Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей Яценко, Ирина Семеновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яценко, Ирина Семеновна. Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Яценко Ирина Семеновна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2012.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1686

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития мировоззрения участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей. В настоящее время возникла острая потребность общества в создании в учреждениях дополнительного образования детей педагогических условий применения инновационных педагогических технологий по развитию мировоззрения участников хореографических коллективов, т.е. в разработке соответствующей теоретической и практической базы. Многолетний опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей показывает, что развитие мировоззрения участников хореографических коллективов не получило должного внимания в практической деятельности, отсутствует специальное направление такой деятельности, нет педагогических рекомендаций, методических разработок. Все это не позволяет осуществлять целенаправленные действия по развитию мировоззрения участников хореографических коллективов. В то же время следует учитывать, что установившиеся в стране рыночные отношения динамично развивают мировоззрение у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей с позиции коммерцилизации. Такую динамику развития мировоззрения необходимо обеспечить оптимальными педагогическими условиями в учреждениях дополнительного образования детей на основе духовно-нравственных ценностей.

Кроме этого, проблема усугубляется тем, что участники хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в основном мотивированы на освоение определенной системы танцевальных движений, формирование будущих профессиональных навыков, артистической выразительности, т.е. развитие творческого мышления и тела, адаптированного к физическим нагрузкам.

В этой связи особую актуальность представляет вариативность педагогических технологий, применение индивидуальных сроков и темпов выполнения педагогических задач, способствующих реализации природных хореографических способностей в совместной коллективной творческой деятельности.

Способность – необходимая предпосылка творческого освоения мира участником хореографического коллектива, мышление которого выступает основой этого процесса.

Следовательно, актуальность исследования вытекает из существующего противоречия между острой потребность общества в развитии мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и отсутствием на практике педагогических условий для развития творческих способностей уастников, их широкого кругозора и миропонимания.

В силу чего возникает необходимость научного осмысления специфики, механизмов, форм, методов, приемов, то есть целостного технологического процесса развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Степень научной разработанности проблемы. Психолого-педагогические проблемы образования раскрывались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и др.

Социологический аспект проблем образования представлен в работах А.А. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, М.М. Поташника.

Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю.П. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.

Многие философы, психологи и педагоги отмечают, что на сознание и деятельность учащихся влияют полярные силы, внешние (среда) и внутренние (собственная воля, желание и стремление). Эта мысль прослеживается в работах В.С. Библера, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной и др.

В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин продолжили идею развития и развивающего обучения учащихся.

Идеи общего и дополнительного образования связанные с адекватными представлениями учащихся о себе, других людях, особенностями межличностных взаимоотношений, понятия о творчестве, ценностях, идеях, идеалах, самореализации разрабатывали: К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.А. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.

В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, И.О. Исаев и др. характеризуют педагогическую деятельность как творческий процесс. Г.А. Балл, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирин и др. утверждают положение об активности личности учащихся в процессе педагогической деятельности.

В.Н. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.О. Исаев, А.Г. Казакова, М.М. Левина, Т.Е. Решетников, Г.К. Селевко и др. разработали общие основы педагогической технологии в системе образования.

О.С. Анисимов, М.К. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов определили технологию обучения как систему, где представлены все личностные, технические средства и способы их использования в виде целостной модели, направленной на достижение цели.

Г.К. Селевко разработал классификацию педагогических технологий на основе активизации и идентификации деятельности обучающихся: игровые, коммуникативные проблемного обучения, и др. П.И. Самойленко ввел термин «обобщенные технологии обучения», в число которых входят: проблемные, развивающие, дифференцированные, концентрированные, модельные, дидактические игры.

Современная хореографическая педагогика в учреждениях дополнительного образования детей опирается на труды А.А. Алферова, А.Ю. Бутова, Ю.А. Герасимовой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Жарковой, А.С. Каргина, В.Н. Нилова, С.М. Олёнева, В.С. Садовской, Т.К. Солодухиной, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке, потребность практики в обоснованных рекомендациях обусловили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей».

Объект исследования – развитие мировоззрения участников различных художественных коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Предмет исследования – педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Цель исследования - научно обосновать, разработать и внедрить в практику учебно-творческого процесса учреждений дополнительного образования детей модель педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов.

В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

- определить понятие «мировоззрение участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей»;

- выявить сущность деятельности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- раскрыть функции педагогов учреждений дополнительного образования детей;

- создать педагогическую модель развития мировоззрения у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- осуществить сравнительный анализ экспериментальных данных по созданию педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- разработать научно-методические рекомендации, раскрывающие процесс создания педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, ориентированных на расширение границ учебно-творческого процесса и социальной мобильности.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей будет наиболее эффективным, если создать оптимальные педагогические условия, способствующие освоению миропонимания, обогащению новыми знаниями и эстетическими переживаниями, что, в свою очередь, позволит реализовать потребность в общении, расширить набор знаний о мире, особое внимание уделив умению ориентироваться во всех областях жизни общества.

Методологической основой диссертации стали педагогические концепции, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями о сущности мировоззрения творчества, процесса познания мироздания с целью развития мировоззрения. Они представляют теоретическую базу для разработки новых теоретических подходов, позволяющих осуществить развитие мировоззрения участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

Исходя из современных взглядов, методологическая составляющая разрабатывалась с учетом: ведущих идей А. Маслоу, К. Роджерса, концепции Л.И. Анциферовой, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В. А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. о деятельностном подходе к познанию мира.

Теоретическую основу исследования составили:

- положения о природе и механизме мотивации учебной деятельности, сформулированные В.П. Беспалько, Л.С. Выготским, М.Ш. Магомед-Эминовым, А. Маслоу и др.;

- теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной; идеи контекстного обучения: А.А. Вербицкого, В.А. Слободчикова, Г.А. Цукермана, В.А. Возчикова и др.;

- идеи психофизиологической теории построения сложно координированных движений: Н.А. Бернштейна, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеевой, А.И. Назарова и др.;

- эмпирически значимые труды: А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, Р.В. Захарова, К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, А.М. Мессерера, П.А. Пестова, С.Н. Головкиной, Н.А. Вихревой, Е.П. Валукина, Н.В. Соковиковой, В.И. Уральской и др., обобщающие различные педагогические аспекты хореографической подготовки;

- идеи и труды авторов, в которых раскрываются вопросы использования различных технологий обучения для развития двигательных умений и навыков, обращается внимание на многофункциональность практики и на важность развития умений «читать движения» (Б.Г. Ананьев, А.М. Дикунов, С.В. Дмитриев, Д.Д. Донской, А.Ц. Пуни, А.В. Ширяев и др.).

Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования использовались методы теоретического познания: анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические методы для выявления причинно-следственных связей: метод экспертных оценок и самооценок учебной деятельности, анализ педагогического процесса практических занятий, социально-педагогический эксперимент.

Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе функционирования базы «Центр внешкольной работы «Раменки» учреждения дополнительного образования детей Западного административного округа г.Москвы», где автор диссертации работает руководителем экспериментального хореографического коллектива «Улыбка», а также Центральный Дом творчества «Матвеевское» (хореографическая студия «Золушка»). Контрольными стали хореографические коллективы учреждений дополнительного образования детей Западного округа г.Москвы: ГОУ СОШ №81, Детская школа искусств, ГОУ ДШИ «Вдохновение»; Центр детского творчества «Ново-Переделкино», Детская школа искусств «Вдохновение», ИДОД «Калейдоскоп», ЦДЮТ «Киевский».

Организация исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет – с 2008 по 2012 год в три этапа.

На первом этапе исследования (2008г.) изучалось состояние проблемы в философской, культурологической, педагогической и психологической литературе. Проходил сбор материала по определению значения мировоззрения в деятельности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Определился общий замысел исследования: предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.

На втором этапе исследования (2009-2012 гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало весь комплекс методов и опытно-экспериментальную работу по развитию мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

На данном этапе были разработаны программа эксперимента и педагогические условия, направленные на развитие мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. На этом этапе диссертантом проводилось изучение практики адаптации деятельности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей к рыночным отношениям, разрабатывались взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу нового мировоззрения. Апробировались педагогические идеи, обеспечивающие разработку и внедрение авторских педагогических технологий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. В этот период внедрялась педагогическая концепция развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. В ходе эксперимента происходила корректировка различных элементов системы, обеспечивающей целостный педагогический процесс.

На третьем этапе исследования (2012 г.) были проведены анализ и обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по сравнению различных форм воспитательного воздействия на участников хореографических коллективов дополнительного образования детей в практику. На данном этапе осуществлялась систематизация результатов исследования, подведены итоги, оформлена диссертация.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- впервые педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей рассмотрены с позиций единства педагогического и психологического, культурного и физического;

- раскрыта сущность развития мировоззрения как психологического образования, позволяющего определить гражданскую позицию, внутреннее состояние личности участника хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, ее духовное становление, развитие и обогащение. Влияние среды на развитие мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей обусловлено развитием мотивационно-потребностной сферой. Предметные результаты проявляются опосредованным способом, путем анализа внешних проявлений в конкретных педагогических условиях;

- сформулировано понятие «развитие мировоззрения» как ведущее значимое качество личности участника хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, как их способность обнаруживать и классифицировать основные опорные точки действия на начальном этапе развития;

- рассмотрены две научные концепции: ценностно-деятельностная и социально-культурная, реализации дидактического принципа последовательности действий в процессе развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в новой ситуации с использованием вариантных возможностей педагогов и нового поколения участников хореографических коллективов, обеспечивающих создание оптимальных педагогических условий;

- обоснованы и экспериментально апробированы инновационные педагогические технологии обучения развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, последовательность включения в учебно-творческий процесс мировоззренческого содержания в различных видах деятельности, позволяющих обеспечивать самостоятельное освоение духовных ценностей.

Теоретическая значимость исследования. Для педагогической науки является актуальным выделение этапов развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих целостность процесса. А система мировоззренческих взглядов участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей автор диссертации рассматривает как единство взаимосвязи содержательного и деятельностного уровней развития личности с вовлечением в учебно-творческий процесс, где формируется индивидуальность удовлетворяются ее потребности в индивидуальном мастерстве и в общественном признании.

Раскрыто теоретическое значение процесса развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, направленного на ценностные ориентации, обеспечивающие значимость их деятельности на основе предметного логико-дидактического содержания.

Теоретически разработана иерархическая структура процесса развития мировоззрения, включающая содержательный, психологический, педагогический, организационно-методический и оценочно-результативный компоненты.

Выведена теоретическая модель педагогических условий, способствующая повышению эффективности реализации теоретических изысканий, развитию мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, которые становятся постоянными предметами педагогического воздействия и профессиональной оценки деятельности педагогов.

Теоретически раскрыты критерии педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей по интегративной схеме, предусматривающей сохранение и развитие лучших отечественных традиций общественной жизни. Выявлены доминирующие отечественные ценности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, которые обеспечивают процесс развития мировоззрения на основе свободного выбора форм, средств и методов. Доказана необходимость, неразрывность функциональных связей, которые определяют внутреннее единство ценностных предпочтений участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, где на смену типичному и необходимому для творческой деятельности рационализму приходит открытое проявление социальных ролей, отношений, действий, жизненных проблем личности участника хореографического коллектива учреждения дополнительного образования детей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, комплекс предложенных в исследовании дидактических основ могут быть использованы для всех типов учреждений дополнительного образования детей, где имеются хореографические коллективы. При этом организацию учебно-воспитательного процесса, его структурирование в рамках учебных программ необходимо корректировать с учетом развития мировоззрения участников хореографических коллективов.

Материалы исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах всех типов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автора; использованием комплекса объективных методов исследования, адекватных поставленным задачам; организацией социально-педагогического эксперимента - поискового, формирующего и контрольно-оценочного; репрезентативностью выборки; корректной обработкой полученных результатов исследования статистическими методами; данные подтверждены актами о внедрении.

Апробация работы осуществлялась в следующих формах в:

- процессе проведения занятий на экспериментальных базах и в качестве руководителя хореографического коллектива;

- выступлениях автора на международных научно-практических конференциях, проводимых в Московской государственной академии хореографии и Московском государственном университете культуры и искусств по вопросам технологии преподавания в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей, специфики процесса развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, а также обучающих программ по развитию мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- выступлениях на кафедрах классического танца Московской государственной академии хореографии и культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств;

- опубликовании тезисов, статей (см. список авторских публикаций в конце автореферата);

- внедрении теоретических разработок в технологический процесс в рамках прохождения всех видов практик, отчетных концертов и представлений в учреждениях дополнительного образования детей;

- участии в конкурсах, фестивалях, вечерах-презентациях, где автор неоднократно становится лауреатом окружного, городского, международного конкурсов. Особенные успехи были достигнуты диссертантом в фестивале художественного творчества педагогов дополнительного образования города, организованным Правительством Москвы: диплом в номинации «Учитель-ученик» (апрель 2009); лауреат в номинации «Мастер-Виртуоз» (апрель 2010); лауреат «Учитель-ученик (апрель 2011).

- диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 5 декабря 2011 года, протокол № 10.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззрение участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей является сущностной характеристикой их системы взглядов на мир в целом как совокупности всех общественных отношений к миру, к себе, вещам, окружающей среде, коллективу, что характеризуется двояким педагогическим результатом: предметным и поведенческим.

Создание оптимальных педагогических условий, где субъект может передать объекту весь свой жизненный опыт, увлечь на достойное поведение, внедрить в сознание участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей «образ человека», который положительно проявил себя в практической жизни, в творчестве.

2. Важнейшим педагогическим условием развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей является возможность дать им представление о субъективных картинах мира, обеспечивающих доступность восприятия (понимания), достоверность формируемых художественных образов, что является средством ориентировки в решаемой педагогической задаче на основе научных концепций: ценностно-деятельностной и социально-культурной.

3. Наличие смысла, ценности и содержания, выраженные в репертуаре хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и реализуемое в целях, педагогических задачах, дидактических средств, обеспечивают собранность, последовательность, рациональную организованность учебно-творческой и других видов деятельности. В этих условиях педагогическая регуляция процессом развития мировоззрения участников хореографических коллективов возможна при наличии:

- пирамиды ценностей и ценностных оснований жизни;

- духовной деятельности с большим разнообразием форм: диспуты, устные журналы, устные альманахи, тематические вечера, вечера-презентации (где проходит анализ событий жизни и т.д.), праздники, обряды, ритуалы, церемониалы;

- предметной деятельности, обогащенной духовным содержанием, что позволит эффективно осуществлять целенаправленное развитие мировоззрения участников исследуемых коллективов.

4. Педагогическими условиями развития мировоззрения в танце у участников являются: обстановка, среда, правила, без которых не могут функционировать субъект-объектные отношения, т.е. совокупность взаимосвязанных ценностей, идей, идеалов, необходимых для создания целенаправленного учебно-творческого процесса.

Развитие мировоззрения участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей позволяет создать личную концепцию (модель) своего взаимодействия с окружающим миром, членами коллектива, осознания себя как личности. Все это развивает мировоззрение участников названных хореографических коллективов на основе научных концепций: ценностно-деятельностной и социально-культурной.

5. Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов базируется на педагогической регуляции этого процесса. Будучи продуктом мировоззренческой деятельности, педагогическая регуляция выполняет как индивидуальную коррекцию процесса, с помощью которой в ценностных выборах и реализуются глубинные характеристики личности, так и коллективную.

Коллективные формы хореографического искусства отличаются необходимостью преодоления противоречий между индивидуальным способом усвоения знаний и коллективным характером будущего труда, а также умением реализовать мировоззренческие взгляды в предметной деятельности. Все это позволяет одновременно осуществлять профессиональную и гражданскую ориентацию участников и выстроить педагогическую модель этого процесса.

6. Педагогическая модель процесса развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей учитывает возрастные особенности, осуществляет мотивационное развитие интереса к рефлексии, взаимоотношениям человеческим отношениям в коллективе создает педагогические ситуации с целью использования нестандартных методов, форм и заданий творческого взаимодействия в системе развития творческого потенциала.

Поэтому педагогу необходим высокий уровень профессиональной культуры, обеспечивающий дифференцированность заданий, интересную и понятную цель занятия, реализацию основных научных концепций, планирование всей деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей