Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса как актуальная социокультурная и психолого-педагогическая проблема
1.1. Ценностное отношение старшеклассников к истории малой родины: сущность, структура, динамика формирования
1.2. Воспитательная система класса как фактор формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины
1.3. Опыт и проблемы реализации возможностей классных воспитательных систем в формировании ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в массовой педагогической практике
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Основные направления, способы и условия 118 формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса
2.1. Развитие гражданских ценностей старшеклассников в воспитательной системе класса
2.2. Обеспечение эмоционального фона жизнедеятельности коллектива старшеклассников
2.3. Включение старшеклассников в социально-значимую деятельность по сохранению культурного и исторического наследия малой родины
Выводы по второй главе
Заключение 219
Список литературы 226
Приложения 251
- Ценностное отношение старшеклассников к истории малой родины: сущность, структура, динамика формирования
- Воспитательная система класса как фактор формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины
- Развитие гражданских ценностей старшеклассников в воспитательной системе класса
- Обеспечение эмоционального фона жизнедеятельности коллектива старшеклассников
Введение к работе
Современная общеобразовательная школа находится в фокусе государственной социальной политики, ибо от ее позиции и качества подготовки молодежи к жизни и труду во многом зависит судьба общественных реформ, выход России в число ведущих экономических держав мира. Колоссальный природный потенциал России может остаться нереализованным, если не будет сформирован новый человек, обладающий бережным, заботливым отношением к своей стране, к тому месту, где он родился и вырос, где к нему пришло понимание смысла человеческой жизни и его собственного бытия. В этом плане особенно велика роль сельской школы, осуществляющей свою просветительскую миссию в особых, порой весьма сложных условиях, готовящей юношество к труду на земле, к гармоничному сосуществованию с природой, к бережному, заботливому отношению к своей родной истории и национальной культуре. Именно в судьбе сельской школы сходятся воедино важнейшие национальные проекты, ориентированные на развитие аграрного сектора российской экономики и модернизацию всей системы отечественного образования.
Вместе с тем, масштабные изменения в жизни российского общества, произошедшие в последние десятилетия, остро поставили вопрос о духовно-нравственных ценностях и ориентирах образования, социального воспитания молодежи. В наиболее сложном положении оказался один из самых незащищённых слоев общества - дети: попав под лавинообразный поток гедонистической, воровской «морали», льющейся с экранов телевизоров, насквозь пропитавшей СМИ, молодежь впитывает в себя эталоны, образцы поведения, «ценности» героев боевиков, деятелей шоу-бизнеса, современных компрадоров, предлагающих свое, часто маргинальное понимание смысла жизни и способы проявления отношения к своему народу и своей стране. Истинные, корневые духовные устои русского народа сегодня все чаще остаются вне поля зрения подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает состояние нравственного самосознания юношества: находясь на пороге взрослой жиз-
ни, молодой человек ищет образец для подражания, эталон жизненной мудрости, и от того, кто или что станет таким эталоном, во многом зависит его дальнейшая судьба. В этой связи особую актуальность в сфере государственной образовательной политики приобретает проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, формирования ценностного отношения юношей и девушек к истории своей Родины.
Школа - один из главных ретрансляторов духовной культуры - имеет огромный потенциал для воспитания таких важных качеств личности как патриотизм, гражданственность, альтруизм, гуманизм, необходимых для члена правового общества. Именно поэтому представляется актуальным рассмотрение способов и условий формирования отношения личности старшеклассника к истории своей малой родины на уровне отдельных структурных компонентов воспитательной системы школы, таких как класс, поскольку первичный классный коллектив является отправной точкой становления всего воспитательного процесса школы, его первичным, начальным звеном. В контексте решения этой насущной проблемы многие педагоги-практики создают воспитательные системы, пытаясь доступными им средствами решить задачу приобщения молодёжи к ценностям русской культуры, обеспечения условий для становления их самосознания на основе базовых жизненных приоритетов русского народа.
Однако динамичное развитие этого процесса существенно сдерживается недостаточно оперативным откликом педагогической науки на потребности современного среднего образования, отставанием ее в научно-методическом обеспечении процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников, осмыслении новых реалий социокультурной действительности.
Известно, что в отечественной практике накоплен уникальный практический опыт социокультурного воспитания личности, формирования человеческой нравственности, представленный в педагогическом наследии СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Н. Сороки-Росинского,
А.А. Захаренко, В.А. Караковского, - выдающихся педагогов, предлагающих
« свое видение практических подходов к решению задач становления граждан-
ственности, духовной культуры человека, отношения к тому месту, где он
родился и вырос. Особого внимания в контексте воспитания ценностного от
ношения старшеклассников к малой родине заслуживает опыт В.А. Сухо-
млинского и А.А. Захаренко, разработавших целостную систему такой рабо
ты в Павлышской и Сахновской средних школах. Различные аспекты этой
'* проблемы затрагивают в своих работах Т.Р. Антонова, Л.В. Байбородова,
В.Н. Басов, С.Н. Белова, И.Н. Глазунова, Т.Б. Гурянова, Г.А. Давыдова,
И.Д. Демакова, Т.М. Драпоненко, Э.В. Зауторова, М.Г. Казакина, Т.А. Казе-
мирская, А.В. Калинин, Ю.П. Канищев, Т.С. Колесниченко, Ю.С. Мануйлов,
СИ. Мешкова, Н.А. Пархоменко, Л.Р. Рождественская, М.И. Рожков,
Д.С. Сенюк, А.П. Ситник, И.Л. Судакова, О.В. Суходольская, Н.Н. Сучкина,
СИ. Тарасова, Л.И. Федорова, Л.А. Черных, М.Н. Шабанова и др.
Сегодня, в начале XXI века требуется свежий взгляд на проблемы вос-
питания и становления гражданственности, патриотизма и коллективизма юношества, что обусловлено ростом нигилизма в обществе, утверждением в экономических отношениях рыночных механизмов, развитием и утверждением чуждых русскому этносу норм социальной жизни. Новые социально-экономические и историко-культурные условия бытия человека вносят существенные изменения в практику организации духовно-нравственного воспитания молодежи, требуя поиска новых подходов и идей в приобщении юношей и девушек к основополагающим ценностям жизнедеятельности русского народа.
Одной из насущных проблем духовно-нравственного воспитания становится проблема развития у старшеклассников ценностного отношения к истории малой родины, выявление возможностей воспитательной системы класса в решении такой задачи. Становление ценностного отношения зиждется на понимании личностью необходимости сохранения историко-культурного наследия своей малой родины, понимании человеком своей от-
ветственности за результаты собственной жизнедеятельности, осмыслении своей жизненной позиции. Для выявления возможностей воспитательной системы класса в формировании ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в науке созданы серьезные предпосылки.
Большинство авторов прочно увязывают решение проблем личностного становления юношества с особенностями социализации, моделируемыми условиями личностного развития старшеклассников. Не случайно проблемы социализации личности оказались в поле зрения многих педагогов и психологов, исследующих отношение юношества к духовно-нравственному самоопределению и самореализации - Н.В. Андреенкова, В.П. Бедерхановой, Е.П. Белозерцева, Б.З. Вульфова, А.Д. Гонеева, О.В. Долженко, В.Д. Иванова, И.Ф. Исаева, И.С. Кона, Е.Е. Ливанова, В.М. Меньшикова, В.В Москаленко, Л.И. Мищенко, А.В. Мудрика, П.Н. Осипова, Б.Д. Парыгина, А.Г. Пашкова, А.В. Репринцева, М.И. Рожкова, А.А. Романова, Н.Л. Селивановой, В.А. Сла-стенина, В.М. Соколова, Д.И. Фельдштейна, В.А. Фокина, А.Н. Ходусова, П.А. Шавира, Е.Н. Шиянова и др. Проблемы социализации активно разрабатываются и в социологии (Е.М. Бабосов, Ю.Г. Волков, А.П. Елсуков, А.Г. Здравомыслов, И.М. Ильинский, М.С. Комаров, А.И. Кравченко, В.Н. Лавриненко, В.Т. Лисовский, Г.С. Лукашова, И.В. Мостовая, Н.А. Нар-тов, Г.В. Осипов, Г.О. Перов, А.А. Радугин, А.К. Радугин, СИ. Самыгин, С.С. Фролов, В.В. Щербина).
У каждого человека в процессе социализации складывается индивидуальная система ценностей, формируется собственное ценностное отношение к окружающему миру, к реалиям социального бытия. В своем исследовании мы опирались на теоретические исследования в области аксиологии философов С.Ф. Анисимова, Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здраво-мыслова, Н.И. Лапина, Д.А. Леонтьева, В.А. Разумного, В.П. Тугаринова; социологов И.В. Ильинского, Н.П. Медведева, В.Л. Оссовского, Ю.М. Пись-мака, А.А. Ручки, В.Н. Сагатовского, П.И. Смирнова, В.А. Ядова; психологов К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Алишева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготско-
го, В.Н. Дружинина, Н.Ф. Добрынина, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Р.С.Немова, Д.Н.Узнадзе; педагогов П.П. Блонского, Е.В. Бондаревской, A.M. Булынина, В.И. Гинецинского, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, М.И. Рожкова, В.В. Серикова, В.А. Сласте-нина, К.Д. Ушинского, Г.И. Чижаковой, Е.Н. Шиянова, Н.Е. Щурковой и др. Ряд психолого-педагогических исследований в области теории деятельности (Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) позволил более полно рассмотреть категорию «ценностное отношение к истории малой родины».
Проблемы становления, функционирования и моделирования воспитательных систем не остаются без внимания исследователей-педагогв. Эти проблемы рассматривают в своих работах М.В. Воропаев, Б.З. Вульфов, В.А. Караковский, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, А.Г. Пашков, Н.Л. Селиванова, A.M. Сидоркин, Е.Н. Степанов.
Однако анализ литературы показал, что отечественными исследователями уделяется все еще недостаточное внимание проблемам духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов, формированию у них ценностного отношения к истории малой родины в деятельности воспитательной системы школьного класса.
Актуальность заявленной проблемы обусловлена стремлением осмыслить совокупность порождающих ее противоречий:
между объективно высоким потенциалом воспитательной системы класса в формировании ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины и недостаточностью его практического использования в массовой общеобразовательной школе;
между репродуктивным, пассивно-созерцательным характером воспитательной работы в школьных классах и необходимостью активной, субъ-ектно-деятельностной, инициативной позиции учащихся в реализации отношения к стране, к своей малой родине, к своему народу;
между значительным потенциалом региональной культуры и истории малой родины в духовно-нравственном развитии личности старшеклассника и недостаточно эффективным его использованием в массовой педагогической практике;
между социальной значимостью формирования гражданственности и патриотизма у учащихся старших классов в процессе ценностно-ориентированного школьного воспитания и недостаточной методической разработанностью этой проблемы в педагогической теории;
между значительным воспитательным потенциалом народных традиций и недостаточным его использованием в воспитательной работе со старшеклассниками;
между субъективными представлениями классных руководителей о целях, содержании и методах формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса и объективно накопленными в науке новыми подходами в их модельно-технологическом обеспечении и др.
Названные противоречия определили выбор темы исследования «Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса», проблема которого может быть сформулирована следующим образом: каковы основные направления, содержание, способы и педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса?
Цель исследования: на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить и обосновать педагогические возможности воспитательной системы класса и комплекс условий, обеспечивающих эффективное формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины.
В соответствии с заявленной целью объектом исследования является становление и развитие воспитательной системы в старших классах совре-
менной сельской школы, а предметом - формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в деятельности такой системы.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность, структуру и динамику формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины.
Обосновать педагогические возможности воспитательной системы класса в формировании ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины.
Выявить современные проблемы и тенденции в формировании ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в массовой педагогической практике.
Охарактеризовать основные направления, содержание, способы организации, педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования ценностного отношения учащихся старших классов к истории малой родины будет эффективен, если:
обеспечивается социально-ценная мотивация формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины, условия для реализации их общественно-значимых интересов, установок, ожиданий;
создана гуманная атмосфера взаимоотношений всех субъектов воспитания, обеспечивается педагогическая поддержка духовно-нравственного, гражданского развития и самосовершенствования старшеклассников;
стимулируется сотрудничество и взаимодействие классного руководителя, семьи и общественности в социальном развитии старшеклассников;
учитываются возрастные и индивидуальные особенности юношей и девушек в процессе включения их в социально развивающие виды и сферы деятельности;
созданы условия для реальной дифференциации и индивидуализации духовно-нравственного воспитания старшеклассников;
внедряются демократические принципы управления классным коллективом, осуществляется реальное самоуправление в классном коллективе;
осуществляется активное приобщение старшеклассников к истории русского этноса, ценностям и традициям русской национальной культуры, русского народного творчества;
акцентируется внимание на воспитании эмоциональной культуры, формировании духовно-нравственного облика учащихся старших классов;
обеспечивается комплексное воздействие на когнитивную, эмоциональную и деятельно-практическую сферы сознания личности старшеклассника и др.
Методологическую базу исследования составляют положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте деятельности и отношений, об общечеловеческих ценностях как основе формирования личности. В анализе исследуемого предмета мы исходим из понимания личности как субъекта культуры, истории и общественной жизни; природной и социокультурной обусловленности развития человека и его взаимоотношений с окружающим миром; идей гуманизации и гуманитаризации образования. Методологическим ориентиром исследования выступают культурологический, личностный и субъектно-деятельностный подходы к пониманию закономерностей развития и воспитания личности. В анализе исследуемого предмета мы руководствовались важнейшими общенаучными принципами достоверности и объективности фактов, диалектики общего, особенного и единичного, системного подхода к анализу явлений воспитания и образования, выявлению их прогностического значения.
Основными методологическими ориентирами исследования служили: культурологический принцип в рассмотрении социальных явлений и объектов (М.М.Бахтин, В.С.Библер, А.П.Валицкая, О.В.Долженко, Э.В.Ильенков, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамарда-
швили, В.А. Разумный, В.М. Розин, Г.П. Щедровицкий), позволяющий рассматривать образование и педагогическое сознание как составную часть культуры;
аксиологический подход к изучению педагогической реальности (A.M. Булынин, М.А. Верб, И.Ф. Гончаров, В.И. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Л.Н. Столович); идеи и подходы к пониманию сущности образования и воспитания (Е.П. Белозерцев, Б.М. Бим-Бад, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко, Б.С. Гершунский, В.И. Гинецинский, Э.Н. Гусинский, В.Д. Иванов, Б.Т. Лихачев, В.М. Коротов, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Г.Н. Филонов);
философия воспитания и теория воспитательных систем (B.C. Биб-лер, Б.З. Вульфов, СИ. Гессен, Э.В. Ильенков, В.А. Караковский, А.Т. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, А.Г. Пашков, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов, A.M. Сидоркин, Е.Н. Степанов и др.);
концепция сущности и эволюции феномена «русской школы», ее органического единства с культурой и национальным самосознанием русского этноса, представленная работами крупнейших отечественных мыслителей -М.В. Ломоносова, К.Д.Ушинского, Ф.М.Достоевского, Н.И.Пирогова, Л.Н. Толстого, Д.И. Менделеева, В.О. Ключевского, получившая развитие в трудах И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Д.С. Лихачева, П.Н. Милюкова, реализованная в опыте Л.Н. Погодиной, И.Ф. Гончарова, М.П. Щетинина.
Среди современных исследователей интерес к проблематике приобщения школьников к ценностям и традициям русской национальной культуры резко усилился, что убедительно демонстрируют многочисленные публикации последних лет (Л.В. Байбородова, Н.А. Белканов, Е.П. Белозерцев, М.В. Богуславский, Г.Н. Волков, В.Н. Ганичев, Э.В. Зауторова, А.В. Камкин, А.А. Корзинкин (о.Зиновий), В.В. Макаров, Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, В.Ю. Троицкий, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, Н.Н. Сучкина, И.Б. Стоянов-
екая, Т.И. Петракова, Т.А. Приставкина, М.Н. Шабанова, Т.Я. Шпикалова, Е. Шестун и др.).
Особое внимание в исследовании уделено работам известных специалистов в области социальной педагогики, социально-педагогических проблем сельской школы (В.Н. Басов, В.Г. Бочарова, П.Н. Осипов, М.М. Плот-кин и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез философской, социологической, психолого-педагогической литературы); диагностические (наблюдение, анкетирование, моделирование ситуаций, интервьюирование, анализ документации, изучение творческих работ); опытно-экспериментальная работа; методы количественной и качественной обработки эмпирических материалов.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали Росгребельская и Саморядовская средние школы Большесолдатского района Курской области. Исследованием было охвачено 82 старшеклассника и их классные руководители. Сбор эмпирического материала, отражающего реальное состояние духовно-нравственной культуры старшеклассников, был проведен в 150 средних школах Курской области, представляющих все районы Курской области. Эта работа позволила охватить значительную массу старшеклассников курских школ (более 2500 человек), их классных руководителей и родителей.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап (2002-2003 гг.) - изучение философской, психолого-педагогической литературы; осмысление и формулировка научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования, определение сущности, критериев, показателей, уровней сформированности ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины; разработка программы опытно-экспериментальной работы; подбор и конструирование диагностических материалов для проведения констатирующих срезов, уточнение заявленной гипотезы.
Второй этап (2003-2005 гг.) - реализация программы опытно-
экспериментальной работы, обеспечение условий для реализации педагогических возможностей классных воспитательных систем, анализ и обобщение передового опыта моделирования классных воспитательных систем, реализации их возможностей в формировании ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины. Корректировка позиции классных руководителей, социальных педагогов, органов муниципальной власти, родителей, общественности в обеспечении условий для проявления старшеклассниками ценностного отношения к своей малой родине.
Третий этап (2005-2006 гг.) - обобщение итогов проведенной опытно-экспериментальной работы; анализ, обработка и систематизация результатов исследования; апробация полученных результатов; выявление педагогических условий эффективного формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины; текстовое оформление диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту.
Ценностное отношение к истории малой родины представляет собой целостное интегративное образование в структуре личности старшеклассника, сущность которого состоит в осознании воспитанником социальной значимости сохранения культурного и исторического наследия малой родины; наличии устойчивых интересов к истории своей малой родины; ощущении чувства любви к родной земле, чувства гордости и глубокого уважения к труду и опыту предыдущих поколений; выраженного стремления к активному сохранению и культурному преобразованию окружающей действительности своей малой родины.
Структура ценностного отношения к истории малой родины включает три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента - когнитивный, эмоциональный и деятельно-практический. Критериями сформированности ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины являются: социальная направленность активности личности; ее устойчивость и результативность. Показателями ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины выступают: осознание социальной значимости сохра-
нения культурного и исторического наследия своей малой родины, стремление личности старшеклассника внести свой вклад в возрождение села; любовь к земле, чувство гордости и уважения к крестьянскому труду; стремление к социально-значимой и общественно-полезной деятельности.
В соответствии с выделенными критериями и показателями сформированное ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины, определяются три уровня ценностного отношения - активный, индифферентный и скептико-нигилистическии. Выделение таких уровней служит основой для дифференциации и индивидуализации ценностно-ориентированного воспитания учащихся старших классов, оценки его эффективности в воспитательной системе класса.
Педагогические возможности воспитательной системы класса в формировании ценностного отношения старшеклассников к истории малой ро: дины определяются:
наличием действенных, личностно значимых для юношества субъек-тов духовно-нравственного воспитания и самосовершенствования, обеспечивающих систематические и продуктивные влияния на личность старшеклассника; 1
наличием в социокультурной среде сельского мира личностно значимых для старшеклассника эталонов гражданственности, патриотизма, трудолюбия, задающих высокий стандарт отношения к социальной действительности, реализации индивидом своих социальных функций;
наличием в воспитательном пространстве сельской школы личностно значимых для старшеклассника сред - образовательной, досуговой, коммуникационной, социально-трудовой, обеспечивающих реализацию творческих потребностей и интересов школьников, закрепление в их опыте устойчивых социально-значимых стереотипов поведения, деятельности и отношений;
созданием ситуаций для саморефлексии, объективной самооценки юношеством реального уровня своего личностного развития, сравнивания себя с другими и выработки на этой основе программы саморазвития, собст-
венной «Я-концепции», мобилизующей волю старшеклассника на самовоспитание, самосовершенствование, самореализацию;
становлением системы реального самоуправления, повышением субъектности юношеского коллектива, созданием и сохранением традиций классного коллектива при активно развивающихся отношениях ответственной зависимости и взаимной ответственности;
культивированием видов деятельности, основанных на совместном труде, добротворчестве, заботе и направленных на становление этнокультурной идентичности личности старшеклассника, освоение духовного потенциала народных традиций, основополагающих, корневых ценностей русского этноса.
5. Основными направлениями реализации потенциала воспитательной
системы класса в формировании ценностного отношения старшеклассников к
истории малой родины являются: развитие гражданских ценностей старше
классников, обогащение их историко-культурного кругозора; обеспечение
эмоционального фона жизнедеятельности классного коллектива; включение
старшеклассников в деятельность по сохранению и восстановлению памят
ников истории и культуры родного края.
Каждое из этих направлений предполагает реализацию определенного содержания деятельности воспитательной системы класса, выбор наиболее эффективных форм и методов работы со старшеклассниками, адекватных уровню развития воспитательной системы и уровню развития ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины, учитывающих степень развития юношеского коллектива, его субъектность.
6. Воспитательная система класса может эффективно влиять на форми
рование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины
при соблюдении ряда условий:
> психолого-педагогических (гуманизация отношений в воспитательной системе класса; обеспечение социально-ценной мотивации отношения старшеклассников к истории малой родины; учет возрастных и индивидуаль-
ных особенностей юношей и девушек; обеспечение дифференциации и индивидуализации личностного развития старшеклассников; профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример учителя, классного руководителя; эффективная диагностика духовно-нравственного развития старшеклассников и др.);
организационно-педагогических (обеспечение взаимодействия субъектов духовно-нравственного воспитания старшеклассников, стимулирование деятельности классных руководителей, совершенствование их индивидуальной работы со старшеклассниками; внедрение коллективно-творческих дел социальной направленности; развитие системы реального самоуправления в классе; материальное, кадровое и информационно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов и др.);
социально-педагогических (сотрудничество и педагогическое взаимодействие с семьёй и социальным окружением старшеклассников; внедрение в воспитательную систему класса коллективно-творческих дел социально-значимой направленности; пробуждение мотивов самосовершенствования; развитие инициативности, социальной активности, ответственности старшеклассников; обеспечение участия воспитанников в реальном самоуправлении и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем раскрыты сущность и структура ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины; определены критерии, показатели и уровни сформированно-сти такого отношения; обоснованы педагогические возможности, основные направления, содержание, способы, а также условия эффективного формирования ценностного отношения старших школьников к истории малой родины в деятельности воспитательной системы класса современной сельской школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «ценностное отношение старшеклассника к истории малой родины», в
развитии теоретико-методологических представлений о педагогических возможностях воспитательной системы класса в формировании ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины. Результаты исследования дополняют теорию духовно-нравственного воспитания молодежи, конкретизируют содержание системного, личностного, субъектно-деятельностного, индивидуального и дифференцированного подходов к воспитанию учащихся старших классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, выводы, рекомендации, апробированные в ходе исследования методики и технологии могут быть использованы педагогами в процессе создания и реализации потенциала воспитательных систем школьных классов, в обеспечении процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины. Использование полученных практических результатов исследования позволит повысить эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников, формирования их гражданской, социальной позиции. Материалы исследования найдут применение в процессе повышения квалификации и переподготовки учителей и классных руководителей общеобразовательных школ, в содержании и организации подготовки будущих учителей, социальных педагогов в вузе к организации воспитательной и социально-педагогической работы со старшеклассниками.
Достоверность и надежность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью теоретических положений; выбором комплекса методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования; аргументированностью выводов, положительными и репрезентативными результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования были изложены и обсуждались в ходе работы III - IX культурно-антропологических школ молодых ученых «Культура - Образование - Человек» (Курск, 2002-2006), на Международных научных конференциях «Развитие личности в дошкольном и
школьном образовании» (Белгород, 2003), «Государство и общество: философия, экономика, культура» (Москва, 2005), «Этносоциальное образовательное пространство в современном мире» (Стерлитамак, 2005), на III и IV Международных конференциях «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2004, 2006), на Всероссийских конференциях «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации российского образования» (Курск, 2004), «Профессионально-педагогическая культура: концептуальные основания и технологический контекст» (Белгород, 2004), «Психология и педагогика социального воспитания» (Кострома, 2005) и др. Основные положения и результаты исследования отражены в 25 публикациях автора (общий объем - более 10 п.л.).
Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность и определяются основные характеристики научного аппарата исследования: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; его научная новизна и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации и внедрении результатов в практику.
В первой главе «Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса как актуальная социокультурная и психолого-педагогическая проблема» представлен анализ исследуемой проблемы в философии, психологии, педагогике; раскрыта сущность категории «ценностное отношение старшеклассников к истории малой родины», определены его структура, критерии, показатели и уровни; обоснованы педагогические возможности воспитательной системы класса в его формировании; проведен анализ массовой педагогической практики по созданию классных воспитательных систем и реализации их возможностей в формировании ценностного отношения старшеклассников к ис-
тории малой родины.
Во второй главе «Основные направления, способы и условия формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса» раскрыто содержание, направления, методики и технологии формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе школьного класса; определены педагогические условия эффективного формирования такого отношения; представлены результаты проведенной в рамках исследования опытно-экспериментальной работы, обозначены перспективы ее дальнейшего изучения.
В заключении обобщены итоги исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
Библиографический список содержит 429 работ, использовавшихся при проведении исследования.
В приложении содержатся материалы, отражающие ход и результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.
Ценностное отношение старшеклассников к истории малой родины: сущность, структура, динамика формирования
Охарактеризуем категории «ценность», «ценностное отношение», «ценностные ориентации» на основе современных философско-педагогических представлений и подходов, накопленных отечественной и зарубежной гума-нитаристикой - социологией, психологией, педагогикой. Это позволит полнее раскрыть содержание и сущность ценностного отношения старшеклассника к истории малой родины как систематизирующего фактора духовно-нравственного развития личности юноши, обретения им подлинной гражданственности.
Проблема ценностей берет свое начало еще на заре становления человечества, отражаясь в представлении человека о добре и зле, высоком и низком, справедливости и чести, прекрасном и безобразном. В представлениях древних оценивалось всякое явление, начиная от явлений природы и животных, до человеческих поступков. Осмысление природы ценностного отношения к миру в теории - продукт довольно позднего исторического развития духовной культуры, философии и этики. В античной философии этот вопрос рассматривался в трудах древнегреческих философов (Аристотель, Платон, Демокрит, Сократ, Гераклит), которые в числе первых привнесли в философскую науку свои представления о смысле и ценности общественной истории, общественного идеала, о «ценных» чертах характера человека, о нормативности его поведения. Истоки общефилософского основания проблемы ценностей определяет позднее И. Кант в «Критике практического разума». Он разграничивает мир должного и мир сущего. Ценности располагаются в сфере должного и не входят в мир вещей.
В философских исследованиях Гегеля значительная роль отводится понятиям «моральный закон», «нравственная категория», «особая максима», которые на специальном философском лексиконе, начиная с 60-х годов XIX столетия, употребляются в значении термина «ценность». Лишь в конце XIX в. ценностная проблематика становится предметом исследования целого раздела философии. Развивается новое научное направление
- аксиология (в переводе с греческого «учение о ценностях»). Это было точное название для той части проблемы и вопросов (добро, цель, совершенство, прекрасное, долг, достоинство, истина и т.д.), которыми в Европе, начиная с Сократа, занималась «практическая философия». Яркими представителями философской науки, в той или иной степени изучавшими проблему ценностей в XIX
- XX веках, являлись Ф. Ницше, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Гуссерль, А. Швейцер, Э. Фромм и др. Важнейшие аксиологические категории - «ценность» и «оценка», «потребность» и «интерес» - исследуются, подвергаются всестороннему анализу в связи с деятельностью и духовным развитием личности (Н.А. Бердяев, И.А. Іільин, С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.). Сегодня ценностная проблематика рассматривается на трех уровнях: на уровне общества, на уровне социальной группы, на уровне отдельной личности. В связи с этим выделяются такие понятия, как «общечеловеческие ценности», «коллективные» и «индивидуальные ценности». Анализируя взаимодействие различных уровней ценностных иерархий, можно проследить, как меняется структура ценностей россиян в период становления рыночных отношений. Несмотря на то, что в российском обществе провозглашен плюрализм ценностей, всё же имеется дефицит какой-то более или менее устойчивой системы взаимоотношений, которая способствовала бы росту духовного потенциала людей.
Проведенный анализ литературы показывает, что ценности обнаруживают себя в человеческом опыте в форме переживания как акты оценивания и выражаются в рациональных действиях, связанных с предпочтением и выбором. Ценности - это, прежде всего, личностное формирование сознательных поведенческих установок, которые не передавались инстинктивно, механизмами наследования, а складывались прижизненно в соответствии с человеческим опытом. Таким образом, разнородность индивидуальных устремлений, обособленность личности рождают необходимость в новой универсальной форме про ектирования поведения людей, которой и становится ценность.
Каково же содержание понятия «ценность»? Понятие «ценность», несмотря на то, что долгое время было включено в понятийный аппарат философии, приобретает форму педагогической дефиниции лишь к концу 60-х гг. XX века.
В социологии термин «ценность» получил право теоретической категории благодаря Томасу и Знанецкому, которые подытожили предысторию данного понятия в буржуазной социологии (нормативный аспект «коллективного сознания» у Дюркгейма, «интерес» и «принадлежность» у Смолла и другие). Многие из социологов этого времени рассматривали определение «ценности» через понятия общественной значимости предмета и социальной установки (attitude). Философское определение понятия «ценность» впервые было дано в 60-х гг. XIX века Лотце и Когеном. (390, с. 462)
Рассмотрение в ретроспективе всего спектра подходов, оценок, выводов, связанных с теорией ценностей в нашу задачу не входит, тем более что в настоящее время есть специальные научные работы, посвященные систематизации и классификации различных концепций теории ценности (А. Эдель, А. Мессер, М. Киссель, М.С. Каган, В. Веркмайстер, М. Моритц и др.).
В частности, М.С. Каган в ряде своих работ в хронологической последовательности рассматривает общие и частные вопросы ценностной проблематики отечественной науки (164, с. 44 - 50). Вопросы исследования исторического процесса становления и развития теории ценностей освещены известным философом Л.Н. Столовичем: в книге «Красота-Добро-Истина» он делает глубокий обзор представлений об эволюции нравственно-эстетических ценностей, начиная с античности и до наших дней (366).
Как показывает анализ работ отечественных и зарубежных аксиологов, до сегодняшнего дня ученые не дали однозначную трактовку понятия «ценность». По утверждению Л.А. Ручки, только в отечественной литературе в настоящее время существует более 100 определений этого понятия. С точки зрения этимологии, ценность - это то, что люди ценят, что важно, значимо, что вызывает восхищение, почитание, повседневный ориентир, с помощью которого индивид сообразует свои мысли и действия с наличной действительностью (329).
В исследованиях философов С.Ф. Анисимова, B.C. Бакирова, В.А. Блюмкина, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, К. Клахона, В.И. Кузнецова, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др. дается глубокий анализ теорий ценности. В различных концепциях понятие «ценность» рассматривается по-разному: в качестве элемента структуры личности (Д.В. Морис, И.С. Розов); реализации связи общества и личности (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий); регулирования мотивации (B.C. Бакиров, А.Г. Здравомы-слов, В.П. Тугаринов); действия личности (К. Клахон).
Для гармоничного развития общества требуется социокультурная адекватность систем и постоянная трансформация ценностей, которая уравновешивает вечное противоречие между тем, что нужно обществу, и тем, что требуется индивиду. Н.С. Розов предлагает учитывать следующие психологические факторы, влияющие на принятие ценностных систем: 1) оправдание образа жизни индивида или социальной группы; 2) принятие ценностных систем референтной группы; 3) интерпретация и оценка текущей социальной информации на основании реально существующей системы ценностей, что исключит когнитивный диссонанс (324).
Существенно значимым для понимания социально-психологической природы ценностей является положение С.Л. Рубинштейна о том, что функция ценности состоит в регуляции поведения людей (327).
К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Алишев, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, Н.И. Непомнящая, Н.И. Шевандрин склоняются к тому, что ценности составляют ядро структуры личности; органически входят в направленность личности; выступают в качестве критерия выбора идеала для юношества; в значительной мере определяют формирование и развитие мотивационной сферы индивида; стимулируют самосовершенствование личности.
Воспитательная система класса как фактор формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины
Одной из важных задач нашего исследования является теоретическое обоснование педагогических возможностей воспитательной системы класса в формировании ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины. Как в условиях модернизации социальной и экономической обстановки в стране, все еще достаточно низкого уровня жизни значительной части современных сельских жителей, напористой экспансии массовой культуры, стремительного распространения буржуазной системы ценностей сформировать в сознании старших школьников ценностное отношение к духовным традициям русской национальной культуры, достичь понимания юношеством жизненной необходимости сохранения самобытности русского этноса, пробудить в сознании молодежи чувство бережного отношения к родной земле, к ее культуре и истории? С помощью какого инструментария, методик и технологий возможно решить эти задачи?
Одним из наиболее эффективных инструментов формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины может служить воспитательная система класса.
В научной литературе существует не так много дефиниций, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность этого феномена. Например, Л.И.Новикова и её коллеги предлагают следующее толкование этого феномена. Во-первых, «Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Во-вторых, «Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, ради которых система создаётся; совместной деятельности людей, её реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы» (249, с. 134-147).
В этих дефинициях акцентируется внимание на целостности и социальной природе данного явления, на его способности к развитию; здесь же называются основные компоненты и интегративные качества воспитательной системы. Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников считают, что «воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения» (37, с. 37) и тем самым подчёркивают значимость организационно-процессуальной стороны воспитательной деятельности.
Е.Н. Степанов считает, что «главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребёнка», поэтому он даёт своё определение: «воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливают наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности эффективно содействовать развитию личности учащихся» (360, с.5). Вполне закономерно, что в тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного заведения в целом появилось желание создать воспитательные системы в учебных группах и классах. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя (воспитателя), но и объективной необходимостью.
Воспитательная система класса относится к социальному типу систем. Это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из целого ряда компонентов. Е.Н. Степанов выделяет пять основных компонентов воспитательной системы класса: 1) индивидуально-групповой; 2) ценно-стно-ориентационный; 3) функционально-деятельностный; 4) пространственно-временной; 5) диагностико-аналитический (360, с.8).
Первый компонент - индивидуально-групповой - представляющий собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Этот компонент включает в себя такие элементы, как: а) классный руководитель (воспитатель); б) учащихся класса; в) родителей учащихся; г) педагогов и других взрослых, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива (360, с.9). Индивидуально-групповой компонент имеет важное значение в жизнедеятельности воспитательной системы. Во-первых, именно члены классного сообщества - учащиеся, педагоги, родители, обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как её моделировать и строить, каким образом система должна функционировать и т.д. Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменениях индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Основное предназначение воспитательной системы класса заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.
Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов. Довольно часто при смене классного руководителя претерпевает значительные изменения и воспитательная система этого класса. Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем классе. Его заинтересованность подкреплена наличием у него необходимых субъектных полномочий. Однако не всегда классный руководитель умело реализует свои субъектные полномочия. Нередко отсутствие теоретических знаний и практических умений в использовании системного подхода в педагогической деятельности, недостаточное развитие способностей системно мыслить и действовать не позволяют достичь желаемого результата. Для осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая, методическая и практическая подготовка классного руководителя.
Самой значительной и, безусловно, важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, культивируемых в классном коллективе отношений и общения.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. К окончанию 9-го класса многие учащиеся выбирают дальнейший жизненный путь. Наблюдается ослабление, расслоение класса, а иногда - наоборот - прослеживается тенденция к его сплочению, увеличивается интенсивность внутриклассного общения, для отношений детей с классным руководителем нередко характерны натянутость, демонстрация взрослости и независимости со стороны учащихся. По мнению В.А. Караковского, характеристики старших классов зависят от того, вновь ли это создаваемый класс или перешедший из основной школы. Если речь идет о новом 10-м классе, то для него типично формирование в течение полугода различных дружеских группировок. Если раньше они создавались на основе общих интересов, жизненных планов или принадлежности к той или иной группе общения за пределами школы, то в последние пять лет наряду с этими причинами появились и стали выходить на первый план интересы в сфере бизнеса, принадлежность к асоциальным группировкам (171, с. 46). В целом для 10-11-х классов характерно утверждение себя как старшего в школе, ярко выраженная ориентированность на будущую жизнь, нередки явления так называемой «двойной жизни», повышенная конфликтность с педагогами (171, с. 47).
Выделенные особенности школьного класса показывают необходимость применения возрастного подхода по отношению не только к старшекласснику, но и к юношеской общности. Так же классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития юношеского коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы класса.
Развитие гражданских ценностей старшеклассников в воспитательной системе класса
В структуре ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины мы выделили три компонента, которые тесно взаимосвязаны между собой - когнитивный, эмоциональный и деятельно-практический. Первый из них - когнитивный компонент - связан с формированием гражданских ценностей старшеклассников, обогащением духовно-нравственных, эстетических ориентации и идеалов, расширением их историко-культурного кругозора и интересов. Этот вектор деятельности воспитательной системы класса реализуется через усиление аксиологической составляющей процесса социального становления юношества, формирование гражданских ценностей и идеалов старших школьников на основе народных традиций и опыта, освоение потенциала народной культуры; обогащение историко-культурного кругозора старшеклассников, их духовных потребностей и интересов, нравственных убеждений; постижение духовного потенциала своей региональной культуры, культурных традиций края, развитие способности старшеклассников к самостоятельной оценке социальных явлений и процессов. Результатом такой работы должны стать формирование активной гражданской позиции ребят, их стремление к получению новых общекультурных знаний и представлений об истории, традициях своего края, развитие чувства долга и ответственности за сохранение памятников истории и культуры своей малой родины.
Приступая к реализации программы опытно-экспериментальной работы по развитию гражданских ценностей старшеклассников, мы определи ряд задач, которые необходимо было решить в воспитательной системе класса для достижения поставленной цели:
осуществить диагностику исходного состояния когнитивного компонента ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины;
провести отбор содержания, форм и методов работы классного руководителя и воспитательной системы класса по развитию гражданских ценностей учащихся старших классов;
обеспечить комплекс социокультурных, социально-педагогических, психолого-педагогических условий для успешной реализации содержания гражданского воспитания старшеклассников, освоения ими ценностей истории и культуры своей малой родины;
выполнить промежуточную и заключительную диагностику результатов опытно-экспериментальной работы, эффективности влияния факторов и условий гражданского воспитания на формирование когнитивного компонента ценностного отношения воспитанников к истории малой родины.
Для выявления исходного уровня сформированности когнитивного компонента ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины нами были проведены диагностические срезы среди старшеклассников Росгребель-ской и Саморядовской средних школ. Такая диагностика позволила создать своеобразный социально-психологический портрет современного старшеклассника, уточнить представления о степени сформированности когнитивного компонента ценностного отношения, а также приступить к разработке комплексной программы ценностно-ориентированного воспитания, основной целью которой стало развитие патриотического, гражданского самосознания, обеспечение условий для становления социально ориентированной личности выпускника школы.
Необходимо заметить, что для нас было принципиально важно обеспечить прежде всего интенсивный процесс коллективообразования, развития воспитательного потенциала классного сообщества, его субъектности в выдвижении целей, определении способов, средств и условий их реализации в практической деятельности классного коллектива. Следовательно, источником активности ребят должен был стать не классный руководитель, а сам коллектив; нужно было «расшевелить» старшеклассников, «разбудить» их активность, энергию, «спровоцировать» на проявление неравнодушного отношения к самим себе и окружающему миру; необходим был мощный импульс, который пробудил бы активность ребят, стал бы отправной точкой в строительстве внутриколлективных отношений.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы старшеклассники представляли собой достаточно инертную массу, скептически настроенную по отношению к общественным делам, мало интересовались общественной жизнью, были заметно пассивны, безучастны к своему коллективу. Все эти проявления подтвердились в ходе первых диагностических срезов.
Исследование представляло собой комплексную программу, которая включала: анализ документов, анкетирование, изучение письменных работ старшеклассников (мини-сочинений), тестирование, устный опрос в форме интервью, экспертный опрос учителей и администрации школы, беседы с родителями школьников.
В диагностике когнитивной сферы старшеклассников использовалась (помимо анкетного опроса и мини-сочинений) методика М. Рокича для выявления ценностных ориентации респондентов по двум параллельным спискам ценностей - терминальных и инструментальных. Полученные с ее помощью данные уточнялись через анкетный опрос и мини-сочинения. На этапе начала опытно-экспериментальной работы статус таких терминальных ценностей как активная деятельная жизнь, творчество, альтруизм оценивалась старшеклассниками невысоко. Не отличались высоким статусом и некоторые инструментальные ценности, традиционно значимые для русского крестьянства, - чуткость, воспитанность, честность, терпимость (См. приложение 2, табл. 1-2).
Одним из показателей ценностного отношения к истории малой родины в когнитивной сфере для нас служила широта «знаниевых» интересов личности, стремление старшеклассников к получению знаний. Изучая текущие и итоговые оценки, мы получили следующие результаты: средний балл успеваемости составляет - 3,2, причём 53% старшеклассников считают, что учатся «нормально», 18% - «на хорошо» и 29% ребят «мало волнуют успехи в школе». По свидетельству классных руководителей и родителей (сентябрь-октябрь, 2002 г.), только около 20% старшеклассников систематически готовились к учебным занятиям, 42% делали это «от случая к случаю», 48% готовились к учебным занятиям лишь после активных воздействий педагогов и родителей.
Размышляя о проблеме успеваемости, многие учителя, имеющие большой педагогический стаж работы, отмечают: «Сегодня изменилось отношение общества к школе и процессу получения знаний. Многие родители не считают знания залогом будущей социальной и профессиональной успешности своего ребёнка, что естественно ведёт к выработке у детей инертного отношения к образованию как ценности. Большую роль в этом играют и СМИ, формирующие в сознании юношества гедонистический стереотип поведения, образ человека-потребителя, а не человека-труженика.
Обеспечение эмоционального фона жизнедеятельности коллектива старшеклассников
Развитие у старшеклассников социально значимых эмоций, патриотических чувств, восприимчивости к нравственно-эстетическим явлениям окружающей действительности в деятельности воспитательной системы класса предполагает интенсивное обогащение их эмоциональной сферы; развитие эмпатических способностей юношей и девушек, их способности к сопереживанию, состраданию, сорадованию за счёт участия в делах класса, создания ситуаций взаимопомощи в коллективе, взаимовыручки, товарищества.
Для решения этих воспитательных задач чрезвычайно важной средой становится первичный воспитательный коллектив, в рамках которого разворачивается вся жизнедеятельность старшеклассника, происходит обретение им всей палитры отношений с окружающим миром. Но сам коллектив не является замкнутой, локальной средой, - он вписан в окружающую социальную среду, он действует в условиях окружающей природной и предметной среды, он взаимодействует с другими коллективами. Без этих внешних связей, без активного взаимодействия со средой жизнедеятельность коллектива оказывается лишена всякого социального смысла. В этом контексте становится понятно, что малая родина открывается растущему человеку как очень разнообразная в своих проявлениях, уникальная природная, предметная, социальная среда, как трудно уловимая метафизическая сущность, наделенная чрезвычайно тонкими и важными для личности свойствами и качествами. Их восприятие, переживание и оценка старшеклассником имеет прежде всего эмоциональную природу. И если восприятие, переживание этой среды, ее сохранение и преобразование не становятся одним из векторов деятельности функционирующего в ней коллектива, то происходит значительное обеднение его жизнедеятельности, он в значительной мере теряет привлекательность для воспитанника и, в конечном счете, оказывается обречен на умирание. Не случайно А.С. Макаренко подчеркивал огромную роль эстетических аспектов в обеспечении жизнедеятельности детского сообщества, необходимость целенаправленного создания эстетики коллективной жизни. При этом для Антона Семеновича освоение и преобразование окружающей среды, наполнение ее эстетически выразительными предметами, символами, атрибутами выступало самостоятельной педагогической задачей, получившей вполне убедительную реализацию в уникальном опыте организации жизни коллектива коммунаров.
Освоение окружающей среды, постижение старшеклассниками ценностей и культурных явлений малой родины, ее истории предполагает обеспечение устойчивого эмоционального фона жизнедеятельности классного коллектива, закрепление в индивидуальном и коллективном опыте школьников социально ценных эмоций и переживаний. В жизни каждого человека важную роль играет его малая родина, его социальное окружение, его семья. Ощущение радости, психологического комфорта, морального удовлетворения от сопричастности к жизни своего этноса очень важно для любого человека - не менее значимо оно и для старшеклассников. Одним из показателей ценностного отношения к истории малой родины является способность к глубокому чувственному восприятию культурных традиций, основополагающих законов жизни своего народа.
История народа может стаїь ценностью для юношей и девушек лишь в случае эмоционального восприятия наследия предыдущих поколений. Патриотом можно стать только тогда, когда каждое деяние своего народа глубоко переживается человеком, когда неудачи и успехи целого этноса становятся его личными переживаниями. Такие переживания составляют в совокупности своеобразный эмоциональный фон жизнедеятельности человека, выражая доминирующие его ожидания, настроения, ощущения, состояния. Такие эмоциональные состояния рождают общность отношения к реалиям социального бытия, основополагающим жизненным целям и устремлениям юношества, закладывают в личности основы чувственного постижения, понимания и оценки им явлений и предметов действительности, окружающих его людей и себя самого.
В целях создания необходимых условий для обеспечения эмоционального фона жизнедеятельности старшеклассников в ходе исследования нам необходимо было решить следующие задачи:
получить через диагностические срезы объективную информацию об исходном состоянии эмоционального компонента ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины;
осуществить отбор содержания деятельности воспитательной системы класса и его реализацию в рамках процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников, ориентированного на развитие их эмоциональной культуры;
проанализировать данные промежуточной и заключительной диагностики результатов опытно-экспериментальной работы по обеспечению эмоционального фона жизнедеятельности коллектива старшеклассников, эффективности влияния факторов и условий формирования эмоционального компонента ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины.
Показателями сформированности ценностного отношения старшеклассника к истории малой родины в эмоциональной сфере выступают любовь к земле, к своему селу, чувство гордости и уважения к сельскохозяйственному труду, человеку труда, способность к восприятию и глубокому переживанию реалий социальной действительности, бережное отношение к историческому прошлому малой родины, ее культурному наследию.
Все старшеклассники с детских лет знакомы с образом жизни и бытом сельского труженика, с сельскохозяйственным трудом. Поэтому, будучи включёнными в процесс ценностно-ориентированного воспитания, юноши и девушки уже имеют определенную степень развитости эмоционального отношения к истории малой родины, сельскохозяйственному труду, земле, природному миру. Организовывая работу по воспитанию у старшеклассников чувства гордости и уважения к достижениям предыдущих поколений односельчан, к труду земледельца, аграрным профессиям необходимо иметь объективную информацию о сформированности эмоционального компонента ценностного отношения учащихся к истории малой родины. Важными качествами личности школьника, которые способствуют эмоциональному восприятию исторического прошлого, выступают: сопереживание, сострадание, товарищество, уважение к аграрному труду, щедрость, эмпатия, альтруизм, гуманизм, доброта, доверие, дружелюбие, жалость, жизнерадостность, искренность, любовь к земле, милосердие, неравнодушие, одухотворенность, ответственность, открытость, патриотизм, сердечность. Проводя констатирующий диагностический срез среди старшеклассников Росгребельской и Саморядовской средних школ, мы стремились определить наличие и уровень проявления названных личностных качеств в юношах и девушках.
На этапе констатирующего среза (осень 2002 г.) 75% старшеклассников утверждали, что любовь к людям, вера в человека не являются сегодня главными качествами личности. Рост эгоистических тенденций наглядно проявляется в следующих результатах опроса: 63% респондентов считают, что «прежде всего надо думать о себе, а уже потом - об окружающих». По утверждению 59% респондентов, для современного человека важно «достижение успехов любыми способами и средствами». Большинство старшеклассников не смущает и то, что свои собственные успехи могут быть достигнуты за счет труда других людей (53%).
В практике воспитания современных школьников, к сожалению, не часто получают развитие такие качества личности как способность к сопереживанию, состраданию, соучастию, сотрудничеству, самопожертвованию и самоотдаче, подлинному человеколюбию. Между тем, именно эти качества традиционно были присущи большинству сельских жителей России. Только 27% респондентов уверены, что «смогли бы придти на помощь другому человеку даже в случае опасности для собственной жизни», 62% старшеклассников откровенно признались, что «не готовы на такую помощь».