Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование мировоззренческой культуры студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества как педагогическая проблема 13-92
1.1 Состояние разработанности проблемы формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в философской и психолого-педагогической литературе 13
1.2 Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента 34
1.3 Исторический аспект и особенности татарского народно-музыкального творчества как фактор формирования мировоззренческой культуры студента ссуз 51
1.4 Анализ регионального опыта использования народного музыкального творчества в формированиимировоззренческой культуры студента 71
Выводы по I главе 91
Глава II. Педагогические условия эффективного формирования мировоззренческой, культуры студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества 93-167
2.1 Проектирование и реализация модели формирования мировоззренческой культуры в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества 93
2.2 Использование интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих формированию мировоззренческой культуры личности студентов ссуз педагогического профиля 107
2.3 Осуществление мониторинга формирующихся мировоззренческих новообразований у студентов 125
2.4 Результаты экспериментальной работы по формированию мировоззренческой культуры студентов ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества 137
Выводы по II главе 152
Заключение 155
Литература 162
Приложения
- Состояние разработанности проблемы формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в философской и психолого-педагогической литературе
- Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента
- Проектирование и реализация модели формирования мировоззренческой культуры в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества
- Использование интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих формированию мировоззренческой культуры личности студентов ссуз педагогического профиля
Введение к работе
Актуальность исследования. Социально-экономические, политические и социокультурные преобразования постсоветского российского общества повлекли за собой кардинальные изменения в системе взглядов и принципов, служившей многие десятилетия мировоззренческой опорой поколениям советских граждан в качестве ведущих установок поведения и деятельности. В социальном плане переломный период привёл к снижению уровня конструктивности межличностных взаимодействий, а в духовно-ценностном - к безразличному отношению к культурной преемственности нравственных традиций и преобладанию утилитарно-прагматических ориентации, западных образцов поведения и др. В связи с этим, в современных реалиях объективно актуализируется потребность мировоззренческого самоопределения личности на основе обретения нравственных ориентиров в этнокультурной и социокультурной идентификации.
Удовлетворение значимых духовных потребностей российских граждан
неотделимо от профессиональной деятельности специалистов гуманитарного
профиля, которые функционально призваны участвовать в сбережении и
воспроизводстве духовной культуры общества, в воспитании молодого
поколения на основе подлинных национально-культурных образцов,
опосредующих нормы и заповеди общечеловеческой морали. В условиях
многонационального государства- национальная культура выступает основой
межнационального общения, так как каждый народ имеет неотъемлемое право
на сохранение и развитие своей национальной культуры, с одной стороны, как
основного фактора своей самобытности, с другой^- как органической части
общечеловеческой культуры. Следовательно, национальная культура несет в
себе огромный педагогический потенциал, который еще не в полной мере
реализуется в учебно-воспитательном процессе ссуз и, в первую очередь в
формировании мировоззренческой культуры личности студента. Опыт,
обретаемый личностью при соприкосновении с национальной культурой
уникален и проецируется- на всю жизнь. Для изучения возможных путей формирования мировоззренческой культуры личности студента необходимо обращаться' к педагогическому потенциалу народного музыкального творчества, создающего специфическую среду для развития творческой активности и самореализации личности студента в социальной сфере. Мировоззренческая* функция татарского народно-музыкального творчества заключается в расширении кругозора и систематизации знаний студентов; формировании нравственных и эстетических качеств личности, убеждений, взглядов, оценочных суждений по вопросам национальной культуры; формировании поведенческих норм, правил, присущих культуре татарского народа.
Образование должно создавать условия, способствующие формированию социально-ориентированной личности будущего специалиста, в том числе, созданию условий для*формирования и этнически-ориентированной личности с развитым самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире. По мнению- ученых, специалист должен определять свое положение в обществе как «профессионал - труженик и носитель культуры». Этого- требует новый социокультурный стереотип личности специалиста XXI века и его уже начинают определять не только по способности адаптироваться к быстрым изменениям развития общества и производства, но и по духовно-нравственным качествам, судят о нем, как о личности, наполненной здоровым, смыслом национального достоинства и культуры межнациональных отношений.
В отечественной системе профессионального образования в 80-90-е годы
XX века активизируется поиск наиболее перспективных педагогических
моделей гуманитарной подготовки специалистов (Н.А. Асташова,
Л.А.Волович; Г.Н. Комарова, F.B. Мухаметзянова, Е.И. Макуренкова,
А.С. Петелин, Ю.А. Самсонов, Э.А. Финогеева, Л.А. Ядвиршис и др.);
уточняются социокультурные и психолого-педагогические условия
формирования профессиональной и социальной компетентности на основе
применения» инновационных образовательных технологий- (Л.Ф. Афонченко, М:А. Вейт, 3;Д: Жуковская; ВЯ; Ляудис, Н;Ф; Маслова, Е.М Павлютенков, Э:В. Паничева; ВЩ; Єимоненко, и др.); освещается проблема использования народной- педагогики в образовании и; воспитании ві работах ученых F.H. Волкова; Л.А. Волович; її.Є. Закирова, ММ: Махмутова, F.B; Мухаметзяновойг 3iF. Нигматова; ЯіШ Ханбикова; А.Н; Хузиахметова; разрешаются,- вопросы активизации; личности в музыкально- творческой деятельности: и условиях организации, практики и внеучебною деятельности (А.ДІ Алексеев, ЛсБ. Габдуллиной, Е.П. Макуренкова; В:В. Петрушин; Ф:Ш- Сагитовой, FLG. Фишганг-Фин, Л:К. Ярославцеваи др:).
Проблемы этического и? эстетического воспитания средствами искусства
(втом числе народной:музыки)їв школах.швузахреспублики,рассматриваются^
в трудах. Л! А. Воловича; M:F. Дисмана^ В!Ш. Масленниковой,
F.B: Мухаметзяновой; F.A. Петровой; Є.И: Раимовой; Ф.Ш: Єалитовой;
Т.В; Шуртаковой: ;
Следует отметить, что.'в настоящее время:накопился, определенный,опыт отражающий? специфику подготовки педагогов-музыкантов . в ссузах. Музыкальное: образование, использование его воспитательных возможностей отражено; в работах; Э;Б; Абдуллина, ІШ. Арчажниковой,. В;Р; Дулат-Алеева, Д:Б: Кабалевского, ЛіПіШкаляр и; др.
Заслуживают внимания диссертационные:исследования последних лет по проблеме использования национального фольклорного наследия как уникального? источника развития* современной; педагогики ЛїБ. Кабдуллиной; Л;Ш1 Куприяновой; ИіЮї Павловой; Н:Х. Халитовой, Л1А; Харисовой, 3;М; Явгильдиной; '''.
Однако, специальных исследований; в^ которых рассматривалось бы
становление мировоззренческой культуры^ личности- в условиях подготовки:
специалистов педагогического профиля, в процессе изучения татарского
народно-музыкального творчества в частности; нами не обнаружено. При этом
недостаточно^ изучен комплекс педагогических условий; обеспечивающих в
период обучения ценностно-ориентированное и социально-ориентированное освоение наследия народной культуры, что существенно опосредует мировоззренческое развитие студентов.
Таким образом, сопоставительный теоретико-эмпирический анализ проблемы формирования мировоззренческой культуры личности в период профессионального образования в ссузе выявил ряд противоречий:
- между объективной необходимостью национальной самоидентификации
народов России с позиций понимания духовно-нравственных традиций
национальной культуры прошлого — с одной стороны, и практическим
разрывом культурной преемственности в индивидуальном мировоззрении
значительной части молодого поколения - с другой;
между социальной значимостью целостной мировоззренческой культуры педагога и недостаточно высоким уровнем практической готовности выпускников ссузов педагогического профиля к мировоззренчески воспитательной деятельности;
- между мировоззренчески-формирующим потенциалом' татарского
народно-музыкального творчества и недостаточно эффективным его
использованием в учебно-воспитательном процессе ссуз педагогического
профиля.
Разрешение обозначенных противоречий требует выявления комплекса
педагогических и условий развития, мировоззренческой культуры личности в
системе профессионального образования, что и составляет проблему
исследования: каковы педагогические условия формирования
мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
Объект исследования: формирование мировоззренческой культуры ; личности студента ссуз педагогического профиля.
Предмет исследования: педагогические условия формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе усвоения основ татарского народно-музыкального творчества.
Гипотеза исследования: формирование мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества будет эффективным при реализации следующих условий:
проектировании и реализации модели формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в. процессе изучения татарского народно-музыкального творчества;
- использовании интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества;
разработки и осуществления мониторинга формирования f мировоззренческий культуры студентов" в процессе, изучения татарского народно-музыкального творчества.
Проблема, предмет, цель гипотеза исследования определили его задачи:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической
литературы определить роль народной культуры и искусства в формировании
мировоззренческой культуры личности студента ссуз.
2. Определить потенциал татарского народно-музыкального творчества,
способствующего формированию мировоззренческой культуры личности
будущего педагога.
3. Выявить и обосновать педагогические условия эффективности
формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз
педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-
музыкального творчества.
4. Разработать систему мониторинга и критериальные показатели эффективности' формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- фундаментальные философские положения о- социальной сущности
личности, теоретические положения о деятельностном подходе к
формированию личности (Б.Г. Ананьев, Л.И: Божович, В.В. Давыдов,
А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Н. А. Бердяев, В. Франкл и
др-);
теоретико-методологические положения о природе педагогической деятельности и формировании профессиональной готовности к ее успешному осуществлению (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, B.ILh Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, А.Н. Орлов, В.П. Пономарева, В:А. Сластенин и др.);
аксиологические идеи об осмысленной жизнедеятельности личности в социуме (В.В. Гречаный, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов и дрО;
- педагогические концепции отбора содержания гуманистического
образования и аксиологического воспитания личности (Н.А..< Асташова,
Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер,
Н.Д. Никандров, и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс следующих методов: теоретические: анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме диссертации, сравнение, экстраполяция и классификация, теоретический анализ, изучение и> обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование, ретроспективный* анализ собственного педагогического опыта; эмпирические: опытно-экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертное оценивание, рейтинг, беседа, контент-анализ и другие.
Исследование проводилось на базе Казанского педагогического колледжа и факультета среднего профессионального образования Татарского государственного гуманитарного института и осуществлялось в три этапа:
На первом этапе (2001 - 2004 гг.) изучалась философская, педагогическая, психологическая, культурологическая литература, анализировалось состояние разработанности проблемы в теории и практике, изучались эффективные методы формирования мировоззренческой культуры средствами народной музыки (фольклора) в профессиональных учебных заведениях. Формулировались и уточнялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Были выявлены общие подходы к решению проблемы.
На втором этапе (2004 - 2005 гг.) проводилась опытно-
экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза
(педагогические условия), разрабатывалась модель процесса формирования
t, мировоззренческой культуры студентов ссуз в процессе изучения? татарского
народно- музыкального творчества, проводилась апробация педагогических
условий, которые реализуются в процессе формирования
мировоззренческой культуры личности студентов ссуз педагогического
профиля в процессе изучения татарского народного творчества,
осуществлялась первичная обработка экспериментальных данных.
На третьем этапе (2005 - 2008* гг.) систематизировался и
обрабатывался полученный материал и результаты эксперимента,
продолжалось их обсуждение и внедрение, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлен потенциал татарского народно-музыкального творчества,
способствующий формированию мировоззренческой культуры личности
будущего педагога как системы знаний, взглядов, убеждений личностно-
значимых и ценностных норм и правил, способствующих использованию и
накоплению социокультурной информации, транслируемой во все аспекты
жизнедеятельности человека на основе личностной композиции социально-ценностных отношений;
- теоретически обоснованы и эмпирически реализованы педагогические
условия, обеспечивающие формирование мировоззренческой культуры
личности студента ссуз: проектирование и, реализация модели формирования
мировоззренческой культуры в процессе изучения татарского народно-
музыкального творчества; использование интегративных форм и методов
освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих
формированию мировоззренческой культуры» личности студента ссуз
педагогического профиля; разработка и осуществление мониторинга
формирующихся мировоззренческих новообразований у студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- определена роль культурной преемственности в мировоззрении,
обусловливающей' национальную самоидентификацию молодого поколения с
позиции, понимания духовно-нравственных традиций народной культуры;
обогащена концепция воспитания социально-ориентированной личности в части формирования мировоззренческой* культуры студентов ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан учебно-методический комплекс по формированию мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля, включающий в себя: программу курса «Татарское народно-музыкальное творчество», программу спецкурса^ «Игра как способ воспитания мировоззренческой культуры личности», обучающую программу с использованием компьютеризированного обучения и тестовые задания к ней, проектно-творческие задания «Формирование у студентов социокультурной позиции личности и практической готовности к выполнению функций специалиста педагогического профиля», план-сценарий интегрированного урока
«Колыбельная в потоке времени», опросные карты входной, промежуточной и
итоговой самодиагностики студентами становления мировоззренческой культуры личности, которые могут использоваться в процессе подготовки будущих специалистов педагогического профиля.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются чёткой методологической основой, опорой на ведущие положения концепции воспитания социально-ориентированной личности; применением комплексной-методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачам; ценностно-ориентированным подходом к организации опытно-экспериментальной работы и её позитивными результатами в мировоззренчески развивающей подготовке социально-ориентированного компетентного специалиста педагогического профиля; сопоставимостью качественно-количественных данных исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на теоретических семинарах педагогов педагогических колледжей и исследователей ИПП ПО РАО. Материалы исследования обсуждались и докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Взаимопомощь и взаимоподдержка молодой семье методами традиционной культуры» (Казань, 2006), «Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (Казань, 2005), «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань, 2005), «Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности» (Казань, 2006), «Реализация модели социально-ориентированной личности в процессе воспитательной деятельности» (Казань, 2006); «Формирование социально-ориентированной1 личности студента ссуз средствами народной культуры и искусства» (Казань, 2007), «Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы» (Казань, 2007).
Обсуждение хода и результатов исследования осуществлялось в
лаборатории профессионального воспитания и социальной педагогики
ИПГТТТО РАО. Кроме того, материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов в научно-методических и теоретических сборниках, обсуждались на семинарах ИПП ПО РАО.
Результаты исследования внедрялись в практическую деятельность педагогов факультета СПО ТГГИ и Казанского педагогического колледжа, в консультативную деятельность автора при подготовке учителей к аттестации, а также открытых мероприятиях, проводимых в общеобразовательных и специализированных школах города Казани №: 26, 122, 34.
На защиту выносятся педагогические условия формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества:
- модель формирования мировоззренческой культуры личности студента
ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества,
состоящая из цели, задач, принципов, условий, этапов, содержания, критериев;
отражающая специфику подготовки специалиста педагогического профиля;
- интегративные формы и методы- освоения татарского народно-
музыкального творчества студентами ссуз педагогического профиля,
соответствующие этапам и задачам формирования мировоззренческой
культуры личности;
- система мониторинга и критериальные показатели эффективности
формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз
педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-
музыкального творчества: научно-теоретическая готовность, духовно-
нравственная зрелость, поведенческо-волевая готовность, профессиональная
компетентность, социальная' компетентность.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (203 наименований) и 3 приложений.
Состояние разработанности проблемы формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в философской и психолого-педагогической литературе
В теоретическом анализе процесса формирования- мировоззренческой культуры личности представляются весьма важными современные гуманитарные концепции о мировоззрении, в которых осмысливаются место и роль системы-ценностей и ценностных ориентации человека и общества.
Обратимся, прежде всего, к анализу феномена мировоззрения в социально-философской-литературе. Так, в,современных источниках доказано, что мировоззрение общества выступает ядром, общественного сознания, поскольку отражает содержание его основных форм - философии, науки, морали, права, эстетики, религии и др. [40, 48, 52].
Мировоззрение отдельной личности является ядром её индивидуального сознания и одновременно формой общественного самосознания. Всё богатство индивидуального мировоззренческого сознания пополняется именно на основе совокупности форм общественного сознания, закрепляющих общезначимые для данного времени и человеческого сообщества нормы и эталоны, воззрений на мир, человека и его способы деятельности в мире и социуме.
По степени глубины, знаний, логике мышления, интеллектуальной зрелости в,- мировоззрении различаются обыденно-массовый (житейский) и теоретический уровни. К обыденно-массовому уровню относится мифологическое, религиозное и реалистическое мировоззрение, а к теоретическому - либо теологическое, либо философское (идеалистическое и материалистическое), либо целостное и системное научное мировоззрение. В гуманитарном знании доказано, что мировоззрение как форма общественного самосознания возникает исторически значительно раньше, чем философия и наука, а именно - на древнейшей ступени развития, человеческого общества, и воплощается в мифологических представлениях древних о мире. Мифологическое мироотношение основывалось на синкретизме сознания-человека. Это обусловливало как преобладание процессов воображения и фантазии, нежели аналитического мышления в познавательной практике людей, так и их «труд-магически-художественное» освоение мира, что сполна отразили религии, искусство и фольклор разных народов [57, 58].
В философско-культурологических исследованиях доказано, что мировоззренческий смысл мифологического мироотношения выкристаллизовался в форме традиций - основоположных идей и принципов жизненного устройства- наших предков - [14, 48, 57]. Так; традиция одухотворения природы, чувство своего неразрывного единства и преклонения перед ней обусловили умеренно-активную жизненную позицию? человека в отношении деятельностно-практического освоения и покорения окружающей среды, отразились в бережном и этико-нравственном отношении к ней.
Традиции взаимопомощи, и поддержки, существовавшие внутри определённой общности людей (рода, племени, общины и др.), фиксировали складывающиеся, нормы, и правила народной этики, передававшиеся затем в виде жизненного опыта от старших к младшим поколениям изустным путём. Особый характер содержания мировоззренческих ценностей в условиях бесписьменной культуры древних обществ выявился в традиции сохранения и сбережения людьми духовно-культурного опыта своих предков. В результате, в культуре древних народов складывалась духовная преемственность поколений, и формировались культурные традиции, фиксирующие первые знания-человека о природе и мире, других людях и самом себе, ведущие ценностные представления человека в плане общественно принимаемых образцов поведения-и действий и т.д. Исходя из анализа философских и культурологических исследований, видно, что мифология является основополагающим явлением мировой культуры, «началом всех начал» в познании, религии и искусстве каждого народа. Она служит истоком мировоззренческого осмысливания человеком окружающей действительности, которое постепенно, в различные культурно-исторические периоды у разных народов перерастает в форму философско-теоретической рефлексии личностью мира, общества и своего места в нём.
Философское мировоззрение (идеалистическое и материалистическое) является теоретической формой общественного сознания, представленной в философских учениях, системах и концепциях. В них обобщаются основоположные закономерности существования мира, человека и общества. В поисках ответов на основные вопросы философии о познаваемости мира и его субстанциональных основаниях, на смысложизненные искания человечества и его попытки осмыслить своё прошлое, настоящее и предвидеть будущее, реализуется мировоззренческая функция философского знания.
Аристотель особо подчёркивал значение синтеза в нравственном мироотношении личности, складывающемся из нравственных знаний, их личностно-ценностного осознания и реального претворения в деятельностнои практике человека в виде его нравственных качеств [12].
Иными словами, это и есть идея единства содержания нравственно-мировоззренческого сознания и опыта социально-нравственного поведения личности в обществе, впоследствии ставшая ведущим педагогическим принципом мировоззренческого развития личности в условиях деятельности. Черты естественнонаучного и реалистического мировоззрения проявляются в светском и гуманистическом мироотношении, формирующемся в западноевропейском обществе периода XIV-XVI веков, получившего название эпохи гуманизма. В гуманистических философских учениях утверждаются высокая ценность и уникальность человеческой личности, её особое положение в мироздании и призванность реализоваться в качестве творца мира и творца самой себя. Для гуманистического мировосприятия и миропонимания характерна свобода человека от религиозных догм и предписаний. Это обусловливает активность его жизненной позиции как в отношении познания, освоения окружающей действительности и её социально-экономического переустройства, так и в плане выстраивания личностью собственной жизнедеятельности. В качестве гуманистически-мировоззренческого идеала признаётся идея формирования всесторонне и гармонически развитой личности, вера в силы человеческого разума нетворческой деятельности людей.
Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента
Исходя- из первой, теоретической;, задачи нашего исследования, прежде всего, рассмотрим, сущность мировоззренческой; культуры в свете основных подходов!гуманитарного; знания; к анализу данного понятия и гуманитарного видения феномена; культуры. Термин «культура» употребляется в европейской историко-философской- литературе со второй половины 18 века; - «века Просвещения» в качестве: понятия; которым «схватываются» особенности людского; культурного: бытия, в противоположность природному, стихийному бытию. Данное понятие связано с аспектами развития «человеческого начала в человеке» - его способностей разума и духовного мира, обусловливающими характер и содержание практической деятельности людей.
В настоящее время понятие «культура» насчитывает несколько1 сотен определений и их: структурных содержательных уровней как: культура как совокупность материальных и духовных ценностей; выражающих определённый уровень исторического развития данного общества и человека; культура как сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества; культура: как уровень овладения человеком той или иной областью знания или деятельности; культура как формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования; культура как способ преобразовательной деятельности человека в мире и способ самопреобразования.
При этом, в свете различных подходов к пониманию сущности культуры как прогрессивному развитию общества и личности, выделяются разные основания и источники культурного прогресса.
Культура есть совокупность этических и моральных норм, нравственных принципов, духовных ценностей и идеалов, выступающих в качестве важнейших мировоззренческих ориентиров социума и принадлежащей к нему личности. Потому именно уникальная духовно-мировоззренческая основа каждого общества фиксирует его внутреннее единство и конкретно-историческую целостность. При этом сдвиги, происходящие в социокультурных ориентациях, обусловливают изменения в социально-экономических и культурно-исторических процессах, динамику общественного развития в целом и человека в частности.
При этом вполне справедливо ведущим фактором культурного развития человека и общества выступает смыслообразующая человеческая деятельность. Она выявляется в сознательном и свободном целеполагании на основе когнитивно-ценностного осмысления и предвидения людьми результатов своих действий и поступков, в условиях регуляции человеком способов деятельности и постоянного «обращения» её средств в цели, а целей -в средства. Именно» тогда человеческое бытие предстаёт как сложный и многообразный фактор культурного становления, как отдельной личности, так и всего общества и образует общую ценностно-смысловую основу их жиз не деятельности.
Наиболее близок современной гуманистической педагогике ценностный подход к пониманию культуры личности как сущностной характеристике человека, сложившийся в социологическом знании и в философии образования [19, 38, 63, 194]. С точки зрения Б.С. Гершунского, культура личности, как представителя общечеловеческой культуры и одновременно представителя национальной культуры народа, обусловливает диалектическую взаимосвязанность национально-культурных и общечеловеческих ценностей в духовном мире каждого субъекта, равно- как и в духовной- сфере общества в целом [38].
Исходя из этого, педагогически важно1 осознавать, что данные ценности не противостоят и не противоречат друг другу. Наоборот, введение молодых людей в мир общечеловеческой культуры происходит в условиях образования и самообразования, организуемых на основе эмоционального постижения и творческого освоения, прежде всего, образцов и традиций своей родной культуры. Именно в них конкретизируется содержание-общечеловеческих норм и нравственно-этических принципов, общезначимых понятий и гуманистических представлений. А это как раз и является фундаментом для гуманистического формирования всего комплекса мировоззренческих ценностных ориентации и идеалов личности, как основы её культурного самостроительства и интеграции в культуру общества и в мировую культуру.
В гуманистически ориентированных концепциях формирования базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе доказано следующее. Базовая культура выступает важнейшей синтетической характеристикой личности, выражает универсальность связей конкретного человека с окружающим миром и обществом и реализуется в процессах познавательной и коммуникативной; профессиональной и общественно-полезной, творчески-активной и художественно-эстетической деятельности человека [34, 106]. В то же время, по мнению коллектива учёных во главе- со Сластёниным В.А., формирование- гуманистического мировоззрения определяется одной из ведущих задач становления базовой- культуры, поскольку «у человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определённую структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение» [106]. В педагогических исследованиях конца 1990-х и начала 2000-х гг., выполненных под руководством Н.Ф. Масловой, в работах, посвященных проблеме становления индивидуальной культуры личности в системе профессионального образования специалистов и в условиях обучения в общеобразовательной школе нам представляются важными следующие выводы [31,74,77,79, 108,174].
Итогом индивидуально-культурного развития личности являются сформировавшийся уровень её сознания и мировоззрения, способы мышления, поведения и отношений в социальных и профессиональных условиях окружающей действительности, в конкретных пределах жизнедеятельности.
Мы понимаем «культуру» как особый социальный механизм накопления, хранения и-трансляции информации, представляющей социальную ценность. Ибо в отличие от других видов живых организмов, у которых большая часть необходимой для выживания информации передается генетически, человек — такое существо, для полноценного развития которого большая часть информации «надстраивается» над генетически заданной — она передается через социальные отношения.
Проектирование и реализация модели формирования мировоззренческой культуры в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества
Педагогическая установка на качественное совершенствование образовательного процесса в целях личностного развития и становления мировоззренческой культурьь личности студентов обусловливает необходимость для. преподавателя диагностически «измерять в одинаковых единицах» как поставленные задачи, так и результаты, полученные в условиях применения комплекса дидактических и психолого-педагогических мер, который, направляется на их решение. Мы рассматриваем цель становления мировоззренческой культуры личности будущих специалистов педагогического профиля в качестве синтетической цели ссузовского обучения. В этой связи преподавателю важно обеспечить условия системно-целостной организации познавательно-профессиональной деятельности по мировоззренчески развивающему освоению студентами гуманитарных учебных дисциплин, включающих в себя тематику татарского народно-музыкального творчества (в нашем случае фольклора).
В организационно-методическом плане, исходя из проделанного анализа теоретических основ педагогического проектирования, первоочередным для преподавателя выступает целеполагание педагогической деятельности. Данная задача реализуется в построении системы целей, которая отражала бы социально-значимые требования к функционалу деятельности специалиста педагогического профиля в обществе, профессионально-значимые задачи специальной подготовки в ссузе и имела бы непосредственный выход на основные компоненты содержания образования в условиях освоения студентами дисциплины. Вместе с тем, в педагогическом плане, становление мировоззренческой культуры личности на критериально- заданной основе происходит при учёте преподавателем актуальных целей жизнедеятельности самих студентов, их профессиональных интересов", и социальных устремлений, духовных потребностей и ценностных приоритетов в плане мировоззренческого саморазвития личности.
Педагогическим средством при этом является многомерное диагностирование обучающихся по заранее установленным критериям - и социально-психологическим показателям, проявлений мировоззренческой культуры личности с целью выявить её исходный уровень у студентов. А это как раз и выступает базой для; постановка целей и задач мировоззренческого-развития личности в процессе обучения в соответствии с индивидуально-значимыми" для-будущих специалистов потребностями, интересами-и целями самоопределения личности в условиях профессионального обучения и общения в учебном коллективе.
Ведущим фактором процесса целостного мировоззренческого развития личности в условиях ссузовской подготовки является, активное мировоззренческое самосознание личности, которое направляет её духовную и творческую активность в мировоззренческом- самопреобразовании и формирует активно-субъектную позицию обучающихся в отношении их социального, профессионального и духовного роста в процессе саморазвития мировоззренческой культуры личности.
Следовательно, в организационно-педагогическом плане, проектирование преподавателем модели мировоззренчески развивающего обучения будущих специалистов средствами татарского народно-музыкального творчества должно планироваться, как предмет самостоятельной и субъективно значимой, для студентов деятельности, в процессе которой они выступают в качестве соавторов и инициаторов мировоззренческого саморазвития. Только тогда содержание учебно-профессиональной деятельности можно рассматривать в качестве ценностно-ориентировочной основы для организации и самоорганизации путей становления мировоззренческой культуры личности, реализующихся в самостоятельной работе студентов.
Одновременно с этим, в психолого-педагогическом плане, проектируемая познавательно-ценностная деятельность обучающихся не только нацеливается педагогом на «выращивание» индивидуальной активности и субъектной роли студентов в отношении личностного саморазвития, но и призвана создавать мировоззренчески ценностную образовательную среду, иначе - педагогические условия целостной поддержки- мировоззренческого становления личности в период обучения в ссузе.
Исходя из концепций личностно ориентированного обучения и воспитания1, данные условияі поэтапно обеспечивают организационно-педагогические воздействия на личность обучающихся и затем направляются через творческое взаимодействие к самоорганизации самими студентами социально, профессионально и духовно развивающей личность.деятельности. В связи с этим, планирование преподавателем педагогических условий становления мировоззренческой культуры личности поддерживает, во-первых, - активность и содержательность взаимодействия педагога и студентов, во-вторых, - стимулирование, обмен и взаимодополнение их социально и профессионально направленных инициатив и, в-третьих, -оказание помощи педагога по конкретнымшаправлениям мировоззренческого развития личности при диагностическом учёте способностей и возможностей обучающихся.
Одновременно с тем, комплекс планируемых условий направляется на обеспечение активной включённости студентов в учебно-познавательную деятельность и поддерживание функций самоуправления будущими специалистами мировоззренческим саморазвитием личности в обучении. Важно и стимулирование педагогом самостоятельности в формировании ценностно-осмысленных мировосприятия и миропонимания у обучающихся, равно как и сознательных проявлений, будущими специалистами познавательно-профессиональной и социально-направленной активности в ходе освоения гуманитарной дисциплины в ссузе.
Использование интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих формированию мировоззренческой культуры личности студентов ссуз педагогического профиля
Приступая к практической реализации спроектированной модели мировоззренчески направленного обучения студентов, мы исходили из цели обеспечить адекватными педагогическими средствами целостность мировоззренческого развития в учебном процессе и поддержать формирующиеся личностные новообразования в составе компонентов мировоззренческой культуры студентов, - с одной стороны. С другой, -предстояло решить собственно процессуальные задачи мировоззренчески ориентированной учебной деятельности в плане постепенной передачи в ходе её организации, функций управления мировоззренческим развитием будущих специалистов от преподавателя к самим студентам. Также было необходимо соотнести- объём поставленных мировоззренческих учебно-воспитательных задач с конкретным временем, отведённым на изучение в ссузе определённых гуманитарных дисциплин.
Целевая комплексная программа по реализации содержания мировоззренчески развивающего обучения включила в себя, во-первых, многомерное педагогическое диагностирование индивидуального уровня сформированности мировоззренческой культуры студентов по заранее обоснованным критериям. На основе результатов диагностики был выделен мировоззренчески развивающий инвариант и конкретизированы цели освоения гуманитарного курса в адекватные задачам подготовки профессионально компетентного, социально и духовно зрелого специалиста, - во-вторых. В-третьих, - в рамках реализации выделенного инварианта применялись разработанные мировоззренчески развивающие (образовательные и социально ориентирующие) интегративные методы и формы обучения и воспитания. В целевом плане они направлялись на формирование устойчивого ценностно-осмысленного и личностно-ответственного отношения студентов к духовно- культурному наследию, стимулировали активное и творческое включение обучающихся в- процесс мировоззренческого саморазвития личности, а также поддерживали творческие и диалоговые взаимодействия в изучении, охране и популяризации культуры.
Таким образом, целевая1 комплексная программа как бы переводила содержание мировоззренчески развивающего инварианта в процесс освоения студентами татарской национальной культуры посредством, прежде всего, творческих и социально направленных взаимодействий между участниками познавательно-профессионального процесса. Одновременно с этим, стимулировалась активная и заинтересованная» позиция- обучающихся в их мировоззренческом самоопределении и осознанная направленность на формирование своей субъектной роли В данном,плане.
В-технологически-процессуальном плане организация мировоззренчески развивающего освоения студентами указанных дисциплин специально структурировалась нами1 в следующие основные этапы: 1 этап - вводный, мировоззренчески-ориентирующий; 2 - корректирующий, мировоззренчески-регулирующий; 3 этап - итоговый, мировоззренчески-закрепляющий, что и представлено в таблице 2. Логика педагогического управления процессом формирования мировоззренческой культуры будущих специалистов организационно выстраивалась от педагогического управления (1 этап) через частичную передачу педагогических функций от преподавателя обучающимся и их соуправление (2 этап); к самоуправлению обучающихся саморазвитием мировоззренческой; культуры, при; поддерживающей и направляющей роли педагога (3 этап).
Как видно из таблицы 2, «сквозными»; задачами? на протяжении- всех этапов являлись подготовка профессионально т социально компетентного специалиста гуманитарного профиля; обладающего качествами духовно-зрелой социально-ориентированнойї личности: Одновременно,. было важно поддерживать.- нарастающую? творческую активность субъектной позиции обучающихся?встановлений -мировоззренческой культуры студентов: В соответствии с целями; и- задачами поэтапного мировоззренческого развития студентов; и исходя из; функционального, предназначения учебной, дисциплины гуманитарного предметного цикла; в; ходе, форм организации учебно-познавательной- деятельности применялись специально отобранные интегративные методы: и формы, обучения:;. Практическое применение мировоззренчески;развивающих интегративных методовжформ реализовалось, с точки зрения целостной организации учебно-познавательношдеятельности по освоению содержания; гуманитарного курса как в условиях учебных и внеучебных творческих взаимодействий педагога и- студентов, так и в самообразовательной работе обучающихся.
Приведём Biкачестве примера;описание интегративных методов.и; форм, направленных; на мировоззренческую самоактуализацию личности как компонента мировоззренческой культуры личности в процессе изучения татарского=народно-музыкального творчества. " Цель - актуализация; мировоззренческого самоотношения личности, развитие способности; к культурной саморегуляцию поведения. Содержание этапов работы: 1. Мировоззренческая, рефлексия личностью- изучаемого материала по следующим мировоззренческим параметрам: Целостность восприятия в широкой социально-исторической перспективе; - Позитивное отношение к культурному прошлому своего народа; - Осознанность в системе духовной культуры общества; - Осмысленность социальной значимости изучения данного материала как для будущего специалиста педагогической сферы; - Осмысленность значимости изучения в плане личностного (духовно-нравственного) развития и своего профессионального роста. 2. Мировоззренческая идентификация личности с духовными традициями национальной культуры, музыки, культурными ценностями народа. Для этого необходимо проанализировать в эмоционально-ценностном плане: - Отношение к культурным традициям в своей семье, в учебном коллективе (студентов, педагогов), подлинных носителей народных традиций; - Своё личное эмоциональное отношение и испытываемые чувства: гордости за родную культуру, личной сопричастности её традициям и ценностям, тревоги за судьбу региональных и локальных российских традиций, своей духовной преемственности с ними и др. 3. Мировоззренческая позиция (конкретизируется посредством вопросов, активизирующих самоотношение студентов): - Чувствую ли я личную потребность сохранять традиции национальной культуры и татарского народно-музыкального творчества? - Осознаю ли я личную ответственность за поддержку и защиту культурных ценностей своего народа, татарского народно-музыкального творчества, его традиций, художественных промыслов, этнографических ценностей?