Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Казанская Наталия Равильевна

Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов
<
Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Казанская Наталия Равильевна. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 154 c. РГБ ОД, 61:01-13/732-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАК ПРЕДМЕТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ 13

1.1. Исторические аспекты становления традиционного декоративно— прикладного искусства в России и образования в этой области 13

1.2. Современное состояние традиционного декоративно—прикладного искусства как учебного предмета в образовательных заведениях народных художественных промыслов 37

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МАСТЕРСТВУ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ 43

2.1. Художественная роспись тканей — как вид народного декоративно-прикладного искусства 43

2.2. Психолого—педагогические основы обучения подростков мастерству художественной росписи тканей 49

2.3 Принципы обновления содержания курса мастерства художественной росписи тканей как учебного предмета 60

Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 67

3.1. Оптимальные условия организации процесса обучения специальности в учебно—производственных мастерских 67

3.2. Содержание мастерства художественной росписи тканей как учебного предмета в образовательных учреждениях народных художественных промыслов 75

3.3. Опытно—экспериментальная работа по реализации педагогических инноваций при обучении мастерству как учебному предмету 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107

ЛИТЕРАТУРА 112

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью любой культуры, в том числе и культуры русского народа. Оно активно способствует формированию художественного вкуса, воспитанию любви к Отечеству, гордости за свой народ, уважения к вековым культурным традициям и пробуждает чувство ответственности за сохранение духовных богатств, созданных предыдущими поколениями. Особую значимость декоративно-прикладное искусство приобретает в современной социально-экономической обстановке, когда сказывается сильнейшее воздействие массовой культуры, когда подделки под произведения народного искусства приобрели характер откровенного «китча», когда ум и душа современного подростка полностью лишены национального содержания, не способны отличить добро от зла и прекрасное от безобразного.

Приобщение детей и юношества к миру народной художественной культуры через овладение профессиями народных художественных промыслов открывает перед ними возможности самовоспитания, самосовершенствования, осознания принадлежности к великому народу, чьи культура и искусство имеют общемировое значение.

Феномен традиционного прикладного искусства включает в себя такой вид, как народные художественные промыслы, искусство которых при всей своей специфичности отражает движение времени и общие закономерности развития мирового художественного процесса, одновременно в силу присущей им самобытности активно воздействуя на другие сферы творческой деятельности. О необходимости сохранения и развития народного художественного творчества писали Т.А. Бадяева, А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.А. Барадулин, Д.С. Лихачев, А.В. Луначарский, Н.Н. Мамонтова, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Т.А.

Семенова и др.

Народные художественные промыслы России прошли непростой путь

развития, на котором можно выделить определенные, чреватые серьезными будущими изменениями, вехи. Одной из них явилось Постановление ЦК КПСС от 27 февраля 1975 года «О народных художественных промыслах», в котором была выдвинута обширная многоцелевая программа развития народного

художественного творчества, намечены важнейшие мероприятия по ее реализации. В Постановлении особо указывалось на не соответствующую современным потребностям общества, государства, экономики подготовку специалистов среднего звена для предприятий народных художественных промыслов, которые составляли особую фуппу так называемой местной промышленности. Обращалось также внимание на немаловажную роль народного искусства в воспитании подрастающего поколения, значение эстетической среды и эстетического воспитания средствами произведений народного прикладного творчества.

Именно это положение было особенно значимо для учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства.

Первоначально народные художественные промыслы (и соответствующие им профессиональные учебные заведения) развивались в сельских районах и небольших городах, то есть местах их возникновения. По Постановлению 1975 года в центрах народных художественных промыслов следовало расширить круг учебных заведений, где дети и подростки могли приобщаться к народному художественному творчеству, в первую очередь, средних и детских художественных школах.

Приказом Министерства просвещения СССР от 11 июля 1975 года № 42-М «Об улучшении работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ в центрах художественных промыслов» было решено заменить уроки трудового обучения в средних школах обучением профессиям народных художественных промыслов, расположенных в конкретных местностях.

Подъем эстетического уровня современной молодежи, развитие прикладного творчества, совершенствование самих промыслов приобрели особую значимость. В первой половине 90-х годов XX века резко возрос интерес к занятиям детей и подростков народным декоративно-прикладным искусством и, в частности,

художественной росписью тканей. Это явилось результатом того, что многие средние школы заменили уроки труда ознакомлением детей с основными технологическими приемами выполнения изделий народного декоративно-прикладного искусства.

В работе таких школ существовали серьезные проблемы:

— нехватка высокопрофессиональных учителей, знающих народное
декоративно-прикладное искусство;

недостаточное обеспечение наглядными пособиями и литературой;

отсутствие центров повышения квалификации преподавателей;

слабо организованная работа по созданию программ;

недостаток учебно-материальной базы;

— отсутствие музеев, выставок по видам народного декоративно-
прикладного искусства и художественным промыслам в различных городах.

Сегодня нарушен механизм передачи ценностей — идей, убеждений, взглядов, жизненных принципов, идеалов, а существующие образовательные направления в исследуемой области недостаточно эффективны. Забыто существенное правило, что духовные идеалы нельзя получить таким же путем, каким приобретаются знания. Передача ценностей должна осуществляться в процессе духовного диалога (с творцом или непосредственно с произведением искусства), который принципиально отличается от общения только на информационном уровне. Эта проблема остается актуальной не только для дошкольного или школьного образования, но и дополнительного образования, культурно-досуговой деятельности.

В тоже время в последние годы многие искусствоведы народного декоративно—прикладного искусства, какую бы область этого направления они не изучали, неизбежно приходят к проблемам в художественном профессиональном образовании. К их числу относятся работы И.Я. Богуславской, Н.М. Ведерниковой, В.М. Вишневской, Г.Л. Дайн, Н.Н. Мамонтовой, А.Д. Магомедова, М.А. Некрасовой,

Е.С. Потаповой, А.И. Скворцова, Л.Я. Супрун, Н.В. Черкасовой и других. Они подтверждают очевидность того, что необходимо прямое обращение к теме народной (художественной) педагогики как системе закрепления и передачи

мастерства, развития творческой личности.

Деятельность профессионально-технических школ и техникумов, выпускавших специалистов для предприятий народных художественных промыслов, на наш взгляд, анализировалась недостаточно.

Вследствие количественного роста школ и училищ, начавших профессиональную подготовку молодежи в области народного декоративно-прикладного искусства, чрезвычайно возросла потребность в педагогах соответствующих направлений, их особой методической подготовке. Понадобились учебные программы и планы, методические разработки и пособия. Настала пора с достаточной полнотой собрать и изучить конкретные сведения по истории и методике художественного образования в области народного искусства, провести систематическое исследование особенностей обучения специальностям народных художественных промыслов.

Особую важность подобное исследование приобретает потому, что наряду с профессионально подготовленными преподавателями в учебные заведения пришло значительное количество дилетантов, псевдопедагогическая деятельность которых наносит несомненный вред отношению молодежи к народной художественной культуре, воспитанию художников русского прикладного искусства.

Проблема формирования разносторонне развитых специалистов для сферы народного декоративно-прикладного искусства является чрезвычайно актуальной еще и по той причине, что судьба этой важной отрасли национальной художественной культуры полностью зависит от подрастающего поколения художников и мастеров — исполнителей на предприятиях народных художественных промыслов. Основная масса работающих там — молодые люди. Уровень и содержание их подготовки оказывают судьбоносное влияние на жизнеспособность народных промыслов, их эстетический уровень, социально-экономическую значимость, само существование русского народного прикладного искусства. Именно поэтому проблема подготовки рабочих кадров и специалистов среднего и высшего звена в области народных художественных промыслов приобретает особую важность и актуальность.

Цель исследования — теоретическое обоснование содержания и педагогических технологий преподавания традиционного прикладного искусства в образовательных учреждениях народных художественных промыслов.

Объект исследования — традиционное прикладное искусство как учебный предмет, влияющий на формирование учащихся — будущих художников-мастеров народных художественных промыслов.

Предмет исследования — процесс преподавания традиционного прикладного искусства в образовательных учреждениях данного профиля.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исторический опыт и современное состояние
преподавания различных видов традиционного прикладного искусства в учебных
заведениях народных художественных промыслов.

2. Охарактеризовать взаимосвязь общеобразовательных,
общехудожественных и профессиональных учебных дисциплин как ведущего
условия развития творческой личности учащегося.

  1. Определить теоретические принципы содержания учебных программ по конкретным разделам традиционного прикладного искусства.

  2. Экспериментально проверить эффективность выдвинутых теоретических положений в процессе апробаций нового содержания учебного предмета традиционного прикладного искусства.

Гипотеза исследования.

Творческое освоение традиционного прикладного искусства как учебного предмета в образовательных учреждениях народных художественных промыслов достигает своей цели, если:

— художественно-педагогический процесс будет осуществляться в единстве
принципов общей дидактики и педагогики искусства;

содержание художественного образования будет структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий, их углубленным содержанием, способствующими росту художественно-эстетического уровня учащихся, их профессионального мастерства;

в учебный процесс будут внедрены методы активизации учебно-

познавательной деятельности учащихся в сочетании с конкретной профессиональной направленностью различных видов прикладного искусства: художественной вышивки, художественной росписи тканей, художественной росписи по металлу и папье-маше и т.д.

Методологической основой исследования явились:

концепция воспитания искусством А.В. Бакушинского, Г.Н. Волкова, Г.Д. Гачева, Б.Т. Лихачева, ЮМ. Лотмана, Б.М. Йеменского, А.М.Панченко, Б.П. Юсова, прогрессивные концепции образования в других видах искусства, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности в процессе занятий искусством;

исследования по истории народного декоративно-прикладного искусства в целом и обучения высокому мастерству, о роли народного декоративно-прикладного искусства в воспитании подрастающего поколения (А.В.Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, А.С. Данченко, Ю.Ф. Лащук, В.Ф. Максимович, ПН. Мамонтова, СИ. Масленицын, Л.А. Рапацкая, И.А. Пронина).

Методы научного поиска и исследования:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-
методической литературы по исследуемой проблеме;

— системный анализ проблемы художественного образования,
исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепций в
области традиционного прикладного искусства;

— изучение архивных материалов и документов, учебной документации;

изучение состояния профессиональной подготовки в учебных заведениях народных художественных промыслов;

анализ деятельности выпускников учебных заведений традиционного прикладного искусства;

— организация и проведение педагогического эксперимента, статистическая
обработка его результатов.

Этапы исследования.

На первом этапе /1991 - 93 гг./ определялись исходные позиции исследования, анализировался опыт работы различных образовательных

учреждений, изучались литературные источники, проводился анализ состояния вопроса в теории педагогики и психологии, рассматривалась потребность практики в разработке данной темы.

На втором этапе /1994 - 97 гг./ обосновывалась концепция исследования, формулировались гипотеза и задачи научной работы, разрабатывались пути формирования художественно-творческой личности будущего художника традиционного прикладного искусства на занятиях в учебных заведениях народных художественных промыслов.

На третьем этапе /1998 - 99 гг./ осуществлялся сравнительный теоретический анализ исследований, предметом которых выступали факторы, способствующие формированию мастерства учащихся в области традиционного прикладного искусства средних и высших профессиональных заведений соответствующего профиля. Обобщались результаты исследования и формулировались выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость:

Систематизирован и теоретически обобщен опыт преподавания традиционного прикладного искусства в исторической ретроспективе.

Теоретически обоснован новый подход к обучению в области традиционного прикладного искусства как комплексному учебному предмету, интегрирующему традиционные и современные (авторские) художественно-педагогические технологии.

Проанализированы и научно обоснованы принципы проецирования традиционных психолого-педагогических приемов формирования мастерства на современный образовательный процесс.

Обновлено содержание образования в области традиционного прикладного искусства, предложены эффективные методы формирования профессионального мастерства художественной росписи тканей как интегративного качества развития профессионально-творческих способностей учащихся.

Сформулированы и теоретически обоснованы основополагающие принципы формирования саморазвивающейся творческой личности учащегося как будущего художника народного декоративно-прикладного искусства, способного творчески

развивать традиции народных художественных промыслов и претворять их в художественные произведения прикладного искусства, отвечающие современным социально-экономическим и эстетическим требованиям.

Разработана модель организации экспериментальной творческой учебной мастерской, способствующей развитию и совершенствованию творческой личности

учащегося.

Практическая значимость исследования:

Определен комплекс учебных заданий по профессиональному мастерству, включающий все существующие технологии художественной росписи и рассчитанный на различные возрастные группы от общеобразовательных школ до высших учебных заведений.

Разработаны авторские программы по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы»: «Художественная роспись тканей», «Материаловедение и технология производства», для средних учебных профессиональных заведений и «Совершенствование мастерства» для высших учебных профессиональных заведений.

Сформулированы практические рекомендации по формированию профессионального мастерства учащихся учебных заведений народных художественных промыслов, рассмотрены и определены условия наиболее продуктивной организации их учебной деятельности на уроках.

На зашиту выносятся следующие положения:

1. Содержание и методы формирования творческой личности учащихся в
учебных заведениях народных художественных промыслов всех уровней.

2. Методы активизации интереса к конкретному виду традиционного
прикладного искусства через уроки мастерства в учебных заведениях данного

профиля.

3. Требования к организации экспериментальной учебно-
производственной мастерской в качестве творческой, способствующей
всестороннему гармоническому развитию личности будущего художника-мастера
как носителя традиционной духовной культуры.

Достоверность исследования и обоснованность результатов обеспечивались

большим объемом изученной литературы, научно-методического материала, практическим опытом двадцатилетней преподавательской работы и руководства предметной комиссией автора в Московской Школе художественных ремесел, количественным и качественным анализом фактического материала, комплексной методикой исследования, адекватной его объему, целям и задачам.

Апробация результатов исследования проводилась в процессе обучения мастерству в Московской школе художественных ремесел и Московском государственном университете культуры и искусств Министерства культуры Российской Федерации. Проверка материалов и выводов исследования проходила на заседаниях лаборатории изобразительного искусства Института художественного образования Российской Академии образования, на научно-практических конференциях и семинарах:

Семинар: «Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы» /Москва/, 1995 г.

Научно-практические конференции:

— «Проблемы и перспективы эстетического образования в
общеобразовательных учреждениях» /Самара/, 1996г.

— «Русское прикладное искусство и образование: исторический опыт,
современное состояние, перспективы развития» /Москва/, 1997 г., 1998 г., 2000 г.

— «Традиционное прикладное искусство и образование» /Москва/, 2000 г.
Итоги научного поиска нашли отражение в ряде статей и докладов,

сделанных автором в течение последних пяти лет, в новых учебных программах.

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем организованного обучения студентов по вышеперечисленным программам в профессиональных учебных заведениях различного уровня: Московской Школе художественных ремесел и Московском государственном университете культуры и искусств с 1995 г., детской художественной школе г. Ханты-Мансийска с 1998г.

Выводы, к которым привело выполненное автором исследование, могут быть использованы преподавателями от общеобразовательных средних школ (по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология») до высших профессиональных учебных заведений, включая учреждения дополню-ельного

образования.

В соответствии с целями исследования, характером изученных материалов и актуальностью темы определилась структура диссертационной работы. Она включает: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Исторические аспекты становления традиционного декоративно— прикладного искусства в России и образования в этой области

Народные художественные промыслы являются одной из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства и представляют собой, главным образом, производство товаров народного потребления с применением творческого ручного труда. Народные художественные промыслы наследуют лучшие достижения народного искусства и являются центрами развития и сохранения национальной культуры. Каждое изделие народных промыслов несет в себе основы народного мировоззрения, результаты художественной деятельности многих поколений мастеров и неповторимость творчества мастера, изготовившего его.

Главной определяющей чертой художественного творчества народа является его коллективный характер, что выражается в преемственности традиций, означающей передачу не только технологических приемов ручного труда, но и обобщенного эстетического и этического коллективного опыта, а также личных творческих достижений мастеров.

«Каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и, ремесленных традиций. Передаваясь из поколения в поколение как результат коллективного творчества, эти традиции приобретают устойчивые выразительно-эмоциональные структуры, которые проходят сквозь века. С традицией в народном искусстве передается не только мастерство, но и художественные принципы, претворяемые каждым временем по-своему и несущие свой национальный характер» [112].

Создавалось народное искусство крестьянством и ремесленниками-кустарями, которые занимались подсобными промыслами, не отрываясь от сельского хозяйства. Рядом с народным творчеством деревень и сел развивалось и сосуществовало творчество жителей посадов, городов и их слобод.

Большинство промыслов имеют многовековую историю и уходящие в глубь веков традиции, другие же возникли сравнительно недавно, в начале XX века

Обзор научной, научно-популярной литературы, статей периодической печати по рассматриваемой проблеме показал, что народные художественные промыслы всегда привлекали к себе внимание исследователей. Первоначально работы по народному прикладному искусству носили главным образом описательный характер. Главным принципом была высказанная в книге «О русских художественных промыслах» П.С. Шереметевым в 1913 году мысль о том, что «нужно объединить все данные, начиная с курганных находок, с данными летописей, нужно изучить все сохранившееся во дворцах, монастырях, частных коллекциях, музеях; сопоставить с позднейшими историческими свидетельствами, собирая крупицы отовсюду. Такая работа принесла бы обильные плоды» [184].

От того времени в историю изучения народного прикладного творчества вошли непревзойденные работы С.А. Давыдовой — по кружеву, Н.Н, Соболева — по набойке [156], А.А. Бобринского — по деревянным изделиям [25]. Указанному вопросу были посвящены труды А. И. Некрасова [109,108,110], Н. Аристона [10], А. Бломквиста [24] и других авторов.

Художественная роспись тканей — как вид народного декоративно-прикладного искусства

Художественная роспись тканей — самостоятельный и значительный вид народного декоративно - прикладного искусства, уходящий своими корнями в глубь веков и вместе с тем являющийся неотъемлемой частью современной культуры. Красота и своеобразие художественной росписи тканей ставят ее в один ряд с лучшими самобытными видами народного творчества.

Роспись тканей — малоизученная область народного искусства. Мы не можем назвать исследования, авторы которых анализировали бы данный вид народного творчества. В прежние годы главное внимание специалистов было обращено на технологический процесс изготовления изделий с ручной росписью. Основным видом литературы по данному вопросу являлись учебники по технологии производства [11, 72, 79, 115]. Художественные и стилистические особенности изделий с ручной росписью остаются до сих пор мало изученными искусствоведами и другими специалистами, хотя потребность в такого рода исследованиях налицо. Только в работах Л.В. Федотовой «Традиции народного искусства в художественной росписи тканей» [170] и Н.С. Королевой «Роспись тканей Иванова» [77] была предпринята попытка проследить путь развития искусства художественной росписи тканей в России. Л.В. Федотова отмечает, что окраска ткани с применением резервов была известна на Руси давно и современные художники изучают традиции оформления русских народных платков, ивановских ситцев, русской набойки, характер их орнаментации и композиционное построение, что является примером развития творческого наследия народного искусства.

В настоящее время к художественной росписи тканей относятся различные способы нанесения узоров краской на ткань с помощью простых инструментов.

Это искусство украшения тканей очень древнее. Ткани, расцвеченные красками, упоминаются еще в «Естественной истории» римского историка Плиния Старшего (век до н. э.) Известны они были в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, Америке, Африке, Европе.

В России издавна был известен процесс получения рисунка на ткани с помощью резервов, лежавший в основе крестьянской кубовой набойки. Принцип получения рисунка на ткани с помощью особых веществ — «резервов», не пропускающих краску на определенные участки ткани, является основным в художественном оформлении тканей. Рисунок наносился на льняной холст с помощью набивных досок — «манер» резервирующим составом («вапой», т.е. смесью глины и пчелиного воска). Затем холст окрашивался растительной краской, а узор, нанесенный вапой, оставался светлым, неокрашенным. Применялась в русской набойке и свободная раскраска рисунка масляными красками от руки, но данная операция была в набойке второстепенной и большой роли не играла.

Оптимальные условия организации процесса обучения специальности в учебно—производственных мастерских

Обучение художественной росписи тканей рассматривается как форма не только трудового, но и нравственно-эстетического и физического воспитания учеников. Вот почему особое значение придается организации учебно-производственных мастерских, в которых ведется процесс обучения. На уроках мастерства учащиеся не только приобретают профессиональные навыки и умения, расширяют художественный кругозор, но и совершенствуют координацию движений, укрепляют костную и мышечную системы, у них происходит возникновение и закрепление новых нервных связей. Кроме того, обучение мастерству художественной росписи тканей включает в себя эстетику труда, в котором присутствуют наблюдательность, воображение, эмоциональные порывы. Все это требует определенного настроя, создаваемого изучением общеобразовательных, общехудожественных и профессиональных дисциплин, которые постоянно поддерживают учеников в состоянии изучения народной художественной культуры. Более того, переключение обучающихся с изучения теоретических предметов на практическое обучение способствует поддержанию их трудоспособности и содействует гармонизации личности.

В связи с перечисленными выше особенностями обучения мастерству художественной росписи тканей большое значение придается правильной организации рабочего места, созданию необходимых условий труда, красоте производственного интерьера. Занятия мастерством положительно сказываются на развитии способностей подростков лишь при условии соблюдения гигиенических норм и правильного режима учебной деятельности Возможности создания оптимальных условий для практической работы учащихся в значительной мере зависят от внешней среды — состояния учебной мастерской по художественной росписи тканей, в которой и происходит трудовой процесс. Поэтому в педагогическом творчестве преподавателя мастерства особое место занимает разработка и строгое соблюдение требований к учебно-производственной мастерской. Опыт работы в Московской школе художественных ремесел и ознакомление с организацией мастерских в других учебных заведениях показали, что среди таких требований важнейшими являются требования технической эстетики.

Преподаватель мастерства должен обязательно учитывать следующие требования технической эстетики, предъявляемые к учебной мастерской:

1. Только малая группа студентов (8-12 чел.) способна успешно овладевать мастерством в учебной мастерской.

Похожие диссертации на Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов