Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Веера в России XVIII - начала ХХ века Плотникова Юлия Валерьевна

Веера в России XVIII - начала ХХ века
<
Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века Веера в России XVIII - начала ХХ века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плотникова Юлия Валерьевна. Веера в России XVIII - начала ХХ века : спец. 17.00.09 Санкт-Петербург, 2005 27,[2] с., библиогр. в конце кн. (8 назв.)

Введение к работе

Предлагаемая диссертация посвящена изучению такого своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, как веер. Обычно веер рассматривается как принадлежность костюма и весьма редко становится объектом исследования в качестве самостоятельного явления. В связи с этим эволюция веера чаще воспринимается сквозь призму модных изменений в костюме, а не в прямой связи с общей эволюцией стилей в декоративно-прикладном искусстве. Столь однобокий подход обедняет наши знания о материальной культуре в общем стилевом контексте конкретной эпохи. В данной работе веер рассматривается не просто как модная безделка, а как предмет, обладающий вполне самостоятельным значением, далеко выходящим за рамки просто аксессуара женского костюма. В диссертации речь идет о разновидности веера, называемого складным, поскольку именно он получил наибольшее распространение в России.

С позиции искусствознания складной веер представляет собой редкий пример синтеза искусств. Для его оформления могли использоваться резьба по кости или перламутру, художественная обработка металлов и драгоценных камней, вышивка, миниатюрная живопись, гравюра и т. д. Росписью вееров занимались не только ремесленники, но и художники-профессионалы, работавшие и в других жанрах изобразительного искусства, такие как Франсуа Буше или Иван Крамской. Именно расписные веера представляют наибольший интерес для исследования в силу своей синтетичности.

Интерес к изучению вееров за последнее десятилетие в России значительно возрос, во многом благодаря совместным российско-зарубежным музейным выставкам, а также развитию внутримузейных связей. Иностранные специалисты получили возможность ознакомиться с российскими веерными собраниями, и возникшие у них вопросы потребовали правильных и профессиональных ответов. Кроме того, развивающийся российский антикварный рынок стал относиться к вееру как к предмету, достойному частного коллекционирования.

На фоне все возрастающего интереса к веерам, назрела необходимость разработки по возможности ясной и полной картины их художественного развития и бытования в России, а также разработать единую русскоязычную веерную терминологию. Предлагаемая работа должна восполнить заметный пробел в изучении русской культуры XVIII -начала XX века.

Состояние вопроса

Историография веера достаточно обширна, однако в ней преобладает литература на иностранных языках, в много раз превышающая то, что за последние два столетия печаталось на эту тему в России.

Первым основательным трудом по истории веера была книга французского любителя искусств С. Блонделя «История вееров всех народов и эпох» изданная в 1875 году. В ней впервые такой, казалось бы, утилитарный предмет туалета, как веер, рассматривался с точки зрения искусства и истории. Впоследствии, появилось еще несколько книг, так или иначе представляющих собой вольное переложение содержания труда Блонделя, среди которых выделялась книга Георга Бусса «Веер», изданная в 1904 году. В 1900-х годах в английском журнале «The Connoisseur» было опубликовано несколько статей о старинных веерах из королевского собрания Великобритании. В 1890 году каталог своей обширной коллекции вееров издал французский коллекционер Буиссо.

После выхода в свет книг Блонделя и Бусса значительных публикаций по истории веера не появилось. Это было вызвано, очевидно тем, что в 1920-х годах веер постепенно вышел из употребления, но еще не стал распространенным предметом коллекционирования. Лишь начиная с середины 1960-х годов на английском, французском, немецком и итальянском языках было издано множество самых разнообразных книг по истории веера. Подавляющее большинство этих публикаций посвящалось конкретным веерным коллекциям, а общая история веера давалась, как правило, в виде вступления, в то время как основная часть текста отводилась каталожным описаниям с небольшими комментариями. К лучшим трудам по этой теме и по сей день относятся книги английской исследовательницы Нэнси Армстронг 1970-х rr.f а также каталоги выставок и коллекций Кристл Каммерл (Германия), Маризы Воле (Швейцария) и семьи Бариш из Германии. Необходимо особо отметить книги и многочисленные каталоги, написанные Элен Александер-Адда, владельцем и директором Музея вееров в Лондоне, признанным специалистом в области изучения вееров.

На русском языке об истории вееров не было опубликовано и десятой долитого, что появилось за последние 130 лет на иностранных языках.

Первым серьезным отечественным изданием был почти полный перевод книги Блонделя, опубликованный поглавно в модном женском журнале «Ваза» в 1876 г. В дальнейшем, вплоть до начала XX века, статьи, посвященные веерам, появлялись только в дамских журналах. Пренебрежение к этой теме, выказанное российскими историками искусства было тем более странным, что в конце XIX столетия во французских журналах, посвященных прикладному искусству, уже публиковались результаты конкурсов между лучшими художниками-вееровщиками. Первая оригинальная публикация В. А. Верещагина об истории веера на русском языке появилась в 1910 году в журнале «Старые годы». В ней были упомянуты хранившиеся в частных российских дворянских собраниях экземпляры, относившиеся к лучшим образцам веерного искусства.

Однако по-настоящему серьезным изданием стал каталог вееров выставки XVIII века, устроенной в 1923 году в Государственном Эрмитаже. Его автор, С. Н. Тройницкий, впервые подошел к веерам с точки зрения научной каталогизации. Со времени этой памятной выставки прошло много лет до следующей - «Западноевропейские веера XVIH-XIX века из собрания Государственного Эрмитажа», состоявшейся в 1970 году, каталог которой содержит лишь самые краткие инвентарные данные. В 1993 году в Эрмитаже состоялась еще одна выставка вееров -на этот раз из собрания Отдела истории русской культуры. К ней вместо каталога была издана лишь небольшая листовка.

На первой выставке основное внимание было уделено веерам XVIII века, поскольку они являются лучшей частью веерной коллекции Отдела истории западноевропейского искусства и происходят из императорских собраний. На второй выставке, напротив, большая часть экспонатов датировалась XIX веком. Таким образом выставки, хотя и проходившие в разное время, стали своеобразным дополнением друг друга.

Наиболее полное представление об эрмитажной коллекции впервые дала выставка «Императорские веера из Эрмитажа», проходившей в Музее вееров Лондона в 1997-1998 годах. Именно после нее экспонаты музея были введены в европейский научный оборот. К веерам из российских собраний стали проявлять интерес иностранные коллекционеры, и в 1998 г. на свет появился прекрасно изданный каталог вееров Музея-усадьбы Останкино. В нем впервые была полностью обработана эта коллекция, составляющая 153 инвентарных номера, и воспроизведены все ее экземпляры, что дало возможность специалистам разных стран ознакомится с ними. К немалому сожалению, автором книги и хранителем музея, А. Ф. Червяковым, было допущено немало фактических ошибок в атрибуциях, как в датировке, так и в определении места изготовления вееров. К тому же каталог опубликован только на английском и французском языках, что фактически исключает его из круга русскоязычной литературы.

Из введенных в музейный оборот экспонатов других веерных коллекций можно назвать только вещи из собрания Петергофского и Павловского дворцов-музеев (в каталогах различных иностранных выставок). Таким образом, можно сказать, что веер в России до сих пор находится на положении Золушки среди своих собратьев в области декоративно-прикладного искусства.

В последнее время на русском языке появилось множество статей в журналах, энциклопедиях и сайт в Интернете, посвященных истории вееров. Часть из них представляет более-менее измененный текст уже упомянутых изданий. Составители большинства подобных публикаций в лучшем случае утруждают себя переводом одной - двух иностранных (как правило англоязычных) книг или каталожных статей-До сих пор не существует отечественной литературы, в которой была бы разработана веерная терминология на русском языке, изложена история бытования и развития веерного искусства в России, а также проведена типологизация, позволяющая исследователю и коллекционеру правильно определить время и страну изготовления веера.

Цель и задачи диссертации

Исходя из цели настоящего исследования -дать по возможности наиболее полную и объективную картину бытования вееров в России на фоне его общеевропейской эволюции, был определен и круг основных задач.

Первой из них является составление подробной и четкой картины эволюции веерного искусства в Европе и России XVIII - начала XX веков с определением характерных для каждого хронологического периода стилистических черт.

Из этой задачи логически вытекает следующая - определение наиболее популярных для каждого периода сюжетов на примере изучения росписи веерных экранов, а также атрибуционные исследования по определению иконографических источников экранных росписей, т.е. произведений станковой или монументальной живописи, в той или иной степени воспроизведенных на веерных экранах.

Другая логическая производная первой задачи - более детально и обоснованно разобраться в проблеме выявления характерных особенностей европейских центров веерного производства - Франции, Англии, Голландии, Германии, Италии. Это представляется особенно актуальным для успешного изучения истории веера в XVIIII столетии времени его наивысшего расцвета в качестве отдельного вида декоративно-прикладного искусства. Решение этой задачи важно еще и потому, что предоставляет возможность уточнить и упростить вопросы атрибуции европейских вееров этого периода.

Помимо основных задач в диссертации ставится задача сопутствующая - создание наиболее адекватной «веерной» терминологии, приемлемой для российских исследователей, выполненной на основании изучения терминов, принятых в европейской литературе. Несмотря на «побочное» положение, данная задача представляется не менее важной, ибо отсутствие определенной терминологии чрезвычайно затрудняет исследование и успешную каталогизацию наших музейных коллекций.

Объект и предмет исследования 

Диссертация строилась на изучении произведений веерного искусства из собраний Государственного Эрмитажа, музеев-заповедников Петергофа, Павловска и Останкино, а также отдельных экземпляров из зарубежных коллекций, куда они попали после пост-революционных распродаж. До 1990-х годов как музеи, так и частные коллекционеры, были фактически лишены возможности приобретать коллекционные веера на европейском антикварном рынке. Благодаря этому, уникальной особенностью веерных коллекций российских музеев является то, что они содержат лишь предметы, произведенные в России или ввезенные сюда до 1917 года. Хранящиеся там предметы позволяют воссоздать вполне адекватную картину бытования вееров в России XVIII - начала XX века. На примере лучших произведений веерного искусства, вошедших в прилагающийся альбом-каталог, автор стремился доказать сделанные им выводы и атрибуции, привлекая в случае необходимости неоспоримо датированные аналоги из музеев и частных коллекций других европейских стран.

Методы исследования

В работе применен комплексный метод сравнительно-исторического анализа, включающий сбор и классификацию материала, изучение художественно-стилевых особенностей различных образцов.

Синтетическая природа веерного искусства, его этическое наполнение в качестве культурного феномена, определили и подход к его изучению на страницах данной работы. Во время ее написания много внимания уделялось определению сюжетов веерных росписей, а также выявлению оригиналов станковой и монументальной живописи и гравюры, использовавшихся эвенталистами для росписей веерных экранов. Подавляющее большинство вееров с сюжетными изображениями, из представленных в прилагаемом к диссертации альбоме иллюстраций, тем или иным образом идентифицированы автором с точки зрения сюжета или оригинала росписи. Для этого был предпринят систематический просмотр многочисленных альбомов, посвященных живописи XVII-XVIII веков, в том числе монографических. Для идентификации сюжетов вееров второй половины XIX века обработке подверглись художественные и литературные журналы, как российские, так и иностранные.

Среди архивных источников наиболее информативными явились фонды Мануфактур-коллегии Государственного архива древних актов, в которых были обнаружены сведения о первой в России веерной фабрике (фонд 277), а также отдельные сведения о покупках вееров для российских императриц (фонд 1239). В Государственном Историческом архиве большинство сведений было найдено в фондах Его Императорского величества и Канцелярии Министерства Императорского двора (фонд 468 и 472), главным образом это счета и сведения о поставщиках великокняжеских и императорских дворов. Отдельную информацию о веерных торговцах удалось найти в Государственном архиве г. Санкт-Петербурга. Использовались также данные из Архива Государственного Эрмитажа. Кроме того, в качестве необходимого источника привлекались статьи из различных модных журналов, издававшихся в России с конца XVIII века до 1917 года, а также мемуарная литература.

Помимо этого, в работе достаточно широко использовались иконографические памятники, особенно портреты русских дам исследуемого периода, на которых изображены веера.

Временные границы исследования охватывают период с конца XVII до начала XX века, что совпадает со временем бытования веера в России, где он появился сначала как заморская диковина, а впоследствии вышел из употребления в силу ликвидации социального заказа в результате Октябрьской революции.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые выявлены индивидуальные стилевые особенности, характеризующие основные центры веерного производства в Европе XVIII столетия; Францию, Англию, Голландию, Германию и Италию, являвшихся основными поставщиками продукции на российский рынок. Подобная задача никогда прежде не ставилась в работах по истории веера и впервые была определена автором диссертации. Необходимо отметить, что лучшие европейские специалисты привыкли определять национальные особенности вееров эмпирическим путем, и потому не уделяли этому должного внимания в своих исследованиях.

Поскольку отечественная историография веера до сих пор страдает терминологической неопределенностью, чем объясняется расхождение каталожных описаний памятников из различных музейных собраний, в диссертации впервые на русском языке определена и обоснована терминология, применимая к различным видам вееров и их конструктивным элементам. Анализ принятой в Европе веерной терминологии в ходе подготовки работы позволил существенно упорядочить ее российский вариант. Для этого найдены корректные соответствия европейским терминам в русском языке, а в ряде случаев, ввиду неразвитости различных обозначений, пришлось довольствоваться простой транслитерацией французских терминов, наиболее распространенных в европейской «веерной» литературе.

Важнейшая часть работы - впервые данная развернутая картина бытования веера в России с конца XVII столетия до середины 1910-х годов. В ней последовательно прослежены все известные удачные и неудачные попытки наладить отечественное веерное производство во второй половине XVIII века, а также на всем протяжении следующего столетия, вплоть до начала XX века. Исключительное внимание уделено импорту вееров в пределы Российской империи. На основании приведенных данных можно получить объективное представление о его объеме в различные временные периоды, о таможенных тарифах, оптовых и розничных ценах на веера.

Практическая ценность работы

Результаты этой работы могут быть использованы в музейной практике, особенно в тех случаях, когда речь идет о датировке или атрибуции конкретных вееров из музейных коллекций. Кроме того, приведенные в диссертации данные могут помочь в проведении реставрационных работ, которые почти всегда представляют собой определенную сложность вследствие синтетичности такого предмета, как веер. Помимо этого, данная диссертации может с успехом послужить и в творческой деятельности художников театра и кино, чья работа связана с воссозданием костюмов прошедших исторических эпох. Безусловно, перечисленные аспекты не исчерпывают всех возможных вариантов практического применения результатов данного исследования.

Апробация исследования осуществлялась на научных заседаниях Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. По теме диссертации автором были прочитаны доклады в Государственном Эрмитаже на Чтениях памяти Б. Б. Пиотровского в 1999 году и научной конференции, посвященной 60-летию Отдела истории русской культуры в 2001 году, на научной конференции в Аничковом дворце 1997 году, а также на ежегодных Царскосельских научных конференциях 1999 и 2002 годах. Основные положения диссертации изложены во вступительной статье к каталогу временной выставки «Императорские веера из Эрмитажа» (1997-1998, Лондон).

Структура и объем работы Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, двух приложений, списка использованной литературы и альбома иллюстраций. В качестве приложений к работе даны словарь русских и иностранных художников, работавших над росписями вееров, а также так называемый «Язык веера».

Общий объем работы содержит 351 машинописную страницу. 

Похожие диссертации на Веера в России XVIII - начала ХХ века