Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 . Воспитание этнохудожественнои культуры подростков в учревдениях дополнительного образования детей как педагогическая проблема
1.1. Теоретические аспекты воспитания этнохудожественнои культуры подростков 13
1.2. Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей 42
1.3. Модель воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей 68
Выводы по первой главе 89
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 93
2.2. Педагогические условия реализации модели воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей 113
2.3. Анализ, интерпретация и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 123
Выводы по второй главе 144
Заключение 146
Список используемой и цитируемой литературы 152
Приложение
- Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей
- Модель воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей
- Педагогические условия реализации модели воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей
- Анализ, интерпретация и оценка результатов опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Российское общество вступило в новый этап своего развития, связанный с переосмыслением прошлого, поиском общенациональной идеи, изменением ценностных ориентации, нравственных устоев, активизацией этнических факторов. В связи с этим, проблема культурно-исторической преемственности поколений приобретает особое значение в воспитании детей и подростков. Такая преемственность проявляется в сохранении народных традиций и обычаев, развитии этнокультуры и народного декоративно-прикладного искусства. Усвоение традиций, формирование ценностного отношения к наследию своего народа, самоидентификация и самореализация личности наиболее эффективно осуществляются в подростковом возрасте.
В государственных законодательных актах РФ (Закон «Об образовании», «Национальная доктрина образования»; «Концепция модернизации российского образования»; «Программа этнокультурного образования») ставится задача воспитания образованной, культурно развитой, высоконравственной и творчески активной личности, готовой глубоко осмыслить и освоить социально-исторический опыт, народные промыслы и ремесла, сохранить и укрепить национальное своеобразие и самобытность народа на основе единства и многообразия национальных и общечеловеческих ценностей. Защита и поддержка национальных культур и региональных традиций, сохранение духовно-нравственного достояния России, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, создание условий для самореализации и саморазвития личности ребенка с учетом этнокультурных требований актуальны и для Курганской области, на территории которой проживают представители 129 национальностей. Решение этих задач невозможно без воспитания у детей и молодежи этнохудожественной культуры. Значительная роль в этом отводится учреждениям дополнительного образования детей, в которых осуществляется «ненасильственное введение детей и подростков в культуру» (В.В, Игнатова).
Анализ состояния этнохудожественного воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования детей выявил ряд трудностей и недостатков: сокращение контингента обучающихся; недостаточный уровень их воспитанности; потребность в квалифицированных педагогах; слабое программно-методическое обеспечение по народному декоративно-прикладному искусству (НДПИ).
Различные аспекты проблемы воспитания этнохудожественной культуры нашли свое отражение в трудах философов, педагогов, психологов, социологов и культурологов. Проблема использования этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе раскрыта в трудах А.И. Арнольдова, Т.И. Баклановой, Ю.В. Бромлея, Г.Н. Волкова, С.И. Гессена, Т.К. Рулиной, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Т.Я. Шпикаловой. Традиционная художественная культура освещена в работах В.П. Аникина, А.С. Каргина и др. Использование декоративно-прикладного искусства в воспитании подрастающего поколения рассмотрено А.В. Бакушинским, В.А. Барадулиным, М.А. Некрасовой и др. Художественное образование и творческое развитие учащихся представлены в рабо-
тах Г.В. Лабунской, Б.М. Неменского, B.C. Щербаковой, Б.П. Юсова и др. Роль и место художественной культуры, народного декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел изучены в исследованиях Н.А. Горяевой, М.А. Ершовой, B.C. Медведевских и др. Особенности подросткового возраста рассмотрены в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.В. Петровского и др.
Изучение теоретических и практических аспектов данной проблемы показало, что вопросы воспитания этнохудожественной культуры подростков в настоящее время недостаточно разработаны и требуют внимания исследователей.
В диссертационном исследовании введено ограничение: воспитание этнохудожественной культуры подростков в процессе экспериментальной работы осуществлялось средствами народного декоративно-прикладного искусства.
На основе вышеизложенного нами были выявлены и сформулированы противоречия:
между возрастающими образовательными потребностями общества, государства, личности в формировании национального самосознания и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы воспитания этнохудожественной культуры у подростков;
между воспитательными и развивающими возможностями, духовным потенциалом, заложенным в НДПИ, и недостаточным практическим использованием его в воспитании этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом осмыслении специфики этнохудожественной культуры подростков и поиске путей более эффективного ее воспитания средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель воспитания этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей, выявить комплекс педагогических условий ее реализации.
Объект исследования: образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей.
Предмет исследования: процесс воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей.
В основу диссертационного исследования в соответствии с целью и предметом исследования положена следующая гипотеза: воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей будет эффективным, если:
а) основой воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей являются теоретические положения гуманно-ориентированного и личностно-ориентированного образования;
б) разработана и реализована модель воспитания этнохудожественной
культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей на
основе культурологического, аксиологического и системно-деятельностного
подходов;
в) выявлен и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечи
вающий реализацию модели: включение в образовательные программы по де
коративно-прикладному искусству национально-регионального компонента;
использование педагогических возможностей НДПИ в процессе воспитания;
повышение этнохудожественной компетентности педагогов дополнительного
образования.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
-
Уточнить и сформулировать понятия «этнохудожественная культура подростков» и «воспитание этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ».
-
Разработать и апробировать модель воспитания этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей.
-
Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий реализации данной модели.
-
Разработать и внедрить в образовательный процесс учреждений дополнительного образования программно-методическое обеспечение по использованию НДПИ для воспитания этнохудожественной культуры подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические теории и положения: о культуре как источнике развития личности (Ю.В. Бромлей, Э.С. Маркарян и др.); о роли образования как «транслятора культуры» (B.C. Библер, Л.С. Выготский, Г.И. Ильин, М.С. Каган и др.); о ведущей роли деятельности как источника воспитания личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская); о единстве общечеловеческого и национального в этнопедагогике (Т.Н. Волков); о культурологическом подходе в образовании (B.C. Леднев, Б.Т. Лихачев, Е.Н. Шиянов); о системном подходе (В.П. Афанасьев, В.А. Беликов, И.Я. Лернер, А.Я. Наин, В.Г. Рындак); о гуманно-ориентированном и личностно-ориентированном образовании (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Г.Н. Сериков и др.); об активной роли искусства в становлении личности (А.В. Бакушинский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.); а также идеи творческой деятельности (В.Г. Рындак); идеи дополнительного образования (А.К. Бруднов, В.А. Горский, СВ. Сальцева, В.И. Слабодчиков, А.И. Щетинская и др.).
Исследование осуществлялось с 2001 по 2006 гг. в три этапа.
На первом, поисково-теоретическом, этапе (2001-2003 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы, а также диссертационных исследований по проблеме; обобщался опыт использования НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей, формулировалась рабочая гипотеза, определялись цель, задачи, объект и предмет изыскания, разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы,
проводился констатирующий эксперимент. На данном этапе применялись следующие методы: изучение, обобщение и систематизация теоретических источников, сравнительный анализ образовательных программ, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка, анализ творческих работ воспитанников, педагогический эксперимент.
На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2003-2005 гг.) проверялась и уточнялась гипотеза исследования, разрабатывалась и апробировалась в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей модель; выявлялись педагогические условия реализации модели воспитания эт-нохудожественной культуры подростков, осуществлялась оценка их воспитанности, продолжались констатирующий и формирующий эксперименты, обрабатывались промежуточные результаты. Основными методами являлись: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, моделирование, статистическая обработка экспериментальных данных.
На третьем, заключительно-оценочном, этапе (2005-2006 гг.) завершался формирующий эксперимент, проводилось обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, осуществлялись анализ, систематизация, математическая обработка и теоретическое обобщение материалов опытно-экспериментальной работы, апробировались результаты исследования в практику работы учреждений дополнительного образования, оформлялось диссертационное исследование. На третьем этапе использовались методы: педагогический эксперимент, анализ, сравнение и интерпретация экспериментальных данных, их обобщение и систематизация, методы математической статистики, компьютерная обработка данных и графическое отображение результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Дворец творчества детей и юношества; Дома детского творчества: «Гармония», «Радуга», «Синяя птица»; Центр детского творчества «Мостовик»; муниципальные средние общеобразовательные школы №№ 43, 49, школа-интернат № 3 для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кургана; Дома детского творчества в с. Звериноголовское и с. Кетово. Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях на базе Дома детского творчества «Гармония». В исследовании участвовали 145 подростков, 40 родителей, 57 педагогов дополнительного образования, 38 слушателей курсов повышения квалификации работников образования и культуры.
Научная новизна исследования
-
Уточнено понятие «этнохудожественная культура подростков» и дана авторская интерпретация данного понятия. Под этнохудожественной культурой подростков понимается интегративное образование личности, включающее эт-нохудожественные потребности, культурные интересы, духовные ценности, способности, знания, умения и навыки подростков в области культуры и искусства своего народа, необходимые для сохранения и развития этноса, отечественной и мировой культуры.
-
Разработана и экспериментально апробирована модель воспитания этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного обра-
зования детей, базирующаяся на культурологическом, аксиологическом и сис-темно-деятельностном подходах.
3. Выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий реализации модели: включение в образовательные программы по декоративно-прикладному искусству национально-регионального компонента; использование педагогических возможностей НДПИ в процессе воспитания; повышение этнохудожественной компетентности педагогов дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования
-
Расширено представление о педагогических возможностях НДПИ в воспитании этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей.
-
Обоснованы культурологический, аксиологический и системно-деятельностный подходы в воспитании этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Полученные результаты могут послужить научно-теоретической базой для составления методик воспитания детей средствами НДПИ в системе дополнительного образования детей.
3. Выявлены содержание и специфика процесса воспитания этнохудоже
ственной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнитель
ного образования детей.
Практическая значимость исследования
-
Разработано программно-методическое обеспечение по воспитанию этнохудожественной культуры подростков: авторская программа студии декоративно-прикладного творчества «Мастерица», дидактические, практические материалы, методические пособия и рекомендации.
-
Составлены научно-методические рекомендации и пособия по повышению этнохудожественной компетентности педагогов: авторская программа двухгодичной школы для слушателей курсов повышения квалификации работников образования и культуры Курганской области «Традиционная культура и декоративно-прикладное искусство Зауралья», программы практических семинаров по НДПИ.
-
Разработаны диагностические средства определения уровня воспитанности подростков. Они могут быть использованы в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается: научной аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логики исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; привлечением к проведению экспертной оценки специалистов высшей квалификации; повторяемостью эксперимента; публикацией работ; внедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений различных типов. Достоверность исследования подтверждена многолетней педагогической деятельностью соискателя в системе дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения
1. Этнохудожественная культура подростков представляет собой инте-гративное образование личности, включающее этнохудожественные потребности, культурные интересы, духовные ценности, способности, знания, умения и навыки в области культуры и искусства своего народа, необходимые для сохранения и развития этноса, отечественной и мировой культуры. Воспитание этнохудожественной культуры средствами НДПИ осуществляется в процессе осмысления, практического освоения подростками этнокультурного наследия, сохранения, возрождения и развития промыслов и ремесел России и Зауралья.
-
Воспитание этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей целесообразно осуществлять на основе модели, базирующейся на культурологическом, аксиологическом и системно-деятельностном подходах и включающей целевой, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты.
-
Комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели: включение в образовательные программы по декоративно-прикладному искусству национально-регионального компонента; использование педагогических возможностей НДПИ в процессе воспитания; повышение этнохудожественной компетентности педагогов дополнительного образования, - позволяет успешно воспитывать этнохудожественную культуру подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогики Курганского государственного университета, методических объединениях педагогов дополнительного образования детей, на международных, всероссийских, региональных, областных научно-практических конференциях в городах Архангельск, Курган, Москва, Челябинск, Шадринск. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в процессе участия автора в работе Координационного совета Ассоциации промыслов и ремесел России. Авторская программа студии декоративно-прикладного творчества «Мастерица» защищена и сертифицирована на областном программно-экспертном совете (2003 г.). Теоретические подходы и материалы исследования использовались автором при проведении школы «Традиционная культура и декоративно-прикладное искусство Зауралья» на курсах повышения квалификации работников образования и культуры Курганской области, на практических семинарах по НДПИ и т.д. Разработанные методические пособия по отдельным видам декоративно-прикладного искусства сертифицированы (2005 г.). Результаты исследования внедрены в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей Курганской области.
Структура и объем диссертации обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы (298 источников, из них 15 - на иностранном языке), приложений.
Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей
Большинство исследователей основой этнохудожественной культуры считают народное искусство (193, с 35). Внимание к древним пластам народной культуры и искусства, как к неисчерпаемым источникам воспитания и развития подрастающего поколения, в социально-педагогической среде проявляется в последние годы особенно активно. Это связано с современными этнокультурными процессами: возрастающим интересом общества к истокам традиционной культуры и искусства, историческому прошлому своего народа, глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи этнохудожственного опыта из поколения в поколение.
Сохранение, возрождение и развитие народного искусства является важнейшей задачей современного общества. В приветствии Президента РФ В.В. Путина участникам конференции ассоциации «Народные художественные промыслы России» констатируется: «Сохранение многовековых традиций народного искусства - не просто наш долг перед предками. Это абсолютно необходимое условие нормального духовного развития общества». «...От отношения всех к народному искусству зависит судьба народа. Забота о народном искусстве - это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины» (176, с. 5-6).
В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству - это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, терпимость, уважение к человеку». Народное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет воспитать в детях определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечи 43 вающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, вести диалог культур разных эпох и народов мира» (47, с. 12).
Знание истоков народного искусства, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть культуры человека, его этнического самосознания. Народное искусство является синтезом материальной и духовной традиционной культуры, материализацией в предметах искусства единства красоты и пользы, мировоззрения народа. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера.
Проведенный анализ источников по культурологии и этнографии позволил выявить основные трактовки «народного искусства». В широком смысле народное искусство - это созданное народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе: поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В узком смысле - это народное творчество, проявляющееся через деятельность людей. Это цельный, практически нечленимый в культурном и художественном отношении пласт специфического мировосприятия людей. В фундаментальных трудах М.А. Некрасовой народное искусство определено как особый тип художественного творчества, синкретично включающего в себя различные его виды. Она выявила творческую структуру народного искусства, стимулирующую его развития, необходимую для понимания народного искусства как живой культуры, в которой взаимодействуют прошлое и настоящее, выделила и охарактеризовала формы бытования и развития народного искусства как живой динамической системы. «Народное искусство - это живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох. ...Как часть культуры народное искусство - это и сама природа, и историческая культурная память народа, не обрывающаяся связь времен, эстетическое единство, цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ». «... это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом» (177, с. 7). Приобщение подрастающего поколения к этнохудо-жественной культуре во всей ее целостности, комплексности и многообразии проявлений должно происходить в условиях взаимодействия искусств. Это направление получило разработку в ряде педагогических публикаций и исследований (Б.М. Неменский, Э.Г. Скворцов, Н.Н. Фомина, Б.П. Юсов и др.). Комплексное освоение искусств оптимизирует способности и силы человека, развивает его фантазию, воображение, интеллект, т.е. формирует универсальные человеческие способности, социально значимые для любых сфер деятельности (152).
В.М. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, СБ. Рождественская и другие исследователи выявили основные черты духовной сущности народного искусства, к которым относятся синкретизм, одухотворенность, целостность, утилитарность, символизм, образность, декоративность и традиционность. Особую роль в народном искусстве отводится синкретичности, изначальному единению с материальной стороной бытия и объединению их в художественные образы. Древние формы синкретичности народного искусства выражены в образном языке народного творчества, представленного в самых простых утилитарных вещах и изображающих «модель мира».
Модель воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей
Для обобщения и синтеза полученной информации в результате теоретического анализа, выявления понятий, содержания, структуры, форм, тенденций развития этнохудожественнои культуры, механизмов действия, педагогических возможностей НД11И, а также описания процесса воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей использован метод моделирования.
Моделирование является в настоящее время одним из распространенных научных методов изучения действительности и представляет собой построение обобщенного и абстрактного объекта, схемы изучаемого явления (249, с. 22). В философии моделирование трактуется как одна из основных категорий теории познания, на которой базируется любой метод научного исследования. Этот уникальный метод познания способствует исследованию сложных педагогических систем, отражая в модельных представлениях их сущностные характеристики, структуру, функции, основные компоненты, взаимосвязи и прогнозируя их дальнейшее функционирование и развитие (79, с. 57). Обоснование метода моделирования дано в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А.нГлинского, A.M. Довгялло, В.П. Мизинцева, Н.В. Кузьминой, В.Н. Садовского, A.M. Сохора, В.А. Штоффа, Э.Г. Юдина и др. Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах СИ. Архангельского, М.А. Весны, А.Ф. Зотова, Ю.А. Конаржевского. В нашем исследовании модель определяется как система, воспроизводящая с определенной степенью сходства оригинал и заменяющая его в познавательном процессе так, что изучение ее позволяет получить информацию об оригинале (Б.Г. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, И.П. Лебедев, Е.П. Никитин). Моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. И.П. Подласый главным преимуществом моделирования считает целостность представления информации.
Под моделированием мы понимаем метод исследования каких-либо объектов, явлений, процессов, систем путем построения и изучения их моделей, в данном случае процессом является воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Педагогические объекты отличаются от объектов другой природы своей сложностью. Поэтому деятельность педагога можно понять, только рассматривая ее во взаимодействии с деятельностью обучающихся, успех педагогической деятельности зависит от многих переменных, которые трудно контролировать.
Педагогическое моделирование - это педагогическая деятельность, направленная на научно обоснованную разработку модели развития, совершенствования и преобразования процесса обучения и воспитания, а также ее реализации. По мнению Н.В. Кузьминой, «...педагогическая деятельность - это тот объект, который требует моделирования» (122, с.25). Существенным обстоятельством, на наш взгляд, является то, что модель воспитания, в отличие от других моделей, связана не столько с воздействием на личность, сколько с взаимодействием воспитателя и воспитанника, переводом субъект-объектных отношений в статус субъект-субъектных. Такой подход предполагает перевод объекта воспитания в статус его субъекта. Цель в этом случае выступает не как средство воздействия, подавляющее личность, а как средство взаимодействия двух субъектов (педагога и воспитанника). При этом общая цель представляется не как механическое соединение целей двух субъектов, а преобразование цели воспитанника, предполагающее ее коррекцию, включение элемента опережения, обеспечивающего перевод субъекта в иное качественное состояние. В этом случае общая цель становится целью воспитанника, что обеспечивает более высокую эффективность результата педагогического процесса.
Основной общенаучной категорией метода моделирования является модель, это аналитическое или графическое описание рассматриваемого процесса. В толковом словаре русского языка понятие «модель» трактуется как «...любой образец (мыслимый или условный: изображение, описание), схема объекта, процесса или явления (СИ. Ожегов). В переводе с французского, модель - это мера, образец, который является результатом процесса моделирования, исследования процессов и явлений. В педагогике модель рассматривается как по 70 строение копий явлений, процессов, используемых для схематического изображения исследуемых педагогических систем (105, с. 85). Ученый-педагог А.Я. Наин дает определение модели как образца (эталона, стандарта) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции. В широком смысле - это любой образец какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заменителя». Модель - «...это изображение, схема, описание, какого-либо объекта или их системы, отражающее в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта и отмечающее процесс получения информации об интересующем нас объекте» (Н.И. Кондаков); «упрощенное описание сложных объектов, которое включает в себя подходящим образом выбранные существенные стороны физических объектов и ситуаций» (В.П. Мизинцев); «... в логике и методологии науки - аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, который служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале конструирования его, преобразования или управления им» (247, с. 382). Наиболее полно раскрыто это понятие В.П. Штоффом: «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» (269, с. 19).
Педагогические условия реализации модели воспитания этнохудожественнои культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей
Любая педагогическая система может успешно функционировать и развиваться только при соблюдении определенных условий, реализуемых в определенной образовательной среде и направленных на решение задач исследования (Ю.К. Бабанский, А.Я. Наин).
Условия - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления (247, с. 707). Различают условия: организационные, педагогические, организационно-педагогические, дидактические, материально-технические. В нашем исследовании мы рассмотрим педагогические условия воспитания этноху-дожественной культуры подростков.
В научно-педагогической литературе термин «педагогические условия» имеет ряд интерпретаций. Ю.К. Бабанский, Е.Г. Вакуленко, Г.А. Гаврилова, М.В. Галкина, А.Я. Наин, Н.А. Прямкова и др. раскрыли это понятие с позиций процесса формирования. А.Я. Наин определяет педагогические условия как «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и приемов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и материально-пространственной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных в исследовании задач». Под педагогическими условиями понимается «совокупность мер педагогического процесса, направленного на повышение его эффективности» (Е.Л. Яковлева). Педагогические условия рассматриваются как: наличие таких обстоятельств, предпосылок, при которых учтены имеющиеся условия обучения; способы преобразования этих условий в направлении достижения цели обучения; содержание, оптимальные методы, формы обучения. А.Ф. Некрылова считает, что эффективное воспитание подростков на основе этнокультурных традиций, формирование у них этнохудожественной культуры возможно лишь при «...создании оптимальных условий для передачи не только трудовых навыков, знаний о природе и человеке, но и для овладения всем культурным наследием». Придерживаясь данных трактовок понятия, мы рассматриваем педагогические условия воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей как такие условия, создание которых в наибольшей степени влияет на успешную социализацию личности, формирует бережное отношение и творческое обобщение наследия прошлого, позволяет пробудить интерес и уважение к НДПИ, народной культуре в целом.
Используя дельфийский метод, предполагающий сокращение количества факторов, в наибольшей степени влияющих на воспитание этнохудожественной культуры подростков, основываясь на результатах теоретического анализа и констатирующего эксперимента, нами определены и апробированы различные организационно-педагогические условия, способствующие эффективному воспитанию этнохудожественной культуры подростков в процессе глубокого и всестороннего приобщения к уникальному и самобытному духовному наследию своих предков, НДПИ в современном образовательном процессе системы дополнительного образования детей: 1) включение в образовательные программы по декоративно-прикладному искусству национально-регионального компонента (учет местных традиций Зауралья); 2) использование возможностей НДПИ в педагогической практике; системность и комплексность обучения; преемственность между общеобразовательной школой и системой дополнительного образования в изучении ДПИ; 3) повышение этнохудожественной компетентности педагогов дополнительного образования, целенаправленная подготовка педагогов дополнительного образования, студентов педвузов к этнохудожественному воспитанию обучающихся (на примере НДПИ), постоянное повышение их профессиональной компетентности; обеспечивающих непрерывный процесс приобщения подростков к этнохудожественной культуре и общечеловеческим ценностям, организацию межрегионального и межнационального культурного общения, гуманитаризация и демократизация образования посредством личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Эти условия составляют комплекс условий, позитивно влияющих на воспитание этнохудожественной культуры подростков. Проведенная экспертная оценка выявила целесообразность и эффективность применения этих условий для воспитания этнохудожественной культуры подростков.
Анализ, интерпретация и оценка результатов опытно-экспериментальной работы
В соответствии с поставленными в исследовании целью, задачами и содержанием опытно-экспериментальной работы нами были осуществлены констатирующий и формирующий эксперименты. Целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка эффективности разработанной модели воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей. По мнению В.И. Загвязинского, выводы об эффективности опытно-экспериментальной работы делаются на основании сравнения состояния объектов до и после проведения педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах (82, с. 123). Проверка эффективности исследования была осуществлена в конце второго года формирующего эксперимента. Методика среза была идентична той, которая применялась до начала формирующего эксперимента (на основе разработанных показателей).
Экспериментальная проверка корректности и правильности разработанных целей, задач, принципов, методов и критериев организации осуществлялась с помощью анкеты эксперта (участвовало 15 компетентных специалистов); анкеты «Народное декоративно-прикладное искусство и его место в системе дополнительного образования» (145 подростков и 40 родителей) и «Роль НДПИ в воспитании этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей» (57 педагогов дополнительного образования и 38 слушателей курсов повышения квалификации работников культуры и образования). В формирующем эксперименте приняло участие 60 подростков.
В ходе констатирующего эксперимента на основе анализа статистических данных были выявлены следующие тенденции: - возросший интерес к этнохудожественной культуре, НДПИ, но вместе с тем недостаточно высокий уровень мотивации к их изучению, слабая активность декоративно-прикладной деятельности подростков; - недостаточная теоретическая и практическая подготовленность в данной области педагогов дополнительного образования; отсутствие программно-методического обеспечения; слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей; - бессистемность обучения; отсутствие преемственности и комплексного подхода в обучении; - неумелое использование новых форм и методов этнохудожественного воспитания, приемов этнопедагогики; - недостаточное использование возможностей НДПИ, региональных и национальных традиций. В педагогических исследованиях выводы об эффективности опытно-экспериментальной работы делаются на основе сравнения объекта до и после проведения педагогического эксперимента в экспериментальных и контроль 125 ных группах. В нашем случае для оценки эффективности воспитания этнохудожественнои культуры подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования детей были изучены, проанализированы и оценены результаты констатирующего и формирующего экспериментов.
На диагностическом этапе эксперимента проведенная педагогическая экспертиза выявила, что исходный уровень воспитанности этнохудожественнои культуры подростков составлял: 56,3% - продуктивный; 43,7% - репродуктивный. Творческого уровня не достиг никто из подростков.
Опираясь на точки зрения разных исследователей (Т.А. Баздерова, М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, И.Н. Емельянова, В.Д. Пономарев) по вопросу определения критериев сформированности культуры личности, мы считаем возможным оценивать степень воспитанности этнохудожественнои культуры подростков по четырем критериям: мотивационный, информационный, деятельно-стный, результативный.
Мотивационный критерий является для нашего исследования наиболее важным, так как именно от желания изучать НДПИ во многом зависит результат воспитания этнохудожественнои культуры подростков в дополнительном образовании. Он отражает уровень отношения подростков к народному декоративно-прикладному искусству. Исследовались и анализировались проявление интереса к народной культуре, НДПИ, восприятие и соотнесение этнохудоже-ственных потребностей с личным образом жизни, опосредованный мнением взрослых (педагогов, родных, знакомых). Этот критерий определялся по результатам ответов на вопрос анкеты «Народное декоративно-прикладное искусство и его место в воспитании детей и подростков» - «Есть ли у тебя желание изучать народное искусство, в том числе НДПИ Зауралья?». На нулевом срезе констатирующего эксперимента большинство подростков (92,8%) показали продуктивный уровень сформированности, они считают изучение народное декоративно-прикладное искусство очень важным, актуальным в настоящее время и хотят заниматься декоративно-прикладным творчеством. При этом родители и учителя также заинтересованы в том, чтобы дети осваивали НДПИ. Репродуктивный уровень мотивации составлял 7,2 %. Подростки не проявляли интереса к этнохудожественной культуре, народному искусству. Мотивация к изучению народного декоративно-прикладного искусства была слабо выражена, не проявлялась творческая активность детей в приобретении декоративно-прикладных ЗУН. Рефлексия не развита.