокультурное явление, как педагогический процесс и как профессиональная деятельность), предметом нашего исследования является воспитательная деятельность, направленная на формирование эстетического вкуса, мы рассматриваем как педагогическую деятельность, осуществляемую не только в общеообразовательных школах, но и в окружающей социокультурной среде. Главными ценностями этой педагогической деятельности является личность ребенка и процесс её развития. Воспитательная деятельность в нашем понимании - это целенаправленная педагогическая деятельность, смыслом которой является создание условий для развития личности каждого ребенка.
Задача эстетического воспитания сводится к формированию эстетического отношения ребенка не только к действительности, но и к такому искусству, где будет возможным духовное развитие личности, одним показателем которого является эстетическое сознание.
Проблема эстетического сознания рассматривалась учеными различных направлений: философами, эстетиками, психологами. Рассмотрению проблем эстетического сознания, отдельных его компонентов посвящены работы Г.З. Апресяна, Ю.Б. Борева, И.И. Джидарьяна, Ш.М. Германа, А.Т. Калиткина, О.В. Лармина, С.Х. Раппорта, Б.В. Сафронова, В.К. Скатерщикова и других.
Общим положением работ этих ученых является начальным - материальный мир, исходным этапом в развитии жизни - он первичен. Духовный же мир человека - следствие, производное от развития материального мира, - он вторичен. Основные положения этой теории сводятся к тому, что знания, которыми обладает человек, в основе своей строятся на фундаменте его чувственного познания, а не принесены его душой в готовом виде из небытия. Другими словами, представления и понятия приобретены человеком в ходе его жизни, в процессе взаимодействия с миром вещей, природы и общения с миром людей.
Вместе с тем, научно доказано, что внешний мир существует объективно, независимо от того, воспринимает его человек или нет, и независимо от того, с какой глубиной и достоверностью он отражает окружающее. Однако это не значит, что люди вполне точно и совсем одинаково отражают действующие на них предметы внешнего мира. Ведь распустившийся за ночь бутон георгина привлечёт внимание десятки людей, но многие пройдут мимо, не заметив перемен; очевидно, одни и те же ребята получат разные впечатления от прочтения произведений.
Одной из форм сознания является эстетическая форма сознания, включающая в себя эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы и взгляды, эстетические идеалы. К эстетическому сознанию применимы все положения диалектического материализма о структуре общественного сознания, законах его развития, его вторичности по отношению к общественному бытию и его социальной активности, способности обратно воздействовать на породившую его действительность, содействовать её изменению.
Художественная литература как системообразующий компонент процесса формирования эстетического вкуса у младших школьников
Искусство отражает объективный мир, природу и человека, как часть природы, поступки, мысли, чувства людей, их отношения, условия жизни. Все это является источником эстетического познания и эстетической оценки. Самое главное в искусстве, по словам Б.В. Сафронова, это душа человека, его внутренний мир, его мысли, чувства, настроение. "Содержание искусства - это действительность, увиденная глазами художника и обобщенная, показанная в свете определенных эстетических оценок, эстетического идеала. Содержание искусства - это единство объективного и субъективного, реального мира и отношения к нему художника" [131, С.73.] Именно поэтому значение искусства столь велико в процессе формирования эстетического вкуса.
Конкретно-чувственная, вещная природа мышления в искусстве позволяет ребенку добывать новые знания об уже известных вещах; изображенные предметы в искусстве есть в известном смысле его открытие. Искусство возвращает вещам мира первозданную прелесть, и здесь познавательная его функция смыкается с воспитательной. То есть оно прежде всего создает нашу чувственную природу, учит человека по-человечески воспринимать мир. М. Пришвин так пишет о познавательном искусстве в книге "Весна света": "Искусство становится как бы призмой цивилизации между глазом человека и природой. И он воспринимает мир не равнодушно, а активно, будучи воспитанным искусством". Итак, для восприятия искусства нужна активная познавательная деятельность детей.
Воспитующее воздействие на людей - вторая сторона цели искусства. Искусство формирует определенный строй чувств и мыслей читателя, зрителя, слушателя, и в этом смысле оно почти незаменимо другими формами общественного сознания, хотя каждая из них тоже оказывает воспитующее воздействие на человека. "Искусство действует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, куда искусство не может проникнуть своим влиянием" [140,С287]. В произведениях искусства художественный образ, отражающий жизнь, заключает в себе мысли и чувства художника, которые всегда воплощаются в определенном материале. Для того, чтобы почувствовать красоту, необходимо знать сущность предметов и явлений действительности. Поэтому не нужно представлять себе эстетическое воспитание как нечто не связанное с развитием ума, познавательной способности человека. Красота требует понимания знаний её законов: закона соответствия формы содержанию, закона меры, закона гармонии.
Третья сторона триединой цели искусства - эстетическое воздействие. Но сколь ни разнообразны и ни важны функции искусства, они подчинены главной его задаче - служить воспитанию людей, формированию личности. Ведущая общественная функция искусства - воспитательная. Возможности воспитательного воздействия искусства усиливаются благодаря его относительной общедоступности, доходчивости, сравнительной легкости восприятия художественных произведений. И поэтому воспитательная сила искусства так велика, что "опыт героев художественных произведений, переплавленный воспринимающим в горниле его раздумий, переживаний, эстетических чувств, становится опытом собственным, формирует строй новых чувств, новых человеческих отношений" [131, С.61]. Таким образом, искусство и "повторяет" мир и заново создает его.
Отсюда вытекает значение эстетической функции искусства: искусство пробуждает в людях художников, то есть творцов всех материальных и духовных ценностей земли, так как все они создают по законам красоты вещи не только полезные, но и прекрасные.
Итак, одной из системообразующих компонентов процесса формирования эстетического вкуса является литература как вид искусства. Ещё Гегель отмечал уникальную способность литературы: вовлечь в свое содержание и мысли, и внешние формы явлений. Представители диалектического материализма утверждают, что литература - "первое среди равных" искусство. Она не может заменить собой все сферы художественной культуры.
Художественная литература обладает огромными, почти безграничными возможностями отражения всего многообразия и богатства жизни, непосредственной передачи и явлений действительности, и мыслей, и чувств человека.
Одним из системообразующих компонентов процесса формирования эстетического вкуса младшего школьника является литература как вид искусства, отражающий все многообразие и богатство жизни. О художественном воздействии литературы на человека писали Чернышевский Н.Г., Толстой Л.Н., Горький A.M., Бахтин М.М., Романовская З.И., Шаталов С.Е., Куревина О.А., Кушаев Н.А., Амонашвили Ш.А., Вайсфельд П., Дмитриева Н.А., Неменский Б.М., Раппопорт С.А., Квятковский Е.В. и другие. Психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков) давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений.
В каждом литературном произведении жизнь не просто копируется, а преобразуется, одухотворяется творчеством художника. Человек воспринимает вторичную действительность, созданную фантазией художника и запечатленную в образной форме. "Лишь в художественном мире искусства возможно познать человека в максимальном многообразии его связей с окружающей жизнью и с учетом множества воздействующих на него сил, которыми обусловлены его сознание и поведение. При этом и они, и его духовное развитие, и его достижения - все это воплощается в конкретно -образной и как бы непосредственно созерцаемой картине" [165, С.25].
Диагностика возможностей обновления педагогического обеспечения процесса эффективного формирование эстетического вкуса младших школьников
«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием», - к такому выводу пришли. 99,5% опрошенных учителей начальных классов в проводимом анкетировании в Октябрьском районе г. Красноярска. Они подтвердили наши теоретические выводы о том, что действительно эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием.
Большинство анкетируемых учителей (60%) ответили, что на формирование эстетического вкуса областей оказывают влияние все предметы общеобразовательных дисциплин. 41,7% учителей начальных классов отметили область филологию как одну из основных возможностей формирования эстетического вкуса. Причем они заметили, что формирование эстетического вкуса в начальной школе возможно - 15,5%, необходимо - 64,4%, обязательно -19,2%. На возможность ответа - нецелесообразно - ни один не ответил положительно. Затруднений этот вопрос не вызвал.
Исходя из этого. Мы можем заключить следующее: все учителя едины в понимании возможности формирования эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста, но в образовательном процессе это является действительно западающим звеном.
Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательных школ, ведь именно начальные классы являются ответственным звеном в системе подготовки учащихся-читателей. База литературного развития должна закладываться с первого класса, чтобы использовать те особенности мышления, восприятия, чувств, которые изменяются, исчезают с возрастом. Именно «на начальном этапе скрыты немалые неиспользованные возможности литературного развития, которые трудно восполнить в средних и старших классах» (Н.Н. Светловская).
Как помогают курсы литературного направления, изучаемые в начальных классах средних общеобразовательных школ? Это отражено в авторских программах Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, З.И. Романовской, М.В. Головановой, В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой, В.А. Левина, Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко, Г.Г. Гранник и О.В. Соболевой и других.
Курс «Чтение - литература» разработали Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева. Авторами предложены учебники «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света». Цель в начальной школе является «научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя». Грамотный читатель в понимании авторов - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира.
Одной из задач данного курса является приобщение ребенка к литературе как искусству слова, выработка в ребенке потребности в чтении, а также воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Поэтому авторы в построении учебников используют тематический принцип группировки материала, принцип жанрового разнообразия, принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг «взрослой» литературы монографический принцип. Все это связывается внутренней логикой системы чтения.
С точки зрения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой это произойдет с помощью эвристической беседы. Учитель на уроках показывает особенности авторского употребления слов, красоту и яркость слова в художественном тексте. Идет работа над языком художественных произведений, над образом литературного героя через обращение к сюжету произведения. Вместе с тем, не всегда выбор произведений соответствует критерию формирования требовательного эстетического вкуса на классических образцах произведения слова.
Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская разработали курс «Литература как предмет эстетического цикла». Основная цель данного курса - воспитание эстетически развитого читателя, приобщение ребенка к способам и средствам работы с художественным текстом, к «секретам» авторского мастерства, «тайнам» внутреннего мира героев и радостям постижения этих «тайн». И писатель, и культурно развитый читатель, с одной стороны, вживаются в мир художественного произведения, а с другой стороны - ощущают себя за рамками этого вымышленного, условного мира, сохраняя позицию вне этого произведения.
Исходным для курса «Литература как предмет эстетического цикла» можно считать отношение «автор - художественный текст - читатель». Оно соответствует концепции М.М. Бахтина о "заочном" диалоге между читателем и писателем. Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позиции. Однако, не всегда предложенные технологии учитывают возрастные особенности детей младшего школьного возраста, основанных на наглядно-образном мышлении, что затрудняет восприятие литературного произведения через теоретизирование.
Основной задачей курса З.И. Романовской «Чтение» по учебникам «Живое слово» является развитие культуры чтения, приобщение детей к художественной литературе как виду искусства, как к искусству слова. До этого данная задача в программах начальной школы не ставилась. Она вытекает из общих задач развития чтения в системе Л.В. Занкова, которые направлены на достижение общего развития младших школьников, понимаемого как развитие их ума, воли и чувств, духовных потребностей. Интерес к чтению как отмечает автор, прежде всего, связан с отбором материала. Детям младшего школьного возраста свойственно жизнерадостное познание и восприятие мира, удивление его открытию. Поэтому в 1-3 классах для чтения предлагается много текстов, содержащих юмор и вызывающих у детей целую гамму чувств - от улыбки до бурного смеха, от грусти и жалости, до слез.
В основе отбора материала учебника положен идейно-эстетический принцип, заложенный в органической связи с воспитательной ценностью произведений.