Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы Труфанов Петр Александрович

Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы
<
Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Труфанов Петр Александрович. Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Магнитогорск, 2004 204 c. РГБ ОД, 61:04-13/2734

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы индивидуализированного обучения учащихся сельских школ 13

1.1 Педагогический аспект решения проблемы индивидуализированного обучения учащихся сельских школ 13

1.2 Особенности организации изобразительной деятельности учащихся сельских школ 40

1.3 Комплекс педагогических условий индивидуализированного обучения изобразительной деятельности учащихся сельских школ 70

Выводы по 1 главе 101

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса педагогических условий индивидуализированного обучения изобразительной деятельности учащихся сельских школ 104

2.1 Цель, этапы и содержание опытно-экспериментальной .работы... 104

2.2 Особенности методики реализации учебно-технологического курса по изобразительному искусству 129

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы. 156

Выводы по 2 главе 181

Заключение 185

Библиографический список 187

ПРИЛОЖЕНИЯ 203

Введение к работе

Актуальность, проблемы исследования. В современной; образова-=*-- ' тельной системе происходят изменения, направленные на обучение и воспитание учащегося на основе изучения его личностных характеристик и последующего применения полученной информации в образовательной сфере. При этом важным является сохранение уникальности и своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребенком по развитию у него интереса и способностей к познанию, а также развитию индивидуальности и навыков изобразительной деятельности. Это является основанием для обновления образовательного пространства и поиска эффективных форм образовательного процесса.

Закон РФ ".. .об образовании" от 2002 года определяет рост активности среди педагогов и ученых в поиске различных образовательных технологий, которые позволили бы совершить переход от общего среднего образования к разнообразию видов образовательных учреждений, учебных планов, программ. В настоящее время идет становление новой системы обра-, зования,. ориентированного на вхождение в; мировое . образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагает-' ся иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

На современном этапе развития школа сталкивается с необходимо- *: стью учета потребностей учащегося в индивидуальном развитии его л и ч-: ностных характеристик, склонностей; и способностей, сохраняя при этом общую направленность тенденций развития человеческой цивилизации. В основу учебного процесса ставится изменение целей и содержания образования. При этом изменения состоят в постепенном переходе от учебных программ традиционной системы обучения, основанной на усвоении основ наук: знаний, умений и навыков, к ориентации на овладение совокупно-

4 стью универсальных умений каждым учащимся, полное раскрытие возможностей и потребностей с учетом особенностей личности.

Принцип вариативности, заложенный сегодня в российском образовании,'дает* возможность педагогическим коллективам общеобразовательных школ выбирать и конструировать педагогический процесс по любой образовательной модели, в том числе — по авторским. В данном направлении ведется разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной: дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработке и практическом обосновании новых идей и технологий;

Система образования формирует среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка, в соответствии с природными данными, развитие творческих способностей. В педагогике творчество рассматривается как средство обучения, обеспечивающее возможность для саморазвития и самовоспитания личности учащихся. Творчество во многом; определяется становлением эстетической культуры учащегося, его полноценного воспитания и развития. В свою очередь, изобразительная деятельность, будучи частью творчества и эстетической культуры, рассматривается как важное звено в воспитании и обучении учащихся в об-; щеобразовательной школе.

В образовательном пространстве решением проблем творческого, эстетического воспитания занимаются многие исследователи и педагоги, которые разрабатывают новые методы обучения учащихся: Б.П. Юсов видит развитие учащегося в полифоническом обучении и интеграции искусств; Т.Я. Шпикалова рассматривает эстетическое развитие ребенка как процесс обучения его основам народного творчества; И.П. Волков предлагает создать творческие книжки по интересам ребенка и т.д. Каждый из исследователей рассматривает пути реализации процесса обучения исходя из личностных характеристик учащегося.

Анализ литературы и педагогическая практика свидетельствуют о том, что в средних общеобразовательных школах сельской местности отсутствует единая система диагностики изобразительной деятельности учащихся, что в значительной степени затрудняет процесс обучения и развития учащегося. Отсутствие единой программы диагностики индивидуальных особенностей и изобразительной деятельности в значительной степени задерживает процесс развития индивидуальных навыков. А программы, предлагаемые Министерством образования РФ, не рассчитаны на проведение подобных мер диагностирования и учета индивидуального развития, что соответственно, не гарантирует максимально эффективного процесса обучения изобразительной деятельности в общеобразовательных школах сельской местности.. Не учитываются в полной мере интересы и - возможности учащихся в практике овладения изобразительной деятельностью и основами изобразительной грамотности. При этом на предмет «Изобразительное искусство» возложена функция формирования эстетической культуры учащегося, так как в сельской местности, в силу особенностей формирования информационного пространства, или точнее в его частичном отсутствии, на предметы эстетического цикла возложены дополнительные' функции. В таком случае учет индивидуальных особенностей учащегося становится более необходимым и актуальным.

Современное обучение строится путем применения педагогических технологий, которые в основу процесса обучения ставят индивидуальность и своеобразие ребенка: индивидуальное обучение, дифференцированное обучение, теории развития личности, технологии развивающего обучения, мониторинг в образовательной сфере, теорию и методику изобразительной деятельности, психолого-педагогическую теорию творчества и др.

Анализ работ по проблеме исследования показал, что в учебных программах и методических рекомендациях к ним не уделяется должного внимания обучению изобразительной деятельности учащихся сельской школы. То есть в настоящее время в процессе обучения применяются тех- нологии и программы, не отражающие всей потребности учащегося в изобразительной деятельности, если он проживает в сельской местности.

В нашем исследовании мы решаем проблему в процессе преподавания предмета «Изобразительное искусство» в условиях сельской, школы, где процесс обучения осуществляется посредством реализации комплекса педагогических условий индивидуализированного обучения изобразительной деятельности учащихся сельских школ.

Актуальность решения проблемы исследования определяется наличием образовательного заказа на формирование творческой личности учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности на основе его индивидуальных навыков и умений. Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема организации учебной изобразительной деятельности в сельской? школе всегда была и остается актуальной. Возникает необходимость в выделении педагогических условий, обеспечивающих решение поставленной проблемы.

Исходя из актуальности проблемы исследования была сформулирована тема диссертации: "Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы". *

Целью исследования мы ставим выделение, теоретическое обоснование и экспериментальную апробацию комплекса педагогических условий, индивидуализированного обучения изобразительной деятельности учащихся сельских школ, обеспечивающих эффективное развитие их творческих способностей в процессе овладения изобразительной деятельностью.

В качестве объекта диссертационного исследования мы выбрали процесс обучения учащихся сельских средних общеобразовательных школ. Предметом исследования является индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельских общеобразовательных школ.

7 : Гипотеза нашего исследования опирается на то, что эффективность индивидуализированного обучения учащихся сельских общеобразовательных школ изобразительной деятельности может быть обеспечена при выполнении следующего комплекса педагогических условий: определение индивидуального-пути развития изобразительной деятельности учащихся сельских школ на основе результатов педагогического > мониторинга; комплексная реализация: разнообразных видов изобразительной деятельности учащихся, способствующих развитию их творческого потенциала; внедрение учебно-технологического комплекса по предмету «Изобразительное искусство» как средства индивидуализированного обучения учащихся изобразительной деятельности. *

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены следующие задачи исследования::

1.. Определить степень разработанности проблемы исследования в педагогической теории и практике.

Выделить особенности индивидуализированного обучения учащихся сельских школ изобразительной деятельности.

Разработать и апробировать педагогический мониторинг изобразительной деятельности учащегося; путем создания индивидуальной «Творческой тетради по "Изобразительному искусству" для учащихся 5-7 классов».

Разработать и апробировать методику реализации комплекса педагогических условий индивидуализированного обучения учащихся сельских школ, обеспечивающих эффективность, обучения изобразительной деятельности учащихся.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили положения об активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования; положение о творческой деятельности человека,

8 развитие его способностей в процессе деятельности; положение о деятельности как способе реализации личности в ней.

Разрабатывая теоретические аспекты исследования, мы опирались на следующие современные теории и подходы: .... теория развития личности — AT. Асмолов, Г.С.Абрамова, Л.С.Выготский, А.В. Мудрик, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Д.И. Фельдштейн и индивидуальное обучение — Н.А. Алексеев, И.С. Кон, С.А. Крупник, В.И. Максакова, К.К. Платонов, П.И. Пидкасистый, Е.С. Рабунский, А.Н. Свиридов, И.Э. Унт и др.; дифференцированное обучение — Н.А. Лобако-Лобановская, В,Я. Ляудис, И.М. Осмоловский, Л.Ф. Францева, В.В^ Фирсов, М.В. Шнейдерман, И.С. Якиманская и др.; * технологии развивающего обучения - Г.С. Альтштуллер, ИП.Волков, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, Й.С. Якиманская, Д.Б. Эльконин и мониторинг в образовательной сфере - В.П. Беспалько, И.В. Бес- »- і' . . ' а. , - . . ) тужев-Лада, Н.И. Кочетова, А.Н. Майоров, А.А. Орлов, И.Б. Охрименко, А.В. Сотов, С.Н. Силин и др.; психолого-педагогическая теория творчества — В.И. Андреев, Л.И-Божович, И.П. Волков, И.С. Кон, Т.С. Комарова и др.; теория и методика изобразительной деятельности — ГТ-Ф. Капте-рев, И.А. Карпов, Т.С. Комарова, ГЛ. Шевченко, Т.Я: Шпикалова, Б.П.Юсов и др.

Основной базой для исследования;явились Бородиновская средняя: общеобразовательная школа Варненского района, Варненская средняя общеобразовательная школа № 1, Варненский гуманитарный лицей Челябинской области. Всего в эксперименте на различных этапах исследования приняли участие 756 учащихся сельских школ, где проводился экспери-

9 мент. На различных этапах эксперимента работой было охвачено 14 учителей различных школ.

Цель и задачи определили последовательность, а также содержание: теоретико-экспериментального исследования^ которое осуществлялось, в период с 1998 по 2004 г. в три этапа. На каждом этапе в зависимости от задач проведения работы применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап (1998 — 2000 гг.) — представляет собой изучение практической работы общеобразовательных.школ сельской местности и качество осуществления преподавания изобразительной деятельности. Выявление путей совершенствования качества преподавания и эффективности обучения учащихся, возможности осуществления контроля как за деятель-* ностью учителя, так и за деятельностью учащихся в процессе обучения поиск и анализ эффективных педагогических технологий для преподавания предмета «Изобразительное искусство». На первом этапе нами изучено и проанализировано состояние качества преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» среди учителей. Изучали педагогический опыт в аспекте исследуемой проблемы, возможности педагогических: s * приемов и образовательных технологий. И к окончанию- первого этапа исследовательской работы был составлен макет программы по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся 5-7 классов.

Второй этап (2000-2003 гг.) - посвящен экспериментальной апробации авторского курса по предмету «Изобразительное искусство» в условиях, сельской школы, в течение которого нами проверялась эффективность осуществления форм контроля за деятельностью учащихся, участвовавших в проведении экспериментальной работы. По мере работы над экспериментом проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались критерии оценки изобразительной деятельности учащихся и оценка профессиональной деятельности педагога. В процессе апробации авторского курса по предмету «Изобразительное искусство» одновременно про-

10 ходила проверка комплекса педагогических условий индивидуализированного обучения изобразительной деятельности.

В процессе эксперимента мы использовали методы: моделирование,. наблюдение за реальной деятельностью учащихся, диагностические методы (анкетирование, осуществление контрольно-тренировочных заданий, тестирование), педагогический анализ и статистические методы первичной обработки результатов эксперимента.

Третий этап (2003 — 2004 гг.) — этап теоретического осмысления и переработки экспериментальных данных. В процессе прохождения второго этапа мы проводили анализ результатов опытно-экспериментальной работы в 5 — 7 классах по оценке эффективности обучения учащихся изобразительной деятельности на основе индивидуализированного обучения. На данном этапе нами разработаны методические рекомендации для учителей на основе результатов, полученных в ходе исследовательской работы..,

В процессе работы мы использовали следующие методы: теоретиче ский анализ и синтез, обобщение и систематизация материала, статистиче ские данные и методы их вторичной обработки, представление материалов эксперимента. ,, .

Научная новизна выполненного исследования заключается в сле дующем: '

1.. Выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс пе дагогических условий индивидуализированного обучения изобразительной деятельности учащихся в сельских школах; > . » ; - >

2. Выделен, теоретически обоснован и экспериментально подтвержден педагогический мониторинг изобразительной деятельности учащихся сельских школ, основу которого составляет разработанный учебно-технологический комплекс.

Теоретическая значимость исследования заключается в выделении, обосновании и уточнении зависимости эффективности обучения изобразительной деятельности учащихся сельских общеобразовательных школ от их способностей к изобразительной деятельности и особенностей индивидуального развития. В выделении взаимосвязи особенности преподавания изобразительной деятельности в.сельской школе на основе индивидуализированного обучения и региональных особенностей сельской местности а также в составлении учебно-технологического комплекса по предмету «Изобразительное искусство», сочетающего в себе особенности индивидуализированного обучения изобразительной деятельности и региональных особенностей сельских общеобразовательных школ.

Практическая значимость выполненного исследования определяется позитивным характером внедрения.: полученных результатов в практику преподавания предмета «Изобразительное искусство» в сельских школах, а также их позитивным влиянием на качество подготовки учащихся по данному предмету. Разработан методический материал преподавания изобразительной деятельности в сельских школах на основе индивидуализированного обучения - учебно-технологический комплекс: творческие тетради для учащихся 5-7 классов, тетради для учителя, словарь терминов и понятий по предмету «Изобразительное искусство». Разработанный нами мониторинг нашел поддержку и одобрение со стороны педагогов и руководителей образовательных учреждений. Разработанная нами «Творческая тетрадь па "Изобразительному искусству" для учащихся 5-7 классов» сельских школ представляет собой одно из средств педагогического мониторинга изобразительной деятельности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогических наук; обоснованной логикой исследования; выбором методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы на разных этапах, подтвержденными методами математической статистики. На защиту выносится:

1) Комплекс педагогических условий индивидуализированного обу чения, обеспечивающий эффективность изобразительной деятельности учащихся сельских школ: определение индивидуального пути развития изобразительной деятельности учащихся сельских школ на основе результатов педагогического мониторинга; реализация в комплексе разнообразных видов изобразительной деятельности учащихся, способствующих развитию их творческого потенциала; внедрение учебно-технологического комплекса по предмету «Изобразительное искусство» как средства индивидуализированного обучения учащихся изобразительной деятельности.

2) Учебно-технологический комплекс по предмету "Изобразительное искусство" (5 - 7 классы) в сельских общеобразовательных школах на ос нове индивидуализированного обучения и методика его реализации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе школ Варненского района (2001-2004гг.), в региональной школе педагога-исследователя и на практических семинарах районного объединения учителей «Изобразительного искусства» Варненского района Челябинской области (август 2003г., март 2004г.); на заседаниях кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета (200 І — 2004гг.); на региональной научно-практической конференции «Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования» 21-22 мая 2004г.; в публикациях автора, а также на ежегодных научных конференциях МаГУ 2001-2004гг.

Структура диссертации определяется логикой постановки и решения задач. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Педагогический аспект решения проблемы индивидуализированного обучения учащихся сельских школ

Современная наука в образовательном процессе предлагает новое содержание, подходы, новое право и отношения, новый, несколько отличный от предыдущих лет, педагогический менталитет. Важнейшей составляющей педагогического процесса становятся взаимоотношения и взаимопонимание ученика и учителя. Этот процесс основан на принципах гуманистической педагогики, где в процессе обучения особая роль отводится духовно-нравственному воспитанию личности учащегося.

Идет активный поиск различных вариантов повышения эффективно-сти образовательных структур среди научных работников и педагогов, разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важный момент апробирования в практике новых форм — дополни-тельных и альтернативных государственной системе образования, состоит в использовании педагогических систем прошлого. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать процесс образования по любой модели, включая авторские. В целом, российское образование движется именно в гуманистическом направлении развития педагогических технологий.

Одной из главных задач педагогической науки и практики становится организация педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с целью максимального развития их общего и информационного мышления на базе общих и специальных способностей. Однако современный учебный процесс в школе еще далеко не индивидуализирован, следовательно, и недостаточно эффективен для формирования: более продуктивного процесса обучения учащихся.

Таким образом, в современной педагогике приоритетным направлением становится подбор таких форм обучения, при которых ведется учет индивидуальности учащегося, что окажет эффективное влияние на общий процесс обучения. При этом не стоит забывать о принципах дифференциации образовательного процесса, без которых невозможно построение разноуровневого обучения или внеурочных форм (факультативы, кружки, занятия в профильных классах и т.д.). Следовательно, возникает необходимость в подробном рассмотрении особенностей педагогических подходов, основанных на принципах индивидуализации, с элементами дифференциации. В данном случае стоит обратиться к педагогическому опыту прошлых лет, тем более что данными педагогическими подходами ученые занимаются не одно столетие.

Идею индивидуализации и дифференциации впервые обосновал в своей «Великой дидактике» Я. А. Коменский на основе сочетания индивидуальной и общеклассной (групповой) учебной деятельности, что нашло * отражение в его классно-урочной системе обучениям Я* А. Коменский считал, что образование способствует развитию детей. При этом индивидуализацию он рассматривал как средство группировки учащихся по уровню подготовленности к обучению и как средство продвижения ученика исходя из его способностей (69).

Начнем с того, что понятие «индивидуальность» характеризует человека как конкретное существо. Но индивидуальность человека состоит не только в том, что каждый индивид неповторим, а в том, что каждый человеческий индивид:— это отдельный, самобытный мир, который,. будучи . включен в окружающую его действительность, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность. Понятие"' личности, по мнению таких авторов, как Е.А. Ануфриев, * ЛПБуева, М.С Коган, И.С Кон, П.Е. Кряжев, И.И. Резвицкий (66, 71, 137 и т.д.), фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Такие понятия, как «индивид», «личность», «индивидуальность», имеют смысл лишь постольку, поскольку образуют собой целостную систему, представляют диалектическое единство свойств самого человека. В процессе индивидуализации складывается целостная структура личности. «Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизирует эту структуру и является важным фактором высокой жизнеспособности» (7, с.111).

Человек строит свою индивидуальность непосредственно для себя, но вместе с тем и для других. Он индивидуализируется для того, чтобы утвердить себя в обществе. Л. _

Таким образом, «индивидуализация» представляет собой совокупность элементов, процессов, тенденций, которые образуют особую форму существования явлений объективного мира, особый уровень его бытия (6, с.51). Выражая определенные закономерности существования материальной? действительности; она тем самым выступает как известный философский принцип. Она затрагивает основополагающие вопросы бытия, познания, деятельности.. Принцип индивидуализации необходим повсюду, где осуществляется регуляция деятельности, поведения людей. В деятельности происходит практическое воплощение социального опыта в индивидуальное бытие человека.

С точки зрения нашего исследования, где за основу мы берем индивидуализированное обучение, и учащиеся включаются в ходе обучения в активную познавательную деятельность, важным является утверждение о том, что человеческая индивидуальность отличается от других ее форм проявлениями изобразительной деятельности, входящих в состав творческого обучения и восприятия.: «Мы думаем, - пишет Б.Г. Ананьев, — что одним из важнейших индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека» (7, с.329).

Деятельность человека как творческая,.так и изобразительная — это деятельность, связанная с созданием чего-то качественно нового. Творчество составляет неотъемлемый признак человеческой индивидуальности, в проблеме индивидуальности скрыт его подлинный смысл.. ' \ і В структуре индивидуальности выделяют три составляющих: природную (индивидную), социальную (личностную) и субъектную. К природной основе индивидуальности относят тип нервной системы, задатки, органические потребности человека, которые, в свою очередь, существенно влияют на развитие его социально — психологических особенностей - (82). Социальная сущностная основа индивидуальности представлена личностными качествами человека и обусловлена сложившимися социальны-; ми отношениями,, своеобразными условиями воспитания. Социальный ас- " пект индивидуальности находит свое выражение в характере, способностях и подготовленности как взаимосвязанных составляющих личности. В * " общую 'структуру индивидуальности входят и* субъективные свойства че- ' ловека (активность, инициатива, предприимчивость, креативность и др.). Интеграция всех уровней индивидуальности приводит к появлению основных ее признаков: целостности, обособленности, неповторимости, автономности, наличия внутреннего «Я», стремления к творчеству (84).

Выделив базовые положения исследуемой проблемы в философском аспекте, мы подошли к рассмотрению понятия «индивидуализация обучения» в педагогике. Изучение научной литературы показало, что данная проблема существует на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и может внести достойный вклад в дело разви- тия общества, в котором выявление и развитие задатков ребенка было возложено на школу.

Что же представляет собой индивидуальный подход в процессе обучения учащихся. В психолого-педагогической литературе понятие "индивид" —это человек, как единое природное существо, представитель вида. И.С. Кон под "индивидуальностью" подразумевает: «...термин многозначный, но мы остановимся на том, который связан с человеком. Он обозначает особенное, специфическое, что связывает и отличает конкретного человека как индивида и как личность от всех других, включая как природные, телесные, так и психологические, социальные свойства. Как унаследованные, так и. благоприятные, выбранные в процессе его развития» (71, с.6).

В толковом словаре русского языка слово "индивидуальный" рассматривается как относящийся в отдельности к каждому (112, с.229).

Особенности организации изобразительной деятельности учащихся сельских школ

Малая комплектация классов, отмеченная ранее, приводит к тому, что учитель при классно-урочной- системе обучения значительно больше обращает внимание на дифференцированную или индивидуальную работу с учащимися-(153). Следовательно, создаются благоприятные условия к переходу на индивидуализированное обучение учащихся, которые мы рассматривали в 1.1 данной диссертации.

Одной из особенностей в деятельности сельских школ является то обстоятельство, что сельские дети являются естественными помощниками родителей в ведении домашнего хозяйства. С одной стороны, это только надо приветствовать, но, с другой стороны, «...экономится время на кружковую и факультативную работу, потому как дети спешат домой. Все это ограничивает их возможность заниматься более углубленно по предметам, в секциях, клубах и т.д., сокращает круг общения» (102; 33). Сокращение занятий детей во внеурочное время ограничивает круг общения их со сверстниками, что приводит к уменьшению субъект - субъектных отношений, f . . .. которые заложены в основу личностно-ориентированных технологий, рассматриваемых И.С. Якиманской, ГДС. Селевко^ В.П. Панюшкиным.

Вышеперечисленные факты ставят под сомнение применение в сельской школе вариативной части* что может повлечь к отказу учителей от дифференцированного обучения в школе. Но мы рассматриваем тот случай, когда вариативная часть'занятий применяется в полной мере, а дифференциация процесса обучения не ограничивается кружковой и факультативной работой. Просто использование факультативов и кружковой работы значительно увеличивает возможности обучения учащихся различным видам деятельности и помогает расширить их кругозор. Нельзя лишь только допускать односторонность в отборе, а также применении средств и ме-. тодов обучения, так как это неблагоприятно влияет на учащихся и, следовательно, приводит к резкому снижению эффективности форм обучения.

Развитие у всех детей отдельных качеств личности, пригодных для ? изобразительной деятельности, происходит в процессе выполнения специальных видов деятельности, отвечающих индивидуальным' интересам и возможностям; Так, например, художественные способности, творческие возможности и другие качества личности, способствующие гармоничному развитию индивидуальности учащегося, формируют в действительности общие для всех признаки и отдельные и специфические особенности каждого ребенка.

Таким образом, факт наличия у детей многообразия индивидуальных особенностей, значительных различий в условиях обучения изобразительной деятельности не противоречит групповым занятиям, при которых учитываются и общие, и подробные особенности видов изобразительной деятельности; Разумеется,: необходимо правильно понимать и. разумно соче- , тать индивидуальные и дифференцированные технологии в обучении (185, с.34).

«Проблема индивидуального и дифференцированного развития при индивидуализированном обучении не сводится к преодолению слабых сторон или к развитию способностей одного ученика» (151, с. 89). Главным : критерием является в данном случае развитие способностей у всех учащихся и учет особенностей каждого ученика/ «Жизнь во всем многообразии располагает достаточно большими возможностями выбора, а огромные потенции формирующейся психики ребенка являются резервом, необходимым для удовлетворения-разнообразных-потребностей' личности» -. (102, с.306). Смогут ли проявиться задатки ребенка или нет - это выяснится только в ходе деятельности, в основе которой лежат интересы учащегося. Поэтому достаточно важную роль в целенаправленной работе по развитию задатков играет выявление, диагностика и учет склонностей ребенка к тем или иным видам деятельности.

В свою очередь, регулярная диагностика и учет изменений, происходящих с учащимся, позволяет более полно охарактеризовать уровень развития учащегося, что поможет создать такие условия обучения, которые приведут к возможности сделать образование доступным для каждого. Постоянная забота, внимание к личности учащегося, что является неотъемлемой частью индивидуализации образовательного процесса, заставляет ребенка более ответственно подходить к учебным дисциплинам. К положительным качествам полной диагностики ребенка относится и то, что она позволяет разработать при индивидуализированном обучении такую программу, которая была бы доступна для развития физического и умственного потенциала учащегося.

Малая комплектация классов в сельской местности ставит под сомнение один из принципов индивидуализированного обучения — деление детей на группы. Но возможна при этом реализация и других форм дифференциации (факультативная работа,-кружковая работа и разделение на группы по интересам, разделение на группы по индивидуальным способностям). Также процесс дифференциации позволят разработать разноуровневую программу работы с детьми на основе их индивидуальных особенностей. Хотя педагог при индивидуализированном обучении должен, прежде всего, организовать деятельность учащихся, выступить инициатором изобразительной деятельности. Следовательно, решение о том, принять ли индивидуализированное обучение или лишь-некоторые, его элементы, зависит только от самого педагога и от условий, которые ему может предоставить образовательное учреждение.

Рассмотрим особенности школ сельской'местности, которые следует выделить в следующие признаки:

Во-первых, в связи с малой плотностью населения, комплектация классов достигает в среднем от 12 до 16 человек, и только в учебных заведениях крупных поселений или в школах с подвозным контингентом учащихся возможна комплектация класса до 25-30 человек или же существование параллелей. Но иногда из-за отсутствия детей класса вовсе не существует.

Во-вторых, «.. .недостаточно изучено влияние на учебный процесс таких факторов, как отсутствие параллельных классов, малочисленность и их малонаполняемость, что приводит к появлению своеобразных коллективов воспитателей-предметников и учителей-многоиредметников» (115, с.54).

В-третьих, отсутствие в большинстве случаев технических средств обучения и дидактической базы, это, в свою очередь, приводит к тому, что преподаватель вынужден тратить большое количество времени на подготовку и объяснение нового материала по предмету.

Комплекс педагогических условий индивидуализированного обучения изобразительной деятельности учащихся сельских школ

А.С. Макаренко говорил, что воспитание и обучение может быть успешным лишь тогда, когда в основе педагогического труда лежит определенная программа развития данной конкретной личности, по его мнению, в воспитательной работе, должна быть и общая программа "стандартная", и индивидуальный корректив к ней (93, с. 129). Необходимо следить за тем, какие изменения происходят в жизни ребенка и с чем они связаны (семья,, друзья, круг интересов, способности, склонности и т.д.), выявить это можно только в процессе изучения каждого. Например, Н.С. Колишев утверждает, что «Учет целостности и специфики личности ученика — является основным условием при организации индивидуализированного обучения» (76, с.16). В своей работе он доказывает, что только при данных условиях возможно применить индивидуализированное обучение в учебных заведениях. То есть существуют факторы, которые оказывают воздействие не только на учащихся и учителей, но и на процесс обучения. Возникает система требований, которую мы рассмотрим в дальнейшем как комплекс условий, от выполнения и соблюдения которых зависит исход процесса. Рассмотрим интерпретацию термина "условие" в различных литературных, научных источниках.

В толковом словаре СИ. Ожегова условие рассматривается как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит (112, с.771).

В философии "условие" трактуют как категорию, выражающую отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается (77, с.518). Приведем высказывание В.И. Андреева, который определяет педагогические условия как результат «... целенаправленного отбора, конструирования и применения; элементов обучения для достижения дидактических целей» (8, с. 124).

Или, как утверждает А.Я. Наин,"условие" есть совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (103).

То есть при решении вопросов, касающихся образовательного процесса, следует обратить особое внимание на некоторые обстоятельства, без, соблюдения которых осуществить обучение и воспитание изобразительной деятельности учащихся будет затруднительным или невозможным. Мы в качестве рабочего определения под педагогическими условиями понимаем совокупность объективных форм, методов и материально-пространственной среды, от реализации которых будет зависеть эффективность образовательного процесса.

Таким образом, к "педагогическим" относятся только те условия, которые либо- присутствуют »в образовательной системе, либо сознательно создаются с целью обеспечения эффективности процесса обучения.

По мнению Б.А.. Беликова (17), педагогические условия нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс, так как образование личности ' представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления. В силу сложности данного понятия он предлагает сформулировать определение в форме перечисления признаков;

Педагогические условия - это:

1) совокупность внешних объектов образовательной среды, в определенных отношениях с которыми находится предмет исследования;

2) совокупность внутренних особенностей (состояний, качеств) предмета исследования, от которых в той или иной степени зависит решение проблемы;

3) ' данная совокупность внешних объектов и внутренних особенностей определяет существование, функционирование и развитие предмета исследования (эффективное решение поставленной проблемы)..

При этом мы должны осознавать, что, учитывая многоплановость формулировки педагогического условия, решение проблемы путем реализации одного какого-либо условия невозможно. Невозможно и соблюдение условий при несоблюдении реализации одного из пунктов в формулировке педагогического условия. Следовательно, процесс обучения не может достигнуть поставленных целей и задач без соблюдения комплекса условий.

Так, Н.М. Яковлева полагает, что система процесса обучения может успешно функционировать при определенном комплексе условий, поскольку случайные, разрозненные условия не могут решить эту задачу эффективно (199, с.69). Говоря о комплексе, мы предполагаем наличие необходимых и достаточных условий, которые обеспечат решение проблемы. Наша задача состоит в выявлении этого комплекса для развития изобразительной деятельности учащихся. А под "необходимыми" и "достаточными" понимают полный набор условий, из которых нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности данного явления.

Принимая во внимание то, что нам необходимо рассмотреть комплекс педагогических условий, определим, что же предлагает традиционное обучение в виде условий, необходимых для успешной реализации учебного материала и процесса обучения. Это необходимо еще и для того, чтобы мы имели возможность сравнить систему преподавания, знакомую и используемую многими педагогами в сельских школах, с тем, что рассматривается в предлагаемой нами экспериментальной программе по предмету «Изобразительное искусство» в 5 — 7 классах школ в сельской местности.

Для начала определим, что же называют традиционным обучением и комплексом условий, который предлагается данной системой, а для этого воспользуемся терминологией, сформулированной еще АЛ. Коменским в XVII в. Он утверждает, что «...Традиционной следует считать, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, при которой цели традиционного обучения ориентированны на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности» (125, с.36-37). Даже сам процесс обучения представлен как вид познавательной деятельности, направленный на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений - поколению подрастающему. Таким образом, можно пред положить, что в традиционной системе отсутствуют элементы самостоятельности и саморазвития, идет слабая мотивация учебного труда, отсутствует система стимулов и поощрений и т.п.

Говоря о комплексе педагогических условий, необходимых для реализации процесса обучения детей изобразительной деятельности на занятиях по «Изобразительному искусству», мы подразумеваем, что в тради-ционной системе обучения тоже существует целый комплекс необходимых условий* который выглядит следующим-образом: 1) дидактическое условие; 2) методическое условие.

Под дидактическим условием понимают совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных норм и; материальных возможностей его'осуществления, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. В.И. Андреев считает, что это условие представляет собой результат "...целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей" (8, с. 124).

В зависимости от поставленных целей и задач исследователи выделяют и классифицируют дидактические условия, отмечая при этом, что только комплекс условий может дать положительный эффект. При этом Ю.К. Бабанский (13) определил комплекс дидактических условий с целью оптимизации учебного процесса, А.С. Белкин (18,..19)- с целью организации самостоятельной работы, П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина (33) - с целью управления деятельностью учащихся по усвоению знаний, В.Б. Бонда-ревская (24, 25) - с целью воспитания интереса и потребности к самообразованию школьников. И, наконец, М,П. Пальянов (119) — с целью развития творческой деятельности учащихся.

Следовательно, мы можем утверждать, что дидактическое условие в традиционной системе обучения представляет собой принципы, методы и организацию учебного процесса, направленные на усвоение учащимися знаний, умений и навыков подавляя при этом интересы, склонности личности к саморазвитию. Таким образом, ставятся под сомнение принципы современной гуманной педагогики, где учащийся рассматривается как: субъект, а не объект процесса обучения, где самоформируется и самовыражается личность ребенка на основе его индивидуальных качеств. То есть весь учебный материал рассматривается как процесс механического усвоения знаний и опыта. Но кроме Дидактического условия в традиционной системе обучения используется и методическое, которое рассматривается как неотъемлемая часть комплекса условий..

Особенности методики реализации учебно-технологического курса по изобразительному искусству

Использование разнообразных видов изобразительной деятельности на уроках «Изобразительного искусства», при самостоятельной или творческой работе закладывает фундамент для развития в учащихся интереса к творчеству и изобразительной деятельности. Сущность взаимодействия изобразительного искусства и индивидуализированного обучения в учебно-воспитательном процессе заключается в системе условий, которые способствуют формированию изобразительных навыков учащегося.

Познание изобразительного искусства начинается с эстетического восприятия учащимися всего, что принадлежит к предметам искусства и продуктам человеческой деятельности (памятники архитектуры, исторические ценности, ювелирные украшения, художественные полотна и: т.д.). Процесс эстетического восприятия, как мы уже отмечали ранее, творческий и сугубо индивидуальный. Один и тот же учащийся с восхищением смотрит живописные полотна, графику, с увлечением знакомится с биографиями знаменитых художников, но совершенно равнодушен к декоративному искусству и скульптуре. Вовлечение детей в изобразительную деятельность, в творческий процесс посредством изобразительной деятельности расширяет границы его познавательных способностей и возможностей, ассоциативных представлений. Эстетическое восприятие, формируемое во взаимодействии видов искусств, представляет, по мнению

Г.П. Шевченко: "...целостность эмоционально-эстетического отношения к различным видам искусства и к искусству в целом, является основой усвоения эстетических категорий, формирования категориального мышлени-я"(183,с.62).

Кроме того, искусство, а также процесс познания и формирование изобразительной деятельности несет в себе воспитательное и формирующее воздействие на личность, формируя его отношение к окружающему миру. Объясняется это тем, что искусство является сокровищницей богатства человеческого духа, воплощенного в конкретную чувственную форму. Процесс познания изобразительной деятельности — есть процесс формирования специфических навыков, без которых невозможно в полной мере понять эстетическую ценность предметов мира искусства.

Так и искусство, а в частности изобразительное искусство, в основе которого лежит изобразительная деятельность, влияет на развитие познавательных интересов у индивида, стимулируя творческую работу, способствуя формированию эстетических ценностей.

При разработке экспериментального курса по "Изобразительному искусству" нами было изначально заложено большое количество различных видов изобразительной деятельности. Благодаря этому учащийся может понять и представить практически любой художественный образ, объединить разносторонние знания для наилучшего понимания и восприятия искусства. Помимо этого программой предусмотрено большое количество творческих работ, на которых учащиеся могут закрепить навыки, приобретенные на занятиях. Такой подход к обучению изобразительной деятельности не только основан на свободном творчестве, но и изначально предусматривает некоторую свободу в выборе того, что изучать. И как показала практика, учащиеся в силу своего любопытства и личной заинтересованности стремятся узнать и опробовать как можно больше из изобразительных навыков.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" - это изначально синтез видов деятельности, основанный на формировании художественного сознания и изобразительной деятельности. «Художественное сознание представляет собой особое, в высшей степени специфическое образование, в основе которого лежит эстетическое отношение к окружающему миру», — таким образом Е.П. Крупник рассматривает специфику изобразительного искусства как учебного предмета в составе общеобразовательного курса (79, с. 22).

При такой расстановке приоритетов в формировании изобразительной деятельности в практике работы над экспериментальным курсом по предмету «Изобразительное искусство» в 5—7 классах общеобразовательной сельской школы основными задачами преподавания являются:

1) овладение знаниями реалистического рисунка,» формирование навыков рисования с натуры, по памяти и по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки из глины, аппликации и основ проектирования;

2) развитие у детей изобразительных способностей, художественного, творческого воображения, пространственного мышления, воспитание интереса и любви к искусству.

3) формирование навыков создания художественных образов на основе материала взятого из сельской действительности, развитие способности видеть в простых бытовых вещах новые художественные образы.

Таким образом, приоритетным направлением в формировании задач учебного предмета «Изобразительное искусство» становится эстетическое восприятие искусства через изобразительную деятельность, где практические навыки являются средством формирования эстетического отношения учащегося к окружающему миру.

Работая над приемами обучения и рассмотрев возможности индивидуализированного обучения, а также изучив особенности организации занятий в условиях сельских школ, мы постарались заложить в основу курса занятий по «Изобразительному искусству» для 5 — 7 классов некоторые положения, которые отражают задачи образовательного процесса:

1) тематический принцип планирования учебного материала с учетом интересов детей и их возрастных особенностей;

2) расстановка целей и задач по темам, в соответствии с элементами индивидуализированного обучения;

3) система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

4) соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся среднего звена;

5) направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционального и нравственного отношения к действительности .

Программа курса рассчитана на 34 учебные недели, т.е. по одному учебному часу в течение недели. Факультативные занятия по «Изобразительному искусству» назначаются из вариативной части по решению педа-5 гогического коллектива. Дополнительный час можно использовать с целью реализации индивидуализированного обучения или более продолжительной работы с «Творческой тетрадью по "Изобразительному искусству" для учащихся 5-7 классов», при этом увеличив долю самостоятельного творчества. При возможном отсутствии вариативных часов принципы индивидуализированного обучения не изменяются, а некоторые моменты и особенности изобразительной деятельности переходят на самостоятельное изучение учащимися.

По окончании работы над теоретической частью диссертационного исследования мы пришли к выводу, что в работе по созданию экспериментальной образовательной программы должны быть учтены следующие требования:

1. Структурное соответствие государственному образовательному стандарту РФ, так как любая экспериментальная, авторская и другие виды программ не могут быть допущенными к практике, если в их основе не заложен минимум знаний и умений, которые должен изучить учащийся в процессе обучения.

2. Актуальность и обоснованность; в процессе получения знаний учащийся не должен чувствовать, что те знания, которые он получает, не будут востребованы в дальнейшей жизни. К тому же экспериментальная программа не должна идти вразрез с новейшими требованиями образовательного процесса.

3. Диагностируемость изобразительной деятельности; данное требование скорее носит практический характер, так как педагог должен

« наглядно видеть результат своей деятельности, чтобы уметь вовремя скорректировать распределение учебной нагрузки на учащихся.

4. Преемственность; при работе в "среднем" школьном звене учитель должен помнить, что в начальной школе ребенок изучает основы изобразительной деятельности. Поэтому, работая в "среднем" звене не стоит пренебрегать тем, что уже известно. Следует только укрепить знания и продолжить процесс обучения на более сложном образовательном уровне.

Похожие диссертации на Индивидуализированное обучение изобразительной деятельности учащихся сельской школы