Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Философские и социально - педагогические аспекты приобщения школьников к новациям музыкальной культуры 9
1.1. Философские и социальные основы музыкального искусства как явления культуры 9
1.2. Музыкальные новации как фактор культурного развития школьников 24
1, 3. Приобщение школьников к музыкальным новациям как педагогически направленный процесс 42
ГЛАВА 2. Учебно-методическое обеспечение процесса приобщения школьников к музыкальным новациям 74
2. 1. Содержание процесса включения музыкальных новаций в школьное музыкальное образование 74
2. 2. Описание опытной проверки экспериментальной программы для школьников «Новации музыкальной культуры XX века»... 94
2. 3. Подготовка учителя к учебно-методическому обеспечению процесса приобщения школьников к музыкальным новациям... 114
Заключение 139
Библиография 141
Приложения
- Философские и социальные основы музыкального искусства как явления культуры
- Приобщение школьников к музыкальным новациям как педагогически направленный процесс
- Содержание процесса включения музыкальных новаций в школьное музыкальное образование
- Описание опытной проверки экспериментальной программы для школьников «Новации музыкальной культуры XX века»...
Введение к работе
Актуальность исследования. В XX веке произошли существенные изменения во всех сферах человеческой жизни. Они нашли свое отражение в развитии культуры, о чем свидетельствуют исследования известных ученых (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Т. Элиот, П.А. Сорокин, А. Вебер, Т. Парсонс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, М.Л Сараф и др.).
Изменения в области культуры повлияли и на сферу музыкальной культуры, музыкального искусства (Т. Адорно, И.Д. Земзаре, В.Дж. Конен, Л. Мар-хасев, А.Н. Сохор, Т.В. Чередниченко). Развитие искусства XX века обусловлено сложнейшими процессами расслоения музыкальной культуры. Наряду с традиционным искусством, которое продолжало развиваться в XX веке, рождались направления, характерные радикальными изменениями в сфере музыкального искусства (электронная музыка и молодежная музыкальная культура). Они в настоящем исследовании обозначены понятием «музыкальные новации».
Актуальность исследования объясняется тем, что музыкальные новации являются сферой повышенного интереса молодежи и оказывают существенное влияние на ее развитие. В этих условиях большое значение приобретает воспитание у школьников музыкального вкуса, то есть умения различать, понимать и оценивать многообразные проявления современной музыки. Развитие музыкального вкуса является одной из задач музыкального воспитания, которое заключается в приобщении личности к музыкальной культуре общества.
Наиболее эффективным путем приобщения к данным музыкальным новациям является музыкальное образование школьников в системе общего среднего образования, так как этот путь самый доступный и самый массовый. Массовое музыкальное образование стало предметом пристального изучения ученых и педагогов на рубеже ХТХ - XX веков. По мнению известных исследователей того времени (Н.Я. Брюсовой, А.Д. Городцова, Д.Н. Зарина, А.Н. Карасева, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.Л. Маслова, ПЛ. Мироносиц-
4 кого, СИ. Миропольского, СТ. Шацкого, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского), массовое музыкальное образование имеет просветительский характер и нацелено на формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры. Данные идеи нашли свое отражение и в музыкальном образовании последующих лет. Вопросы современного школьного музыкального образования раскрываются в работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского, Т.В. Челышевой, В.А. Школяра, Л.В. Школяр.
Вместе с тем, в содержании современного школьного образования музыкальные новации отражены ограниченно. Кроме того, сами учителя зачастую не имеют достаточных знаний в этой области. В результате музыкальные интересы и музыкальные вкусы учителей и учеников часто не совпадают и даже противоречат друг другу, что мешает осуществлению педагогически направленного процесса приобщения школьников к музыкальным новациям.
В педагогической литературе и многочисленных исследованиях, посвященных проблемам музыкального образования школьников, отсутствуют специальные разработки, научно обосновывающие включение музыкальных новаций в школьный образовательный процесс, что также определило актуальность настоящего исследования. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью приобщения школьников к музыкальным новациям и теоретической неразработанностью основ этого процесса.
Данное противоречие обусловило проблему настоящего исследования, которая заключается в теоретическом обосновании процесса приобщения школьников к музыкальным новациям, что и определило тему исследования.
Объектом исследования является процесс приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении.
Предметом исследования являются теоретические основы процесса приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении.
Целью проведенного исследования стала разработка теоретических ос-
5 нов процесса приобщения школьников к музыкальным новациям и создание на этой базе учебно-методического обеспечения данного процесса.
Под теоретическими основами процесса приобщения школьников к музыкальным новациям имеется в виду система теоретических положений, обосновывающих данный процесс, а именно:
цель и задачи приобщения школьников к музыкальным новациям;
педагогические принципы процесса приобщения школьников к музыкальным новациям (последовательности и преемственности изложения программного материала, связи музыки с жизнью, наглядности);
организационно-педагогические условия процесса приобщения школьников к музыкальным новациям (опора на качественные, высокохудожественные образцы музыкальной культуры; обязательное включение в содержание занятий отечественных музыкальных новаций; введение в учебный процесс электромузыкальных инструментов и компьютера).
Исследование проводилось на основе рабочей гипотезы, заключающейся в том, что приобщение школьников к музыкальным новациям, оказывающее влияние на формирование их музыкального вкуса, может осуществляться как педагогически направленный процесс при наличии его теоретически обоснованного механизма.
Поставленная цель и сформулированная гипотеза исследования определили его основные задачи:
Провести философский и социально-педагогический анализ музыкального искусства как явления культуры и музыкальных новаций как фактора культурного развития школьников.
Проанализировать теорию школьного музыкального образования и выявить комплекс теоретических положений, обеспечивающий процесс приобщения школьников к музыкальным новациям.
Провести анализ школьных программ по предметам «Музыка» и «Мировая художественная культура» с позиций отражения в них музыкальных новаций.
Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить со-
6 держание занятий со школьниками по музыкальным новациям. 5. Разработать, обосновать и апробировать содержание обучения и определить дидактическое оснащение процесса повышения квалификации учителя музыки по музыкальным новациям.
Теоретико-методологической основой исследования является деятель-ностный подход к пониманию культуры (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, М.Я. Сараф); основные положения музыкальной социологии; дидактические основы школьного музыкального образования (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Ю.Б, Алиев, О.А. Апраксина, Л.В. Школяр, М.С. Каган, Л.В. Горюнова, Э.Б. Абдуллин); общие положения музыкальной психологии о познавательных процессах в деятельности музыканта, о процессах общения в музыкальной деятельности.
Методы исследования
Сочетание теоретических подходов к исследованию с решением практических задач обусловило выбор следующего комплекса методов исследования:
Теоретические: систематизация, классификация, анализ музыковедческих, социологических, психолого-педагогических исследований по проблемам современной музыкальной культуры; сравнительный анализ школьных программ по предметам «Музыка» и «Мировая художественная культура».
Эмпирические: педагогический эксперимент, включающий создание и апробацию авторских программ в общеобразовательных учреждениях и в системе повышения квалификации; педагогическое наблюдение; анкетирование, интервьюирование.
Этапы исследования:
Первый этап (1996-1998) — теоретическое осмысление проблемы, анализ содержания школьного музыкального образования в контексте современной музыкальной культуры. Разработка образовательной программы для школьников «Новации музыкальной культуры XX века» и программы курса «Музыка XX века: традиции и новаторство» для педагогов-музыкантов. Определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, рабочей гипотезы,
7 а также базы и методов исследования, проведение констатирующего эксперимента.
Второй этап (1998-2000) — проведение формирующего и контрольного экспериментов, анализ результатов экспериментальной проверки, обоснование педагогических условий приобщения школьников к новациям музыкальной культуры XX века, внедрение результатов исследования.
Третий этап (2000-2001) — анализ и обобщение материалов исследования. Оформление результатов исследования.
Положения, выносимые на защиту:
Научно обоснованный подход к процессу приобщения школьников к музыкальным новациям базируется на комплексе теоретических положений, предполагающих обоснование цели и задач приобщения школьников к музыкальным новациям, определение педагогических принципов и организационно-педагогических условий процесса приобщения школьников к музыкальным новациям.
Приобщение школьников к музыкальным новациям возможно на основе образовательной программы, разработанной в опоре на выделенный комплекс теоретических положений.
Процесс приобщения школьников к музыкальным новациям обеспечивается специальной программой подготовки учителя музыки в системе повышения квалификации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
исследована проблема приобщения школьников к новациям музыкальной культуры в системе общего среднего образования;
показаны философские и социально-педагогические аспекты включения в процесс школьного образования музыкальных новаций как фактора культурного развития школьников;
проанализированы теоретические положения, необходимые для обоснования и реализации приобщения школьников к музыкальным новациям;
обосновано содержание школьных занятий по музыкальным новациям;
определено содержание обучения педагога-музыканта по музыкальным новациям в системе повышения квалификации работников образования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке практических рекомендаций по приобщению школьников к музыкальным новациям. Теоретические основы данного процесса, разработанные в ходе исследования, создают базу для его учебно-методического обеспечения, являющуюся механизмом изучения музыкальных новаций в общеобразовательных школах.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается соответствием исходных методологических позиций и методов исследования его объекту, предмету, цели и задачам; опорой на репрезентативность эмпирических данных.
Апробация результатов проводилась на международной научно-практической конференции «Славянская культура — образованию» (Москва, 1999), на международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития», посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Москва, 1999), на ежегодных междисциплинарных научных конференциях аспирантов и соискателей АПК и ПРО, на экспериментальных площадках кафедры художественного образования АПК и ПРО, заседаниях кафедры художественного образования АПК и ПРО, на страницах сборника научных трудов кафедры «Искусство педагогики — педагогика искусства».
Внедрение результатов осуществлялось в процессе занятий со школьниками по программе «Новации музыкальной культуры XX века» во Внуковской сельской гимназии (Моск. обл.) и средней школе № 610 г. Москвы; в процессе занятий со слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки в АПК и ПРО, в Брянском государственном педагогическом университете, в Трубчевском педагогическом училище.
По теме исследования опубликовано 5 статей, тезисы и учебная программа общим объемом 2 п.л.
Философские и социальные основы музыкального искусства как явления культуры
Современный этап переосмысления социокультурных ценностей и дальнейшая судьба народов России во многом зависит от освоения национального богатства отечественной и мировой культуры. В существующей научной традиции термин «культура» («возделывание», «улучшение», «обработка», «уход»), как правило, означает одну из важнейших сфер общественной жизни, призванных не только сохранять и приумножать духовные и материальные ценности общества, но и способствовать развитию творческого потенциала любого народа.
Существуют различные научные подходы к пониманию культуры, важнейшие из которых — общественно-исторический, социологический, струк-турно-символ ический, деятельностный.
Наиболее значимым для понимания сущности культуры в рамках задач нашего исследования является деятелъностный подход, который объясняет возникновение культуры особенностями человеческой деятельности (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, 3. Файнбург, Л. Зеленов, М.С. Каган, М.Я. Сараф). Ориентируясь на этот принцип, исследователь культуры и цивилизации М.Я. Сараф рассматривает культуру как «производство человека во всем богатстве и многосторонности его общественного бытия, осуществляемого в конкретных формах материальной и духовной деятельности, В центре такого понимания культуры находится человек, формирующийся и действующий в конкретно-исторических условиях, насколько он является подлинным субъектом деятельности» [115, 10]. Таким образом, человек формирует культуру, а культура, в свою очередь, создает, воспроизводит человека. Представляя культуру как основу творческой активности человека, данный подход определяет культуру как способ бытия человека, а в более конкретном смысле как «способ быть человеком» [115, 10]. Быть человеком — значит осознавать себя таковым, и в то же время получить определенный социальный статус. Это значит, что и другие также признают тебя человеком. В разных культурах этот статус имеет различное содержание. Например, название древнего индейского племени «ирокезы» дословно означает «настоящие люди». В племенном обществе человек из чужого племени, живущий иначе, говорящий на другом языке, — не человек. В разных культурах — различные способы быть человеком.
М.Я. Сараф определил и основные способы бытия человека, общие для всех культур:
- способ отношения человека к природе;
- способ деятельности;
- способ признания;
- способ мышления;
- способ понимания.
Проследим, как эти характеристики проявились в культуре XX века.
Способ отношения к природе. На протяжении всей своей истории человечество использовало природные ресурсы, но в XX веке человек стал брать от природы больше, чем она способна восполнить. Возникла необходимость организации такого хозяйства, которое может возобновлять природные богатства, воссоздавать затраченные ресурсы. Такое отношение к природе характеризуется как гармоническое. Решение экологических проблем — путь к гармоническому отношению к природе.
Способ деятельности. Бурное развитие науки и искусства в XX веке дало новый способ деятельности — профессиональный. Этот способ деятельности заключается в решении узкоспециальных задач в какой-либо области. Профессиональная деятельность основана, как правило, на глубоких и сиетематических знаниях, творческом отношении к делу. Недостаток профессионального способа деятельности проявляется в его тенденции к одномерности, самодостаточности. Поэтому культура конца XX века требует иного способа деятельности — универсализма. Этот способ деятельности, по предположению М.Я. Сарафа, должен стать ведущим в начале XXI века.
Способ признания. Это ответ на вопрос: «Кто считается человеком?». Быть человеком XX века — значит быть личностью. Это означает противопоставление индивидуальности культурному сообществу. А конкретнее, «интегрированность в сообщество стала возможной именно через противопоставление ему, и именно эта дистанцирован ность выступала способом и мерой признания индивида в качестве человека» [115, 16]. Произошло расслоение культуры на элитарную, создаваемую человеком-личностью, и массовую, тиражируемую для широкого круга потребителей.
Способ мышления, проявившийся в культуре XX века — чувственно-интуитивный, образный. Этот способ мышления характерен для философии XX века, особенно субъективистских направлений, например, таких, как философия жизни (Л. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей), экзистенциализм (К. Ясперс, М. Бубер, М. Хайдеггер, Ж. Сартр, А. Камю), и искусства XX века. Образный способ мышления становится почти доминирующим в системе образования, где основным источником информации все чаще является экран компьютера, картинка, наглядный образ, на основе которого идет дальнейшее формирование мыслительных операций.
Способ понимания. Эта характеристика бытия человека означает способ понимания человеком мира. Порожденный XX веком, он тесно связан с наглядно-образным мышлением — понимание как переживание. Понять — означает прочувствовать. Этот способ понимания проявился особенно ярко в таких направлениях философии, как экзистенциализм, герменевтика, аналитическая философия, а также в искусстве. Вопрос о том, каким быть человеку в XXI веке, — один из основных вопросов современности, в решении которого немалую роль играет музыкальное искусство как одно из многочисленных проявлений музыкальной культуры.
Понятие «музыкальная культура» в бытовом сознании нередко отождествляют с понятием «музыка», хотя музыкальная культура общества значительно шире собственно музыки, то есть совокупности музыкальных произведений. Рассмотрим понятие «музыкальная культура» с точки зрения ее структуры и особенностей. Для нашего исследования важно определение музыкальной культуры, которое дал музыкальный критик и социолог А.Н. Сохор: «Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования» [121, 62]. По его мнению, музыкальная культура — это система, в которую входят:
- музыкальные ценности общества;
- все виды деятельности, связанные с музыкой;
- все люди, занимающиеся такого рода деятельностью, вместе с их знаниями, умениями и навыками;
- все социальные институты и учреждения, музыкальные инструменты и техническое оборудование, обслуживающие эту деятельность.
Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что понятие «музыкальная культура» включает духовную и материальную сферы, объективную и субъективную стороны, деление на профессиональную и непрофессиональную области музыкальной культуры.
Основным признаком музыкальной культуры является ее духовная сфера, что позволяет определить музыкальную культуру как часть духовной культуры. Духовная сфера — это музыкальные образы, которые являются основным содержанием музыкальной культуры, а также музыкальные интересы, взгляды и вкусы людей. Музыкальная культура как область духовного творчества является неповторимым результатом творческой деятельности отдельных личностей, непредсказуемым продуктом культурного творчества, его свобод 13 ного характера, что делает музыкальную культуру выражением абсолютных ценностей, то есть системой, основным инструментом определения которой является специфический музыкальный язык, отражающий определенный способ понимания мира.
Материальная часть музыкальной культуры — ноты, звукозапись, музыкальные инструменты, концертные залы, музыкальные театры.
Особую область составляют музыкальные интересы людей, взгляды на музыкальное искусство, музыкальные вкусы, включая позиции профессиональной критики.
Приобщение школьников к музыкальным новациям как педагогически направленный процесс
«Искусство есть общественная техника чувств, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личностные стороны нашего существа». Данное выражение известного психолога Л.С. Выготского [18, 11] полностью можно отнести и к музыкальным новациям XX века и их роли в школьном музыкальном образовании. Приобщение личности к музыкальной культуре общества — есть музыкальное воспитание.
Цель музыкального воспитания школьников формулировалась каждым ученым и педагогом по-своему. Так, известный композитор и педагог 20 - 30-х годов Б.В. Асафьев определял цель музыкального воспитания в общеобразовательной школе следующим образом: «подготовка культурно-восприимчивой к музыке среды, способной усвоить все ценное, созданное в музыке...» [123, 9]. «Пора заняться проблемой подготовки понятливых, культурных слушателей, которых не так уж много и от интеллектуального уровня которых зависит, в конце концов, прогресс нашей музыки» [123, 9].
Педагог и композитор Д.Б. Кабалевский писал, что цель музыкального воспитания — «...ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [106, 2]. «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира» [106, 32]. Отечественный музыковед и педагог Л.А. Баренбойм, анализируя программу по музыке Д.Б. Кабалевского, размышляет о цели музыкального воспитания: «Какова же цель уроков музыки в школе?.. В чем эта цель со 43 стоит? В том, чтобы научить петь и читать ноты? Музицировать на инструментах? Развить слух и чувство ритма? Познакомить с некоторыми музыкально-теоретическими понятиями? Подвести к элементарному сочинительству и к импровизации? Спору нет, все это очень важно, более того — даже необходимо для музыкального развития ученика и решения конечной стратегической задачи. Но сама задача, если речь идет об общеобразовательной школе, более широка и глубока: ввести ... детей и подростков в мир большой серьезной музыки, оказав таким путем благотворное воздействие на формирование их личности (ибо, если воспользоваться формулой Д.Б. Кабалевского, перефразировавшего слова Чернышевского, «прекрасное пробуждает доброе»)» [89, 29-30]. Известный ученый и педагог Ю.Б. Алиев отмечает, что «высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника» [5, 22]. По мнению Ю.Б. Алиева, «музыкальная культура школьника — это интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:
- музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах музыки), музыкальная наблюдательность...;
- музыкальная образованность (овладение некоторыми видами музыкальной деятельности, приобретение искусствоведческих знаний, опыта творческой деятельности и сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, наличие музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое, избирательное отношение к различным музыкальным явлениям)» [105,1].
В целом все эти мнения сводятся к общему пониманию цели — художественному воспитанию личности, что, по определению М.С. Кагана, включает в себя следующие задачи: «воспитание художественного вкуса (как психологического механизма адекватного восприятия произведений искусства); формирование художественного сознания (взглядов, позиций, идеалов); художественное образование (расширение знаний в области истории и теории искусства, эстетики и других изучающих искусство наук); художественное научение (развитие способности личности к художественному творчеству)» [18, 12].
С точки зрения приобщения школьников к новациям музыкальной культуры, эти задачи весьма актуальны и имеют жизненно важное значение. Рассмотрим, как эти задачи раскрываются в связи с включением новаций музыкальной культуры XX века в процесс школьного музыкального образования. В музыкальном образовании эти задачи будут формулироваться как воспитание музыкального вкуса, формирование музыкального сознания музыкальное образование и музыкальное научение.
«Эстетический вкус — способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства» [60, 96]. Исходя из этого определения, можно сказать, что музыкальный вкус — это способность человека к различению, пониманию и оценке явлений музыкальной культуры. Задача воспитания музыкального вкуса является наиболее сложной, из всех перечисленных задач, ведь вкус одновременно и стабилен, и подвижен. Большое значение здесь имеет субъективный фактор. Кроме того, музыкальный вкус сочетает в себе рациональное и чувственное начала. Рациональное начало оценивает то или иное явление музыкальной культуры, его достоинства и недостатки, опираясь на разум. Чувственное начало основано на эмоциях и склонно на подсознательном уровне воспринимать все то, что произвело яркое, неизгладимое впечатление. Как отмечалось выше, из всех известных видов искусств музыка производит самое сильное воздействие на человека, вызывает самый яркий эмоциональный отклик. Изучение этой проблемы находится в поле зрения ученых с древних времен. Таким образом, музыкальный вкус складывается из рационального и эмоционального компонентов. На формирование музыкального вкуса, особенно если речь идет о современной культуре, оказывает влияние мода (от naT.modus, франц. mode — мера, способ, правило). Понятие «мода» определяется культурологией как:
1 «непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры»;
2 «непрочная, быстролроходящая популярность» [60, 361].
Изучению явления моды посвятили свои труды многие философы, социологи, экономисты, психологи: А, Смит, Г. Спенсер, Г. Зиммель, Н.К. Михайловский, У. Самнер, В. Зомбарт, Т. Веблен, Г. Блумер, Э. Берглер, Р. Барт и другие.
Мода присутствует в самых различных сферах культуры, в том числе и в искусстве. А. Смит в «Теории нравственных чувств» отмечал влияние моды не только на бытовые сферы жизни человека, но и на искусство и нравственность.
Мода — это обновление, нововведение, она всегда связана с современностью. Её, как изменчивый элемент культуры, можно противопоставить традиции, которая является инерционным, устойчивым элементом. Г. Блумер рассматривает моду как средство внедрения в культуру новых социокультурных форм. По его мнению, в процессе формирования и распространения мода проходит две фазы: инновацию и отбор. Из соперничающих между собой культурных образцов (на первой фазе) общество отбирает те образцы (на второй фазе), которые затем становятся общепризнанной нормой, традицией. Мода и традиция имеют также обратную связь: традиция является источником модных инноваций, нередко модным становится то, что уже когда-то существовало.
Мода имеет особое значение для молодежи, так как она является средством приобщения человека к социальному и культурному опыту. Д.Б. Кабалевский уделяет особое внимание вопросам музыкальной моды в связи с изучением современной музыки. Он отмечает, что интерес подростков к модной, легкой, развлекательной музыке закономерен и определяется психологическими особенностями возраста. «В этот период в сознании ребят может начаться неосознанная борьба между вкусом и модой. Мода — обычное явление в разных областях жизни, и миновать ее вряд ли можно. Однако очень важно, чтобы мода корректировалась подлинным вкусом» [107, 134]. Еще раз вернемся к утверждению Д.Б. Кабалевского, о том, что понятие моды не распространяется на явления высокого искусства, на шедевры мировой музыкальной культуры. Здесь идет речь о сосуществовании в культуре традиций и новаторства. Шедевр, как образцовое, высшее достижение искусства, имеющее высокую эстетическую и нравственную ценность, представляет традицию. Мода — это новация, которая затем либо становится традицией, либо, в результате культурного отбора, отметается. При этом традицией становятся глубокие, значительные явления музыкальной культуры. В массовой культуре создание шедевра практически невозможно.
Содержание процесса включения музыкальных новаций в школьное музыкальное образование
Анализ теории и практики школьного музыкального образования, а также проведенный констатирующий эксперимент продемонстрировали, с одной стороны — наличие интереса к современной музыке и потребности школьников и преподавателей в приобщении к музыкальным новациям, с другой — недостаточное отражение этого явления в содержании школьного образования и неразработанность теоретических основ данного процесса.
Это побудило нас к теоретическому обоснованию, разработке содержания и опытной проверке экспериментальной программы для школьников по новациям музыкальной культуры XX века.
При этом мы исходили из комплекса теоретических положений, которые обусловливают школьное музыкальное образование и обеспечивают процесс приобщения школьников к музыкальной культуре в целом, а именно: цель музыкального образования — формирование музыкальной культуры как части духовной культуры личности; задачи музыкального образования — воспитание музыкального вкуса, формирование музыкального сознания, расширение знаний в области музыки, музыкальное научение. Рассмотрению этого подхода посвящен настоящий раздел исследования. Данные теоретические положения легли в основу экспериментальной программы для школьников «Новации музыкальной культуры XXвека». Цель программы — формирование музыкальной культуры как части духовной культуры личности средствами современного музыкального искусства. Задачи — воспитание музыкального вкуса; формирование музыкального сознания; расширение знаний в области музыкальных новаций; музыкальное научение.
Музыкальные новации, представляя собой своеобразное явление музыкальной культуры XX века, стали, как отмечалось в первой главе диссертации, предметом особого интереса современной молодежи. Поэтому экспериментальная программа может быть реализована в возрастном периоде учащихся с 7 по 11 класс.
Содержание экспериментальной программы формировалось на основе принципа последовательности и преемственности изложения программного материала.
Программа включает темы, связанные с историей возникновения и развития электромузыкальных инструментов и электронной музыки, зарубежной и отечественной музыки молодежных направлений и джаза. Изложение материала в такой последовательности обусловлено тем, что в начале XX века появились электромузыкальные инструменты. Они стали причиной появления электронной музыки и способствовали развитию молодежной музыкальной культуры. Родившись на Западе и попав в Россию, молодежная музыка трансформировалась в яркое, уникальное, самостоятельное направление русской культуры. Дополнительный раздел, включенный в программу, предлагается не столько для изучения, сколько для самостоятельного размышления учащихся над актуальными проблемами современной музыки, о влиянии музыки на внутренний мир человека, о противоречиях, негативных явлениях в музыкальной культуре XX века. На освещение этих тем в каждом разделе отведено определенное количество часов, которое может варьироваться по усмотрению учителя и желанию учащихся (резерв часов). Кроме того, резерв часов может быть использован для более глубокого изучения тех или иных тем основных разделов.
Программа структурируется по разделам:
I. Музыкальные инструменты нового поколения. II. Молодежная музыкальная культура: Запад.
III. Молодежная музыкальная культура в России.
IV. Джаз.
V. Современная музыка и человек.
Первый раздел программы «Музыкальные инструменты нового поколения» по функции является вводным. Дело в том, что электромузыкальные инструменты явились материальной основой для развития множества направлений музыки XX века, и именно эти направления рассматриваются в данной программе. Из предложенных для знакомства стилей, только ранний джаз никак не связан с электроникой, в то время как остальные направления нельзя представить без использования электронной аппаратуры. Поэтому изучение электромузыкальных инструментов в данном случае становится основой для освоения дальнейших тем программы.
В теме «Музыкальный звук» раскрываются некоторые вопросы музыкальной акустики. Дается определение понятиям «тон», «звук», «шум», «музыкальный звук», рассматриваются акустические характеристики музыкального звука: высота, громкость, тембр.
В теме «ЭМИ — электромузыкальные инструменты» показано принципиальное отличие звукообразования в традиционных и электромузыкальных инструментах. Суть состоит в том, что в традиционных музыкальных инструментах источником звука является физическое тело: струна, столб воздуха, мембрана и т.д. В электромузыкальных инструментах звук рождается благодаря электрическому импульсу, который затем преобразуется в звук. Далее раскрывается история творческих поисков музыкантов и изобретателей в области создания ЭМИ (телармониум, терменвокс, орган Л. Хаммонда и т.д.), итогом которых явилось создание музыкального синтезатора.
Тема «Музыкальный синтезатор» посвящена знакомству с принципиальным устройством синтезатора, его функциональными возможностями (широкий набор тембров, технология автоаккомпанемента, возможности редакти 77 рования музыкального материала и т.д.), применением синтезатора в различных областях музыкальной деятельности.
Возможности музыкального клавишного синтезатора могут быть усилены компьютерными технологиями, роль которых в музыкальном творчестве все возрастает. Поэтому в программу включена тема «Компьютер и музыкальное творчество», посвященная знакомству с использованием компьютерных технологий в музыке. Неоднозначные последствия внедрения информационных технологий в современную музыкальную культуру раскрывается на следующих примерах: компьютер — помощник композитора; компьютер в поп-бизнесе — исправление недостатков некачественного исполнения.
Благодаря появлению электромузыкальных инструментов возникает электронная музыка — направление современной музыкальной культуры, существующее с начала 50-х годов XX века, музыка создаваемая и воспроизводимая при помощи электронной аппаратуры. В теме «Академическая электронная музыка» раскрывается отличие электронной музыки и музыки, исполняемой на электромузыкальных инструментах. Электронная музыка академического направления: экспериментальная, сложная для восприятия, атональная, элитарная — для подготовленного слушателя. В результате к концу 60-х годов возникает так называемая популярная электронная музыка.
В теме «Популярная электронная музыка» на примере творчества композиторов Жана Мишеля Жарра (Франция) и Исао Томиты (Япония) раскрываются основные ее особенности: максимальная гармонизация, огромные акустико-динамические возможности, богатство тембровой окраски, использование минорных тональностей, ведущая роль ритмического начала, «космическая» образная сфера.
Распространение электромузыкальных инструментов и их широкое внедрение в музыкальную практику создало возможность для развития молодежной музыкальной культуры, чему посвящен второй раздел программы «Молодежная музыкальная культура: Запад». Данный раздел является самым объемным, так как молодежная музыкальная культура включает большое количе 78 ство стилей и направлений и имеет более чем полувековую историю. Для формирования широты музыкального сознания и глубины познания школьниками музыкальных новаций мы сочли необходимым осветить в данном разделе максимальное количество стилей и направлений молодежной музыкальной культуры.
В изучении тем, посвященных молодежной музыкальной культуре, необходимо рассматривать это явление прежде всего как часть музыкальной культуры, а затем уже как социальное явление. Внимание к особенностям стиля, анализ средств музыкальной выразительности — главное, что должно быть в поле зрения учащихся. Однако социальный фактор выходит на первый план при знакомстве с такими темами, как: Становление поп-культуры; Движение хиппи. «Сайкоделик-рок»; Культура панков: опыт социального протеста; Видеомузыка: культура музыкального телевидения и видеоклипов. В данный раздел включены темы, посвященные творчеству самых выдающихся групп и исполнителей, лидеров молодежной музыки, которые уже стали историей, классикой рока, соул, реггей... Это «The Beatles», «The Rolling Stones», «Pink Floyd», «Led Zeppelin», «Deep Purple», Дэвид Боуи, Дженис Джоплин, Боб Марли, «Metallica» и другие. Тематизм уроков, посвященных отдельным группам и исполнителям может быть расширен по усмотрению преподавателя и по желанию учащихся, но в данном случае следует очень внимательно относиться к вопросам музыкального вкуса.
Описание опытной проверки экспериментальной программы для школьников «Новации музыкальной культуры XX века»...
Экспериментальное исследование проводилось с целью определения эффективности выявленных в исследовании теоретических основ процесса приобщения школьников к музыкальным новациям. Исследование проводилось на базе средней школы № 610 Центрального округа г. Москвы, во Внуковской сельской гимназии (Моск. обл.), Трубчевском педагогическом училище (Брянская обл.), Брянском государственном педагогическом университете и Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Объектом исследования явились две категории участников образовательного процесса:
- школьники и студенты7;
- преподаватели (ВУЗов, училищ, школ).
По этим категориям можно судить о состоянии содержания школьного музыкального образования по проблемам современной музыки и соответствующей подготовке педагога-музыканта к учебно-методическому обеспечению процесса приобщения школьников к музыкальным новациям. Исследованием было охвачено 200 учащихся и 70 преподавателей.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Ход и результаты констатирующего эксперимента освещаются по двум категориям респондентов: учащиеся и преподаватели. Это связано с целесообразностью проведения сравнительного анализа их знаний в области музыкаль 7 В эксперименте принимали участие не только школьники, но и студенты педагогического училища и педагогического ВУЗа. С одной стороны — эта группа респондентов относится к категории учащихся, с другой — это будущие учителя. Данный факт определил перспективу дальнейшего исследования проблемы, которая состоит во включении новаций в базовое музыкально-педагогическое образование, ных новаций. Формирующий и контрольный эксперименты связаны с опытной проверкой разработанных в процессе исследования экспериментальных программ для учащихся и преподавателей, поэтому их результаты освещаются отдельно по каждой категории респондентов. По учащимся — в данном разделе, по преподавателям — в следующем разделе исследования.
Констатирующий эксперимент проводился посредством письменного анкетного опроса учащихся и преподавателей. Обеим группам были предложены аналогичные анкеты (Приложения 3 и 4) .
Группа вопросов анкеты констатирующего эксперимента № 2 - 7 была направлена на выявление знаний учащихся и преподавателей в области современной музыки (Приложения 3 и 4). Вопросы этой группы были сформулированы одинаково для обеих групп испытуемых.
При ответе на вопрос № 2 (Перечислите, пожалуйста, известные Вам стили и направления музыкальной культуры XX века) учащимся и преподавателям предлагалось назвать все известные стили и направления, не делая различий между этими понятиями. В современном искусствознании нет единого мнения в вопросе о том, как различаются понятия «направление» и «стиль». Чаще всего они употребляются как синонимы. Иногда, категория стиля воспринимается на порядок ниже и трактуется как часть направления. В данном случае нам была важна не дифференциация, а качественный и количественный показатели знаний.
97 ленд, кул-джаз), и некоторые другие. Основную долю направлений, названных учащимися, составили направления рок-музыки (хэви-метал, арт-рок, хард-рок, рок-н-ролл, биг-бит, прогрессив-рок, фолк-рок, собственно рок-музыка). Учащиеся также назвали ряд направлений, не связанных с рок-музыкой, например: гранж, реггей, хардкор, техно, соул, диско, электронная музыка, хип-хоп. Следует отметить что, в целом, стили и направления, названные учащимися охватывают более широкий круг явлений современной музыкальной культуры, чем стили, названные преподавателями. В обеих группах количественный результат ответов оказался невысоким: учащиеся — от 1% до 59%, преподаватели — от 1%до39%.