Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири) Березина Тамара Ивановна

Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири)
<
Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири) Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири) Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири) Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири) Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири) Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири) Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири) Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири) Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Березина Тамара Ивановна. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Новосибирск, 1998 443 c. РГБ ОД, 71:99-13/184-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы внедрения опыта народной педагогики в практику управления современной сибирской школой . 19-88

1. Отражение идей и опыта народной педагогики русских крестьян Сибири в дореволюционных и современных исследованиях 19 - 54

2. Исторические источники народной педагогики русского крестьянства Сибири.

3. Анализ состояний использования народной педагогики в практике управления современных сибирских школ. 74 - 88

Глава 2. Конкретно-историческая модель педагогическо культуры русского крестьянства Сибири XIX - начала XX вв . 89 -230

1. Педагогическая программа образования молодого поколения 89 -128

2. Социальное воспитание детей и подростков . 129-166

3. Роль семейного образования в формировании и развитии личности. 167-188

4. Отношение крестьянства к общественно-государственной системе образования детей и молодежи. 189-230

Глава 3. Этнопедагогическое обеспечение управления совре менной сибирской школой . 231

1. Педагогический опыт крестьянства в концептуальных документах школы . 231-262

2. Вопросы народной педагогики в региональном компонентe школьного исторического образования.

3. Идеи и опыт народной педагогики в управлении учебно-воспитательным процессом школы. 311-355

4. Народная педагогика в совершенствовании учительских 356-378

управленческих кадров образования.

Заключение. 379-390

Список использованных источников и литературы. 391-441

Список сокращений 442-443

Введение к работе

В условиях перемен, происходящих в системе общественных отношений России, коренных преобразований социальных условий возникает необходимость осмысления всего содержания нравственно-духовной жизни человека. Подлинное значение происходящей смены эпох мы сможем оценить лишь по прошествии значительного периода времени. Тем не менее некоторый прогресс очевиден уже сейчас.

Изменение ориентиров и приоритетов в идеологическом сопровождении государственного строительства ведет к кардинальному изменению парадигмы системы образования. Государственная политика, направленная на усиление хозяйственной самостоятельности, передача части функций управления на региональный, муниципальный и школьный уровни усиливает задачу сохранения и развития культурной самобытности регионов, единого культурно-образовательного пространства России.

В таких условиях необходим поиск новых подходов, которые позволят сохранить преемственность в трансляции культуры, перейти к новому актуальному состоянию; необходимы механизмы, позволяющие непрерывно развиваться, как при сложившихся, так и в новых обстоятельствах, сохранять богатейшую базу отечественной культуры. Единственным социальным институтом, обладающим такими механизмами, является образование в целом, и школа, в частности, поскольку именно образование позволяет осуществлять адаптацию к новым жизненным условиям, удерживать процесс воспроизводства социального опыта, закреплять в общественном сознании и практике новые ориентиры общества и личности.

От решения проблемы образования не может уйти ни одна страна мира, так как от этого зависит ее будущее, которое в конечном итоге оп-

ределяется интеллектуальным и нравственным состоянием подрастающего поколения ее сограждан. Как воспитать и подготовить творчески мыслящих, инициативных и широко образованных людей - это стало одной из самых насущных проблем современности.

В 90-х г.г. были разработаны национальные и региональные модели преобразования систем образования ( "американская модель", "немецкая модель целостной школы", "западная модель"), универсальная концепция "науки целого" как прообраза науки грядущего века. В разрабатываемых концепциях новых систем образования выделяются два основных момента;

формирование новых теоретико-методических основ педагогической науки;

утверждение духовных ценностей как стержневое содержание личности, которую призвана воспитать образовательная система.

В ходе обсуждения нового образа мира и места человека в нем выявились две основные позиции: согласно первой, в основе теории образования и педагогической практики должна лежать целостная картина, опирающаяся на осмысление результатов всех наук; исходя из другой, образ мира и человека представляется продуктом творческой деятельности человеческих сообществ, присущих им культурно-исторических укладов. Таким образом, наметилась общая тенденция рассматривать образование как часть культуры в философско-методологическом, историческом, национальном и мировом аспектах.

Среди подходов к пониманию задач практики управления образованием выделяются:

познавательный, методологический и проектно-аксиологиче-скии;

гуманитарный, гуманизирующий, человекообразующий, когда образование и управление им рассматриваются как творческий процесс взаимодействия, способствующий становлению "образа человеческого".

Сегодня представляется, что система образования должна быть гибкой, самоорганизующейся, способной постоянно перестраиваться во времени и трансформироваться в конкретных историко-национальных условиях. Об этом свидетельствуют новые компоненты, входящие в содержание современного понятия "образование", а следовательно, и тенденции его будущего развития: массовость или общенародность, интернациональность, многокультурность, этнокультурность, региональность, вариативность, гуманистичность, шпоралистичность, целостность и неразрывность.

Эти характеристики должны пронизывать все ступени, уровни и формы системы образования в вертикальном и горизонтальном направлениях, что позволит ей удовлетворять социально-культурные потребности общества и развивать действительно гармоничную личность, уверенную в том, что она способна самореализовываться в ходе практической жизни.

Успех преобразования системы образования невозможен без понимания того, что становление индивидуального сознания человека происходит в результате усвоения им культуры, в ходе социализации. Национальное самосознание формируется на основе целостного восприятия содержания культуры народа. Гармоническое восприятие национальной культуры базируется на целостных представлениях национального языка и литературы, истории народа, национального искусства, фольклора,' традиций, образа жизни и т.д. Целостное восприятие национальной культуры должно являться ведущим принципом управления образованием.

Однако в системе образования почти не учитываются этнокультурные и геополитические особенности региона. Хотя в предшествующие годы в нашей стране проведена значительная работа по изучению проблем этнизации и регионализации образования. При этом рассматривались историко-философские (В.Г.Афанасьев, Б.С.Гершунский,

Т.Ю.Красовицкая, Т.М.Михайлов, А.П.Окладников, Ю.А.Ургалкин и
др.), государственно-правовые (В.К.Бацын, Ю.В.Громыко, В.Г.Кинелев,
А.М.Поздняков, Е.В.Ткаченко и Др-)> социально-экономические
(А.А.Анохин, Н.П.Литвинова, В.Я.Нечаев, В.Н.Турченко, А.Г.Фонотов
и др.), психо лого-педагогические (П.Р.Атутов, С.Я.Батышев,
В.В.Давыдов, Е.П.Жирков, Г.Ц.Молонов, А.П.Оконешникова,
А.Г.Пашков, А.В.Петровский, В.А.Поляков, В.В.Рубцов,

В.И.Слободчиков, Т.И.Шамова, Р.Х.Шакуров и др.) аспекты регионализации образования.

В этнопедагогических исследованиях (В.Ф.Афанасьев,

Д.М.Бурхинов, З.П.Васильцова, Г.Н.Волков, Д.А.Данилов и др.) раскрываются веками выработанные принципы и закономерности этнической педагогики народов России.

В работах по теории и методике управления образованием рас
сматривались лишь отдельные региональные аспекты и вопросы управ
ления учебно-воспитательными учреждениями различного типа и уров
ней стабильно функционирующими в прежних условиях и в переходный
период (Г.Г.Воробьев, Ю.А.Конаржевский, В.Ю.Кричевский,
А.М.Новиков, А.А.Орлов, ' В.М.Петровичев, В.И.Подобед,

М.М.Поташник, С.П.Титович, П.В.Худоминский, Т.И.Шамова, Е.А.Ямбург и др.).

Эти вопросы в большей мере интересовали обществоведов, чем педагогов и управленцев. По этой причине не изученными остаются проблемы национально-региональных систем образования в субъектах Федерации. Вместе с тем, педагогическая наука остро нуждается в теории и методологии социально-педагогического целеполагания, в тех общих, инвариантных подходах к определению целей образования, которые отражают синтез общественных и личностных образовательных запросов человека на разных этапах его жизни. Философия образования призвана трансформировать глобальные общечеловеческие ценности, достижимые

именно в сфере образования. Опыт показывает, что такая трансформация целей с должной степенью системной доказательности не может быть выполнена только педагогическим путем, в рамках и логике одной лишь педагогической науки. Б этом случае необходимо объединить усилия демографов, историков, экономистов, педагогов, управленцев, этнографов.

Обозначенные выше положения делают актуальным исследование народной педагогической культуры русского сибирского крестьянства середины XIX начала XX в.в. и использование этой конкретно-исторической модели образования в управлении современным образовательным учреждением на междисциплинарной основе/

Объект изучения. В качестве основного объекта и одновременно носителя (субъекта) народной педагогической культуры в диссертации рассматривается русское крестьянское население Сибири.

Во второй половине XIX - начале XX вв. в сельской местности проживало более 90% населения региона. По данным всероссийской переписи 1897 г. Почти 4/5 деревенского населения "составляли лица сельского состояния" - русские крестьяне и казаки (соответственно 725,7 и 51,9 на 1000 человек), близкие друг другу по сословному положению, культуре, образу жизни. Демографическая и социокультурная ситуация в крестьянской среде в значительной степени определяла содержание и методику социализирующих отношений в крестьянстве Сибири.

Автор диссертации старался выявить главным образом основные и общие для всех групп крестьянского населения черты педагогической культуры и образа жизни в целом. Но во многих случаях предмет исследования обусловил необходимость, а литература и источники предоставили возможность раскрывать специфику педагогической культуры различных категорий крестьянства.

В качестве действующих субъектов комплекса многовековых воззрений и традиций народной педагогики в исследовании предстают ма-

льте социальные группы - семья, деревенское и волостное общество, народные праздники, обряды, фольклор и т.д. В ряде случаев картина индивидуализирована: выявлены различные стили семейного образования, культуры поведения воспитателей, показана социализирующая роль членов семей, активных членов сельских сообществ в системе социализации детей и молодежи.

Предмет исследования - реализация идей народной педагогической культуры в практике управления современной школой.

Русская народная педагогическая культура рассматривается в диссертации через призму более широкой категории - образа жизни. Мы исходили из следующего определения этого феномена: "Образ жизни - это способ -или характер всей жизнедеятельности данной личности, социальной группы или всего сообщества, детерминированный их собственной природой, общественно-экономическим и естественно-географическими условиями жизни" (можно выделить и другие группы условий). Ведя определенный образ жизни, т.е. реализуя созданные на основе своих представлений о мире и человеке .программы поведения, субъекты воспроизводят (формируют, сохраняют, видоизменяют или вовсе заменяют) объективные условия жизни, самих себя, свою ментальность, свои культурные программы и средства их реализации в процессе смены поколений и в ходе миграции. Поэтому во внутренней структуре образа жизни народная педагогика понимается нами как совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, навыков и приемов в области воспитания и обучения, отраженных в народном творчестве. Народо-творчество мы рассматриваем как широкое и глубокое явление: широкое, потому что народное творчество включает в себя разнообразные виды трудовой деятельности, ремесла, традиций, обычаи, обряды, праздники, устное народное творчество, игры, танцы и др.; глубокое, потому что, находясь в постоянном развитии и обновлении, оно сохраняет многие изначальные черты и, отражая своеобразие каждого этапа пройденного

исторического пути, является как бы характеристикой своего времени. Одновременно многовековая апробация делает этот материал современным, возводя в ранг ценностных ориентации современников.

Реализацию идей народной педагогической культуры в практике управления современной школой мы понимаем как взаимосвязь и взаимодействие педагогических идей и образовательного опыта, выработанных народом на протяжениимноговековой истории с основными положениями теории и практики научного управления.

Целью диссертационного исследования является построение конкретно-исторической модели русской народной педагогической культуры, посредством которой осуществлялось воспроизводство населения И возможности реализации этих идей в практике управления современной школой.

Сущность авторского концептуального подхода к решению исследуемой проблемы состоит в том, что традиционная этн о педагогика рассматривается как неиссякаемый источник обогащения современной практики управления1 школой, без использования которого невозможно говорить об обновлении системы образования в целом и управления им, в частности.

Достижение этой цели подразумевает решение нескольких взаимосвязанных задач. Автор стремился:

  1. Очертить круг объективных и субъективных факторов становления и развития русской этнопедагогики на территории Сибири, выявить характер их взаимодействия и эффективность влияния на поведение людей в соответствующих областях образа жизни;

  2. Выделить и охарактеризовать главные тенденции и этапы развития изучаемой сферы жизни крестьянства во второй половине XIX -начале XX вв.;

  3. Раскрыть механизм передачи этнокультурных традиций в процессе демографического и социализирующего поведения крестьянства,

особое внимание выяснению смысла поведения, анализу его содержания, форм, педагогическому вкладу в воспроизводство населения различных агентов и институтов, определению конкретно-исторической модели образования детей и молодежи в крупнейших категориях русского крестьянства Сибири;

4. Определить пути этнопедагогического обеспечения управления современной школой, а также способы внедрения в управление образовательным процессом, в систему подготовки и повышения квалификации управленческих и учительских кадров.

Методологическую основу исследования составили философские знания о человеке как высшей ценности, его духовной культуре, соотношении общечеловеческого и национального как гуманистических и реалистических основах сознания и жизнедеятельности индивидов, о роли народных традиций в образовании (Т.К.Ахаян, В .^.Афанасьев, З.И.Васильцова, Г.Н.Волков, Б.С.Гершунский, Е.И.Казакова, Э.Фромм, В.Д.Шадриков и др.);

Положения о том, что культура неотделима от духовного мира людей, которые ее создали, и не может быть понята современным человеком, если ему непонятен этот духовный мир; системное исследование культуры немыслимо без изучения истории каждого из ее компонентов в то же время нельзя изучить обстоятельно ту или иную "отрасль" культуры, не ставя ее в контекст развития всей системы культуры;

народная педагогика является неотъемлемой частью культуры определенной эпохи и определенного сообщества, как таковой ей присущи все основные свойства этой культуры; педагогическая культура несет в себе социальные, природные, экономические, политические, традиционные и инновационные черты своего времени;

учитывая специфику системы "народная педагогика - управление современной школой", мы определяем преемственность народной педагогики и практики управления современной школой не просто как факт

существования связи между двумя подсистемами единой педагогической системы, а как диалектическую взаимосвязь и взаимодействие народной педагогики и практики управления (Д.О.Лердкиканидзе, М.Л.Рыбаков, В.Я.Струминский, С.Д.Бабишина, Б.М.Митюроваи др.).

Взаимодействие русской народной педагогической культуры и практики управления современной школой рассматривается как условие самоактуализации школьников, воспитания духовной, нравственной, физически здоровой, открытой миру личности, осознающей свою неразрывную гармоническую связь в системе "Человек - Природа - История -Культура - Общество - Техника" (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, Э.Н. Гусинский, И.С,Кон, В.Т.Лисовский, Д.^.Лихачев, А.Маслоу, К.Роджерс, А.Д.Сахаров, К.Яшерійги др.).

В методологию вошли принципы материалистического и диалектического понимания общественных процессов и основанные на них методы исследовательской работы:

  1. Принцип комплексного подхода. Он предполагает целостность или системность анализа характеристик и отношений, которые вычленяются в качестве предмета изучения; сквозное рассмотрение взаимосвязи внешних факторов, субъективного поведения и его результатов; объединение в модель составных частей педагогической культуры; использование подходов и методик смежных наук; народная педагогика рассматривается в содержательном, структурном, функциональном и эволюционном планах.

  2. Принцип историзма. Он предопределяется системным подходом, но в историческо-педагогическом исследовании настолько важен, что приобретает самостоятельное значение; народная педагогическая культура изучается в исторической динамике, с выделением основных этапов и периодов на основе генеральных тенденций развития.

  3. Принцип сравнительное. Параллельно с выяснением общих закономерности народной педагогической культуры сельского населения

Сибири, вычленяется ее специфика у важнейших категорий населения, в разных естественно-исторических и социально-экономических зонах, губерниях и областях; осуществляется сопоставление с центром и метрополий - Европейской Россией.

4.- Принцип разносторонней наблюдаемости характеризуемых явлений. Он обеспечивается тем, что мобилизованы источники самого разного происхождения и вида, обеспечивающие "максимальную достоверность модели".

Методы исследования.

  1. Анализ философской, педагогической, исторической, социологической, демографической литературы, исследований, концепций и разработок в области народной культуры, управления образованием для выявления степени разработанности проблемы, определения исходных теоретико-методологических положений исследования.

  2. Выявление новых источников, современных и архивных документов, их комплексное изучение для повышения достоверности.

  3. Отбор, классификация, систематизация и обобщение фактов для создания конкретно-исторической модели русской народной педагогики сибирского крестьянства второй половины XIX - начала XX вв.

  4. Изучение и систематизация педагогической и научно-методической документации (концепции, программы, оригинальные разработки уроков, внеклассных мероприятий и т.д.) с целью выявления наличия в них составляющих русской народной педагогической культуры.

  1. Изучение и обобщение практического опыта руководителей и учителей для формирования концепции русской школы.

    Многоаспектные опросы учителей, работающих в учебных заведениях, реализующих концепцию русской народной педагогической культуры, а также учащихся и их родителей (анкетирование, интервьюирование, беседы, рефлексивный анализ) для выявления степени удовлетворенности постановкой учебно-воспитательного процесса.

    1. Наблюдение, в том числе включенное, за участниками семинаров, курсов, научно-практических конференций для диагностики уровня их информированности о народной педагогической культуре и анализа уровня готовности к ее реализации в управлении школой на различных уровнях.

    2. Анализ консультационный, методической и управленческой деятельности автора исследования для выявления мотивации и готовности (или отсутствие таковой) к экспериментальной деятельности, а также причин мешающих новаторству.

    Логика и этапы исследования.

    На первом этапе (1985-1988 г.г.) на основе сравнительного анализа философской, историко-педагогической, социологической, демографической, управленческой литературы по проблемам образа жизни, воспроизводства русского сибирского крестьянства, народной педагогической культуры выявился комплексный историко-педагогической и управленческий подход к теме.

    Поисковая деятельность на этом этапе осуществлялась в архивах и музеях всего Сибирского региона (в рамках дореволюционных границ Тобольской, Томской, Алтайской, Енисейской и Иркутской губерний, Аклюлинской и Забайкальской областей), а также на базе школ Советского и Кировского районов Новосибирска, а также Колыванского, Чис-тоозерного, Болотнинского районов Новосибирской области, факультета повышения квалификации управленческих кадров образования Новосибирского государственного педагогического университета.

    В этот период уточнялась исходная гипотеза, определялась и обосновывалась стратегия исследования, цели и задачи, источниковедческая база исследования. В этот период автором записано более ста рассказов старожилов Новосибирской области в Колыванском, Мошковском, Новосибирском, Красноозерском, Искитимском районах.

    На втором этапе (1988-1991 г.г.) разрабатывалась концепция педагогической культуры русского сибирского крестьянства, был осуществлен анализ, синтез и интерпретация основных теоретических посылок, выстроена система педагогических представлений, положений, содержания образования, теории, методов и инструментов образования молодого поколения крестьян. Определены пути реализации этой модели в современной школе.

    В соответствии с концепцией создавались и экспериментально проверялись программы курсов, содержание лекций, семинаров, спецкурсов для учащихся, учителей, руководителей учреждений образования. В педагогическом эксперименте участвовало 460 учителей и 110 руководителей из школ Советского, Кировского, Октябрьского, Центрального районов Новосибирска (школы-гимназии, центры художественно-эстетического центра, школы с фольклорными классами, школы народной культуры и

    Др.).

    На третьем этапе (1991-1995 г.г.) на основе накопленного положительного опыта овладения учителями концепцией русской народной педагогической культуры уточнялись и формулировались сущностные характеристики народной педагогики, закономерности ее использования в управлении учебно-воспитательным процессом, управленческо-педаго-гические условия и возможности взаимодействия народной педагогики и практики управления современным учреждением образования.

    На четвертом этапе (1996-1998 г.г.) были обобщены основные результаты теоретического и экспериментального исследования. Этот период был также связан с оформлением диссертации и ее обсуждением.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Теоретические основы внедрения опыта народной педагогики в практику управления современной школой.

    2. О понятии, сущности и составляющих конкретно-исторической модели русской народной педагогической культуры.

    3. Этнопедагогическое обеспечение практики управления современной школы.

    Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в обосновании взаимодействия конкретно-исторической модели русской народной педагогической культуры и практики управления современной школой как нового направления междисциплинарного теоретического и практического исследования, ибо:

    впервые исследована русская народная культура сибиряков как объективное явление, реализующееся в практике управления образовательным процессом школ;

    раскрыт механизм реализации русской народной педагогики в практике управления современной школой;

    разработана и апробирована концепция русской школы, материалы к региональному компоненту школьного исторического образования;

    создана модель учебного предмета "Русская народная педагогическая культура";

    обосновано взаимодействие "народная педагогика - практика управления современной школой" как системообразующая категория, оказывающая влияние на многие стороны современной школы;

    впервые на междисциплинарной основе в конкретно-историческом плане и комплексно изучается русская народная педагогическая культура сельского населения Сибири второй половины XIX - начала XX вв.

    Практическая значимость исследования.

    1. Научные выводы диссертации получили закрепление в практической деятельности ряда школ региона, они были отражены в экспериментальных программах стратегии развития, учебно-методической и распорядительной документации.

    1. Разработан пакет программ для школьного, вузовского и послевузовского образования: "Основы народной педагогики", "Модель славянской школы", "Концепция русской школы", "Региональный компонент школьного исторического образования", "Русская народная педагогическая культура в практике управления школой".

    2. Разработаны и апробированы выводы диссертационного исследования при создании консалтингового центра "Отечественная педагогика" на факультете повышения квалификации НГПУ (г. Новосибирск).

    . 4. Создан научно-методический комплекс реализации русской школы.

    Достоверность и обоснованность основных теоретических положений и научных выводов исследования обусловлена непротиворечивостью методологических позиций, аспектной чистотой и предметной определенностью, междисциплинарной научно-теоретической базой исследования; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его терминологических, структурных и инструментальных характеристиках; репрезентативностью и валидностью данных экспериментальной работы; качественным и количественным анализом результатов исследования; экспериментальным подтверждением научных выводов исследования.

    Апробация результатов исследования осуществлялась:

    в процессе разработки и реализации концепций и программ развития общеобразовательных школ №№ 4, 434, образовательного центра №5, экономического, педагогического лицеев г. Новосибирска, г. Искитима (1985-1997 г.г.);

    при обучении студентов, учителей и руководителей школ на базе НГПУ (1985-1997 г.г.);

    в рамках консалтингового центра отечественной педагогики при НГПУ;

    в деятельности Новосибирского городского центра развития образования (1995-1997 г.г.);

    в рамках городской экспертной группы при аттестации школ и руководителей на территории г. Новосибирска (1994—1998 г.г.)

    Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

    Отражение идей и опыта народной педагогики русских крестьян Сибири в дореволюционных и современных исследованиях

    Особенностью комплекса литературы, использовавшейся при написании диссертации, является полидисциплинарный характер. Это не было прихотью автора диссертации.

    В системе прогностических знаний о культурных процессах, духовных ценностях, традиционных формах образа жизни народа, способах их современного существования на уровне семьи, школы и общества в целом адекватность достигается посредством обмена научной информации педагогов, историков, социологов, демографов, географов, этнографов, управленцев и другими специалистами.

    Изученная нами литература может быть разделена на две основные категории - конкретно-исследовательскую и философско-методологическую . Первая категория состоит из отечественной и современной зарубежной литературы.

    Среди отечественной выделяется литература дооктябрьского и послеоктябрьского этапа, которая подразделена на три периода.

    Исследования общероссийского и сибиреведческого профиля в области конкретных наук использовались нами для определения уровня изученности темы, а также как источники исследовательских выводов. Кроме того, изучалась литература по философии, методологии педагогики, управлению, истории для проработки особенностей избранного подхода к теме, формирования концепции и структуры, выбора методики исследования.

    В дооктябрьское время в конкретных науках накапливался основной фактический материал об изучаемой нами сфере жизни сибирской деревни. Появилось множество текстов с фрагментами исследования, но лишь в некоторых из них исследовательский аспект вышел на передний план и был представлен выводами значимыми для нашей работы. Такие публикации можно разделить на несколько групп в зависимости от проблематики поднятых вопросов, которая больше всего зависела от профессиональной специализации авторов, а значит - от характера анализируемой ими фактической информации. Применительно к дооктябрьской эпохе можно выделить следующие основные группы литературы по нашей теме: педагогическую, этнографическую, демографическую, статистико-экономическую. Выделение таких групп в дооктябрьской литературе, как и в современной, проводится нами достаточно условно, поскольку некоторые авторы работали на стыке научных дисциплин.

    В педагогической литературе понятие "народная педагогика" было введено в научный оборот великим русским педагогом, философом, гуманистом К.Д. Ушинским.(451) Им была выдвинута идея народности в воспитании. Под народностью К.Д.Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Он подчёркивал, что у каждого народа своя особенная национальная система воспитания, своя особенная цель и свои особенные средства к достижению этой цели, доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения педагогики любого народа на русскую почву.

    В ХЇХ веке в России довольно серьёзно изучалась народная педагогика. Д.И. Писарев, К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.Г.Чернышевский (451) не раз отмечали, что народная педагогика, есть прикладная философия, что система воспитательных взглядов народа формируется на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания. Развитие индивидов зависит от бытия людей, то есть всей совокупности жизнедеятельности. Основные педагогические идеи многовекового опыта, по мнению авторов, складываются из следующих компонентов: совместной жизнедеятельности (сотрудничества) воспитателей и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей, хода установления взаимной зависимости (заботы) в общем деле взрослых и детей осуществлялось воспитание самых существенных личных качеств - трудолюбия, ответственности, воли, человеколюбия, черт характера; естественного состояния, когда происходила духовная самоотдача, проявлялось милосердие юных людей, развивались духовные способности; духовности - субъективности личности, её обогащение в общении и служении людям; возвышении духовных потребностей людей с помощью народного творчества: сказок, песен, пословиц, всего фольклора и т.п., организация воспитания детей в совместном труде взрослых и др.; приобщение к общению в игре, серьёзные отношения взрослых к детской игре, поощрение этих игр со стороны взрослых, совместный труд по созданию игрушек и др.

    В литературе по народному образованию в сибирской деревне объектом внимания исследователей стали вопросы школьного дела, состояние школьной сети, политика правительства в этой сфере, а также деятельность самого крестьянства. Оценочные выводы авторов публиковавшихся работ часто зависели от их общественных взглядов.(475) Для нас наиболее важными являются выводы о заинтересованности населения школьным делом и о специфике образования детей в старообрядческой среде: грамотность среди староверов носит преимущественно религиозный характер, приобретается она почти исключительно благодаря инициативе и самостоятельности родителей и церковных общин; деятельность старообрядцев противостоит официальной политике в области просвещения. (48)

    Педагогическая программа образования молодого поколения

    "Сравнительно-историческое изучение стиля социализации детей у разных народов и на разных стадиях развития предполагает дифференцированный анализ 1) целей и задач воспитания (педагогических представлений Т.Б.); 2) его средств и методов; 3) агентов и институтов социализации и 4) ее результатов и эффективности",- указывает И.С.Кон. В настоящем параграфе мы буде.м , в основном, исследовать педагогические представления. Опираясь на многочисленные этнологические исследования, тот же автор убеждает: "В каждом обществе, на каждом этапе его развития существуют разные стили воспитания, в которых прослеживаются многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации" (222)

    Это всецело относится и к разным сторонам воспитательного процесса у русских крестьян Сибири 2-й половины XIX - начала XX вв.

    Нужно учитывать также присущие народу теоретическую неоформленность и противоречивость педагогических представлений.

    . Педагогическая программа, будучи элементом соционормативной культуры сельского сообщества, была производной от его представлений о природе и особенностях новорожденного человека. В этих представлениях существовали, переплетались ,три различные психолого-педагогические тенденции, три взгляда : 1) природный детерминизм, согласно которому основы характера и возможности человека предопределены уже при рождении ("Я с им и с добром, и по-всякому - дак ежели он уродился такой. Кому как на роду написано", (121) "Кому на ком жениться, тот в того и родится", "Черт в черта и родится ", 2) Социально-педагогический детерминизм, при котором ребенок предстает в виде "чистого места", где воспитатели могут написать все что угодно. ("Ребенок как воск - что хочешь, то и сольешь); 3) Традиционный христианский взгляд: новорожденный несет в себе печать первородного греха и спасти его можно лишь силой воли, подчинением родителям и духовным пастырям (этот взгляд был больше присущ старообрядческой среде).

    Традиционный путь социализации в деревенском сообществе вбирал эти различные взгляды в рамках концепции "жизнь по старине"; старшие учили детей и младшие стремились думать и поступать так, как думали и поступали "предки". В хозяйственной, общественной, семейной жизни, в воспитывающем поведении крестьяне твердили: "Наши отцы, деды и прадеды делали все так же , как мы делаем и изжили века еще лучше нас .... Что же мы будем выдумывать и грешить " (124)

    Педагогическая часть программы ориентированная "на старину" логично обращала внимание всех субъектов воспитания к тому, что ребенок должен расти "послухмяный" - почтительный по отношению к старшим -главным носителям и трансляторам культуры. Дети во всем должны слушаться своих родителей , делать то , что они велят и ни в коем случае не отваживаться на такое дело , которое родители не благословляют. Местный уроженец Ф.К. Зобнин в конце 19 века записал в Словнике, приложенном к "Сборнику наблюдений над народной жизнью в Тобольской губернии".: "Царство небесное. Его могут удостоиться , между прочим, только те, которые почитают отца, мать, стариков и старух ( это - непременные атрибуты "праведной жизни" "по понятиям крестьян") (193). Родителей среди старших нужно было выделять особо, проявлять послушание и уважение родительскому благословению.

    В обычном нраве и алтайских крестьян, и жителя Восточной Сибири довольно четко фиксируются требования к детям повиноваться родителям, поддерживать их пищей и одеждой в старости и болезни, хоронить по христианскому обряду и поминать после смерти.(304) Можно говорить о особой жизнестойкости этих норм даже в условиях некоторой рассогласованности традиционной системы образования и реальной практики сельской жизни.

    С другой стороны, обращает на себя внимание, что воспитание детей -самая первая и самая важная обязанность родителей: "Умел дитя родить, умей и научить ". Пословицы выступают за это очень решительно ; "Не тот отец, мать кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил". Действительно, нельзя сомневаться в том что "вспоить, вскормить", т.е. совместная жизнь, руководство в деятельности, непосредственное влияние поведения т образа действий, воспитания, которому ребенок вольно или невольно подражает, и все это продолжающееся постоянно, изо дня в день, следовательно в союзе с громадной силой привычки, имеет чрезвычайно большое воспитательное значение.

    По мнению крестьян прямая связь и непосредственное влияние родителей на детей дает и соответствующий результат: "У доброго батьки добры и дитятки", "Каковы где дядьки, таковы и дитятьки". По той же причине влияние матери на детей несравненно больше чем влияние отца "Что мать в голову вобьет , то отец не выбьет".

    Социальное воспитание детей и подростков

    Воспитание - понятие вечное. Во все времена воспитания .детей обязательный компонент развития самого общества, процесс передачи общественно-исторического опыта. С одной стороны, наследование и преемственность осуществлялись на основе народных традиций воспитания. В этих традициях был обобщен социальный опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы, нормы поведения, поддерживаемые общественным мнением. С другой стороны, воспитательный процесс осуществлялся за счет неразрывной связи с современностью, социально-экономическими процессами, протекавшими в обществе, природно-географическими условиями. Все это определяло цели, содержание и организацию народной педагогики. Другими словами речь идет об искусстве воспитания, его технологической культуре.

    Народная педагогика заботилась о гармоничном воспитании личности. Главным ее направлениями всегда являлись нравственное и трудовое воспитание . Забота о нравственности и трудолюбии была обусловлена в народной среде необходимостью формирования системы социальной защиты (воспроизводство, относительно обеспеченная старость, и т.д.). И поэтому наиболее социально значимыми качествами считались дисциплинированность, честность, домовитость, трудолюбие, забота о детях, уважение старости и др.

    Педагогическое сознание народа так же, как и другие формы общественного сознания в доиндустриальный период , в значительной степени." отепека, было опрокинуто в прошлое. Основы трудового, нравственного, эстетического, экологического, религиозного воспитания формировались и развивались на основе традиций, обычаев, табу.

    Слагаемыми педагогической технологии выступали - песни, сказки, легенды, церемониалы, игры, личный и общественный пример и др.

    Для сибирского крестьянства духовное творчество выступало, с одной стороны, как аккумулятор народного о познания мира и распространения этих знаний среди окружающих , в том числе и представителей молодого поколения, с другой стороны, оно утверждало "систему" разнообразных знаний, пониманий народом окружающего мира, наконец, оно являлось своеобразным средством трудового воспитания, так как вторгалось в трудовой процесс, помогая морально-психологической подготовке подрастающих поколений к нему, стимулируя его и неся в себе обильную и исчерпывающую информацию по самым разнообразным видам трудовых занятий сибиряков. "Основное значение этих средств. - указывает Г.Н.Волков , - убеждать детей в необходимости трудиться. Сила их - в сочетании воздействия на ум и сознание с воздействием на чувства. Именно это единство и обеспечивает моральную и психологическую подготовку подрастающего поколения к труду". И далее отмечает, что эти средства моральной и психологической подготовки детей к труду "привлекают детей не только темой труда, но и высокой поэтичностью".(79)

    Не подлежит сомнению, что средствами поэтического творчества крестьяне постепенно обогащали и усложняли жизненные ориентации подрастающих поколений, избрав одной из форм решения этой задачи предметы окружающего мира. Систематически вступая в контакт со взрослыми, с явлениями окружающего мира, представители молодого поколения учились смотреть на мир под определенным углом зрения, ибо средства народной педагогики были обращены одновременно и к мыслям, и к чувствам детей.

    Физическое и психологическое развитие ребенка в колыбельной период направлялось той специфической областью фольклооа, включающей такие жанры, как: колыбельные песни, частушки, прибаутки.

    Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка. В произведениях материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания, вызванные к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями, а может быть именно потому на протяжении многих веков учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, развивают эстетически.

    Зная в своем прошлом и настоящем беспросветную нужду, постоянную заботу крестьянка-мать не перестает хоть в мечтах жить другой жизнью, когда у нее вырастает замена, с которой теперь она проводит бессонные ночи. В колыбельных песнях выражались надежды на кормильца. Только начиная понимать человеческую речь, ребенок слышит, с различными изменениями, во всех уголках Сибири: Кеша вырастет большой, Будет бережком ходить, Будет бережком ходить, , Будет рыбку ловить, Будет рыбку ловить, Будет мамку кормить.

    Педагогический опыт крестьянства в концептуальных документах школы

    За всю историю своего развития человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей. Первое - иерархия, где основное средство воздействия - отношение власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля и т.д. Второе - культура, т.е. вырабатывание и признавание обществом, организацией, группой ценностей, социальные теории, традиции, ритуалы, которые влияют на сознание, поведение, поведение человека. Третье - это рынок, т.е. сеть отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности и т.д.

    Важно понять, что в живых , реальных хозяйственных и социальных системах все они почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается предпочтение, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик управленческой модели.

    Исторически в ходе усложнения разделения труда управление выделилось в особую специальность и сконцентрировалось в руках управляющих, но и в этом случае управление призвано решать проблемы организации, структуры, в вертикальном и горизонтальном направлениях. Управление нужно для того, чтобы создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей на разных уровнях взаимодействия. Для нашей темы в таком понимании вопроса важно: понимание управления как системы взаимодействия людей, понимание "вторичной" природы управления, которая всегда влияет на конечные результаты системы косвенно, через деятельность людей; осознание того, что воздействие идет прежде всего на условия жизнедеятельности

    Случайность, организованность, согласованность действий людей возможна при наличии некоторых общих ориентиров, ценностей, вдохновляющих целей. При этом важно подчеркнуть, что практика управления образования не может строиться, не учитывая ценностных ориентации участников управленческого процесса.

    Понятие о ценностях системы управления российским образованием пока мало изучено. В первом приближении можно сказать, что, учитывая ответственность системы управления за судьбу образования в России вообще, ценностные основания управления можно понимать в широком и более узком смыслах.

    В первом случае имеются в виду ценностные основания содержания образования, которые модели управления считают должным проводить в жизнь, во втором, специфические ценности самого управления. Ценности тесно связаны с такими важными основаниями деятельности как идеалы, традиции, нормы, принципы, технологии, коммуникации и т.д.

    Ценности, нормы, принципы управления в самом широком смысле, вместе с характерными для данной системы обычаями, традициями, ритуалами можно рассматривать как управленческую культуру данного учреждения образования.

    Управленческая культура учреждений образования, коллективное управленческое сознание и мышление руководителей созидаются не на пустом месте. Они могут опираться на различные методологические, концептуальные, научные и философские основания. Одним из возможных оснований является русская народная педагогическая культура.

    Процесс этнопедагогического обеспечения образовательного процесса школы характеризуется системой концептуальных знаний, как инструмента разработки конкретных проектов развития образовательных учреждений, эт-нопедагогической направленностью воспитательного, обучающего и развивающего компонентов, объективным, непрерывным процессом взаимодействия педагогических идей и образовательного опыта, выработанных народом на протяжении многовековой истории с основными положениями теории и практики научного управления.

    Автором диссертации предпринята попытка выстроить модель этнопе-дагогического обеспечения практики управления современной школой на уровне взаимодействия образовательного и управленческого процессов.

    Ведущим компонентом этого взаимодействия являются концептуальные позиции образовательного учреждения, в частности концепция русской школы.

    Похожие диссертации на Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (На материале истории Сибири)