Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Борисова Светлана Михайловна

Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды
<
Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борисова Светлана Михайловна. Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Чебоксары, 2006 161 с. РГБ ОД, 61:06-13/2563

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды 16

1.1. Сущность и содержание понятия «музыкально-эстетический вкус» в аксиологическом и процессуальном аспектах 19

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в контексте преемственности 41

1.3. Этномузыкальные традиции как средство осуществления преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде 56

1.4. Формирование музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников на основе диалога культур 70

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование преемственности в формировании музыкально- эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в системе «дошкольное образовательное учреждение - начальная школа 89

2.1. Педагогические условия реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде 89

2.2. Организация экспериментальной работы по обеспечению преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников 115

Заключение 131

Библиография 134

Приложения 151

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из важнейших гуманитарных проблем в настоящее время является преодоление последствий разлада, возникшего в духовной жизни российского общества и вызванного сменой систем нравственных ценностей на рубеже XX - XXI веков. В этой связи особую актуальность приобретает тема гармоничного взаимодействия человека и культурной среды.

Процесс формирования эстетической культуры как составного компонента общей культуры личности должен стать непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания, нацеленной на утверждение в сознании и деятельности человека принципов ценностного отношения к художественной культуре. Эстетическая культура немыслима вне исторически сложившихся традиций народов, их отношения к искусству, прекрасному в окружающей действительности. В формировании культуры личности огромна роль сокровищ народной эстетики, богатейших музыкальных и художественных традиций, являющихся действенным средством этнической педагогики. Классические образцы научного подхода к народным традициям воспитания и формирования морального облика подрастающего поколения оставил В.А. Сухомлинский, реализовавший их в опыте «Школы радости», «Школы под голубым небом».

Поддержание гармонии в обществе, в том числе и в детской среде, возможно только на основе преемственности в формировании духовно-эстетических установок начиная с младшего возраста, она может осуществляться за счет интеграции видов и жанров искусства. Это музыка, живопись, поэзия, танец, народно-прикладное творчество, театр. В системе искусств музыка занимает особое место. Поэтому общение с музыкой благотворно влияет на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, особенно в раннем детстве.

Педагогам и родителям необходимо знать, что любое рассогласование в эстетической деятельности детей в начале их целенаправленного воспитания может не только нарушить естественную гармонию, но и привести этот компонент личностного развития к дисфункции, тем более в настоящее время, когда художественная и музыкальная культуры не являются определяющим фактором формирования личности. Современное телевидение во многом, в том числе и в музыкальном отношении, разрушает духовный мир детей. В связи с этим полноценное художественное воспитание, формирование музыкально-эстетического вкуса у детей, начиная уже с дошкольного возраста (5-6 лет), актуально не только в плане складывания их культуры в целом, но и для формирования других качеств личности.

Определение понятия «формирование музыкально-эстетического вкуса» представляется как непрерывный процесс развития эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей деятельности, обусловленной влиянием искусства, разнообразных эстетических объектов и явлений действительности.

В момент перехода детей из дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в начальную школу особое значение приобретает преемственность в обучении и воспитании. Проблема преемственности между смежными ступенями образования всегда была в центре отечественной психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, СМ. Годник, B.C. Кузин, Ю.А. Кустов, А.А. Люблинская, A.M. Пышкало, В.А. Ситаров и др.). Но сегодня, наполненная новым смыслом, она стала особенно актуальной.

В данном исследовании преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного (5-6 лет) и младшего школьного возраста (первоклассников) в условиях поликультурной среды понимается как процесс, ряд, элементы которого, составляющие совокупность или систему, следуют один за другим в строго логичной последовательности; преемственность как проявление синтеза, фактор интеграции, комплексности, комбинированности, сочетания, совмещения и в конечном

5 счете, создания временной и пространственной связи рассматриваемых явлений. Она достигается на общей основе полилога культур, ибо в нашей практике используются эстетические ценности разных народов (представители которых есть в группе, классе) посредством обращения к исконным музыкально-художественным источникам. Этот процесс происходит на основе интеграции различных видов деятельности: театрализованной, музыкально-хореографической, декоративно-прикладного творчества с использованием разнообразных форм работы с детьми (музыкально-речевые игры, народные тематические праздники, интегрированные занятия, просмотр видеофильмов, занятия-беседы). Методическим основанием процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников является диалог культур, позволяющий каждому ребенку вживаться в образную сферу искусства народов, эпох, традиций, осваивать это в деятельности, присваивая именно те ценности и образцы, которые близки природно, от рождения.

Подобный подход расширяет возможности трактовки интегративной сущности музыкально-эстетического вкуса в аспекте преемственности. Так, разнообразие народных музыкальных инструментов производит на детей эстетическое впечатление не только издаваемыми звуками, но и внешним видом (игрушки, малые формы скульптур, фигурки сказочных образов). Если ко всему этому добавить соответствующий интерьер с атрибутами и праздничную национальную одежду (а действо происходит в сопровождении музыки), для ребенка эта микросреда становится мотивом и естественным стимулом к настоящему творчеству. Музыкально-эстетические предпочтения при таком подходе окрашены в празднично-воодушевленные, мажорно-оптимистические тона. У ребенка это вызывает глубокие положительные эмоции. В нашей педагогической деятельности именно таким образом создавалось своего рода «пространство преемственности», воплощающее конструктивные взаимодействия эстетических факторов в условиях всеобщей связи предметов и явлений.

Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день существует ряд концепций, обосновывающих и определяющих содержание и средства эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе национальной культуры и народного творчества в диалектическом взаимодействии единства и многообразия. Единство рассматривается с позиции интеграции отраслей искусства (Б.П. Юсов), также на основе синкретичности народного искусства как особого пласта художественного творчества, предполагающего усвоение личностью духовных ценностей, созданных народом.

Начиная с 90-х годов XX века, новую силу обретает, известная еще античной педагогике идея личностно-ориентированного образования и воспитания человека. Для XXI века эта идея становится концептуальной и ведущей. Данную проблему исследовали ученые Н.А. Алексеев, В. Белль, П. Брендвайн, В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, Р. Дрейвер, В.Н. Иванов, B.C. Ильин, М.В. Кларин, А. Маслоу, Дж. Найсбитт, Л.Н. Новикова, М. По-лани, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская.

Одним из важнейших проявлений личности, с точки зрения Ж.А. Вартановой, М.С. Кагана, С.А. Кикеевой, А.С. Молчановой является эстетический вкус, который можно отнести к интегративным качествам. Это свойство определяет адекватную реакцию на окружающие явления и предметы, направляет человеческую деятельность.

Основываясь на том, что первые представления о подлинных эстетических ценностях, способность к самостоятельному вкусовому выбору закладываются с раннего детства, ряд исследователей (Т.Г. Браже, М.А. Верб, Н.А. Ветлугина, И.И. Карпушин, Л.М. Кашапова, С.А. Кикеева, В.В. Селиванов) и педагоги-практики (Л.К. Голубева, А.Я. Журкина, Н.Г. Игнатьева, Е.Ф. Неверова, Е.С. Шишкова-Горская и др.) отмечают важность роли воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ, учителей начальных классов в музыкально-эстетическом воспитании детей. В целях достижения наилучших

7 результатов педагоги должны обладать комплексом профессиональных качеств, необходимых для деятельности в данном направлении.

В практике современных ДОУ и начальной школы многонациональных регионов России, каким является Республика Коми, педагогами предпринимаются активные действия по включению этнокультурных ценностей в процесс воспитания детей. Однако у них нередко возникают трудности. Зачастую этнокультура предстает перед детьми в стилизованной форме, лишенной самобытности и этнического своеобразия. Недостаточно четко разработаны содержание, формы и методы формирования музыкально-эстетического вкуса у детей, не определены необходимые для этого процесса оптимальные педагогические условия, что не позволяет осуществлять его более эффективно.

В период перехода из ДОУ в начальную школу особенно актуальным становится обеспечение преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей, это связано с тем, что именно искусство как эмоциональная сфера позволяет минимизировать трудности переходного периода (психофизические, социально-адаптационные). В этой связи народное искусство в силу всеобъемлющего воздействия, активизации самодеятельности и творчества каждого, кто соприкасается с ним, становится средством развития художественных способностей, в целом эстетического воспитания. Особенно важно включение народного искусства в образовательный процесс ДОУ и начальной школы в условиях поликультурной среды, в которой ребенок приобретает эстетический опыт освоения разных культурных ценностей на основе своей родной.

В сложившейся практике дошкольных образовательных учреждений и начальной школы существует противоречие между осознанием педагогами значимости преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методической разработанностью педагогических условий реализации этого процесса - с другой.

Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: каковы педагогические условия, обеспечивающие преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования - процесс музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования - преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды.

Гипотеза исследования - преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде основывается на учете возрастных особенностей детей в процессе освоения ими народного искусства в диалоге с музыкально-художественной культурой разных этносов; реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного и младшего возраста (первоклассников) будут способствовать следующие педагогические условия:

организация среды, способствующей активному творческому восприятию детьми музыкально-художественных ценностей разных народов через различные виды эстетической деятельности;

интеграция народного искусства, его этнокультурного и этнопедаго-гического потенциала в познавательную, речевую, музыкально-эстетическую деятельность старших дошкольников и в изучаемые первоклассниками предметы гуманитарного цикла (чтение, ИЗО, музыка, ритмика, коми язык);

внедрение в процесс повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов программы «Музыкально-эстетические традиции народа» (через проведение методических семинаров, конференций, консультаций);

готовность педагогов ДОУ и учителей начальных классов к активной творческой деятельности по формированию музыкально-эстетического вкуса у детей на принципах сотрудничества;

организация процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у первоклассников на основе наличного уровня музыкально-сенсорного развития и эстетического опыта у старших дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «музыкально-
эстетический вкус» в аксиологическом и процессуальном аспектах.

  1. Проанализировать психолого-педагогические особенности формирования музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в контексте преемственности.

  2. Охарактеризовать этномузыкальные традиции как средство реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде.

  3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде.

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический и сравнительный анализ философской, историко-педагогической, этнографической и психолого-педагогической литературы; теоретические исследования и практические разработки по поставленной проблеме; анализ опыта педагогов ДОУ, учителей начальных классов, педагогов детской музыкальной школы; прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой послужили:

Студия для детей 5-8 лет детской музыкальной школы г. Новочебок-сарска (Чувашская Республика); образовательное учреждение-комплекс «Начальная школа - детский сад» № 8 г. Усинска (Республика Коми). В исследовании приняли участие 23 педагога и 156 детей (воспитанники ДОУ, ученики первых классов, учащиеся музыкальной школы), родители.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997 - 1998 гг.) осуществлялся научно-теоретический анализ проблемы музыкально-эстетического воспитания детей разного возраста, изучалось состояние ее разработанности. Анализ литературы и опыта педагогов-практиков стал основой для научно-методической разработки проблемы преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей, начиная с дошкольного возраста, с продолжением в начальной школе.

На втором этапе (1998 - 2003 гг.) разрабатывались научно-методические положения, обосновывающие формирование музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде на принципах преемственности, выявлялись и обосновывались соответствующие педагогические условия; апробировалась авторская методика музыкально-эстетического воспитания детей 5-8 лет (на базе детской музыкальной школы); на основе программы «Музыкально-эстетические традиции народа» проводилось опытно-экспериментальное исследование в образовательном учреждении-комплексе «Начальная школа - детский сад» и подготовка педагогов к деятельности по формированию музыкально-эстетического вкуса у детей (в форме методических семинаров, конференций и консультаций).

На третьем этапе (2003 - 2005 гг.) проводились систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение его основных положений; окончательное оформление диссертации; были организованы доклады и сообщения среди коллег, а также в научном коллективе - группе музыкальной этнопедагогики Научно-исследовательского института семьи и воспитания

Российской Академии образования под руководством ведущего научного сотрудника И.А. Богданова.

Методологическую основу исследования составили гуманитарная и культуротворческая парадигма в образовании и связанный с ней этнопедаго-гический подход к воспитанию; теоретические исследования по эстетике; концепции личностно-ориентированного и системного подходов в образовании; фундаментальные положения о творческом развитии личности в процессе музыкально-эстетического воспитания, роли социальной активности личности в ее формировании; идея преемственности в контексте диалектической закономерности всеобщей связи явлений в природе и обществе.

Теоретическую основу составили научные концепции по поликультурному воспитанию (Е.В. Бондаревская, С.К. Бондарева, В.П. Борисенков, Ю.С. Давыдова, О.Г. Кукаленко, А.А. Реан, Л.Л. Сапрунова, М.Г. Тайчинов, В.А. Тишков), теории и положения по эстетике в единстве с диалогом культур (А.В. Ахутин, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.В. Борев, В.В. Бычков, Г.Н. Волков, М.С.Каган, О.А. Кривцун, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.И. Михайлов); философские положения о преемственности как проявлении закона диалектического синтеза (Э.А. Баллер, СП. Годник, Б.М. Кедров); по психологии эстетического восприятия (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.П. Крупник, А.Н. Леонтьев); о воспитательной силе искусства (Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев); по этнофилософии, этнопедагогике, этнопсихологии (Г.Н. Волков, Л.В.Кузнецова, Г.А. Никитин, Т.Н. Петрова); о личностно ориентированном образовании (И.А. Алексеев, СВ. Белова, М.В. Кларин, Н.К. Сергеев, В.В.Сериков, B.C. Слободчикова, И.С. Якиманская); об эстетическом воспитании детей младшего возраста - дошкольников и младших школьников (Б.Т. Лихачев, Т.Я. Шпикалова); об этнокультурно направленном образовании (А.Б. Панькин); о музыкально-эстетическом воспитании детей (Н.А. Ветлугина, Г.П. Захарова, Ю.Д. Кудаков, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, P.M. Чумичева, Л.В. Школяр).

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной работы в сочетании с аналитическим представлением собственного опыта и опыта коллег.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Уточнены сущность и содержание понятия «формирование музыкально-эстетического вкуса» в контексте преемственности и возрастного периода - старший дошкольный и младший школьный.

Охарактеризованы этномузыкальные традиции как средство осуществления преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде.

Определены критерии и уровни сформированности музыкально-эстетического вкуса у первоклассников.

Выявлены и обоснованы педагогические условия реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в поликультурной среде.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию музыкального воспитания детей; в нем дано научное обоснование преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды и психолого-педагогических адаптивных механизмов ее реализации. Разработанные материалы создают предпосылки для проведения прикладных исследований в данной области.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы оказывают конструктивное содействие в совершенствовании практики музыкально-эстетического воспитания детей на возрастном этапе от 5 до 8 лет; программа «Музыкально-эстетические традиции народа» применяется на ме-

13 тодических семинарах для педагогов ДОУ и учителей начальных классов (лекционные и практические занятия, конференции и консультации), а также в практике работы с родителями.

Апробация результатов исследования осуществлялась в виде публикации методических разработок, обсуждений на научно-практической конференции «Эстетическое воспитание детей средствами фольклора: новые пути и решения» (Сыктывкар, 2000 г.), конференции педагогов ДОУ и учителей начальных классов «Инновационные технологии воспитания дошкольников и младших школьников» (Усинск, 2001г.), республиканской конференции «Формирование музыкально-эстетического вкуса у детей» (Сыктывкар, 2001г.), Международной научно-практической конференции «Этнопедагоги-ческий диалог культур» (Москва, 2002г.); через выступления в рамках круглого стола «Современное дошкольное образование» на III Республиканской выставке «Школа - 2004» (Сыктывкар, 2004г.); обсуждениях на заседании кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева; чтение лекций на курсах повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов (Усинск, 2005г.).

Основные материалы исследования отражены в 8 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников рассматривается как развитие способности различать, понимать и оценивать явления прекрасного в окружающей действительности, музыке, и на ее основе - в живописи, народно-прикладном искусстве путем творческой переработки полученных эстетических впечатлений, предпочтений, ориентации. Музыка, как интегративное искусство, соединяющее в себе собственно звуковые, зрительные, пластические образы и осваиваемое дошкольниками и младшими школьниками в многообразной музыкально-творческой деятельности, соответственно обеспечивает непрерывность и преемственность эстетического воспитания в едином образова-

14 тельном процессе. Преемственность в данном случае является механизмом осуществления целостного и системного подхода к воспитанию и учитывает связь в целях, содержании, методах и средствах воспитания.

2. Преемственность музыкально-эстетического воспитания детей в
ДОУ и начальной школе многонациональных регионов России, каким явля
ется Республика Коми, определяется спецификой поликультурной среды:
многоязычием, этномузыкальными и этнокультурными традициями. Это яв
ляется естественным фактором, обусловливающим эффективность музы
кально-эстетического воспитания детей, где органично происходит процесс
включения их в восприятие музыкально-художественных ценностей разных
народов, освоения и присвоения эстетических представлений согласно при
роде образно-эмоционального мышления. Этномузыкальные традиции, вклю
чающие пение с движением, словом, игрой, драматизацией, при этом
становятся естественным и действенным средством реализации преемствен
ности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошколь
ников и младших школьников.

3. Реализации преемственности в формировании музыкально-
эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поли
культурной среде будут способствовать следующие педагогические условия:

организация среды, способствующей активному творческому восприятию детьми музыкально-художественных ценностей разных народов через различные виды эстетической деятельности;

интеграция народного искусства, его этнокультурного и этнопедаго-гического потенциала в познавательную, речевую, музыкально-эстетическую деятельность старших дошкольников и в изучаемые первоклассниками предметы гуманитарного цикла (чтение, ИЗО, музыка, ритмика, коми язык);

внедрение в процесс повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов программы «Музыкально-эстетические традиции народа» (через проведение методических семинаров, конференций и консультаций);

готовность педагогов ДОУ и учителей начальных классов к активной творческой деятельности по формированию музыкально-эстетического вкуса у детей на принципах сотрудничества;

организация процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у первоклассников на основе наличного уровня музыкально-сенсорного развития и эстетического опыта у старших дошкольников.

4. Критериями сформированности музыкально-эстетического вкуса, т.е. эстетических интересов, представлений и действий у детей 7-8 лет являются взаимозависимые процессы ценностного отношения человека к миру в целом. В эту совокупность включаются: наличие эстетического интереса к окружающему миру и человеку (эмоциональный отклик на его эстетические свойства); наличие музыкальных и художественных представлений; умение выражать словами эмоциональные переживания, интерес к образным свойствам музыки, живописи, поэзии; овладение эстетическими действиями в предметной и художественной деятельности; качество, аккуратность изделия, завершенность и оригинальность замысла. Индивидуальные проявления детей в практической творческой деятельности (участие в выставках декоративно-прикладного творчества, в музыкальных фестивалях и конкурсах, желание обучаться в специальных учебных заведениях - музыкальной и художественной школах) - также показатель степени сформированности у них музыкально-эстетического вкуса.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Сущность и содержание понятия «музыкально-эстетический вкус» в аксиологическом и процессуальном аспектах

Выяснение смысла и сущности эстетического познания действительности, эстетических ориентации, формирования эстетического вкуса и обусловленной ими эстетической деятельности становится актуальной педагогической проблемой, связанной с развитием у человека эстетических чувств, представлений, понятий, предпочтений, выбора. Рассмотрим ее в логической последовательности: философия - эстетика - педагогика.

Анализ развития эстетической мысли (до настоящего времени) позволяет выделить в ней общую тенденцию - гуманистическую, предполагающую признание и отстаивание общечеловеческих ценностей, в то же время не допускающую игнорирования национальной духовной культуры. Но, едва ли в полной мере правомерно и отрицание классово-сословного своеобразия культурных ценностей. Известно употребление словосочетаний «крестьянская культура», «дворянская» или «купеческая культура». Из истории: в деревенской избе крестьянина не танцевали мазурку, в рабочих бараках не пели серенады и арии. В своей замечательной книге «Мир русской души» [164, 347] А.П. Рогов вполне доказательно различает народную и господскую культуру.

Различные подходы к гармонии общечеловеческого и национально особенного находят свое отражение в исследованиях отечественных ученых и педагогов - Л.С. Выготского, А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, СТ. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, М.С. Кагана, Б.М. Теплова, Д.Б. Кабалевского, Б.П. Юсова, Б.М. Неменского, Ю.Б. Борева, А.А. Ме-лик-Пашаева, А.И. Бурова, Е.В. Квятковского. В работах данных авторов нет противопоставления классового и общечеловеческого, в них четко определены сущность, критерии эстетического воспитания, пути формирования художественного вкуса и ценностного отношения к действительности.

С 20-х годов XX в. эстетика развивалась не только в рамках философского знания, но и стремительно вторгалась в жизнь, особенно в сферу педагогики. В творческих поисках выкристаллизовывались новаторские формы и методы музыкально- эстетического воспитания. Однако процесс становления системы эстетического воспитания в то время не был простым и однозначным. Наряду с достижениями имели место и отрицательные стороны, что связано, в первую очередь, с ощутимой политизацией общественной жизни тогда.

В настоящее время эстетика, на первый взгляд, не является сферой идеологической борьбы, и как наука стремится к выявлению общечеловеческих критериев понимания красоты. Однако массовая культура, чуждая российским художественным традициям, подвергает опасности эстетические ценности особенно малочисленных народов. Угрозу для формирования музыкально-эстетического вкуса детей создает неразборчивость телевидения. Особенно печальные последствия может иметь его некритичность: превалируют коммерческие интересы, а педагогические императивы принимаются во внимание в крайне редких случаях.

К.М. Хоруженко определяет эстетическое воспитание как сложный процесс, предполагающий, во-первых, развитие способностей человека к эстетическому восприятию и переживанию, а также формирование его эстетического вкуса; во-вторых, формирование способности к творчеству «по законам красоты» [195, 569]. Целью эстетического воспитания, по мнению А.В. Бакушинского, является «освобождение творческих потенций человека», «культура творческой личности». Эстетическое воспитание - это формирование и развитие чувства красоты как врожденного, «родового» начала в человеке, а основным инструментом является искусство [11,157].

Эстетическое воспитание всеобъемлюще, оно охватывает интеллектуальную, волевую, ценностно-ориентационные стороны личности, определяя тем самым не только знания, но и характер человека, пронизывает все сферы жизнедеятельности личности и формирует такие качества, как глубина мышления, тонкость чувств, характер избирательности, установки [26,382].

В контексте идей преемственности и непрерывности эстетического воспитания детей особенную ценность имеют труды Т.Н. Петровой, посвященные философско-педагогическим аспектам этноэстетической культуры. В этом отношении плодотворным оказался диалог Т.Н. Петровой с А.Б. Панькиным, разрабатывающим проблемы формирования этнокультурной личности.

В настоящее время накоплен значительный научно-теоретический материал (идеи, концепции, теории), методический опыт в сфере музыкально-художественного воспитания. В современных научных исследованиях используются теоретические достижения эстетики, прошедшие проверку временем и практикой. Например, такие важнейшие методологические положения теории эстетического воспитания, как положение о ведущей роли целенаправленного воздействия на духовное становление личности ребенка; принцип всеобщности эстетического воспитания; идея комплексного (комбинированного) подхода в реализации системы эстетического воспитания, т.е. во-первых, различные виды искусства постоянно взаимодействуют в процессе влияния на ребенка, во-вторых, эстетическое воспитание осуществляется единством воздействия средств искусства и действительности и является органической частью любого вида воспитания; принцип эстетики всей детской жизни, причем при условии вовлечения детей в активную познавательную деятельность по созданию и сохранению красоты окружающей среды. Особую ценность представляет новаторская концепция Б.П. Юсова об интеграции всех видов и жанров искусства в процессе эстетического воспитания детей, что имеет прямое отношение к идее преемственности и непрерывности.

Современные ученые развивают эти теоретические положения, так О.В. Дивденко выделяет три основных сферы эстетического воспитания: сквозь призму общественного явления - занято все общество в целом; профессионального - занимаются люди, чьи профессии связаны с искусством; как самовоспитание - доминирующее личностное. В любой из указанных сфер в процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире художественных ценностей, что имеет прямое отношение к формированию и углублению эстетического вкуса.

Анализ литературы, посвященной теории эстетического воспитания, требует внимания к проблеме исторических корней, предполагающей тщательный разбор личных взглядов, гипотез, концепций. В связи с этим представляется необходимым уточнить ведущие понятия, на которые необходимо будет опираться в последующем освещении темы исследования. Теоретики эстетического воспитания выделяют такие важнейшие задачи, как внесение эстетических реакций в жизнь ребенка, проблема эстетического развития рассматривается как задача социализации личности через формирование духовных потребностей. В теории эстетического воспитания выделяется такое ведущее понятие, как эстетическое развитие, т.е. процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей, а это уже задача социализации личности [98,20].

Психолого-педагогические особенности формирования музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в контексте преемственности

В работах последних десятилетий эстетическое воспитание связывается с проблемой формирования художественного (эстетического) вкуса и с целенаправленной деятельностью педагога в этом аспекте. Одним из проявлений эстетического вкуса является вкус музыкальный, что представляется как индивидуальное отношение, оценка, ценностные ориентации в музыкальном искусстве. Процесс формирования музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста предполагает выявление закономерностей и определение наиболее эффективных возможностей, педагогических условий для успешного эстетического развития личности каждого ребенка независимо от наличия у него музыкальных способностей. Формирование музыкально-эстетического вкуса - процесс целенаправленный, сознательно организуемый и управляемый. Он основывается на природных возможностях человека и представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития детей. Его цели, задачи и содержание определяются, планируются и творчески осуществляются специально подготовленными для проведения учебно-воспитательной работы людьми - педагогами, - в соответствии с задачами формирования подрастающего поколения.

Первичное, предварительное теоретическое и экспериментально-практическое изучение условий приводит к следующему заключению. Ряд условий имеет для старшего дошкольника и первоклассника объективный характер: наличие тех или иных свойств окружающих предметов, подготовленность учителя к осуществлению задач эстетического воспитания детей, особенности этнорегиональной среды, эстетические интересы в семье. Другие же свойственны самим детям, характеризуют уровень дарований, музыкально-эстетической воспитанности ребенка, наличие и проявление тех или иных эстетических потребностей. Для того чтобы вести систематическую работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса, педагогу необходимо знать о критериях его оценки.

Проблема формирования эстетических оценок и суждений, которые являются компонентом эстетического развития и критерием эстетической воспитанности человека, менее изучена. Частично разработке этой проблемы посвятили свои труды ученые, проводившие исследования с детьми младшего школьного возраста. Так, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулова, Б.Т. Лихачев, Е.А. Флерина считают, что у детей младшего школьного возраста развивается способность эстетически воспринимать окружающий мир, художественные произведения сложных форм и высказывать элементарные эстетические суждения. Систему критериев оценки хорошего вкуса можно рассматривать через схему структуры содержания эстетического вкуса, которая, в общем виде представляет собой совокупность критериев сформированного вкуса, рассматриваемых с точки зрения педагогической и социальной (Б.Т. Лихачев). Критерии оценки сформированного вкуса: педагогический - соответствие вкусовых оценок представлениям о прекрасном в жизни и в искусстве, способность к обоснованному вкусовому выбору, эстетическая образованность, осведомленность в области критериев объективной эстетической ценности; социальный - наличие представления о многообразии эстетических проявлений в жизни, предпочтение эстетически ценного в искусстве и в жизни.

Эстетические суждения детей (старших дошкольников и первоклассников) представляют собой высказывание о красоте окружающих их предметов, объектов природы, произведений искусства профессиональных художников и народных мастеров, в которых ребенок оценивает яркие признаки. У старших дошкольников (5-6 лет) эти высказывания могут быть лаконичными и представлять собой простые предложения, в которых ребенок утверждает красоту предмета, явления, образа, не описывая ее сущность и слагаемые (констатирующее суждение). У детей 7-8 лет, по нашим наблюдениям, эстетические суждения, представляют собой высказывания, состоящие из нескольких предложений, в которых ребенок уже перечисляет, описывает и оценивает яркие признаки.

Сформированные в начальный период эстетического освоения окружающего мира навыки, знания, умения, оставаясь исходной базой, получают в последующем углубленное развитие и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. Ни первоклассники, ни, тем более, старшие дошкольники еще не имеют глубоких эстетических суждений. Как известно, они вырабатываются по мере накопления личностью определенного жизненного и эстетического опыта. На первых порах ребенок, формируя собственные представления и оценки явлений действительности или произведений искусства, полагается на мнение педагога, товарищей, близких людей. Нужно постараться правильно определить педагогическую тактику в формировании оценочных суждений детей исследуемого нами возраста, их собственного взгляда на окружающее - мотивированного, эмоционально окрашенного. По мнению Б.Т. Лихачева, накопление жизненного эстетического опыта, осуществляемое с самого раннего возраста, приведет к формированию подлинно эстетического отношения ребенка к искусству и действительности, будет способствовать развитию глубоких и серьезных эстетических суждений [133]. Старшие дошкольники и первоклассники склонны к прагматическому отношению к искусству, прекрасному вообще, как к некоему подспорью в процессе познания и организации деятельности. Ощущение необходимости общения с искусством возникает у детей на основе постепенно развивающейся потребности в красоте и глубокого познавательного интереса. Отсюда следует, что необходима целенаправленная работа по их формированию. Важно помочь ребенку раскрыть не только художественную или просто иллюстративную составляющую содержания музыкального произведения, или поэтического текста, но и глубину образной структуры, каждый раз обращая внимание на все новые его стороны и грани. Большое значение при этом приобретает подбор произведений искусства (в первую очередь, музыки, живописи, поэзии) или явлений действительности, суждения о которых предлагается высказать детям.

Педагогические условия реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде

Реализация преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей в возрасте от 5 до 8 лет в поликультурной среде требует создания условий, при которых этот процесс будет проходить эффективно, учитывая природные данные и психофизиологические особенности детей, согласно задачам, стоящими перед системой дошкольного и начального школьного образования.

В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к определению понятия «условие». Сущность педагогических условий рассматривается в трудах Ю.К. Бабанского, Ю.С. Багочинской, Н.М. Борыт-ко, В.И. Загвязинского, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.Я. Лернера, Т.Н. Петровой, В.А. Сухомлинского. Понятие «условие» в обобщенном виде рассматривается как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит что-нибудь».

Ю.К. Бабанский педагогические условия определяет как «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебные предметы, преподавание и обучение) представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться».

Педагогические условия в определении Ю.С. Багочинской представлены как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение поставленных педагогических целей. При этом внешние условия воздействуют на процесс становления и развития тех или иных структур личности, преломляются через ее внутреннее содержание. На основании вышеизложенного, мы рассматриваем педагогические условия как факторы, от которых зависит эффективность процесса формирования тех или иных способностей детей.

Педагогическими условиями, способствующими реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей исследуемого возраста мы определили: - организация среды, способствующей активному творческому восприятию детьми музыкально-художественных ценностей разных народов через различные виды эстетической деятельности; - интеграция народного искусства, его этнокультурного и этнопедаго-гического потенциала в познавательную, речевую, музыкально-эстетическую деятельность старших дошкольников и в изучаемые первоклассниками предметы гуманитарного цикла (чтение, ИЗО, музыка, ритмика, коми язык) с целью расширения и углубления эстетических представлений детей; - внедрение в процесс повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов программы «Музыкально-эстетические традиции народа» (через проведение методических семинаров, конференций, консультаций); -готовность педагогов ДОУ и учителей начальных классов к активной творческой деятельности по формированию музыкально-эстетического вкуса у детей на принципах сотрудничества; - организация процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у первоклассников на основе наличного уровня музыкально-сенсорного развития и эстетического опыта у старших дошкольников.

Создание комфортной среды, способствующей активному творческому восприятию детьми этнокультурных ценностей разных народов, является важнейшим педагогическим условием реализации преемственности в формировании их музыкально-эстетического вкуса. Этнокультурная среда предполагает выработку у ребенка когнитивной ориентации, этнического «самопознания», «стереотипа» и «менталитета», являющихся функцией единой этнической картины мира [156, 38]. В то же время опыт общения с произведениями искусства разных народов и через это - понимания единства и общности мира (поликультурное мышление, сознание). Как следует из трудов Г.Н. Волкова, А.Б. Панькина и Т.Н. Петровой, этнокультуру необходимо изучать так же, как учат сам язык.

Содержание образования, отработанное в нашем многонациональном образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад № 8» (г. Усинск, Республика Коми) направлено на личностное развитие детей, рост их этнического самосознания, ознакомление с национальным языком коми народа, формирование навыков музыкально-художественной культуры и основ культуры межнационального общения.

Интеграция народного искусства, его этнокультурного и этнопедагоги-ческого потенциала в познавательную, речевую, музыкально-эстетическую деятельность старших дошкольников и в изучаемые первоклассниками предметы гуманитарного цикла (чтение, музыка, ритмика, ИЗО, коми язык) через освоение народных музыкально-художественных традиций расширяет и углубляет эстетические представления детей о творчестве разных народов в контексте преемственности.

Рассмотрение готовности педагогов к реализации процесса по формированию музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников (5-6 лет) и младших школьников (первоклассников) связано с определением показателей этой готовности: наличие осознанного отношения к народным музыкально-эстетическим традициям, их педагогическому потенциалу; теоретические знания в области педагогики, включая теорию музыкального и эстетического воспитания, психологии, этнопсихологии и этнопедагогики; сформирован-ность методических умений, необходимых для организации и анализа урочной и внеурочной деятельности; развитие эстетического потенциала педагога, его самостоятельности, потребности в самосовершенствовании.

Важными факторами, способствующими эффективной реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников являются: взаимопонимание и взаимодействие между педагогами (воспитателями, музыкальными руководителями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования), сотрудничество с родителями.

Организация экспериментальной работы по обеспечению преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников

Это положение обусловило разработку и внедрение в процесс повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов программы «Музыкально-эстетические традиции народа», нацеленной на глубокое понимание ими роли и потенциальных возможностей народного искусства как самого естественного средства формирования музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного (5-6 лет) и младшего школьного возраста (первоклассников) в поликультурном образовательном пространстве многонациональных ДОУ и начальной школы. Реализация этой программы является стрежневым педагогическим условием, способствующим эффективности всей опытно-экспериментальной работы.

Перед непосредственным началом проведения формирующего этапа эксперимента, мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к народному искусству с целью формирования у них музыкально-эстетического вкуса, через различные виды эстетической и предметно-практической деятельности. В процессе этого этапа эксперимента решались следующие задачи: развитие у педагогов осознанного интереса, потребности к изучению музыкально-эстетических традиций разных народов (представители которых имеются в группе, классе), желания использовать эти знания в процессе воспитания детей; реализация преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников на занятиях в детском саду (музыкальные, хореография, театр, развитие речи, коми язык, ру-котворчество), и учебных занятиях в школе (музыка, ритмика, чтение, ИЗО, коми язык) у первоклассников, дополнительно - в студии «Непоседы» (по всем выше указанным дисциплинам, а также английский язык); поиск оптимального сочетания организационных форм и методов работы, средств и факторов, позволяющих повысить эффективность использования этнопедаго-гического потенциала народных эстетических традиций в процессе музыкально-эстетического воспитания детей 5-8 лет; разработка и внедрение программы «Музыкально-эстетические традиции народа» в процесс повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов через проведение методических семинаров (лекционные и практические занятия, конференции и консультации).

На тот момент наша педагогическая деятельность в этом направлении осуществлялась эпизодично, разрозненно. Тем не менее, мы почувствовали живой отклик детей, увидели их огромный интерес и желание участвовать в народном творчестве. Стало ясно, - нужна система в работе всего образовательного комплекса «Начальная школа - детский сад», необходимо создать в нашем учреждении особые условия. Так родилась мысль - разработать программу по музыкально-эстетическому воспитанию детей, которая предполагает ознакомление детей с народными музыкально-эстетическими традициями, бытом, обрядами разных народов (русские, коми и представители которых имеются в группе, классе). Надо отметить, что начавшаяся работа велась параллельно с усвоением детьми основной программы по музыкально-художественному воспитанию согласно учебному плану образовательного учреждения. Мы поставили перед собой следующие цели: 1. Разработка сценариев по народным праздникам и их оформлению. 2. Сбор и адаптация музыкально-фольклорного материала для проведения этих праздников к возрастным группам детей. Начались творческие поиски, в которых участвовали музыкальные руководители, воспитатели, методисты, учителя и заведующая. Постепенно накапливался соответствующий материал (музыкальный, художественный, этнографический), изготавливалась обстановка и убранство для праздников: лавки, люлька, иконы, полочки, стол, печь, сундук; кухонная утварь: самовар, чашки, крынки; керосиновая лампа, лучина, кочерга, топор; шились народные костюмы - сарафаны, фартуки, кокошники, сапожки, бусы. Но возник вопрос: где все это хранить? Решили оформить помещение в виде избы. Почерпнув сведения из самых различных источников, совместно с коллегами и родителями, мы постарались воссоздать обстановку древней избы, которая при проведении того или иного мероприятия (праздника, тематического развлечения, утренника) выносилась в музыкальный зал, и праздник проходил в естественной для того времени обстановке, где царила подлинная атмосфера старины. Так появились наши первые мероприятия по народному творчеству. Среди них: большое развлечение «Возлюби ближнего своего», которое было показано для педагогов г. Усинска. Через все развлечение красной нитью прошла тема нравственности: почитай отца и мать, люби брата и сестру, родную землю, реченьку быструю, березоньку кудрявую. Мы заметили большую заинтересованность детей и взрослых. Хотелось бы отметить, как меняются дети, участвующие в процессе подготовки и проведения таких мероприятий. Они становятся более раскованными, естественными, у них появляется большое желание петь народные песни и частушки, водить хороводы, участвовать в играх и играть на народных инструментах, а это значит, - у детей не только развиваются музыкальные и художественные способности, они получают свои первые эстетические впечатления, представления, навыки и умения (эстетический опыт), у них развивается способность высказывать суждения, оценку, развивается словарный запас, расширяется кругозор, - и на этой основе формируется музыкально-эстетический вкус. Все это убедило нас в правильности выбора направления нашей практической деятельности.

Так, чтобы эффективнее готовить детей к праздникам и познавательным мероприятиям по народной теме, нужно было задействовать усилия педагогов всего комплекса. Необходима была целенаправленная работа на всех занятиях - и в ДОУ, и в школе, которая проводилась бы в системе, по определенной методике, тогда ещё не совсем понятной педагогам. У нас появилась потребность обратиться к народному календарю, решили построить свою работу на его основе. Педагоги-музыканты сделали подборку музыкального материала, с учетом возрастных возможностей детей, внесли это в планы своих музыкальных занятий. Воспитатели и учителя разработали содержание бесед с детьми о народных праздниках, обрядах, традициях. В то же время началось тесное сотрудничество с преподавателями коми языка.

Каждый год становился все более насыщенным народными праздниками - Покров, Осенины, Масленица, Кузьминки, Вербное Воскресенье, которые стали для детей более понятными и любимыми. Мы также разработали первые рекомендации для педагогов ДОУ и учителей начальных классов по проведению народных праздников и тематических развлечений.

Похожие диссертации на Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды