Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание чувства совести у старшеклассников Есева Ольга Васильевна

Воспитание чувства совести у старшеклассников
<
Воспитание чувства совести у старшеклассников Воспитание чувства совести у старшеклассников Воспитание чувства совести у старшеклассников Воспитание чувства совести у старшеклассников Воспитание чувства совести у старшеклассников Воспитание чувства совести у старшеклассников Воспитание чувства совести у старшеклассников Воспитание чувства совести у старшеклассников Воспитание чувства совести у старшеклассников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Есева Ольга Васильевна. Воспитание чувства совести у старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 190 c. РГБ ОД, 61:01-13/915-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ ЧУВСТВА СОВЕСТИ 18

1. Осмысление чувства совести в философской, религиозной, художественной литературе ... 18

2. Исследование проблемы чувства совести в психологической и педагогиче-ской литературе

3. Сущность и структура понятия совести... 52

Выводы по 1 главе... ... 68

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА СОВЕСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 75

1. Характеристика состояния чувства совести у современных старшеклассников 75

2. Пути, формы и методы воспитания чувства совести у старшеклассников 98

3. Выявление педагогической эффективности воспитания чувства совести

Выводы по 2 главе.... 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159

БИБЛИОГРАФИЯ 166

Введение к работе

Актуальность проблемы воспитания чувства совести у старшеклассников продиктована социально-экономическими изменениями, которые произошли в нашем обществе в связи с вступлением в рыночные отношения. Для современной ситуации характерны разворачивание процесса разрушения традиционной для России системы ценностей, падение нравственности, рост потребительских настроений среди подрастающего поколения, которое не может правильно сориентироваться в потоке информации, обрушивающейся на него всевозможными средствами: телевидением, радио, прессой и др. Для многих детей стало невозможно приобщиться к различным ранее дссгупньїм формам обучения, т.к. сократилось число учебных учреждений базового и дополнительного образования, многие услуги стали платными, увеличился рост социального сиротства и проявлений жестокого обращения с детьми. Эти социальные проблемы негативно отразились на духовно-нравственном развитии детей.

Одним из отрицательных моментов сегодняшнего дня явилось то, что произошла переоценка ценностей, появилась ориентация на материальные ценности. Нравственные ценности и идеалы отошли на задний план. Все это ведет к нравственному оскудению личности. Возрождение личности возможно только через духовную сферу. Еще древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, другой - духовно. Второе рождение - процесс сложный, длительный и мучительный. Духовная сфера для выживания человечества должна быть приоритетной. Как никогда сегодня актуальны слова НБердяева: "Нужно признать, что духовная жизнь и ее ценности стоят иерархически выше социальной жизни и ее ценностей. И сама социальная проблема разрешима только на почве духовного возрождения. Разрешение социальной проблемы, которая ведет за собой угнетение и порабощение духа призрачно, и ведет к социальному разложению. Социальный вопрос есть, неизбежно, вопрос духовного просветления масс. Совершенное преодоление зла немыслимо лишь как духовное преображение и просветление". (12; с. 15)

Перемены, происходящие в человеческом сознании отражаются на жизни школы. Перед школой сейчас стоит задача возрождения у подрастающего поколения духов но-нравственных идеалов. Современные ученые-педагоги с обеспокоенностью пишуг о том, что у части молодежи произошло сужение субъективно-духовного пространства, переживание состояния нравственного кризиса, возникновение противоречий с внешним миром (Б.Т.Лихачев).

На школьной практике не могло не сказаться и то, что в современном обществе почти отсутствуют важнейшие механизмы нравственных отношений человека к окружающему миру и самому себе: представления о добродетели, чувстве совести, стыда и др. (А.Ф.Никитин).

В молодежной среде растет агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Негативные изменения в сфере ценностных ориентации школьников - показатель резкого снижения эффективности воспитательного воздействия школы, семьи. Все это требует переоценки форм, средств и методов нравственного воспитания, а в частности воспитания чувства совести как стержня нравственного становления личности.

Одной из главных задач совершенствования работы школы ставится задача улучшения нравственного всюгштания школьников, воспитания чувства совести, долга, ответственности. Развивать и повышать нравственный уровень старших школьников необходимо воздействием на них различных форм воспитательной и учебной работы.

Критерием нравственности является совесть. Для того, чтобы проследить в каком состоянии, на каком уровне развития находится совесть у сегодняшних старшеклассников нами были применены различные методы. Анализ анкет позволил сделать вывод о том, что учащиеся затрудняются дать определение чувству совести, что говорят о сложности понимания данного чувства. Каждый третий старшеклассник (105 из 350) не смог дать определения совести. Также ответы на вопросы анкеты показали, что каждый второй учащийся (180 из 350) положительно относится к чувству совести, считает, что она помогает жить, каждый четвертый ученик (80 из 350) отрицательно относится к совести, считает, что она мешает жить, каждый третий ученик (90 из 350) имеет двоякое отношение к совести и считает, что в различных ситуациях можно вести себя по-разному, т.е. речь идет о приспособленчестве.

Анализ состояния воспитательной и учебной работы в школах свидетельствует о недостаточном внимании, которое уделяется проблеме воспитания и формирования нравственных качеств в целом. Обратимся к анализу ситуации, возникшей в школах. Российская Академия Образования рекомендовала к использованию "Программу по нравственному образованию". Но сложившаяся ситуация показывает, что в большинстве школ этой программой не пользуются. В лучшем случае ведутся занятия по курсу "Человековедение" в старших классах. Все это ведет к тому, что у учащихся нет четких представлений о совести, долге, ответственности, воспитывается беспринципный, при-спсгабливаюшийся человек.

При выяснении мотивов, побуждающих соблюдать нравственные нормы поведения, обнаружили, что наиболее значимыми мотивами являются стремление получить похвалу и признание, иметь перспективы в личном продвижении. Таким образом, главное место занимают мотивы, которые характеризуют личность как эгоистическую, которая в первую очередь думает о личных выгодах. Такие чувства как ответственность, долг, которые являются компонентами чувства совести, занимают промежуточное место. Это значит, что в жизни учащиеся применяют их в зависимости от ситуации, т.е. твердых убеждений нет. Можно сделать вывод, что при совершении поступков ребята ставят свои цели и ради их достижения большая часть способна пренебрегать совестью.

При выяснении системы ценностных ориентации, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к окружающим людям, определили, какое место занимает совесть среди средств, которые выбираются для достижения целей жизни. Наиболее значимыми ценностями являются рационализм, широта взглядов. К наименее значимым ценностям учащиеся отнесли совесть, терпимость к мнению других людей, умение прощать ошибки. Это значит, что учащиеся не понимают значения чувства совести в жизни. Из 18 предложенных ценностей (рационализм, справедливость, соучастие и др.) совесть школьники старших классов поставили на 13 место. Это говорит о низком уровне нравственной воспитанности.

Для выявления уровня нравственной воспитанности старшеклассников был определен уровень развития чувства совести. Высокий уровень имеют 8 %, средний 53,1 %, низкий 44,9 %. Таким образом, совесть как критерий нравственности указывает на низкий уровень нравственной воспитанности учащихся.

Это положение обусловлено тем, что в школах недостаточно ведется целенаправленная работа по воспитанию чувства совести, как ведущего механизма при формировании нравственности. Необходимость системы работы по нравственному воспитанию, куда должны входить специальные уроки нравственности, спецкурсы по человековедению, тематические классные часы и др., где ученик сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных госгупках, получив для этого соответствующие нравственные представления и понятия, очевидна. Успешное решение этой проблемы зависит не только от организации совместных усилий педагогов по воспитанию чувства совести, но и от степени разработанности вопроса в теоретическом плане.

Проблема совести достаточно полно исследована в философской литературе. Представители идеалистического направления (Гегель, Кант, Платон, Сенека, Цицерон и др.) и материалистического (Аристотель, Гольбах, Демокрит, Локк, Спиноза, Фейербах и др.) рассматривали проблему чувства совести по-разному.

Исходя из учений, предложенных философами-индивидуалистами, вышли на некоторое интегративное понятие чувства совести, в которое входит стыд, справедливость, застенчивость, долг, сочувствие, раскаяние.

Философьі-материалистьі рассматривают чувство совести шире, включая в это понятие долг, моральную ответственность, внутренние убеждения, стыд, сердечность, искренность, правдивость, муки совести, раскаяние.

Также в учениях философов-идеалистов и филсххэфов-материалистов исследуется источник возникновения совести, зависимость возникновения совести от внешнего мира, компоненты и функции совести. Философьі-материалистьі отдельно рассматривают средства воспитания чувства совести.

В учениях представителей поздней философии (НБердяев, Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, М.Хайдеггер, Ю.А.Щрейдер, КЛсперс) также рассматривается проблема чувства совести. Они также выделяют компоненты совести, функции совести, рассматривают возникновение чувства совести, ее основание и развитие, высказывают свое отношение к чувству совести. Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, М.Хайдеггер, Ю.А.Шрейдер, КЛсперс определяют виды совести.

Проблема чувства совести рассматривается в религиозных учениях. В нравственных учениях святых (св. Гр.Богослов, св. Игн.Брянчанинов, Авва Дорофей, Тихон Задонский и др.) совесть определяется как естественный нравственный закон. В святоотеческих учениях выделяются несколько аспектов относительно хранения совести, определяются функции совести, предлагается выход из состояния "больной совести".

Понятие совести было бы неполно, если бы оно не было рассмотрено еще в одном пласте науки, как литература. Вопрос о чувстве совести не обошли стороной великие русские писатели и мыслители: В.Белинский, АГерцен, Ф.Достоевский, АЛушкин, ЛТолстой и др. Они подчеркивали, что совесть есть критерий всему, что совершает человек и потому в всюпитании важно "тренировать, возбуждать и оттачивать совесть"(61, с.231). В их трудах определяется роль религии в становлении чувства совести, считают, что наряду с совестью необходим надежный регулятор, находящийся вне внутреннего опыта, с помощью которого можно проверить и измерить нравственные убеждения. Этот регулятор, указывает Ф.Достоевский, обнаруживается в феномене И.Христа и откровениях Нового Завета. Нравственный закон должен быть сформулирован исходя из чистой совести.

В трудах ученых-философов, в святоотеческих учениях, учениях великих русских писателей воспитание чувства совести предстает как одно из главных условий нравственного становления личности.

Крупнейшие педагоги мира (А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.А.Коменский, У.Килпатрик, Р.Оуэн, ИГЛесталоцци, С.Френе) и выдающиеся русские педагоги (ИИБецкой, В.П.Вахтеров, В.И.Водовозов, АСМакаренко, В.Я.Стоюнин, ВАСухомлинский, СТ. Шацкий) говорили о систематическом нравственном образова ний и воспитании детей и отводили проблеме формирования у учащихся моральных знаний приоритетное место в школьном обучении.

В работах ученых педагогов и психологов, посвященных вопросам нравственного становления личности (ААБодалев, НИ.Болдырев, Л.И.Божович, Л.С.Марьенко, В.СМухина, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Рувинский, Д.И.Фельдштейн, ИСХарламов, Д.Б.Эльконин, СГЛкобсон) выделяется категория совести. Разработка проблемы нравственного воспитания учитывает теоретические положения, которые выделены в этике: разрабатывая проблемы нравственного воспитания, педагогика не может не учитывать тех теоретических положений, которые дает этика, по таким, например, вопросам, как сочетание личного и общественного интересов в поведении людей, содержание моральных норм нашего общества, моральный долг, совесть, честь, счастье, моральная оценка поведения.

Однако дифференцированно роль и место чувства совести в формировании нравственного сознания личности не определяется, а даются прежде всего общие условия нравственного становления личности, закономерности, критерии нравственной воспитанности, взаимодействие форм, методов, приемов нравственного воспитания, диалектика нравственного становления личности.

Вопросу возникновения чувства совести посвящены труды многих ученых педагогов и психологов. Религиозно-воспитательной концепции придерживается АДГармаев и др.; генетически-воспитательной А.НЛеонтьев, В.СМухина, С.Л.Рубинштейн, ЛКРувинский, Д.И.Фельдштейн, Р.Штейнер; социально-воспитательной - М.С.Бриман, СЛСоловейчик, В.А.Сухомлинский, Д.Б.Эльконин; генетически - социально-воспитательной - БХЛихачев, А.И.Титаренко.

На основе определений, данных учеными педагогами и психологами (ДАБелухин, МЛБриман, АДГармаев, О.А. и А.С. Лавровы, Б.ТЛихачев, В.СМухина, М. и Р.Снайдер, СЛСоловейчик, В АС омлинский, РШтейнер) мы выявили компоненты совести: нравственные обязанности, самооценка, долг, ответственность, соучастие, сопереживание, самоконтроль.

На необходимость воспитания долга, ответственности, самоконтроля у подрастающего поколения указывали видные отечественные педагоги НК.Крупская, А.С.Макаренко, ВЛ.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий.

В отечественной педагогике определена роль коллектива в нравственном становлении личности (АСМакаренко), значение чувств в развитии ребенка (КДУшинский), роль социальной среды в воспитании подрастающего поколения (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).

Общепедагогические основы процесса нравственного воспитания школьников отражены в трудах О.СБогдановой, Н.И.Болдырева, Е.В.Бондаревской, ДМ.Гришина, 4, А.И-Каирова, ТЕ.Конниковой, BMJKopoTOBa, БХЛихачева, ИСМарьенко, ШІМонахова, Э.Ш1оносзона, ЙФ.Свадковского, И.Ф.Харламова, СВ.Черенкова, А.И.Шемшуриной, Н.Е. Щурковой. В данных исследованиях указывается на то, что формирование моральных качеств личности происходит в деятельности при правильно организованной системе нравственного воспитания. В работах современных педагогов разработан целостный подход к системе нравственного воспитания школьников (И.С.Марьенко, Б.Т.Лихачев, ИФ.Свадковский, И.Ф.Харламов, СВ.Черенков), опреде-лены общие методы воспитания (З-Васильева, Э.П.Козлов, В.М.Коротов, В.И.Петров), исследованы проблемы формирования нравственных отношений (НЕ.Щуркова).

Достаточно близки к проблеме нашего исследования кандидатские дааяртации МА. Станчиц Воспитание моральной ответственности у старшеклассников в учебной деятельности; Л.М Истьментьевой. "Формирование нравственного сознания учащихся в процессе обучения", Т.Д. Вербовой "Воспитание нравственных волевых качеств у стар- ц ших подростков в процессе обучения". М.В. Кабатченко Ъоспитание нравственного сознания старших подростков в единстве с их поведением (во внеучебной деятельности)", И.М. Краснобаева "Формирование нравственных понятий и убеждений у старших школьников"; В.Н. Соболева Ъоспитание нравственных идеалов старшеклассников". Разрабатывая наиболее эффективные подходы к процессу нравственного воспитания школьников, авторы рассматривают: 4» - условия нравственного становления личности;

- этапы и уровни нравственной воспитанности школьников;

- особенности формирования нравственного поведения;

- пути воспитания нравственного сознания старшего подростка во внеучебной деятельности;

- закономерности нравственного становления личности в процессе обучения и внеучебной деятельности;

- особенности возрастного подхода при нравственном совершенствовании школьников;

- значение различных учебных предметов при формировании нравственного соз- 4 нания в процессе обучения;

- различные формы работы по нравственному воспитанию во время внеучебной деятельности.

Цроблема чувства совести была предметом философского диссертационного исследования Г.Ю. Кирилиной "Совесть и ее роль в развитии личности", в котором совесть определяется как средство нравственного самосознания, самоконтроля и самосовершенствования личности, как способность человека оценивать свои мысли, чувства, поступки. В данном исследовании анализируются различные концепции формирования и развития личности, дается структура нравственного сознания, определяются место и функции совести в структуре личности. Автор рассматривает проблему формирования и развития совести у человека, выявляет роль совести в становлении личности. Так как данное диссертационное исследование было проведено по философской специальности , остались не исследованы проблемы воспитания чувства совести у школьников, не определены оп- тимальные пути, методы, условия ее формирования у подрастающей молодежи в про цессе нравственного воспитания.

В педагогической литературе не конкретизировано определение чувства совести как механизма нравственного становления личности, недостаточно разработана система нравственного воспитания учебной и внеучебной деятельности по воспитанию чувства совести у школьников, уровни воспитанности чувства совести, пути, формы и методы 4»

воспитания чувства совести, педагогические условия эффективности воспитания чувства совести у учащихся в современных условиях.

Выбор нами старшего школьного возраста обусловлен рядом причин:

- во-первых, старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникают потребности разобраться в окружающем и в самом себе, поиска смысла жизни вообще и в своей в частности.

- во вторых, старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков своего самоопределения. Именно в этом выражается самостоятельность старшеклассников. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старший школьник наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считает собственные взгляды, оценки, мнения. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Старший школьник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, но он хочет, чтобы признали его право на индивидуальность.

- в-четвертых, стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старших школьников выше, чем в другие возрастные периоды.

По данным исследования А.В.Мудрика около 2/3 старшеклассников указывали на актуальность потребности в общении со взрослыми. Такая потребность объясняется тем, что в ранней юности во весь рост встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает трудно.

- в-пятых, характерная особенность личности старшеклассника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет уровень требований старшеклассника к окружающим людям и к самому себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют более высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к нравственным качествам одноклассников. Об этом свидетельствуют наблюдения и исследования. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников.

Оказалось, что старшеклассники в оценке личных свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Это создает багоприятную почву для воспитания моральных установок, чувств старшеклассников - в-шестых, высокий уровень самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.

Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе. Старшеклассники стремятся глубже разобраться в своем характере и своих чувствах, в своих действиях и псютупках, правильно оценить свои особенности.

В процессе самовоспитания старшие школьники сталкиваются с большими трудностями, т.к. этому возрасту свойственны серьезные противоречия. Наиболее типичны из них следующие:

- противоречие между стремлением проявлять волевые усилия в самовоспитании и отрицательным отношением к конкретным приемам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;

- чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать безразличие к этой оценке;

- стремление к идеалу и гфинципиальности в больших ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном.

Итак, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышения требовательности к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию - вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника.

Все вышеизложенное стало основанием для выбора темы нашего диссертационного исследования: "Воспитание чувства совестиу старшеклассников".

Объектом исследования является нравственное воспитание современных старшеклассников.

Предметом исследования является воспитание и развитие чувства совести у старшеклассников в современной общеобразовательной школе.

Цель исследования: раскрыть теоретические и методические основы воспитания чувства совести у старшеклассников в современной общеобразовательной школе.

Гипотеза.

Раскрывая понятие чувства совести, как механизма регуляции поведения человека в определенных жизненных ситуациях, как способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать нравственные обязанности, требовать от себя их вьшолнения, мы предполагаем, что воспитание чувства совести у старшеклассников в условиях современной общеобразовательной школы состоится, если оно

- опирается на знание сущности понятия чувства совести и практических механизмов его реализации;

- основано на единстве педагогической деятельности по воспитанию чувства совести и самопознания учащихся;

- пронизьгоает весь учебно-воспитательный процесс и происходит в условиях многообразия технологических подходов к этому процессу;

- опирается на активные межличностные отношения педагогов с детьми и их родителями, основанными на доверии и взаимопонимании;

- осуществляется соответствующая психолого-педагогическая подготовка педагогов и учащихся к процессу воспитания чувства совести.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Раскрыть педагогическую сущность и структуру понятия чувства совести.

2. Выявить критерии и показатели сформированности чувства совести у старшеклассников.

3. Разработать и экспериментально проверить методику всюпитания чувства совести, адекватную миропониманию современных старшеклассников.

4. Теоретически и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия обеспечения эффективности воспитания чувства совести в процессе учебной и внеучебной деятельности старших школьников.

Методологической основой исследования являются философские, святоотеческие, психологические и педагогические исследования, раскрывающие сущность обще-человеческих ценностей, нравственных норм поведения, проблемы нравственного становления личности.

Теоретические позиции базируются также на:

- положениях развития личности, его детерминированности социальными условиями, содержанием, характером деятельности и общения;

- личностаск риентированном и деятельностном подходах к фганизации учебно-воспитательного процесса;

- идее о взаимосвязи воспитания и самовоспитания.

Для решения поставленных задач и проверке гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования, таких как:

-теоретический анализ философской, религиозной, социологической, художественной, психологической и педагогической литературы; монографических работ по проблеме исследования: сравнение, абстрагирование, обобщение;

- анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, анализ результатов индивидуальной творческой деятельности учащихся, создание воспитывающих ситуаций, разрешение конфликтных ситуаций, формирующий эксперимент обработка результатов исследования статистическими методами.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем;

- раскрыта педагогическая феноменология чувства совести;

- уточнены теоретические представления о сущности и структуре понятия "совесть", вскрыты противоречия, закономерности, факторы воспитания чувства совести у современных старшеклассников;

- выявлены показатели и критерии сформированности чувства совести у старшеклассников;

- разработана и апробирована методика воспитания чувства совести у старшеклассников;

- выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия эффективности этого процесса.

Практическая значимость исследования заключается в обеспечении учителей и педагогических работников научным подходом к процессу воспитания чувства совести у старших школьников; в разработке технологий творческой деятельности по нравственному воспитанию в работе общеобразовательных школ, гимназий, лицеев; в разработке и успешном внедрении в учебнснвсюгштательный процесс спецкурса по самопознанию и самовоспитанию учащихся; во внедрении новых форм и средств организации внеклассной и учебной работы.

Обоснование и достоверность исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций теоретических положений; деятельностным характером изучения педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах; репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспфиментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов.

Полученные результаты исследования с»бсуждались на заседаниях кафедры педагогики Коми Государственного педагогического института в 1996-1999 г., на конференциях по итогам научной работы в том же институте в 1996-1999 г., на республиканской научно-практической конференции "Новые подходы к подготовке педагогических кадров в Республике Коми" (г. Сыктывкар, 1997 г.), на V научно-практической конференции "Современные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика" (г. Москва, РАО, 1998 г.) на VII конференции молодых ученых: "Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика" (г. Москва, РАО, 1999 г.), на IV Коми республиканской молодежной научной конференции (г. Сыктьюкар, 2000 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе педагогической работы аспиранта в Коми Государственном педагогическом институте (лекции, спецсеминары, практические занятия, руководство курсовыми и дипломны ми работами, педагогической практикой студентов в школах), в выступлениях перед педагогами на курсах повышения квалификации работников образования. Материалы исследования и их результаты обсуждались на педагогических советах школ № 18, 25, 35, 36 г. Сыктывкара. Материалы исследования использовались при проведении уроков по литературе, МХК, при проведении факультатива по человековедению в школах г. Сыктывкара № 18, 25, 35, 36. На защипу выносятся следующие положения:

1. Совесть, как механизм регуляции поведения человека в ситуациях морального выбора , является способностью личности с существлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения. Это глубоко интимное чувство, действие которого проявляется во внутренних переживаниях человека и выступает как внутренний голос, как голос нравственных требований к человеку, субъективное осознание личностью своего долга и ответственности и проявляется в поступках и суждениях, в ситуациях морального выбора.

2. Компонентами чувства совести являются нравственные обязанности, долг, ответственность, соучастие, сопереживание, самооценка, самоконтроль. Воспитание дан «I ных компонентов способствует эффективности воспитания чувства совести.

3. Воспитание чувства совести у старшеклассников в современной общеобразовательной школе осуществляется в целостном учебно-воспитательном процессе на основе личнскяно-фиентированного подхода к каждому ученику.

4. Педагогическими условиями воспитания чувства совести у старшеклассников являются:

- осуществление педагогической диагностики всспитанности чувства совести у старших школьников, позволяющее проектировать их личностное развитие;

- организация жизнедеятельности учащихся на основе групповых форм работы, направленных на нравственное самосовершенствование;

стимулирование активных межличностных отношений педагогов с детьми и родителями, основанных на доверии и сотрудничестве, шбуждающих к усвоению нрав ственных ценностей.

- психолого-педагогическая подготовка педагогов и учащихся к воспитанию чувства совести.

Структура диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, раскрываются этапы, методологическая основа и методы исследования, характеризуется научная новизна и теоретическая значимость, практическая значимость работы, формируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе Ъ1етодологс-теоретический анализ проблемы сущности чувства совести" дается краткий обзор философской, религиозной, художественной литературы по данной проблеме, рассматривается исследование проблемы чувства совести в психологической и педагогической литературе, дается сущность и структура понятия "совесть".

Во второй главе "Экспериментальное исследование процесса воспитания чувства совести у современных старшеклассников" исследуется состояние чувства совести у современных школьников старших классов, представлены и проанализированы результаты педагогического эксперимента, определены пути, формы и методы воспитания чувства совести у старшеклассников, педагогические условия эффективности воспитания чувства совести у учащихся старших классов в современных условиях, рассмотрены технологические основы воспитания чувства совести у старшеклассников, охарактеризована динамика становления чувства совести у школьников старших классов в современных условиях.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, определены направления дальнейших исследований.

Осмысление чувства совести в философской, религиозной, художественной литературе

Попытки осмыслить чувство совести мы встречаем у представителей поздней философии Н. Бердяева, Ф. Ницше, 3. Фрейда, Э. Фромма, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.

ФЛицше дает такое определение совести: "Гордая осведомленность об исключительной привилегии ответственности (за себя и за других), сознание этой редкостной свободы, этой власти над собою и судьбой, проняло его (человека) до самой глубины и стало инстинктом, доминирующим инстинктом. Суверенный человек назвал его совестью" (131; с.85). Ф. Ницше считает совесть абсолютно ненужным элементом, от которого надо избавляться. Он считает, что "нечистая совесть" - это болезнь, которую надо лечить. Причиной заболевания является общество. Компонентами заболевания он считает вину и долг, отвергает понятие греха. В качестве способа лечения больной совести Ф.Ницше предлагает выжигание в памяти всего, что причиняет боль. Таким образом, можно сделать вывод, что память является основой совести.

Наряду с размышлениями по поводу ряда важных этических проблем, экзистенциализм стремится пересмотреть традиционные формы морали и вывести новое учение о взаимопонимании личности и общества КЛсперс указывает, что подлинное самосознание утверждается в процессе противопоставления себя другим. Возводя барьер между внутренним миром и социальной средой, КЛсперс ориентирует личность не на трезвую осознанность, а на уход ее в мир абстрактного самолюбования (215; с.415). М.Хайдеггер тоже поддерживает данную точку зрения и считает, что функция совести заключается в том, чтобы предостеречь человека от поглощения его общесгвенно-деятельностньш существованием. Подлинная жизнь начинается там, где есть условия для полной отрешенности от социальной среды, приводящие к абсолютному одиночеству. Эта уединенность нужна для развития совести, для самонахождения, обнаружения своей сущности, своего назначения. Для К Лсперса не имеют значения пути, посредством которых личность может подойти к самосознанию, важно как будет осуществляться этот процесс. Он отмечает, что этот процесс будет осуществляться с помощью совести человека. М.Хайдеггер отмечает, что собственная совесть постоянно мобилизует человека к осознанию неподлинности спокойно-безмятежной жизни в окружающем обществе и возвращает человека к подлинным состояниям - неуютности и тревоги. Также как и М.Хайдеггер, КЛсперс отмечает, что истинная сущность личности особенно ярко проявляется в ситуациях вины, отчаяния, крушения ожиданий.

Совершенно противоположной точки зрения придерживается Н. Бердяев. Он отмечает, "что совесть есть дух и духовное начало в человеке и она совсем не социального происхождения. Социальное происхождение, - продолжает он, - скорее засорение и искажение совести, совесть и есть та глубина человеческой природы, которая сохранила связь с Божественным миром. Раскаяние, муки совести возможны только потому, что в человеке есть не поверженная окончательно совесть... совесть никогда не должна определяться социальностью, социальными группировками, мнением общества, она должна определяться из глубины духа, т.е. быть свободной. Совесть искажается социальной средой, а не определяется ею. И, может быть, искажается совесть экономической зависимостью" (12; с.115).

Н. Бердяев считал, что общество может исказить истинную, человеческую совесть. Мы можем согласиться с Н. Бердяевым, т.к. его точка зрения подтверждается примерами сегодняшней жизни, когда люди, которым доверил народ власть, говорят, обещают одно, а делают совершенно противоположное. Подрастающее поколение, видя это несоответствие, также вырастает в духе бессовестности, лжи, обмана. Таким образом; мы можем провести прямую зависимость между воздействием искаженной социальной средой и совестью, т.е. искаженная социальная среда способна исказить совесть.

Н.Бердяев говорил, что "совесть есть та глубина человеческой природы, на которой она соприкасается с Богом, и где она получает весть от Бога и где слышит голос Божий. Совесть может быть задавлена и сокрыта, искажена и извращена, но она связана с самим творением человека, с образом и подобием Божьим в нем. Совесть есть воспоминание о Боге и Божьей жизни в нашей грешной жизни. Когда в самом грешном и преступном человеке пробуждается совесть, это значит, он вспоминает о Боге. Совесть есть орган восприятия религиозного откровения, правды, добра, целостной истины. Она совсем не есть отдельная сторона человеческой природы, она есть целостность духовной природы человека, ее сердцевина в онтологическом, а не в психологическом смысле слова. Совесть и есть источник суждений о жизни и мире" (12; с.125). Н. Бердяев признавал Божественную природу совести. И, как видели выше, допускает мысль об ошибке (грехе) и раскаянии в нем.

Характеристика состояния чувства совести у современных старшеклассников

В целях проверки выдвигаемой гипотезы нами ставились следующие задачи опытно-экспериментальной работы: Определены ценностные ориентации школьников; Определен уровень воспитанности чувства совести у старшеклассников, включая:

а) базу знаний;

б) отношение к совести;

в) поведение учащихся и их деятельность;

г) мотивы совершения совестливых поступков;

Для решения каждой задачи мы применяли комплекс методик.

Для выявления ценностных ориентации мы применили следующие методики:

1. Ранжирование значимых для учащихся качеств личности, выявляющее место совести среди других ценностных ориентации школьников;

2. Диагностическая методика. "55 вопросов к самому себе" (данная методика модифи цирована нами в соответствии с учетом современных социальньгх явлений; за основу данной методики брали методику ОАКазанского «Путешествие к центру «Я»), позволяющая определить отношение к таким компонентам совести как долг, ответственность, стыд, старательность, соучастие; выявленное внутреннее принятие нравственных норм и нравственных качеств (ответственность, самокритичность, совестливость и др.). 3. Творческие работы, посвященные духовно-нравственному состоянию личности. В данных работах учащихся пытались дать ответы на следующие вопросы: что представляют собой, как воспринимают себя, в каком состоянии находится его личное достоинство, совесть; свободен ли внутренне, готов ли быть верен самому себе; развито ли в нем чувство ответственности, сознания, долга.

Для определения уровня сформированности совести у старшеклассников, включая базу знаний, отношения к совести, поведение уч-ся и их деятельность, мотивы совершения совестливых поступков, нами были использованы следующие методики: 1. Анкета для уч-ся, выявляющая понимание совести как категории нравственности: отношение ребят к совести; источник знаний по данной проблеме; оценку и самооценку совестливых проявлений поступков.

В анкетированном опросе участвовали 350 учеников 10-11 классов школ г.Сыкгывкара №35, 36, 18, лицея при Сыктывкарском Государственном университете, шк.№12, шк. №1,3 г. Лузы Кировской области. Школы были выбраны с различным контингентом уч-ся. В школе №35, 18 - основной контингент составляют дети рабочих, в школе №36,12, в лицее при СГУ основной контингент составляют дети интеллигенции и бизнесменов, в школе №1 гЛузы Кировской области - дети рабочих и интеллигенции, в школе №3 гЛузы Кировской области - дети бизнесменов и интеллигенции. Были подобраны школы с различным контингентом учащиеся, но существенных различий в уровне всюпитанности чувства совести у старшеклассников не было обнаружили. 2. Нами были использованы следующие диагностические методики:

а) "Шкала совестливости" (модафицированный вариант тестов 16 PF , разработанный сотрудниками Иллионского университета под руководством Кэтелла, который является тестовой реализацией подхода к исследованию личности на базе черт и теста MMPI, который предназначен для диагностики типа личности). С помощью данной методики у ребят выявляются в наличии компоненты, составляющие совесть и компоненты, которые мешают формированию совести у учащегося, шкала обладает высокой компактностью и гомогенностью.

б) Методика оценки нравственных качеств", разработанная В.ЛМарищук и А.И.Волковым в 1980 году. Данная методика позволяет определить мотивы, побуждающие соблюдать нравственные нормы поведения, переживания вины на нарушение нравственных норм, выявить уровень самооценки развития чувства долга, ответственности, как составляющих компонентов совести.

2. Включенное наблюдение за уч-ся экспериментального класса в различных видах деятельности и общения. Наблюдение проводили учителя, работающие в экспериментальных классах, классные руководители и сам экспериментатор. Первая группа вопросов анкеты (см. приложение 1) направлена на выявление источников получения информации о знаниях.

Вторая группа вопросов была направлена на выявление представлений учащихся о совести.

Третья группа вопросов направлена на выявление мотивов при совершении поступков по совести.

Полученный материал позволяет дать содержательный анализ того, что старшеклассники вкладывают в понятие "совесть", из каких источников черпают нравственные знания.

Анкетой (см. в приложении 1) было охвачено 350 старшеклассников. Многие из них назвали несколько источников нравственных знаний.

Пути, формы и методы воспитания чувства совести у старшеклассников

Оьггао-экспериментальную работу по воспитанию чувства совести у старшеклассников мы проводили в течение 3 лет на базе четырех коллективов - 11 "а", 11 "б", 11 "в", 11 "г" школы №35 г.Сыктывкара.

В 1997 году в 9-х классах на протяжении всего учебного года проводили классные часы по нравственным проблемам, которые предварительно учащиеся обсуждали между собой, т.к. постоянно оформлялся кабинет материалом последующего классного часа, В 1998 году в 10 классе проводился цикл уроков по литературе, посвященных проблеме совести в произведениях великих писателей. В 1999 году в 11 классах проводился спецсеминар "Я и мой внутренний мир", посвященный проблеме воспитания чувства совести у старшеклассников. 11 "а" и 11 "б были экспериментальными классами, 11 "в" и 1 ГУ контрольными классами.

В начале работы в экспфиментальных классах было 53 человека (11 "а" -25 ч-к, 11 "б - 28ч-к), из них 25 мальчиков и 28 девочек; отличник - 1; 21 ч-к учились на "4" и "5"; 19 ч-к учились на "3", "4"; 12 ч-к учились на "3", но бывали и "2". Учащиеся 11 "а" класса больше всего интересовались точными науками: алгеброй, геометрией, физикой, но среди любимых предметов помимо алгебры, физики, назвали литературу, историю, основы государства и права, хотя по этим предметам некоторые не успевали. Учащиеся 11 "б класса больше интересовались литературой, историей,

Общественные поручения в классах выполнялись большинством учащихся, но некоторые пьггались отказаться от них, или брались и не доводили их до конца. Наблюдая характер общения и деятельности детей с точки зрения совестливых проявлений учащихся, мы обнаружили слабость развития сопереживания, внимательности, ответственности, чувства долга, справедливости и предупредительности к товарищам.

Контрольные классы 11 "в" и 11 V по своему составу были примерно такими же. В классах на начало опытной работы было также 53 человека, из них 29 мальчиков и 24 девочки; отличников - 2; 19 чел. учились на "4" и "5"; 23 человека учились на "3" и "4"; 9 чел. учились на "3". Учащиеся 11 "в" кл. больше интересовались точными науками, учащиеся 11 "г" - гуманитарными науками. Отношения в контрольных классах были примерно такими же, как в экспериментальных.

Формирующий эксперимент охватывал все виды жизни и деятельности учащихся: учебную деятельность, трудовую, внеурочную, внешкольную.

В учебной деятельности у учащихся наблюдалось равнодушное отношение к успехам одноклассников. Легко давали списывать домашние задания, не предлагая объяснить материала На вопрос, зачем даешь и почему так поступаешь, ответы были самыми разнообразными: "Нет времени объяснять", "В следующий раз мне дадут", "А что, мне больше всех надо?". У школьников не было заинтересованности в успехах друг друга.

Обнаружились и такие недостатки во взаимоотношения учеников, как ссоры по пустякам. В классах были учащиеся, которые могли нагрубить товарищу, обидеть его насмешкой, нахамить, совершить несправедливые поступки. Факты равнодушного отношения обнаруживались часто в жизни классных коллективов со стороны отдельных учащихся. И вместе с тем, старшеклассники очень быстро отзывались на просьбы товарищей, большинство относилось к друг к другу с уважением.

Экспериментальная работа, преследующая цель воспитания чувства совести у старшеклассников, проводилась в определенной системе, которая решала следующие задачи: дать более полное представление об общечеловеческих ценностях, нравственных нормах;

заставить задуматься самого учащегося о своем нравственном мире и нравственном мире окружающих;

научить старшеклассников выделять нравственное содержание поступков и соотносить свои действия с нравственными нормами;

побудить к нравственному самосовершенствованию путем самовоспитания и саморазвития. Под системой воспитательной работы мы понимаем не только обычную упорядоченность внеурочных воспитательных мероприятий.

Похожие диссертации на Воспитание чувства совести у старшеклассников