Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Ломов Станислав Петрович

Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
<
Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ломов Станислав Петрович. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 380 c. РГБ ОД, 71:01-13/120-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Вопросы цветоведения в истории развития живописи 10

1.1. История концептуального развития теория цвета и света 12

1.2. Психофизиологические функции восприятия цвета 39

1.3. Физико-математическое моделирование цветового пространства в живописи 67

Глава II. Педагогические задачи по гармонизации цвета на занятиях по живописи 83

2.1. Индивидуальные особенности личности по восприятию цвета. Взаимодействие цвета и материи 84

2.2. Закономерности цветообразования и условия измерения цвета 103

2.3.Гармония цветового множества в станковой и декоративной живописи . 109

Глава III. Системный подход научно-практического усвоения живописных знаний . Проблемный, поисковый и констатирующий этапы эксперимента 136

3.1. Содержание пластической и цветовой подготовки будущих художников-педагогов на занятиях по орнаментальной композиции 138

3.2. Конструирование учебных занятий по цветоведению 179

3.3. Формирование художественно-творческой активности студентов на факультете изобразительного и декоративно-прикладного искусства 204

Глава IV. Учитель изобразительного и декоративно-прикладного искусства как носитель художественной культуры . Формирующий этап эксперимента 223

4. 1. Академическая живопись в системе художественного образования .... 224

4.2. Общее и специфическое в программном планировании учебных заданий по живописи на факультете изобразительного и декоративного искусства 237

4.3. Живопись в системе новых информационных технологий 256

Глава V. Научно-методические аспекты живописной подготовки художников-педагогов. Итоговый эксперимент 264

5.1. Педагогическое значение цветовой подготовки студентов факультетов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Цели и задачи экспериментальной работы 268

5.2. Формирование живописных умений и навыков в период учебной и педагогической практики 284

5.3. Эффективность системы оптимальных методов живописной подготовки . Итоги педагогических экспериментов 298

Заключение 310

Библиографический список использованной литературы 314

Приложения 339

Введение к работе

Научно-методические аспекты подготовки учителей изобразительного искусства в целом рассмотрена достаточно широко и фундаментально. Частная же сторона живописной подготовки одного из главных видов Изобразительного искусства - декоративно-прикладного, народного творчества во взаимосвязи с педагогикой, в исследованиях специалистов встречается достаточно редко. Подготовка специалистов с квалификацией "Учитель декоративного искусства и народных промыслов" стала осуществляться совсем недавно, а именно с 1991 года на базе Московского педагогического университета был создан факультет ориентированный на народные художественные ремесла.

Декоративно-прикладное искусство утилитарно по назначению и нравственно, эстетично по восприятию. А живопись, как эстетическая категория духовных ценностей, является "терапевтическим" инструментарием человеческих взаимоотношений с природой. И, как правило, она вводит в глубину психофизиологического развития личности, решает задачи внутреннего свойства индивида.

Вот, пожалуй, та разница, которая стоит между народным и светским искусством. Сбалансированность, взаимопроникновение этих форм нам представляется надо рассматривать в комплексе, системно.

Отсутствие целостного подхода к проблеме живописной подготовки учителей декоративного искусства и народных ремесел вызывает необходимость ее решения путем создания научно-обоснованной системы. В этой связи возникает потребность анализа имеющихся тенденций этого направления, деятельности мастеров народного творчества, художников-прикладников и педагогических работников.

Путь к общечеловеческой культуре лежит через национальные особенности в использовании прогрессивных народных традиций в

художественном образовании, эстетическом и нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В народном декоративно-прикладном искусстве с особой силой и наглядностью проявляется и материализуется сущность национальной народной художественной культуры.

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Московской области представляют собой мощный золотоносный родник художественной жизни России. Гжель, Абрамцево, Мытищи, Жостово, Федоскино, Богородское, Сергиев Посад - это районы, где издревле сложились своеобразные и самобытные традиции живописного языка народного искусства. Художественное творчество этого региона формировалось веками и дошло до наших дней не только в произведениях народного искусства, но и в живой памяти сегодня живущих мастеров и умельцев. Не смотря на своеобразие и технологические особенности промыслов, в основе их развития лежит прочная живописная подготовка. Известно сколь серьезно было поставлено обучение живописи в училище братьев Строгановых, где осуществлялась адресная подготовка специалистов в области декоративного искусства и народных промыслов.

Особую значимость для нашего исследования в аспекте академической живописной подготовки специалистов декоративно-прикладного профиля и народных ремесел представляют исследования Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина, А.С.Хворостова, В.В.Корешкова, Е.А.Ащепкова, В.А.Барадулина, Т.С.Шпикаловой, Ю.В.Максимова, Е.В.Шорохова, А.Д.Алехина и других.

В ходе исследования было проанализировано более двух тысяч трудов
ученых в области дидактики, этнографии, декоративно-прикладного искусства
и народных промыслов: Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я.Лернера,
М.Н.Скаткина, О.А.Абдулина, С.И. Архангельского, Н.В.Кузьмина,
В.А.Сластенина, А.И.Щербакова, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна,
Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.А.Александрова,

Е.Э.Блюмквиста, С.В.Иванова, А.А.Люцидарской, С.Б.Рождественской,

Б.А.Рыбакова, Л.Н.Гумилева, И.Я.Богуславской, К.Г.Вагнера, В.М.Василенко, В.С.Вороновой, М.А.Некрасовой, А.Б.Салтыковой и других.

Анализ научно-методических работ и системно-практические исследования в местах народных промыслов показали, что специальных исследований, посвященных изучению методов академической подготовки в области декоративного искусства и народных художественных ремесел в их взаимосвязи с педагогическими принципами, практически нет. Такое положение дел долгое время объяснялось индивидуальным своеобразием народного мастера и основы изобразительной грамоты передавались "по живому" от мастера к ученику. Попытки некоторых специалистов систематизировать академическое образование мастеров народных промыслов встречали необоснованное сопротивление со стороны чиновников, радеющих за "секрет" промысла. Поэтому в силу ряда причин, несмотря на обширный круг специалистов, педагогов-художников декоративно-прикладного искусства и народных мастеров, занимающихся данной проблемой, не имеется теоретического обоснования и методического обеспечения. Редко встречаются и практические разработки, содействующие эффективной живописной подготовке, профилированные на декоративно-прикладную деятельность и народные художественные ремесла.

Известно, что фундаментальная живописная подготовка в целом художника-педагога положительно сказывается на его профессиональной педагогической и творческой деятельности. Специфика декоративного искусства и народного ремесла предъявляет к живописной грамоте свои требования, включающие в себя порой отличные от академической живописи задачи.

Таким образом, рассматриваемая нами проблема системы оптимальных методов живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных художественных ремесел в современных условиях приобретает особую актуальность. Она является значимой научной проблемой, имеющей

6 педагогическое, народно-культурологическое и национально-эстетическое значение

Цель исследования состоит в научном обосновании системы оптимальных методов живописной подготовки учителя декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

Объект исследования - живописно-изобразительная и декоративная деятельность дошкольников, школьников, учащихся педучилищ, лицеев, колледжей, профессионально-технических училищ, студий, авторских мастерских в местах народных промыслов и студентов педвузов; овладение будущими художниками-педагогами основами живописно-изобразительного и декоративного искусства, профессиональными знаниями и умениями в области конкретного народного художественного ремесла; работа руководителей народных художественных коллективов, мастеров народных промыслов и учителей изобразительного и декоративного искусства.

Предмет исследования - система оптимальных методов живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, т.е. цели, задачи, содержание, формы и методы обучения в системе художественно-графических факультетов; профессиональное мастерство и народная педагогика.

Гипотезой исследования являются предположения по обоснованию системы оптимальных методов живописной подготовки учителя декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, а также в целом художника-педагога, с учетом следующих условий:

определить место и значение знаний о цвете живописных умений в системе профессионально-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов и факультетов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

разработать содержание, формы и методы преподавания комплекса живописных дисциплин (цветоведения, живописи, орнаментальной

композиции) в системе интегрированных занятий по живописи, декоративному искусству и народным художественным промыслам;

обосновать теоретические и методические подходы в изучении произведений традиционных художественных промыслов центральной части России для включения их в художественный процесс;

включить в декоративно-прикладную и промысловую деятельность основы живописных умений и навыков;

- организовать систему учебно-творческих работ прикладного свойства с
учетом системы живописных знаний, развивающих индивидуальные
способности, и базирующихся на крепких традициях народного искусства.

Задачи исследования:

определить основные разделы (части), составляющие систему оптиматьных методов живописной подготовки учителя декоративного искусства, стимулирующие его активную творческую деятельность;

разработать методические рекомендации по совершенствованию системы живописной подготовки учителя декоративного искусства и народных художественных ремесел;

разработать эффективные методы преподавания академической живописи и орнаментальной композиции в школе и вузе применительно к поставленному предмету исследования;

разработать методические рекомендации по вопросам изучения живописи и декоративного искусства в условиях межпредметных связей в школе и вузе;

разработать требования (стандарты) к подготовке специалистов в области живописи и декоративного искусства и народных промыслов;

систематизировать учебно-методическую документацию по живописи для школьников, студентов педучилищ и педвузов, учителей декоративно-прикладного искусства;

теоретически обосновать и практически разработать систему

учебных заданий по живописи и орнаментальной композиции с целью включения их в декоративно-прикладную деятельность;

- экспериментально апробировать разработанную систему учебных
заданий по живописи в условиях школы, студии, вуза и на этой основе
предложить методические рекомендации по совершенствованию подготовки
учителей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

Методологической и теоретической основой исследования явились: ведущие положения философии, психологии, педагогики, цветоведения, искусствоведения, этнографии; исследования социально-методологических проблем; современные учения о всестороннем развитии личности, о взаимосвязи народной педагогики и народного искусства, обучения и воспитания, формирования личности и ее развития; работы по живописи и искусствознанию в области академического, классического, народного и декоративно-прикладного искусства; документы, постановления и указы о народном образовании и культуре.

На разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:

- системный анализ научных основ цветоведения в живописных
произведениях;

анализ живописно-изобразительной и декоративно-прикладной деятельности школьников и студентов и ее влияние на формирование личности;

- изучение процесса создания произведений декоративно-прикладного
свойства и роль живописной подготовки в их творческой оригинальности;

- знакомство с местами народных промыслов и обобщение методических
положений, сформированных в условиях народной педагогики;

изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ по рассматриваемой проблеме, исторических и архивных документов, диссертационных исследований, периодических изданий и иностранной литературы;

педагогические наблюдения, беседы с учителями, народными мастерами и умельцами, студентами и школьниками, анкетирование и интервьюирование учителей, руководителей и организаторов внеурочной деятельности учащихся;

изучение и анализ учебных планов и программ для школ, кружков, студий, мастерских, профессионально-художественных училищ, вузов и педагогических учебных заведений;

собственно-авторская живописно-творческая и экспериментальная работа;

экспериментальная художественно-педагогическая деятельность по апробации системы методов живописной подготовки студентов декоративно-прикладного профиля и народных художественных ремесел.

Основной базой экспериментального исследования служили школы г.Москвы, Московской области и центральных регионов России (гг.Владимира, Новгорода, Тулы, Калуги, Рязани, Орла, Воронежа, Ростова-на-Дону, Курска и других).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены системообразующие принципы базовых законов цветоведения;

дано определение цветовому множеству как развивающейся физической категории цвета, в основе которой лежит его волновая природа;

определены возможности психологии восприятия цвета и света в их системной взаимосвязи и зависимости при формировании творческой личности;

вскрыто индивидуальное своеобразие живописного видения окружающей действительности и установлены тенденции развития личности и ее роли в авторском отображении художественной картины мира;

- разработана система оптимальных методов живописной подготовки
студентов прикладного профиля в условиях специальных мастерских с учетом
индивидуальных качеств личности, ее творческих интересов и художественных
потребностей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана система содержания, форм и методов живописной
подготовки студентов прикладного профиля в условиях специальных
мастерских (по орнаментальной композиции, цветоведению и академической
живописи) с учетом индивидуальных качеств личности, ее творческих
интересов и художественных потребностей;

выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены системообразующие принципы базовых законов и закономерностей по орнаментальной композиции, цветоведению и академической живописи;

дано определение цветовому множеству как развивающейся физической категории цвета, в основе которой лежит не только его волновая природа, а также квантовые и цифровые понятия;

подтверждены возможности психологии восприятия цвета и света в их системной взаимосвязи и зависимости при формировании творческой личности;

вскрыто индивидуальное своеобразие живописного видения окружающей действительности и установлены тенденции развития личности и ее роли в авторском отображении художественной картины мира.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем созданы, систематизированы и поэтапно разработаны содержание, формы и методы живописной подготовки специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Предложена система теоретических заданий, упражнений и рекомендаций по цветоведению и орнаментальной композиции в блоке академических занятий по живописи; выделены индивидуально-мотивационные компоненты живописной подготовки специалистов в условиях специализации; определены группы критериев при селективной организации живописных заданий.

В исследовании выделены типы художественно-живописных притязаний личности. Они показывают, что оптимальным условием освоения живописной грамоты является приоритетный вид художественно-творческой деятельности.

Практическую ценность имеют: разработанный, научно-обоснованный и внедренный в учебно-воспитательный процесс учебно-методический комплект заданий по орнаментальной композиции, цветоведению, живописи и специализированным живописным мастерским; рекомендации преподавателям и учителям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по освоению цветоведения, развитию живописных качеств и художественно-творческой активности личности на занятиях академической живописи и уроках изобразительного искусства.

Созданный учебно-методический комплект включает.

программы для общеобразовательных школ "Изобразительное искусство". 1-9 класс (в соавторстве);

- программы для школ с углубленным изучением изобразительного искусства "Живопись". 1-11 класс (в соавторстве);

: ЩШШ^е95ШФШШ5М№ШЖсн и изобразительному искусству для школ и вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы, которая была проведена на базе факультета Изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета. Основное содержание и материалы исследования опубликованы в монографии, учебниках, учебных пособиях, книгах, статьях и других публикациях общим объемом 72 п.л. Основные положения проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры живописи Московского педагогического университета, на научно-практических конференциях и заседаниях Научно-методического совета по художественно-графическим дисциплинам. Автор регулярно выступал с докладами и научными сообщениями на международных симпозиумах (Ольденбург 1996 г., Мюнхен

1998 г., Вельцхейм 2000 г.), семинарах, экспозиционно-выставочных мероприятиях в Орле, Липецке, Туле, Воронеже, Москве, Владимире, Ижевске и других городах.

Разработанные нами научно-методические рекомендации, учебные пособия и учебники по обучению основам живописи и цветоведения широко используются в практике работы на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета, а также получили авторитетную апробацию в общеобразовательных школах и на многих художественно-графических факультетах педагогических учебных заведений Российской Федерации.

Структура диссертации: поставленные цели и задачи исследования, выдвинутая гипотеза и проведенный эксперимент на основе системного подхода в теории и практике обучения цветоведению и академической живописи обусловили структуру диссертации. Она состоит из введения, пяти глав, заключения и приложения. Объем основного текста составляет 345 страниц. В приложении три раздела - практические задания и упражнения по орнаментальной композиции и цветоведению; экспериментальные учебно-творческие работы студентов по живописи; анкеты к педагогическому эксперименту. Список литературы насчитывает 353 публикации.

История концептуального развития теория цвета и света

Практически каждый специалист, по роду своей профессии связан с цветом и должен обладать запасом определенных теоретических знаний. Если же таковые отсутствуют, то результаты деятельности непредсказуемы Художник-педагог тем более не может отказаться от солидной теории, хотя в творческой деятельности, работая чисто интуитивно и преследуя собственные эстетические цели, он может нарушать школу о цвете или же дополнять ее новыми открытиями. Смысл живописной подготовки художника-педагога заключается в том, чтобы научить студента воссоздать цвета по возможности точно в системе учебных заданий и упражнений. Кроме того, основной, базовой задачей является задача вооружения будущего специалиста хорошей теорией о цвете.

Любой процесс воспроизведения цвета непосредственно связан с процессом смешения красок. Это относится к цветному телевидению, цветной фотографии, цветной печати, и безусловно к творчеству художников, работающих с натуры. В нашем случае определяющим фактором является правильное воспроизведение цветов. А что же означает «правильное воспроизведение цветов»? Ведь возможности воспроизведения цвета часто ограничены, и цвета не только в природе, но и на картинах, могут меняться самым разным образом, например, под воздействием света, температуры и т.п.

Однако вернемся к вопросу о воспроизведении реального цвета. Если посмотреть через лупу на экран телевизора, то мы увидим там точки следующих цветов: красного, зеленого и голубого, которые в известных учениях о цвете называются более точно оранжево-красный, зеленый и фиолетово-голубой, хотя в живописи существуют три основных цвета -желтый, красный и синий. В цветной фотографии, напротив, мы имеем дело с первичными цветами: желтым, пурпурным и голубовато-зеленым, которые иногда называются желтый, пурпурный и сине-голубой .

Печатник обозначит свои первичные цвета как желтый, красный, голубой и черный. Если посмотреть через лупу на четырехцветную печатную страницу, то можно увидеть элементы цвета, которые называются: белый, желтый, красно-пурпурный, голубой, фиолетово-голубой, зеленый, оранжево-красный и черный.

Если пересчитать тюбики с краской в этюднике художника, то может оказаться, что там 136 и более разных цветов, выпускаемых отечественной и зарубежной промышленностью.

Здесь мы сталкиваемся с такой проблемой, что, по всей вероятности, существуют разнообразнейшие законы смешения цветов. Понятно, что тот, кто хочет овладеть процессом воспроизведения цвета, должен знать эти законы смешения цветов, чтобы достичь желаемого результата.

Таким образом, практически подтвержденная теория цвета необходима всем. Прежде чем приступить непосредственно к самой теории, нужно обдумать три пункта, которые с точки зрения педагогики и дидактики при обучении предмету особенно важны.

1. При освоении практического цветоведения не следует путать теорию

цвета с историей теории о цвете.

2. Нельзя пользоваться в теории о цвете бытовыми понятиями. Используемые названия цветов должны быть однозначными, единственными и научно обоснованными.

3. Теоретические основы цветоведения должны быть подкреплены практическими заданиями и упражнениями.

Наукой о цвете - цветоведением изучено много вопросов, интересующих художника. К ним относится: изменение цветов от освещения, на расстоянии, под влиянием соседних цветов, смешение красок и многие другие.

Индивидуальные особенности личности по восприятию цвета. Взаимодействие цвета и материи

Вследствие внешнего физического воздействия, а именно цветового раздражения, на орган зрения возникает цветоощущение. Цветоощущения могут возникать при особых обстоятельствах, например, во сне. Также галлюцинации при приеме наркотиков происходят без воздействия внешнего цветового раздражителя.

Любое доходящее до глаза цветовое раздражение может быть описано с физической точки зрения. На рис. 28 мы видим отражение зеленого листа как источника цветового раздражения. На оси абсцисс (горизонтальной) непрерывно обозначены бесцветные световые лучи соответственно длинам их волн. Лучи с наиболее короткой волной находятся слева. На оси ординат мы видим интенсивность отдельных излучений. При этом речь идет об «относительной интенсивности». Поскольку в зависимости от степени обшей освещенности отражение от листа, попадающее в глаз наблюдателя, может иметь разную интенсивность. [341]

Фактически интенсивность не особенно важна, т. к. орган зрения приспосабливается к интенсивности освещенности, чем больше степень освещенности, тем менее чувствительным становится орган зрения. В связи с этим говорят об относительной спектральной лучевой дисперсии при цветовом раздражении, в частности о соотношении составляющих волновых длин.

Посмотрим еще раз на цепь «свет - цветоощущение» (см. рис.10). Источник света, например, солнце, посылает лучи (1) на материал, наш зеленый лист (2). Материя, из которой состоит лист, обладает качеством поглощать часть света. Растение использует эту энергию для фотосинтеза. Цветовое раздражение (3) является не поглощенной частью общего освещения, «остаточный свет». Отсюда мы видим, насколько тесно взаимодействие света и материи. Само собой разумеется, что интенсивности излучения, которых не существует в свете, не могут отражаться от материала. Уже на этом этапе становится ясно, какое влияние освещение оказывает на относительную-лучевую дисперсию при цветовом раздражении, а также на внешний вид материала. Поглощающая способность материала является точной величиной. Однако, несмотря на это отражаемое от нашего листа цветовое раздражение может иметь различные спектральные структуры. Все же орган зрения путем перестройки старается приспособиться к измененному спектральному составу общего освещения. Однако это удается лишь в определенных рамках.

Каждый из нас знает, как могут меняться цвета под влиянием света. Например, когда небо затянуто тучами и идет мелкий дождь, все вокруг выглядит серым и хмурым. Когда же светит солнце, ландшафт загорается всеми красками.

Итак, мы подошли к свету. Еще в школе мы узнали, что И. Ньютон открыл спектр в 17-ом веке. Бесцветные световые лучи в зависимости от длин их волн преломляются по-разному. Причем они выступают в спектре в некоторой степени рассортированными по размеру. Схематически это изображено на рисунке 28. Короткие волновые длины, в отличие от длинных, отклоняются сильнее всего. Однако из всего вышесказанного нельзя сделать вывод, что белый свет состоит из разноцветных лучей. Еще раз подчеркиваем, что свет состоит из бесцветных лучей с разной длиной волн.

Содержание пластической и цветовой подготовки будущих художников-педагогов на занятиях по орнаментальной композиции

Рассматриваемый вопрос по содержанию пластической и цветовой подготовки будущих художников-педагогов на занятиях по орнаментальной композиции, охватывает цикл практических и теоретических занятий со студентами. Нами экспериментально апробирована система обучения, включающая в себя формирование цветового мышления и развитие живописных навыков, свойственных технологиям художественного творчества. Разработанные нами задания по орнаментальной композиции направлены также на развитие и ориентацию общих категорий художественно-эстетического мировоззрения, затрагивающих как эмоциональные, так и интеллектуальную сферу творческой деятельности будущего специалиста.

Тема орнамента и орнаментальной композиции выбрана не случайно. Орнамент был и остается самым регламентированным видом художественной практики, где идеальный рационализм художественной формы сочетается с орнаментальным набором методов создания творческой композиции. Результат же труда не уступает "станковым" видам изобразительного искусства, которые давно уже оперируют орнаментальными формами.

В начале мы предлагаем методику "механических" способов создания орнаментальной композиции, значительно упрощающих вхождение в курс декоративных образов, ненавязчиво расширяющих палитру его колористических и пластических возможностей.

По мере привыкания к специфике художественной деятельности перед студентами ставятся все более сложные и творческие задачи. Элемент случайного энергично преобразовывается в творческий замысел создания орнаментальной композиции. В то же время на основе орнаментальной композиции возможно полноценное приобщение учащихся ко всей художественной культуре в целом, так как орнамент является ее первоосновой и несет в себе все ее элементы.

Общество на каждом этапе своего движения вырабатывает все более новые орнаментальные формы, отражающие как наличие современных технологий, так и новые условия существования индивидуума в общественной и природной среде. Через орнамент можно многое понять в современной культуре и современном обществе в целом. В орнаменте на уровне подсознания отражаются национальные черты личности, ее гениологическая культура. Приобщение студентов к культуре орнамента является своевременным и крайне необходимым элементом формирования развитой личности современного человека.

Целью данной работы является создание методики построения орнаментальных композиций в условиях творческого процесса. В основе самого сложного орнамента лежат простые, доступные каждому, принципы его создания. Обнаружение этих признаков, их "гласность" и составляло приоритет специализированных художественных направление высшей школа.

Так, например, отобразить признаки иллюзорного пространства можно лишь изменяя геометрию и величину площади ячейки сетки, которая до этого случая всегда оставалась неизменной.

В основе любого, пусть даже очень сложного орнамента, лежат простые преобразования одного или нескольких его элементов. Вычленить эти элементы и метод их преобразования представляет иногда трудную задачу даже для искушенного зрителя. Набор таких первичных преобразований ограничен, но возможности их сочетаний достаточно велики и имеют общее название элементы, виды или образы симметрии. Исследовательский интерес к видам симметрии проявляют многие направления науки, и это не случайно, т.к. все многообразие является комбинационными симметрическими методами организации материи в форме живой и неживой природы.

Похожие диссертации на Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов