Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2. Особенности учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества 26
1.3. Творческий потенциал учителя трудового обучения как педагогическая проблема 47
Выводы но главе 76
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 77
2.1. Структура и содержание модели учебно-творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала учителя трудового обучения 77
2.2. Использование коллективных форм творческой деятельности 98
2.3. Организация исследовательской деятельности учителя 108
2.4. Содержание творческих задач для учебно-творческой деятельности 125
2.5. Итоги опытно-экспериментальной работы 138
Выводы по главе 161
Заключение 162
Библиография 164
Приложения 183
- Сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях
- Творческий потенциал учителя трудового обучения как педагогическая проблема
- Структура и содержание модели учебно-творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала учителя трудового обучения
Введение к работе
Современной основой профессиональной подготовки учителя является гуманистическая парадигма образования, базирующаяся на антропологическом подходе к общечеловеческим и национальным ценностям и новым социокультурным реалиям, предполагающая применительно к профессиональной подготовке учителя создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие креативных возможностей личности.
Важнейшей задачей ингегративной образовательной области "Технология" становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к труду, что является условием успешности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации школьников.
Поэтому главным условием решения обозначенных задач является четкая направленность профессиональной подготовки учителя трудового обучения на формирование его творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного образования.
Анализ ряда исследований (Т.Г.Браже, Л.К.Веретенникова, П.Ф.Кравчук, М.Г.Мерзлякова, В.Г.Рындак, Н.Д.Ряховских, О.К.Черепанова, Н.М.Яковлева) позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала учителя рассматривается практически во всех предметных областях, за исключением образовательной области "Технология".
Особенность профессионального труда учителя в образовательной области "Технология" определяется тем, что в базисном учебном плане она является единственной, где наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится предметно-практической созидательной деятельности учащихся.
Основное противоречие, выявленное в процессе анализа профессиональной деятельности учителя трудового обучения, состоит в том, что с одной стороны -целью гуманистически ориентированной парадигмы отечественного образования является самореализация человека, а с другой - наблюдается слабая разработанность теоретических вопросов проблемы творческого потенциала учителя.
Проблема исследования заключается в определении, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения, стимулирующие развитие его творческого потенциала.
Все вышесказанное определило цель нашего исследования.
Цель исследования: разработать структуру, содержание, методы и формы учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения, обеспечивающие развитие его творческого потенциала.
Исходя из вышеизложенного, была сформулирована тема нашего исследования: "Педагогические основы учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения в современной школе".
Объект исследования: учебно-творческая деятельность учителя.
Предмет исследования: учебно-творческой дея- тельности учителя трудового обучения в современной школе.
Гипотеза исследования: учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения будет способствовать развитию его творческого потенциала, если; - на основе анализа психолого-педагогических исследований будут выяв лены сущность и содержание учебно-творческой деятельности учителя трудо вого обучения в современной школе; - будет разработана модель учебно-творческой деятельности, раскры вающая ее структуру, содержание, методы, формы на основе взаимосвязи тео рии и практики в процессе трудового обучения ( в образовательной области "Технология"); будут определены эффективные методы и формы организации учебно-творческой деятельности учителя, раскрывающие ее индивидуальный и коллективный характер; будет разработана совокупность творческих задач в структуре учебно-творческой деятельности учителя с учетом их сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений; будут разработаны критерии оценки развития творческого потенциала учителя трудового обучения.
5 Цель и гипотеза определили задачи исследования: її* 1. На основании анализа научной литературы выявить сущность и содер- жание учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения в современной школе.
Разработать модель учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения.
Разработать содержание и определить классификацию творческих задач в структуре учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения.
Определить эффективные формы и методы учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения.
Выявить критерии оценки развития творческого потенциала учителя трудового обучения.
Методологической основой исследования выступают концепции воспитания и развития личности; положения о необходимости гуманизации образования, о ведущей роли деятельности как факторе развития личности; диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений, причинно-следственных связях.
Структура, логика и ведущие идеи нашего исследования базируются на концепции интегративной педагогики В.А.Разумного, рассматривающего единство эмоционального, интеллектуального и духовно-нравственного аспектов обучения на основе предметно-практической деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов (1996-2001 г.г.) на базе 4 кафедры технологий и предпринимательства ИМ К! и ГІРНО МО и 32х ОУ Мое- ковской области (лицей № 11 г.Химки, шк.№ 2 г.Сходня Химкинского р-на, шк. № 17 г.Дубна, шк. № 9 г.Серпухов и др,).
На первом этапе (1996-1997) осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры, методология и методика исследования, понятийный аппарат. Проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1997-2000) разрабатывалась технология процесса развития творческого потенциала учителя труда. Проводился формирующий эксперимент, который сопровождался проведением контрольных срезов, последующим анализом, систематизацией, обобщением полученных данных.
На третьем этапе (2000-2001) осуществлялась подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем;
I. На основе анализа философской, психолог о-педагоги ческой и специальной литературы по художественному творчеству выявлены сущность и содержание учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения, под которой в нашем исследовании понимается учебно-творческая деятельность декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эстетические компоненты.
Творческий потенциал учителя трудового обучения как субъекта учебно-творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (художественно-теоретических и технологических основ ДПИ), умений (художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих учи геля трудового обучения к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обес-
7 печивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на художественно-творческую деятельность.
Разработана модель учебно-тпорческой деятельности учителя трудового обучения на основе взаимосвязи теории и практики образовательной области "Технология", включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: поощрение сомнений по отношению к общепринятому; поощрение умения находить, формулировать и переопределять проблему; включение в программу обучения разделов, позволяющих обучающимся демонстрировать их творческие способности и др.).
Разработано содержание творческих задач и выявлена их классификация на основе учета познавательной сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений в процессе повышения квалификации учителей трудового обучения.
Определены эффективные методы (такие, как: проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческого потенциала учителя трудового обучения.
Выявлены признаки творческого потенциала учителя трудового обучения как субъекта учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения).
Определены критерии оценки развития творческого потенциала учителя трудового обучения - уровни творческой активности (стимульно-продуктивный, эвристический, креативный) и дана их качественная характеристика применительно к каждому признаку творческого потенциала.
Практическая значимость исследования: разработана и апробирована программа спецкурса "Основы творческой деятельности" (см. Приложение № 6), разработано, издано и апробировано учебно-методическое пособие для учителя. Разработанные автором методические рекомендации по развитию творческого потенциала учителя трудового обучения используются в учебном процессе кафедры технологий и предпринимательства ИПК и ПРНО МО. Они могут быть использованы также при повышении квалификации педагогов дополнительного образования.
На защиту выносятся:
Модель учебно-гворческой деятельности учителя трудового обучения на основе взаимосвязи теории и практики образовательной области "Технология", включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: поощрение сомнений по отношению к общепринятому; поощрение умения находить, формулировать и переопределять проблему; включение в программу обучения разделов, позволяющих обучающимся демонстрировать их творческие способности и др.), способствующая развитию творческого потенциала учителя трудового обучения.
Совокупность творческих задач и заданий в учебно-творческой деятельности учителя труда, построенных на содержании учебных программ образовательной области "Технология", и отличающихся по сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений.
Эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и формы организации обучения (индивидуальная, совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая), стимулирующие развитие творческого потенциала учителя трудового обучения.
Совокупность критериев оценки развития творческою потенциала учителя трудового обучения (уровней творческой активности: стимул ьно-продуктивного, эвристического, креативного).
9 Апробация основных положений диссертационного исследования была проведена в процессе повышения квалификации учителей трудового обучения в ИПК и ПРНО МО. Материалы исследования докладывались на Всероссийском научно-методическом семинаре "Народные ремесла в этнохудожественном воспитании детей" (ноябрь, 1996 г.), Всероссийской научно-практической конференции "Современные формы приобщения детей к традиционным художественным ремеслам" (ноябрь, 1997 г.), семинаре-совещании "Методика преподавания технологии в условиях действия государственных образовательных стандартов" (июнь, 1998 г.), Московской городской научно-практической конференции "Совершенствование подготовки учителей технологии на пороге XX века" (март, 2000 г.), областной выставке детского творчества "Ребенок в мире народной культуры" (Балашиха, апрель 2001 г.), VII международной конференции по проблемам технологического образования школьников "Технология-2001" (октябрь-ноябрь 2001 г.). Основные положения диссертации получили отражение в публикациях по теме исследования.
Сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях
Педагогический анализ специфики творческого потенциала личности и учебно-творческой деятельности прежде всего требует осмысления более широкого понятия- "творчество".
В данном параграфе анализируется сущность и содержание творчества как феномена человеческой деятельности и как проблемной психолого-педагогической области. Обобщение различных взглядов на творчество представлено в виде некой структурной схемы.
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля [90; 152; 207].
В философской литературе употребление понятия "творчество" много-планово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческий потенциал", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность", "творческая индивидуальность" и др.
В философском понимании (Н.А.Бердяев, К.Юнг, В.Ф.Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития [14; 44;191 и др.].
Психологи (А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев, Д.Г.Богоявленская и др.) рассматривают творчество как продукт мысли гельной деятельности. И что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности [22; 180:191:192;270 и др.].
В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И.Андреев, В.И.Загвя-зинский, Ю.Н.Кулюткин, Ю.А.Козырева и др.) [5;28;123;125;134;241 и др.].
Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего (по замыслу и материальному воплощению). Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д. [25; 177 и др.].
В основе современной науки лежит представление о человеке как о существе творческом [42; 65;135 и др.].
Исследователи (П.Ф.Кравчук, С.Г.Глухова, Л.К.Веретенникова и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики [16;22;52;53 и др,], так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности [42;210 и др.].
Однако, большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.
Ряд авторов (Т.Г. Браже, А.М.Матюшкин, И.Ф.Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности [27;149;213].
Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б.Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности" [63, с.9].
Некоторые ученые оценивают степень творчества по признаку алгоритмизации деятельности. И, как следствие, приходят к делению профессий на "творческие" и "нетворческие". По логике такого деления человек может быть не мастером, а ремесленником, но все равно принадлежать к творческой профессии [180, с.6].
Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека, К.А.Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека — его целенаправленность. В природе происходит процесс развития, но не творчества [125]. Однако, некоторые авторы (Я.А.Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием "развитие". "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития" [191, с.73].
Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным [214].
Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования [111].
В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений [42;144].
Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности; б) самореализация личности, опредмечивание ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества [89].
Творческий потенциал учителя трудового обучения как педагогическая проблема
В соответствии с изложенным в предыдущем параграфе, где была дана характеристика учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом как оптимальному по эффективности механизму и содержательной основе процесса актуализации творческого потенциала учителя труда, обратимся к определению сущности самого понятия "творческий потенциал личности" и его специфике применительно к данному исследованию.
В этом параграфе дается анализ сущности и содержания понятия "творческий потенциал личности". Обобщение различных взглядов по этому вопросу представлено в виде структурной схемы на рис.4. Выделенные авторами критериальные признаки творческого потенциала сведены в картограмму (рис.5) в соответствии со схемой (рис,4). В этом ряду определены те признаки, которые являются специфическими для рассматриваемой в данной диссертации учебно-творческой деятельности, и представляют структурные компоненты творческого потенциала. Дается характеристика выделенным критериальным признакам, и на основании этого - определение творческого потенциала учителя трудового обучения как субъекта рассматриваемой деятельности,
Анализ различных авторов, освещавших проблему творческого потенциала личности, показал, что единства в определении этого понятия нет. В связи с этим, обратимся вначале к составляющим его понятиям: "творчество", "потенциал", "личность".
Сущность и содержание творчества изложены в параграфе 1.1.
Что касается потенциала, то в характеристике этого понятия авторы в основном сходятся во мнении. Потенциал в философии рассматривается как источник возможность, средство, запас, имеющиеся в наличии в скрытом состоянии, но что может быть приведено в действие, использовано для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи [88;213;263 и др.].
Среди разнообразных определений понятия "личность" для нашего исследования является особенно значимым то, что дает отечественный психолог В.В.Давыдов. Он считает, что личностью является индивид, обладающий определенным творческим потенциалом [64]. То есть, творческое развитие есть высшее направление в развитии личности человека в целом.
Таким образом, потенциал личности определяется через готовность к осуществлению какой-либо деятельности и через возможность достижения определенного уровня личностного развития. В общефилософском плане творческий потенциал определяется как совокупность возможностей целенаправленной преобразовательной деятельности [111].
Психологи и педагоги характеризуют творческий потенциал личности следующим образом:
- как интегрирующее качество меры возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (В.Ф.Овчинников);
- как одну из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал (С.МКаган, Н.В.Кузьмина);
- как интегральное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (А.М.Матюшкин);
- как возможность актуализации личности (Н.Б.Крылова),
как развитое чувство нового, открытость всему новому, как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г.Браже, Ю.Н.Кулюткин) [27;115;121;122; 149;175].
Ряд авторов определяет творческий потенциал личности как интегральную целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающих его субъективную потребность в самореализации и саморазвитии [88].
Структура и содержание модели учебно-творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала учителя трудового обучения
Целью данного параграфа является обоснование модели учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом, стимулирующей развитие творческого потенциала учителя трудового обучения как субъекта этой деятельности, с учетом того, что главным фактором функционирования модели является взаимосвязь теории и практики учебно-творческой деятельности.
Для этого проводится анализ категории "взаимосвязь" в философской и психолого-педагогической литературе. На основе анализа принципов, функций, этапов, уровней взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности в развитии творческого потенциала учителя трудового обучения раскрываются формы, методы, условия реализации данной взаимосвязи.
В современном научном познании проблема взаимосвязи является одной из центральных. В философии взаимосвязь трактуется как категория, отражающая бесчисленные связи предметов и явлений между собой в процессе изменения материального мира [24;126;247]. В настоящее время в науке не существует единогомнения в отношении понятия "взаимосвязь". В качестве синонимов употребляются "взаимоотношение", "взаимозависимость", "соотношение", "взаимодействие", "отношение".
Как считает В.К.Кириллов, связь это системно-структурное понятие, реализующее системную целостность объекта. Отношение же не выражает целостности системы, и в этом заключается его коренное отличие от связи [97, с.31]. Связь - это отношение взаимной зависимости, обусловленности между чем-нибудь [177, С.696]. Анализируя философскую, педагогическую, социологическую литературу, можно утверждать, что любая система рассматривается учеными в плане определенных связей. Изучению видов, уровней, типов взаимосвязи посвящены работы З.С.Левчук, Л.Е.Романенко, В.Г.Рындак, Н.Д.Ряховских [127;208;215; 216]. Системный подход к классификации взаимосвязей характерен для ис I следований Л.Я.Зориной, Н.В.Кузьминой, В.Н.Максимовой [81;120;143]. В их работах взаимосвязь теории и практики исследуется как средство познания практики, ее прогнозирования и совершенствования.
Взаимосвязь теории и практики представляет собой взаимодействующую систему, отражающую процесс воздействия одного объекта на другой, их взаимопроникновение, взаимообусловленность, взаимовлияние Я 6% 5 и др.],
Под теорией в общефилософском смысле понимается "система основных идей в той или иной отрасли знаний.
Теорией называют раздел науки, а также "совокупность правил в области какого-нибудь мастерства" (например, теория цвета, теория шахматной игры и др.)[177,с.782].
Практика - фундаментальная философская категория, означающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей, критерий истины, мерило, позволяющее разграничить истину и заблуждение [247, с.814].
Одним из наиболее распространенных является определение практики как целостной системы операций. При этом указывается на то, что практика раскрывает свое существо в следующих моментах: цель, сама целесообразная деятельность, предмет, средства, результат практической деятельности [25, с.340].
Для нашего исследования важно понимание практики как структурно-целостного процесса коллективной преобразовательной деятельности.
Учитывая вышесказанное, мы понимаем под теорией учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера -деятельность субъекта по усвоению знаний в области декоративно-прикладного искусства (художественно-исторических; художественно-теоретических и технико-технологических основ ДНИ).
Практикой в нашем исследовании является сама учебно-творческая деятельность декоративно-прикладного характера в совокупности форм, методов, средств и условий ее осуществления на определенном предметном содержании.
Проблема исследования потребовала обращения к взаимосвязи теории и практики как главному фактору развития творческого потенциала личности.
Развитие творческого потенциала нами рассматривается в двух аспектах: 1) как реализация и преобразование в творческую способность (высшая ступень развития - самореализация как максимальное раскрытие творческой способности); 2) как переход на более высокий уровень потенциальных возможностей.
Творческая подготовка учителя представляет собой "также педагогическую систему, которая является совокупностью взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, преднамеренного педагогического влияния на формирование личности" [271, с. 15]. Проблема взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала учителя труда включает и все структурные компоненты системы образования: содержание, организацию, методы, формы обучения.
Взаимосвязь рассматривается нами как педагогическое явление, функционирующее на личностном уровне, что позволяет включить развитие творческого потенциала учителя труда в суть образовательного процесса в системе повышения квалификации учителей.