Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования духовной культуры личности 14-15
1. Понятие о духовной культуре личности 16-30
2. Общепедагогические основы развития духовной культуры школьника 31-46
3. Организационно-методические основы развития духовной культуры школьника 47-63
Выводы по 1-ой главе 64-70
ГЛАВА II. Система эстетического воспитания Б.М.Неменского как средство развития духовной культуры школьника 71
1. Констатирующий эксперимент 72-91
2. Моделирующий эксперимент 92-114
3. Формирующий эксперимент 115-131
Выводы по II-ой главе 132-137
Заключение 138-148
Библиографический список 149-161
Приложения 162-177
- Понятие о духовной культуре личности
- Общепедагогические основы развития духовной культуры школьника
- Констатирующий эксперимент
- Моделирующий эксперимент
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях современной ситуации российское государство, вступившее в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, ведет интенсивный поиск новых приоритетов и ценностных установок. Существенное влияние на характер данных поисков оказывает ориентация на западные аксиологические модели, которые наряду с открывшимися возможностями (свобода совести, открытость, многопартийность, гласность и др.) привносят в российскую действительность негативные явления, присущие технократическому обществу, «обществу потребления» (эгоизм и рационализм, замкнутость на себе и своих проблемах, приоритет интеллектуальных и материальных ценностей над духовными).
Анализ деструктивных процессов, нарастающих в последние годы в недрах российского общества, с особой остротой показал, насколько необходима определенная система духовных ценностей для каждого человека, поскольку именно она является той основой, опираясь на которую можно строить позитивные межличностные отношения, отношения внутри государства и в мировом сообществе. Проблема духовных ценностей, актуальная для всего российского общества в целом, особую остроту приобретает в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчивым к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества, оказалось подрастающее поколение. Не имея внутренней опоры в силу несформированности мировоззренческих позиций, молодежь утратила поддержку со стороны семьи, школы, молодежных общественных организаций, здоровых неформальных объединений, т.к. старые, социалистические ценности оказались полностью отвергнутыми, а
новая система ценностей не была обретена. В создавпшхся условиях проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических изысканий.
В контексте этого значительно возрос интерес современной науки к исследованию аксиологических теорий, разработанных в трудах античных философов (Гераклит, Сократ, Марк Аврелий, Плотин и др.), в концепциях мыслителей эпохи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, И.Гердер, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.), в философских теориях субъективного идеализма (И.Кант, Л.Фейербах, И.Фихте и др.) и экзистенциализма (А.Камю, Ж.Сартр). Приобрели новое звучание философско-этические воззрения С.П.Аверинцева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, О.ГДробницкого, В.И.Несмелова, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского. Возродился интерес к христианским истокам духовного воспитания (А.А.Анисин, Л.В.Бурмистрова, А.А.Гуляев, В.К.Журавлев, С.Ф.Иванова, В.Н.Крупин, А.Е.Лихачев, В.Л.Махнач, И.В.Метлик, Т.И.Петракова, Т.В.Склярова, В.И. Слободчиков и др.). Плодотворно разрабатываются концептуальные основы духовного воспитания молодежи (Е.П.Белозерцев, М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, Л.П.Буева, Л.ГВяткин, Б.С.Гершунский, Б.М.Неменский, Н.С.Розов, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.
Содержательной основой данных исследований выступает про
блема духовной культуры как атрибутивной характеристики личности,
процесс формирования и развития которой рассматривается сегодня в
различных аспектах: выясняется сущность духовности и ее собствен
ного культурного смысла (Е.В.Авралова, З.Г.Антошкина, М.С.Каган,
В.И.Ксенофонтов, С.Б.Крымский, Р.Л.Лившиц, М.К.Мамардашвили,
ГП.Меньчиков, А.А.Нуйкин, В.Г.Федотова, З.В.Фомина и др.), иссле
дуется понятие о духовной культуре как философской категории
(Н.Н.Дробкина, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, В.Н.Лосский,
М.К.Мамардашвили, Л.Н.Смирнова, Б.В.Раушенбах); анализируются этнические основы духовной культуры как явления общественного сознания (А.Л.Вассович, В.Т.Михайлова, А.К.Халифаева, Е.Б.Яковенко), исследуются условия и средства формирования духовной культуры личности (А.В.Елисеева, Г.И.Железовская, И.П.Овсянникова, О.Г.Яковлева).
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение массовой и инновационной практики показали, что наиболее эффективным средством развития духовной культуры подрастающего поколения может выступать искусство как система гуманистических и духовных ценностей, обладающая многоуровневым и иерархическим характером. Это связано с тем, что достижения искусства в различных формах своего проявления способны нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов воздействовать на духовный мир современного школьника, который в значительной степени обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности.
Вместе с тем анализ общественной и педагогической практики показывает, что в настоящее время назрел ряд актуальных противоречий между:
усилением внимания со стороны государства и общества к проблемам развития духовной культуры подрастающего поколения и ослаблением воспитывающей функции школы как одного из главных институтов социокультурного наследования;
ориентацией части российского общества на низкопробные образцы западного искусства и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию духовных ценностей личности;
потребностью подрастающего поколения в духовной культуре как атрибутивной личностной характеристике и неразработанностью общепедагогических и организационно-методических условий и средств ее развития в рамках традиционной воспитательной системы;
- заложенным в содержании искусства богатейшим духовным потен
циалом и недостаточным его использованием в системе эстетического
воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, возникло известное противоречие между объ
ективной потребностью общественной и образовательной практики в
развитии духовной культуры личности и недостаточной разработан
ностью теоретических и технологических основ данного процесса
средствами эстетического воспитания. Это определило выбор темы
исследования «Развитие:.духрвной культуры щкольни^
тетического^ проблема которого сфор-
мулирована следующим образом: каковы общепедагогические и организационно-методические условия и средства эффективного развития духовной культуры современного школьника в системе эстетического воспитания Б.М.Неменского? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - образовательный процесс в школе.
Предмет исследования - система эстетического воспитания Б.М. Неменского как средство развития духовной культуры школьника.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника достигнет оптимального уровня, если:
исследованы философские, педагогические и психологические основы искусства как важнейшей составляющей духовной культуры общества и источника развития духовной культуры личности;
выявлены общепедагогические условия и средства, способствующие превращению ценностей искусства в объект духовных потребностей школьника;
обеспечен личностно-деятельностный подход к реализации ценностного содержания искусства в ходе развития духовной культуры школьника;
определены концептуальные, научно-теоретические, дидактические и организационно-методические основы отбора и присвоения духовных ценностей, потенциально воздействующих на формирующуюся личность школьника средствами системы эстетического воспитания Б.М.Неменского.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-
методологические, общепедагогические и организационно-
методические основы развития духовной культуры личности;
определить сущностные, содержательные и качественные характеристики духовной культуры как базового основания личности современного школьника;
осуществить анализ гуманистического потенциала, заключенного в содержании искусства как важнейшей составляющей духовной культуры общества и источника формирования духовной культуры личности в учебно-воспитательном процессе современной школы;
выявить концептуальные, научно-теоретические, дидактические и организационно-методические основы, раскрывающие сущность, специфику, содержание, принципы построения и механизмы функционирования системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника;
внедрить в педагогическую практику комплект научно-методических материалов, содержащих рекомендации по использованию системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в образовательном процессе современной школы.
Общая методологическая основа исследования базируется на
важнейших положениях философской и педагогической антрополо
гии, рассматривающих человека как субъекта саморазвития, раскры
вающих способы влияния на активизацию и проявление ее духовной
сущности и определяющие многофакторный характер целостного
процесса становления личности В.В.Краевский, А.Н.Леонтьев,
В.Н.Мясищев, А.В.Петровский); на личностно-деятельностном под
ходе, нацеленном на интериоризацию обобщенного опыта человечест
ва, значимого для отдельной личности и обеспечивающего многофак
торный характер процесса ее становления за счет расширения- «поля
культуры» (А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов,
В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман).
Теоретической базой исследования служат аксиологические принципы, отражающие национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества, составляющие одну из сущностных основ воспитания человека и проявляющиеся через освоение отечественной и мировой духовной культуры (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, М.С.Каган, П.А.Флоренский); теория системно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса на основе его моделирования (С.И.Архангельский, Л.Г.Вяткин, Б.С.Гершунский, Г.И.Железовская, С.А.Машников, Н.Д.Никандров).
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимопро-веряемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и специальной литературы по исследуемой проблеме; изучение программных документов, определяющих содержание эстетического воспитания в современной школе; методы монографических исследований. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы развития духовной культуры личности с позиций междисциплинарного исследования и обосно-
вать теоретико-методологические подходы к организации данного процесса в условиях современной школы.
Ведущая роль в исследовании принадлежит педагогическому эксперименту, в ходе которого применялись общие диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, применялись методы творческого саморазвития и самовыражения личности, изучение продуктов деятельности). Данные методы позволили адекватно выявить роль системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьников. В ходе проверки результатов исследования и обобщения его выводов применялся системно-целостный анализ, что позволило с высокой степенью достоверности судить об эффективности проведенного исследования.
Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Диссертационное исследование проводилось поэтапно, в период с 1998 по 2003 годы на базе Балашовского филиала Саратовского государственного университета, Центра детского творчества, общеобразовательных школ №№ 1, 14, 16, муниципальной гимназии, детской художественной школы г. Балашова, Балашовского музыкального училища. Исследование включало три этапа.
На первом (аналитико-теоретическом) этапе (1998-2000 гг.) с позиций междисциплинарного исследования изучалась степени разработанности проблемы развития духовной культуры личности в отечественной и зарубежной науке; обобщался и систематизировался полученный материал; осуществлялось осмысление традиционных и инновационных систем эстетического воспитания как средства развития духовной культуры подрастающего поколения; подвергалась анализу практика работы образовательных учреждений г. Балашова; изучались возможности системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства формирования духовной культуры школьника.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе (2000-2002 г.г.) в ходе все более глубокого проникновения в проблему корректировалась гипотеза исследования, претерпевали изменения цели и задачи эксперимента; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по внедрению системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в практику работы образовательных учреждений Балашовского района.
На третьем (обобщающем) этапе (2002-2003 г.г.) на основе анализа, обработки и систематизации накопленного фактического материала велась проверка полученных результатов; научно обосновывались и внедрялись в педагогическую практику научно-методические материалы, раскрывающие условия и средства использования системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
раскрыты сущность и содержание понятий «духовность», «нравственность», «религиозность», «нравственный идеал», «духовная культура общества», «духовная культура личности», «гуманистические ценности», выявлено их соотношение и взаимосвязь;
определены сущностные, содержательные и качественные характеристики духовной культуры как базового основания личности; сложного многоуровневого образования, охватывающего различные стороны и уровни человеческого бытия; системы присвоенных личностью норм и способов человеческой деятельности, правил и способов общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни; формы хранения и передачи многообразных индивидуальных способностей и механизмов душевной жизни человека;
в ходе анализа концептуальных основ системы эстетического воспитания Б.М. Неменского выявлен потенциал искусства как важнейшей составляющей духовной культуры общества, воздействующей на
формирующуюся личность школьника в ходе присвоения духовных ценностей, раскрытия сущностных сил и творческих способностей ученика, формирования у него внутриличностных ориентиров на основе гуманистических ценностных ориентации;
- с позиций обоснования научно-теоретических и дидактических ас
пектов определены психолого-педагогические основы построения и
функционирования системы эстетического воспитания Б.М. Йемен
ского как средства развития духовной культуры современного
школьника, включающие наличие четкой концепции, психологиче
скую аргументированность, систему методов и форм обучения, сово
купность принципов, содержание деятельности как систему основных
видов социального опыта, накопленного человечеством;
- с позиций организационно-методического аспекта разработано,
представлено и апробировано на практике научно-методическое обес
печение, раскрывающее механизмы внедрения системы эстетического
воспитания Б.М.Неменского в образовательный процесс современной
школы и включающее потребность педагога быть носителем культу
ры; иметь целевую установку на стратегию сотворчества; исповедо
вать диалогичность как основу обмена духовными, нравственными и
эмоциональными ценностями; оказывать поддержку индивидуальному
духовному развитию и саморазвитию личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: - теоретически обоснованные и проверенные опытным: путем психо-лого-педагогические основы системы эстетического воспитания Б.М.Неменского позволяют использовать ее в качестве средства развития духовной культуры школьников;
- разработанные в ходе опытно-экспериментальной работы комплек
ты дидактических материалов (программа, методические рекоменда
ции, фоно- и слайдотека) способствуют значительному повышению
эффективности данного процесса в условиях современной школы.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении планов и программ по эстетическому воспитанию, создании учебных и методических пособий, разработке курсов лекций по эстетическому воспитанию в педагогических вузах и системе повышения квалификации учителей, в практической деятельности общеобразовательных школ и учреждении дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической аргументированностью исходных позиций, связанных с аксиологическим, антропологическим, культурологическим и личностно-деятельностным подходами; применением системы методов исследования, адекватных его задачам; внутренней непротиворечивостью логики исследования; репрезентативностью выборок; непротиворечивостью выводов и опытных данных, их сравнимостью с массовой и инновационной практикой; личным опытом работы диссертанта в педагогическом вузе и учреждениях по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. На защиту выносятся:
Совокупность положений, раскрывающих теоретико-методологические, общепедагогические и организационно-методические основы процесса развития духовной культуры личности в образовательном процессе современной школы.
Сущностные, содержательные и качественные характеристики духовной культуры как базового основания личности, сложного многоуровневого образования, системы ценностей, формы хранения и передачи механизмов душевной жизни человека.
Концептуальные, научно-теоретические, дидактические и организационно-методические основы системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника.
4. Научно-методическое обеспечение, раскрывающее механизмы внедрения системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в образовательный процесс современной школы. Апробация и внедрение результатов исследования, выводов и рекомендаций, изложенных в работе, осуществлялась через обсуждение материалов диссертации на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского и Бала-шовского филиала СГУ; в процессе выступлений на межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур XXI век» (Балашов, 1996), Международной научная конференция «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (Волгоград, 2000), Все-росийских Аскинских чтениях «Разум и культура» (Саратов, 2001), второй научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2001), региональной научно-практической конференции «Становление творческой личности в условиях развивающей среды» (Балашов, 2001- 2002).
Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в девяти публикациях автора.
Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Балашовского филиала Саратовского государственного университета, Балашовского музыкального училища, Центр детского творчества г. Балашова, муниципальные образовательные учреждения г. Балашова и Балашовского района.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений; проиллюстрирована таблицами и схемами.
Понятие о духовной культуре личности
В отечественной науке исследование проблемы духовной культуры личности началось в 80-е годы XX века. Среди первых работ по данной проблеме необходимо назвать труды Т.В. Холостовой, В.Н. Сагатского, М.С. Кагана, Г.Э. Бурбулиса и В.Е. Кемерова, В.Г. Федотовой, П.В. Симонова и П.М. Ершова и Ю.П. Вяземского, ИВ. Силуяновой, В.И. Ксенофонтова, Б.С. Крымкого, Е.В. Араловой, З.Г. Антошкиной, В.А. Кутырева, А.И. Кузнецова, О.А. Семеновой. Позже появились работы К.Я. Вазиной, А.А. Какурина, Н.А. Коваля, Р.Л. Лившица, З.В. Фоминой, Ф.А. Хараева и других. Сегодня исследования проблемы духовной культуры личности ведутся по многим направлениям: проводятся конференции, выходят сборники статей, в которых чувствуются заметные наработки по проблеме духовности человека.
С позиций теоретико-методологического уровня анализ духовной культуры личности связан с выявлением сущностных характеристик данного понятия, что по-разному трактуется в рамках различных научных подходов.
Сторонники нормативного подхода понимают духовность как сознательность человека, понимая под духовной культурой личности меру (норму) и характер развитости социальных качеств человека. В связи с этим задачу формирования и развития духовной культуры личности видят в адаптации человека к социуму (Т.В. Хо-лостова, Г.Э. Бурбулис и В.Е. Кемеров, П.В. Симонов, Л.К. Сафи-уллин, И.В. Силуянова, В.А. Лекторский и другие). Так, например, в одной из работ, выполненных в рамках данного подхода, определяется, что «духовность есть проявление качества личности, точнее -ориентации его сознания, осуществляющего изнутри мотивированное включение в общественную жизнь», тем самым духовная культура личности позволяет «измерить рост человека в каждом из людей» (168, 87). В другой работе указывается следующее: духовность «предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры человека укоренены в системе надиндивидуальных ценностей», в связи с чем духовная культура личности связывается с «выходом за пределы эгоизма, своекорыстия, мелочных расчетов» (97, 31).
Разумеется, под сознательностью понимается не только следование «указаниям», как это принято с позиций авторитаризма. Сознательность человека - это социальная, альтруистическая направленность его бытия, она, безусловно, несет в себе культурный смысл. Однако и сущностный, и культурный смысл сознательности человека еще недостаточен для формирования и развития духовной культуры личности. Кроме того, мы полагаем, что сущность духовной культуры личности будет понятна, когда вместе с социальностью будет учтен и индивидуальный подход к человеческому существу, раскрывающий его специфику (уникальность, незавершенность, способность принимать решения в мире и другие). Ведь главной в понятии духовной культуры человека является производная от его духа, от его духовной реальности.
Сторонники сущностного пути (М.С. Каган, В.Г. Федотова, А.А. Нуйкин, ЕВ. Аралова, З.Г. Антошкина, З.В. Фомина и другие) выявляют сущность духовной культуры личности через понятие духовности и ее собственного культурного смысла. Так, например, в исследованиях В.Г. Федотовой под духовной культурой личности понимается качественная характеристика самого сознания, с уточнением, что это ценностное содержание сознания (159, 50). Из этого видно, что поиск сущности духовной культуры человека начал сдвигаться в сторону поля духовных процессов. Несколько дальше продвинулось дело в исследованиях Е.В. Араловой, И.Н. Лифановой. Отталкиваясь от взглядов на «дух» М.С. Кагана, в духовной культуре личности они видят такую характеристику как целостную активность человеческой психики и непротиворечивость мировосприятия (8, 272). В исследованиях З.Г. Ан-тошкиной понятие о духовной культуре человека наполняется именно духовным содержанием. Под духовной культурой понимается синтетическое личностное образование, объединяющее как понимание отношения к миру, сопереживание, чувствование его, обращение к поискам вечного и бесконечного, красоты, добра и истины, так и социальное действие, направленное на гуманное изменение действительности (6, 19).
В особую группу выделяются исследования духовной культуры в работах М.К. Мамардашвили, СБ. Крымского, В.И. Ксенофонтова, Р.Л. Лившица, А.А. Нуйкина. С позиций их обобщающего {сущност-но-нормативного) подхода, под первосущностью духовной культуры понимается пребывание духа человека в его особом состоянии, а именно в одухотворенном, открытом миру, аристократическом состоянии (в значении с греч. aristos - лучший, стремящийся к лучшему, благородному). Духовная культура в их трактовке означает пребывание духа человека в действенном конструирующем и устремленном к абсолютам состоянии и живое переживание этого открытого состояния. Это понимание того, что реальная духовная культура личности приобретается не только в музеях и не сводится к их посещению, хотя без этого она невозможна, а состоит в возникновении чувства другого бытия - совершенства, возвышения человека над самим собой. Р.Л. Лившиц подчеркивает, что духовная культура личности - это определенный тип мироотношения, определенная смысложизненная позиция, в которой человек открыт навстречу миру. Бездуховность как раз и состоит в субъективной отгороженности от мира, в том, что человек внутренне выпал из дел и забот мира (101, 149).
Общепедагогические основы развития духовной культуры школьника
Духовная культура как базовое основание заложена в личности потенциально, в силу чего необходим специально организованный педагогический процесс ее целенаправленного развития. Это означает, что процесс развития духовной культуры личности требует осмысления на общепедагогическом уровне, раскрывающем основные тенденции образовательной парадигмы на современном этапе.
В изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. При этом существенно меняется образовательная парадигма, переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, принципы организации, вызываются к жизни новые процессы и явления, среди которых одним из самых актуальных выступает процесс формирования и развития духовной культуры, затрагивающий внутренний мир личности. Сегодня все большая часть граждан понимает, что настоящее и будущее России во многом зависят от судьбы ее образования — сферы общественной практики, наименее защищенной от влияния бездуховности, социальных и экономических катаклизмов, кризиса культуры.
Образование представляет собой одну из важнейших подсистем общества, согласованную с ним и выводимую из существующих форм социального взаимодействия. Это историко-культурный феномен, цель которого - создать оптимальные условия для развития духовных начал народа и духовной культуры каждого индивида. Функция образования как социального института общества выражается в том, что образовательная система не только вооружает обучающихся определенной суммой знаний, но и формирует у каждой личности потребность в непрерывном самосовершенствовании, закладывает основы формирования духовного потенциала личности.
Новая, нарождающаяся модель общественного развития требует мировоззренческой базы, основой которой должны стать общечеловеческие ценности, национально-культурные традиции, гуманизм, творчество, поскольку социальная модель, ориентированная на процесс зарождения всемирного сообщества, находится в самом сердце проблем, связанных с потребностью в становлении духовной личности. Задача образования в контексте данной модели общественного развития заключается в том, чтобы дать возможность всем субъектам проявить весь свой духовный потенциал, подразумевающий для каждого возможность адекватно реализовать свои жизненные и творческие планы (Е.П.Белозерцев, И.А.Колесникова, П.Г.Щедровицкий).
В связи с этим важнейшей проблемой современного общества является проблема поиска соответствующей образовательной системы и ее учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к принципу «Образование через всю жизнь». Достижение этого требует пересмотра этических и культурных аспектов образования, призванного обеспечить каждому возможностей понять другого во всем его своеобразии и принять мир в его поступательном движении ко всеобщему единству. В контексте этого В.М. Ро-зин отмечает: «Наблюдения подсказывают, что мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно не столько изучать существующий тип человека, сколько готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Такая работа предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой — интеллектуальное обеспечение, подготовку новых условий. Последнее предполагает рефлексию и критический анализ кризиса и неудовлетворенности сложившегося типа человека, формирование требований, предъявляемых к человеку со стороны складывающейся новой культуры, разработку новых идей, знаковых и символических средств, новых принципов, новых представлений, выражающих данную культуру, разработку новых принципов образования и т. д.» (134, 56).
Констатирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент осуществлялся нами в период с 1998 по 2000 годы и был направлен на сбор и обобщение материалов, раскрывающих динамику становления отечественной и мировой практики эстетического воспитания. Для решения данной задачи был собран и проанализирован материал, отражающий становление теории и практики эстетического воспитания в странах Запада.
Анализ литературы показал, что опыт становления систем эстетического воспитания в страна Запада разнообразен и может представлять определенный интерес для отечественной педагогической теории и практики.
Так, в системе эстетического воспитания США отсутствуют обязательные школьные программы и единый тип школ, поэтому американ ская система образования во всех ее составляющих характеризуется широкой вариативностью. Концепции эстетического воспитания в США базируются на теории о том, что современное общество характеризуют такие черты, как господство науки и технологии, что подчас проводит к технократии, чрезмерная заинтересованность в функциональном, напряженность и беспокойство, утрата индивидуальности, тотальная унификация. Деятели американского просвещения видят в искусстве панацею от многих бед. Поэтому в американской педагогической литературе подчеркивается особая роль художественного опыта для жизни всех будущих представителей нации и пропагандируется обязательные занятия искусством каждого ребенка, независимо от его таланта.
Следует отметить, что эстетическое воспитание рассматривается там, в основном, как воспитание через занятия искусством, причем не столько через восприятие художественных произведений, сколько через собственную практику ребенка. Предполагается, что жизненные наблюдения обретают эстетическую значимость, лишь проходя сквозь призму практического художественного опыта.
В соответствии с этим одной из главных целей эстетического воспитания теоретики США полагают установление эмоционального баланса личности и среды, накопление положительно окрашенного субъективного опыта. Наиболее последовательное выражение идея эмоционального баланса нашла в концепции «терапии через искусство» Виктора Лоуэрфельда, основанной на предположении о том, что главной причиной потери детьми жизненной уверенности является невозможность выразить свою мысль словами. С терапией через искусство связана целая терминологическая иерархия, перешедшая в американские работы по вопросам эстетического воспитания из теории 3. Фрейда и бихевиористской психологии. Это самовыражение (self - expression), самореализация (self - realisation) , «уверенность в себе» (self-confidence), наконец, «самооценка» (self- evaluation). Все эти стороны мироощущения, вместе взятые, именуют в американской теории собирательным термином - «personal ajustment», то есть уравновешенностью личности со средой (179, 13- 87).
Теоретики и практики образования Франции и Англии признают американскую постановку дела образцом для будущего своих стран. В отличие от США в странах старого света, особенно во Франции, политика официальных государственных инстанций в отношении эстетического воспитания, как правило, более консервативна. Там существуют единые государственные программы (Франция) или система государственных выпускных экзаменов (Англия), понуждающих учителей к фронтальному ознакомлению с правилами, унаследованными от традиционных систем преподавания искусства.
Педагоги Запада стремятся преодолеть интуитивизм в практическом преподавании и в теоретическом анализе художественного процесса. Их стремление к уяснению реальных отправных точек заслуживает пристального внимания. В то же время, позиции теоретиков и практиков эстетического воспитания в отношении одних и тех же проблем столь противоречивы, что трудно привести некую «усредненную» концепцию американцев, французов или англичан.
Общение между специалистами художественного воспитания в США, Англии и Франции осуществляется посредством ряда профессиональных журналов, а также с помощью педагогических обществ в национальном и международном масштабе. В Америке, например, создана Национальная Ассоциация художественного воспитания (NAEA), а в Англии - королевское «Общество воспитание через искусство». Аналогичные общества существуют во Франции, Италии, ФРГ и других странах. В США, Англии и Франции издаются специальные ежегодники и журналы, выходит в свет большое количество книг, посвященных проблемам эстетического воспитания.
Наиболее характерные направления зарубежной педагогики и эстетики в основном совпадают с направлениями и школами современной философии. В самых разнообразных исследованиях сказывается влияние таких философских школ, как фрейдизм, прагматизм, неотомизм и экзистенциализм. Представляет интерес не только теоретические изыскания, но и практическое их применение деятелями зарубежной педагогики.
Моделирующий эксперимент
Обобщение и систематизация материала, собранного в ходе констатирующего эксперимента и раскрывающего сущность отечественных и зарубежных систем эстетического, позволили перейти к моделирующему эксперименту, в ходе которого создавалась модель системы эстетического воспитания Б.М. Неменского и решались следующие задачи:
1) обоснование концептуальных основ системы эстетического воспитания Б.М.Неменского, раскрывающих авторскую методологию в осмыслении искусства как средства развития духовной культуры личности;
2) выявление научно-теоретических основ системы эстетического воспитания Б.М.Неменского, объединяющих совокупность психолого-педагогических условий и средств воздействия данной системы на развитие духовной культуры школьников;
3) раскрытие дидактических основ, характеризующих принципы отбора содержания системы эстетического воспитания Б.М.Неменского;
4) анализ организационно-методических основ, раскрывающих механизмы функционирования системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в целостном педагогическом процессе современной школы.
В ходе концептуального обоснования систематизировались взгляды Б.М. Неменского на потенциал искусства как важнейшей составляющую духовной культуры общества и источник развития духовной культуры личности.
Борис Михайлович Неменский - талантливый художник, ученый и педагог, широко известный как реформатор школьного преподавания изобразительного искусства - в середине 70-х годов объединил творческий коллектив художников, философов, искусствоведов, психологов, ученых-педагогов, учителей и подготовил первый вариант экспериментальной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», положивший начало авторской системы эстетического воспитания.
Сущность авторской системы эстетического воспитания Б.М. Йеменского выявляется уже в самом эпиграфе к ней — словах Винсента Ван-Гога: «Нет ничего более художественного, чем любить детей». Это изначально нацеливает на главную задачу системы - формирование у учащихся духовной культуры как базового основания личности. Целью системы является развитие многогранных духовных интересов личности средствами искусства, прежде всего изобразительного. Важнейшей особенностью выступала ориентация на эмоционально-воспитательный потенциал художественных образов, на гуманитаризацию образования. Формирование художественной культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по искусству, но и с овладением художественной грамотностью, предполагавшей практические художественные умения и навыки, а также с изучением истории искусств.
Концептуальное обоснование системы эстетического воспитания Б.М. Йеменского, раскрывающее авторскую методологию в осмыслении искусства как средства развития духовной культуры личности; включает два основных аспекта: социокультурный и философский.
Социокультурный аспект концептуального обоснования системы эстетического воспитания Б.М. Йеменского связан с выявлением роли искусства как средства становления творческой личности современного школьника, максимально подготовленного к тому, чтобы адекватно осмыслить и эффективно разрешить глобальные проблемы современного общества. Потребность в такой личности на современном этапе развития российского государства и всего мирового сообщества вызвана тем, что во всех сферах жизнедеятельности прослеживается фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании, главная функция которого — дать возможность всем субъектам проявить свои таланты и творческий потенциал, адекватно реализовать жизненные и творческие планы. Последние десятилетия отмечены качественно новыми явлениями и процессами, охватывающими различные аспекты жизнедеятельности современного общества. Ускорение научно-технического прогресса и радикальные изменения в социальной, экологической, экономической и культурной сферах, привели к тому, что на рубеже XX и XXI веков произошла кардинальная смена типа культурно-исторического наследования. Проблемы, характерные для сегодняшней действительности, предъявляют повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь, существенно меняет социальный заказ, адресованный школе. Вместо прежней установки на подготовку послушного и дисциплинированного исполнителя возник заказ на формирование инициативной личности, способной к опережающей созидательной деятельности на основе творческой активности, умеющей жить и работать в новых социокультурных условиях.