Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики Чунтыжева Тамара Яхиявна

Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики
<
Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чунтыжева Тамара Яхиявна. Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 1999 188 c. РГБ ОД, 61:00-13/845-4

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава I. Свадебная культура как философское и социально-психологи
ческое явление народной педагогики адыгов П

Глава II. Адыгская свадьба как народный институт
нравственно-эстетического воспитания молодежи 31

  1. Уроки нравственности, красоты и житейской мудрости в свадебно-обрядовой культуре причерноморских адыгов 31

  2. Система свадебных обрядов в народной педагогике адыгов 55

  1. Тещэрып1 - обряд духовно-нравственного обогащения человеческих взаимоотношений 55

  2. И в «чужом доме» продолжаются уроки нравственности /п1ур/...78

  3. Церемонии «пленения» в плясовом круге-фактор воспитания рыцарства 92

  4. НысэкьычЬщ- эффективная форма воспитания правильных взаимоотношений в молодой семье 109

  5. Постигая эстетическую и этическую культуру народа, молодежь воспитывается жить красиво 131

Глава III. Значение свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов как педагогического феномена для современной образовательной практики 149

Заключение 158

Литература 160

Документы 168

Тексты. Приложение № 1 168

Фотографии. Приложение № 2 181

Введение к работе

Актуальность исследования. Обновление гуманитарного образования в России затрагивает задачи национальной школы в нашем государстве. В этих условиях первоочередной важности и значимости встала задача восстановления этнокультурных, этносоциальных, этнопедагогических функций в обществе. В процессе этого обновления жизни этноса, обеспечения для всех народов цивилизованного развития большая роль принадлежит национально- образовательным учреждениям, программа которых должна быть направлена на возрождение этнокультуры, для возвращения им действительно национального характера, утраченные за последние десятилетия.

Национальная школа сегодня должна быть одним из главных каналов трансляции этнической культуры, без которой немыслимо современное образование. Формирование национального самосознания у новых поколений на базе собственной культуры будет способствовать обеспечению нормального национального развития. Эту цель невозможно достичь в учебно-воспитательном процессе без реализации идей народного воспитания и вне этнических традиций. В воспитании молодежи в духе этнических традиций вносит свой вклад народная педагогика. Самобытный и многовековой опыт и результат воспитательных усилий адыгов прослеживаются через систему традиций и обрядов. Через эту систему народ воспроизводил свою духовную культуру, характер и психологию.

В связи с этим важна проблема возрождения и сохранения богатейшего опыта народного воспитания, представленного, в частности, системой обрядов в свадебной культуре причерноморских адыгов-шапсугов и использование ее потенциала в воспитании молодого поколения. Актуализация духовно-нравственного и эстетического потенциала свадебной культуры положит "начало пути настоящему, истинному, глубинному возрождению - прежде всего в семье, в системе образовательных учреждений" (20).

Во-первых, свадебные обряды адыгов - важнейшее средство передачи, наглядного закрепления традиций и обычаев в народной педагогике, педагогический рычаг воздействия на детей и молодежь.

Во-вторых, свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов богата прогрессивными идеями и опытом адыгской народной педагогики.

В-третьих, она по своему содержанию многоаспектна, может служить одним из эффективнейших средств воспитания всесторонне и гармонически подготовленной молодежи.

В-четвертых, свадебно-обрядовая культура шапсугов является существенным компонентом культуры адыгов, значит образовательно-воспитательной системы учебных заведений.

В педагогической науке России данная тема до сих пор не исследована. Практика показывает, что воспитательный потенциал свадебно-обрядовой культуры слабо используется в учебно-воспитательных учреждениях и в семье, достаточно полно не освещается средствами массовой информации и общественностью. К тому же еще нет источника по описанию свадебных обрядов причерноморских адыгов. Имеющийся материал беден и разрознен по разным литературам и не отличается полнотой и подробностью в описании. Этот материал не исследован целенаправленно и в контексте этнопедагогики адыгов. Нет диссертационных и монографических работ.

Исследование проблемы показало, что свадебная обрядность, обеспечивая культурную преемственность и являясь важным стержнем духовной жизни общества, ярко отражала нравы народа, его воспитательные возможности. Сведения о свадебной обрядности как о наиболее устойчивом компоненте бытовой культуры мы находим в работах русских авторов В.В.Василькова (21), МЗабылина (41), Н.В.Сумцова (102), Н.Н.Харузина (116), ВЛІІвецова (129) и у современных этнографов - М.О.Косвена (55), Я.С.Смирновой (97;98;99), Г.Ф.Чурсина (128) и других. Эти работы носят этнографический характер.

В данной же работе исследуется свадебно-обрядовая культура адыгов как этнопедагогическая ценность. Адыги (самоназвание) в исторической литературе известны как черкесы (иноназвание). Адыги (или зихо-меото-адыги), ветвью которых являются причерноморские шапсуги, - аборигены Кавказа. К ним, помимо шапсугов, относятся: абадзехи, хатукаи, бесланейцы, кабардинцы, хакучинцы, мамхеги, махоши, егерухаи, натухаи и другие группы. К сказанному следует добавить, что ближайшими родственниками адыгов являются убыхи, абхазы, абазины. В свою очередь, абазины - близкие родственники абхазов.

Шапсуги ныне проживают компактно в Причерноморской Шапсугии (в двух районах: Лазаревском и Туапсинском), в Республике Адыгея (в Тахтамукайском районе) и в Государстве Израиль (в деревне Кфар-Кама), в Турции и других странах.

Свадебно-обрядовая культура шапсугов нашла широкое отображение в народной мудрости зихо-меото-адыгов, в их древнеадыгском уникальном национальном памятнике, сокровище мировой культуры - народном эпосе, в произведениях семитомника "Нартхэр", пожалуй, самом ценном и самом гениальном из всего, что создано и сохранено народным искусством меото-зихов-адыгов.

К этому же, как правдиво оценивает профессор МХАутлев, "Эпос "Нартхэр" -зеркало народа, в котором как ни в чем другом захватывающе отражается жизнь многих десятков поколений, донесший до нас свой гений, свой труд, свою душу, свой язык"(3).

Степень разработанности проблемы. Значимость в жизни адыгов свадебно-обрядовой культуры, имевшей большое место в народном эпосе, была столь велика, что к ним в прошлом всегда приурочивали народные игры и состязания, чтобы придать им моральную и этническую ценность. Свадебно-обрядовая культура, представляя демонстрационную базу этикетных норм и правил поведения в адыгском обществе, помогла сохранить адыгам свое искусство, ибо свадебные обряды всегда сопровождались танцами. Танцы, доставляя эстетическое наслаждение народу, являлись и средством художественного воспитания подрастающего поколения.

Ценные сведения о свадебно-обрядовой культуре содержатся в трудах адыгских этнографов XIX века ШНогмова (87) и Хан-Гирея (113;115). Эта тема нашла отражение в работах Дж.Белля (11; 12), Т.Лапинского (63), Т.П.Кашежева (46), А.Н.Дьячкова-Тарасова (39), Н.Дубровина (37) и других.

Данные о свадебно-обрядовой культуре шапсугов имеются в исследованиях современных адыгских авторов: Б.Х.Бгажнокова (9), М.А.Джандар (36), Э.Л.Коджесау (55), С.Х.Мафедзева (69;70), М.А.Меретукова (72;73).

Все эти авторы свадебно-обрядовую культуру адыгов освещали в этнографическом аспекте. В контексте интересующей нас проблемы свадебная культура в них не рассматривалась. Все это обусловило выбор темы нашего исследования: "Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики".

Объект исследования - свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в контексте народной педагогики.

Предмет исследования - свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов как этнопедагогическая ценность и ее значение для современной образовательной практики.

Цель исследования: выявить воспитательно-образовательный потенциал свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов как структурного компонента народной педагогики, обосновать ее педагогическую значимость для современной образовательной практики.

В процессе исследования автором были поставлены,следующие задачи: - собрать, изучить и проанализировать полевой, библиографический и иллюстративный материал по рассматриваемой проблеме; составить подробное описание свадебных обрядов причерноморских адыгов с привлечением нового материала народной мудрости. Привести собранный материал в систему; осмыслить и научно обосновать воспитательно-образовательный потенциал свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов в структуре народной педагогики; определить ее прогрессивные идеи и выделить нравственные, эстетические и физические аспекты; обосновать педагогическую значимость свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов для современной образовательной практики; разработать учебно-методическое пособие для национальных (адыгских) школ по свадебно-обрядовой культуре причерноморских адыгов в контексте ее этнопедагогической ценности.

Методологические и теоретические основы исследования составляют современные концептуальные подходы в сфере отечественной истории национальных отношений, культур, образования к проблемам национальной школы по изучению этнокультуры и опыта народного воспитания, учитывающего особенности быта, обрядов и традиций на социализацию подрастающего поколения; теоретический анализ материалов по свадебно-обрядовой культуре адыгов, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнографической литературы.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы: сбор, анализ и систематизация полевого материала; изучение и научный анализ литературных источников; изучение современного состояния опыта по исследуемой проблеме в сравнении с прошлым опытом; наблюдение, беседы с родителями, старожилами аулов, учащимися; подготовка и проведение опытно-экспериментальных мероприятий по исследуемой проблеме.

Педагогическая значимость свадебно-обрядовой культуры адыгов проверялась на базе школ: N/N 94, 79, 75; детсада N 124 г. Сочи и на ежегодных детских слетах в Причерноморской Шапсугии.

Исследование проведено в три этапа.

На первом этапе (Ї 993-1995 гг.) осуществлялся сбор полевого, литературного и иллюстративного материала по теме исследования и его анализ; определялись методология и методика исследования.

На втором этапе исследования (1996-1997 гг.) проводилась обработка, систематизация собранного материала, выявлялись значимость и воспитательно- образовательный потенциал свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов в структуре народной педагогики в современной образовательной практике.

На третьем этапе (1997-1999 гг.) были обобщены результаты исследования, внедрены методические рекомендации в практику школ. Написана диссертация, оформлен автореферат диссертации. По материалам исследования подготовлено и издано учебно-методическое пособие (15,7 усл. п.л.).

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования: впервые научно определен воспитательно-образовательный и эстетический потенциал свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов в контексте народной педагогики, показано ее значение в воспитании и передаче опыта подрастающему поколению, а также в возрождении и развитии духовности, менталитета адыгов; собран большой полевой материал, проведен анализ библиографических источников по данной проблеме; систематизирован этнопедагогический и этнокультуро-ведческий материал по теме; впервые подробно описана свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов, результаты которого восполнили существующие пробелы в освещении свадебной культуры адыгов-шапсугов; вводится в научный оборот уникальный материал из народной мудрости адыгов-шапсугов; исследование вносит значительный вклад в традиционную культуру адыгов, в том числе в этнопедагогическую культуру, и, стало быть, в сокровищницу мировой культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: - на материалах исследования создано учебно-методическое пособие по изучению свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов, которое может быть использовано на занятиях по учебным программам таких регионально- национальных дисциплин, как "Этнопедагогика", "Адыгский этикет", "Музыкально- танцевальная культура адыгов", "Культурология" и т.д. появилась возможность использования свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов в изучении, реализации идей и опыта народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, педагогических вузов и училищ в подготовке учительских кадров, а также на курсах повышения квалификации педагогических работников и на семинарах по адыгскому этикету, этнопедагогике, адыгейской литературе; оно дало возможность обогатить содержание образования предметов культурологического цикла; - получен богатый материал для работы с семьей и общественностью через средства массовой информации, а также периодическую печать.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Система свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов является одним из существенных и эффективных факторов воспитания этикетных норм, демонстрации и закрепления традиций в народной педагогике.

2. Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов богата прогрессивными идеями и опытом народной педагогики; многоаспектна по своему содержанию и является существенным компонентом культуры адыгов, следовательно, образовательно-воспитательной системы учебных заведений.

Свадебно-обрядовая культура - эффективнейшее средство педагогического воздействия на учащуюся молодежь и его использование в учебно-воспитательном процессе будет способствовать воспитанию всесторонне и гармонически подготовленной молодежи.

В целях передачи этнической культуры молодому поколению необходима этнопедагогическая подготовка будущих учителей и организация соответствующих курсов повышения квалификации учителей, а также работа с семьей и общественностью в области традиционной культуры адыгов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в форме передачи готового материала с обоснованными рекомендациями, использованных в школах и детских садах на занятиях и в воспитательных мероприятиях, в работе с семьей и общественностью.

Автор выступала с докладами на первой республиканской научно-практической конференции в г.Майкопе (1993 г.) ; на научной конференции Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований в г.Майкопе (1996 г.) ; на международной конференции "Проблемы развития многонационального образования" в г.Сочи (1996 г.); на международной конференции в г.Сухуме (1999 г.); на всероссийской научной конференции в г.Майкопе (1999 г.).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психолого-педагогических дисциплин и в Институте национальных проблем образования Минобразования России (Адыгейский филиал).

Материалы исследования использованы на лекциях и семинаре учителей в г.Сочи (1994г.), на курсах повышения квалификации учителей в г.Сочи (1995,1996 гг.); в работе на радио, в газете.

По материалам исследования опубликованы:

ЬТрадиционная обрядовая культура шапсугов и актуализация ее воспитательного потенциала//Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания.- Майкоп, 1994. -С.250-259.

2.Проблемы национальной школы/УМатериалы международной конференции "Проблемы развития многонационального образования".- Сочи, 1996.- С.24-28.

3.Образовательные аспекты в воспитании детей в шапсугской семье//Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики.- Майкоп, 1997.- С.212-217.

4.Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов как этнопедагогическая ценность. Монография. - Майкоп, 1998,- 250 с. (15,7 п.л.).

5.Свадебно-обрядовые песни причерноморских шапсугов/УСовременные проблемы кавказского языкознания и фольклористики.- Сухум, 1999.- 8 с. (В производстве).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертации на Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики