Содержание к диссертации
Введение
Глава 1, Теоретико-методологические подходы к воспитанию экологической культуры младших подростков 14
1Л. Философские основы становления экологической культуры человека 14
1.2. Экологическая культура младших подростков: её сущность, структура, критерии и уровни развития 27
1.3. Психолого-педагогические основы воспитания экологической культуры младших подростков 47
1.4. Состояние экологического образования в современной школе 68
Глава 2. Эффективные пути и средства воспитания экологической культуры младших подростков 82
2.1. Социоприродное окружение школы как многофункциональный источник воспитания экологической культуры младших подростков 82
2.2. Воспитание экологической культуры младших подростков посредством методов диалогического освоения мира 99
2.3. Системообразующая роль созидательной экологической деятельности младших подростков в процессе воспитания экологической культуры 116
2.4. Воспитание экологической культуры младших подростков
как органичная часть системы непрерывного экологического об
разования школы 125
Заключение 141
Библиография 144
Приложения 162
- Философские основы становления экологической культуры человека
- Психолого-педагогические основы воспитания экологической культуры младших подростков
- Социоприродное окружение школы как многофункциональный источник воспитания экологической культуры младших подростков
- Системообразующая роль созидательной экологической деятельности младших подростков в процессе воспитания экологической культуры
Введение к работе
Актуальность исследования. На пороге XXI века экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Данное положение подчёркнуто во многих современных документах: в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (6), Постановлении Правительства РФ «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (130) и др., а также в материалах многочисленных международных, российских и региональных конференций. В свете современных концептуальных основ целью экологического образования выступает воспитание экологической культуры каждого человека и общества в целом.
Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического образования в современном мире, проблема поиска эффективных путей воспитания экологической культуры человека является особо актуальной. Надвигающийся экологический кризис демонстрирует обострение проблемы взаимодействия человека, общества и природы, произошедшее за последние десятилетия. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того* что одной из главных причин возникновения кризиса является низкий уровень культуры людей, в том числе и экологической. Человечество постепенно осознаёт, что воспитание экологической культуры человека выступает средством сохранения природы и цивилизации.
Проблема воспитания экологической культуры школьников востребована потребностями практики в связи с процессами регионализации и экологизации образования. Воспитывая экологическую культуру школьников, педагоги сталкиваются с целым рядом трудностей и проблем: поверхностные знания по экологии у многих учащихся, отсутствие стремления заниматься экологической созидательной деятельностью, отношение к проблеме экологии часто не становится для школьников личностно значимым и не является частью нравственных убеждений.
Возраст младших подростков выбран для исследования в силу нескольких причин: в нём чаще, чем в других наблюдаются случаи варварского отношения к
природе. В то же время этот возраст благоприятен для усвоения нравственных норм, осмысления своего места в мире людей и природы, становления самосознания личности. У младших подростков активно развиваются потребности в общении, самоутверждении среди сверстников, в коллективном труде и положительных эмоциях. Зачастую школа не создаёт условий для приобретения социального опыта младших подростков, их самовыражения и самореализации в социально значимой деятельности, например, в созидательной экологической, в результате чего желание действовать на благо природы резко падает в юношеском возрасте.
Итак, актуальность поиска эффективных путей воспитания экологической культуры младших подростков обусловлена потребностями практики в связи с недостаточным уровнем экологической культуры школьников и общества в целом, изменениями., происходящими в системе российского образования, направленными на его регионализацию и экологизацию. Данная проблема в настоящее время представляется недостаточно разработанной. В то же время в современной философской и психолого-педагогической науке предложен ряд идей, которые могут лечь в основу её эффективного решения.
Методологические подходы к проблеме воспитания экологической культуры человека основываются на идеях современных философов и культурологов о гармонизации взаимодействия человека, природы и общества и роли культуры в этом процессе (В. С. Библер, В. И. Вернадский, Э. В. .Гирусов. М. С. Каган, В. А. Кобылянский, Д. С. Лихачёв, В..А. Лось, Н. Н. Моисеев, Б. В. Сочава. Ю. П. Трусов, А. Д. Урсул и др.). Актуально осмысление идей о единстве человека с природой, как античной эпохи, так и русской философии антропокосмнзма (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьёв, Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, А. А. Чижевский и др.) с учётом реалий времени.
Теоретической основой для осмысления сущности экологической культуры человека в целом и определения её специфики для младших подростков служат единство аксиологического (М. М.Бахтин, В, С.Библер, М.Вебер, Д. С. Лихачёв, М. Хайдеггер, А. Швейцер, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, XI, 3. Чавчавадзе и др.) и деятелыюстного (А. С. Ахиезср, В. Е. Давидович. М. С. Каган,
Т. Ф. Кузнецова:, А. М. Лобок, Э. С. Маркарян, Ю. И. Новоженов, А, Дж. Тойнби, Е. Hutchins и др.) подходов к определению культуры.
Теоретическими источниками для выявления особенностей воспитания экологической культуры младших подростков являются труды психологов, отражающие закономерности воспитания и развития личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский. В. П. Зинченко, И. С. Кон, Л. Н. Куликова. А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский; Н. Ф. Талызина, Г. А. Цукерман. Д. Б. Эльконин и др.). Основой для выделения закономерностей воспитания ценностей экологического характера у младших подростков могут служить работы психологов, раскрывающие проблему становления ценностей у человека (А. Г. Асмолов, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.).
Проблемы влияния природы на развитие ребёнка и идеи о целостном подходе к воспитанию отражены в трудах классиков педагогики (А. Дистервег, П. Ф. Каптерев.Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.), взгляды которых являются актуальными и для современной научной мысли.
Современная педагогическая теория и практика является методологической основой разработки подходов к воспитанию экологической культуры младших подростков. Современным базисом в разработке эффективных путей и средств воспитания экологической культуры младших подростков выступают идеи советской педагогики о соединении обучения с жизнью; идеи развития смыслопорождаюодего и смыслооткрывающего диалога в воспитании (Л. Н. Куликова, А. М. Сидоркин и др.): идеи личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков. Г1 С. Якиманская и др.) и современные концепции воспитания (О. С. Газман. В. А. Караковекий, Л. И. Новикова, Н. Е. Щурковаидр.).
В разработку концептуальных основ экологического образования на современном етапе внесли вклад С. В. Алексеев, А. А, Вербицкий, С. Н. Глазачев, А. П. Захлебный. И. Д. Зверев. Н. М Мамедов, С, Н. Николаева. И. Н. Пономаре-
ва, Л. П. Симонова-Салеева, А. П. Сидельковский, Г. П. Сикорская, И. Т. Суравегина, А. Е. Тихонова, Н. М. Чернова и др.
За последнее десятилетие проведён ряд диссертационных исследований, раскрывающих разные аспекты экологического образования. Некоторые из них посвящены проблеме воспитания экологической культуры у подростков, например, И. Л. Беккер исследует одно из средств её воспитания - туристско-краеведческую деятельность старших подростков в условиях дополнительного образования (14); В. Н. Дикий - процесс общения подростков с природой (54); В. Д. Иванов - внеклассную деятельность подростков (74); М. В. Шептуховский -природную среду как фактор воспитания подростков (195). Однако проблема воспитания экологической культуры младших подростков в образовательном процессе школы специально не исследовалась.
Таким образом, имеются теоретические и практические предпосылки для специального исследования в целом проблемы воспитания экологической культуры младших подростков и выявления эффективных путей и средств, влияющих на данный процесс у младших подростков в условиях школы.
Проблема исследования состоит в необходимости разрешения противоречия между потенциальными возможностями педагогического процесса школы в воспитании экологической культуры младших подростков и недостаточной разработанностью теории и практики его реализации.
Актуальность проблемы, её научная и практическая значимость, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили выбор темы исследования: «Воспитание экологической культуры младших подростков».
Объект исследования: воспитание младших подростков в педагогическом процессе школы.
Предмет исследования: процесс воспитания экологической культуры младших подростков.
Цель исследования: разработать эффективные пути и средства воспитания экологической культуры младших подростков.
Задачи исследования:
- изучить и систематизировать существующие в философии, психологии,
педагогической теории и практике подходы к пониманию сущности экологиче
ской культуры человека и ее воспитания; разработать теоретические основы вос
питания экологической культуры младших подростков;
определить критерии и уровни развития экологической культуры младших подростков;
выявить и обосновать совокупность педагогически значимых путей и средств, эффективно влияющих на воспитание экологической культуры младших подростков;
проверить в опытно-экспериментальной работе достоверность выявленных путей и средств воспитания экологической культуры младших подростков Б педагогическом процессе школы.
В качестве гипотезы исследования были выдвинуты следующие положения.
Экологическая культура является частью общей культуры человека и рассматривается нами как важнейшее качество личности, которое выступает внутренним регулятором в отношениях человека с природой, с людьми и самим собой как частью природы, способствует их гармонизации и взаимной адаптации, проявляется в природо- и человекосберегаюшей деятельности. Становление экологической культуры личности наиболее эффективно, если начинается с детства: младший подростковый возраст особенно значим для воспитания экологической культуры как период активного социального развития.
Процесс воспитания экологической культуры младших подростков будет осуществляться успешно, если;
социопрнродное окружение школы будет выступать источником содержания и местом реализации экологического воспитания младших подростков;
ценностно-смысловой и эмоционально-эстетический компоненты экологической культуры будут развиваться с помощью методов диалогического освоения мира младшими подростками;
— созидательная экологическая деятельность младших подростков станет
системообразующей в педагогическом процессе школы;
- воспитание экологической культуры младших подростков станет орга
ничной частью системы непрерывного экологического образования школы.
Методологической основой работы стали философские идеи, раскрывающие проблему взаимоотношений человека и природы, становления экологической культуры человека в процессе развития цивилизации: идея единства человека, человечества и Вселенной, идея коэволюционного развития общества и природы, идеи биофилии и биоцентризма; аксиолошческий и деятельностный подходы к определению культуры; психологические закономерности развития личности в подростковом периоде; научные положения гуманистической педагогики о сущности воспитания; современные концептуальные основы экологического образования.
Научная новизна исследования.
Проведён теоретический анализ сущности экологической культуры младших подростков, выявлены закономерности педагогического обеспечения развития экологической культуры младших подростков, определены принципы педагогического руководства развитием экологической культуры младших школьников в педагогическом процессе школы; выявлены критерии и уровни её развития в данном возрасте: готовность действовать по улучшению социоприродного окружения школы; экологичное поведение в повседневной жизни; реальный вклад подростков в улучшение состояния экологической обстановки своей местности; проявление ответственного отношения к природе, людям, к себе самому; рефлексия своего отношения к природе, людям и самому себе; эмпатия. проявляемая ко всему живому; знание основ экологии; умение ценить красоту природы: исследованы факторы воспитания экологической культуры младших подростков, определены условия и предпосылки этого процесса; научно обоснованы пснхолого-педагогические подходы к воспитанию экологической культуры младших подростков; предложена совокупность педагогически значимых путей и средств воспитания экологической культуры младших подростков, включающая социоприрод-
ное окружение школы, методы диалогического освоения мира младшими подростками, созидательную экологическую деятельность, органичное соединение процесса воспитания экологической культуры младших подростков с системой непрерывного экологического образования в школе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке совокупности педагогически значимых путей и средств воспитания экологической культуры младших подростков. Создан прецедент воспитания экологической культуры младших подростков на основе экосистемы озера. Выявлены психолого-педагогические подходы к воспитанию экологической культуры младших подростков, с учётом которых разработана программа по экологии для учащихся 6-7 классов «Экология водоёма: озеро и я», создано её методическое обеспечение: два учебных пособия для школьников - рабочие тетради для 6 и 7 классов; комплект дидактических игр; набор диагностических методик к программе; методические рекомендации для учителя.
Разработанное методическое обеспечение и данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогами школ или учреждений дополнительного образования, в социоприродное окружение которых входит экосистема - озеро, а также хтя подготовки студентов педагогических заведений и повышения квалификации педагогов-экологов по региональным проблемам: экологического образования. Выявленные психолого-педагогические подходы к воспитанию экологической культуры младших подростков могут применяться учителями-экологами при составлении собственных программ, учебных и методических пособий, учитывающих специфику соцноприродного окружения школы.
Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими идеями и теоретическими положениями, применением взаимодополняющих исследовательских методов и методик, адекватных предмету и задачам исследования, подтверждается данными опытно-экспериментальной работы, свидетельствующими о повышении уровня экологической культуры младших подростков.
На защиту выносятся следующие положення:
Экологическая культура младших подростков как важнейшее качество личности связана с развитием всех сфер психики человека в их единстве: эмоционально-ценностной;, интеллектуально-познавательной и волевой. Младший подростковый возраст особенно значим для воспитания экологической культуры как период активного социального развития. Важная роль в воспитании экологи- ческой культуры младших подростков отводится жизнеутверждающим ценностям, среди которых главными являются жизнь любого существа и её сохранение. Совокупность педагогически значимых путей и средств воспитания экологической культуры младших подростков, основываясь на целостном подходе к воспитанию и гуманистической парадигме, включает:
- социоприродное окружения школы как многофункциональный источ
ник содержания учебных программ по экологии и созидательной экологиче
ской деятельности в учебной и воспитательной работе; модельную территорию
для проведения школьниками исследований и мониторинга; место реализации
созидательной экологической деятельности младших подростков и создания
«зоны личной заботы и ответственности»: пространство для разновозрастного
общения и взросления учащихся в определённый период их жизни;
- методы диалогического освоения мира младшими подростками, предпо
лагающие диалог с природой, людьми и самим собой как частью природы, благо
приятно сказывающиеся на развитии у них эмоционально-эстетического и ценно
стно-смыслового компонентов экологической культуры;
- созидательную экологическую деятельность в социоприродном окру
жении школы, основывающуюся на принципах добровольности и сотрудниче
ства со сверстниками и взрослыми, выполняющую системообразующую роль
на занятиях по экологии и в воспитательной работе школы;
- органичное включение процесса воспитания экологической культуры
младших подростков в систему непрерывного экологического образования шко
лы, осуществляемую через инвариантную и вариативную часть Базисного учеб-
ного плана школы, воспитательную работу и повышение квалификации педагогов в области экологического образования.
Организация исследования:
Исследование проводилось в три этапа с 1985 по 1999 год.
На первом этапе (1985-1993 гг.) изучался передовой опыт, разрабатывались подходы к воспитанию экологической культуры младших подростков, которые реализовывались в практической работе в качестве руководителя кружка по экологии на областной станции юннатов; определялись очертания концепции исследования, гипотеза, осуществлялся констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1994-1995 гг.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме воспитания экологической культуры человека; выявлялся теоретический уровень разработанности проблемы исследования; осмысливался личный практический опыт по экологическому воспитанию младших подростков: разрабатывалась концепция воспитания экологической культуры младших подростков, уточнялся научный аппарат исследования; определялась совокупность педагогически значимых путей и средств воспитания экологической культуры младших подростков, разрабатывалось методическое обеспечение и диагностический инструментарий.
На третьем этапе (1995-1999 гг.) уточнялась и дорабатывалась концепция исследования, проводилась преобразующая опытно-экспериментальная работа по определению эффективности предложенных путей и средств воспитания экологической культуры младших подростков, анализировались полученные данные, апробировались выводы, осуществлялось оформление диссертационного исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе городской опытно-экспериментальной площадки в комплексе детский сад Х«92 - средняя школа №15 г. Читы, работающей над темой «Экологизация педагогического процесса в комплексе «детский сад - школа» как действенное средство гуманизации». Опытно-экспериментальная работа под руководством автора осуществлялась временным творческим коллективом научно-исследовательской лаборатории по
экологическому образованию Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского и Читинского областного института повышения квалификации работников образования. В эксперименте по теме исследования участвовали школьники 6-7 классов средней школы №15 г.Читы. Методы исследования:
анализ философской» психолого-педагогической и методической литературы с целью определения степени разработанности изучаемой проблемы в современной педагогике и выяснения основного направления исследования;
анализ состояния воспитания экологической культуры младших подростков в школьной практике;
констатирующий и формирующий эксперименты;
психолого-педагогический мониторинг, включающий анкетирование педагогов и учащихся, тестирование, самооценку уровня экологической культуры, наблюдение, индивидуальное собеседование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования.
1. Основные теоретические положения диссертации были апробированы в ходе научных обсуждений, связанных с выступлениями автора на международных и региональных конференциях по экологаческому образованию (Москва, 1995; Сан-Франциско, 1996; Благовещенск, 1997; Чита, 1995-1999; Санкт-Петербург, 1998), на расширенном заседании кафедры экологии и экологического образования Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.
2. Основные аспекты исследования положены в основу лекций и семинаров для педагогов, прочитанных в Читинском областном институте повышения квалификации работников образования: занятий полевого экологического практикума с педагогами, студентами и школьниками в областной (1995-1996) и международной (1997-1998) экологических полевых школах.
Результаты исследования были использованы при разработке материалов по созданию системы непрерывного экологического образования для экологической программы Читинской области 1994-2005 гг.
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику средних школ №15; №24; №33 г. Читы, в которых с 1997 года осуществляется работа по экологическому воспитанию младших подростков по разработанному учебно-методическому комплексу на факультативных занятиях в 6-7 классах. Концептуальные положения по воспитанию экологической культуры младших подростков в системе непрерывного экологического образования в комплексе «детский сад -школа» реализуются в опытно-экспериментальной работе по экологизации педагогического процесса - в средней школе №15 г. Читы и Агинской средней школе №4. Руководство опытно-экспериментальной работой в этих школах осуществляется при личном участии автора с 1996 года.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Философские основы становления экологической культуры человека
Анализ исторического пути становления человечества показывает, что потребительское отношение человека к природе особенно усилилось с конца XIX века под воздействием идеологии могущества человека, обладающего наукой и техникой, и под воздействием мифа о неисчерпаемости природных ресурсов, существовавшего вплоть до середины XX века.
Ещё в 90-х годах XIX века Н. Ф. Фёдоров предупреждал: «Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца» (181, с. 301). В начале XX века А. Швейцер указывал на причину общественной болезни, заключающуюся в потребительском отношении к природе, подчёркивая, что роковым для нашей культуры является то что её материальная сторона развивалась намного сильнее, чем духовная (194). История развития человечества свидетельствует, что эволюция материальной культуры заметно опережает эволюцию культуры духовной, И чем сильнее разрыв в данном процессе, тем быстрее нарастают кризисные явления в обществе и в отношениях человека с природой, усиливаются противоречия между возрастающими материальными потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы. Причины нынешнего экологического кризиса предсказывали философы сто и более лет назад, а корни конфликта человека с природой уходят в глубину веков.
Опасные тенденции, продолжающие нарастать на планете Земля, в 70-х годах XX века были подтверждены исследованиями учёных Д. и Д. Медоузов, М. Месаровича. Э. Пестеля, Дж. У. Форрестера с помощью методики глобального моделирования 141). Данные исследования показали, что научно-технический и экономический прогресс не беспредельны, что существуют пределы развития человечества в индустриальном обществе, направленном на бесконечный материальный рост. Они пришли к выводу, что причины, определяющие пределы человеческого роста, являются причинами экологического, биологического и культурного характера.
Деградация природы, о которой с тревогой заговорили в конце XX века, может выступать показателем кризисных явлений в обществе. Подтверждением является мысль А. Печчеи о том, что человек, выступая завоевателем природы, погнавшись за благами цивилизации любой ценой, «...постепенно превращался в гротескного, одномерного Homo econoraicus» (141, с. 17). Поэтому суть современной экологической проблемы можно определить так; мощь человека глобально обернулась против него.
Итак, обострившиеся проблемы взаимодействия общества и природы на рубеже третьего тысячелетия поставили человечество перед выбором, являющимся безальтернативным: смерть или жизнь природы и самого человека в ней... Проблема выживания цивилизации в предкризисном состоянии природы требует от мирового сообщества безотлагательного поиска путей и средств решения экологических проблем.
В современных условиях надвигающегося экологического кризиса философский вопрос существования человека касается каждого. Существует психологическая трудность в решении экологических проблем. Приближающийся экологический кризис пока ещё не воспринимается большинством людей как личностная проблема, так как последствия ухудшающейся экологической обстановки сказываются на здоровье и благополучии людей не мгновенно, а через определённое время. Учитывая данную психологическую закономерность, заключающуюся в ослаблении отсроченных реакций, по которой отсроченный риск часто не воспринимается как риск вообще, приходим к выводу: если человек в настоящий момент не ощущает опасности, то он не пытается изменять своё поведение. Поэтому современному человеку сложно добровольно ограничить свои возрастающие материальные потребности (24, 77, 79 и др.).
Нам видится, что для решения глобальных проблем необходимо осознание каждым человеком опасности современных экологических проблем. В их осознании определяющая роль принадлежит воспитанию экологической культуры. «Если сегодня мы находимся в ситуации конфликта природы и культуры, то особенно значимым становится нарастание экологической составляющей в системе культуры, становление и развитие экологической культуры, то есть умения найти «общий язык» с природным миром», - пишет В. Е. Давидович (50, с. 343). Нам представляется справедливой позиция Н. С. Глазачева (40, 41), Ш. А. Гумерова (48), А. А. Гусейнова (49), В. А. Кобылянского (86, 87), Н. Н. Моисеева (П 8, 119, 120, 121), Т. В. Фроловой (186), К. И. Шилина (196) и др. о том, что сегодня воспитание экологической культуры каждого человека и общества в целом выступает одним из первостепенных условий выживания цивилизации, способом соединения человека с природой.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что постепенно человечество осознаёт идею о необходимости воспитания экологической культуры современного человека и общества в целом как условие выживания цивилизации.
Психолого-педагогические основы воспитания экологической культуры младших подростков
В данном параграфе с учётом психолого-педагогического наследия и современных взглядов на экологическое образование определены основные подходы к воспитанию экологической культуры младших подростков.
Характеризуя психолого-педагогические основы становления экологической культуры младших подростков, нам представляется важным обратить внимание на целостный подход к воспитанию. В педагогике первые представления о целостном подходе к воспитанию были сформулированы ещё Я. А. Коменским во введённых им взаимосвязанных понятиях «теория - практика - методика» и теории непрерывного образования целостной личности (88, с. 66), а позднее И. Г. Песталоцци в его методе, сущность которого выражается знаменитой формулой «голова - сердце - руки» (88, с. 339). В современном подходе к экологическому образованию утвердилась взаимоприемлемая позиция, включающая в единстве: «мысль - чувство - действие», закреплённая в одном из принципов экологического образования - принципе единства логического, эмоционально-ценностного и действенного подходов к познанию окружающей среды. Причём воспитание чувств, по мнению многих известных педагогов - П. Ф. Каптерева, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. является важнейшим для жизни человека, но самым трудным в педагогической работе.
Наряд\- с такими принципами воспитания экологической культуры школьников, как принципы гуманизации научности, прогностичности, взаимосвязанного развития глобальных, региональных и локальных экологических проблем, интеграции и непрерывности (113. с.63-64}. на первое место, по нашему мнению, должен выступать принцип любви в воспитании. Этот принцип имеет глубокие корни в гуманистической педагогике, психологии и философии, он был сформулирован как педагогический принцип Л. Н. Куликовой (100. с. S6). В процессе воспитания экологической культуры младших подростков данный принцип приобретает специфическое звучание. Мы думаем, что объектами любви в воспитании экологической культуры выступает сам ребёнок, люди, природа.
Мы уверены, что невозможно воспитать чувство патриотизма у подростков без привития любви к предкам, месту рождения, родной природе. С нашей точки зрения, насущным является сегодня взгляд русского философа-космиста В. В. Розанова, который говорил о гуманно-нравственном отношении человека к природе: «Культура начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность... Предметом культа и особой любви для человека должны стать земля, свой край, Родина. Культурным по его мнению является человек, который бережно относится к природе, ощущает связь поколений, с любовью и вниманием возделывая землю, почитая её как «кормилицу» свою, своих детей, своих предков» (169, с. 46-47).
Прививая у подростков любовь к природе, мы подводим их к осознанию, что природа уникальна сама по себе и незаменима, как источник и условие для жизни всего живого, в том числе и человека, поэтому необходимо бережно относиться к ней. Миссия педагога состоит в том, чтобы помочь использовать потенциал природы в становлении человека, несущего созидательное, а не потребительское отношение к миру.
Природа, как объект любви, и процесс взаимодействия с ней дают огромные возможности и предоставляют условия для благоприятного развития ребёнка. Благотворное влияние, которое оказывает общение с природой на детскую душу, развивая чувства, мыслительную деятельность и саморегуляцию поведения, отмечали ещё Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, К. Д. Уштшскнй. Дальнейшее развитие эти идеи получили у Г. Спенсера, Ф. Фребеля и других исследователей. Д. Н. Кайгородов также видел важную роль школы в том, чтобы «...научить своих питомцев видеть природу... Видеть природу - значит уметь её наблюдать, понимать, у неё учиться, а учение это даёт нищу не только для ума, но и для души - это надо помнить» (81, с. 63).
А. Я. Герд (37), Б. Б. Райков, Римскнії-Корсаков (145). Н. А. Рыков (150) и др. справедливо подчёркивали воспитательную ценность общения ребёнка с природой, они разрабатывали формы и методы, направленные на реализацию этих идей в практике, которые являются актуальными и сегодня.
Природа способна развивать адаптивные свойства организма человека, на этом её качестве основана природотерапия - врачевание естественными силами природы, которые важно использовать в педагогическом процессе (178, с. 31). Актуально обратить внимание на организацию с младшими подростками специальных игр и упражнений в природе, в которых осуществляется релаксационное воздействие природы на подростков, способствующее гармонизации их отношений с собой и окружающими. Использование релаксационной роли природы в общении является наиболее важным в этом возрасте, так как для младших подростков характерно проявление конфликтности как внешней, так и внутренней.
Природа выступает важнейшим фактором эстетического и нравственного воспитания школьников, так утверждают В. Н. Котов (94), М. Н. Мохова (123), А. П. Сидельковский (153), И. Ф. Смольянинов (159), И. П. Товпинец (175). Г. В. Шайнис (193) и др. Действенные средства эстетического развития усиливают эстетические чувства, как отмечал П. Ф. Каптерев. Он писал: «Человеку, самому сотворившему нечто прекрасное, красота всюду будет роднее...» (84. с. 465). По нашему мнению, сочетание методов, направленных на развитие у подростков познавательных, эстетических и трудовых связей с природой, поможет им ощутить себя частью природы, развитию творческих способностей, осознанию многоаспектного значения природы для жизни человека, возникновению желания и потребности сохранить её красоту и гармонию.
Процесс экологического воспитания, соединяясь с эстетическим, оказывает влияние на нравственное становление человека. В. А. СухомлинскиЙ своим педагогическим наследием и практикой показал, что общение с природой и забота о ней являются важным фактором нравственного воспитания. Он отмечал, что развитие патриотических чувств происходит благодаря воспитывающей силе природы. Для подросткового возраста, как подчёркивал В. Л. СухомлинскиЙ. особо важно, чтобы потребность общения с прзіродой входила бы «...в духовную жизнь как одна из глубочайших человеческих потребностей, чтобы познание красоты природы глубже, чем в детстве, способствовало познанию красивого, высокого в самом себе, утверждению человеческого досто: инства» (168, с. 500).
Социоприродное окружение школы как многофункциональный источник воспитания экологической культуры младших подростков
В гипотезе нами было выдвинуто следующее положение: процесс воспитания экологической культуры младших подростков будет осуществляться успешно, если социоприродное окружение школы станет источником содержания н местом реализации экологического воспитания младших подростков. Констатирующее исследование, проведённое в мае 1995 года у учащихся пятых классов средней школы №15 г. Читы, показало незнание экологических проблем своей местности, растений и животных близлежащей экосистемы озера Кенон, на берегу которого находится школа.
На основе анализа знаний учащихся по экологии, мы сделали вывод, что у младших подростков недостаточно развит когнитивный компонент экологической культуры. Анкетирование же показало, что младшие подростки проявляют интерес к природе. Возникла необходимость изучения экологических проблем своей местности, и мы предположили, что воспитанию когнитивного компонента экологической культуры будут содействовать занятия по экологии. С этой целью нами была разработана программа курса по экологии для учащихся 6-7 классов, основой которой послужило социоприродное окружение школы.
На первом этапе эксперимента - в 1995 - 1996 учебном году по разработанной нами программе «Экология озера Кенон» проводились занятия в 6 «А» классе средней школы №15 г. Читы. Основу содержание составляло изучение природного окружения школы. На практике проходили апробацию некоторые методики изучения экосистемы озера, адаптированные к условиям школы; учащиеся выбирали практические проекты, над которыми они работали в течение года.
Мы, как авторы программы, отмечаем, что благодаря постоянному диалогу между педагогом и нами о том. что представлял замысел программы и каким образом происходит её реализация, осмысливались особенности сложившейся ситуации. Мы на практике убедились, что невозможно достаточно полно изучить в процессе занятий по экологии изменения, происходящие в природе на примере экосистемы озера Кенон, определить их причины, если не организовать исследование социального окружения. Это позволило поставить ряд принципиально новых задач по развитию и усовершенствованию программы, связанных с подробным изучением реальной не только природной, но и социальной среды.
Нами было принято решение о совершенствовании построения программы по сравнению с первоначальным вариантом, и введены занятия но нселедованию социальных факторов и явлений, представленных на данной территории. Нами было дано и другое название программы: «Экология водоёма: озеро Кенон и я». Введение личного местоимения единственного числа в название программы не случайно, так как мы пытались подчеркнуть сопричастность подростков к проблемам места проживания и их личную значимость в решении экологических проблем.
Целью программы «Экология водоёма: озеро Кенон и я» мы ставили развитие экологической культуры младших подростков как необходимого качества целостной личности.
Задачами курса являются:
- развитие экологического мышления школьников и целостного представления о природе в процессе познания законов экологии на примере социопри-родного окружения школы, включающего экосистему озера;
- приобретение экологических умений и навыков в процессе проведения лабораторных работ, долгосрочного мониторинга и другой деятельности, направленной на выявление экологического состояния близлежащей от школы экосистемы, существующих экологических проблем и путей их решения;
- развитие положительных мотиващюнно-ценностных ориентации, способствующих воспитанию личной ответственности, гуманности, заботы в процессе изучения и созидательной экологической деятельности в -реальном социопри-родном окружении школы;
- приобретение социального опыта школьников путём планирования мер по оздоровлению соцноприродного окружения школы, включая и самого школьника, и личного участия в их практическом осуществлении.
Тематический план программы представлен в Приложении 3. Назовём основные разделы программы;
1. Мир вокруг меня.
2. Мы изучаем водоём.
3. Что мы можем вместе. 4. Сохраним наше озеро.
5. Озеро и люди.
Планируя целевые содержательные, процессуальные характеристики программы, мы опирались на исследования В. В. Серикова (152), И. С. Якиманской (204) и др.5 которыми разработан личностно ориентированный подход к образованию в современных условиях.
При отборе содержания программы мы зачитывали следующие принципы отбора содержания: целостность, научность, гуманистичность, прогностичность. уровневый отбор информации, деятельностный, краеведческий, принцип сезонности, единства логического и эмоционально-чувственного познания окружающей природной среды.
Учёт названных принципов в программе по экологии ориентирует младших подростков на усвоение личностно-значимои системы знаний о социоприр одном окружении школы. Эти принципы позволяют организовать исследовательскую работу в соответствие с сезонами года, сочетать при изучении природы естественнонаучные методы познания природных закономерностей с методами искусства, соединить теорию с практической природоохранной деятельностью.
Нам представляется важным выделить принцип целостности как стержневой принцип концепции созданной программы по экологии для младших подростков по нескольким причинам.
Системообразующая роль созидательной экологической деятельности младших подростков в процессе воспитания экологической культуры
В процессе выполнения работы представлялось важным проверить третье условие гипотезы о том, что созидательная экологическая деятельность младших подростков как системообразующая в педагогическом процессе школы является эффективным средством воспитания экологической культуры младших подростков.
Проводя анализ исследования, направленного на выяснение доминирующей установки по отношению к природе у шестиклассников средней школы №15 г. Читы (сентябрь 1996 г.). мы выяснили, что только 7,7% подростков воспринимают природу как объект охраны и 6.4% - как объект познания.
В то же время анкетирование, проведённое у этих же подростков, показало, что доля желающих участвовать в экологическом движении составила 91%. Это выступает показателем того что у младших подростков начинает активно проявляться потребность в социально значимой деятельности и общении со сверстниками, например, в каком-либо общественном объединении или движении, что действительно является актуальным для возраста младших подростков.
Учитывая выше приведённые данные, а также психологический закон о развитии человека в деятельности, мы пришли к выводу, что важно организовать целенаправленный процесс, способствующий обогащению личного опыта взаимодействия подростков с социоприродным окружением школы в созидательной экологической деятельности. Экологическая созидательная деятельность, которая стала системообразующей в программе «Экология водоёма: озеро Кенон и я» включала исследовательскую работу, мониторинг социопри-родного окружения школы, опрос общественного мнения, пропаганду среди населения, проведение природоохранных акций, десантов по улучшению экологической обстановки и др. Созидательная экологическая деятельность рассматривается нами как средство самоутверждения, самопроверки, самовыражения, самоопределения младших подростков. Участвуя в ней. для подростков личностно значимыми становятся предметы и объекты природы и социума окружения школы.
Усвоенные экологические знания, соединяющиеся с эмоционально-чувственным и нравственным отношением к природе и людям, способствуют осознанным созидательным действиям. Поэтому практическая деятельность в процессе воспитания экологической культуры младших подростков на занятиях по программе нами была организована после проведения части теоретических и практических занятий по экологии, направленных на усвоение экологических закономерностей. К такой деятельности младшие подростки пришли осознанно.
Проведённый полевой практикум по изучению экосистемы озера Кенон создал предпосылки для планирования работы по улучшению экологической обстановки социоприродного окружения школы. Проведя исследования, оценив экологическое состояние экосистемы озера, учащиеся осознанно подошли к решению экологических проблем. Нами были использованы такие методы, как дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры и др.. направленные на поиск школьниками совместных конструктивных решений. Мы строили работу по принципу; «Начни с себя», который помогает осознать себя и свой долг постепенно до масштабов «Мой дом - Земля, я - её частичка».
Важным условием воспитания экологической культуры младших подростков, по-нашему мнению, выступило развитие широких связей подростков в процессе общения с представителями разных возрастов социума школы в разнообразной деятельности. Подростки на протяжении экспериментального курса участвовали в «социально-ролевых» индивидуальных и групповых проектах, играя роли исследователя-эколога, историка-этнографа, эколога-воспитателя, эколога-пропагандиста, художника, организатора выставки «Природа и фантазия» и др. Мы наблюдали, что развитие социальных связей в процессе реализации проектов помогает приобретению подросткам социального опыта, их саморазвитию, самовоспитанию и самореализации.
Работа над выполнением проекта в группе также содействовала установлению чувства общности, доверия, защищенности, поддержки, ответственности за какое-либо дело, от которого зависит общий результат. В процессе peaлизации курса благодаря данной форме, успешно реализуется индивидуальный подход к каждому ребёнку. Участие школьников в разных проектах зависит, с одной стороны, от их способностей, с другой — стимулируется их интересом и желанием благодаря чему они находятся в зоне развития. Предоставление возможности младшим подросткам попробовать себя в разных социальных ролях, новизна положения, создание ситуации выбора и ответственности за какое-либо дело благоприятно сказываются на их личностном самораскрытии. В психологическом плане в процессе организации работы над проектами нами делалась установка на успех. Достижение успеха рассматривается как важный фактор социализации, условие развития положительной самооценки и чувства уверенности в себе.
Наряду с личностным развитием младших подростков, включённость их в сферу совместной деятельности способствовала созданию положительного эмоционального фона в подростковом коллективе, что благоприятно сказывалось и на развитии коллектива в целом.
Организуя процесс воспитания экологической культуры по разработанной программе, мы постоянно отслеживали, как идёт процесс развития общения и отношений в коллективе класса. Из собственных наблюдений и отзывов о классе учителей, работающих с ним, мы сделали вывод о происходящих тенденциях в развитии коллектива. Учителя отмечали, что в классе стала чувствоваться атмосфера взаимопомощи, повысился интерес у подростков к изучению их предмета.
Проведя анкетирование, мы выявили, что в воспитании ответственности, как важного качества экологической культуры личности, важную роль сыграла организация пропагандистской деятельности среди родителей и дошкольников. С целью повышения мотивации к самостоятельному; изучению, нахождению дополнительного материала младшим подросткам было предложено подготовить занятия для детей детского сада. Готовясь к занятиям с детьми, учащиеся самостоятельно подбирали информацию, готовили беседы, раздаточный материал и старались в интересной форме провести занятие. В данной работе младшие подростки сотрудничали с учителем., выступали в роли соавторов учебного процесса.
На занятиях по экологии и во внеклассной деятельности была организована практическая созидательная работа по улучшению социоприродного окружения школы. При разработке природоохранных проектов дети сотрудничали со взрослыми, решая какую-либо общую проблему, выступали с ними на равной позиции. Совместная деятельность детей и взрослых, осуществляемая в педагогическом процессе, стимулирует у детей эмоциональные и интеллектуальные процессы, обеспечивающие установление внутреннего контроля поведения. Таким образом, на практике осуществляется отказ от авторитарного стиля общения с детьми, происходит переход к педагогике сотрудничества и партнёрства.