Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Шарбузова Хадижат Зайнулабидовна

Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров
<
Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарбузова Хадижат Зайнулабидовна. Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Шарбузова Хадижат Зайнулабидовна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2010.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/631

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические проблемы развития художественной культуры школьников в процессе усвоения декоративно-прикладного искусства 13

1.1. Развитие художественной культуры школьников как актуальная психолого-педагогическая проблема 13

1.2 Историко-культурные влияния в формировании художественных традиций народных мастеров Дагестана 42

1.3 Искусство дагестанских народных мастеров как средство развития художественной культуры школьников 60

1.4 Традиционные методы обучения в центрах народных промыслов в аспекте изучения художественной культуры школьников 78

Глава II. Условия развития художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров 90

2.1. Условия, приёмы конструирования заданий по развитию художественной культуры школьников на основе изучения искусства народных мастеров Дагестана 90

2.2. Методы и средства приобщения учащихся к искусству народных мастеров 97

2.3. Условия влияния искусства народных мастеров на развитие художественной культуры школьников 116

Заключение 152

Список использованной литературы 157

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы. Демократизация и гуманизация российского общества, происходящие сегодня, требуют переосмысления культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира учащимися. Художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, составным элементом его художественно-эстетического и творческого потенциала. Художественная культура включает в себя все ценное, что имеется в художественном наследии всех наций, народов, в их бытовых традициях, обычаях.

Важнейшее место в сохранении и преумножении культурного наследия народа принадлежит искусству народных мастеров.

Искусство народных мастеров - одно из главных звеньев системы народного творчества. Оно несет ту общность принципов, на основе которой сформировались и формируются художественные системы, особенности технические, стилистические. Эта общность определяется исторически, функционирует на уровнях национального, регионального, на уровне промысла. Все это определяет внутренний смысл искусства народных мастеров, его характер и содержание, формирует чувства прекрасного, способствует развитию художественной культуры школьников.

Искусство народных мастеров также закрепляют традицию и составляют основу ее развития. Сегодня функционирующие традиции народного мастерства представляют собой живую память истории, соединяющую прошлое с настоящим. Приобретая на современном этапе историческое и художественное значение, традиции народного мастерства заметно активизируются. Развитие традиций как самостоятельных художественных систем, их многообразие служит залогом культурного богатства народного искусства.

В силу своих специфических возможностей искусства народных мастеров являются бесценным достоянием народа и обладают большим творче-

4 ским потенциалом, создают особые условия для приобщения учащихся к культурному наследию народа, могут выступать важным компонентом в развитии художественной культуры школьников.

Определяющее значение в настоящей диссертационной работе при рассмотрении методологических аспектов проблемы развития художественной культуры школьников имели труды Е.В. Бондаревской, Э.В. Ильенкова, Е.Н.Ильина, М.С.Кагана, Н.И. Киященко и др. Идея культуросообразного образования основывается, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов Н.А Бердяева, М.М. Бахтина, П.Ф. Флоренского и других, которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве эпицентра культуры. Значение художественно-эстетической культуры, в частности, изобразительного искусства в формировании личности подчеркивается в исследованиях ученых-психологов и педагогов современности: Б.М. Неменского, Ю.У. Фохт-Бабушкина, P.M. Чуми-чевой, Б.П. Юсова, М.М. Байрамбекова, А.С. Выгодского, Е.А. Игнатьева, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, И.М. Раджабова, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпи-каловой и др.

Значительный вклад в изучение народного искусства и культуры и, прежде всего, декоративно-прикладного творчества внесли исследования П.Г. Богатыревой, В.М. Василенко, Т.Я. Шпикаловой, М.А. Некрасовой, Д.А. Рыбакова, А.Б. Салтыкова, отражающие осмысление народного искусства в философском, культурном, художественно-эстетическом, этнографическом и воспитательном аспектах.

Вопросы изучения и использования декоративно-прикладного ріскусетва, а так же искусства народных мастеров на современном этапе обучения в общеобразовательных школах республики достаточно подробно рассмотрены в трудах М.М. Байрамбекова, СМ. Гаджимурадова, Г.К. Гамзатовой, Д.Б. Ма-гомедова, А.Д. Магомедова, П.Н. Магомедовой, Ю.В. Печерского, И.М. Раджабова, Н.П. Рашидова, Д.Б. Скоробогатова.

В настоящее время воспитательная ценность народного искусства, значимость и традиционный опыт народного мастерства привлекают интерес педагогов гуманитарных предметов - литературы, истории, музыки, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учителя разрабатывают программы, системы занятий, уроки, способствующие приобщению учащихся к различным видам искусства народных мастеров, а также мастеров декоративно-прикладного искусства. Однако большинство из них недооценивает образовательно-воспитательные возможности искусства народных мастеров в развитии художественной культуры, они остаются недостаточно востребованными, используются не в полной мере в художественно-эстетическом воспитании учащихся. Развитие художественной культуры школьников посредством приобщения к искусству народных мастеров имеет социальное и педагогическое значение, к настоящему времени приобретает теоретический и практический интерес и значимость.

Сегодня очень важно изучить и обобщить основы народного педагогического опыта, систематизировать и творчески использовать традиционно сложившиеся в определенных исторических и культурных регионах навыки передачи художественных традиций, народных мастеров, критериев и методов в соответствии с требованиями современной школы. Использование педагогического потенциала искусства народных мастеров в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства, несомненно, внесет вклад в развитие художественной культуры учащихся.

Анализ деятельности школ и результаты научных исследований убедительно показали, что, несмотря на значительное количество научных трудов, посвященных изучению использования педагогического и обучающего потенциала в указанной области, отсутствуют исследования проблемы развития художественной культуры школьников посредством приобщения их к искусству народных мастеров. Следует обратить внимание и на то, что на уроках изобразительного искусства в школе достаточно трудно в полном объеме раскрыть возможности искусства народных мастеров, не имея соот-

ветствующих условий, отработанной художественной системы, включающей пути использования их богатых творческих средств выразительности, основывающихся на многовековом наследии народа. Поэтому включение в содержание школьного курса дисциплин эстетического цикла изучения искусства народных мастеров как одного из важнейших компонентов воспитания и развития художественной культуры школьников подчеркивает актуальность проблемы. Это положение послужило определяющим фактором при выборе темы данной работы «Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров».

Объект исследования - обучение искусству народных мастеров в процессе развития художественной культуры школьников.

Предмет исследования - формы, методы и средства развития художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров.

Гипотеза исследования. Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров будет более эффективным, если:

-искусство народных мастеров рассматривать как важный компонент процесса развития художественной культуры школьников;

-выявить и обобщить художественно-эстетический потенциал искусства народных мастеров как важное средство приобщения учащихся к национальной культуре;

-разработать технологии приобщения школьников к искусству народных мастеров;

- использовать в содержании обучении изобразительному искусству разнообразные виды художественных систем, особенности стилистических, технических и технологических систем народных мастеров.

Цель исследования: выявить и научно обосновать содержание, определить условия развития художественной культуры школьников посредством приобщения к искусству народных мастеров.

7 Задачи исследования:

провести теоретико-методологический анализ проблемы развития художественной культуры школьников;

Выявить и оценить педагогический потенциал художественных традиций искусства народных мастеров;

выявить педагогические условия, способствующие развитию художественной культуры школьников при изучении искусства народных мастеров;

разработать методические рекомендации, по использованию искусства народных мастеров в развитии художественной культуры школьников.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов (В.К. Скатерщиков, М.С. Каган, Ю.Б. Бореев, В.И. Разумный), психологов, педагогов по проблеме переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника (Б.Т. Лихачев, В.В. Ванслов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.Н. Неменский, B.C. Кузин), представляющих базисную основу эстетического восприятия окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в культуре.

Теоретическую основу исследования составили труды видных ученых Е.В. Бондаревской, Э.В. Ильенкова, Е.Н. Ильина, М.С. Кагана, Т.П. Мальковой, В.Я. Нечаева, а так же М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, П.Ф. Флоренского, которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра.

Методы исследования:

-анализ теоретической, методологической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, а также соответствующих научных исследований в области эстетического воспитания и развития художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров;

-изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта народных мастеров Дагестана в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и других инновационных школ, а также школ, расположенных в центрах традиционно развитых художественных промыслов;

-опытно-исследовательская работа, анкетирование, беседы с учащимися, учителями, студентами, работниками народного образования, апробация методических рекомендаций и наглядных учебно-методических пособий;

-изучение процесса создания художественных произведений различных народных мастеров непосредственно на практике;

-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов, статистическая обработка данных;

-самоанализ результатов художественно-творческой деятельности учащихся.

База исследования. Опытно - экспериментальная работа проводилась в течение 2005-2010гг. на базе общеобразовательных городских и сельских школ Республики Дагестан. В ходе эксперимента были охвачены школы № 29, 39 г. Махачкалы, школы №№ 6, 7 г. Кизляра и сельские школы селений Кубачи Дахадаевского района и Балхар Акушинского района, с. Унцукуль Унцукульского района, где развиты традиции различных художественных ремесел. Общее число респондентов, принимавших участие в эксперименте, составило более 350 учащихся городских и сельских школ, преподаватели, методисты и другие специалисты. Экспериментальная работа также проводилась на художественно-графическом факультете, где студенты вот уже несколько лет более углубленно изучают основы традиционного искусства с.Кубачи, Балхар, Унцукуль.

Исследования проводилось в три этапа.

На первом этапе (подготовительный - 2005-2006 гг.) проводился анализ литературы по проблеме исследования, накопление эмпирического материала: постановка проблемы, уточнение темы, определение актуальности, объекта, предмета, рабочей гипотезы.

Второй этап (опытно-экспериментальный - 2006-2008 гг.) - это подготовка научно-методологической и опытно-экспериментальной базы исследования. Проведены серии экспериментов, определены наиболее эффективные формы и методы, общедидактические условия, способствующие развитию художественной культуры школьников в процессе приобщения их к искусству народных мастеров.

На третьем этапе (формирующий 2008-2010 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами содержание и условия повышения художественной культуры школьников посредством приобщения к искусству народных мастеров, осуществлен анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования:

изучен принцип коллективного разрабатывания темы, образа, рассмотрен стиль в искусстве, промысле в рамках края, региона, района;

осуществлен анализ, выявлены технические, стилистические особенности, на основе которых сформировались художественные системы народных мастеров, обоснована сущность и специфика места и роли народных мастеров в образовательно-воспитательной деятельности школьников как средства повышения художественной культуры учащихся;

созданы педагогические условия, пути, формы и методы обучения художественной культуре школьников посредством приобщения к искусству народных мастеров;

определены системы критериев, уровней, позволяющих выявить и оценить уровень сформированности художественной культуры школьников в процессе изучения искусства народных мастеров.

t \

-разработаны тесты для самопроверки уровня художественной культуры учащихся, иллюстративный материал, учебно-методические наглядные пособия, способствующие определению стилистических особенностей искусства народных мастеров.

10 Теоретическая значимость исследования:

обосновано и подтверждено предположение о необходимости повышения художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров;

определены, обоснованы и апробированы технологии повышения художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров.

Практическая значимость исследования заключается:

в разработке содержания и выявлении условий повышения художественной культуры школьников посредством приобщения к искусству народных мастеров в процессе обучения;

в возможности использования материалов исследования в других регионах России, где развиты культурно-историческое, художественно творческое наследие народных мастеров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись представлением и обсуждением основных положений исследования на заседаниях кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования (г. Махачкала), а также в ходе чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета. Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах №№ 29, 39 г. Махачкала, школах №№ 6, 7 г. Кизляра, с. Кубачи Дахадаевского района, с. Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Основные положения работы отражены в шести публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Развитие художественной культуры школьников посредством приобщения к искусству народных мастеров рассматривается как образец, подлинник, источник развития художественных, эстетических знаний и характеризуется такими свойствами как традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного, стилистического, эстетического отображения); вариативность (личностный исполнительный поиск, ориентированный на заданный традицией образец); коллективность (коллективная природа опыта народных мастеров); функциональность (связь произведений искусства народных мастеров с жизнью).

  2. Эффективность педагогического процесса развития художественной культуры школьников посредством приобщения к искусству народных мастеров зависит от выявленных педагогических условий и предполагает:

организацию педагогического процесса по овладению культурным художественно-эстетическим опытом народа, его духовным художественно-эстетическим, познавательным и бытийно-практическим компонентами через ознакомление детей с произведениями народных мастеров в широких контекстных связях;

овладение стилевыми особенностями народных мастеров, его региональной спецификой;

сотворчество детей и взрослых в условиях функционирования опыта народного наследия, его социальной, педагогической, эстетической востребованности.

3. Методика приобщения выстраивается на основе художественно-
эстетического опыта народных мастеров и предполагает использование исто
рически сложившихся традиционных форм, методов обучения, наглядный
показ, пояснение, наглядные пособия, демонстрирующие образцы изделий
народных мастеров, подражание, диалог, побуждение к самостоятельным
проявлениям ребенка, детское художественное творчество, где произведения

12 искусства народных мастеров осваиваются как феномен художественно-эстетической традиции; изучение и эстетический анализ произведений народных мастеров посредством аудио-видеозаписей, использование обучающих возможностей детского коллектива.

  1. Определены роль и место искусства народных мастеров в художественном образовании и эстетическом воспитании как важного средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре.

  2. Разработана система критериев уровней, позволяющая определить показатели сформированности художественных знаний, общий уровень подготовленности учащихся посредством приобщения к искусству народных мастеров.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списков использованной литературы, условных сокращений и приложения.

Развитие художественной культуры школьников как актуальная психолого-педагогическая проблема

Одним из важнейших направлений современной системы образования является гуманизация обучения, направленная на самостоятельное формирование культурных ориентации и нравственно-эстетических установок личности. В связи с этим в учебный процесс вводятся дисциплины, призванные соответствовать гуманитарным потребностям общества - способствовать сохранению преемственности историко-культурных, художественно-эстетических традиций на базе оптимального привлечения материалов региональных художественных промыслов, специфики бытовой материальной и духовной культуры народов.

В условиях радикальных социально-экономических и культурных перемен в стране педагогическая проблема оптимально плодотворного развития художественной культуры учащихся приобретает особое значение как одна из основополагающих в современной научной педагогике и практике и школьного обучения.

Общество и окружающий предметный мир являются важной сферой формирования личности человека с определёнными взглядами, ценностными ориентирами, моралью и его национальными культурно-художественными традициями. Культурно-художественные традиции России больше всего связаны с православием, которое долгое время было недостаточно востребовано в системе образования, в частности - художественно-педагогическом. В то же время русская национальная художественная культура и искусство являются бесценным достоянием не только русского народа, но и других народов мира, и обладают большим творческим потенциалом в воспитании и развитии гуманистической личности. Выдающиеся исследователи русской национальной культуры и искусства В.В. Бычков, Б.В. Раушенбах, В.И. Успенский, П.Ф. Флоренский отмечают важность и уникальность русской литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства как самые ценные явления национальной и мировой художественной культуры. Испытывая влияние европейской культуры, вбирая традиции западного искусства, мастера русского искусства, как бы минуя предшественников, прокладывали мосты к глубинным явлениям национальной культуры. На этом сложном пути утверждались черты общего, формировалось его содержание, обычно определяемое выражением национального характера, вернее, как воплощение в искусстве особого духовного состояния народа.

Ведущей целью образования сегодня является воспроизводство и развитие культуры во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства. Нет и не может быть образования, не уходящего корнями в национальную, этническую культуру. Не будет образованным тот человек, который не стремится овладеть всей суммой общечеловеческих ценностей, познать и понять культуру других наций и народностей. Именно поэтому анализ современного состояния реализации национально-регионального компонента в образовании требует предварительно философского, общенаучного и общепедагогического осмысления.

Философия, будучи колыбелью, из которой вышли все другие науки, методологически и теоретически в ракурсе нашей темы исследует социальное и частично психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, и выясняет специфику их народного творчества.

Философскому анализу различных аспектов развития народов, проблем человеческого общежития в условиях полиэтнических культур посвящались труды мыслителей различных времён. В период античности мы отмечаем та ких авторов, как Аристотель, Геродот, Гесиод, Конфуций, Лукиан, Лукреций Кар, Платон, Плиний Младший, Плутарх, Светоний Гай Транквилл, Фуки 15 дит. Авторы древности, повествуя о странах и живущих там народах, особое внимание уделяли описанию нравов, обычаев, особенностей поведения, взглядов и представлений.

Особое внимание мы уделяли анализу работ по исследуемой проблеме отечественных авторов. В России всегда вызывали интерес национальные и историко-культурные аспекты духовной жизни многочисленных народов нашего государства. Наше внимание привлекли труды В.П. Алексеева, Н.А. Бердяева, Е.П. Блаватской, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, А.И. Герцена, Л.Н. Гумилёва, А.Я. Гуревича, И. Ильина, Л.П. Карсавина, Л.И. Мечникова, Н.К. Михайловского, П.В. Плеханова, В.С.Соловьёва, П.А. Сорокина, Г. Федотова, П.Я. Чаадаева, Н.Г. Чернышевского и других. В трудах этих авторов разработана теоретическая и методологическая основа для осмысления сущности и своеобразия социальных, историко-культурных отношений России.

Искусство продуцирует свои ценности за счёт художественно-эстетической деятельности освоения действительности. Искусство обогащает культуру духовными, эстетическими ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определённого времени, определённой эпохи.

Философия стремится выразить мудрость в формах мысли. Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих её критическое осмысление и рациональное дока зательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Таким образом, философия выступает как теорети ческое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое от і ношение к миру (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин).

Историко-культурные влияния в формировании художественных традиций народных мастеров Дагестана

XIX век в историкогкультурном развитии Дагестана характеризуется переходом искусства от традиционного господствовавшего средневекового типа к системе художественности Нового времени. В искусстве отчетливо утверждается тип гуманизма, восходящий типологически к ренессансному, воплощается новое понимание мира и человека в нем. Доминирующий характер обретает освобождение художественного творчества от фольклорно-мифологических традиций, преодоления анонимности, ослабления каноничности жанрово-стилевых признаков. Во всех сферах искусства возрастает роль творческой индивидуальности, дифференцируются переходные стадии народного профессионализма, происходит становление развитых форм лич-ностно-авторского самовыражения. Историко-художественный процесс XIX века, таким образом, несмотря на его противоречивость и неравномерность, типологически соотносим с общими для мирового художественного развития стадиями. В историко-художественном процессе этого времени выявляется и такая особенность, что новые явления в искусстве зарождаются в сфере массовой крестьянской культуры, ибо последняя генерировала в себе предпосылки, необходимые для кристаллизации нового, нетрадиционного для Средневековья, понимания личности человека, вектора свободы его индивидуального выбора в сфере жизнедеятельности и сознания.

Таким образом, историко-художественный процесс, протекавший в Дагестане в XIX столетии, дает весьма наглядный материал для выявления некоторых типологически общих для мирового художественного развития стадий, протекавших здесь глубоко своеобразно и хронологически позднее по сравнению с европейской культурной общностью.

В дагестанской культуре рассматриваемого периода представлены в основном такие виды и жанры художественного творчества, развитие которых либо являлось уделом отдельных одаренных личностей и не требовало благоприятных социальных предпосылок, материальных и финансовых затрат, либо было связано с народным зодчеством, украшением жилья, ремесленным трудом.

Ни один прогрессивный деятель культуры в тех исторических условиях не мог рассчитывать на поддержку и помощь государства, религиозных учреждений и других организаций. Наиболее интенсивно развивались виды искусства, которые носили прикладной характер и имели утилитарное предна 44 значение, а также особые формы народного профессионализма в музыке, хореографии, производствах и представлениях. Потому в искусстве Дагестана XIX столетия не представлены профессиональные театральные, концертные и другие творческие коллективы. Крайне медленно преодолевались традиции жесткого запрета ортодоксального суннизма в некоторых видах изобразительного искусства.

Вторая половина XIX и отчасти начало XX века - блистательная эпоха декоративно-прикладного искусства, представленного в крупнейших центрах кустарно-художественных промыслов. В этом виде искусства преобладающими по значению становятся художественно-эстетические критерии, хотя неразрывна их органическая связь с утилитарным предназначением выпускаемых изделий. Изделия дагестанских мастеров обретают огромную популярность в России, в странах Европы, Ближнего Востока, выходят на рынки Америки и Северной Африки.

Приведенные данные позволяют обоснованно говорить о наметившейся широкой тенденции перехода искусства Дагестана к профессиональному авторскому типу творчества. В нем неуклонно возрастают формы индивидуального и индивидуализированного авторского самовыражения, утверждается новое понимание окружающего мира, места и роли человека в нем.

На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества. В силу своих специфических возможностей школы народных мастеров создают особые условия для приобщения школьников к культурному наследию народа, могут выступать важным компонентом в формировании духовно-нравственной и художественной культуры школьников.

Идея воспитания человека в контексте культуры основательно разработана в исследованиях Е.В. Бондаревской, Э.В. Ильенкова, Е.Н. Ильина, М.С. Кагана и др.[30; 63; 64; 69] Изучение данных трудов подтвердили наше мне 45 ниє о том, что главной задачей сегодняшней школы является воспитание нравственно и духовно богатого, культурного человека, который должен с уважением относиться к национальной художественной культуре. Такой личностью может быт человек с чувством национального достоинства, опирающийся на традиционные идеалы и национальные корни. Огромная роль в становлении такой личности отводится культуре и искусству народа, которые способствуют обогащению художественных традиций общемирового культурного наследия, имеющего большое воспитательное значение в развитии художественной культуры школьников.

В процессе развития художественной культуры школьников необходимо широко привлекать искусство народных мастеров как часть материальной духовной культуры, извлекая из него соответствующую познавательную ценностно-содержательную эстетико-воспитательную информацию [134, 6]. А если говорить о художественных знаниях, которые дает искусство народных мастеров, то их можно смело назвать источником духовно-нравственных исканий. Путь духовно-нравственного, художественно-эстетического развития сложен, но именно культура и искусство ведут человека к духовным высотам, и значение искусства народных мастеров здесь огромно.

Условия, приёмы конструирования заданий по развитию художественной культуры школьников на основе изучения искусства народных мастеров Дагестана

Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе сегодня играют важную роль в духовно-нравственном воспитании личности. Любой вид деятельности должен быть разумно организован и направлен на отбор содержания деятельности, на поиски наиболее эффективных способов деятельности. Вооружение школьников необходимыми умениями и навыками связывается с постановкой требований и задач, способствующих развитию необходимых сторон личности ученика, а также развитию его активности.

В приобщении же школьников к искусству народных мастеров, в процессе обучения изобразительному искусству мы видим источник раскрытия их внутреннего творческого потенциала. В практике преподавания изобразительного искусства опыт народных мастеров следует рассматривать как часть общей материальной и духовной культуры. Правильное понимание этого аспекта проблемы позволяет определить главную цель педагогического процесса - развить художественную культуру школьника. «Учитель как носитель национальной культуры выступает как проводник художественных идей народного творчества, раскрывающий перед детьми широкий простор отечественной и мировой культуры, не ограниченный временными рамками, формирует качества гуманитарного мышления учащихся, проявляющиеся в диалоге культур» [24, 231].

Содержание, условия, пути, и приёмы конструирования заданий по развитию художественной культуры школьников средствами декоративно-прикладного искусства, в частности, опыта работы народных мастеров, весьма разнообразны. Практически вся учебно-воспитательная работа школы содействует решению этой актуальной задачи, а для учителя очень важно при этом использовать разнообразные средства искусства, в частности, искусства народных мастеров.

Несомненно, для успешной организации и качественного проведения уроков изобразительного искусства в процессе развития художественной культуры школьников необходимо определить содержание, пути и методы создания системы дидактических условий. Настоящая работа призвана определить содержание и методы, систему условий, способствующих развитию художественной культуры школьников, основанных на профессиональной компетенции педагога и личностно ориентированном взаимодействии его на учащихся, на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В создании условий в процессе исследования мы опирались на принципы и подходы общей дидактики, а именно, систематичность и последовательность, индивидуальный подход в обучении и воспитании учащихся, а также на принципы методики изобразительной деятельности, которые связаны со спецификой различных видов ДПИ, лежащих в основе художественно-творческой деятельности. К ним следует отнести, следующие: - тесная взаимосвязь всех видов декоративно-прикладного творчества, способствующих образному познанию окружающей действительности; - целенаправленность всего учебно-воспитательного процесса; - взаимосвязь обучения и творчества как важных средств развития художественной культуры школьников; - изучение и познание учащимися средств художественной выразительности для создания художественного и декоративного образа.

Предполагаемые нами условия создаются на основе обучения, носящего развивающий характер, что несет за собой эстетическое, художественное, нравственное и творческое развитии и воспитании школьников. Основные условия, пути и средства развития художественной культуры школьников в процессе приобщения их к искусству народных мастеров по нашему мнению, можно сформулировать следующим образом:

1. В процессе изобразительной и декоративно-прикладной деятельности необходимо создавать благоприятные условия для развития художественной культуры в процессе приобщения к искусству народных мастеров.

2. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия детей представлениями о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира.

3. Важным условием является особо предусмотренное обучение учащихся правильной художественной оценке, умению высказывать свое собственное эстетическое отношение к произведениям ДПИ, способствующее развитию художественной культуры в процессе приобщения к искусству народных мастеров.

4. Целенаправленное и систематическое использование искусствоведческих рассказов, бесед об опыте народных мастеров.

5. Привитие учащимся художественно-эстетического восприятия произведений народных мастеров, художественное описание произведений методом сравнения различных образцов изделий с тем, чтобы воспитывать у них художественный вкус, умение оценивать прекрасное.

6. Необходимо приобщать учащихся к произведениям народных мастеров в тесной взаимосвязи, опираясь на художественные эталоны, средства выразительности, характерные для различных школ.

Искусство народных мастеров Дагестана является бесценным достоянием не только многонациональной республики, но и мировой культуры, они обладают значительным нереализованным творческим потенциалом в воспитании и развитии гуманистической личности. Одной из наиболее эффективных форм развития художественной культуры школьников является «продуманный и систематизированный процесс освоения учащимися искусства народных мастеров» [132, 29]. В связи с этим на уроках изобразительного искусства, которым отводится особая роль в развитии художественной культуры школьников, перед учителем возникают определённые задачи, направленные на приобщение подрастающего поколения к искусству народных мастеров, как-то: - использование в художественно-эстетическом, духовно-нравственном воспитании школьников культурно-ценностный потенциал искусства народных мастеров; - ознакомление учащихся школ с экспозиционно-выставочной деятельностью музеев изобразительного искусства, выставочных залов республики, где экспонируются произведения дагестанских народных мастеров; - ознакомление школьников с основными художественными направлениями в искусстве, стилевыми особенностями творчества известных народных мастеров профессионального искусства Дагестана; - привитие интереса учащимся к культурному наследию, восприятию духовно-нравственных ценностей, художественных произведений знаменитых народных мастеров профессионального искусства Дагестана; - раскрытие художественно-эстетического содержания произведений народных мастеров, деятелей дагестанской культуры, изучение особенностей воздействия их творчества на мировосприятие, формирование жизненных ценностей школьников.

Методы и средства приобщения учащихся к искусству народных мастеров

Дагестан обладает поистине неисчерпаемыми историко-культурными ценностями, оставленными нам предыдущими поколениями. Страна гор располагает многочисленными памятниками народного декоративно-прикладного искусства прошлого, сохранившихся в музейных собраниях, в народном быту и в частных коллекциях. Это бесценное достояние местной национальной культуры. Они рождают в нас чувство прекрасного, организуют наш художественный вкус, прививают любовь к неповторимому народному творчеству. «В них аккумулирован тысячелетний опыт школ народных мастеров. Все это необходимо тщательно изучать для развития художественной культуры подрастающего поколения» [102, 108].

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Поэтому каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук. По справедливому замечанию исследователя Г.Л. Ермаш, «творческое отношение к традиции включает ее развитие и обогащение, но также использование всего ценного в новых условиях, порою возрождение незаслуженно забытого, а порою, наоборот отбрасывание устаревшего или лженоваторского. Само отношение к традиции требует именно творческого подхода, а не механического ее отрицания» [58, 20].

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Красота и польза неотделимы, они органично сливаются в каждом подлинном произведении декоративно-прикладного искусства. При изготовлении любого предмета мастер уделяет большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения изделия.

Большое значение имеет декоративная отделка изделий, которая не только усиливает выразительность формы. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.

В произведениях декоративно-прикладного искусства большое значение имеет также фактура материала. Одни материалы, такие, как кость и рог, требуют обязательной полировки. В других предпочтительна матовая поверхность. Довольно часто декоративная выразительность достигается контрастным противопоставлением матовых и блестящих поверхностей.

Народное художественное творчество, в частности, искусство народных мастеров дагестанцев, отличается поразительным разнообразием и отточенным столетиями совершенством. Фактически каждый крупный аул или селение является центром кустарного производства одного или нескольких видов изделий декоративно-бытового назначения, отличается своеобразием устного народного творчества, народной музыки, хореографий, особенностями традиционных обрядовых празднеств.

Тем не менее, при всей жанровой и производственной специфике самые, казалось бы, далекие друг от друга виды народного искусства имеют между собой достаточно тесную историческую, эстетическую и генетическую связи. Это можно объяснить глубинным единством народных традиций, сходством экономических основ и эстетических принципов (критериев), которые в равной степени применимы к любому виду и жанру художественной деятельности,

Характерные для художественных изделий дагестанских мастеров стабильность, традиционность формы, орнамента, отделки базируются, на наш взгляд, на том, что народное художественное творчество исконно носило «семейный» характер, бережно передавалось из поколения в поколение, от старшего к младшему, а если и совершенствовалось, оттачивалось, то лишь в мелких деталях и технологических приемах.

Однако приходится констатировать, что сегодня утеряны важные позиции подготовки школьников в системе образования на основе изучения национальных художественных традиций локальных школ по месту их расположения. Сложившаяся картина по проблеме возрождения изучения народного искусства в школах, по мнению исследователя М.М. Байрамбекова, связана со многими факторами:

1. Многие педагоги не верят в необходимость решения данной проблемы в связи с общим упадком деятельности художественных комбинатов, фабрик, цехов, куда обычно направлялись работать выпускники школ.

2. Современное состояние общества (экономическое) определяет свои рыночные условия, в которых будут жить и развиваться отдельные виды промыслов (раньше это регулировалось и поддерживалось государством). При переходе общества на рыночное развитие почти потеряно ковровое производство не только как вид искусства, но и как целый пласт национальной художественной культуры, образа жизни и традиции...

3. В обществе сложилось мнение, что многие не видят необходимости в обучении детей традиционным художественным промыслам в школе [18, 36].

Надо отметить, что проблема сохранения и развития народного искусства в современных условиях существует не только в Дагестане, но и России в целом. Так в ноябре 2008 г. в Туле проходила межрегиональная конференция под названием «Сетевое взаимодействие школ по художественному образованию», на которой обсуждались вопросы художественно-эстетического образования школьников в новых социально-экономических условиях. По-скольку «художественная культура и искусство являются формирующими факторами новой личности, и от времени начала их воздействия зависит полнота усвоения их содержания» [4, 35], то само это содержание и является одним из главных аспектов рассматриваемой проблемы.

Похожие диссертации на Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров