Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков Максяшин Александр Семенович

Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков
<
Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Максяшин Александр Семенович. Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 1998 155 c. РГБ ОД, 61:98-13/738-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Ретроспективный анализ взаимодействия системы обучения изобразительному искусству с горнозаводской промышленностью, художественными ремеслами и промыслами Урала XVIII - начало XX века 15

1.1 Научно - теоретические проблемы изучения системы обучения изобразительному искусству 16

1.2 Историко-культурологические особенности уральского региона 25

1.3 Взаимосвязь системы обучения изобразительному искусству XVIII XX веков с горнозаводской промышлен ностью Урала 33

1.4 Художественная подготовка кадров на Урале в конце XIX - в начале XX веков 44

Глава II Многоуровневая система обучения изобразительному искусству, структура учебных заведений Урала XVIII-XX веков. 54

2 1 Система обучения изобразительному искусству в России XVIH - начало XX веков 55

2.2 Художественная подготовка в учебных заведениях Прикамья XIX начало XX веков.. ..72

2.3 Учебные заведения Екатеринбурга второй половины XIX века и Сибирско-Уральская художественно-промышленная выставка 1887 года 82

2.4 Художники-педагоги Екатеринбурга и их деятельность: конец XIX - начало XX веков 88

Заключение... 101

Литература 115

Приложение 127

Введение к работе

В современный период отечественная педагогическая наука активно обращается к изучению исторического опыта, что в свою очередь способствует решению многих задач по эстетическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. При этом ориентация делается на изучение лучших исторических традиций.

Исследование системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала в XVIII - начала XX веков - это направление к малоизученному пласту региональной художественно-педагогической науки. В данном контексте рассматриваются важные вопросы становления и развития художественного образования на Урале. Историческая и искусствоведческая науки, ограниченные в возможности ввести в оборот новые информационные сведения, сосредоточивали свое внимание преимущественно на специальных учебных заведениях - Академии художеств. Московском училище живописи, ваяния, зодчества, Строгановском училище технического рисования. Центральном училище технического рисования барона Штиглица, некоторых крупных художественных школах России и на их ведущих представителях.

Исторические и теоретические основы развития изобразительного искусства, соотносимые проблематике данного исследования, в значительной степени раскрыты в ряде работ Э.М.Белютина (79), Н.М.Молевой (77-80), Н.Н.Ростовцева (112-114), где и отражены проблемы обучения в специальных художественных учебных заведениях России XVIII - XIX веков,

В педагогической теории и практике отсутствуют специальные исследования особенностей исторического развития региональных школ. В частности, не нашло должного отражения в педагогических б исследованиях художественное образование крупнейшего региона России - промышленного Урала. Существующие отдельные литературные источники, раскрывающие жизнь и творчество отдельных уральских художников, немногочисленны. К тому же в них творческая деятельность заслоняет другую важную сторону - педагогическую. Сведения носят частный, эпизодический характер. Поэтому, рассматриваемая проблематика имеет не только педагогическую значимость, но и историко-познавательную.

Актуальность исследования. Изобразительное искусство является эффективным средством художественно-эстетического воспитания личности о приобретения ее к духовной культуре. Способность понимать прекрасное в изобразительном искусстве и жизни, участия в создании прекрасного зависит во многом от художника-педагога и системного подхода в обучении изобразительному искусству, которое может осуществляться с помощью как общего расширения определенных знаний в художественном развитии, так и выработки практических навыков и умений.

Педагогическая наука основное внимание уделяла методическим аспектам современного состояния изобразительного искусства в общеобразовательной школе (Беда Г.В. "Основы изобразительной грамоты". Л., Просвещение, 1963; Горяева Н.А. "Первые,шаги в мире искусств'*. М., Просвещение, 1991; Кузин В.С, "Основы обучения изобразительному искусству в школе". М.? Просвещение, 1977; Шорохов Е.В. "Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства" М., Просвещение, 1977), Вопросам художественного развития школьников (Неменский Б.М. "Мудрость красоты". М., Просвещение, 1987; Сокольникова Н.М. "Основы рисунка, живописи, композиции". Обнинск, "Титул", 1996), психологии искусства (Игнатьев Е.И. "Психология изобразительной деятельности детей". М., Учпедгиз, 1961; Якобсон П.И. "Психология художественного воспитания". М., Искусство, 1964), декоративно-прикладного и народного искусства (Шпикалова Т.Я. "Народное искусство на уроках декоративного рисования". М., Просвещение, 1974) и др.

Урал - один из крупнейших регионов России с самостоятельной художественной культурой. И система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала в свою очередь рассматривается как сложный и малоизученный процесс, непосредственно связанный с эволюцией образования. Период XVIII - начало XX веков явился временем интенсивного развития горнозаводской промышленности и художественных ремесел, находящихся в настоящее время в центре научного интереса многих исследователей.

Таким образом актуальность настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, совершенствованием системы подготовки художников-педагогов в системе высшего профессионально-педагогичекого образования.

Во-вторых, необходимость учета использования практического опыта и теоретических посылок в системе подготовки художественно-педагогических кадров.

В третьих, необходимостью разработки учебно-методических пособий, способствующих совершенствованию региональной системы обучения изобразительному искусству.

Актуальность рассматриваемого исследования и введения в научный оборот фактов обуславливает возможность практического применения материалов в современной педагогической практике в процессе подготовки специалистов - художников-педагогов. Художе- ственно-педагогическая проблематика выражена стремлением автора работы внести определенный вклад в историю промышленного Урала.

В своей основе система обучения изобразительному искусству носит практический характер, опираясь при этом на познание теории, исторического опыта, осмысление и усвоение основ изобразительной грамоты. Учитывая роль художников-педагогов в становлении и развитии системы обучения изобразительному искусству, общественную деятельность на Урале становится очевидным необходимость научного исследования, которое определяется интересами педагогической науки. Библиографический словарь - одна из основных работ, подготовленных к основному материалу диссертации, насчитывает более ста двадцати имен, (см.: "Новые имена в Художественной Культуре Урала; Художники-педагоги XVIII - начала XX века". Екатеринбург; Из-во. Урал. гос. проф. - пед. ин-та, 1997). Педагогическую и творческую деятельность этих людей расценивать не только с точки зрения социологической, документальной характеристики рассматриваемого периода, но и как явление научное, художественно-педагогическое.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования, наиболее объективные характеристики изучения системы обучения изобразительному искусству определены исследованиями по проблемам специальных художественных учебных заведений России. Методик)' подготовки художественных кадров и художественно-педагогическую систему Российской Академии художеств XYIII в. рассмотрели Э.М.Белютин (78-80), Н.А.Дмитреев (27), Н.М.Молева (77-80), Н.Н.Ростовцев (113-115), Н.П.Яворская (156). Ведущие провинциальные заведения Казани, Саранска, Арзамаса, Пензы, Нижнего Новгорода В XIX веке и определение их места в ис- тории художественного образования России исследователи Т.В.Алексеева (1), Н.Д.Корнилов (56), Г.Г.Поспелов (108). Историю методов преподавания предмета рисования в России, применение педагогических идей и взглядов в XVIII -XIX столетиях изложили А.Г. Венецианов, Г.А.Гиппиус (20), А.Е.Егоров, А.Й.Иванов, И.Д.Прейслер (85), Н.Н. Ростовцев (113-115), А.П. Сапожников, В.К.Шебуевидр.

Начало изучению и систематизации художественной культуры Урала в XVIII -XX веках, отражению творчества многих художников положили Е.И.Егорова (30), Н.В.Казаринова (44), В.А.Каменский (45), АГ.Козлов (51), Б.В.Павловский (92-94), И.АЛронина (ПОПІ), Н.Н.Серебренников (120), С.П.Ярков (160-162).

В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в недостаточной разработанности системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков и слабом использовании положительного исторического опыта в современный период.

Исследоваыгие выявило следующие противоречия, выражающиеся в необходимости овладения студентами специальности 54 Об 00 - декоративно-прикладное искусство - знаниями по системе обучения изобразительному искусству на Урале XVIII - начало XX веков, с учетом их будущей профессиональной деятельности и в отсутствии единых концепций и методических рекомендаций по внедрению в учебный процесс основных положений системы обучения изобразительному искусству.

Цель исследования - выявить систему обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала в XVIII начале XX веков.

Объектом исследования - является обучение изобразительному искусству.

Предмет исследования - обучение изобразительному искусству на Урале в XVIII начале XX веков.

В основе диссертационного исследования лежит следующая гипотеза. Обучение изобразительному искусству студентов в современный период будет наиболее эффективным, если будут учтены особенности регионального обучения XVIII начале XX веков.

В соответствии с поставленной целью гипотезой определены задачи исследования:

1 Изучить степень разработанности проблемы в теории и на практике обучения изобразительному искусству на Урале.

Рассмотреть особенности периода XVIII начале XX веков.

Выделить критерии систематизации образовательных учреждений Урала, обучающих изобразительному искусству.

4 Построить модель системы обучения изобразительному ис кусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков.

Выявление и обоснование исторических особенностей системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала вызвана следующей необходимостью: в последние годы ведется интенсивный поиск новых методов в преподавании изобразительного искусства высшей профессионально-педагогической школой в процессе многоуровневой подготовки специалистов. И знание исторического опыта использования регионального художественно-педагогического мастерства позволит глубже понять и осознать прогрессивные тенденции развития, способствовать составлению новых учебно-методических разработок и обучению основам изобразительного искусства студентов. В свою очередь это может повлиять на их интел- п лектуальное развитие, на решение актуальных задач художественно-педагогического образования, на умение сосредоточить внимание на важнейших проблемах современности.

Методологической основой исследования системы обучения изобразительному искусству на Урале XVIII -начала XX веков явился анализ архивных материалов из фонда Центрального государственного архива древних актов (Москва), Центрального государственного архива Татарии, Государственных архивов Свердловской и Пермской областей, литературных источников и дореволюционной периодической печати ("Записки Уральского общества любителей естествознания", "Памятная книжка Оренбургского ученого округа", "Екатеринбургская неделя"), фундаментальных работ по теории и практике изобразительного искусства Е.М. Белютина (78-79), ААБеляеева (7), А.И.Бурова (9)„ И.П.Гинсбурга (18), ГАХиппиуса (20), В.С,Кузина(59), Н.М.Молевой (77-79), ИАПрониной(ПО-Ш), Н.Н.Ростовцева (113-115), АЕ.Терентьева (115), С.П.Яркова (160-162).

В архиве выявлен и изучен материал о жизни и деятельности многих художников-педагогов Пермской губернии и сделан анализ существующей системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала. Другой особенностью является то, что в исследовании использована дореволюционная периодическая печать и труды по проблеме художественного образования. Автор исходил из принципа историзма, рассматривая события и факты в тесной взаимосвязи с условиями конкретной исторической эпохи. - Установка на относительную полноту темы определили поисковый исследовательский характер работы. Все это позволяет заново пересмотреть мысль о фз^нкциональном значении уральской регио- нальной художествено-образовательной системы обучения, развивающейся в общем русле русской национальной школы изобразительного искусства и лучшего зарубежного опыта.

В процессе исследования применялись различные теоретические и практические методы. Теоретические методы включали в себя анализ учебно-педагогической и методической литературы по проблеме, анализ учебно-методических материалов по художественному образованию. Практические методы включали в себя программные разработки отдельных положений материалов исследования и личный метод работы в течение 10 лет.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1987 -1992) проводилось накопление эмпирических данных в процессе изучения архивных материалов и литературных источников.

На втором этапе (1993 - 1995) уточнялись границы исследования, разрабатывалась методическая основа, обобщался научно - справочный материал, анализировалась система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала, определялась методическая основа исследования.

На третьем этапе (1996 -1998) обобщались, конкретизировались и корректировались результаты исследования, реализовывались данные задачи через теоретический анализ опубликованных по исследуемой теме работ.

Результаты исследования подтверждены теоретической обоснованностью исходных положений, комплексным применением методов исторического и научно-педагогического исследования, анализом значительного объема архивных источников и важных публикаций по материалам исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1 Уточнены сущность системы обучения изобразительному ис кусству на Урале в XVIII - начале XX веков и ее взаимосвязь с горно заводской промышленностью, художественными ремеслами и про мыслами.

Раскрыта система обучения изобразительному искусству в различных заведениях Урала, зависящая от их структуры и базового уровня подготовки учащихся.

Рассмотрена деятельность ведущих художников-педагогов Урала, повлиявших на расцвет художественной культуры региона.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности и особенностей системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков, что позволяет по-новому спроектировать процесс обучения в современных условиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработаны и внедрены в учебный процесс методические разработки по проведению учебных занятий по методу 'Трафика" в профессионально-техническом училище № 91 Екатеринбурга (отделение "Народные художественные промыслы", Уральском государственном профессионально-педагогическом и Уральском государственном педагогическом университетах при подготовке специалистов декоративно-прикладного искусства и социальных работников, связанных с художественно-творческой деятельностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и материалы диссертационного исследования нашли отражение в публикации автора, отражены на российских региональ- ных и внутривузовских конференциях: "Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу" (Москва, 1987), "Художественная культура Пермского края и ее связи" (Пермь, 1989), "Художественный металл Урала" ( Екатеринбург, 1990), "Художественное образование на Урале" ( Екатеринбург, 1992), "Пермский край: прошлое и настоящее" (Пермь, 1997), "Россия и запад: взаимодействие индустриальных культур" (Нижний Тагил, 1996).

Материалы диссертационного исследования использовались автором в личном опыте работы.

На защиту выносятся следуюище положения:

Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков.

Педагогические условия на основе исторического опыта подготовки художников-педагогов.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения, включающего материалы из фондов государственных архивов и дореволюционной периодической печати (документы, фотографии, рисунки). Библиографический список включает 162 наименования.

Научно - теоретические проблемы изучения системы обучения изобразительному искусству

В основу исследования системы обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков положено изучение теоретических аспектов и уточнение содержания ряда терминов, анализ которых позволит лучше осознать и выделить понятия объективной и субъективной новизны и, одновременно творческой деятельности художников-педагогов.

Так, проблема системы обучения изобразительному искусству в последние годы выносится на передний план как одна из наиболее актуальных в педагогической науке. В центре ее внимания находится основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц. Сама система определяется как нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и исходящих во взаимодействии частей, образующих определенную целостность, единство.

Гносеология понимает систему обучения как познавательную деятельность субъекта по отношению к объекту познания. В данном контексте рассматриваемый аспект системы обучения изобразительному искусству тесно взаимодействует с художественным образованием, под которым понимается и определенная культура, включающая в себя специфические знания художественного языка, видов искусства, традиций, истории, развитие способностей к событию (13, 49). Современная педагогика базируясь на общих положениях представляет систему обучения как целенаправленный процесс воспитания и обучения; совокупность систематизированных знаний и умений, навыков, полученных как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения (6, 152).

Под обучением понимается основной путь получения образования, целенаправленно организованной, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц (908, 124).

Под педагогической системой подразумевается совокупность взаимосвязанных материальных и идеальных компонентов природного и искусственного происхождения, необходимое для осуществления процесса передачи опыта одним поколением людей и усвоения его другими в интересах личности, общества и государства (25, 84).

Наш взгляд наиболее правильная формулировка системы обучения применительно к изобразительному искусству - это расположение в последовательном порядке знаний и практических навыков, составляющих единое целое в процессе отражения на плоскости реалистического изображения с использованием наиболее эффективных методов и приемов (17, 114). Изобразительное искусство объединяет познание художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоения навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Используя систему обучения обращается внимание на трактовку термина "изобразительное искусство". Основные положения, представленные в трудах А.В.Бакушинского, Н.Н.Ростовцева, Е.П.Юсова и др. выявили возможность опираться на результаты изучения генезиса возникновения и эволюции изобразительного искусства. Анализ категории этого термина позволяет выделить понятие объективной и субъективной новизны и, одновременно, творческой деятельности. Высшая художественная школа , закладывая основы художественного профессионального мастерства, определяет "изобразительное искусство" как средство выражения чувств, мыслей, фантазий, представленной в любом виде творческой деятельности. Изобразительное искусство может нести и общее название искусств воплощающих художественные на плоскость в пространстве (5, 6), и содержание (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), являющихся в реальной действительности и отражающейся в художественных образах (245, 86).

Несмотря на то, что проблема изучения системы обучения изобразительному искусству сложилось в современной литературе и существует довольно продолжительное время, в определенном понятии "изобразительное искусство" - единые формулировки отсутствуют. Отсюда различные подходы к решению и рассмотрению этого вопроса.

Историко-культурологические особенности уральского региона

Урал - старейший горнопромышленный регион России. Природные богатства способствовали его интенсивному освоению русскими в XIV - XVII веках: сюда пришли в поисках лучшей доли, свободных земель, пушнины, соли выходцы из Поволжья и Русского Севера. В конце XVII - начале XVIII веков началась интенсивная разработка медных руд, строительство заводов в верховьях многочисленных рек. Общей предпосылкой развития металлургии на Урале явилась огромная потребность различных отраслей хозяйства России в металле в связи с усилением разделением труда и образованием всероссийского рынка, а также войнами, которые велись в этот период Россией. В 1697 году на реках Каменке и Нейва были разведаны железные руды, а в 1701 году Каменский и Невьянский заводы выдали первый металл. Позже возникли Выйский (1722г.), Екатеринбургский (1723г.), Тагильский (1725г.) и другие. Почти два столетия Урал занимал первое место в мире по производству металла.

Славу промышленному Уралу принес талантливый мастеровой люд. Выходцы из Новгородской, Псковской, Тульской, Вятской и других губерний России принесли с собой в далекий край не только профессиональные навыки металлургов, каменщиков, плотников. Новый этнос имел за плечами огромный багаж знаний, жизненного опыта и культурных традиций, и даже при различии взглядов и интересов, ведения хозяйственного уклада проявились единые точки мировоззрения и миропонимания, цементирующие людей. Это прежде всего богатейшие источники культуры и искусства. Откуда черпали творческие начала при всех превратностях и тяготах жизни? Л.Н.Гумилев отмечает, что "импульсы", возникающие в биосфере... и есть материальная основа творчества, проявляющаяся в стремлении то к красоте -искусство, то к истине - наука, то к справедливости - мораль, то к власти - благодаря этому импульсу создаются господства, то к победе - будь то завоевания чужой страны или мимолетный успех оперного тенора и т.д." (346, 23).

Накопленное человечеством духовное и культурное наследие находило на Урале свое и первоосмысление. Новая Среда бытования людей и новое мышление, развитие новых экономических связей с Востоком и Западом способствовали возникновению и новых, невиданных до XVIII века ремесел: меднопосудного, чугунолитейного, камнерезного, бз латного, лакового, керамического...Возникла благоприятная ситуация, благодаря которой закладывались основы новой культуры, искусства, образования. Причину тому необходимо искать в успешном развитии горнозаводской промышленности. С приходом на Урал выходцев из центральных регионов России началась, как отмечают исследователи, бурное развитие школьного дела (30, 38). Реформы проводимые правительством в сфере культуры., науки и техники, повлияли в свою очередь и на просвещение: уже в начале XVIII века открываются первые светские государственные школы(155? 54). Просветитель И.И. Бецкой (1704 - 1795) внес предложение воспитывать новую породу людей" из всех сословий, благодаря полученным ими знаниям, привитым взглядам и привычкам изменятся нравственность и поступки людей (163, 54).

В развитии просвещения на Урале в XVIII веке большую роль сыграли реформы Петра I, который имел немало последователей, видное место среди них занимал В.Н.Татищев (1686 - 1750) - основатель исторической и других наук, крупный государственный деятель. Благодаря ему было много сделано для развития просвещения обогащения педагогической теории своего времени, заложены прочие основы подготовки профессиональных технических кадров. В.Н. Татищев впервые выдвинул идею централизации дела просвещения путем создания специальной коллегии (см.: "Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР". М., 1973). Это удалось ему осуществить на Урале: организация просвещения осуществлялась коллегиальным органом - правлением горных заводов.

Урал в первой половине XVIII века начал формироваться одновременно как крупный центр просвещения России, включивший для изучения в качестве специального курса изобразительное искусство, как отмечает И.АПронина, "приходилось преодолевать значительные трудности, главным образом из-за недостатка педагогов и отсутствия учебников" (41, ПО). О том, какое пристальное внимание уделялось в это время школам, свидетельствует "Наказ" выдающегося государственного деятеля и ученого В.Н.Татищева комиссару Уктуского и Алапаевского заводов, в котором одна из глав посвящена обязательному строительству школ при заводах (Гос. Архив Свердловской обл. ф.24, ,д.3212,л.49(об)-50).

Уровень развития производственных сил требовал изменения содержания общего образования, в том числе и художественного; этого требовала необходимость подготовки специалистов для многих отраслей хозяйства.

Система обучения изобразительному искусству в России XVIH - начало XX веков

Рассматривая систему обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала необходимо раскрыть и те факторы, которые способствовали зарождению ее основы. В этом выражена необходимость, вытекающая из всего понимания исторического процесса. Само понимание историческо-педагогической, точнее филогенетической стороны проблемы огромно, поскольку речь идет об одной из самобытных сторон человеческой деятельности - процессе обучения изобразительному искусству.

Российская система обучения изобразительному искусству берет свое начало с X - XI веков, с развития славянской письменности. Именно в этот период возникла потребность в подготовке художественных кадров (10-21, 113). В XIV - XVI веках русские художники Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий и др. проявили себя одаренными мастерами иконописного творчества. Все самое лучшее, накопленное или в процессе художественной деятельности стало достоянием последующих поколений.

В XVII веке появилась возможность открытия одной из первых специальных школ в России - Художественной мастерской при Оружейной палате Московского Кремля. Художник - педагог Симон Ушаков (1626-1686) осуществил серьезный и целенаправленный подход в профессиональной подготовке учеников: через освоение практических навыков изобразительного искусства, через копирование иконописных и светских образцов. Овладение мастерством художника требовало умение технических приемов и раскрытия творческой индивидуальности. Проблема ученичества решалась с учетом особенностей ученика. В системе обучения преобладал принцип наглядного метода. Наиболее позднем этапе обучения происходило познание натуры. В целом метод обучения являл собой систему целенаправленных, ориентированных на достижение конкретного эффекта. Процесс художественного обучения одновременно являлся средством воспитания и развития ученика (63, 113).

Культурный перелом, совершавшийся в России на протяжении длительного времени, отразился непосредственно на системе обучения изобразительному искусству. Переход от древнерусских традиций к Новому времени сопровождался насаждением европейских социально - этических и художественных идеалов, генетически связанных с развитием образования.

В начале XVffi века были заложены лучшие традиции академической системы обучения изобразительному искусству, благодаря новым политическим, экономическим и культурным преобразованиям в России. В качестве обязательного предмета в учебный процесс Морского и Кадетского корпусов вводится рисование. Обращается пристальное внимание на практически полезное занятие, связывая с ним идею развития у юношества эстетического вкуса и чувства прекрасного. Художественные традиции древнерусского искусства в XVIII веке уступили место новой системе обучения изобразительному искусству: иконописные методы и приемы обучения были заменены академическими; что в свою очередь явилось важным фактором развития научного и технического прогресса в России. Иконописными методами нельзя было ни иллюстрировать ни научные книги, ни исполнять чертежи и технические проекты, ни делать документальные зарисовки (272-273, 27). В 1724 году при Российской Академии наук открывается "Рисовальная палата", где изобразительное искусство стало основополагающим направлением в деятельности. Осознание этого положительного фактора происходило параллельно со становлением педагогической науки, опиравшейся на лучшие достижения России и Западной Европы.

Одним из первых учебных пособий, используемых в процессе обучения в первой половине XIX века, стала "Прейслерова рисовальная книга" (85). Пособие имело успех в течение всего XVIII века, а основные ее принципы были положены в основу академического художественного образования. Система обучения по Й.Д.Прейслеру представляла собой модель того, что рисунок любых сложных моделей представляет собой простейшие геометрические фигуры, из которых легко можно построить необходимый объект изображения. Метод обучения основывался на обучении наглядности и последовательности. Правила изображения иллюстрировались различного рода методическими пособиями и таблицами.

Созданная в 1757 году Российская Академия художеств стремилась активно насаждать свои методические приемы обучения. На Урал планомерно отправлялись различные пособия и рисунки для учебного копирования. Полученные знания выпускниками Академии применялись при исполнении изделий художественной значимости: камнерезных украшений, изделий из металла. Отсюда и преобладание в художественном образовании ремесленно - технического начала, заметный перевес практического обучения над теорией, тесная связь школы с удовлетворением конкретных и насущных потребностей жизни.

Похожие диссертации на Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков