Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Поликультурное образование как фактор сохранения культурного многообразия человечества в условиях глобализации
1.1. Сущность поликультурного образования с.21
1.2. Предназначение поликультурного образования в современном мире с.27
1.3. Воспитание толерантной личности в процессе поликультурного образования с.34
Глава 2. Экспериментальная модель поликультурного образования в школе и ее воспитательная эффективность
2.1. Общая характеристика экспериментальной модели с.61
2.2. Поликультурное содержание гуманитарных общеобразовательных дисциплин с.68
2.3. Дополнительное поликультурное образование в школе с.115
2.4. Диагностика воспитательной эффективности поликультурного образования с. 136
Заключение с. 158
Библиография с. 164
Приложения с. 180
- Сущность поликультурного образования
- Предназначение поликультурного образования в современном мире
- Общая характеристика экспериментальной модели
- Поликультурное содержание гуманитарных общеобразовательных дисциплин
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования обусловлена реальными потребностями современного российского общества и, в целом, мирового сообщества, в развитии поликультурного образования как одного из главных факторов освоения, сохранения и развития культурного наследия человечества и укрепления межнационального сотрудничества.
Поликультурное образование оформилось в отдельную область педагогической теории и практики в последней четверти XX века. Оно возникло и развивается на фоне резко обострившихся глобальных социальных, экономических, этнических и духовно-нравственных проблем. Среди них экономическое и социальное неравенство, конфликты на национальной и религиозной почве, распад гуманистической системы духовно-нравственных ценностей и идеалов и
др.
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е годы XX в., когда после распада СССР, в условиях социально-экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация, для которой характерны введение национально-регионального компонента в базовый учебный план общеобразовательной школы, возрастание роли родного языка обучения, актуализация идей традиционной народной педагогики, повышение влияния религии на педагогический процесс в школе, и др.
В этих условиях поликультурное образование призвано, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны -формировать у них умения и навыки межнационального общения, осуществлять их социализацию и социокультурную адаптацию к
условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе.
Важным фактором развития поликультурного образования является существенное повышение внимания нашего государства к сохранению и развитию культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам.
Социально-политической детерминантой развития
поликультурного образования стало также интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составляющей развития современного мира, а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом собственное национальное своеобразие.
В свете объявленных ЮНЕСКО 2001 - 2010 гг. Международным Десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты поликультурное образование приобретает особую воспитательную значимость. В «Конвенции о правах ребенка» (статьи 29-30) отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание и развитие у человека таких чувств, как уважение к культуре своего народа, его достижениям, самобытности, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и, вместе с тем, к культурам других народов.
Благодаря деятельности ЮНЕСКО, в современном мировом сообществе существенно возросло внимание к сохранению национально-культурных традиций народов разных стран и их освоению в условиях поликультурного образования. Так, Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Париж, 1989 г.), была принята «Рекомендация о сохранении фольклора», которая стала важнейшим международным нормативным
актом, раскрывающим сущность фольклора (или традиционной художественной культуры) как неотъемлемой части общего наследия человечества, его социальное, экономическое, культурное и политическое значение в современном мире, а также определяющую роль в сближении различных народов и социальных групп, в утверждении их культурной самобытности.
Значимость этой «Рекомендации» в настоящее время еще больше возрастает. Как было отмечено в докладе проф. Т.И.Баклановой на Региональном семинаре стран Восточной Европы и Азии, прошедшем в 1999 г. в Великом Новгороде под эгидой ЮНЕСКО, именно этнокультурное образование, включающее монокультурный (то есть предусматривающий освоение одной этнической культуры) и поликультурный (то есть предусматривающий освоение различных этнических культур) компоненты, может и должно стать в современном мире наиболее доступным и массовым каналом трансляции в мировое сообщество наиболее значимых для преодоления глобальных проблем современности традиционных духовно-нравственных ценностей и идеалов. Такое образование обладает огромным потенциалом как фактор сохранения этнической идентичности и культурного своеобразия каждого народа, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и, одновременно, как средство профилактики межэтнических конфликтов, развития культурного многообразия вопреки угрозе глобализации.
Важнейшим итогом данного семинара стала рекомендация о необходимости широкого развития этнокультурного (в том числе -поликультурного) образования и его более эффективной государственной поддержке.
Для России эта задача как никогда актуальна. Это было подчеркнуто, в частности, на Всероссийской научно-практической
конференции «Преемственная система этнохудожественного образования», прошедшей в декабре 2004 г. в Шуйском государственном педагогическом университете. Там активно была поддержана идея, прозвучавшая в докладе Т.И.Баклановой, об этнокультурной педагогике как новой подотрасли педагогической науки. На основе материалов конференции была разработана и опубликована новая Концепция развития этнокультурного образования в России.
В 1997г. и в 2002г. на базе Пятигорского государственного лингвистического университета были проведены Всероссийские научно-практические конференции «Поликультурное образование: проблемы и перспективы». В них конференции приняли участие известные деятели науки и образования Северного Кавказа, ученые, педагоги, психологи, культурологи, лингвисты, социологи из Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, представители Министерства РФ по делам национальных отношений и Бюро ЮНЕСКО в России, представители Московского государственного университета культуры и искусств и других ведущих вузов России. Такое широкое сотрудничество ученых и практиков из различных областей гуманитарного знания позволило обеспечить междисциплинарный подход к разработке проблем поликультурного образования.
Названные выше и другие научно-педагогические форумы свидетельствуют о том, что в России сложилось педагогическое сообщество из представителей многих регионов нашей страны, которое направляет свои усилия на развитие этнокультурных (в том числе -поликультурных) аспектов дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
В вариативном образовательном пространстве России все чаще появляются предметы, обеспечивающие изучение школьниками
традиций народной художественной культуры разных народов, широко развивается сеть школ с углубленным изучением этнокультурных дисциплин на основе диалога или полилога различных национальных культур. В 1996 г. вышло Постановление Правительства Москвы «Об открытии школ с этнокультурным компонентом», послужившее важным стимулом для обновления содержания общего образования на основе национально-культурных традиций народов России, а также для приобщения школьников к мировому культурному наследию.
Вместе с тем, во многих российских школах проблемам культуры в целом и национальных культур в частности, уделяется пока мало внимания. Отсутствие необходимых знаний и убеждений нередко порождает у школьников негативное отношение к представителям других национальностей, вызывает напряженность в общении детей, культурный нигилизм и другие негативные явления.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена прежде всего следующими факторами:
-обострением проблем межнационального общения в поликультурном и полиэтническом пространстве современной России;
-необходимостью признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания достойных условий для их изучения и развития;
-потребностью в восстановлении традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни;
-ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к своим культурно-историческим и национально-культурным традициям;
-недостаточным уровнем реализации в школах задач приобщения школьников' к национально-культурным традиция русского народа,
других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран:
Этнокультурное, в том числе поликультурное образование обладает большим воспитательным потенциалом. Оно может развивать у учащихся такие качества, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов России и других стран мира, культуру межнационального общения и др. Такое образование способно также активизировать творческий потенциал личности, создать педагогические условия для участия школьников в различных формах деятельности по изучению, сохранению и творческому развитию традиций различных этнических культур.
Поликультурное образование может включать школьников в реализацию проектов и программ, осуществляемых в России под эгидой ЮНЕСКО («Развитие национальной школы», «Перекрестки континентов: Аляска - Сибирь», «Сохранение и возрождение культуры народов Приамурья и Крайнего Севера» и др.).
Особое внимание к поликультурному образованию как части этнокультурного образования уделяет Департамент образования города Москвы. В 2004-2005 учебном году в Москве функционировало 81 образовательное учреждение, реализующее программы этнокультурного компонента. В них, наряду с программами общего образования, изучаются языки, культура и традиции народов России и зарубежья (азербайджанского, армянского, греческого, грузинского, итальянского, корейского, китайского, литовского, норвежского, украинского, турецкого и некоторых других). Новые перспективы развития этнокультурного, в том числе поликультурного, образования в столице намечены в Городской целевой программе развития образования «Столичное образование - 4» на 2005-2007 гг.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемам этнокультурного (в том числе - поликультурного) образования в последние годы уделяется все большее внимание исследователей.
Особое развитие получили в последние годы исследования в области этнокультурного образования Т.И.Баклановой (14, 16, 17, 21, 22), Л.А.Безбородовой (26), Н.Д.Булатовой (44), Л.И.Васехи (47, 48), М.И.Долженковой (70), М:Е.Ержанова (72), В.А.Ершова (74), М.С.Жирова (77, 78), О.Я.Жировой (79), Л.С.Зориловой (87), Л.В.Орловой (127), Н.Н.Жуковой (80), Т.К.Рулиной (130), Н.М.Сокольниковой (143), А.В.Нестеренко (122), Т.Я.П1пикаловой (169, 170, 171) и других. В данных исследованиях рассматриваются проблемы сущности, структуры, функций этнокультурного образования, его роли в формировании и развитии духовно-нравственных ценностей и идеалов личности, а также в приобщении детей и подростков к отечественной и мировой культуре.
Социокультурные условия и факторы развития современного образования в целом и поликультурного образования в частности, наиболее полно раскрыты в трудах Т.Г.Киселевой (95, 96), А.Д.Жаркова (76), Ю.А.Стрельцова (146), Н.Н.Ярошенко (184) и других известных ученых.
Сущность и современные тенденции развития межкультурных коммуникаций, определяющие значение поликультурного образования в современном мире, раскрыты в исследованиях Л.А.Жумаевой (81), Н.М.Власенко (51) и некоторых других российских педагогов.
Особое значение для разработки теории поликультурного образования в России имеют труды по истории русской культуры и ее
основы - народного художественного творчества. Среди наиболее известных авторов таких трудов А.А.Аронов (9), П.Г. Богатырев (35), А.Н.Веселовский (50), Д.К.Зеленин (84), И.И.Земцовский (85), М.А.Забылин (82), А.С.Каргин (93), А.А.Коринфский (106), Б.А.Рыбаков (137), А.В.Терещенко (152), П.В.Шейн (167).
Национально - культурным традициям разных народов России и их отражению в содержании образования посвящено несколько диссертационных исследований, среди которых следует выделить докторскую диссертацию Г.Е.Шкалиной (168), раскрывающую специфику марийской традиционной культуры и ее отражение в содержании национально-регионального компонента высшего профессионального образования.
Среди педагогических исследований по проблемам национального образования и воспитания особо следует выделить труды И.Ф.Гончарова (61, 62) и Т.И.Гончаровой (60), а также исследования в области этнопедагогики Г.Н.Волкова (53) и представителей его научной школы.
Разработке теоретической модели национальной школы в Российском многонациональном государстве посвящено исследование В.К.Шаповалова (163), в котором автор определяет ведущие тенденции реализации этнокультурной направленности содержания общего образования.
В отдельных исследованиях отмечается необходимость изучения традиций народов России, излагаются варианты ее использования в современном педагогическом процессе.
Важными ориентирами для разработки теоретических основ поликультурного образования стали положения «о человеке культуры» Е.В.Бондаревской (36), концепция согласования общечеловеческих и национальных ценностей Н.Д. Никандрова (123) и др.
Особый вклад в разработку проблем поликультурного образования внесли ученые Пятигорского государственного лингвистического университета. В 1999г. ими была разработана и опубликована Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России (103). По этой концепции работает ряд школ Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Краснодарского и Ставропольского краев.
Вместе с тем, специального прикладного исследования, направленного на разработку экспериментальной модели поликультурного воспитания в столичной школе и выявлению ее эффективности, до настоящего времени не проводилось.
Цель исследования: разработать научно - практические основы организации и выявления воспитательной эффективности поликультурного образования в условиях столичной школы.
Задачи исследования:
Г. Раскрыть сущность поликультурного образования и его воспитательный потенциал в современной российской школе.
Охарактеризовать поликультурные аспекты учебных программ ряда гуманитарных дисциплин базового учебного плана, рекомендованных Министерством образования РФ, а также факультативных курсов и дополнительного образования.
Дать характеристику экспериментальной модели поликультурного образования в условиях столичной школы, разработанной при непосредственном участии автора диссертации в рамках программы «Столичное образование-3».
Организовать апробацию данной модели на экспериментальной площадке Департамента образования города Москвы.
Выявить воспитательную эффективность функционирования этой модели.
Разработать научно-методические рекомендации по развитию поликультурного образования в условиях современной школы и повышению его воспитательной эффективности.
Объект исследования — процесс поликультурного образования в школе.
Предмет исследования — воспитательная эффективность поликультурного образования школьников.
В основу исследования были положены следующие гипотезы:
Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной школе реализуется пока не в полной мере в связи с тем, что такое образование организуется, как правило, бессистемно, и не сопровождается психолого-педагогической диагностикой его эффективности и не отражает специфики локальной социокультурной среды.
Необходимыми условиями эффективной реализации
воспитательного потенциала поликультурного образования в школе являются:
системный подход к построению (моделированию) его цели, задач, структуры, содержания и форм организации;
психолого-педагогическая диагностика личностных качеств школьников.
Поликультурное образование в столичной школе должно осуществляться с учетом специфики столичной социокультурной среды (этнокультурного и конфессионального многообразия населения, особых культурно-исторических традиций, наличия многочисленных памятников культуры, музеев, театров и других учреждений культуры и т.д.).
Методологическую основу исследования составляют философские идеи Н.А.Бердяева (32, 33), Л.Н.Гумилева (64, 65), И.А.Ильина (89), Н.О.Лосского (ИЗ), В.С.Соловьева (145), П.А.Флоренского (159) и других выдающихся русских философов о значимости отечественного национально-культурного и культурно-исторического наследия для судьбы России, о национальном характере и национальных образах мира, о творческой самореализации личности.
Основополагающее значение для нашего исследования имели труды выдающихся русских педагогов: П.П.Блонского (34), В.И.Водовозова (52), К.Д.Ушинского (155, 156), П.Ф.Каптерева (94), С.Т.Шацкого (166) и других.
База экспериментального исследования: средняя
общеобразовательная школа № 683 г. Москвы, директором которой является автор данной диссертации. Эта школа с 1994г. является экспериментальной площадкой Департамента образования города Москвы и до настоящего времени участвует в программе «Столичное образование-3» под научным руководством проф. Т.И.Баклановой. Школа является также одной из экспериментальных площадок кафедры теории и истории народной художественной культуры МГУКИ, участвует в комплексном исследовании «Развитие преемственной системы этнокультурного образования «Детский сад - начальная школа -вуз».
Организация и методы исследования. Исследование проходило на протяжении 1994 - 2004 годов. Оно включало три этапа, на каждом из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру решаемых задач.
Первый этап исследования (1994 - 1999 гг.) носил констатирующий характер и включил в себя теоретический анализ философских, педагогических, этнографических, искусствоведческих
источников, научно-методической литературы по данной проблематике, определение степени ее изученности, разработку программы и методики исследования. Это позволило сформулировать его основные положения, цель, задачи и гипотезу. В этой период начался сбор и анализ эмпирического материала по этнокультурному образованию на основе диалога культур России и Германии. С этого периода стали развиваться международные контакты школьников, были организованы их поездки в Германию с целью развития представлений о культурном многообразии современного мира и взаимосвязях различных национально-культурных традиций.
На втором этапе исследования (1999 — 2001 г.г.) автор диссертации участвовал в разработке теоретической модели системы поликультурного образования, ядром которой стал школьный музей «Культура земли Московской». На данном этапе также проходил поиск путей обновления и дополнение содержания общего и дополнительного образования: педагогический коллектив школы, руководимый автором диссертации, приступил к анализу поликультурного потенциала действующих программ по гуманитарным дисциплинам федерального компонента базового учебного плана (иностранный язык, литература, география, технология, мировая художественная культура и др.), а также к созданию комплекса интегрированных поликультурных программ дополнительного образования.
На данном этапе были разработаны также модель детского отделения кафедры ЮНЕСКО при МГУКИ (автор - аспирантка кафедры теории и истории народной художественной истории МГУКИ О.Е.Лобанова), открыт культурно-образовательный центр «Светоч».
На третьем этапе исследования (2001 - 2003 гг.) проходило внедрение теоретической модели системы поликультурного образования при непосредственном участии директора и педагогов-
экспериментаторов школы № 683, а также преподавателей, аспирантов и студентов-практикантов кафедры теории и истории народной художественной культуры МГУКИ. Внедрение сопровождалось психолого-педагогической диагностикой динамики развития таких качеств учащихся, как патриотизм, толерантность, духовно-нравственные ценности и идеалы, креативность и др. При этом использовались следующие методы: включенное наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование учащихся экспериментальных и контрольных классов.
Четвертый этап исследования (2004 г.) - обобщающий. Он был посвящен анализу, обобщению и оформлению результатов исследования, разработке научно-методических рекомендаций по их трансляции в практику работы современных российских школ. Научная новизна исследования:
Раскрыта сущность поликультурного образования как важнейшей сферы педагогической теории и практики, направленной на приобщение учащихся к многообразному национально-культурному наследию человечества.
Выявлены широкие возможности новых программ базовых и
дополнительных гуманитарных дисциплин, рекомендованных
Министерством образования РФ (например, программы и учебники
Т.И.Баклановой и Н.М.Сокольниковой «Мировая художественная
культура» (5-9 кл.), программа и учебник Т.И.Баклановой
«Музыка» (1 класс), программа Т.И.Баклановой «Художественная
культура народов России», программы и учебники
Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство»
(1-9кл.) и др.), в реализации актуальных цели и задач поликультурного воспитания и образования школьников.
Раскрыта роль дополнительного поликультурного образования на базе общеобразовательной школы, состоящая в дополнении и развитии поликультурного содержания базовых дисциплин в условиях дифференцированного, углубленного и ориентированного на творческую самореализацию личности педагогического процесса в различных формах деятельности культурно-образовательного центра (школьных кружках, студиях, музее, детском отделении кафедры ЮНЕСКО и др.). Теоретическая значимость исследования:
Обобщены теоретические и эмпирические исследования в области поликультурного образования и его роли в воспитании толерантности и других личностных качеств школьников. Разработана (в соавторстве с другими участниками исследования на базе школы № 683) экспериментальная модель поликультурного образования в современной столичной школе, учитывающая специфику московской социокультурной среды и культурно-исторических традиций Московского региона. Эта система включает совокупность взаимосвязанных между собой цели, задач, структуры, содержания и форм работы.
Выявлено, что внедрение данной модели позволяет повысить
эффективность воспитания толерантности школьников и косвенно
влияет на формирование и развитие некоторых других качеств
личности (например, творческих способностей).
Практическая значимость исследования состоит в том, что его
результаты внедрены в деятельность школ с этнокультурным
компонентом Северного округа г.Москвы, с которым МГУКИ заключил
договор о творческом сотрудничестве, а также частично используются в
работе других московских школ, представители которых принимали
участие в конференциях и семинарах, проведенных на базе школы № 683
с целью трансляции полученных результатов в практику российского образования.
Материалы исследования внедрены в содержание учебного процесса на факультете народной художественной культуры и музейного дела МГУКИ, где обучается более 20 выпускников школы № 683. Эти материалы нашли отражение в программах таких курсов, как «Теория и методика этнохудожественного образования», «Методика преподавания народного художественного творчества», «Методика преподавания мировой художественной культуры», «Методология и методика исследований народной художественной культуры» и др., а также в программах педагогической практики студентов специализаций «Теория и история народной художественной культуры» и «Декоративно-прикладное творчество», в тематике и содержании дипломных работ студентов данных специализаций.
Результаты исследования могут найти дальнейшее практическое применение в деятельности общеобразовательных школ, педагогических вузов, вузов культуры и искусств, в системе переподготовки педагогических кадров, в региональных, федеральных и международных проектах и программах сохранения и изучения культурного наследия народов мира, а также в деятельности социально-культурных и культурно-досуговых учреждений.
Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; репрезентативностью результатов эмпирического исследования, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам.
Апробация результатов исследования осуществлялась в докладах и сообщениях автора на таких конференциях, семинарах, круглых столах, как:
научно-практическая конференция «Актуальные проблемы воспитания школьников на основе традиций отечественной культуры: итоги и перспективы» (Москва, 24 апреля 2002г.); научно-практическая конференция «Приобщение учащихся к культурному наследию народов России и мира в условиях непрерывного образования «Детский сад — школа - вуз» как одна из форм становления толерантной личности» (Москва, 19 ноября 2003г.);
круглый стол «Международные программы, международные связи в образовании. Роль образовательных учреждений в формировании поликультурного пространства столицы» (19 августа 2003г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие непрерывной системы этнохудожественного образования» (Шуя, 14-16 декабря 2004г.).;
Международный конгресс «Восток - Запад: глобализация и культурная идентичность» (Казань, 23-25 мая 2005г.). Материалы диссертации апробированы также на заседании кафедры теории и истории народной художественной культуры (ноябрь 2004г.).
Результаты исследования нашли отражение в аналитических материалах, переданных в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже с целью ознакомления мирового сообщества с уникальными российскими системами трансляции в современное культурно-информационное пространство шедевров национально- культурного наследия разных народов. Материалы исследования отражены также в «Концепции развития этнокультурного образования в РФ», разработанной в 2005 г. Т.И.Баклановой, Л.В.Ершовой и Т.Я.Шпикаловой (21). Данная Концепция поддержана многими регионами России, а также участниками «круглого стола» в Московской мэрии (апрель 2005г.).
Результаты эксперимента освещались в периодических изданиях, посвященных результатам создания столичной модели образования, были неоднократно представлены на совещаниях руководства школами Северного округа г.Москвы, Департамента образования города Москвы, а также Муниципального собрания Дмитровского района Северного округа г.Москвы, депутатом которого является автор данной диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
Поликультурное образование является частью этнокультурного образования, представляющей собой целенаправленный педагогический процесс приобщения личности к культурному наследию и современным достижениям культуры разных народов.
Воспитательный потенциал поликультурного образования заключается в его направленности на решение актуальных задач формирования и развития; толерантности, патриотизма, нравственных ценностей, культуры межнационального общения и других важнейших в современном многонациональном обществе качеств личности.
Модель поликультурного образования, разработанная и апробированная на экспериментальной площадке Департамента образования города Москвы - в школе № 683, представляет собой многоуровневую педагогическую систему. Первым уровнем ее содержания является культура русского народа как государствообразующей нации. Второй уровень - национально-культурные традиции Московского региона. Третий уровень — национально-культурные традиции народов, проживающих в других регионах России. Четвертый уровень - культура народов зарубежных стран.
Основными компонентами педагогической технологии в данной экспериментальной модели являются индивидуальный учебный план
школы, апробированный на данной площадке, комплекс интегрированных учебных программ и учебников с этнокультурным компонентом, изданных с грифом Министерства образования, а также авторские программы дисциплин регионального и школьного компонентов («Технология и народное декоративно-прикладное творчество» (О.Н.Юхименко), «Народоведение» (Н.П.Канищева), «Астрономия с элементами славянской ведической астрологии» (Воробьева Н.Н.), «Диалог культур» (С.В.Рыкова), «Культура саморазвития» (А.В.Нестеренко), «Русский народный костюм от истории к творчеству. 8-9 класс» (О.Н.Богданова), «Традиции русского народного костюма в моделировании современной одежды. 10-11 класс» (О.Н.Богданова).
Развитие поликультурного образования школьников наиболее эффективно в условиях взаимосвязи общего и дополнительного образования, а также в преемственной системе «Детский сад - школа -вуз».
Сущность поликультурного образования
Понятие «поликультурное образование» в настоящее время прочно вошло в научный оборот и педагогическую практику. Международная энциклопедия образования (1994г.) определяет поликультурное образование как составную часть общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию в духе уважения инокультурных систем. Попытка раскрыть сущность поликультурного образования предпринята авторами Педагогического словаря, изданного в России в 2000 году: «Поликультуризм (в образовании) - построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста» (93). Наряду с термином «поликультурное образование», в новейшей педагогической литературе в научный оборот введен термин «поликультурное воспитание». Н.В.Бордовская и А.А.Реан считают, что поликультурное воспитание включает в себя овладение культурными, духовно-нравственными, идеологическими и жизненными ценностями, учитывающими интересы разных национальных и этнических меньшинств, предусматривающими адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур (39). Идеи поликультурного образования не являются продуктом только современной эпохи. Они имеют глубокие исторические корни. В теории всеобщего образования человечества «Панпедия», разработанной в XVI веке выдающимся педагогом-гуманистом Я.А. Коменским, важная роль отводится воспитанию у молодежи умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей (100, С.383). Пониманию сущности поликультурного образования помогают идеи Н:К.Рериха о «благодетельном синтезе» (131), под которым он понимал «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также положения, сформулированные в трудах выдающихся философов и историков современности (Н.Я. Данилевского, ЭJ Тейлора, А. Тойнби и др.) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов. Осознать сущность поликультурного образования позволяют идеи НА.Бердяева (32), П.Ф.Каптерева (94), К.Д.Ушинского (155, 156) о взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании и обучении молодежи. Так, П.Ф.Каптерев к особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка педагог рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П.Ф.Каптерев призывал развивать у учащихся чувство принадлежности ко всему человечеству, «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному» (94, G.421). По Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал педагог, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим» (94, С.56-57). Важные выводы для понимания сущности поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С.Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития человека находятся в исторически развивающейся культуре. Ученый считал, что в процессе интериоризации социального и культурного опыта развивается и реализуется творческий потенциал человека (58, С. 145). Положение о ведущей роли социокультурного контекста в развитии поведения и психики, предполагает учет в становлении личности социального и культурного окружения, определяет значимость социокультурной среды в формировании мировоззрения молодых людей, их отношения к другим людям, к тем или иным культурным ценностям. Социокультурная среда понимается отечественными учеными как совокупность условий жизнедеятельности человека, многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек, в котором формируется и реализуется его сущностный потенциал, складываются отношения и осуществляется взаимодействие с другими людьми и объектами культуры (58, С.205). Следовательно, в социокультурную среду школьника входят семья, сверстники, включая ученический коллектив, образовательные учреждения и культурные организации, информационное пространство и окружающую действительность. Очевидно, что отношение человека к различным культурам и их носителям складывается в зависимости от принятой в конкретной социокультурной среде системы ценностей. Н.А.Бердяев (33), Н.О.Лосский (113) считали ценности стержнем и квинтэссенцией культуры. Современными отечественными учеными ценности рассматриваются как обобщенные представления людей о целях и нормах поведения, воплощающие исторический опыт и концентрировано выражающие смысл культуры определенного этноса и всего человечества (123, С. 11-14).
Предназначение поликультурного образования в современном мире
Особое значение приобретает поликультурное образование в связи с актуальными задачами сохранения культурного многообразия человечества в условиях надвигающейся глобализации.
В подготовленном ЮНЕСКО втором Всемирном докладе по культуре 2000+ подчеркивается, что в современном мире у культуры особая, миротворческая роль. Культурные различия, считает ЮНЕСКО, являются не разрушительной, а созидательной силой. В Докладе подчеркивается, что «культура привносится в политику тогда, когда надо достичь согласия. И вообще, культура рассматривается сегодня как арена согласия».
Знаменательно, что проводившаяся в 1998г. в Стокгольме Межправительственная конференция по культурной политике проходила под девизом «Наше созидательное различие». Не случайно понятие «культурное наследие» в документах ЮНЕСКО часто соседствует с понятие «культурное многообразие». Рассмотрим кратко их сущность..
Понятие «культурное наследие» в документах ЮНЕСКО трактуется многогранно. В наиболее узком смысле оно практически отождествляется с фольклором или традиционной народной культурой. В широком смысле под это понятие подпадают все имеющие культурно-историческое и национально-культурное значение явления материальной и духовной культуры человечества. Сохранение культурного наследия включает такие вопросы, как организация, обработка, интерпретация и судьба материального наследия - старинных, прекрасных или замечательных в своем роде вещей в виде строений, объектов и ландшафтов, - ив этом смысле составляет важную часть сферы материальной культуры. Особое внимание в последние годы уделяется сохранению нематериального культурного наследия, находящихся под угрозой исчезновения. Это устное народное творчество, музыка, танцы и другие исполнительские виды народного творчества, а также творчество народных мастеров - носителей традиций, «живого национального достояния». Все традиционные культуры прибегали к тем или иным формам сохранения своего наследия, которые также нуждаются в изучении и охране.
Особенно заметен в последних документах ЮНЕСКО акцент на нравственное измерение ценности того или иного явления в культурном наследии. Это не случайно, ведь именно в нашей стране все активнее заявляет о себе новое научное направление, которое обозначено проф. Т.И.Баклановой как аксиология культурного наследия.
Проблемы культурного наследия все чаще рассматриваются в контексте сохранения культурного многообразия в современном мире. Культурное многообразие всегда было частью человеческой истории. Мир состоял и состоит не из простого набора различных культурна представляет собой - в части культуры - поток, который все время меняет русло, образуя новые сливающиеся течения и водовороты. Стремительное развитие новых средств коммуникации за последние десятилетия настолько сблизило разные регионы мира, что все чаще звучат предсказания о вынужденной унификации культуры. С другой стороны, сосуществование и обновление в современном мире множества культур нередко рассматривают как одну из причин, порождающих проблемы международной жизни: проявления расизма, этнические конфликты, появление новых предрассудков и обострение старых обид. Весьма распространенным является мнение о том, что именно этнические различия порождают в мире сегрегацию и дискриминацию, насилие и страдание».
Таким образом, культурное многообразие часто привязывается к расовым или даже генетическим характеристикам. В действительности же культурное многообразие проистекает из присущей любому народу потребности в созидании - на базе и с учетом своеобразия его культурного наследия.
Что такое культурное многообразие, как возникло многообразие культур и какова динамика их дальнейшего развития в современном мире? Эти проблемы не должны оставаться за границами современного общего и профессионального образования и составляют основу их поликультурного компонента.
К ним примыкает проблема сохранение культурного наследия и ценностей в условиях глобализации. Каким же образом самый значительный культурный процесс современного общества -глобализация - отражается сквозь призму сохранения культурного наследия? Как проблемы сохранения культурного наследия связаны с социальным и экономическим контекстами? Как повлияла глобализация на практику сохранения культурного наследия? Каковы перспективы сохранения культурного наследия в глобализирующемся мире? Эти и другие проблемы, которые волнуют сегодня мировое сообщество и вызывают известные реакции антиглобалистов, необходимо включать в круг актуальнейших вопросов гуманитарного, прежде всего -поликультурного образования.
Общая характеристика экспериментальной модели
В данном параграфе представлена теоретическая модель системы поликультурного образования в современной школе, внедряемая педагогическим коллективом средней школы № 683 г.Москвы во главе с автором диссертации - директором данной школы. С 1994г. школа № 683 является экспериментальной площадкой Департамента образования города Москвы. Осуществляемый здесь педагогический эксперимент проходит совместно с факультетом народной художественной культуры и музейного дела Московского государственного университета культуры и искусств, под научным руководством декана факультета, доктора педагогических наук, профессора Т.И. Баклановой. Моделирование и апробация экспериментальной системы поликультурного образования стали продолжением исследования на тему «Создание аксиологической модели образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры». Рассматриваемая теоретическая модель имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты системы поликультурного образования в современной школе: 1. Цель поликультурного образования - формирование и развитие комплекса личностных качеств учащихся (патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения, и др.) на основе знакомства с национально-культурным многообразием России и зарубежных стран. Задачи поликультурного образования: знакомство школьников с самобытными традициями русской культуры, а также культур других народов России как воплощением общих духовно-нравственных ценностей и идеалов; формирование у школьников представлений о культурном многообразии современного мира и формах культурного взаимодействия разных народов; знакомство учащихся с российскими и международными проектами и программами сохранения культурного наследия народов мира; организация разнообразных видов самостоятельной познавательной и творческой деятельности школьников по изучению культурного наследия народов мира; создание педагогических условий для участия школьников в процессах сохранения и развития традиций народной художественной культуры; освоение школьниками основных принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде современной России. Теоретическое обоснование перспективной модели системы поликультурного образования школьников, представленное в первой главе диссертации. Экспериментальный учебный план, включающий новые учебные курсы регионального И; школьного компонентов (см. Приложение 1): Мировая художественная культура (5-9 классы) — по программе и комплекту учебников Т.И.Баклановой и Н.М.Сокольниковой; Художественная культура нардов России (5-8 классы) - по программе Т.И.Баклановой: Культура саморазвития (10-11 классы) — по программе А.В.Нестеренко; Народоведение» (10-11 классы) - по программе Н.П.Канищевой и др. 5. Комплекс федеральных и авторских программ и учебников по дисциплинам федерального компонента базового учебного плана, разработанных в поликультурном контексте: Программа и учебник Т.И.Баклановой «Музыка» для 1 класса, изданные в издательстве «Астрель» с грифом Министерства образования и науки РФ в 2004г. Программа и комплект учебников по изобразительному искусству Т.Я.Шпикаловой, изданные в издательстве «Просвещение» с грифом Министерства образования и науки РФ. Авторские программы по литературе, астрономии, технологии, немецкому языку. 6. Система форм дополнительного образования, интегрированная с федеральным, региональным и школьным компонентами учебного плана в рамках культурно-образовательного центра «Светоч». В структуру данного центра входят: школьный музей «Культура земли Московской»; детское отделение кафедры ЮНЕСКО Московского государственного университета культуры и искусств; кружки и детские студии, деятельность которых направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся средствами этнохудожественного творчества. 7. Система психолого-педагогического сопровождения и диагностики эффективности функционирования данной модели (с участием практического психолога школы). Схематично теоретическую модель поликультурного образования, разработанную и апробированную в школе № 683 можно представить следующим образом: A) Поликультурные компоненты федеральных учебных дисциплин базового учебного плана (музыка, ИЗО, литература, иностранный язык, технология, астрономия, география и др.); Б) Поликультурные компоненты региональных дисциплин учебного плана (мировая художественная культура, 5-9 классы); B) Поликультурные компоненты школьных дисциплин учебного плана (художественная культура народов России, культура саморазвития, народоведение). Дополнительное поликультурное образование в школе А)Культурно-образовательный центр «Светоч», включающий детские кружки и студии народного художественного творчества; Б)Школьные музеи «Культура земли Московской» и «Защитники неба Москвы»; В)Детское отделение кафедры ЮНЕСКО МГУКИ; Традиционные праздники, конкурсы, фестивали, смотры художественного творчества школьников на основе традиций народной культуры. Д)Формы освоения школьниками локальной социокультурной среды (экскурсии, посещение театров, музеев, выставок, концертных залов, и др.). Е) Формы межкультурного взаимодействия (встречи с представителями различных национальных культур, туристические поездки по России и зарубежным странам, и т.д.).
Поликультурное содержание гуманитарных общеобразовательных дисциплин
Особое значение в решении целей и задач поликультурного образования имеет содержание учебных курсов, предусмотренных федеральным, региональным и школьным компонентами учебного плана.
В процессе эксперимента в школе № 683 внедряются (с авторским сопровождением) несколько новых программ и учебников профессоров, докторов педагогических наук Т.И.Баклановой, Н.М.Сокольниковой и Т.Я.Шпикаловой, изданных с гриформ Министерства образования РФ, и включающих этнокультурные и поликультурные компоненты.
Это программы и учебники по изобразительному искусству, музыке, мировой художественной культуре, а также для факультативного курса «Художественная культура народов России».
Особое место в системе экспериментальной работы заняла апробация (с авторским сопровождением) программы, комплекта учебников и творческой тетради для начальной школы по изобразительному искусству, разработанных профессором, доктором педагогических наук Шпикаловой Т.Я. (170), отличительными особенностями которых являются:
- систематизация и отбор материала (как в учебнике, так и в творческой тетради) с учетом природных циклов (осень, зима, весна и лето), что способствует младшему школьнику настроиться на эстетическое видение природных явлений, быта и произведений искусства. Автор учла то обстоятельство, что смена времен года еще не стала для ребенка стереотипным, привычным;явлением, каждая пора в природе полна тайн и неожиданных открытий; - узнать и пережить которые ему помогает собственное творчество; изобразительно-иллюстративный материал представлен произведениями разных видов искусства: народное (изобразительно-пластическое) искусство, живопись, графика, а также включает серии художественно-дидактических таблиц, примеры творческих детских работ. Следует особо подчеркнуть, что в учебно-методическом комплексе раскрывается положение о том, что эстетическое восприятие природы и произведений всех видов искусства в равной мере помогает ученику осваивать и понимать основы художественного изображения, развивать детское творчество как при выполнении живописной или графической работы, так и при создании образа художественной вещи; - наличие на уроках по ознакомлению с народным искусством образа народного мастера, когда в игровой форме общения (урок-игра) создается атмосфера «ученичества» - передачи из в руки народных художественных традиций; - схема примерного годового планирования, выполняющая роль своеобразного «ключа» для интеграции заданий по учебнику и тетради (отражающая основные педагогические условия, реализуемые на уроках. Например, среди рекомендуемых типов уроков: урок-сочинение (Темы «Земля-матушка», «Первый каравай», «В гостях у зимней сказки и ее героев» «Богатыри земли русской» и др.), который способствует активизации эстетического восприятия произведений поэзии, живописи, графики, народного искусства и красоты окружающего мира; на которых детские наблюдения за приметами различных времен года увязываются с оценкой увиденного в произведениях искусства; облегчают формирование образной речи, развивая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (загадки, пословицы, поговорки, песни).
Задачи создания педагогических условий для художественно-творческой работы учащихся нацеливают учителя на: помощь в организации рабочего места, разъяснение правил работы и обращения с художественными материалами; создание доброжелательного климата на уроке как необходимого условия для свободного общения и открытости в процессе творческой работы; применение разнообразных видов творческой работы: пейзаж, натюрморт, сюжет, сказочный сюжет; оказание содействия сочетанию работы по учебнику и в тетради, на отдельном листе; поощрение работы каждого ученика.
Вместе с тем, особые трудности при подготовке к. урокам может вызвать установка на эстетическое восприятие произведений искусства. Интеграция разных видов искусств, создающих единое образовательно-эстетическое пространство, помогающее младшему школьнику ощутить себя частицей вселенной, наследником культуры народов России, ее представителем, - ведущая идея учебно-методического комплекса.
Поэтому с первых страниц учебника и тетради многоликий мир искусства предстает во всей магической силе и прелести художественного образа, и, соответственно, ребенку надо помочь при разглядывании репродукции ощутить красоту и духовную значимость произведений художников, народного мастера.