Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая Семенова Аминат Сагитовна

Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая
<
Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Семенова Аминат Сагитовна. Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2002 165 c. РГБ ОД, 61:03-13/1317-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Семья как основной фактор воспитания женщины-горянки 13

1.1 Особенности карачаевской семьи периода феодализма 13

1.2 Родители как воспитатели 32

Выводы 64

Глава 2. Традиционная система воспитания женщины в народной педагогике Карачая 66

2.1 Идеал и цель воспитания женщины 66

2.2 Задачи и содержание физического, трудового, нравственного, религиозного, умственного и эстетического воспитания 78

2.3 Методы и средства воспитания женщины в карачаевской народной педагогике 125

Выводы 146

Заключение 148

Библиографический список использованной

Литературы 154

Введение к работе

Проблемы воспитания женщины во все времена и у всех народов имели важное значение. Особый интерес, на наш взгляд, для народов Северного Кавказа представляет проблема женского образования и воспитания в период с 17-19 века. Это объясняется тем, что общество и школа в этот период переживали серьезные изменения, вызванные войнами и нестабильностью общественных отношений. В настоящее время в связи с фундаментальным переосмыслением из принципиальных вопросов является объективное изучение и оценка всех моментов развития образования и воспитания. Основными задачами воспитания женщины в современной школе России является формирование творчески активной личности, ,. способной воспринимать, чувствовать и оценивать реальную жизнь, быть хорошим работником и совмещать с этим семейную жизнь. Это значит, быть хорошей женой и матерью своих детей. Воспитание девочек осуществляется с помощью системы приобщения к духовной культуре и развития способностей быть «хранительницей домашнего очага». Эти задачи J неоднократно ставились и раньше, но в современных условиях становится очевидным, что воспитание женщины начинает играть все большую роль в процессе перехода к школе развития. Анализ современного опыта воспитания женщины в общеобразовательной школе, в том числе национальной, а также результаты исследований ведущих специалистов в области семейного воспитания, показали, что не всегда в семейном воспитании уделяется должное внимание дифференциации в вопросах воспитания мальчиков и девочек. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной педагогической культуры важнейшей адачей становится повышение эффективности народной педагогики, в части подготовки девочек к жизни.

В реализации современных социокультурных целей и задач воспитания женщины в национальной школе и семье большую помощь могут оказать традиции воспитания женщины в карачаевской народной педагогике, являющейся не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления воспитательных и образовательных технологий.

Постановка проблемы исследования потребовала уточнения двух близких по смыслу терминов: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Под последним мы понимаем отрасль педагогической науки, изучающую многовековой опыт семейного и общественного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности (В.Д. Семенов). Если народная педагогика и ее история изучает спонтанное, стихийное проявление воспитательных взаимодействий, запечатленное в образе жизни, фольклоре, обычаях народа, то этнопедагогика включает в свой предмет не только народную педагогику как реальность, но и выявляет закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывает способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части. Исходя из предложенных определений, мы исследовали основы воспитания женщины в истории народной педагогики Карачая.

Актуальность изучения опыта воспитания девочек, накопленного карачаевской народной педагогикой, обусловлена сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном российском обществе. Развитие рыночных отношений, утверждение принципов демократии, установление широких связей со странами Запада наряду с позитивными моментами привели к многочисленным негативным последствиям: чрезмерной коммерциализации культуры и искусства, отсутствию ощутимой поддержки их со стороны государства, общему снижению уровня духовности граждан. Все это ведет к игнорированию закономерностей воспитания, установленных народом, к извращению национального самосознания. Многовековой опыт воспитания женщины, созданный карачаевской народной педагогикой, может помочь противостоять всем этим негативным тенденциям в жизни общества, поскольку именно способность создавать прекрасное во всех сферах жизнедеятельности стала одним из мощных факторов сохранения и обогащения опыта народа, воспитания его чувств, взглядов, убеждений.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности воспитания девочек мало изучены, хотя было немало поучительного в опыте карачаевского народа в решении этой проблемы. Причем, отдаленность Карачая, его полиэтничность, нелегкий образ жизни в горах накладывали отпечаток и на особенности женского воспитания в карачаевской семье. Но, к сожалению невелико количество публикаций, касающихся проблем воспитания женщины в народной педагогике. И это объяснимо. В советский период народная педагогика изучалась недостаточно. Не учитывались в должной мере национальные черты и особенности воспитания. Справедливости ради надо отметить, что в 20-е годы народную педагогику исследовал географ и этнограф Г.С. Виноградов. Он раскрыл ее сущность как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику «совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении»). Но для большинства работ этого периода характерно стремление непременно показать лишь темные стороны и отрицательные явления в жизни народа. Укреплялось ложное представление, что «темный», «невежественный», «забитый» народ был пассивен и бесконечно скован в своих действиях. Чем больше было сложностей в жизни Советского Союза, тем важнее было доказать, как все плохо было в старину.

Ни о каком учете огромного опыта, накопленного народом как в хозяйственной, так и в социальной, духовной, нравственной сфере, не могло быть и речи, ибо считалось, что крестьяне либо пребывали в забитости, либо при малейшем послаблении немедленно начинали превращаться в эксплуататоров, проявляя частнособственнические интересы. Отсутствие внимания советской педагогики к проблеме изучения народных традиций воспитания женщины объясняется глубокой внутренней связью народной педагогической культуры с религией. Признать это в период тотального господства атеизма было невозможно.

Вопросы народной педагогики в 70-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес определенный вклад в педагогическую науку. В их числе: М.Ю. Айбазова, Л.Г. Андреева, Б. Апашев, И.А. Арабов, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, Г.И. Батурина, Е. Борисова, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гуртуева, М.О. Загазежев, А.Э. Измайлов, А.Б. Измайлова, Ю.С. Кимов, Т.Ф. Кузина, Г. Лунина, З.К. Меретукова, Ш.А. Мирзоев, P.M. Пашаева, В.Д. Семенов, К.Б. Семенов, Е.Е. Хатаев, Х.Х. Хадиков, А.Ф. Хинтибидзе, Е.Л. Христова, СМ. Шакарян, И.А. Шоров и др. Для выявления вопросов истории воспитания в исследуемый период для нас большое значение имели работы общепедагогического характера. Наиболее ценными источниками явились работы П.Ф. Каптерева, З.И. Равкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Весьма ценными источниками также являлись периодические издания РАО, ИНИОН.

Проблемы народной педагогики нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, а затем на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике. Проблемы этнопедагогики обсуждались на П и Ш Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (1998 г., 2001 г.).

Однако до настоящего времени проблема воспитания женщины в карачаевской народной педагогике не была предметом специального самостоятельного исследования. Актуальность, теоретическая и практическая значимость названной проблемы для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных проблеме воспитания женщины в карачаевской народной педагогике, использование устаревших методологических подходов и характеристик литературных памятников как источников народной педагогики, а также необходимость использования национальных традиций в целях повышения эффективности современного воспитания и образования обусловили выбор исследования:

Проблема исследования заключается в изучении и анализе своеобразия содержания, средств и методов воспитания женщины карачаевского народа и определение его значения для модернизации современного образования и воспитания в российской школе.

Объект исследования: карачаевская народная педагогика как продукт исторического развития и социального опыта народа.

Предмет исследования: специфика содержания воспитания женщины, его средств, приемов, методов.

Цель исследования: выявить и обосновать возможности прогрессивного опыта воспитания женщины в народной педагогике Карачая.

Задачи исследования: - обосновать, что традиционные семейные ценности карачаевского народа могут ускорить развитие положительных тенденций и снизить рост отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов;

- раскрыть цель, задачи и содержание воспитания женщины в карачаевской народной педагогике;

- показать актуальность традиций народной педагогики в воспитании женщины для современной педагогической науки, семьи и школы;

выявить и обосновать основные народные средства и методы педагогического воздействия на девочек в целях их подготовки к семейной жизни и доказать, что карачаевская семья имела достаточно высокий уровень педагогической культуры.

Методологические основы исследования:

- аксиологический подход к воспитанию, означающий признание человека наивысшей ценностью в обществе;

- использование плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных, духовно-нравственных ценностей;

- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- признание целостного мирового педагогического процесса, своеобразия его проявления в различных странах, регионах;

- конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;

- связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и современного;

- понимание женского воспитания как элемента педагогической культуры общества.

Использовались также культурологический и системно-структурный подход к исследованию педагогических фактов, явлений, теорий.

Методы: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта семейного воспитания.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие :

- сущность педагогического процесса ( Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.З. Вульфов, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, Ю.П. Сопольноков, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, Т-А-Стефановская, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, В.Л. Вульфсон, Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, М.Г. Загазежев, А.Э. Измайлов, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, З.А, Малькова, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.Д. Семенов, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, Е.Е.Хатаев, И.А. Шоров, 3. Якубов).

При изучении психологических аспектов проблемы использовались труды Б.Г. Ананьева, В.В. Белоуса, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, М.Г. Ярошевского.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены, систематизированы и охарактеризованы идеал, цель, задачи, средства и методы воспитания женщины, нашедшие отражение в таких источниках карачаевской народной педагогики, как мифы, легенды, притчи, предания, пословицы, поговорки, песни, загадки, сказки;

- установлено, что воспитание женщины в народной педагогике Карачая имело преимущественно гуманно-демократическую направленность и отражало национальную специфику жизнедеятельности карачаевцев, обусловленную стремлением народа к коллективному воздействию и нерасторжимой связью целесообразности и преднамеренности, приоритетом духовно-нравственных ценностей над материальными;

- охарактеризованы основные направления содержания воспитания женщины в народной педагогике: трудовое, физическое, нравственное, умственное и эстетическое;

- выявлены основные средства (игра, общение, труд, искусство, религия, природа, традиции) и методы воспитания женщины в карачаевской народной педагогике (пожелание, объяснение, наставление, пример, показ и другие).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт воспитания девочек, накопленный карачаевским народом, представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент системы воспитания женщины в карачаевской народной педагогике, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы воспитания женщины, а также результаты воспитательного процесса в этой сфере. Данные, полученные в ходе исследования, позволят расширить представления о женском воспитании в народной педагогике.

Практическая значимость исследования. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа).

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, искусству, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Этапы исследования:

Первый этап (1999-2000 гг.)- разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор, изучение и анализ материалов. Второй этап (2000-2002 гг.)- осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст

диссертационного исследования.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов. На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ взглядов народа на содержание воспитания женщины, показал, что она носила разносторонний характер и осуществлялось в разных направлениях.

2. Цель воспитания женщины, детерминировалось социальными, экономическими условиями, своеобразием ево вбразием национальной культуры и состояла в формировании идеала совершенного человека с высоким уровнем сознания, создающего домашний уют своими руками, человека-хранителя домашнего очага, культурно-этнических ценностей, прогрессивных обычаев и традиций и будущую мать-воспитателя своих детей;

3. Движение к цели осуществлялось на основе комплекса решаемых задач воспитания женщины, которые заключались в развитии способности девочек воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать условия для семейной жизни, а также проявлять заботу о членах семьи в труде, быту, поведении, искусстве, природе.

4. Характеристика созданных народом основных средств, методов воспитания женщины доказывает достаточно высокий уровень сформированности педагогической культуры в карачаевской семье.

5. Сложившиеся в карачаевской народной педагогике традиции по воспитанию женщины могут быть успешно использованы в современной национальной школе Российской Федерации, а также в процессе семейного этнорегионального воспитания. Апробация и внедрение результатов. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики (1999-2002 гг.), на конференциях по итогам научной работы в Пятигорском государственном лингвистическом университете (1999, 2000 гг.), на Ш Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (2001 г.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского педагогического университета, Адыгейского государственного университета.

Особенности карачаевской семьи периода феодализма

Семья и ее педагогическая культура у карачаевцев формировалась под воздействием социально-экономических условий, жизнедеятельности, внутрисемейных отношений, религии, национальных традиций. Карачаевская семья имела много общего с горской семьей соседних народов, это объясняется укладом жизни горцев Северного Кавказа, их общими историческими судьбами, одинаковой культурой, одной религией. Тем не менее каждый народ отличается от другого языком, образом жизни и образом мысли, обычаями и традициями. Поэтому это не могло не оказывать влияния на семью, взаимоотношения между детьми, между родителями и детьми, на педагогическую культуру родителей, на формирование народной педагогики.

На характер и направленность подготовки молодежи к семейной жизни влияют историческое, национальное развитие того или иного народа, сложившиеся веками народные традиции, обычаи и религиозные установки.

Семейно-брачные отношения у карачаевцев объясняются общественно-экономическими условиями жизни народа, его этнической особенностью развития, так как, семья развивается по мере того, как развивается общество и изменяется в процессе его исторического развития. Поэтому изучение семьи, представляющее собой первичную социальную ячейку общества, дает возможность проследить особенности исторического развития народа.

Некоторые исследователи семьи горских народов Северного Кавказа установили, что в XIX веке у карачаевцев существовала преимущественно малая семья, но наряду с ней, продолжала функционировать большая патриархальная семья. Формы малой семьи у разных народов Северного Кавказа были различны. В одних случаях семьи объединяли родителей и их неженатых детей, в других - неженатых братьев, незамужних сестер. Многие горские семьи объединялись в семейно-родственные группы -патронимии. В них отчетливо проявлялась тесная связь членов не только собственной, но и других родственных семей. Такая семья воспринималась взрослыми и детьми как самодостаточное объединение родственников [123,СЛ20].

Большие семьи и патронимии у карачаевцев существовали относительно большой период. Объясняется это рядом причин: низким уровнем производительных сил, тяжелыми условиями труда в хозяйстве, трудными природными условиями. Карачаевцам приходилось заниматься одновременно скотоводством и горным земледелием, охотой и пчеловодством, а это было под силу только большой семье.

Главой большой семьи или патрономии был старший мужчина. Главой же малой семьи был отец семейства или старший из братьев. Редко встречались случаи, когда после смерти главы семьи ее возглавляла мать.

Вместе с экономическими связями в семейно-родственной группе, у горцев, формировались общественные связи.

Большая семья или патронимия считались коллективом, имевшими единые жизненные цели, хозяйственные связи, тесную близость и солидарность ее членов, органы управления. Чаще всего патронимией управлял глава, «старший», с которым советовались во всех важных случаях жизни члены данной группы. У карачаевцев первостепенную роль в управлении патронимией играл не «старший», а совет старейших. Этот коллективный орган управления собирал в необходимых случаях общие собрания семейно-родственных групп. В патронимии, в карачаевских семьях на семейно-родственных советах создавалось общественное мнение, которое становилось основой выработки нравов, правил поведения, накопления традиций. Обычно мужчины собирались в кунацкой у «старшего», а женщины - в женской половине у «старшей». Здесь они обсуждали новости и высказывали свое мнение по наиболее значимым событиям, фактам. Поддерживался установившийся стиль общения взрослых членов семей. Мальчики после семилетнего возраста находились в мужском обществе. Девочек женщины держали при себе и учили их женским манерам общения, так как в воспитании девочек был необходим более тонкий подход. Все это оказывало воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Одной из особенностей карачаевской семьи, как и семей других горцев Северного Кавказа, являлась кровная месть. Этот обычай, сложившийся при родовом строе, выступал универсальным средством защиты чести и имущества рода: родственник убитого обязан был отомстить убийце или его родным. Существование этого обычая объяснялось отсутствием государственной власти в Старом Карачае. Кровомщение применялось при оскорблении жены, супружеском прелюбодеянии, осквернении домашнего очага. Месть не имела срока давности. У карачаевцев строго соблюдалась очередность права и обязанности мести: брат, сын, другие близкие родственники и, наконец, дальние родственники. Женщины допускались к мести только при отсутствии мужчин, а им самим не мстили. Ответчиками выступали в первую очередь сам виновный, затем его родственники по восходящей.

Карачаевцы, в основном, занимались пастбищным скотоводством и земледелием. Женщины, преимущественно выполняли работу по дому.

Патронимии и большие семьи отличались тем, что в них имело место трудовая специализация. Один из мужчин занимался только скотоводством, другой - ремеслом. Специализация труда больше относилась к женщинам. Например, одна из женщин занималась заготовкой продуктов, другая готовила пищу, третья занималась шитьем и т.д. Отсюда и возникает проблема более серьезного отношения к женскому воспитанию потому, что женские виды труда преобладали над мужскими. Обычно мужчины не вмешивались в женские дела, а женщины - в мужские.

«Юйюр тамада» (глава семьи) управлял хозяйством, распоряжался семейным имуществом, ведал расходами, планировал доходы. «Юйюр тамада» (глава семьи) руководил и исполнял религиозные обряды при семейных торжествах. Он выделял скот для закалывания в дни религиозных праздников, а также на поминки, свадьбы и т.д. его в первую очередь приглашали в гости на торжества, ему отводилось почетное место «тёр», ему давали и «почетные куски» стола «сыйлы сюекле», ему поручалось право произносить тост «алгъыш», ему вручали «калым», ему преподносили в первую очередь подарки «баш берне». Глава семьи являлся также хранителем фамильного товара - знака собственности. Глава семейной общины, обладавший известным авторитетом, никем не избирался, а должность его переходила по обычаю старшинства, если тот был достоин. Быть главой семьи было почетно, но вместе с тем он нес большую ответственность за всю семью. Все члены семьи беспрекословно подчинялись главе. Тем не менее глава семьи отчитывался перед семейным советом, где при решении возникших вопросов принимали участие мужчины старшего поколения и глава женской половины дома «юйюр бийче».

«Юйюр бийче» (старшая женщина в доме) имела власть над всей женской половиной в доме. Власть старшей женщины по своей сути мало отличалась от власти главы семьи, но в ее функции включались, кроме домашних дел, забота о правильном воспитании дочерей. Ответственность за целомудрие девушек в большой семье возлагалось на «юйюр бийче». Глава семьи в семейных вопросах советовался прежде всего с «юйюр бийче». Авторитет старшей женщины сплачивал семью, не допускал ссор . между невестками и другими членами общины. «Юйюр бийче» требовала строгого соблюдения семейных традиций. Она не только руководила домашними делами, но была хозяйкой кладовой.

Родители как воспитатели

У карачаевцев, как и у других народов Кавказа, к отцу и матери принято обращаться самыми нежными эпитетами. Этим выражается уважение и любовь к родителям. Так мать называют «ана», «ання», анам, а к отцу обращаются - «ата», «аття», «атам». Когда в семье есть дед и бабушка к ним обращаются - «амма», «акка» или «къарт ання», «къарт аття». К другим родственникам дяде и тете обращяются как «ата»( «ана») «къарнаш»( «эгеч»); к племянникам - «эгечден тууугъан», «къарнашдан туугъан».

Глубокое уважение и любовь к отцу и матери выражается в определенных отношениях: дети младших братьев (родных, двоюродных, троюродных) по отношению к старшим приходятся детьми, а дети старших братьев по отношению к младшим — старшими братьями. У карачаевцев материнство рассматривается как высшая ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Народ заслуженно возвеличивает женщину-мать, создает культ матери.

Как говорится в пословицах: «Всю жизнь день и ночь трудись — труд матери не возместишь», «Ласка матери и до камня доходит», «Из уст матери и проклятие благословение», «Грудь матери — колыбель сына». Мать является опорой для человека до конца жизни. Мать — единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

Народные идеалы матери и материнства удивительно перекликаются с мыслями великих деятелей человеческой культуры. Народная мудрость выражается в пословицах: «Язык ребенка хорошо понимает его мать», «Если даже десять матерей попытаются взглянуть на малыша, как собственная мать, — им это не удастся», «Любовь матери к ребенку свята и бескорыстна», « Нет ничего красивей на свете, чем счастливая мать с ребенком на руках », « Все прекрасное в человеке — от молока матери».

«Все мы в долгу перед нашими матерями, — пишет Ч. Айтматов. — В этом я вижу одну из величайших драм человеческого существования. Самозабвенная и бескорыстная любовь матери — что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Чувство, требующее истинного целомудрия для его выражения. Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести».

« В моей душе и в моем сердце — слово матери, - говорит карачаевский поэт И. Биджиев, - самые родные и теплые, простые и близкие слова, которые говорит мама».

Истинные педагоги стремятся к тому, чтобы воспитать у ребенка чувство любви к матери.

В семье всё делалось для того, чтобы утвердить культ матери. Народ понимал, что мать и отец главные педагоги и главные воспитатели. От них зависит будущее общества. И в связи с этим карачаевские народные пословицы: «Берегите своих родителей!», «Без матери нет ни поэта, ни героя».

Хотя в народе не было знаний научных, но старшие всегда давали советы матерям: рассказывайте детям народные сказки, пусть ребенок слышит родную речь из ваших уст, пусть дети ваши любят красоту, родную землю, пусть делают добро.

Карачаевский народ всегда в своих творениях стремился выразить свой идеал сыновнего почтения к матерям. Так, в одной карачаевской сказке «Сыновья» приводится в педагогическом отношении хороший пример о том, как народ оценивает отношение сыновей к своим матерям. У колодца собрались три женщины. Две из них стали хвалить своих сыновей. Одна говорила, что ее сын силен и отважен, другая — что ее сын поет как соловей, а третья молчала. Но женщины вынудили ее говорить. Тогда она сказала, что у ее сына нет ничего особенного, потому она не знает, что и сказать о нем. По дороге к дому женщин встречают их сыновья: один из них делает разные фигуры, стоя на руках, голове, пинает камни, лежащие на дороге, но не думает помочь матери. Несмотря на это, мать гордится сыном, радуется его «фокусам». Сын второй женщины свистит, поет песни, но не думает подойти к матери и помочь ей. И эта мать довольна поведением своего сына. А сын третьей женщины взял ведра и понес их домой. И тут невдалеке от женщин оказался старик аксакал. Две женщины с надеждой услышать похвалы старика в адрес своих сыновей спрашивают старика: «Вам нравятся наши сыновья?» Старик отвечает: «Где ваши сыновья? Я пока вижу только одного» — и с одобрением показывает на мальчика с ведром.

В этой сказке выражена, с одной стороны, слепая материнская любовь к детям, с другой — мудрость народа, умеющего оценить поступки детей по самой высокой мерке — по их отношению к своим матерям.

В народных афоризмах весьма образно характеризуется слепая материнская любовь к детям. В пословицах это выражено, например, так: «Ворона ласкает своего птенца: «Ах, ты мой беленький!», а ежиха ежонка: «Ах, ты мой нежненький!», «Каждому свое дитя луною кажется».

Любовь к детям — это очень важная педагогическая проблема, так как на этой почве родители допускают много непоправимых ошибок. Во всех народных афоризмах выражено чувство беспредельной любви к детям. «Украшение дома — ребенок, украшение стола — гость», «Родное дитя — что дерево около дома», «Ребенок дорог как сердце», «Без ребенка в семье нет счастья» — говорят в народе. Приверженцы многодетной семьи благодарят судьбу: «Счастливому бог дает четырех сыновей, если один окажется трусом, другие будут героями».

Ратуя за многодетную семью, народ убежден: «От рождения ребенка и от дождя еще никто не разорился». И наоборот, народ отвергает бездетную семью: «Женщина с мужем, но без детей подобна цветку, одиноко красующемуся на горе», « Без детей нет счастья в доме».

Обычно внуки появляются у людей в зрелом возрасте, в силу чего любовь к внукам носит более осознанный характер. Эти наблюдения нашли свое выражение в таких пословицах: «Сын дорог, но внук дороже сына», «Первый внук милее родных детей» и др.

Как видим, лейтмотивом многих народных афоризмов является любовь к детям. Карачаевцы находили много прекрасных слов и сравнений для того, чтобы выразить свою святую любовь к детям. Здесь и метафора: ребенок — это «украшение дома», он расцветает, как «дерево около дома»; и оценка ребенка — бесценное сокровище, ибо он «дорог как сердце»; и благоговение перед ребенком как источником радости -— без ребенка «в семье нет счастья»; и решительное утверждение: если человек не любит детей, то он вообще «никого не любит». Ребенок — это грядущее. Таково народное понимание любви к детям — самому дорогому его достоянию. Любить детей — это значит уважать личность ребенка, быть внимательным к его играм, забавам, интересам, знать возрастные и психологические особенности, не потакать во имя любви капризам и неразумным требованиям, формировать лучшие человеческие качества, духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. Любовь родителей к детям вызывает уважение и любовь детей к родителям.

Относительно проявления разумной любви и сдержанности к детям хотелось бы напомнить слова Я. А. Коменского, который утверждал, что «любить детей — дело природы, а скрывать свою любовь — дело благоразумия». Народная педагогика карачаевцев во все времена была за сдержанность чувств в отношении детей, она была против заласкивания детей.

Любовь родителей к детям — это священное чувство, и потому она должна проявляться по-человечески, как выражение духовной близости и родства. Неразумная любовь к детям, стремление постоянно подчеркивать красоту своих детей приводят к несчастным последствиям: у детей развиваются чувства себялюбия, исключительности, высокомерия.

Разумная любовь к детям требует, чтобы родители поняли, что дети не только их радость, но и долг перед обществом, чтобы они избегали назойливости и сентиментальности в проявлениях своей любви; родительская любовь должна быть требовательной.

Много поучительного содержится в народной мудрости о роли отца в семье. Карачаевская пословица рекомендует: «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай». «Отец жив — смотри на его поступки, отец умер — помни о его воле», — говорится в народе.

Идеал и цель воспитания женщины

Идеал воспитания - это воплощение всех наилучших качеств человека в одном лице. Человек, имеющий идеальное воспитание, лучше других занимает свое достойное место в обществе и жизни. Совершенство самой личности способствует развитию окружающих личностей и общества, служит ценностной ориентацией для общества. Идеал зависит от окружающей среды, от исторических условий, от того, что ценит данное общество в данную историческую эпоху, каковы ценности эпохи. В зависимости от этих условий идеальное воспитание для разных слоев общества имеет различную ценность. Различные взгляды на идеал воспитания особенно ощущается в переходный период для общества. Так было при переходе к социализму. Так стало и при переходе от социализма к капитализму, когда идеалом для общества стали люди предприимчивые, деловые.

Воплощение идеала в жизнь осуществляется в рамках возможностей, которые детерминируются конкретными историческими условиями, а также личной ответственностью в жизненном самоопределении, т.е. поиск идеала не всегда приводит к его нахождению и воплощению. В идеалах отражается дух времени, настроение общества и взгляды на жизнь, способ мышления и деятельность людей, семейный уклад, религиозные убеждения.

Карачаевцев отличало подлинно человеческие отношения в семье, религиозные взгляды создали народный идеал личности: человек должен иметь равные права с окружающими его людьми и не делать зла. Как говорится в карачаевской пословице: «Эриширге керекди, зарланыргъа болмайды» (Соревнуйся, но не завидуй). Исходя из этих соображений, каждая семья определяла цель воспитания, при этом учитывались условия и возможности каждой семьи. Общим в определении воспитательной цели являлось подготовка совершенного человека. Как показали исследования Г.Н. Волкова[23], подготовка «совершенного человека» не является этнической принадлежностью человека. Она носит общечеловеческий характер, поскольку возникла из гармонии природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее, что поднимало человека на новую ступень гармонии [23, С. 12].

Семейное воспитание отражало как в зеркале обобщенный коллективный многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, который соответствовал интересам общественного прогресса. Основными чертами совершенного человека считались трудолюбие, которое требовало здоровья и физического развития. Мужество, которое сочеталось с любовью к народу, стремлением делать его жизнь более радостной, правдивость, искренность и традиционное гостеприимство. Кроме этих качеств он должен отличаться практичным умом, житейской мудростью, уметь ценить прекрасное в повседневной жизни, окружающей действительности, природе, обладать положительными чертами национального характера. Все перечисленные прекрасные черты передавались обществу через произведения устного народного творчества карачаевцев, в героическом нартском эпосе.

По свидетельству многих авторов таких как В.И.Абаева, А.И.Алиевой, С.Ш.Габараева, А.М.Гадагатля, Р.А-К.Ортабаевой, А.И.-М.Сикалиева (Шейхалиева ), Л.П.Семенова и др. [8, 27, 94, 119, 117], этот эпос представляется как самый крупный памятник духовной культуры многих горских народов Кавказа. В увлекательной художественной форме в эпосе отражены социально-экономическая и культурная жизнь горцев, их этнические особенности, исторический путь развития, матриархат до зарождения феодальных отношений, появление ранних форм государственности. Изложение в "Нартах" повествуется в виде сказаний, песен, былин, легенд о богатырях. Основными героями являются мифические великаны, великаны-силачи, выходцы из простого трудового народа, родной земли, отличаются миролюбием, гуманностью. В этих сказаниях слово «нарт» имеет такое же значение как «удалой добрый молодец».

В карачаево-балкарских сказаниях о Карашауае (железнотелом) любимый герой (идеал) наделен такими качествами, как ум, физическая сила, преданность своему народу, мужество, отвага, скромность, верность данному слову. Карачаевский просветитель С.-А.Урусбиев [139], раскрывая образ нарта, писал: «Он храбр, хитер, силен - он молодец, как нарт... Он строен, статен, как нарт - говорят горцы про человека, отличающего между другими величественной и привлекательной наружностью и прославившегося подвигами благородства, бесстрашия и силы» [139, С.600]. Мужество и сила личности в народном эпосе описывается с помощью таких эпитетов: «джигит», «батыр» - для мужчин, «ариу» (красивая)- для женщин и т.д., в виде определительных существительных: «деу Ерюзмек» (богатырь Ерюзмек), «Алауганны деу джашы» (богатырский сын Алаугана), обладая такими чертами личности, как смелость, кристальная честность, почитание родителей и материнства, уважение к старшим, женщине, супружеская верность, гостеприимство, дружба, щедрость. Ни одно произведение нартского эпоса не дает полной характеристики идеального нарта. Представление о нем дает совокупность произведений: сказок, былин, песен. Они служили для простого народа маяком, объектом подражания и моральной удовлетворенностью для них.

Батыр карачаевского народа, герой эпических поэм, выступает как непримиримый враг злых и жадных ханов, как защитник простого народа в борьбе за свободу и национальную независимость, бескорыстие и мудрость, сочетаемые с физической силой. Образ героини по существу есть идеал любящей жены, верной спутницы богатыря во всех жизненных ситуациях, хранительницы домашнего очага, трудолюбивой и находчивой. Герои карачаевских сказок характеризуются социальной принадлежностью людей. В сказках красной нитью проходит мысль, что ханы, мурзы не могут быть богатырями, так как они по природе своей неспособны проявлять мужество, героизм.

Идеалом воспитания женщины являются качества и черты, присущие - жене батыра: преданность мужу, семье, обществу, готовность исполнить гражданский долг, трудолюбие, находчивость, решительность, смелость.

Совершенного человека народ стремился создать с самой колыбели, в своих благопожеланиях новорожденным. Вот некоторые из них: « Будь сильным, умным и добрым », «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять». Девочке адресовали пожелания: « Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работе, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать» [23, С.236-237]. Идеал воспитания зависит от рассматриваемого исторического периода. Так в период феодализма связывается с социальным протестом, народной борьбой против эксплуататоров. В конце XVIII в. начинает распространяться авторская поэзия. В ней изображалась реальная обыденная жизнь народа, затрагивались проблемы семейной жизни. В то же время сказывалась тенденция отражения идеального в поэзии, в том числе и в сфере воспитания. Особенностью педагогики, созданной карачаевцами, является то, что в ней отчетливо выявлена специфика идеала личности женщины.

Идеал женщины периода перехода от первобытно-общинного строя к феодальному отражает созданный героическим эпосом карачаевцев образ женщины, обладающей определенными качествами. Она, как и другие героини эпоса, умна, добра, честна и справедлива. В то же время подчеркивается, что ее главные черты - остроумие и наблюдательность. По своей натуре женщина - нарт порою строптива, но умна, кокетлива, невоздержанна, злоречива, но не зла, хитра, но верна. Она во всем контрастна по отношению к нартам. Нарты-богатыри великого сложения, а она миниатюрна, малышка. Ее вызывают на грубость, а она ответит ласково и находчиво, что грубияну приходится краснеть. Слишком навязчивых нартов она отваживает от себя с тактом и юмором.

В карачаевских пословицах и поговорках подчеркивается красота женщины, но особое значение придается уму женщины: «Билимли тиширыу башха къарайды, билимсиз тиширыу джашха къарайды» (Умная женщина смотрит на ум, глупая женщина смотрит на молодость).

Женщина, в эпических произведениях показана как верная жена, бережливая, умная и находчивая, она зачастую говорит иносказательно, заставляя нартов ломать голову над смыслом сказанных ею слов.

В образах женщин нартские сказания, предания, народные сказки Карачая донесли до наших дней светлые мечты и чаяния женщины - ее стремление к свободе, женскому счастью, а также желание сделать счастливыми окружающих, близких. О чем также свидетельствуют пословицы: «Ашхы къатын аман эрни эр этер, аман къатын ашхы эрни сер этер» (Хорошая жена плохого мужа превращает в настоящего мужчину, плохая жена хорошего мужа превращает в растяпу), «Эркиши тиширыусуз анасыз сабийчады» (Мужчина без женщины, что ребенок без матери).

Задачи и содержание физического, трудового, нравственного, религиозного, умственного и эстетического воспитания

Главной задачей родителей считали воспитание физически здоровой смены в лице своих детей. Г.Н.Волков [22] в своих исследованиях по народной педагогике отмечает, что «целенаправленная и разумная организация физического воспитания берет свое начало с того времени, когда произошло отделение умственного труда от физического».

За свою жизнь карачаевцы создали многочисленные обычаи и традиции, игравшие огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Они четко определили все стороны воспитания, поведение члена общества в различных жизненных ситуациях.

Карачаевская народная педагогика ставила конкретные задачи физического воспитания молодежи: укрепление здоровья и содействия правильному физическому развитию и закаливанию молодежи; формирование двигательных навыков и умений, необходимых для овладения трудовыми навыками; воспитание силы, быстроты, выносливости и ловкости; воспитание морально-волевых качеств.

Хотя жизнь на Кавказе, особенно трудящихся, не всегда была хорошей и легкой, подрастающему поколению внушалась любовь к жизни. Об этом свидетельствуют многие примеры устного народного творчества. Карачаевцы считали, что жить на земле - большое счастье, что человеку надо прожить дольше для того, чтобы успеть принести как можно больше пользы для людей. Поэтому сохранение здоровья и трудоспособности до конца жизни считалось большим счастьем.

Еще в нартском эпосе звучал мотив, что молодое поколение надо воспитывать сильным и здоровым, чтобы оно было способным защитить родину от врагов. В фольклоре содержится мысль о том, что хорошая физическая подготовка не принесет пользы без высоких моральных качеств.

Произведения устного народного творчества и этнографические материалы, говорят о том, что физическом развитие и последующие затем и физическое воспитание определялись материальными условиями жизни и уровнем культуры.

Герои сказок, в частности Ерюзмек, кроме своих нравственных качеств, как храбрость, честность и справедливость, обладал огромной физической силой, был метким стрелком. Охотясь за турами и горными баранами он совершал гигантские прыжки и удивительные пробежки по горным склонам. Нарты часто состязались в силе и ловкости, особенно увлекались борьбой и верховой ездой. На спортивные олимпиады и турниры собирались силачи со всех Кавказских гор. Современные виды спорта являются продолжением тех игрищ. Одно из состязаний описывает известная карачаевская писательница Халимат Байрамукова: «Для массовых увеселительных зрелищ мои предки выбирали самое неудобное место, но так, чтобы там была большая скала. И, благо в наших горах таких мест хватает, выбором трудного места угождали богу, снимали грехи. Но думается, что скорее моим предкам хотелось показать свою удаль. Скалу эту называли Чоппа - скала. Здесь состязались в силе, кто дальше закинет десятифунтовый камень. После состязания камень клали на место - ведь он тоже требует к себе уважения»[13, С. 58].

Исследователь Кавказа Дюбуа де Монпере описывал, как горцы избегали всего того, что изнеживает детей, как родители уделяли первоочередное внимание закаливанию организма и мальчиков, и девочек. Он говорил, что простой народ спит прямо на земле, подстелив бурку, которая заменяет им постель и что с самого рождения детей готовят к этому, делая их невосприимчивыми к простуде[34, С. 120].

Отличительной чертой заботы матерей о физическом развитии у карачаевцев состоял в том, что ребенок кормился материнским молоком относительно длительный период, хотя наравне употреблял и другую пищу. Молочные продукты в первые годы жизни ребенка составляли основу его рациона. Чуть старше дети употребляли преимущественно молочно-растительную пищу. А затем главную часть рациона питания составляла мясная пища, которого было достаточно т.к. карачаевцы в основном занимались скотоводством.

Физическому развитию девочек уделялось большое внимание. Жизненный уклад горцев требовал физически развитых мужчин и женщин. О физическом воспитании молодого поколения карачаевцы заботились, начиная с выбора невесты для своего сына. Они интересовались, конечно, ее красотой, стройностью фигуры, но обязательно ее здоровьем. Такие же требования предъявлялись и к жениху. По мнению горцев, здоровые дети рождаются от родителей, вступивших в брак по любви и вовремя. Видимо, поэтому проявлялась забота о матери в положении. Именно заботой о физическом здоровье ребенка объяснялось большое внимание, которое карачаевцы обращали на питание ребенка, его кормление грудным молоком, вообще умеренное питание, здоровый образ жизни.

Многие иностранные и русские авторы отмечали преобладание молочных и растительных продуктов в питании карачаевцев, их умеренность в пище и этим объясняли, что они имеют стройную фигуру, средний рост, очень сильные мускулистые, широкие плечи и грудь.

Фольклорные материалы свидетельствовали о том, карачаевцы придавали большое значение закаливанию детского организма с малых лет, как средству укрепления здоровья и нормального физического развития человека.

Важнейшими средствами физического воспитания детей являлись нормальный и хороший сон, различные народные игры (игра в мяч, соревнования в прыжках, беге, борьбе, метании камня, перетягивании каната, лазание по канату или шесту, борьба пеших и конных, скачки, джигитовка, стрельба в цель), восхождение в гору, физический труд.

Физические упражнения способствовали и эстетическому формированию человека. Как говорили наши отцы: « Умение ездить верхом на коне, умение владеть саблей было обязанностью каждого мужчины, что упражнения в этом искусстве придают ему красоту стана, ловкость и проворство в движениях».

Народные игры тоже способствовали умственному и нравственному воспитанию детей. Можно с уверенностью сказать, что карачаевцы, как и многие другие народы, имели свою самобытную систему физического воспитания подрастающего поколения, обеспечивавшую всестороннее развитие, подготовки молодежи к жизни и труду.

Карачаевцы, как и другие горские народы, считали здоровье самым большим богатством, истинным счастьем. Они также были глубоко убеждены в том, что здоровье, физическая сила в отрыве от нравственного и духовного воспитания не приносит подлинного счастья.

Карачаевские пословицы и поговорки отражают заботу родителей о здоровье подрастающего поколения: «Саулукъ болса байлыкъ да болур» (Было бы здоровье - богатство будет), «Джарлыны байлыгъы - саулукъ» (Богатство бедняка - здоровье) [105, С. 243].

При выборе невесты карачаевцы большое внимание уделяли красоте невесты, поэтому девушек с детства готовили и старались правильно воспитывать в физическом отношении. Двигательная активность, постоянное нахождение на свежем воздухе, созерцание прекрасного в окружающей среде прекрасных гор, лугов и лесов способствовали восприятию прекрасного, душевного спокойствия, физического здоровья и телосложения. Карачаевская пословица гласит: «Джюрекге ариу - кезге да ариу» (Что красиво для сердца, то красиво и для глаз) [105, С. 28].

Похожие диссертации на Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая