Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики Павиленис Анджей

Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики
<
Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Павиленис Анджей. Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики : ил РГБ ОД 61:85-13/868

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Воспитание активной жизненной позищи старших школьников как социальная и педагогическая проблема 11-67

I. Методологические основы воспитания активной личности в социалистической педагогике 11-28

2. Сущность и структура понятий "социальная деятельность", "социальная активность", "социально активная личность", "активная жизненная позиция'.1 29-50

3. Проблема активной жизненной позиции в педагогике стран социализма 51-66

Выводы по главе I 66-67

Глава П. Педагогические условия воспитания активной жизненной позиции старшеклассников 68-149

I. Воспитание коммунистической нравственности как фундамента активной жизненной позиции старше классников 68-101

2. Общение как объективный социальный фактор развития активной жизненной позиции старшеклассников 102-124

3. Ученический коллектив как условие и среда воспитания активной жизненной позиции старшеклассников 125-148

Выводы по главе П 149-150

Заключение I5I-I55

Библиография 156-175

Введение к работе

В качестве одной из важнейших задач социально-политического духовного развития советского общества ХХУІ съезд КПСС выдвинул задачу формирования нового человека. В современных условиях пре-эбразования и дальнейшего развития социалистического общества возрастает роль и ответственность общеобразовательной школы в эсуществлении всестороннего развития и гармонического воспиташія личности, в формировании у школьников активной жизненной позиции.

Проблемы, связанные с развитием активной жизненной позиции, были актуальные на всех этапах социалистического строительства, або социализм есть, как подчеркивается в Программе КПСС, "живое творчество трудящихся масс", - а рост их активности в строительстве новой жизни - "закон эпохи социализма" /37,205/.

Человек становится личностью в процессе активной социальной жизни. Слодный диалектически противоречивый процесс становления личности осуществляется в ходе формирования ее социальной сущности на основе многообразной деятельности. К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали человека не как пассивный продукт среды, что было свойственно воззрениям французских материалистов и социалистов-утопистов, а как сознательного творца истории.

Анализируя закономерности общественного развития, К.Маркс и Ф.Энгельс выявили огромное значение и историческую необходимость всестороннего развития подрастающих поколений. К.Маркс называл молодежь источником жизни народа /1,332/. Ф.Энгельс подчеркивал, что "наше будущее зависит, больше чем когда бы то ни было, от подрастающего поколения, ибо ему придется разрешать все более возрастающие противоречия" /2,143/.

Формирование активной жизненной позиции человека происходит под влиянием общественных условий, воспитания и природных задат-

ков человека, решающая роль в этом процессе принадлежит общественным условиям и воспитанию. Только они ведут к тому, что "способность, существующая в освобождающих себя индивидах до сих пор лишь в качестве задатка, начинает функционировать как действительная сила" /6,297/.

Развивая учение К.Маркса и Ф.Энгельса в новых исторических условиях, В.И.Ленин показал, что социалистические общественные преобразования создают предпосылки для формирования нового человека - носителя передовой коммунистической идеологии и морали.

Общественную роль молодежи в условиях социализма В.И.Ленин видел в решении исторической задачи создания коммунистического общества. Эти марксистско-ленинские идеи творчески развиваются и последовательно претворяются в жизнь Коммунистической партией Советского Союза, коммунистическими и рабочими партиями стран социализма.

Проблема воспитания социально активной личности была одной из важнейших в советской педагогической науке и школьной практике. Большое внимание ее изучению уделяли Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и другие выдающиеся педагоги. И хотя термином "активная жизненная позиция" они не пользовались, сущность этого понятия раскрывали через цели, задачи, средства процесса воспитания.

Вопросы воспитания активной жизненной позиции личности получили дальнейшее развитие в работах современных советских философов, педагогов, социологов, психологов.

Методологическое значение для исследования педагогического аспекта воспитания активной жизненной позиции имеют труды советских философов С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского, В.Т.Ефимова,

С.ЇЇ.Косолапова, В.А.Титова.

Социологический аспект проблемы раскрыт в работах социологов Ф.А.Батурина, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, В.А.Ядова и др. Принципиально важно различать противоположные методологические подходы к изучению роли личности в исследованиях буржуазных философов и социологов и ученых социалистических стран, видящих сущность ролевого поведения человека в активном, творческом взаимодействии со средой, с окружающей действительностью, где обе стороны, воздействуя друг на друга, совершенствуются, обогащаются, развиваются. Характерно, что буржуазные теории о молодежи не вскрывают присущую ей подлинную социальную качественную специфику, они биологизиругот и психологизируют ее, выражая тем самым интересы господствующего класса капиталистов. В идейном противоборстве буржуазная пропаганда стремится массированными идеологическими диверсиями отравить сознание молодежи социалистических стран, идейно и организационно разложить союзы молодежи, де-политизировать молодежное движение в капиталистических странах.

В этом процессе необходимо учитывать систему отношений между объективными задачами, и конкретными способами и видами организации деятельности личности по удовлетворению этих потребностей и выполнению поставленных социальных задач.

В социальной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Бо-жович, Н.А.Дивитовская, Б.Д.Дивитовская, Б.Д.^арыгин и др.) социальная позиция определяется как качество и свойство личности, которую характеризует система отношений человека, установок, мотивов, целей, ценностей. Эти отношения человека вытекают из конкретного социального положения, из тех норм и правил, которые выдвигает общество.

В социально-психологической литературе нет единого подхода

к этой проблеме. Одни исследователи обращаются к ней при изучении внешней системы отношений, в которую включается личность, и поэтому рассматривают позицию как определенное положение, которое личность занимает в этой системе (її.С.Кон, В.И.Селиванов), другие - при изучении внутренней системы отношений,и поэтотлу определяют ее через личностную систему отношений к ролевым предписаниям, нормам, ценностям (Н.А.Дивитовская. Б.Д.Парыгин).

Мы разделяем точку зрения Б.Г.Ананьева, считающего, что изучение личности начинается с определения ее статуса, заданного сложившейся системой общественных отношений. Понятие статуса дополняется понятием позиция, которая рассматривается еще через сложную систему отношений личности к обществу, деятельности, людям, самой чебе.

В периодической литературе формирование активной жизненной позиции школьника рассматривается в различных видах деятельности: учебной (Т.Н.Мальковская, Н.Ф.Родионова, М.А.Ушакова), комсомольской (її.Д.Аванесян,.Т.С.Буторина, Б,З.Вульфов, Г.М.Логу-тенко, М.М.Ященко), в деятельности пионерской организации (В.К. Иванова, К.Д.Радина, М.Б.Рамазанов, Е.В.Титова, И.А.Филиппова), в трудовой (Н.В.Мелехова, Е.М.Тенева).

Проблема активной жизненной позиции личности, уровни ее проявления, механизм формирования находит отражение в психолого-педагогических исследованиях ученых социалистических стран. Учеными ГДР Д.Бернертом, Э.Дрефенштедтом, В.Кесселем, Г.Мюллером, Г.Нойнером, В.Фридрихом выполнены важные фундаментальные исследования по формированию личности социалистического типа во всех многосторонних аспектах применительно ук условиям развитого социализма.

Вопросы единства воспитательного влияния на молодежь, фор-

мирования коммунистической системы ценностей, роль трудовой деятельности в развитии социально активной позиции успешно разрабатывается болгарскими педагогами-учеными: М.Беловой, Л.Десеевым, В.Момовым, Е.Теневой, С.Черневым и другими.

Всестороннее развитие личности строителя коммунизма, процесс формирования активной жизненной позиции разрабатывается учеными-педагогами Венгерской Народной Республики. Этим вопросам посвятили свои исследования Д.Агаштон, И.Витаньи, Л.Гашпар, Ш.Надья, П.Сбени, С.Фалуди, Л.Хорвата.

В исследованиях ученых ЧССР З.Колариса, Б.Куяла, И.Лоукотки, Р.Правдика анализируются элементы формирования активной жизненной позиции личности в современных условиях развитого социалистического общества.

Исследования ученых ПНР рассматривают позицию личности и ее активность в философско-социологическом аспекте (Е.Виатр, В.Весе-ловский, Я.Шепанский. А.Ярошевский) и в психолого-педагогическом аспекте (Р.Врочинский, А.Каминский. С.Миха, Х.Мушинский, Я.Рей-ковсний, В.Сух одольский)..

К настоящему времени создано немало работ, имеющих то или иное отношение к рассматриваемой проблеме. Их анализ показывает, что несмотря на интенсивное исследование активности личности, проблема воспитания активной жизненной позиции изучена еще недостаточно. Учитывая большое социальное значение проблемы воспитания активной жизненной позиции личности в школах стран социализма, ее недостаточную теоретическую и практическую разработанность, мы избрали темой нашего исследования "Воспитание активной жизненной позиции старших школьников как проблема социалистической педагогики".

Объектом исследования является теоретическая разработка

воспитания в социалистической школе.

Предметом исследования - воспитание активной жизненной позиции старших школьников в системе коммунистического воспитания зтран социалистического содружества.

Методологической основой исследования явились фундаментальные положения диалектического и исторического материализма, ідей К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина по проблемам человеческой деятельности, социальной активности народных масс, клас-зов и личности, сущности революционно-преобразующих действий, об исторической преемственности поколений, роли молодежи в социальном прогрессе.

Развиваемые теоретические положения базируются на решениях (оммунистической партии Советского Союза, в особенности ее ХХУ і ХХУІ съездов и последующих постановлений ЦК КПСС, документах леждународного коммунистического движения.

Цели исследования: проанализировать процесс воспитания активной жизненной позиции старшеклассников как проблему социали-зтической педагогики.

Задачи исследования:

провести методологический и общетеоретический анализ активной жизненной позиции как общественного (социального) явления;

провести сравнительный анализ категориального аппарата 1Сследуемой проблемы - формирование активной жизненной позиции з педагогике социалистических стран;

изучение важнейших факторов, обоснование ведущих тенденцій воспитания активной жизненной позиции;

исследование значения и путей влияния активной жизненной юзиции педагога на воспитание активной жизненной позиции стар-

шеклассников.

Источниками исследования являются: произведения классиков марксизма-ленинизма; программа КПСС; материалы и документы съездов КПСС, ЦК КПСС и советского правительства; материалы и документы съездов коммунистических и рабочих партий стран социализма; законодательные акты о народном образовании; работы основоположников советской педагогики; работы советских ученых и ученых стран социалистического содружества в области философии, социологии, психологии, социальной психологии и современной педагогики по проблеме исследования.

Для решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования:

теоретический анализ трудов классиков марксизма-ленинизма, философской, социологической, психологической, педагогической литературы, директивных и нормативных документов по проблеме воспитания активной жизненной позиции старшеклассников;

сравнительный анализ литературы советских и аярубежных авторов и их концепций воспитания активной личности.

Научная новизна исследования заключается в следующем: оха-рактризованы особенности, сущность и методологические основы процесса воспитания активной, жизненной позиции как единого процесса обучения, воспитания и гражданского становления личности в условиях зрелого социализма; дан теоретико-методологический сравнительный анализ исследований этого процесса в советской литературе и литературе социалистических стран.

Практическая значимость исследования. Теоретико-методологическое обоснование процесса воспитания активной жизненной позиции представляет определенную практическую ценность, поскольку позволяет на научной основе совершенствовать процесс всесторон-

него развития личности социалистического типа, планомерно и целенаправленно управлять формированием ее активной жизненной позиций. ей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введение, двух глав, заключения, библиографии.

\

- II -

Методологические основы воспитания активной личности в социалистической педагогике

Процесс формирования социально- активной личности может успешно исследоваться только при глубоком изучении работ классиков марксизма-ленинизма, дающих целостное представление об этом процес о Є

Комплексное изучение активности личности требует выявления методологических основ и аспектов исследуемой проблемы, обеспечивающих единство исходных позиций и интеграцию теоретических и эм-іирических знаний. Решаяющая роль в разработке этой проблемы принадлежит марксистско-ленинскому учению о человеке и его практиче-зки-преобразовательной деятельности.

Диалектико-материалистическое решение вопросов активности шчности, соотношения социального и биологического, общего, особен-юго и индивидуального, объективного и субъективного представляет ;обой методологическую основу комплексного изучения сложных процессов формирования личности и целенаправленного воздействия на )ти процессы системы общественного воспитания и образования.

Марксизм-ленинизм, оказывая решающее воздействие на развитие зсех отраслей педагогической науки, исходит из признания единства . еории и практики. Практика органически включается в теорию по-!нания, она является основой и целью познавательного процесса, а акже - критерием истины, достоверности знаний. Черех практическое преобразование объективного мира раскрываются его законы. Следовательно, сама теория выступает как необходимая сторора практи-еской деятельности людей. Вместе с тем, будучи зависима от прак - 12 гаки, теория активно воздействует на практическую деятельность, которая для того, чтобы быть успешной, должна опираться на истинную теорию. Педагогическая наука призвана помочь практике в науч-ю-обоснованном решении ее насущных задач.

Основоположники марксизма-ленинизма выдвинули и научно обосновали в качестве основной цели коммунистического воспитания зсестороннее развитие личности. В условиях зрелого социализма и юстепенного перехода к коммунизму, осуществление этой цели пригрело огромное значение. Всестороннее развитие личности является їтержневом задачей в условиях осуществления реформы общеобразова-?ельной и профессиональной школы /43,44-50/.

Всестороннее развитие, формирование коммунистических идеалов шчности являются могучим фактором, ускоряющим создание матери-шъно-технической базы коммунизма, утверждения коммунистических )бщественных отношений. Цель всетороннего развития личности за-сонодательно закреплена в Конституции СССР: "3 соответствии с соммунистическим идеалом "свободное развитие каждого есть условие :вободного развития всех". Государство ставит своей целью расши- ение реальных возможностей для применения гражданами своих твор-геских сил, способностей и дарований, для всестороннего развития шчности" /36,64/.

Реализация задач коммунистического строительства все в боль-іей степени заивист от творческих сил, активности масс и эта ак-"ивность по мере развития наших обществ постоянно возрастает. Од-іако, при несомненных достижениях в этой сфере, мы не можем ска-іать, что исчерпаны все возможности в повышении активности людей ю всех областях жизнедеятельности общества развитого социализма.

Возрастание роли субъективного фактора в условиях развитого юциализма и протекающей научно-технической революции, как это гики, теория активно воздействует на практическую деятельность, которая для того, чтобы быть успешной, должна опираться на истинную теорию. Педагогическая наука призвана помочь практике в науч-ао-обоснованном решении ее насущных задач.

Основоположники марксизма-ленинизма выдвинули и научно обо-зновали в качестве основной цели коммунистического воспитания всестороннее развитие личности. В условиях зрелого социализма и юстепенного перехода к коммунизму, осуществление этой цели при-эбрело огромное значение. Всестороннее развитие личности является зтержневой задачей в условиях осуществления реформы общеобразова-гельной и профессиональной школы /43,44-50/.

Всестороннее развитие, формирование коммунистических идеалов ничности являются могучим фактором, ускоряющим создание материально-технической базы коммунизма, утверждения коммунистических эбщественных отношений. Цель всестороннего развития личности законодательно закреплена в Конституции СССР: "В соответствии с юммунистическим идеалом "свободное развитие каждого есть условие звободного развития всех". Государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих твор-теских сил, способностей и дарований, для всестороннего развития іичности"/36,І2/.

Проблема активной жизненной позиции в педагогике стран социализма

На всех этапах социалистических преобразований общества первостепенное значение в социальной политике коммунистических и рабочих партий придавалось воспитанию нового человека, сознательного гражданина, творца нового строя. В центре идеологической рабо-рн братских партий всегда находились вопросы формирования идейной убежденности, научного, марксистско-ленинского мировоззрения людей и, прежде всего, подрастающего поколения, как условие и источник динамического развития новых общественных отношений.

В период построения развитого социалистического общества выявляется все больше общности в школьной политике братских стран социализма, в выработке единой теоретической концепции обучения и воспитания молодежи, шире используютоя преимущества социализма и достижения научно-технической революции для повыжения эффективности учебно-воспитательного процесса, активно ведется борьба за чистоту марксистско-ленинских идей в области образования и воспитания. Все это проявляется в новых тенденциях развития школьного образования, общих для стран социалистического содружества, которые создают условия для решения качественно иных воспитательных задач. Подтверждение тому находит конференция "Международное, значение и интернациональный характер теории и практики социалистической школы" (Москва, ноябрь 1984 г.), которая продемонстрировала единство подхода, создания единой системы общественного и школьного воспитания.

Задачи построения развитого социалистического общества, сформулированные коммунистическими и рабочими партиями стран социализма в начале 70-х годов потребовали расширения, углубления а совершенствования процесса воспитания молодого поколения. Школа и другие воспитательные учреждения призваны не только готовить высококвалифицированные кадры нового типа, способные творчески решать сложные задачи социалистического и коммунистического строительства, но и активизировать подготовку молодежи к социалистическому образу жизни и общественной деятельности, формировать ее социальную активность, Возникла потребность более тесной связи школы с жизнью.

Все официальные документы коммунистических и рабочих партий - программы партий, отчеты о деятельности партий, проектв пятилетних планов - подчеркивают особую важность задач воспитания активной жизненной позиции нового человека в период строительства развитого социализма и формулируют конкретные требования в этой области.

"Успехи строительства развитого социалистического общества связаны как с высоким развитием производительных сил общества и значительными изменениями и усовершенствованиями социалистических общественных отношений, так и с дальнейшим расцветом активной личности нового человека - строителя коммунизма" -говорится в Программе Болгарской Коммунистической партии, принятой на X чъезде БКП в 1971 году /46,

Социалистическое воспитание и формирование личности подрастающего поколения, как указывалось на XI съезде Венгерской социалистической рабочей партии в 1975 году, первоочередная задача партии.Съезд принял программу дальнейшего строительства развитого социализма,в которой одной из главных задач является эф-фективноевоспитание общественной активности нового человека/48/.

Знаменательной вехой в социалистическом строительтсве ГДР явился IX съезд Социалистической единой партии Германии в 1973г. Он принял нювую программу партии,нацеленную на создание основных предпосылок для постепенного перехода к коммунистическому обществу. Важное место в программе заняли вопросы воспитания молодых людей, способных к решению больших и сложных задач, которые поставит перед ними коммунистическое строительство /50,155/,

ХУ съезд Коммунистической партии Чехословакии в 1978 г. уделил большое внимание вопросам образования и воспитания всесторонне подготовленных и квалифицированных людей, с высоким культурным уровнем, способных жить и активно, сознательно участвовать в строительстве социализма и коммунизма /52 /.

Дальнейшее совершенствование всех сфер жизни социалистического общества преопределеяет развитие творческих способностей человека, его политической сознательности, активное участие в социалистическом и коммунистическом строительстве. Поэтому центральной проблемой в условиях нового этапа социально-экономических преобразований и культурной революции согласно решениям съездов коммунистических и рабочих партий, прошедших в 70-е годы, является формирование целостной, духовно богатой, высоконравственной, со-[щально активной творческой личности. Эта задача с еще большей глубиной акцентирована в решениях последних съездов коммунистиче-эких и рабочих партий, прошедших в начале 80-х годов.

Выступая с отчетным докладом на X съезде СЕПГ в апреле 1981г., Генеральный секретарь ЦК СЕПГ, Председатель Государственного со-зета ГДР Э.Хоннекер подчеркнул, что "в центре воспитательной работы с молодежью должны находиться такие основные ценности социализма, которые в растущей мере определяют образ жизни всего обще-зтва в целом и каждого человека в отдельности, а именно, товарищеское сотрудничество и взаимная помощь, солидарность, активная готовность к учебе,, большое уважение к трудовым достижениям, рав-юправие, социальная справедливость, общественная активность" /51,

Воспитание коммунистической нравственности как фундамента активной жизненной позиции старше классников

Фундаментом активной жизненной позиции личности выступает нравственность, поскольку в нравственных ценностях социалистического общества отражаются те гуманистические нормы нравственности, которые выработало человечество, в них получили свое развитие прогрессивные и революционные традиции социализма: классово-партийные, общечеловеческие, национальные и интернациональные.

Проблема воспитания коммунистической нравственности как фундамента активной жизненной позиции личности привлекает пристальное внимание исследователей СССр и стран социалистического содружества как в связи с конкретно-историчесішми, так и общими условиями и закономерностями построения коммунистического общества. Конкретно-исторические условия обусловливают специфику подходов исследователей к решению проблемы нравственности как фундамента активной жизненной позиции, а общие закономерности - единую методологическую основу, базирующуюся на марксистско-ленинском учении о воспитании личности нового типа.

Процесс воспитания коммунистической нравственности как фундамента активной жизненной позиции личности в социалистической школе имеет ряд особенностей и коренным образом отличается от буржуазного нравственного воспитания. Это связано прежде всего с содержанием основного методологического принципа социалистической педагогики - принципа партийности. Социалистическая педагогика, в отличие от буржуазной, не отрицает, а подчеркивает связь нравственного воспитания личности с задачами классовой борьбы, поли - 69 тикой и идеологией общества. Осуществление нравственного воспитания личности на основе принципа партийности предполагает воспитание у учащихся беззаветной преданности идеалам коммунизма и высокой гражданственности, чувства дружбы с трудящимися всех стран, коллективизма и глубокого уважения прав и достоинств каждого человека, трудолюбия, честности, скромности, чувства собственного достоинства, товарищества, взаимного уважения.

В этой связи мы рассматриваем вопросы воспитания нравственности как фундамента активной жизненной позиции личности на материале исследований советских ученых, а также исследований ученых стран социалистического содружества.

Марксистско-ленинское учение о воспитании - качественно новый этап прогрессивного развития учения о природе человека. Основоположники научного кошлунизма К.Маркс, Ф.Энгельс,выдвигая положение о социальной сущности человека, общественной обусловленности его формирования, отмечали: "Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными. Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества" /10,145/. К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали, что люда не рождаются ни добрыми, ни злыми, но они рождаются способными стать теш или иными, смотря по тому, соединяет или разъединяет их общий интерес, а для этого унжно, с одной стороны, преобразование общества, упраздняющее противоречие между интересом отдельного человека и общим интересом, с другой стороны; для проведения такого преобразования требуется коренное изменение сознания.

В отличие от ученых-марксистов, от предстваителей механисти - 70 тического материализма, рассматривающих человека как биологическое существо, обладающее неизменной природой, К.Маркс и Ф.Энгельс впервые в истории развития социальных учений сформулировали принцип конкретно-исторического подхода к проблеме личности, формирования ее нравственности, жизненной направленности.

Подчеркивая в "Немецкой идеологии", что историчность является неотъемлемым элементом развития общества и человека, они указывали, что противоречия между личностью и обществом, на которые обратили внимание великие гуманисты эпохи Возрождения, не носят вечный внеисторический характер, а выражают реальные противоречия определенного способа производства. Способ производства и общественные отношения накладывают свою печать на характер и особенности социального развития личности. Заслуга К.Маркса и Ф.Энгельса состоит в том, что рассматривая человека не как пассивный продукт, а как сознательного творца истории, они нашли решение важнейшего вопроса о роли революционной практики в преобразовании условий жизни человека в обществе, изменения сущности человека, его внутренней природы в процессе деятельности.

О нравственности личности невозможно судить в отрыве от нравственности общества, классов, социальной группы. "Нужно ли особое глубокомыслие, чтобы понять, - указывал К.Маркс, - что вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, - одним словом, их сознание" /8,445/.

В.й.Ленин отмечает, что "социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действия которых и слагаются эти отношения" /35,424/.

Процесс развития личности, ее сознания, нравственности проанализировали классики марксизма-ленинизма с позиций материалистической диалектики, законы которой позволяют раскрыть взаимосвязь материального и духовного факторов в развитии общества и личности. В этом процессе не тольео выделяется роль общественной практики как великой преобразующей силы, но и оценивается в полной мере мобилизующая роль передовых, прогрессивных идей в общественной жизни, в становлении нравственного облика человека.

"Нравственность это то, - говорил В.И.Ленин, обращаясь к молодежи на III Всероссийском съезде Коммунистического Союза Молодежи, - что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов" /18,311/. Коммунистическая нравственность неотделима от политических целей и средств. Наша нравственность, подчеркивал В.И.Ленин, подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за построение коммунизма. А поэтому воспитание коммунистической молодежи должно стоять на прочном фундаменте формирования ценностей коммунистического образа жр.зни и коммунистической морали .

На заре возникновения первого Советского государства и социалистической школы В.И.Ленин указывал: "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали" /18,309/. В настоящее врегля эта проблема приобрела особую значимость в связи с возрастанием морального фактора в развитии социалистического общества, обострением идеологической борьбы, усилением противоборства мира капитализма и социализма.

Ученический коллектив как условие и среда воспитания активной жизненной позиции старшеклассников

Нами были рассмотрены различные аспекты проблемы воспитания активной жизненной позиции, такие как: сущность и природа социальной деятельности, социальной активности, социально-активной позиции, их структура и формы проявления, связь активной жизненной позиции с нравственностью, влияние различных факторов, прежде всего, общения на воспитание активной жизненной позиции старшеклассников.

Обращает на себя внимание тот факт, что при исследовании всех этих проблем и вопросов мы закономерно и необходимо выходили на проблему жизнедеятельности личности в коллективе -ьшогомерное социальное и педагогическое явления, которое вбирает в себя деятельность и общение, объективные и субъективные отношения, духовно-нравственный потенциал личности и коллектива (М.Г.Казакина).

Процесс развития личности старшеклассника в коллективе и воспитание его активной жизненной позиции определяются мерой включения старшего школьника в общую коллективную жизнедеятельность, т.е. зависят от индивидуальной жизнедеятельности старше - 126 классника. Под индивидуальной жизнедеятельностью понимается особый уровень и особая форма общественного бытия, "индивидуальная форма реализации образа жизни людей в конкретно-исторических условиях" (Л.И.Анциферова), включающая в себя индивида, "отношениями и действиями которого эта жизнедеятельность определяется, излагается и направляется" (С.Л.Рубинштейн). Проблема зависимости между жизнедеятельностью коллективами нравственным формированием личности рассматривается в исследованиях Т.Е.Конниковой, Л.И.Новиковой, З.И.Васильевой, В.К.Ивановой, А.Т.Куракина, А.В.Киричук, М.Г.Казакиной и др. Нам представляется весьма плодотворным подход В.В.Радионова к решению проблемы жизнедеятельности коллектива и личности. Меру участия личности старшеклассника в коллективной жизнедеятельности, эту взаимосвязь между классным коллективом и личностью учащегося как субъекта жизнедеятельности классного коллектива В.В.Радио-нов определяет при помощи понятий "влияние" и "вклад". Под "влиянием" им понимается процесс, делающий школьный класс базой накопления социального опыта учащихся. Оно состоит в расширении по мере развертывания совместной деятельности требований к уровню социальных знаний и умений, широте и содержательности основных жизненных отношений школьников, в последовательном утверждении социальных ценностей, определению типа и структуры межличностных отношение, их эмоционального тона и нравственного смысла.

Под "вкладом" - процесс, делающий школьный класс ареной саморегуляции и самоутверждения школьника. Вклад личности в классный коллектив состоит в реализации ею своих потенций и удовлетворению потребностей, в объективации ее основных жизненных отношений, в обмене духовными ценностями с другими участниками совместной деятельности, направленной на присвоение социально значимого предмета. Вклад сопряжен с такими эффектами, как "эмоциональный отклик и настрой" (К.Д.Радина), оптимизирующими поведенческую активность (А.Н.Лутошкин).

Таким образом, "влияние" и "вклад" - процессы, делающие школьный класс социальной микросредой старшеклассников. В свою очередь, указанные процессы, по мнению исследователя, могут происходить в рамках определенного "пространства" и "времени" жизнедеятельности.

Под "пространством жизнедеятельности" В.Е.Радионов понимает характер содержания жизнедеятельности коллектива, освоения ее субъектами, т.е. сфера деятельности и общения, ценности, отношения, моральный нормы в их взаимной связанности и структурной представленности. Интенсивность такого освоения определяет "время развертывания жизнедеятельности коллектива", т.е. такие "события", "факты", которые привели к изменениям в отношениях субъекта, в его ценностных ориентациях и тем самым его активной жизненной позиции /168,12-15/.

Таким образом, активная жизненная позиция старшеклассника есть духовно-практическое образование, определяющее способ включения его в жизнедеятельность классного коллектива как устойчивое единство сознания, отношений и деятельности.

В социалистическом обществе коллектив является не только производителем материальных и духовных ценностей, но и фактором коммунистического воспитания социально активной личности, ее активной жизненной позиции. Поэтому исследование закономерностей становления, развития, функционирования коллектива является важнейшей социальной и социально-педагогической проблемой, имеющей как теоретическую, так и практическую значимость.

Рождению своевременных концепций коллектива в советской психолого-педагогической литературе и литературе стран социалистического содружества способствовали основные положения, высказанные К.Марксом, Ф,Энгельсом, В.И.Лениным, которые легли в основу современных представлений о клллективе. Классики марксизма-ленинизма рассматривали коллектив как составную часть общества. Характеризуя процесс развития общества, К.Маркс и Ф.Энгельс показали, что следствием этого процесса является изменение коллективности как свойства социальных объединений людей. Эти объединения представляют собой внутренний порядок коллектива в процессе совместной производственной деятельности.

Классики марксизма, вместе с тем, предсказывали, что в условиях коммунистического общества с превращением труда в "самодеятельность" трудящихся, вынужденное, смазывающее индивидуальность человека общение, которое было характерным для буржуазного общества, уступит место совершенно иному общению, общению, в котором реализуются потребности индивида.

Разработанные классиками марксизма-ленинизма положения о сущности человека как совокупности общественных отношений, соотношения объективного и субъективного, стихийного и управляемого в процессе общественного развития, возможностях всестороннего развития личности в обществе будущего, построенного на принципах коллективизма, является основополагающими по теории воспитательного коллектива. Они дают возможность рассматривать его в системе более широких социальных категорий, объяснять значимость его функционирования, взаимодействия с личностью, исходя из общих закономерностей общественного развития.

Рассматривая школьный коллектив как своеобразный социальный организм, основоположники советской педагогики отмечали, что он характеризуется определенной нравственной атмосферой, педагогическими и психологическими характеристиками, представляющими возможность для социального развития ребенка, его всестороннего воспитания (Н.К.Крупская, А.Б.Луначарский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко).

Особое внимание при рассмотрении проблем воспитания детей в коллективе обращалось на их эмоциональное самочувствие в нем. Разрабатывая вопросы пионердвижения, Н.К.Крупская писала, что только коллективное воспитание может обеспечить полный расцвет личности ребенка. Общая работа на уроке, в пионерской и комсомольской организации в школе, способствует эмоциональному един-нению детей, активизации их мысли, их самовыражению. Поэтому большое значение приобретают отношения детей как в учебной, так и во внеучебном деятельности. Яркая эмоциональная жизнь в пионерском отряде, связь детских организаций с широкой социальной средой способствует перестройке позиции личности ребенка.

Похожие диссертации на Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики