Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние национально-регионального компонента учебной программы "Изобразительное искусство. 1-3 классы" на развитие творческой активности младших школьников Костейчук Олег Викторович

Влияние национально-регионального компонента учебной программы
<
Влияние национально-регионального компонента учебной программы Влияние национально-регионального компонента учебной программы Влияние национально-регионального компонента учебной программы Влияние национально-регионального компонента учебной программы Влияние национально-регионального компонента учебной программы Влияние национально-регионального компонента учебной программы Влияние национально-регионального компонента учебной программы Влияние национально-регионального компонента учебной программы Влияние национально-регионального компонента учебной программы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Костейчук Олег Викторович. Влияние национально-регионального компонента учебной программы "Изобразительное искусство. 1-3 классы" на развитие творческой активности младших школьников : 13.00.01 Костейчук, Олег Викторович Влияние национально-регионального компонента учебной программы "Изобразительное искусство. 1-3 классы" на развитие творческой активности младших школьников (На опыте изобразительной деятельности учащихся начальной школы Кабардино-Балкарии) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 СПб., 2001 173 с. РГБ ОД, 61:02-13/955-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основания введения национально -регионального компонента в учебную программу и его влияние на развитие творческой активности младших школьников

1.1. Творческая активность младшего школьника как педагогическая категория 12

1.2. Воспитательные возможности национально-регионального компонента в образовании школьников 31

1.3. Государственный стандарт и программы по изобразительной деятельности учащихся начальной школы 50

ГЛАВА 2. Опыт введения национально-регионального компонента в изобразительную деятельность учащихся начальной школы Кабардино-Балкарии

2.1. Характеристика работы по опытной программе "Изобразительное искусство. 1-3 классы" и методические советы к ее реализации

2.2. Развитие творческой активности младшего школьника средствами национально-регионального компонента, включенного в и стандартную программу

Заключение 107

Библиография 111

Приложения 135

Введение к работе

Современный этап развития нашего общества, характеризующийся усложнением целей, стоящих перед человеком, динамичностью условий, в которых приходится ориентироваться современному школьнику, выдвигает на первый план задачу всемерной активизации творческой активности личности.

В условиях сегодняшнего дня современный школьник должен быть, как никогда ранее, готов к самостоятельной творческой работе. Для этого необходимо уже в школе занять активную позицию субъекта учебной деятельности. Такая готовность и позиция не складываются одномоментно, а формируется на протяжении всей жизни, особенно в процессе школьного учения и начинается в начальной школе в результате становления устойчивых умений приобретать, обогащать и использовать в деятельности приобретенные умения.

Развитие творческой активности личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа. Изучение искусства своего народа - мощное средство эстетического, трудового и нравственного воспитания. Произведения древнего, самобытного искусства передают детям представления народа о красоте и добре, учат любить и уважать труд и мастерство, восстанавливать утраченные национальные традиции, которые раньше тесно связывали поколения.

Идея творческой активности применительно к детям младшего школьного возраста нашла в русской прогрессивной педагогической теории и практике положительное рассмотрение в работах К.Д.Ушинского,

Л.Н.Толстого, Н.Ф.Бунакова, В.П.Вахтерова, а также в трудах педагогов П.П.Блонского, Л.С.Выготского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко,

В. А. Сухомлинского.

Применительно к детям младшего школьного возраста идея творческой активности наиболее важна, потому что именно в начальной школе закладывается психологическая основа для творческой деятельности, развиваются фантазия и воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, инициатива, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого труда, то есть именно в младший школьный период закладываются основы жизнедеятельности и дальнейшего развития личности. Данное положение нашло отражение в ряде работ последнего времени (90-е годы) у следующих авторов A.M. Матюшкин, Т.В. Симаева, А.И. Иванюк, А.Е. Падалко, Г.И.Никулина, Л.А. Яцыневич, В.Г. Иванов, Г.А. Коровкина.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста связаны с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, в силу чего этот возрастной период является сензитивным для овладения разнообразными художественно-творческими деятельностями, развития эстетического восприятия окружающего мира, включая природу, восприятие произведений искусства. Как показывают исследования А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Т.С. Комаровой, А.А. Мелик-Пашаева, В.С.Мухиной, Н.М. Сокольниковой, Н.А. Ветлужной, К.В. Тарасовой и других, в этом возрасте

закладываются основы разнообразных, в том числе и творческих особенностей.

Теоретические основы творческого развития детей в изобразительной деятельности, соотносимые с проблематикой нашего исследования, достаточно разносторонне раскрываются в ряде работ отечественных ученых и педагогов (А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Г.В.Лабунская, Е.И.Игнатьев, Т.Г.Казакова, Н.А.Рыбников, Б.М.Неменский, В.С.Щербаков, Б.П.Юсов и другие).

О значении народного творчества, о его влиянии на становление личности ребенка говорили К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Е.Н.Водовозова, А.П. Усова, Л.С. Дягелева, Ф.Г.Никитина, Л.Д.Вавилова и другие.

По исследованиям искусствоведов М.А. Некрасовой, Л.С. Грибовой, Г.Н. Климовой народное искусство как часть духовной национальной культуры является одной из форм бытования культуры, которая отличается такими особенностями как - целостность, единство среды обитания, традиции, обычаи, верования, воспроизведение нравственно-эстетических ценностей.

Таким образом, специфика проблемы определена принципиальной новизной сегодняшней социальной ситуации, в которой возникает противоречивое рассогласование в использовании национально-региональных особенностей в содержании образования и развитии творческой активности личности школьника.

Данное противоречие определило тему исследования: «Влияние национально-регионального компонента учебной программы «Изобразительное искусство. 1-3 классы» на развитие творческой

активности младших школьников ( на опыте изобразительной деятельности учащихся начальной школы Кабардино-Балкарии ).

Объект исследования - творческая активность младшего школьника.

Предмет исследования - активизация творческой активности младшего школьника введением национально-регионального компонента в государственную программу по изобразительному искусству для начальной школы.

Цель диссертационного исследования - найти неиспользуемые возможности в развитии творческой активности младших школьников.

Гипотеза исследования - введение национально-регионального компонента в программу по изобразительному искусству усилит развитие творческой активности младших школьников, если:

национальный компонент будет в равной степени отражать культуры народов, населяющих регион ( русских, кабардинцев, балкарцев );

присвоение знаний о национально - региональном компоненте будет проходить в изобразительной деятельности детей в соответствии с процессом личностного присвоения нравственных знаний;

реализация программы по изобразительному искусству будет включать широкий спектр педагогических средств, отражающих особенности национальных культур (кабардинской и балкарской) наряду с российской, при задействовании для этого широкого спектра национальных источников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования, которые заключаются в следующем:

определить теоретические основания активизации творческой активности младших школьников;

проанализировать государственные стандарты и учебные программы по изобразительному искусству и опытную программу;

обосновать методические приемы определения уровней и проявлений творческой активности младших школьников;

отследить развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения по опытной программе и сравнить его с результатами обучения по государственным программам.

Методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент, проводившийся в естественных условиях; изучение опыта работы учителей начальных классов; тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Методологической основой исследования явился личностно-деятельностный подход в обучении.

Этапы исследования :

Первый этап ( 1994 - 1996 гг.)- поисково - теоретический :

анализ философской, психолого-педагогической литературы, поиск ведущих противоречий, выделение предмета и объекта исследования, изучение опыта работы начальной школы по развитию творческой активности школьников, разработка опытной программы по изобразительному искусству с введением национально-регионального компонента и начало ее внедрения. База исследования - средние общеобразовательные школы №№ 5, 2 г.Прохладного и Прималкинская средняя общеобразовательная школа Прохладненского района КБР, Кабардино - Балкарский институт повышения квалификации ( курсы преподавателей начальных классов и изобразительного искусства ).

Второй этап ( 1996 - 1999 гг.)- опытно - экспериментальный :

целенаправленный поиск и разработка теоретических и экспериментальных подходов к введению национально - регионального компонента в программу по изобразительному искусству в начальной школе. Основная база исследования - средняя общеобразовательная школа № 5 г.Прохладного , ее начальная школа, где осуществлялось проведение основных контрольных срезов, классы преподавателей Герасимович Н. В. и Кефер О. А.

Третий этап ( 1999 - 2000 гг.)- заключительно - обобщающий :

систематизация и обобщение результатов исследования, разработка концепции, проверка и внедрение полученных результатов на других экспериментальных площадках - средние общеобразовательные школы №№ 2, 4, 6, 8, Прималкинская Прохладненского района КБР, художественная школа г. Прохладного.

Достоверность результатов исследования определяется опорой на выявленные в психолого - педагогической науке общие закономерности и взаимосвязи изучаемых явлений, важнейшей среди которых выступает взаимосвязь изучения национально - региональных особенностей с общим развитием личности учащегося; проверкой основных положений исследования в процессе опытной работы с учащимися.

Научная новизна исследования заключается в том, что :

определены национально - региональные особенности культуры Кабардино-Балкарской республики, включение которых в программу по изобразительному искусству оказывает стимулирующее влияние на развитие творческой активности младшего школьника;

предложен процессуальный характер изобразительной, учебно -воспитательной деятельности младших школьников по программе изобразительного искусства с включением элементов культуры Кабардино-Балкарии с целью развития их творческой активности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

разработана экспериментально-опытная программа по изобразительному искусству с введенным в нее национально-региональным компонентом и даны методические советы ее реализации;

предложены рекомендации по использованию и совершенствованию учебно - методических материалов начальной школы с точки зрения развития творческой активности младшего школьника средствами национально-регионального компонента;

обоснована методика определения уровней развития творческой активности учащихся начальной школы по следующим показателям: интегративному, национально-региональному и действенно-практическому. На защиту выносятся следующие положения :

научно - практическое обоснование введения национально -регионального компонента в стандартную программу по изобразительному искусству для начальной школы, раскрывающего воспитательные возможности гуманистической направленности культуры Кабардино -Балкарской республики;

учебный материал, отражающий элементы культуры народов Кабардино-Балкарской республики, которые могут быть включены в программу по изобразительному искусству: традиции, обряды, сказания, литературу, предметы декоративно-прикладного искусства;

показатели уровня развития творческой активности младшего школьника: интегративный, характеризующий уровень познавательной творческой активности; национально-региональный, характеризующий отношение младшего школьника к национальным особенностям региона и действенно-практический, характеризующий активность участия школьников в творческих делах класса, школы, семьи;

методические приемы определения уровня развития творческой активности младшего школьника при участии их в многообразных формах учебно - воспитательной работы: посещение музея, театра, выставки, участие в экскурсии, в празднике, в конкурсах, в изготовлении поделок;

процессуальность обучения младших школьников по экспериментально-опытной программе, которая требует единства урочной и внеурочной деятельностей и включает: информирование младших школьников об элементах культуры народов КБР, оценивание ими этой информации и творческую деятельность, через практические действия ( процесс рисования, лепки, аппликации и т.д.).

Апробация результатов исследования проводилась на республиканской научно - практической конференции " Перспективы развития образования в Кабардино - Балкарии " ( г.Нальчик, 1996 г. ) , на проблемном научном семинаре "Организация учебно - воспитательного процесса в образовательных учреждениях нового типа "( г. Москва, 1997 г. ), на республиканской конференции "Педагогический эксперимент в системе образования КБР " (г. Нальчик, 1998 г.), в ходе опытно - экспериментальной работы в школе № 5 г.Прохладного КБР, выступлений на научных конференциях института повышения квалификации Министерства образования КБР, курсах повышения квалификации преподавателей

начальных классов и изобразительного искусства, педагогических советах школ №№ 5,2,8.

Материалы диссертации использованы в создании методических пособий для учителей города, чтении лекций по педагогике для студентов педагогического колледжа г.Нальчика.

Структура диссертации вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Творческая активность младшего школьника как педагогическая категория

Активность - важнейшая черта личности - способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, играх и т.д. В школьной практике учителя отмечают активность учащихся тогда, когда налицо их самостоятельность, любознательность, проявление творческой инициативы, направленной на усвоение изучаемого материала или на общественную (внеклассную) деятельность.

Проблема активности не только важнейшая проблема наших дней и общества будущего, она являлась и важнейшей проблемой прошлого (Приложение № 1).

Активность учащихся зависит от структуры их деятельности. Основой для структурного рассмотрения мыслительной деятельности школьника является ее понимание как деятельности замещения, замещения действий с предметами, действиями со знаками, введение знаков более высоких порядков. Такое понимание позволяет разбить мыслительную деятельность на ряд уровней, где каждый последующий уровень возникает как замещение предыдущего или предыдущих. Это обеспечивает их взаимосвязь и возможность построения генетического ряда уровней. Последнее, в свою очередь, позволяет построить определенную иерархию действий, к которой подводится ученик, и предугадать могущие появиться вариации (Н.Г.Алексеев).

Проблемы творческой активности в усвоении и применении полученных знаний учащимися заключаются в этой связи в том, что ими схватывается обобщенное понятие механизма перехода от одного уровня деятельности к другому, его замещающему. Важнейшим следствием такого схватывания является выработка направленности на усвоение и осознание этого механизма. Такая направленность изменяет весь характер деятельности учащегося, придавая ему тот характер, который мы и называем творческим (4, 51 ).

Увлечение идеей замещения, согласно которой любая творческая задача может решаться перенесением способов деятельности, нашло яркое проявление в работах Г.П. Щедровицкого. Г.П. Щедровицкий связывает развитие активности учащихся с овладением ими дискретными способами деятельности (замещение): «прежнее понимание творческого акта как самостоятельного решения «проблемной ситуации» оказывается слишком узким. Становится необходимым различать: а)творческая активность в решении различных жизненных, производственных, учебных задач посредством уже усвоенных дискретных способов деятельности (замещений); б) творческая активность в решении различных задач путем комбинирования и синтеза разных уже усвоенных способов деятельности (замещений); в) творческая активность в усвоении учебного материала» (237, 53).

Утверждения Н.Г. Алексеева и Г.П. Щедровицкого, что активность учащихся связывается со способами их деятельности и что развитие этой активности обусловливается тем, как учащиеся овладевают механизмом тех или других способов деятельности, представляются недостаточными, ибо при этом не упоминается главное - содержание знаний, которое именно и определяет способы действий.

Из рассуждений Г.П. Щедровицкого следует, что ученикам достаточно понаблюдать за механизмом действий, выполняемых, к примеру, учителем при формировании какого-нибудь понятия, и усвоить этот механизм, как они становятся способными сами повторить эти действия и, следовательно, усвоить соответствующие понятия. В этом нас убеждают следующие его слова: «Творческая активность в комбинировании различных способов деятельности (замещение) достигается, когда учащиеся получают (или вырабатывают сами) понятия о схемах деятельности, осуществляемой обычно при решении определенных задач». ( 238, 53 )

Мы согласны с суждениями Л.П. Аристовой, которая связывает явление замещения в опыте познания того или иного индивида с наличием возникшей проблемной ситуации, осознаваемой последним. Проблемная ситуация всегда была и будет изначальным моментом любого вида познания, и способы ее разрешения предусматривают определенные действия, всегда зависящие от нее ( 7, 53 ). Г.П. Щедровицкий, пренебрегая этой закономерностью развития процесса познания, истолковывает проблему активности чисто формалистически. По его утверждениям, «быстрое и уверенное решение задач учащимися имеет место в тех случаях, когда они движутся не в конкретных данных задач, а в схемах возможной деятельности по ее решению» ( 238, 28 ).

Идеи, развиваемые Г.П. Щедровицким, как отмечает Л.П. Аристова, противоречат и другой закономерности человеческого познания - что данный процесс протекает в каждом случае индивидуально. Согласно этой закономерности творческая активность учащихся проявляется в разнообразии подходов к решению задач, в многообразии способов деятельности ( 7,53 ). По мнению же Г.П.Щедровицкого, «творческая активность ... предполагает знание основных механизмов или схем деятельности усвоения» ( 238, 28 ).

Существенным показателем активности в деятельности являются результаты и мотивация деятельности. Для понимания активности необходимо знать мотивы деятельности, способы активизации положительного отношения к деятельности, только тогда активная деятельность может способствовать развитию активности как черты личности (А.Н. Леонтьев).

Активность особо проявляется в творческой деятельности. Ученик особо активен тогда, когда в рисование, письмо, лепку, конструирование вносит элементы собственного творчества.

Государственный стандарт и программы по изобразительной деятельности учащихся начальной школы

Понятие стандарта (от английского - standard) означает норму, образец, мерило. Основное значение стандартов состоит в такой организации отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребностям общества.

Стандартизация (разработка и использование стандартов) является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики ее систематизации в соответствии с исторически изменяющимися потребностями общества.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Стандартизация образования всегда осуществлялась в различных странах посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования . Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.

Стандарт образования является основным нормативными документом, несущим толкование ст. 7 Закона РФ «Об образовании». Он развивает и конкретизирует положение Закона «О федеральных компонентах стандарта», определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, является основой для создания других нормативных документов (в учебных заведениях, при аттестации кадров и др.)

Введение государственного стандарта, не означает подчинения учебного процесса жесткому шаблону, а напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.

В Законе Российской Федерации «Об Образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Определение содержания образования сверх обязательного минимума в пределах установленной учебной нагрузки находится в компетенции учебных заведений (219,7-8)

В законе закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характере устройства России, - федеральный и национально-региональный.

Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент стандарта по ступеням общего образования определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и др.)

Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения.

Стандарт общего среднего образования как документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования учащихся, должен включать представление содержания образования как целого, которое не может быть сведено к описанию отдельных учебных предметов. Такое представление - генеральный уровень стандарта школьного образования - содержится в базисном учебном плане школы (219, 10-11 ).

Базисный учебный план общеобразовательной школы является основным государственным нормативным документом, утверждается в

соответствии с законодательством Российской Федерации, служит основой для разработки региональных базисных учебных планов и исходным документом для финансирования образовательного учреждения.

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана. Несет нормативную нагрузку на уровне региона и является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.

В структуре учебного плана выделяются.

а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, склонности и интересы.

Эти две части в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия, по выбору учащихся; факультативные занятия Разделение компетенции в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, национально-регионального и школьного компонентов. Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют русский язык (как государственный), математика, информатика, физика, астрономия, химия.

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов Российской Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, к которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.). Вместе с этим ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентом (история и социальные дисциплины, искусство, Земля, биология, физическая культура, трудовая подготовка).

Характеристика работы по опытной программе "Изобразительное искусство. 1-3 классы" и методические советы к ее реализации

При составлении опытной программы, наряду с общими научными принципами, мы придерживались принципа Б.М. Неменского «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», т.е. делали опору на национальное, народное искусство, на фоне понимания детьми значимости общечеловеческих духовных ценностей. В этой связи мы ввели в программу блок национально-регионального компонента, включающий следующие разделы: образцы национального орнамента для оформления школы, национальный орнамент в 1-4 классах, национальный костюм, национальная шапочка, вышивка, нарукавная подвеска, нагрудные украшения, металлические изделия, чеканка, керамика, резьба по дереву, войлочный ковер - кийиз.

Опытная программа полностью дана в приложении № 5. В данном параграфе мы излагаем лишь те изменения, которые по нашему мнению оказали влияние на формирование творческой активности детей введением в программу национально-регионального компонента.

С целью реализации задуманных нами идей, мы внесли в стандартную программу: «Изобразительное искусство в начальной школе» изменения, позволяющие учащимся, начиная с первого класса, приобщаться к особенностям духовных ценностей национальной культуры Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно опытной программе, в обучение изобразительному искусству учащихся 1-3 классов входят: восприятие элементов национального искусства и практическая работа с изобразительным материалом.

Раздел восприятия элементов национального искусства включает эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства. Предполагается проводить это путем бесед об окружающем мире, природе, которые помогают развитию у детей отзывчивости на прекрасное в жизни, в окружающей природе. После бесед проводить практические работы по изучаемым темам.

Целями бесед в 1 классе были следующие: накапливание впечатлений у детей о природе и окружающем мире, знакомство с художниками России и Кабардино- Балкарии, с их творчеством.

Для закрепления представлений, полученных от бесед, проводились экскурсии в парк, выставочные залы города, где дети знакомятся с растениями, деревьями (форма, цвет листьев), с животными, птицами, рыбами (форма, цвет, выразительность движений); с различными состояниями и настроениями природы ( радостным, грустным, задумчивым, тревожным) в разные времена года.

Во 2 классе целями бесед о действительности были не только знакомство с окружающей природой, но и развитие наблюдательности у детей, простой анализ формы и конструкции; знакомство с архитектурой, строительством, отличительными особенностями городского и сельского пейзажей, установление связей архитектуры с природой, национальными традициями русского, кабардинского и балкарского народов. Программа предполагает: экскурсии по городу и республике с последующей зарисовкой по памяти, знакомство со старинными зданиями казачества и архитектуры в национальном стиле городов Кабардино-Балкарии.

В 3 классе - целями бесед о действительности были: знакомство детей с красотой трудовых процессов, орудиями труда, быта; расширение знаний детей о жизни людей и природы на Северном Кавказе и в целом в России.

Программой Зго года обучения предусмотрены экскурсии на стройки, в детскую художественную школу (знакомство с орудиями труда художника, скульптора) с последующей зарисовкой по памяти.

В разделе программы «Восприятия искусства» целями бесед мы ставили: научить детей пониманию значения произведений искусства в жизни, знакомство с произведениями Третьяковской галереи, с произведениями художников, скульпторов Кабардино-Балкарии, Северного Кавказа, установление взаимосвязей между изобразительным качеством, музыкой, поэзией, для чего предусмотрены экскурсии в художественную и музыкальную школы, в картинную галерею г. Нальчика, посещения передвижных выставок в г. Прохладном.

С целью воспроизведения воспринятого в программу включены уроки лепки, аппликации, обобщающие уроки, уроки коллективной работы учащихся, выставки детских работ.

Рассмотрим те изменения, которые были внесены нами в стандартную программу 1ых-3их классов по изобразительному искусству и те советы, которые можно предложить учителю, исходя из нашего опыта.

В первом классе, начиная со второй четверти, после знакомства учащихся с книжными иллюстрациями русских художников, мы знакомили их с кабардинскими и балкарскими сказками, посвящали ряд уроков графическим иллюстрациям к кабардинским и балкарским сказкам, главным героям национальных сказок, их костюмам.

Позднее в третьей четверти, мы предлагали детям таблицу с видами предметов быта декоративно-прикладного искусства Кабардино-Балкарии и русского народа, образцы детских работ, например, коврик для игрушек, украшенный кабардинским или балкарским орнаментом.

Преподаватель обращала внимание детей на особенности кабардинского и балкарского орнаментов, знакомила с основными их видами.

Среди орнаментов имеются как растительные и рогообразные мотивы, так и геометрические узоры в виде треугольников, ромбов, «слепая пуля» и другие. Обращали внимание детей на то, что основная сила выразительности национального орнамента не в бесконечном разнообразии орнаментальных форм и мотивов, а в его декоративной звучности, лаконичности его образного языка. Особенностью орнаментального искусства кабардинцев и балкарцев является также характерная объемно-пластическая трактовка его форм, монументальность отдельных частей узора, четкость и красота контуров рисунка.

Используя часы вариативной части стандартной программы, мы информировали детей о том, что у кабардинцев и балкарцев были специальные мастера по вырезке узоров из бумаги. Лучшими мастерами в этом деле были женщины. С детства они перенимали у мастериц навыки художественного прикладного искусства - традиционные узоры. В древности, когда горцы еще не знали бумаги, узоры вырезали из пузыря животных или выдавливали их на глиняных плиточках, которые потом обжигали.

Стандартная программа предусматривает уже в этом возрасте показывать учащимся способ вырезания элементов орнамента из бумаги. Мы учили: небольшой лист бумаги складывается вдвое (вчетверо) и на половинке (четвертинке) выполняется часть элемента узора. Вырезав бумагу по контуру ножницами и расправив ее, ребенок получит симметричный элемент роговидной или растительной формы. Повтор таких элементов образует узор в полосе.

Мы предлагали детям на выбор вырезать узоры по контуру ножницами симметричные фигуры, характеризующие русские, кабардинские, балкарские орнаменты. В первом классе эта работа проводилась, как воспроизводящая деятельность с малыми элементами творчества. В последующем, во втором и третьем классах, эта же работа предполагала внесение изменений творческого характера, что постепенно побуждало детей к проявлению творческой активности.

Здесь же дается информация об кийизах. Дети получают новую информацию о том, что кийизы (балк.) служили не только украшением в доме, но и использовались как постель; были необходимой принадлежностью народных обрядов, входили в состав приданого. Сложенные стопками на полках патриархального жилища, они демонстрировали не только достаток семьи, но и трудолюбие женщины. Из поколения в поколение передавались секреты технологии изготовления кийизов и все богатство их орнамента.

Развитие творческой активности младшего школьника средствами национально-регионального компонента, включенного в и стандартную программу

Опыт введения национально-регионального компонента в изобразительную деятельность учащихся начальных классов общеобразовательных школ Кабардино-Балкарии позволил предположить, что основными показателями творческой активности младших школьников могут быть: интегративный, национально-региональный, действенно-практический. Об интегративном показателе творческой активности младших школьников или его еще можно назвать количественным, можно судить по таким проявлениям , как количество посещений учащимися школьной библиотеки и количество взятых в ней книг, посещение учащимися школьных и городских кружков, а также художественной и музыкальной школ, участие младших школьников в школьных делах: предметных олимпиадах, конкурсах художественной самодеятельности (КХС), посещение выставок.

Мы выделили три уровня интегративного показателя творческой активности младших школьников, которые позволят нам проследить изменения в ее формировании: низкий, средний, высокий. К низкому уровню интегративного показателя творческой активности отнесены учащиеся, посещающие в среднем 2-3 раза в месяц школьную библиотеку, берущие от 2 до 5 книг, не посещавшие вовсе или записанные в один кружок или секцию, которые участвовали в 2-х школьных олимпиадах, как правило не участвовали в конкурсах художественной самодеятельности и до 2-х раз в течение учебного года посещали разного рода выставки. К среднему уровню интегративного показателя творческой активности отнесены учащиеся, которые посещали школьную библиотеку 4-5 раз в месяц, брали от 6 до 8 книг, посещали один кружок или дополнительно одну из школ: художественную, музыкальную, принимали участие в 3-х предметных олимпиадах, могли участвовать или не участвовать в КХС, посещали до 3-х выставок за учебный год.

Учащиеся, которых мы отнесли к высокому уровню интегративного показателя творческой активности, 6-7 раз в месяц посещали библиотеку, при этом брали от 8 до 10 книг, журналов или другой литературы, посещали 2-3 кружка, секции, художественную, музыкальную или спортивную школы, участвовали в 4-х и более предметных олимпиадах, как школьных, так и городских, принимали участие в КХС, посещали 4 и более выставок в течение учебного года.

Визуально методический прием определения творческой активности по уровням интегративного (количественного) показателя может быть представлен в таблице № 1 «Характеристика творческой активности младших школьников по уровням интегративного показателя ».

Таблица № 1 Характеристика творческой активности младших школьников по уровням интегративного показателя

Уровни ин-тегративного показателятворческойактивностишкольников Составляющие интегративного показателя творческой активности школьников

Посещение библиотеки (кол-во, в месяц) Взято книг (кол-во, в месяц) Посещение кружков, школ (кол-во, в уч. год) Участиев предметных олим-пи-адах (кол-во, в уч. год) Участи ев КХС Посещение выставок (кол-во, в уч. год) Национально-региональный показатель творческой активности учащихся введен для того, чтобы оценить эффективность включения национально-регионального компонента в учебную программу по изобразительному искусству в плане нравственного воспитания младших школьников, уважения к многонациональному искусству, приобщения к общечеловеческим ценностям и в тоже время принятия своего, национального. Об уровне творческой активности по национально-региональному показателю можно судить по следующим проявлениям: по выбору национального рисунка, когда в процессе эксперимента учащимся предлагалось выбрать 3 наиболее понравившихся рисунка из трех национальных групп (русской, кабардинской и балкарской) по темам: иллюстрация к народной сказке, природа и декоративно-прикладное искусство; по наиболее запомнившемуся для школьников празднику за прошедший год; по выбору узора или орнамента для платка, который бы учащиеся подарили бы маме к 8 марта; по выбору учащимися из девяти детских книг (по три из трех национальных групп: русской, кабардинской и балкарской) трех, которые бы они подарили бы другу в день рождения.

Действенно-практический показатель творческой активности младших школьников характеризуется их участием в выставке творческих работ учащихся по итогам учебного года, которое можно проанализировать по трем составляющим: количеству представленных ребенком на выставку экспонатов, умением их представить посетителям выставки, соответствие работ эстетическим требованиям.

Интегративный показатель творческой активности младших школьников, как и национально-региональный, и действенно-практический показатели, отслеживался на протяжении трех (1996-1997, 1997-1998, 1998- 1999 учебные года) лет после начала эксперимента в 1994-1995 учебном году с момента введения в базовую учебную программу для начальных классов по изобразительному искусству национально-регионального компонента. Снятие показателей творческой активности проводилось во вторых и в третьих классах после прохождения ими в течении двух и трех лет экспериментальной программы в средних общеобразовательных школах № 5(базовая), № 2 г. Прохладного и Прималкинской средней общеобразовательной школе Прохладненского района Кабардино-Балкарской республики.

Изменение количества учащихся соответствующих уровням интегративного показателю творческой активность младших школьников, которое произошло за период обучения по опытной программе в третьем классе (в сравнении с результатами на конец второго класса) можно увидеть на диаграммах № 1 и № 2.

Из них видно, что в процентном отношении за 1997-1998 учебный год количество учащихся, соответствующих низкому уровню интегративного показателя творческой активности, уменьшилось с 24% до 10 %, среднего уровня - с 43 % до 24 % за счет перехода учащихся на следующий уровень, а количество учащихся, соответствующих высокому уровня интегративного показателя творческой активности увеличилось с 33 % до 66 %, то есть в два раза. Аналогичная ситуация сложилась и в 1998-1999 учебном году. За счет перехода 15 % учащихся с низкого уровня интегративного показателя творческой активности в средний, их количество сократилось с 23 % до 8%. Из среднего уровня в высокий перешло 19 % учащихся (их сократилось с 42% до 23%), в свою очередь почти в два раза (с 35 % до 69 %) увеличилось количество детей, соответствующих высокому уровню интегративного показателя творческой активности.

С небольшой разницей (в 3-8 %) повторилась ситуация и в двух других школах (№ 2 и Прималкинской), что свидетельствует об устойчивой тенденции повышения творческой активности младших школьников в результате введения национально-регионального компонента в базовую программу по изобразительному искусству для начальной школы. На условиях его формирования мы остановимся ниже.

В целом необходимо отметить, что прохождение учащимися опытной программы способствовало повышению их творческой активности, что выразилось в большем посещении школьниками библиотек, музеев, выставок; в увеличевшимся количестве взятых книг, журналов, их использование для подготовки домашнего задания, написания рефератов; в увеличевшемся интересе к посещению различных кружков, как школьных, так и внешкольных, а также - музыкальной, художественной, спортивной школ; активном участии в предметных олимпиадах, в конкурсе художественной самодеятельности, других школьных и внешкольных мероприятиях.

Похожие диссертации на Влияние национально-регионального компонента учебной программы "Изобразительное искусство. 1-3 классы" на развитие творческой активности младших школьников