Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности) Григорьева-Голубева Виктория Аркадьевна

Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности)
<
Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности) Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности) Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности) Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности) Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности) Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности) Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности) Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности) Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Григорьева-Голубева Виктория Аркадьевна. Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 2002 493 c. РГБ ОД, 71:03-13/125-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблемы ценностей и ценностных ориентации :. 20

1.1. Ценностное сознание как ведущая форма мировоззрения 20

1.2. Сущность и природа ценностей 25

1.3. Типология ценностей 45

1.4. Ценностная ориентация 55

Выводы 61

Глава 2. Становление аксиологического подхода к образованию 64

2.1. Современная эпоха и смысл существования человека 64

2.2. Ценностные ориентации современной молодежи 89

2.3. Универсальные гуманистические ценности в контексте педагогической деятельности 105

Выводы 116

Глава 3. Исследование механизмов достижения ведущих целей образования... 119

3.1. Гуманистическая философия 119

3.2. Гуманистические тенденции в психологии 132

3.3. Гуманистическая педагогика ; 140

3.4. Ценностное воспитание 161

3.5. Гуманизация как стратегия образования 172

Выводы 188

Глава 4. Гуманистические ценности педагога как проблема в науке и практике 193

4.1. Развитие ценностного сознания учителя 193

4.2. Изучение и характеристика взаимодействия в системе «учитель-ученик» 200

4.3. Особенности педагогического общения..., 238

4.4. Система гуманистических ценностей педагога 252

Выводы 275

Глава 5. Языковая личность учителя начальных классов 278

5.1. Языковая личность как объект изучения 278

5.2. Модель языковой личности учителя начальных классов 297

5.3. Анализ речевого взаимодействия учителей начальных классов 319

5.4. Коммуникативное поведение педагога 332

5.4.1. Паралингвистические средства общения 332

5.4.2. Имплицитная коммуникация 343

5.4.3. Невербальные сигналы 348

5.4.4. Экстралингвистические средства общения 352

Выводы 356

Глава 6. Система развития языковой личности будущих педагогов 361

6.1. Концепция развития языковой личности в современном образовании 361

6.2. Педагогическая технология развития языковой личности будущих учителей 378

6.3. Результаты экспериментального применения педагогической технологии развития языковой личности будущего учителя начальной школы 407

6.4. Развитие системы гуманистических ценностей будущего педагога в процессе гармонизации его языковой личности 429

Выводы 441

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 445

Введение к работе

На грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, в условиях коренных преобразований общества всегда возрастал интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом. Произошедшие за последнее время изменения в российском обществе потребовали не только переоценки значимости многих фундаментальных ценностей, но и привели к очевидной востребованности гуманистических ценностей.

Смена приоритетов в социальном развитии неизбежно влечет изменения в социальных структурах, в том числе и в образовании. Идея гуманизации образования, получившая широкое распространение в мировом сообществе, является не просто отображением ведущей тенденции изменяющегося мира, но и одной из внутренних предпосылок становления новой школы, которая может реально развиваться лишь при условии воспитания у субъектов образовательной деятельности гуманистических ценностей. Сегодня, когда образовательная парадигма меняется от традиционной к гуманистической, когда начинают реально воплощаться идеи гуманизации образования, особое значение приобретает личность учителя.

В зависимости от того, как проблема гуманистического подхода вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты изучения его сущности и содержания: гуманистический подход рассматривается как постановка в центр педагогического пространства личности ребенка и культуросообразных способов деятельности и общения воспитателя (О.С.Газман); обосновывается, что на пересечении действий учителя и учащихся, в их встречном движении друг к другу возникает ряд таких эффектов, как со-понимание, со-оценка, со-действие в системе «учитель-ученик» (Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская); раскрывается сущность этого педагогического явления: «Каждый человек несет в себе все человеческое содержание...нет ничего такого, что мы не могли бы прочувствовать как часть самих себя» (Б.П.Бездухов). Б центре внимания исследователей находятся аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования (В.Г.Воронцова), критерии гуманизации образования (И.А.Колесникова), гуманистические основы системы правового образования (Н.И.Элиасберг). Ученые анализируют и раскрывают сущность догматической

5
и гуманистической функции образования (С.Г.Вершловский), тенденции
гуманизации образования и гуманитаризации в научном и учебном познании в
области естествознания (И.Ю.Алексашина), определяют круг проблем, связан
ных с гуманитарными основами педагогического образования (Ю.В.Сенько).
Предметом исследования в науке становится феноменология нравственно-
психологического климата педагогических коллективов (Г.А.Виноградова),
основы профессиональной педагогической грамотности (Г.И.Михалевская),
гуманистически ориентированный процесс общепедагогической подготовки
(М.А.Нагорнов), проблема формирования ориентации учащихся на ценность
образования (О.В.Правдина), возможности гуманизации дидактического
процесса (Г.С.Трофимова). Идеи современных новых концепций воспитания,
новых подходов в теории и методике воспитательной работы, а также
управления воспитательными системами раскрыты в работах Б.П.Битинаса,
А.А.Бодалева, Е.В.Бондаревской, Н.В.Бордовской, З.И.Васильевой,
В.И.Гинецинского, Н.Ф.Головановой, В.И.Додонова, В.Б.Ежеленко,
И.А.Зимней, С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинского, В.Т.Кабуша,

В.А.Караковского, Ю.А.Копылова, В.Ю.Кричевского, Н.Б.Крыловой, В.Т.Лисовского, Л.И.Новикивой, В.А.Петровского, Н.Л.Селивановой, В.В.Серикова, Н.Е.Щурковой, В.А.Якунина и других. В контексте парадигмального подхода к образованию называются типологии Ш.А.Амонашвили, М.В.Богуславского, А.П.Валицкой И.А.Колесниковой, Г.Б.Корнетова, И.Б.Котовой и Е.Н.Шиянова, В.Я.Пилиповского, А.А.Пинского, Н.С.Розова, Х.Г.Тхагапсоева, Е.А.Ямбурга и др.

Анализ сущности гуманизации образования, средств и способов данного процесса в педагогической действительности позволяет сказать о том, что идея гуманизации образования находит отражение в двух направлениях: гуманизации содержания образования и гуманизации педагогической деятельности. Средством сопряжения этих направлений и является освоение гуманистических ценностей будущими педагогами, их развитие. Гуманистические ценности пе.гтягпгя — главный коитеоий отношения педагогов к миру, явлениям жизни, друг другу, ученикам, интегрирующая категория, отражающая основополагающую идею существования в профессии и ее развития.

Специфика педагогической деятельности состоит в том, что результат ее всегда есть следствие совместной деятельности педагога и воспитанника.

Главное, что должно быть присуще подобному общению, - это субъект-субъектная основа, на которой оно протекает. При соблюдении такой позиции устанавливается не межролевой, а межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Так гармоничное речевое поведение учителя становится гуманистической педагогической ценностью.

На рубеже тысячелетий новая научная парадигма, опирающаяся на идею антропоцентричности, начинает складываться и в языкознании. Наряду с традиционными сравнительно-исторической и системно-структурной парадигмами выступает антропоцентрическая парадигма, при которой внимание исследователей переносится с объектов познания на субъекта, то есть анализируется человек в языке и язык в человеке. Формирование антропоцентрической парадигмы привело к переориентации лингвистики на человека и его место в культуре, на личность носителя языка (В.А.Маслова, 2001).

Язык может как способствовать, так и препятствовать самореализации человека, а человек состоится как личность только при условии, если он адекватно усвоит опыт предшествующих поколений, который в основном передается с помощью языка.

Процессом пользования языком, который обнаруживает себя через речь, процессом реализации языка является речь. Как предмет изучения речь в современной науке рассматривается в самых различных аспектах: деятельностном, процессуальном; формальном, структуральном; социальном, коммуникативном, личностном; генетическом, в развитии; в связях с языком и другими кодовыми системами. Современная наука накопила значительный объем знаний в области теории и практики речи, речевой деятельности, ее физиологических и психологических механизмов, внутренней речи, восприятия речи слушающими, читающими.

В связи с необходимостью изучать процессы речеобразования, восприятия и формирования речи, их соотнесенности с системой языка, решать проблемы речевого воздействия возникают такие науки, как культура речи, психолингвистика, социопсихолингвистика, прагматика, семиотика, социолингвистика. В последние годы в зарубежной лингвистике бурно развиваются направления, связанные с изучением речевого поведения человека с помощью анализа процесса реального речевого общения — лингвоэтология

7
(неолингвистика). В приложении к современной образовательной
действительности появляются такие области науки, как педагогическая
лингвистика (лингвистика образования), «грамматика педагогического
речевого поведения» (педагогическая лингвоэтология), педагогическая
риторика.
Развитие указанных проблем в науке связано с именами
Н.Д.Арутюновой, М.М.Бахтина, Ю.А.Бельчикова, Г.И.Богина,

Л.А.Введенской, В.В.Виноградова, Е.М.Верещагина, Г.О.Винокура,
Л.С.Выготского, Б.Н.Головина, И.Н.Горелова, Л.К.Граудиной, Т.М.Дридзе,
Н.И.Жинкина, И.А.Зимней, Ю.Н.Караулова, В.Г.Костомарова,

Е.М.Лазуткиной, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, М.Р.Львова, А.К.Михальской, А.А.Мурашова, С.И.Ожегова, А.А.Потебни, К.Ф.Седова, О.Б.Сиротининой, Л.И.Скворцова, В.В.Соколовой, Ю.С.Степанова, Н.И.Формановской, Р.М.Фрумкиной, А.М.Шахнарович, Е.Н.Ширяева, Л.В.Щербы, Дж.Гамперца, Х.Грайса, А.Меграбяна, Х.Остера, Дж.Остина, Б.Рассела, М.Севилль-Труак, Дж.Сирла, М.Стаббса, Дж.Ферта, Д.Хаймса, Р.Экмана и других.

Выделение коммуникативной функции речи, коммуникативный аспект рассмотрения речи позволяет сконцентрировать внимание на закономерностях употребления языка в речи и на социально-психологических условиях осуществления языковой деятельности.

Однако люди отличаются друг от друга, и в том числе - в своих речевых поступках. Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности. Речевое поведение составляет существенную характеристику личности. Попытки выделить отличительные особенности речевого поведения и речевой деятельности привели к возникновению в науке нового объекта изучения - языковой личности. С позиций антропоцентрической парадигмы, человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем, определяя иерархию ценностей, которая проявляется в речи человека, в связи с этим объектом изучения становится личность носителя языка - языковая личность.

ІІрсолема развития языковой личности, речевого поведения человека интересовала ученых всегда, в настоящее время эта проблема активно исследуется. Определение человека по одному из основных признаков, отличающих его от других живых существ тем, что он - существо, одаренное словом, способностью говорить, общаться, принадлежит Аристотелю. Психологические свойства, которые успели развиться у определенной

8 личности и которые дают о себе знать, когда она вступает в общение, А.А.Бодалев определял как коммуникативное ядро. Обращение же к языковой личности связано с именами А.Г.Баранова, Г.И.Богина, И.Вейсгербера, С.Г.Воркачева, В.В.Виноградова, И.Н.Горелова, В.И.Карасик, В.В.Красных, Ю.Н.Караулова, Л.П.Клобуковой, Т.В.Кочетковой, А.А.Леонтьева, В.А.Масловой, В.П.Нерознака, Ю.Е.Прохорова, К.Ф.Седова, О.Б.Сиротининой, Т.Н.Снитко, В.В.Соколовой, В.И.Шаховского и других. В логике антропоцентрической парадигмы языковая личность представлена несколькими составляющими: Я-физическое, Я-социальное, Я-интеллектуальное, Я-эмоциональное, Я-речемыслительное. Воздействуя на любую ипостась личности, можно воздействовать на все остальные стороны личности адресата. Языковая личность вступает в коммуникацию как многоаспектная, и это соотносится со стратегиями и тактиками речевого общения, с социальными и психологическими ролями коммуникантов, культурным смыслом информации, включенной в коммуникацию. Изучение языковой личности затрагивает одну из граней личности индивида, ту, что показывает его отношение к языку и речи. Своеобразие же коммуникативных проявлений личности определяется деятельностью ее сознания, которое, как писал Л.С.Выготский, есть «частный случай социального опыта» (Л.С.Выготский, 1984). Таким образом, языковая личность - это многослойная и многокомпонентная парадигма речевых личностей.

Обозначая речевое поведение педагога, развитие его языковой личности как педагогическую проблему, мы имеем в виду субъекта образовательной деятельности, обладающего совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность - говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь; учителя говорящего, красноречивого (Homo eloguens), общающегося (Homo communicans).

Значит, «учитель говорящий», языковая личность учителя предстает в виде многогранного, многопланового объекта исследования, неповторимость которого определяется уровнем его развития, уникальной взаимообусловленностью гуманистической личностной диспозиции и комбинацией языковых проявлений. Таким образом, изучая эффективное педагогическое речевое общение, определяя способы развития гуманистических ценностей

9 педагогического общения, целесообразно учитывать концепцию языковой личности как сквозную идею, «которая ... пронизывает все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне языка» (Ю.Н.Караулов, 1989).

Однако задача специальной речевой подготовки преподавателей в системе профессионального образования до сих пор остается не решенной. Этот вопрос имеет «более общее и серьезное значение, чем любая чисто профессиональная проблема... Это возможно, ключевой вопрос возрождения, сохранения и развития отечественной речевой культуры» (А.К.Михальская, 1998); научиться владеть устной речью «в ее планирующей, познавательной и воздействующей функции - научиться владеть важным профессиональным умением учителя» (Т.А.Ладыженская, 1986). Как показали наши исследования, современная система обучения в педагогическом колледже не обеспечивает целенаправленного развития языковой личности будущих преподавателей. За годы учебы в колледже студенты приобретают некоторые умения и навыки по соблюдению требований культуры речи. Такая подготовка будущих педагогов не обеспечивает формирования у них навыков эффективного речевого поведения как интегративного профессионально важного качества.

Особое внимание к речевой подготовке учителя начальных классов в педагогических колледжах вызвано несколькими причинами: стремлением в современной образовательной действительности к реализации гуманистически направленного обучения, развивающего систему эмоционально-ценностного отношения к миру, людям, самим себе; заметным падением общего уровня речевой культуры работающих учителей начальных классов, уровня их общения с учениками, коллегами, родителями.

Необходимость обращения к аспектам речевой подготовки будущих
учителей, гармонизации языковой личности будущих педагогов,

формирования у них направленности на гуманистические ценности педагогического общения, ценности профессиональной и личной самореализации, особенно актуальные в педагогической действительности, определяет значимость изучения закономерностей развития системы гуманистических педагогических ценностей.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противоречия между медленной и не всегда успешно реализующейся тенденцией становления новой школы, между потребностью современного

10 общества в педагоге-гуманисте, обладающем развитой системой гуманистических ценностей и освоившем не только универсальные, базовые гуманистические ценности, но и ценности педагогического общения и педагогической культуры, и отсутствием у студента-выпускника педагогического колледжа реального опыта осуществления процесса гуманизации образования,

Данное противоречие и определило проблему исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования и раскрытия системы гуманистических ценностей в современном образовании, определяющих соответствующую направленность личности будущего учителя, представленности гуманистических ценностей педагога в его языковой личности. В практическом плане - это проблема обоснования и раскрытия педагогической технологии развития языковой личности будущего учителя как специфического компонента общепедагогической подготовки, помогающего ему освоить не только «грамматику речевого поведения учителя», но и систему гуманных отношений к миру, людям и самому себе, отражающую характер и направленность его деятельности как ценностно-ориентированной на ученика, на его развитие как личности, как индивида, как самостоятельного субъекта деятельности.

Цель исследования - разработка и обоснование концепции развития гуманистических ценностей языковой личности будущих учителей.

Объект исследования - процесс подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности.

Предмет исследования - процесс развития языковой личности учителя начальных классов как носителя гуманистических ценностей.

Основной явилась гипотеза о зависимости между уровнем развития языковой личности и гуманистических ценностей будущих педагогов. В соответствии с основной гипотезой были сформулированы частные гипотезы:

существует связь между всеми компонентами системы гуманистических ценностей современной парадигмы образования;

развитие системы гуманистических ценностей будущих учителей определит их гуманное поведение и направленность поступков;

оптимизация присвоения гуманистических ценностей студентами в свою очередь приведет к развитию как гуманитарного качества, так и уровня освоения педагогической культуры будущих учителей.

предполагается сложная зависимость между уровнем развитости языковой личности будущих учителей и их профессиональной успешностью;

уровень развития языковой личности студентов зависит от степени сформированности языковой личности обучающих их педагогов;

внедрение педагогической технологии обучения гармоничному речевому поведению будущих учителей приведет к повышению их коммуникативного потенциала, коммуникативного поведения, коммуникативной компетентности, культуры речи - развитости языковой личности будущего учителя.

Цель и гипотезы исследования определили постановку основных задач исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблем становления ценностей и ценностных ориентации и дать характеристику системы гуманистических ценностей в современном образовании.

  2. Описать процесс реального речевого педагогического взаимодействия.

  3. Составить модель языковой личности учителя начальных классов.

  4. Показать связи между присвоением гуманистических ценностей педагогического общения будущими педагогами и уровнем развития их языковой личности.

  5. Апробировать инструмент для количественного измерения языковой личности педагога.

  6. Разработать, теоретически обосновать педагогическую технологию развития языковой личности студентов - будущих педагогов создать ее программное и методическое обеспечение.

  1. Установить эффективность внедрения экспериментальной технологии развития языковой личности будущих учителей начальных классов.

Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные философско-аксиологические теории и концепции, раскрывающие проблемы ценностей человеческого существования, современные психологические и педагогические теории гуманизации образования, системный подход к познанию и преобразованию педагогической действительности, фундаментальные положения теории личности, деятельности и общения.

Теоретическими основаниями исследования являются:

Труды по проблемам ценностей и ценностных ориентации
(Л.М.Архангельский, С.Ф.Анисимов, В.И.Бакштановскмй, М.И.Бобнева,

12 В.Брожик, Г.П.Выжлецов, Г.Г.Дилигенскйй, О.Г.Дробницкий, В.Т.Ганжин, В.В.Гречаный, Г.Н.Гумницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, В.П.Кобяков, И.С.Кон, Д.А.Леонтьев, М.Момов, Б.Д.Парыгин, Ю.М.Смоленцев, Ю.И.Согомонов, А.И.Титаренко, В.П.Тугаринов, А.К.Уледов, А.Г.Харчев, В.А.Ядов, М.Вебер, Ф.Знанецкий, Г.Олпорт, Т.Парсонс, П.Сорокин, У.Томас, М.Рокич, В.Франкл, Э.Шпрангер, В.А.Ядов и др.);

представление об интегральных характеристиках человека как личности, индивида и субъекта деятельности, о единстве сознания, деятельности и развития личности в деятельности и общении (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферов, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, И.В.Бестужев-Лада, Л.П.Буева, А.А.Бодалев, В.В.Виноградов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, М.С.Каган, Ю.Н.Караулов, И.С.Кон, В.П.Лекторский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, В.А.Ядов и др.);

теория функционирования педагогических систем (Т.А.Ильина, Н.В.Кузьмина, Ф.Ф.Королев, В.А.Якунин и др.)

идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Е.Ф.Рыбалко, Л.В.Щерба и др.)

современные концепции гуманизации образования в процессе профессиональной подготовки учителей (Ш.А.Амонашвили, В.П.Бездухов, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, С.Г.Вершловский, В.И.Загвязинский, И.А.Зимняя, С.В.Кульневич, В.Ю.Кричевский, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кульюткин, Л.Н.Лесохина, В.И.Лещинский, Г.И.Михалевская, А.А.Реан, Ю.В.Сенько, Г.С.Сухобская, Е.И.Шиянов и др.);

положения гуманистической психологии (Ш.Бюлер, П.Вайнцвацг, А.Маслоу, Д.Олпорт, К.Роджерс, Н.Роджерс, Э.Фромм; К.А.Абульханова-Славская, Л.Н.Анцыферова, С.Л.Братченко, Б.С.Братусь А.В.Брушлинский, Е.П.Варламова, Е.В.Василюк, Г.А.Глотова, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн, С.Ю.Степанов, Е.В.Шорохова и др.), концепция трансактного анализа Э.Берна;

гуманитарно-аксиологические исследования в современной педагогике (И.В.Бестужев-Лада, Т.Г.Браже, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, Э.Д.Днеп-ров, А.П.Заостровцев, А.С.Запесоцкий, И.А.Колесникова, В.Н.Максимова, Ю.В.Сенько и др.);

культурологический подход в различных областях человеческой деятельности (В.С.Библер, А.П.Валицкая, И.С.Кон, Г.Б.Корнетов, Ю.М.Лот-ман, М.Мид, В.М.Розин, В.Н.Сагатовский и др.);

положение об обучении как общении (Б.Г.Ананьев, В.А.Якунин и др.)

результаты современных исследований в области речевого поведения человека, языковой личности (Г.И.Богин, А.А. Бодалев, Й.Вейсгербер, Е.М.Верещагин, В.В.Виноградов, Л.С.Выготский, Б.Н.Головин, И.Н.Горелов, Т.М.Дридзе, Н.И.Жинкин, Ю.Н.Караулов, Л.П.Клобукова, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, В.А.Маслова, А.К.Михальская, Б.Ю.Норман, К.Ф.Седов, Л.И.Скворцова О.Б.Сиротинина, Н.И.Формановская Е.Н.Ширяев Л.В. Щерба, Дж.Гамперц, Х.Грайс, А.Меграбян, Х.Остер, Дж.Остин, Б.Рассел, М.Севилль-Труак, Дж.Сирл, М.Стаббс, Дж.Ферт, Д.Хаймс, Р.Экман и др.);

исследования в области педагогических технологий (В.П.Беспалько, В.В.Карпов, В.Я.Кикоть, М.В.Кларин, В.Н.Кругликов, В.В.Петрусинский, А.М.Пырский, Ю.В.Сенько и др.).

Замысел, логику и содержание авторской концепции составляют: возможности развития гуманитарной составляющей профессионального обучения будущих педагогов, описание системы гуманистических ценностей в современном образовании, определение сущности языковой личности педагога, выявление структуры исследуемого явления, разработка и обоснование системы развития языковой личности будущего учителя как носителя гуманистических ценностей.

Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен характером исследовательских задач. В основу стратегии исследования был положен системный подход и сравнительный способ анализа фактического материала. Основные методы исследования включали: системный и критический анализ философской, психологической, педагогической, методической и лингвистической литературы, концептуальное моделирование и педагогический эксперимент в его констатирующем и формирующем вариантах. Из системы эмпирических методов для решения частных задач исследования применялись следующие: опрос (анкетирование, интервью, беседа), тестирование, рейтинг, контент-анализ продуктов деятельности, прямое, косвенное, включенное наблюдение, анализ творческих работ студентов, открытых уроков учителей, материалов бесед, ауторейтинг. Для обработки и систематизации эмпирических данных применялись математико-

14 статистические методы, в том числе корреляционный и факторный анализ, с использованием пакета прикладных программ SPSS 10.0.5. Описание и интерпретация эмпирического материала осуществлялись с помощью структурно-генетического метода.

Обоснованность и достоверность полученных данных обеспечивалась организацией эксперимента в строгом соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследования; репрезентативной выборкой (всего на различных этапах исследования приняло участие 1800 человек); рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований; применением комплекса методов, адекватного предмету и задачам исследования; корректным применением методов статистической обработки данных; практическим подтверждением выдвинутой гипотезы исследования при реализации экспериментальной программы.

Базой для проведения исследования стали Высший педагогический колледж №7 Санкт-Петербурга, Высший педагогический колледж г.Боровичи, курсы повышения квалификации ИПК ПРО г.Бокситогорска и г.Тихвина, средние образовательные школы Санкт-Петербурга (№248, 386, 393, 397, 501, 270, 322) и г.Тихвина (№1, 3), Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Ленинградский областной университет им А.С.Пушкина.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Система гуманистических ценностей в современном образовании представляет собой трехкомпонентную структуру, слагающуюся из: а) универсальных, базовых гуманистических педагогических ценностей (антропоцентризм, самостоятельная и творческая роль человека, самопознание, развитие интеллекта, моральное воздействие знания, посильное развитие способностей, свободное поведение личности); б) ценностей педагогического общения (эмпатия, конгруэнтность, рефлексия, толерантность, активный подход, доброжелательность, эмоциональная стабильность); в) ценностей, определяющих педагогическую культуру (профессиональная увлеченность, нравственность, такт, ответственность).

  2. Гуманизация педагогического образования посредством развития языковой личности будущего учителя, обучение его гармоничному речевому поведению для создания на уроке гуманистически ценного полилога, атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, «взращивания человека»,

15 предоставления ему свободы для самовыражения является насущной необходимостью.

  1. Концепция развития языковой личности будущего учителя в современном образовании представлена тремя ступенями: 1) развитием языкового чутья, 2) повышением уровня языкового образования, 3) гармонизацией, развитием языкового сознания, филологической культуры будущего учителя, свидетельствующими о присвоении гуманистических ценностей общения будущими учителями.

  2. Теоретическая модель языковой личности педагога представляет собой систему, в которой выделены пять этапов развития грамотного профессионального речевого поведения, определяющих основу гуманистически ценностной диспозиции личности: коммуникативный потенциал личности (общительность), коммуникативная компетентность, профессиональная культура речи, коммуникативная культура, коммуникативное поведение.

  3. Экспериментальная система гармонизации речевого поведения будущих педагогов основана на концепции развития языковой личности будущего учителя, третья ступень которой представляет собой педагогическую технологию развития языковой личности студентов — будущих учителей начальных классов.

  4. Педагогическая технология развития языковой личности ориентирована на совершенствование речевой подготовки студентов, обучающихся в педагогическом колледже, и способствует развитию способностей и свойств языковой личности будущих учителей начальных классов, вследствие чего они могут осуществлять профессионально коммуникативную речевую деятельность, которая имеет гуманистическую направленность, предстающую в конкретных проявлениях: предметно-образной и предметно-понятийной речевой адаптации содержания образования; оказании эмоциональной поддержки воспитанникам, развитии у них мотивационно-ценностных установок; организации и управлении общением.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем структурирована система гуманистических ценностей в современном образовании, представляющая трехкомпонентную структуру, слагаемыми которой стали: 1) универсальные, базовые гуманистические педагогические

ценности; 2) ценности профессионального владения педагогическим общением; 3) ценности, составляющие педагогическую культуру

обоснована и экспериментально проверена профессионально ориентированная совокупность ценностей педагогического общения (эмпатия, конгруэнтность, рефлексия, толерантность, активный подход, доброжелательность, эмоциональная стабильность), являющаяся составной частью системы профессионально значимых гуманистических ценностей современного образования;

предложена концепция развития языковой личности будущего педагога начального образования, основывающаяся на использовании трех ступеней развития языковой личности: языкового чутья; языкового образования; языкового сознания и языкового самосознания — находящих свое воплощение в реализации ресурсов авторской модели совершенствования речевой подготовки будущих учителей.

разработана и обоснована концептуальная модель языковой личности учителя, работающего в парадигме современного образования.

показаны особенности развития профессионального самосознания учителя начальных классов;

определены (с использованием эмпирических данных, полученных на репрезентативной выборке) особенности речевого взаимодействия учителей начальных классов;

выявлена специфика коммуникативного поведения педагога (паралингвистических средств общения: имплицитной коммуникации и невербальных сигналов);

В научно-методическом плане новизну составляют:

обоснование исходных принципов и построение общей модели организации и проведения педагогического эксперимента, связанного с проверкой эффективности экспериментальной системы гармонизации речевого поведения будущих педагогов;

выявление структурно-содержательных этапов развития языковой личности будущего педагога, определяющих основу гуманистической ценностной диспозиции личности.

комплекс созданных или модифицированных научно-практических и
диагностических методов оценки уровней сформированное компонентов
языковой личности.

В эмпирическом плане новыми представляются установленные факты и закономерности, раскрывающие динамику развития языковой личности будущего учителя, которая способна обеспечить выход на уровень гуманитарных способов мышления и поведения.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования позволят осуществить более широкий подход к решению проблем гуманизации образования.

Обоснование необходимости развития гуманитарной составляющей профессионального обучения будущих педагогов, выявление системы гуманистических ценностей в современном образовании, определение сущности языковой личности педагога составят основу более широких теоретических представлений о профессиональной подготовке учителей.

Исследование может быть квалифицировано как решение крупной научной проблемы, связанной с созданием целостной системы развития языковой личности будущих педагогов.

Предлагаемая в диссертации общая концепция развития системы гуманистических педагогических ценностей средствами гармонизации языковой личности будущих педагогов, формирования у них направленности на гуманистические ценности педагогического общения, ценности профессиональной и личной самореализации и производные ее аспекты в значительной степени способствуют развитию и обогащению педагогической и психологической теории, а также теории управления.

Результаты исследования вносят существенный вклад в развитие общей и частной дидактики, способствуют определению стратегии их развития: позволяют рассматривать дидактические условия как фактор, определяющий успешность процесса развития гуманистических качеств личности.

В работе теоретически обоснованы пути и способы развития языковой личности будущего педагога средствами дидактики, вытекающие из взгляда на обучение как общение, что дает возможность использовать

18 коммуникативную природу учебного процесса для целей активизации личностного потенциала будущих учителей. Проведенное исследование вносит заметный вклад и в развитие категориального аппарата педагогической науки: определены понятия «система гуманистических педагогических ценностей», «языковая личность педагога», «система развития языковой личности будущего учителя», уточнено понятие «гармонизация речевого поведения педагога», выделены отличительные признаки понятий «профессиональное самосознание учителя», «речевое взаимодействие педагогов», «коммуникативное поведение педагога».

Практическая значимость работы определяется вкладом в процесс
подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности,
способствующим гуманизации и гуманитаризации педагогического

образования и содействующим подготовке востребованных

конкурентоспособных специалистов.

Так, предложенная концепция развития языковой личности учителя начальных классов может быть модифицирована в разных частях или полном объеме при профессиональной подготовке педагогов любого профиля. Авторская педагогическая технология развития языковой личности будущего учителя может быть использована на курсах повышения квалификации преподавателей, студентами - будущими педагогами при проведении педагогической практики в образовательных учреждениях, учителями начальной и средней школы при обучении школьников.

Самостоятельную ценность имеет созданный научно-практический инструментарий, позволяющий проводить как диагностику уровней развития языковой личности преподавателей, так и индивидуальную оценку развития языковой личности будущих учителей. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для оптимизации речевого поведения студентов и учащихся школ, учителей в системе профессиональной переподготовки. Кроме того, критерии сценки речи говорящего и схема оценки речевого поведения учителя могут применяться администрацией учебных заведений различного типа при проведении аттестации педагогов.

Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования отражены в публикациях автора (общий объем более 48 печатных листов), представленных в виде тезисов докладов на научных

19 конференциях, статей, двух методических и четырех учебных пособиях, двух монографиях: «Гуманистические ценности в образовании и развитие языковой личности педагога» (2001) и «Проблемы становления системы гуманистических ценностей в современном образовании» (2002). Содержание и основные результаты исследования докладывались на международных и межрегиональных научных конференциях и симпозиумах в Санкт-Петербурге (1995, 1997, 1998, 1999,2000, 2001, 2002 г.г.), г.Иркутске (1998 г.); г. Бокситогорске (2002 г.), г. Мурманске (2002 г.) и ряде других.

Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на заседаниях научно-методических советов Высшего педагогического колледжа №7 С-Петербурга, Высшего педагогического колледжа г.Боровичи, заседаниях кафедр гуманитарного образования факультета естественнонаучного и гуманитарного образования СПбГМТУ, педагогики детства и современных образовательных технологий факультета психологии и педагогики ЛГОУ им. А.С.Пушкина, педагогики и педагогической психологии факультета психологии СПбГУ.

Внедрение результатов исследования. Материалы исследования положены в основу учебных курсов «Культура речи», «Риторика для педагогов», «Методика обучения русскому языку», «Русский язык и культура речи», читающихся студентам Высшего педагогического колледжа №7; Санкт-Петербургского государственного морского технического университета; спецкурса «Культура речи и эффективное речевое общение», читаемого студентам факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета им. А.С.Пушкина; спецкурса «Эффективное речевое взаимодействие» читаемого на курсах повышения квалификации педагогов и руководителей учреждений образования Ленинградской области.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы, включающего 817 наименований, и приложений. Материал изложен на 493 страницах, содержит 56 таблиц к 58 рисунков.

Ценностное сознание как ведущая форма мировоззрения

Характерной чертой современного общества является кризисное состояние большинства областей его жизнедеятельности, распад системы ценностей, усиление бездуховности. Современное общество, с его глобальными проблемами, ориентировано не столько на человека информированного, знающего, сколько способного к постижению сложности быстро изменяющегося мира, ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность, его связь с другими людьми. Глобальность постановки проблем преобразования мира путем совершенствования людей, необходимость осознания каждым человеком причастности к решению вопросов нашего мира в целом должны стать общим и в ценностном отношении для человечества.

По Э.Фромму, жизнь и смерть не столько биологическое состояние, сколько состояние бытия, отношения к миру. "В системе Пансофии Я.А.Коменского, в педагогических раздумьях русских философов-космистов, в работах социологов XX столетия, - пишет И.А.Колесникова, - указывается на необходимость интеграции отдельного человека с проблематикой человечества, на "тотальность переживания своей принадлежности к миру людей" (И.Н.Калинаускас)" (332, с.81). Размышляя о перестройке ценностно-смысловых структур, Ю.Н.Кулюткин пишет: "Живя в изменяющемся мире, человек изменяется сам. Эти изменения происходят на достаточно развитой психологической базе, но свое выражение они находят в динамике смысловых образований личности, ее ценностных ориентации и установок, в обогащении концептуальных структур мышления, методологии решения теоретических и практических задач, возникающих в общественно-трудовой жизни" (402, с. 15).

Когда теряется ясность ориентиров, время становится тревожным. Для восстановления ясности необходимо осмысление происходящего. В последнее время довольно востребованным стало слово "ценности". Этот термин зачастую используется формально, наподобие клише: "дружба народов", "разрядка напряженности", "права человека", "новое мышление", "реформы". Упорно повторяется лексема "ценности" с определениями "демократические", "общезначимые", "общечеловеческие". Слово "ценности", возможно, скоро сменится иным. Но исчезнет ли ориентация общественного сознания на те или иные ценности? Слова уходят в прошлое, но смысл некоторых из них не устаревает, он явно или неявно продолжает быть ориентиром деятельности. Стремление к стабильному миру, защита прав человека, забота об экологии, гуманистические ориентации, нравственно-ценностные аспекты останутся, несмотря на смену определений. Значит, ценностные суждения снова будут востребованы. Возможно, в будущем появятся или обнаружатся новые, неизвестные сейчас ценности. Трудно поверить, что когда-либо упразднятся ценности человеческой жизни, гражданского равенства, свобод и прав человека, культурного наследия, любви, дружбы, таланта и т.д.

Однако острые современные глобальные проблемы, порожденные техноэкономическим ростом, нестабильность и даже кризисность социальной ситуации свидетельствуют о том, что прежние ориентации рационализма -вера в научно-технический прогресс, разумно рассчитанное справедливое общество - оказались несостоятельными. Начиная с последних десятилетий XX века мир переживает переломный период. Данный перелом касается и смены ведущей формы мировоззрения. "В наступающей новой исторической эпохе ведущей формой мировоззрения станет не религиозное, не идеологическое, а ценностное сознание" (573, с. 13).

Современная эпоха и смысл существования человека

Ценности связаны прежде всего с человеком, вне и без которого они не имеют смысла. Однако таким субъектом является и природа как источник жизни вообще, включая человеческую. Беды человечества проистекают из отношения к природе людей, которые относились и относятся к ней до сих пор лишь как к объекту удовлетворения своих потребностей. Насилие человечества над природой - это искалеченная окружающая среда, подверженные излишествам и болезням тело и душа человека. Природа - источник здоровья, цивилизация - причина болезней, так можно представить одну из парадигм мирового гуманизма. Природа едина, и насилие над одной ее частью неизменно отражается на другой - человечестве. Ничего не изменится, несмотря ни на какие призывы, пока природа не станет для человека равноправным и самоценным субъектом ценностных отношений (179). Высокоразвитая техника, компьютеризация и информационные технологии, содействующие благосостоянию людей, приводят к неожиданному побочному эффекту: они отчуждают человека от живого общения с природой, с другими людьми, замещая реальный мир миром искусственного. Уже в детском возрасте происходит потеря чувствительности, начиная от элементарных чувств (обоняние, осязание и т.д.) и кончая чувствительностью по отношению к человеку. Физическая акселерация перегоняет развитие духовной сферы, что также способствует огрублению чувств, вспышкам насилия и жестокости, дегуманизации человека (399).

Особое значение в целостной системе "человек - мир" имеет человек, понимаемый как целостная личность, реализующая свой творческий потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом, другими людьми. "Лишь при самом активном, творческом, нравственно безупречном включении человека в процесс созидания материальные творения человеческого разума могут быть использованы во благо, а не во зло. Именно поэтому в извечной борьбе созидательных и разрушительных сил, результат которой, собственно, и предопределяет будущее, решающее значение приобретают духовные, нравственные факторы" (191, с. 17). Сегодня мы начинаем понимать, что эффективны не технические приспособления сами по себе, но воля и разум самого человека, или, как говорили в Китае, "техника сердца", методы человеческого взаимодействия, обеспечивающие доверие, искренность и радушие в отношениях между людьми. "Техника сердца", помноженная на технику ума и технику рук, - вот завтрашний день человечества. Технизация же жизни наделяет человека новой ответственностью за судьбу Земли и, как никогда ранее, требует от него веры в силы и возможности человеческого разума. Техника парадоксальным на первый взгляд, но глубоко закономерным образом заставляет человека обратиться вновь к природе духовного опыта" (424).

Размышления В.В.Малявина вступают в резонанс с утверждением В.А.Сухомлинского (799), высказанным ранее: "Мир вступает в век Человека" и убеждением Б.С.Братуся: "Вся история уходящего столетия и в особенности опыт нашей многострадальной страны дает основание прогнозу, согласно которому наступающий век будет веком гуманитарным, либо его не будет вовсе" (118, с.15). "Добро творится, - писал С.Л.Франк, - и ...зло истребляется одним лишь духовным деланием и его осуществлением - любовным единением людей. Никогда еще добро не было осуществлено никаким декретом, никогда оно не было сотворено самой разумной и энергичной общественной деятельностью; тихо и незаметно, в стороне от шума, суеты и борьбы общественной жизни оно нарастает в душах людей, и ничто не может заменить этого глубокого... органичного процесса» (686, ,с.198). Именно поэтому в извечной борьбе созидательных и разрушительных сил, результат которой предопределяет будущее, решающее значение приобретают духовные, гуманистические, нравственные факторы. Но в современном динамично изменяющемся мире ситуация меняется катастрофически быстро. Среда, окружающая человека, из фона превращается в действующий персонаж человеческой трагедии. Воздействие человека так быстро меняет среду, что обратное влияние изменяющихся условий на жизнь человека становится определяющим фактором его судьбы. Поэтому за время жизни одного поколения поведение человека, его образ жизни, его навыки и традиции должны подвергнуться качественному изменению (456). Не случайно еще К.Д.Ушинский наставлял: "Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях ... каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями" (676, с.35).

Гуманистическая философия

Задачи нашего исследования предполагают конкретизацию "универсальности гуманизма", "универсальных гуманистических ценностей". Гуманное отношение к человеку подразумевает не только восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какая она есть. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование. Понятия "гуманистические взгляды", "гуманистические идеи", "гуманистические отношения", "гуманистические ценности" все чаще становятся предметом изучения, а слова "гуманизм", "гуманистический" теперь можно увидеть в сочетании, согласовании со словами «философия», «психология», «педагогика», «образование».

В анализе проблем нашего исследования уместен и необходим философский подход. В свое время Г.Гегель подчеркивал, что без философии другие науки не могут обладать ни жизнью, ни духом, ни истиной. Поэтому первоочередное описание понятия "гуманистическая философия" становится обоснованным.

Место и роль философии в становлении мировоззрения поистине уникальны. Именно она системно формирует сознание, теоретически обобщает отношение к миру, складывающееся на уровне его созерцания, ощущения, переживания. Безграничен круг явлений, оцениваемых человеком с нравственных и эстетических позиций, меняется представление о правильности тех или иных теоретических концепций, но сами понятия Истины, Добра, Красоты формируются в философском осмыслении мира.

Время глобальных философских систем, как считают Е.Н.Шиянов и И.Б.Котова (например, марксизма, персонализма, неотомизма и др.), претендующих на единственную истину и нормативное руководство, ныне стало достоянием истории. Современные философские учения признают свою обусловленность определенной культурой, традициями и допускают включение в диалоговый режим иных философских взглядов на мир, иных культур (730, с.46).

Так, Е.В.Бондаревская и С.В.Кульневич выделяют гуманистическую философию, в которой речь идет о целостности бытия, присущей каждому человеку, но востребованной далеко не всеми. Это и есть истина, но для человека истина - прежде всего знание о себе (105). Любовь к жизни лежит в основе всех версий гуманистической философии. Самая глубокая потребность человека, пришедшего в этот мир - потребность преодолеть свою отчужденность от других людей, освободиться из темного плена одиночества, выйти за пределы своего отдельного существования и достичь единения с другими (692). Смысл философии, по мнению К.Ясперса, состоит в пробуждении человека к целостной, т.е. истинной, жизни: "там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия" (540).

Для всей мировой философии и общественных наук в целом конец XX века характерезуется своеобразным "антропологическим ренессансом". Известно, что размышления о человеке всегда составляли суть философии и других гуманитарных наук. Жизнь постоянно ставит человека перед возможностью выбора, решения тех или иных жизненных проблем, выделяет человека как феномен, что в свою очередь усиливает к нему внимание. Однако, как пишет Б.С.Гершунский, "вряд ли за всю историю человечества найдется поколение, которое лишено уверенности в своем будущем, как нынешнее. В наиболее общем плане такое положение можно объяснить крушением философской рационалистической традиции в объяснении закономерностей окружающего мира и места человека в нем" (191, с. 120).

О принципиальной неограниченности возможности человека творить свое видение мира в нем самом говорит М.К.Мамардашвили: "Человеческий способ бытия заключается не столько в том, чтобы овладевать наличной реальностью, сколько в создании новых культурных форм, которые создают новую реальность того, чего до сих пор не было в человеческом опыте... жизнь всегда бесконечно возможнее, чем те формы, которые нам удалось изобрести" (426, с.545). Еще В.М.Бехтерев, размышляя о принципиальном бессмертии духовной личности каждого человека, ставил вопрос о "моральной ответственности каждой отдельной личности перед потомством, точнее говоря, перед всем человечеством" (76, с.249).

Современные исследователи вопроса говорят о способности человека внести свой персональный вклад в жизнь человечества в целом, которая позволяет человеку расширить свою жизнь даже за пределы своего физического бытия и приобщиться к вечности мира (144, 389,632). Основное условие такой возможности для человека - развить в себе "сущностные силы, в чем-то превосходящие исторически накопленные родовые способности человечества и способные обогатить эти родовые способности" (389, с. 167). Кроме того, Д.А.Леонтьев выделяет две формы реализации сущностных сил человека -культурализацию как созидание человеком объектов материальной и духовной культуры и персонализацию как полагание себя в форме личностных вкладов в других людях.

Похожие диссертации на Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности)