Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Мальцев Александр Павлович

Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей
<
Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мальцев Александр Павлович. Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2003 187 c. РГБ ОД, 61:04-13/289-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей 14

1.1. Сущность понятия «музыкальная культура 14

1.2. Развитие музыкальной культуры как проблема современной педагогики 34

1.3. Характеристика процесса развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей... 46

Выводы по I главе 71

ГЛАВА 2. Реализация педагогических условий развития музыкальной культуры подростков 75

2.1. Логика и задачи опытно-экспериментальной работы по решению проблемы 75

2.2. Создание творчески развивающей образовательной среды в учреждении дополнительного образования детей 98

2.3. Динамика уровневых показателей развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей 123

Выводы по II главе 143

Заключение 147

Библиография 154

Приложения 168

Акты внедрения 182

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап социально-экономического развития российского общества повышает внимание к гуманистическим аспектам личностного становления индивида в пространстве общечеловеческой культуры, возводя вопросы образовательной политики государства в разряд жизненно важных и сущ-ностно значимых.

В ситуации заметного снижения потенциала духовности и нравственности общества ключевой задачей образования становится формирование базовой культуры личности, обеспечивающей мен-тальность человека XXI века, становление его ноосферного мышления в опоре на непреходящие ценности Добра, Истины, Красоты, Гармонии с окружающим миром и самим собой.

Компонентом базовой культуры личности является музыкальная культура, направленная на совершенствование человеком собственной природы согласно общественно значимым идеалам нравственности и духовности. Обладая значимым потенциалом личностного развития, музыкальная культура пронизывает все стороны и грани образовательного процесса, во многом определяя содержательную логику гуманистического возвышения и итоговую целостность воспитывающего воздействия на ребенка.

Инновационные изменения, происходящие в системе дополнительного образования детей, преодоление единообразия и формальной усредненности в организации учебно-воспитательного процесса создают оптимальные условия для музыкального развития подростков. Именно в данном возрасте музыкальные предпочтения личности, интегрированные в феномене индивидуальной музыкальной культуры, наиболее тесно связаны с мировоззренческими устремлениями, ценностными ориентациями, нравственной мотивацией пове-

4 Дения, духовной жизнью подростка в целом.

Все это делает необходимым поиск путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, обеспечивающих развитие музыкальной культуры подростков в аспекте ее полифункционального позитивного влияния на духовный мир личности в стадии становления.

К настоящему времени в науке имеется определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.

Современный этап в педагогике искусства характеризуется наличием сформированных и разработанных специалистами разных направлений науки основных понятий, научно-методических принципов, методик системы художественного воспитания детей. Обращаясь к исследованию проблем художественного воспитания, ученые, педагоги определяли пути приобщения ребенка к искусству, изыскивали методы пробуждения художественных интересов (П.И.Буцаев, Н.А. Зубачевская, С. П. Кудрявцева, И. В. Логинова, B.C. Собкин, В. А. Филиппова, Ю. У. Фохт-Бабушкин), овладения навыками художественно-творческой деятельности (О.А. Апраксина, А. И. Буров, Б. Т. Лихачев, Л. П. Печко, Б. М. Теплое и др.), формирования способности адекватно воспринимать художественные произведения и верно их оценивать (В П. Зинченко, Г. В. Лабунская, Л.Н. Михеева, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов и др.). О влиянии искусства на формирование личности ребенка как средства общего развития писали такие исследователи, как Е.Б. Долинская, Э.В Илен-ков, Т.С. Комарова, М.Ф. Овсянников, Т.Я. Шпикалова, Б. П. Юсов, А.А. Унковский и др.

Философское понимание музыкальной культуры, позволяющее представить процесс ее формирования в единстве исторически обусловленных целей и задач, раскрывается в работах А.Баумгартена,

5 Г.Гегеля, И.Канта, Ф.Шиллера, А.Шопенгауэра и др.

Основные подходы к развитию музыкальной культуры ребенка в аспекте личностного освоения им мира музыкального искусства освещены в трудах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Л.В.Горюновой, Д.Б.Кабалевского, С.М.Каргапольцева и др.

Ряд исследований утверждает приоритет педагогики искусства в нравственно-духовном становлении личности, рассматривая музыкальную культуру как высший уровень средоточия человеческого в человеке (Б.В.Асафьев, Л.В.Горюнова, Н.Л.Гродзенская, А.Н.Сохор, Л.В.Школяр, Б.Л.Яворский и др.).

В работах О.С.Богдановой, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, В.И.Петровой, С.Л.Рубинштейна и других отражены психолого-педагогические особенности развития психики личности, в том числе подростка.

Вместе с тем, в силу своей многофункциональной сложности, проблема развития музыкальной культуры подростков в образовательных учреждениях нуждается в дальнейшем изучении. Как показывает анализ опыта работы учреждений дополнительного образования, значимым резервом оптимизации процесса развития музыкальной культуры подростков является усиление педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, разработка интегративных методов, позволяющих осуществлять целостное формирование личности, исходя из содержательно-смысловых основ музыкального искусства.

Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между.

потребностью современного общества в личности, обладающей развитой музыкальной культурой, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

стремлением подростков быть личностью, обладающей му-

зыкальной культурой как средством самореализации, самосовершенствования, и недостаточным использованием эстетико-творческого потенциала музыки педагогами в учреждении дополнительного образования детей;

- необходимостью повышения уровня креативности подрастающего поколения и недостаточным учебно-методическим обеспечением процесса воспитания творческих качеств личности средствами музыки в деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане она связана с обоснованием эффективных подходов к развитию музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей, с практической стороны - с разработкой содержания, методов и средств образовательного процесса, позволяющих сопрягать музыкальное развитие подростка с формированием у него куль-туросообразного отношения к жизни.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей».

Объект исследования: музыкальная культура подростка как интегративное личностное качество.

Предмет исследования: процесс развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей.

7 Гипотеза исследования: развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей будет происходить эффективно, если:

создана творчески ориентированная образовательная среда, стимулирующая развитие музыкальной культуры подростков;

применен интегративный метод развития музыкальной культуры подростков, адекватный природе художественно-эстетического творчества;

реализована содержательно-процессуальная модель развития музыкальной культуры подростков.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

  1. Уточнить педагогическую сущность понятия «музыкальная культура подростка».

  2. Выявить специфику развития музыкальной культуры подростков в условиях дополнительного образования.

  3. Разработать содержательно-процессуальную модель развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей.

  4. Подготовить и апробировать учебно-методические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методологической основой исследования выступают отечественные и зарубежные философско-культурологические теории, раскрывающие нравственно-духовные стороны человеческого существования; развитие культуры и взаимодействие в системе «культура -человек - творчество»; прогрессивные концепции гуманистической педагогики и психологии по формированию личности. Методологической основой также является идея взаимообусловленности процессов музыкального и художественного воспитания, жизнетворчества и постижения художественной культуры как целостности.

Теоретическими основами исследования являются фундамен-

8 тальные положения:

о философских и общенаучных принципах взаимосвязи эстетического и художественного в культуре (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, А.И.Ильин, И.Кант);

о культурологической и личностно-ориентированной сущности образовательного процесса (В.И. Андреев, А.И. Арнольдов, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.М. Межуев, Л.Б. Соколова);

о развитии личности в деятельности учреждений дополнительного образования детей (А.Я. Журкина, О.Е. Лебедев, СВ. Сальцева, О.Г. Тавстуха, А.И. Щетинская);

о гуманистических основах воспитания искусством (Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

основные идеи гуманистической педагогики и психологии (Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов);

теория становления личности в различных видах деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

идеи и теории развития музыкальных способностей (А.Л. Готсдинер, В.В. Медушевский, Б.М. Теплов);

положения о творческо-деятельностной сущности развития личности (В.И. Андреев, СЕ. Матюшкин, Я.А. Пономарева, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына, Т.И. Шамова);

теория ценностной природы сознания (С.С Аверинцев, Ю.Б. Борев, Э.В. Ильенков, А.В. Кирьякова, Л.Н. Столович).

Исследование проводилось в несколько этапов: На первом этапе - аналитико-поисковом (1998-2000 гг.) - изучалась философская, искусствоведческая, психологическая и педагогическая литература по проблеме; определялись содержательно-

9 логические параметры исследования, его методология; обосновывался интегративный подход к формированию музыкальной культуры подростков в деятельности учреждений дополнительного образования детей; разрабатывались авторская комплексно-целевая программа «Искусство, музыка, творчество» и содержательно-процессуальная модель развития музыкальной культуры подростков. Использовался комплекс научно-исследовательских методов: исто-рико-методологический анализ, моделирование, обобщение зарубежного и отечественного образовательного опыта, мониторинг современного состояния теории и практики музыкального воспитания личности.

На втором этапе - формирующем (2000-2002 гг.) - осуществлялся естественный эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза; выявлялись педагогические условия; осуществлялся постоянный контроль и корректировка музыкально-образовательного процесса; применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа, анализ, включенное наблюдение, изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

На третьем этапе - обобщающем (2002-2003 гг.) - уточнялись теоретические положения, осуществлялась систематизация и анализ полученных результатов, формулировались основные выводы и оформлялись итоги диссертационного исследования.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко и гимназии №1 г. Оренбурга.

Научная новизна исследования:

- уточнена педагогическая сущность понятия «музыкальная культура подростка» как интегративного личностного качества, развивающегося в образовательном процессе, направленном на форми-

рование .способности творчески действовать в социокультурной среде посредством присвоения личностью воплощенных в музыке общечеловеческих ценностей и идеалов;

раскрыта специфика развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей, заключающаяся в целевом приоритете индивидуально-творческого становления и максимальной реализации духовно-нравственных качеств личности средствами музыкального искусства; создании условий для удовлетворения музыкальных потребностей и запросов воспитанников, что обусловлено гибкой структурой учреждения, которая позволяет разрабатывать авторские, комлексно-целевые, интегративные программы;

разработана и апробирована содержательно-процессуальная модель развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей, ведущим принципом построения которой выступает системный характер музыкального воздействия.

Теоретическая значимость исследования:

- результаты исследования позволят осуществить системный
подход к решению проблемы развития музыкальной культуры подро
стков, обогатят научные представления о роли музыки в гуманисти
ческом становлении личности, помогут в разработке вопросов со
вершенствования методов приобщения учащихся к ценностям миро
вой музыкальной культуры.

Практическая значимость исследования:

содержательно уточнены критерии и показатели оценки уровня развития музыкальной культуры подростков, разработаны диагностические мероприятия по определению уровней исследуемого процесса;

внедрены в практику регионального музыкального образова-

ния авторские методические рекомендации, учебно-методические пособия, инновационные программы для педагогов с целью совершенствования процесса развития музыкальной культуры подростков в системе дополнительного образования. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Музыкальная культура личности - это интегративное личностное качество, показателем которого является ценностное, чувственно-оценочное отношение и эмоциональное переживание музыкального искусства на основе системности и глубины музыкальных знаний, обеспечивающих полноту восприятия музыкальных произведений и способность активно, творчески действовать в социокультурной среде.

  2. Развитие музыкальной культуры в учреждении дополнительного образования детей связано с организацией творчески ориентированной образовательной среды на основе комплексного взаимодействия всех структурных подразделений, где основополагающим является деятельность художественно-методического совета, объединяющего совместные усилия педагогического коллектива по адаптации ценностных установок музыкальной культуры подростка к возможным сферам его жизнедеятельности.

  3. Основным механизмом развития музыкальной культуры личности в системе дополнительного образования является максимальное обогащение жизненного опыта подростков путем включения в культурно-творческие поведенческие ситуации, что способствует экстраполяции культивируемого музыкой ценностного отношения на себя и социум.

4. Содержательно-процессуальная модель развития музыкаль
ной культуры подростков в учреждении дополнительного образова
ния детей включает в себя три блока: целевой (основная цель и ком
плекс реализующих задач); содержательно-динамический (система

12 методологических, теоретических, методических и технологических знаний; комплекс организационных форм, приемов и методов включения воспитанников в процесс развития музыкальной культуры; виды деятельности, в которых осуществляется становление музыкальных способностей, умений и навыков); результативно-оценочный (критерии, показатели, диагностический инструментарий определения уровня развития музыкальной культуры подростков). Ведущим принципом построения модели выступает системный характер музыкального воздействия, реализуемый в интегративном педагогическом методе, обеспечивающий продуцирование самостоятельной оценки реалий действительности, стимулирование музыкальной активности, развитие личности подростка в художественно-творческом плане. Личный вклад автора состоит в:

обосновании педагогических условий, реализация которых позволяет актуализировать и обосновать значение развития музыкальной культуры подростков в дополнительном образовании;

разработке методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования, преподавателей музыкальных учебных заведений, специалистов, работающих в сфере музыкального и профессионального образования и всех, кто интересуется вопросами музыкального воспитания.

Обоснованность и достоверность полученных в исследовании результатов обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими позициями; соответствием содержания опытно-экспериментальной части исследования выдвинутым положениям; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, соответствующих его цели, предмету и задачам; репрезентативностью результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в педагогическом процессе различных образовательных уч-

13 реждений.

Основные положения исследования публиковались в печати и докладывались в выступлениях на международных научно-практических конференциях «Педагогическая мысль и образование XXI века» (Россия - Германия, 2000); «Духовность, здоровье, и творчество в системе мониторинга качества образования» (Казань, 2001); научно-практических конференциях преподавателей Оренбургского государственного педагогического университета (Оренбург, 2002-2003); региональной научной конференции «В.А. Сухо-млинский и современная школа Урала, Сибири» (Оренбург, 2003) и семинарах (Оренбург), заседаниях кафедр общей педагогики и педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета. Материалы исследования внедрены автором в процесс образовательной деятельности областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, школ №76, 57, гимназии №1 г. Оренбурга, лицея современных технологий управления №2 г. Пензы.

Структура диссертационной работы определена ее логикой. Она включает введение, две главы, библиографию, приложения.

Сущность понятия «музыкальная культура

В настоящий период осмысление всех протекающих процессов происходит с точки зрения содержания культуры. Современная цивилизация, стремительно преображая окружающую среду, социальные институты, самого человека, оценивает культуру как неиссякаемый источник общественных нововведений и незаменимый фактор духовной жизни личности.

Широта явлений, охватываемых культурой, и возрастание ее роли в жизни современного общества делает необходимым раскрыть ее сущность, потенциал и возможности глубокого воздействия как на исторический процесс, так и на каждого человека.

Для настоящего исследования понятие «культура» является базовым в рассматриваемом нами термине «музыкальная культура». Под «сущностью» в философии понимается внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве противоречивых, многообразных форм бытия. В целях обоснования сущности музыкальной культуры следует вычленить профильную для нашего исследования составляющую - культура.

Понятие «культура» многозначно, имеет различное содержание и смысл в философских дисциплинах, относится и к педагогическому процессу, его организации.

«Культура (от лат.- возделывание, уход, обработка, улучшение) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных форм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе» [108.С.307].

«Культура - это «вторая природа», это «вторичная искусственная среда», которую человек наслаивает на природу и проносит ее через века» [89,С.12].

Понятие «культура» фиксируется на качественно-определенных ее сторонах и характеристиках:

- деятельностно-ценностных, если речь идет о культуре человечества (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Н.Д.Левитов, М.Хайдеггер, А.Швейцер);

- социально-исторических, если предмет анализа - культура определенного исторического периода, например «культура Возрождения» (А.Г. Асмолов, И.В. Блаучерг, Л.П. Буева и др.);

- антропологических, если исследуются сравнительные особенности общественного становления человеческих обычаев, традиций и др. (С.Н. Булгаков, В.П. Иванов и др.);

- дифференциально-психологических, если речь идет о культуре данного человека (Е.Н. Назайкинский, В.В. Медушевский, Б.М. Теплов и др.);

- художественных или музыкальных, если речь идет о художественной культуре или культуре музыкальной (О.С. Анисимов, Д.Б. Кабалевский, Г. Вейс, А.В. Сорох и др.).

В работах С.Н. Артановского понятие культура рассматривается в 3-ех аспектах: философско-антропологическом, феноменологическом и этносоциологическом. По мнению автора, философско-антропологический аспект включает понимание культуры как «культивацию почвы, совершенствование души, воспитание, образование, развитие; феноменологический аспект - понимание культуры как внутренней сущности человеческих идей, сделанных человеком вещей, привычек, навыков; этносоциологический аспект культуры означает совокупность артифактов (материальных предметов, сделанных руками человека) и ментифактов (идеалов, образцов, созданных человеком)» [9, С. 26].

Историческое единство культур не означает их тождественности, каждая культура самобытна, обладает собственным путем развития собственными ценностями, что свидетельствует о ее едином процессе развития.

Анализ феномена культуры с позиций философии (Н.А. Бердяев, Л.С. Гуревич, С. Зимель, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, В.М. Межуев и др.), культурологии (В.Ю. Борев, Э. Гуссерль, Н.С. Зло-бин, Л.Е. Кершман, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркаян, В.И. Полищук и др.) и социологии (И. Витаньи, М.С. Каган, А.И. Кравченко, А.А. Рагудин и др.) свидетельствуют о том, что структурирование культуры осуществляется в основном в рамках трех основных признаков: по формообразованию, типам и видам.

По формообразованию выделяются две культуры: материальная и духовная. Рассматриваемая нами разновидность культуры -музыкальная, входит в пространство второй.

Типы культуры подразделяются на мировую и национальную, которые при более дробной дифференциации образуют культуру социальных общностей (народную, классовую): городскую, сельскую, профессиональную, молодежную, а также культуру семьи и культуру отдельного человека.

В свою очередь, все это многообразие субкультур делится по признаку распространения на массовую, элитарную и популярную культуры.

По функциональным каналам культура делится на ряд типов, отражающих профильную специфику ее функционирования в обществе: науку, образование, искусство, литературу, мифологию, политику, право, религию.

Классификация видов культуры зависит от видов человеческой деятельности: музыкальная культура, культура труда, быта, досуга, физическая культура и т.д.

Развитие музыкальной культуры как проблема современной педагогики

Современные образовательные системы обеспечивают менталь-ность человека XXI века, основанную на его ноосферном мышлении, включающем обеспечивающие ценности: ответственность, добро, нравственность, красоту, гармонию с миром и с самим собой.

Сформировать эти ценности в сознании человека - сложная проблема, стоящая сегодня перед обществом. Решить ее можно только путем интеграции различных наук: философии, социологии, куль-торологии, психологии, педагогики и других.

Культурный, духовно богатый человек, по мнению ученых Исследовательского Центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования Российской Федерации, это человек:

- осознающий на основе постоянного совершенствования системы знаний собственное миропонимание, свое место в Мире и себя как активного выразителя социально-позитивного отношения к Миру (природе, обществу, другим людям, труду, себе) и умеющий выразить это в ситуациях различного социального взаимодействия;

- чувствующий, понимающий, сохраняющий и преумножающий Красоту Мира - его гармонию, пропорцию, многообразие, исключительность и себя как представителя homo sapiens во Вселенской Жизни;

- стремящийся к совершенствованию своей духовной жизни в процессе интернализации общечеловеческих ценностей Добра, Любви, Верности, Чести, Достоинства, Долга, личной и социальной Ответственности и реализующий ценности здорового образа жизни;

- организующий собственное поведение, речевую и трудовую деятельность в соответствии с императивами, нормами (правилами, национальными традициями, этикетом и пр.), предписываемыми определенными исторически обусловленными этапами развития общества и учитывающий предписания ролевых, статусных и позиционных отношений.

Концепция художественного образования РФ (2001 год) в качестве приоритетных выделяет следующие цели и задачи: - сохранение культурного наследия; - повышение значимости культуры и искусства в образовании; - использование возможностей искусства в целях коррекцион-ной педагогики; - подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- выявление одаренных детей и подростков, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которая, в свою очередь, отражает переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере.

К этим специфическим проблемам относятся:

- недооценка в социальной политике роли эстетического сознания, художественной культуры как факторов динамического развития общества;

- культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицанию;

- усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;

- второстепенная роль предметов культурно-эстетического цикла в общем образовании на всех ее ступенях.

Стремление решить данные проблемы определяет либеральную политику развития общественной системы через развитие образования и культуры (В.Г. Рындак, А.С. Иванова, В.Д. Фирсов, А.А. Антипина и др.).

Уровень культуры общества отчетливо проявляется в детях. Обращая внимание на ребенка, можно ясно представить микро- и макросистемы, являющиеся для него значимыми: его родителей, социальную и культурно-досуговую среды, формирующие его духовные потребности. Процесс музыкального развития - это проникновение в богатейший и загадочный мир воспитанника - его виртуальную реальность, способ понять и решить проблемы этого мира для более успешной самореализации [6]. Он открывает безграничные возможности формирования всех граней личности: души, потребности в благородстве чувств, интеллекта и практического ума, трудолюбия и физического здоровья, характера и воли к самореализации, к самосовершенствованию.

Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется его мировоззрение. Находясь в поле «культурного напряжения», человек учится самоопределению, выработке жизненной позиции, открытости новым знаниям, толерантности к другим мнениям. Определяющим фактором являются культурные традиции.

Логика и задачи опытно-экспериментальной работы по решению проблемы

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение трех лет в Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи (далее Дворец), который является многоструктурным и полифункциональным государственным учреждением дополнительного образования детей, имеющим статус «Инновационный центр». В модели Дворца выделяются 4 основных содержательных блока деятельности: образование, творчество, социальный опыт, культурно-развивающий досуг, которые реализуются в 860 развивающий досуг, которые реализуются в 860 объединениях, где занимаются 12 114 человек в возрасте от 2 до 20 лет.

Стремление к достижению поставленной цели исследования обусловило соответствующую организацию эксперимента, который включал следующие этапы: констатирующий, формирующе-корректирующий, заключительный.

Педагогический эксперимент включал основные методы исследования: педагогическое наблюдение, изучение и анализ творческих работ подростков, беседы, интервью, групповые дискуссии, диагностические методики (анкетирование, опрос, свободные сочинения, тестирование). Данный комплекс исследовательских методов был адекватен задачам каждого этапа, обеспечивал достоверность результатов и выводов исследования.

Охарактеризуем диагностический инструментарий. 1. Ценностные ориентации (опросник Е.Б.Фанталовой). Цель: изучение особенностей ценностного отношения подростков к жизненным сферам, связанным с эмоциональной насыщенностью и переживанием красоты природы и искусства, познания, творчества. Путем попарного сравнения предлагаемых общечеловеческих ценностей испытуемые выбирают наиболее важную для них в настоящее время, а затем ценность, легче достигаемую в будущем. 2. Блиц-интервью «Я в мире искусства». Цель: выявление ведущих видов искусств среди участников исследования. Подростки составляют список видов искусств в порядке их значимости. Анализируются виды, занимающие первое ранговое место. 3. Методика свободных сочинений «Музыка в моей жизни». Цель: анализ «Я - высказываний» для уточнения роли и места музыке в жизни современного подростка. 4. Методика «В мире музыки». Цель: определение уровня знаний о музыке и исполнителях. 5. Методика «Музыка и я». Цель: выявление уровня музыкально-художественных интересов и доступности музыки для подростков. 6. Методика «Музыкальный образ». Цель: изучение уровня адекватности восприятия музыкальных произведений и эмоциональной отзывчивости после их прослушивания. 7. Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н. Лутошкина. Цель: выявление динамических особенностей и оценка воздействия музыкальных произведений на эмоциональное состояние подростков.

В разных формах работы по развитию музыкальной культуры, реализованных в ходе опытно-экспериментальной работы, приняли участие 218 подростков 13-15 лет, которые отнесены нами к трем группам.

В группу Bi вошли воспитанники Дворца, художественная творческая деятельность которых связана с музыкальным искусством: исполнительство, вокал, аккомпанемент, сочинение.

Подростки, чья художественная творческая деятельность представляет синтез искусств (хореография и музыка, театр и музыка), отнесены к группе Вг.

Третья группа - школьники лицея, среди приоритетных направлений образовательной деятельности которого - нравственно-эстетическое воспитание средствами уроков музыки, проводимых с 1 по 10 класс.

Перейдем к рассмотрению результатов входной диагностики нашего исследования.

Определение ценностных ориентации проводилось по методике

Е.Б. Фанталовой. Эта техника направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие жизненные ориентиры. Методика дает достаточно объективную информацию об адекватности восприятия подростком актуальной реальности в важнейших сферах жизни и, кроме того, построении жизненной перспективы. Это непосредственно связано с его представлениями о доступности тех или иных ценностей в обозримом будущем. Суммарный показатель количества выборов респондентами каждой ценности позволяет определить рейтинг жизненных сфер, обладающих для подростков низкой или высокой привлекательностью и доступностью.

Создание творчески развивающей образовательной среды в учреждении дополнительного образования детей

Основной целью деятельности Оренбургского областного Дворца детей и молодежи им. В.П. Поляничко как учреждения дополнительного образования детей является создание творчески развивающей образовательной среды, предоставляющей воспитанникам возможность для восхождения к собственной индивидуальности, мастерству, культуре, духовности. Анализ опыта работы педагогического коллектива показал, что педагоги ставят перед собой задачи, с одной стороны, научить подростка решать индивидуальные проблемы, достичь «ситуации успеха», с другой - организовать образовательный процесс на индивидуально-психологической основе.

Системообразующим компонентом образовательной среды Дворца выступает деятельность подростков по творческой направленности, в том числе и музыкальной.

В ходе эксперимента нами было установлено, что сущностными атрибутами благоприятной творчески развивающей образовательной среды, способствующими осознанию подростками целей и смысла музыкальной деятельности и продуцирующими самостоятельное проявление ими творческой активности, явились: - информированность подростков о возможностях детского творческого объединения в части организации различных видов художественно-эстетической деятельности; - высокий уровень культурных образцов творчества, задаваемых педагогом; - наличие образцов детского самостоятельного творчества как стимулирующих эталонов деятельности; - интенсивность коллективного творчества подростков как фактор формирования потребности в самоопределении и самореализации при включении в творческие процессы; - вариативность включения подростков в творческие процессы, динамика переходов от одного вида деятельности к другому; - расширение сферы творческого опыта подростков; - передача им ответственности за организацию деятельности своего коллектива, открывающая возможность приобретения лидерского и гуманитарного опыта; - обеспечение проблемно-поискового характера коллективной и индивидуальной деятельности в сфере искусства и в межличностных отношениях, создание ситуаций в жизни коллектива, требующих принятия осознанных решений и их исполнения; - формирование чувства ответственности за собственный выбор, умения принимать решения на основе культурных норм отношений и их исполнения; - создание условий для появления новых интересов и потребностей; - создание ситуаций индивидуального успеха в ходе демонстрации приобретенного опыта творческой деятельности.

Целевым ориентиром в нашем исследовании выступает воспитанник, имеющий ценностное отношение к музыкальному наследию, владеющий системными знаниями и опытом музыкально-творческой деятельности, то есть музыкальной культурой.

В ходе эксперимента в областном Дворце творчества детей и молодежи был создан художественно-методический совет, которым совместно с администрацией Дворца осуществлялось материально-техническое обеспечение образовательного процесса, изучался и обобщался опыт работы педагогов. В процессе организации учебной деятельности педагогами проводился поиск и создание новых способов и приемов развития музыкальной культуры подростков. Отбор форм, методов обучения и воспитания проходил с учетом интересов, уровня готовности, способностей и возрастных особенностей воспитанников в творческой деятельности к усвоению музыкальных произведений.

Планирование деятельности осуществлялось на основе приоритетов формирования общей культуры личности воспитанников, их адаптации к условиям жизни в обществе, освоения предлагаемых образовательных программ.

Программное обеспечение - процесс и результат оснащения проекта или программы необходимыми методическими средствами, пакетом методической продукции, диагностическим инструментарием, коррекционной работой, отлаженной системой психолого-педагогического сопровождения.

В соответствии с содержательно-процессуальной моделью развития музыкальной культуры подростков нами разработана комплексно-целевая программа «Искусство, музыка, творчество». Программное обеспечение организации данного процесса осуществлялось на основе принципов диагностической направленности, содержательной деятельности, психологической поддержки.

Похожие диссертации на Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей