Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе игровой деятельности 16
1.1. Понятие духовно-нравственные ценности младших школьников 16
1.2. Сущность развития духовно-нравственных ценностей младших школьников в процессе игровой деятельности 34
1.3. Специфика развития духовно-нравственных ценностей на основе культуры общения 51
Глава 2. Развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников на основе совершенствования игровой деятельности 79
2.1. Совершенствование процесса развития духовно-нравственных ценностей младших школьников на основе программно-методического обеспечения игровой деятельности 79
2.2. Совершенствование процесса развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников на основе организационно-педагогической модели 92
2.3. Эффективное развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников в условиях прогимназии 120
Заключение
Список использованной литературы
- Сущность развития духовно-нравственных ценностей младших школьников в процессе игровой деятельности
- Специфика развития духовно-нравственных ценностей на основе культуры общения
- Совершенствование процесса развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников на основе организационно-педагогической модели
- Эффективное развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников в условиях прогимназии
Введение к работе
з І.
Актуальность темы исследования. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис: сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. В условиях деформации нравственных идеалов у младшего поколения возрастает значение образования и воспитания в целом, а также нравственной, эстетической и экологической подготовки молодого поколения, овладения ценностями культуры.
Младшие школьники - совершенно особая возрастная группа, работа с которой характеризуется такими особенностями, как высокая значимость наглядно-образной подачи материала, ориентация младших школьников более на игровую, чем на учебную деятельность. И именно в процессе игровой деятельности, безусловно позитивно воспринимаемой детьми этого возраста, возникает возможность эффективно проецировать гуманистические нравственные ценности. Игра становится ценным этико-дидактическим средством.
Игра пронизывает общество и его культуру, все социальные и национальные группы. Однако ограничение и сокращение игрового пространства в жизни школьника, снижение культуры игры представляет собой выраженно негативную тенденцию и свидетельствует об ослаблении творческого импульса в обществе и о дефиците духовности. Возможность игры, культурного развития, свободной художественной активности и досуга - тесно связанные факторы развития младшего школьника, представляющие кардинальную значимость и способные быть проводниками нравственного развития.
В наши дни появляются новые игровые технологии и инфраструктура, они становятся фактором, формирующим социально-психологические проблемы личностного развития, в даже психопатологию игровой зависимости. Неверно организованная игровая деятельность младшего школьника может принять опасный характер, подменить человеку реальную жизнь, заместить ее, способна сформировать неадекватную модель взаимоотношений с действительностью. Это обусловливает и нравственные патологии - инфантильность личности, эгоизм, безответственность к себе и близким, непрочность отношений с друзьями, неспособность учиться.
Однако педагогически выверенные технологии организации игровой деятельности способны гармонично развить в ребенке творческое начало и ответственность, на практике объяснить, что такое добро и зло, «сделать прививку» от безнравственности и эгоизма. Игровая деятельность обладает естественной дидактичностью: растущий человек учится в процессе игры с полной самоотдачей, увлеченно, не скучая (скучная игра игнорируется сразу), и неявно для себя отрабатывает те навыки, которые в дальнейшем будут определять многие сто-
роны его ответственной взрослой жизни. Именно поэтому детская игра требует вполне серьезного отношения, она должна быть по-настоящему доброй, вырабатывать стойкое неприятие причинения вреда окружающим, правильно расставлять акценты отношения к себе и другим. Иными словами, организация игровой деятельности младших школьников - сложная задача социально-педагогической и социально-психологической поддержки растущей личности, формирования ценностно-ориентированного сознания человека, его духовно-творческой активности на территории игрового пространства.
Возрастная категория младших школьников, еще недостаточно укорененных в собственно учебной деятельности, ориентированных на игровой компонент в ней, особенно нуждается в эффективно организованной игровой деятельности как факторе развития духовно-нравственных ценностей, что и определяет актуальность темы настоящего исследования.
Степень научной разработанности проблемы. В условиях существенной перестройки системы общего образования, зарождающегося многообразия типов школ (обычная школа, с профильным обучением, гимназия, лицей, колледж), функционирования самостоятельных учебных заведений начальной, базовой и профильной школы особое внимание необходимо уделить проблеме развития ценностных ориентации у младших школьников на этапе начального школьного образования. Решению этой проблемы с общих позиций уделено большое внимание в работах отечественных ученых в области педагогики и психологии: В.Г. Алексеевой, A.M. Архангельского, Л.И. Божович, М.Н. Болдырева, Е.В. Бондаревской, А.В. Кирьяковой, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Н.И. Непомнящей, И.Ф. Харламова, и др.; в области социологии и философии -В.П. Вардамацкого, О.Г. Доброцкого, С.Г. Климовой, Н.И. Лапина, Т.Б. Любимовой, В. Момова, СИ. Попова, И.М. Поповой, В.П. Тугаринова, В.Я. Ядова и многих других.
Несомненен научный вклад в изучение ценностных ориентации личности зарубежных ученых: М. Рокича, М. Шварца, Э. Шпрангера и других.
Наиболее успешно этот процесс может проходить в раннем возрасте (С.А. Куликова, СИ. Маслов и др.). Значение и функции начального общего образования определяются неповторимой ценностью этих ступеней становления и развития личности младшего школьника, организации процессов, обеспечивающих, с одной стороны, качество различных форм и типов обучения, с другой стороны, условия для разработки и осуществления собственно образовательных форм.
На каждом возрастном этапе жизнедеятельность (способ реализации индивидом своей активности) человека складывается из многих сфер, среди которых можно выделить доминирующие, то есть те, в которых человек определенного возраста имеет потребность и возможность реализовать свою активность.
Для младшего школьника такими сферами жизнедеятельности являются учебно-творческая деятельность, игра и общение. Общая нацеленность этой деятельности может быть различной. В нашем исследовании целью явились духовно-нравственные ценности, которые составляют основу всех остальных ценностей.
Изучение массовой практики деятельности общеобразовательных учреждений показало, что применение современных методов, форм и средств не находит широкого применения, в частности при развитии духовно-нравственных ценностей средствами игры. Наше исследование показало, что наиболее благоприятные условия в этом плане предоставляет прогимназия, которая обеспечивает непрерывность и преемственность этого процесса. Одной из целей современной прогимназии является не только предоставление оптимального спектра возможностей для индивидуального развития личности, но и поддержка доминирующих интересов младших школьников к определенным сферам знаний. Именно в условиях гимназического образования возможна наиболее полная и всесторонняя реализация таких форм обучения, как игровые ситуации, тренинги.
Игра, являясь простым и естественным для младшего школьника способом познания окружающей действительности, считается наиболее близким и доступным путем к приобретению тех или иных знаний, умений и навыков. Кроме того, игра является одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей младших школьников, что позитивно влияет на развитие духовно-нравственных ценностей.
Значительное место игровое знание занимает в истории педагогической мысли: Платон, В. де Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Фенелон, Э.Г. Мелани, Ж.-Ж. Руссо, А.Г. Нимаер, Ф. Фребель, Э. Клапа-ред, Д.А. Колоцца и др. В историю педагогики игровой метод входит как наиболее органично сочетающий в себе жизнь и дух психологии детства - сочетание жажды знания со стремлением к удовольствию и наслаждению.
В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.С. Макаренко, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др. Однако практически отсутствуют исследования по проблеме развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе игровой деятельности, в общении друг с другом. Можно выделить следующие направления научных исследований: общие проблемы и методология педагогической теории игры (А. Аркин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.); игра как форма организации детской жизни, «детского общества» (Н.С. Агамова, Л.В. Артемова, Е.А. Кульчицкая, Г.М. Лямина, Р.Г. Надеждина, Н.С. Пантина, В.М.
Розин, А.П. Усова и др.); игра и умственное развитие младшего школьника, проблемы дидактической игры (З.М. Богуславский, И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.М. Лямина, Н.С. Пантина, Д.Б. Эльконин и др.); место игры в педагогическом процессе: строение игровой деятельности и руководство игрой (Н.П. Аникеева, Н.Н. Богомолова, Р.И. Жуковская, В.Г. Марц, П.Г. Са-морукова, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.).
Также для раскрытия темы настоящего исследования представляется необходимым применить теоретические наработки исследователей современных теоретико-методологических подходов в образовании - А.Ю. Бутова, В.З. Ду-ликова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, И.А. Липского, Е.Г. Монахова, СМ. Оленева, B.C. Садовской, В.И. Солодухина, Т.К. Солодухиной, В.Я. Суртаева, Т.В. Христидис, Н.Н. Ярошенко и других, обобщивших современные приоритеты в формировании личности учащихся.
Однако исследований, непосредственно посвященных проблеме развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе игровой деятельности, нет. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью теоретико-методологического обеспечения процесса развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников средствами игровой деятельности в условиях непрерывности и преемственности и недостатком научного обоснования и практико-ориентированных разработок по осуществлению этого процесса.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: содержание и педагогические условия эффективного развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников средствами игры.
Постановка названной проблемы имеет большое значение для педагогической науки и требует научного решения, что обусловило выбор темы данного диссертационного исследования - «Развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе игровой деятельности».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность содержания и педагогических условий развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников средствами игровой деятельности.
Объект исследования: развитие духовно-нравственных ценностей в условиях начального общего образования.
Предмет исследования: процесс развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников в условиях игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников будет более успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
использование специально организованной игровой деятельности, основанной на вариативных заданиях, тренингах, учитывающих особенности возраста младших школьников;
создание и реализация организационно-содержательной модели развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников;
специальное программно-методическое обеспечение развития духовно-нравственных ценностей;
внедрение принципов непрерывности и преемственности процесса развития духовно-нравственных ценностей на ступенях начального общего образования.
Исходя из цели и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
-
определить современную специфику и состояние развития духовно-нравственных ценностей младших школьников;
-
раскрыть роль игровой деятельности в развитии духовно-нравственных ценностей у младших школьников;
-
разработать и обосновать организационно-педагогическую модель развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников;
-
выявить специфику прогимназии и сформулировать требования к организации учебно-воспитательного процесса, нацеленного на непрерывность и преемственность развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников;
-
рассмотреть эффективность развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников в условиях прогимназии;
-
осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной модели развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе развития культуры речи и коммуникативных навыков в условиях прогимназии.
Методологическую основу исследования составляет совокупность философских, социологических, педагогических знаний о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности реального мира, а также социальной, деятельностной и творческой сущности личности как целостной системы; современные психолого-педагогические исследования по проблеме формирования и развития творческой личности; идеи демократизации образования и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Диссертация выполнена на основе научной концепции профессора Ю.П. Азарова о единстве общего и профессионального развития личности, а также авторских концепций Л.И. Божович, Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, идей и
направлений по модернизации образования, педагогический эксперимент, беседы, наблюдения, диагностика, тестирование, изучение, анализ и обобщение продуктов деятельности младших школьников.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
на основе научной концепции Ю.П. Азарова о единстве общего и профессионального развития личности сформирована модель развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников, включающая следующие структурно-содержательные компоненты: целеполагающий (цель, задачи); психолого-педагогический (психолого-педагогические, эмоционально-оценочные, художественно-творческие основы); содержательный (программа «Духовно-нравственные ценности в культуре общения», содержание учебных дисциплин); процессуальный (условия, формы, методы, средства); контрольно-оценочный (диагностика, критерии и уровни сформированности); результативный (категории развития ценностей, методические рекомендации);
раскрыта система обеспечения организационно-педагогических условий развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников, включающая программу, систему игровых занятий и ситуаций, тренингов, а также методические рекомендации по их осуществлению;
- научно разработано программно-методическое обеспечение развития
духовно-нравственных ценностей у младших школьников в специальных усло
виях прогимназии на основе непрерывности и преемственности этого процесса.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в настоящем исследовании:
- теоретически обоснована психолого-педагогическая специфика игровой
деятельности как ведущего средства развития духовно - нравственных ценно
стей у младших школьников;
раскрыты теоретические основания непрерывного и преемственного развития и коррекции духовно-нравственных ценностей у младших школьников средствами игровой деятельности;
теоретически разработана и экспериментально подтверждена организационно-педагогическая модель развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников данного возраста;
рассмотрена теория развития духовно-нравственных ценностей средствами игровой деятельности с целью выявления ее педагогического потенциала;
разработана теория игровой деятельности, обеспечивающая интеграцию всех существенных сил младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке программы «Духовно-нравственные ценности в культуре общения», методических рекомендаций и системы игровых занятий и тренингов, ориентированных на развитие духовно-нравственных ценностей у
младших школьников на примере занятий по развитию культуры речи и общения. Применение полученных результатов обеспечивает эффективное развитие духовно-нравственных ценностей в переходный период в системе «детский сад - школа». Положения, выводы и в целом материалы исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке учителей младших классов, в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогических училищах и вузах, включены в программы спецкурсов по методике воспитательной работы с младшими школьниками.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию педагогических исследований, использованием научных методов, адекватных цели и задачам исследования, сочетанием количественных и качественных методов анализа результатов, подтвержденных опытно-экспериментальной работой.
Экспериментальная база исследования. Работа была выполнена на базе МОУ Прогимназия г. Видное Московской области
Этапы исследования.
I этап (2005 - 2006 гг.). Изучение литературных источников, диссертаци
онных исследований и практики развития духовно-нравственных ценностей,
выявление подходов к решению проблемы, реализующих непрерывность и пре
емственность этого процесса, организация и проведение констатирующего экс
перимента, разработка содержания и средств игровой деятельности младших
школьников.
-
этап (2007 - 2008 гг.). Разработка модели развития духовно-нравственных ценностей. Выявление педагогических возможностей практической реализации модели. Организация и проведение формирующего педагогического эксперимента.
-
этап (2009 г.). Завершение педагогического эксперимента, обработка его результатов, внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников проходит наиболее эффективно, если обеспечивается непрерывность и преемственность этого процесса от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту, что наиболее полно достигается в системе «детский сад - школа» на базе прогимназии.
-
Игровая деятельность является важнейшим средством, обеспечивающим эффективное осуществление процесса развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников. Ведущая роль игровой деятельности допускает ее сочетание с другими видами деятельности, входящими в
комплекс педагогических технологий воспитательной работы с младшими школьниками.
-
Модель развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников отражает интеграцию организационных, содержательно-процессуальных и контрольно-оценочных компонентов и включает: цель, задачи, психолого-педагогические основы, условия, формы, методы, средства, диагностику, критерии и уровни, результаты.
-
Развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников наиболее эффективно при использовании специально разработанного программно-методического обеспечения, раскрывающего ценностные аспекты содержания игровой деятельности и содержания учебных предметов, изучаемых младшими школьниками.
-
Технологическая система, обеспечивающая организационно - педагогические условия развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников, включает в себя специальную программу, разрабатываемую в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, систему игровых занятий, ситуаций и тренингов, способствующих последовательному и непрерывному развитию духовно-нравственных ценностей. Апробация и внедрение результатов.
Ход и результаты работы исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на: всероссийской научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование в инновационном пространстве Республики Мордовия» (Саранск. 2009); межвузовской научно-практической конференции «Исследовательский подход в высшем профессиональном образовании» (г. Видное, МРИВСЭО, 2005 г.); на научно практическом семинаре кафедры педагогики и психологии (г. Видное, МРИВСЭО, 2006 г.); на объединении воспитателей муниципальных образовательных учреждений Ленинского района; на семинарах-практикумах в МДОУ №34 «Белочка» п. Ватутинки Ленинского района Московской обл., в МДОУ №18 п. Развилка Ленинского района Московской обл., в МДОУ «Центр развития младшего школьника» детский сад №41 «Радуга» г Видное Ленинского района Московской обл., в МДОУ №24, г. Московский Ленинского района Московской обл.
Результаты исследования внедрены в практику работы МОУ Прогимназия г. Видное Ленинского района Московской области.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Сущность развития духовно-нравственных ценностей младших школьников в процессе игровой деятельности
Исследуемая нами проблема духовно-нравственных ценностей нашла свое отражение в фундаментальных работах А. М. Архангельского [13], Н. М. Болдырева [21], Н. К. Крупской [74], А. С. Макаренко [93], И. Ф. Харламова [147] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль это - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) [72].
С годами понимание нравственности изменилось. Так С. И. Ожегов определяет нравственность как внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [109].
Ю. К. Бабанский считает, что, овладевая нормами нравственности, младшие школьники учатся следовать им в различных ситуациях. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в развитии духовно-нравственных ценностей возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для,общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [14]. Развитие морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми [21].
В развитии личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
В этом возрасте младший школьник не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [131].
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л. А. Матвеева [96], Л. А. Ре-гуш [126] и многих других.
В своих исследованиях они обращаются к развитию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.
На нравственное развитие личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические меры, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений и подверженные целеполагающему конструированию.
В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его-нравственного развития. При развитии духовно-нравственных ценностей большое значение имеют духовные ценности. Духовные ценности тесно переплетаются с понятием духовной культуры. В последнее десятилетие, обращение к понятиям «духовная культура» и «духовность» приобрело массовое распространение среди авторов в разных областях науки.
Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение. Духовность человека — это богатство мыслей, сила чувств и убеждений [32].
Различают духовность индивидуальную и духовность, понимаемую как интегрированное состояние многих людей, общества в целом. Состояние индивидуальной духовности предстает в виде процесса внутреннего развития человека, преодоления им своих страстей, животных инстинктов, повседневных и эгоистических устремлений, а также поиска смысла жизни, постижения сущности высшего бытия через вхождение с ним в контакт, через соединение с ним. В,развитии индивидуальной духовности участвуют высшие способности личности: чувство высшего "Я", воображение и представления, интеллект, мистическая интуиция. Особыми состояниями души, ведущими к индивидуальной духовности, являются высшая бескорыстная любовь, безграничная свобода, мудрость.
Специфика развития духовно-нравственных ценностей на основе культуры общения
Л. И. Божович отмечала, что закрепленные положительные реакции ребенка способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, жизнерадостность, доброжелательность, великодушие и др. Если же закрепляются отрицательные переживания, то при определенных условиях это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, пессимизм, боязливость и т.д. Закрепление отрицательных переживаний может привести к нарушению адаптационных механизмов, а это, в свою очередь, приводит к повышению заболеваемости, неврозам.
Доминирующие эмоциональные проявления в конечном итоге влияют и на отношение сверстников к ребенку [20].
Таким образом, накоплено немало данных, свидетельствующих о взаимосвязи эмоциональной-и коммуникативной сфер. В самом общем виде этот феномен можно описать следующим образом: общение как ценность является источником эмоций, характер проявления которых влияет на эффективность, конструктивность общения.
Г. Дюпон, описывая закономерности развития детской эмоциональности,, связывает его с.преодолением.эгоцентризма и выделяет шесть стадий. Младший школьный возраст соответствует 3-й стадии — межличностной. Она знаменуется способностью к эмоциональной децентрации. Ведущим фактором при- этом становится общение со сверстниками, существенным признаком которого является принципиальное равноправие. Положительные эмоции, которые получает младший школьник в общении со сверстниками, помогают преодолеть трудности, связанные с разницей в мнениях, желаниях, намерениях и способствуют развитию конструктивных стратегий во взаимоотношениях, стратегий сотрудничества [49].
Таким образом, эмоциональная сфера, развиваясь в тесной связи с когнитивной сферой, имеет свою специфику, которая проявляется в эффекте социальной или эмоциональной децентрации, определяющим фактором, источником развития которой является общение со сверстниками. Кроме того, поскольку способность к социальной децентрации проявляется к 9 годам, что соответствует концу младшего школьного возраста, то можно предположить, что в первом классе она находится в зоне ближайшего развития и, следовательно, может быть развита в специально организованном процессе обучения. Причем наиболее адекватной формой такого обучения, на наш взгляд, является игра, которая еще занимает достаточно большое место в жизни младшего школьника и которая выступает в качестве активной формы обучения, где младший школьник непросто получает определенные знания, но приобретает эмоциональный опыт.
Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без упреждающей подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать Вам вопрос» и др. ) в той или иной ситуации, младший школьник вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками. Речевая культура общения состоит не только в том, что младший школьник правильно произносит и правильно подбирает слова1 вежливости. Младший школьник, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувства собственного достоинства.
Именно усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Младший школьник пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует другие стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости.
В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Все многообразие составляющих межличностного общения ложится на каждого ребенка с силой истинных реалий социального взаимодействия людей. Начальная школа вторгает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность- свое право быть равноправным в общении с другими людьми. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей.
Совершенствование процесса развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников на основе организационно-педагогической модели
Модель развития духовно-нравственных ценностей включает в себя психолого-педагогический компонент, включающий в себя психолого-педагогические основы, которые в свою очередь делятся на познавательные, эмоционально-оценочные и художественно-творческие.
Познавательные основы развития духовно-нравственных ценностей младших школьников предполагают развитие внимания, памяти, мышления, развития навыков исследовательской деятельности.
Эмоционально-оценочные основы предполагают развитие творческой активности, наблюдательности, воображения, фантазии, эмоционально-чувственное отношение к выполнению заданий, развитие навыков объективной оценки и самооценки, развитие опыта переживаний в результате выполнения заданий.
Художественно-творческие основы предполагают организацию самостоятельной творческой и художественно-творческой деятельности, умение самостоятельно добывать и применять новые знания на практике.
В организационно-содержательной модели представлен процессуальный компонент, в котором мы выделяем ряд условий, форм, средств и методов, при соблюдении которых развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников будет наиболее эффективным.
Основными условиями реализации модели являются: - свобода самовыражения (стимулирование стремления к индивидуальной заинтересованности и самовыражению); - открытость (создание на занятиях атмосферы созидания, непринужденности; гарантия защищенности, свободы; ориентация на адекватное восприятие окружающей действительности и развитие своего внутреннего мира); - активность (мобилизация интеллектуальных и эмоциональных сил учащихся; ориентация на поиск и самостоятельность; использование активных форм деятельности, актуализация игровых, творческих ситуаций); - удовлетворенность деятельностью (наличие положительных переживаний, «ситуаций успеха», похвалы со стороны учителя, друзей).
Выдвинутые условия реализации модели предполагают нестандартные формы организации занятий. Нами были предложены такие основные формы, как тренинги и практические занятия.
Через тренинги дети учатся анализировать и контролировать свою деятельность и поведение. Это четко проявляется, когда учащиеся общаются в тренинге и что-то делают своими руками. Важным компонентом тренинга является сознательная постановка цели достижения успеха.
В предложенную нами модель мы включили развивающие (развивают способности присоединяться друг к другу, слушать и слышать ответы других, определять значимые для себя ценности, например тренинг «Что важнее в дружбе?») и обучающие (развивают умения приобретают навыки и получают знания, прививается культура общения,, например тренинг «Сказка-урок житейской мудрости») тренинги.
Параллельно с тренингами с детьми проводятся практические занятия, которые включают в себя выполнение упражнений,(на развитие дыхания, слуха, грамматических навыков и т.д.), игры (дидактические, сюжетно-ролевые); художественно-творческая деятельность (рисование, лепка).
Методы обучения - это упорядоченная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. В педагогике существует множество классификаций методов, которые объединяются на основе одного или ряда общих признаков! В традиционной классификации выделяются, пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с учебником, видео-метод. В классификации по типу (характеру) познавательной деятельности выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.
Эта классификация тесно сопряжена с уровнем мыслительной активности учащихся. При разработке модели мы использовали следующие методы: - репродуктивный; - частично-поисковый; - художественно-творческий. Репродуктивный метод характеризуется запоминанием готовых знаний и их последующим воспроизведением, которое может быть неосознанным. При этом наблюдается достаточно низкий уровень мыслительной активности.
Репродуктивный метод включает задания на воспроизведение полученных знаний, работа по образцу. Например, упражнение на развитие речи и развитие этических ценностей «Шаги». При этом в качестве образца выступает приведенный педагогом пример выполнения упражнения.
Частично-поисковый метод характеризуется поиском новых знаний с помощью разнообразных средств. Часть знаний сообщает учитель (педагог-воспитатель), часть добывается детьми самостоятельно. Важной составляющей данного метода является тренинг, где дети под руководством учителя рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают и делают выводы. Полученные знания отличаются прочностью и осознанностью. Частично-поисковый метод включает задания на заданную тематику с предложенным вариантом выполнения и описанием работы. Например, «Рассказ по картинке».
Эффективное развитие духовно-нравственных ценностей у младших школьников в условиях прогимназии
Еще одним результатом тестирования стало отражение эмоционального отношения к интеллектуальным, эстетическим, учебным видам деятельности и игре. Наивысшее предпочтение у учащихся относятся к игровой деятельности и творческой деятельности, связанной с двигательной активностью — танцами (83,3%). Для детей 6-7 лет характерной особенностью является развитие двигательной сферы, именно этим определяется высокое предпочтение учащимися танцев. Что касается игровой деятельности, то она является основным видом деятельности у детей старшего дошкольного возраста и неотъемлемой частью учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Не вызывает у детей особого интереса познавательные виды деятельности: чтение, счет (50% ). Так же нами отмечено довольно низкое оценивание учащимися самой прогимназии (33,3%). Это во многом может зависеть от внутренних отношений одноклассников, от отношения к учителю, от степени заинтересованности учебными предметами.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо включать в учебную деятельность игровые ситуации и разнообразную творческую деятельность.
Анализ результатов наблюдения и тестирования в констатирующем этапе эксперимента позволил сделать вывод о необходимости разработки методических средств и содержания экспериментальных занятий по развитию и совершенствованию речевой деятельности учащихся, повышению ее культуры, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников. Формирующий эксперимент проводился с теми же учащимися. В процессе эксперимента мы искали и апробировали разные формы работы, которые помогли бы добиться желаемых результатов в развитии речевой деятельности и развитии духовно-нравственных ценностей.
Основными формами работы с учащимися стали тренинги и практические занятия, которые включали в себя выполнение определенных упражнений и художественно-творческих заданий.
Вся работа с детьми на занятиях основывалась на игровых ситуациях. Игровые ситуации создавались как в процессе тренингов, так и при выполнении специальных упражнений.
Например, тренинг «Знакомство». Тренинг направлен на развитие этических и познавательных ценностей, а также на создание спокойной доброжелательной открытой обстановки, настраивающей на общение, на раскрепощение участников тренинга по отношению друг к другу и адаптацию к учебной ситуации.
Важным моментом в проведении тренинга является свободная форма общения. Дети садятся на стулья или на пол на коврик полукругом или кругом. Далее происходит знакомство с учителем и друг с другом. - Что означает слово познакомиться? (Значит, назвать себя, свое имя, сказать, как тебя зовут.) - Имя есть у каждого человека.- Это имя собственное. Каждому мальчику и девочке бывает очень приятно, когда их называют по имени. Учитель называет свое имя, а потом предлагает это сделать учащимся. Давайте теперь познакомимся друг с другом. Представьтесь, пожа луйста, мне и всему классу. (Учащиеся используют выражение «Меня зо вут ...» или «Мое имя ..., а фамилия ...».) Для того чтобы было интереснее знакомиться, вы сами будете выбирать кого в первую очередь вы хотите услышать. Учащимся предлагается передавать мяч из рук в руки. Затем учитель раскрывает роль знакомства для вступления в общение. Освоение формы речевого этикета при обращении друг к другу. - Для чего люди знакомятся? (Чтобы знать, как правильно обратиться к учителю или другим ребятам, чтобы подружиться, вместе играть и трудиться, помогать друг другу.) - Все вы теперь ученики одной группы и будете ходить на занятия вместе, а это значит — обращаться друг к другу за поддержкой и советом. А я, ваша учительница, буду помогать вам учиться; объяснять все новое и непонятное, приходить на помощь тому, кому трудно. Для этого нужно знать, как следует вести себя в группе. (Объясняются правила поведения на занятиях; повторяются вежливые слова — при приветствии, прощании, просьбе.)
Каждая тема занятий обязательно включает выполнение упражнений, которые носят обучающий, познавательный характер. Все упражнения направлены, прежде всего, на развитие познавательных ценностей. Например, упражнение «Свеча». Цель упражнения: развитие сильного длительного плавного выдоха. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Для выполнения упражнения подбирается свеча с устойчивым основанием или стоящая на надежном подсвечнике. Необходимо предупредить ребят, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.
Детям предлагается дуть на свечу, чтобы отклонить ее в одну и другую стороны. Когда младший школьник задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Необходимо объяснить, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Многие дети, делая правильный выдох, не могут правильно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), так как с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
Вначале необходимо ставить свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Необходимо объяснить учащимся, что придвигаться к свече слишком близко не следует.