Введение к работе
Актуальность исследования. Приоритетным направлени-2М обновления отечественной социокультурной среды в современных условиях является ее гуманизация, предполагающая помимо всего прочего развитие национально-культурных традиций в общественной жизни, национально-духовного возрождения народа. Сегодня как никогда важно приобщение подрастающего поколения к народным традициям. Это тем более необходимо в условиях национальных республик, поскольку своеобразие национальной жраски делает их для детей близкими и понятными.
Отличительной чертой современной социокультурной си-гуации является также всемерное развитие политических, экономических и культурных связей между народами различных стран мира. Подобное расширение контактов с другими государствами сарактерно и для Республики Татарстан, которая сегодня самодеятельно выходит на международную арену. Одной из стран, с юторой сотрудничает Татарстан, является Турция, имеющая мно-о общего и родственного в плане языка, культуры и религии с іашей республикой. Расширение этих контактов, создание в Татарстане школ нового типа, в частности татарско-турецких лицеев, тавит перед необходимостью ознакомления учащихся этих школ с урецкой культурой, обычаями и традициями. Вместе с тем этот [роцесс невозможен без осознания учащимися своих собственных гащгональных корней. Поэтому, прежде чем освоить националь-[ые традиции другого народа, учащиеся должны усвоить свою на-(иональную культуру. Процесс ознакомления учащихся с культу-ой братских народов должен осуществляться посредством отбора учших образцов национальной культуры другого народа, сопос-авления их с лучшими произведениями своего народа, выявления е только различий, но и тождественности, идентичности, родства іежду этими культурами.
Эта задача еще более актуализируется в связи с тем, что у овременной молодежи наблюдаются проявления бездуховности и
2 скептицизма. Могучим источником благотворного воспитательного воздействия на подрастающую личность являются музыкально-эстетические традиции. Ведь все истинно прекрасное в народной музыке - это обязательно высокое и в нравственном смысле, возвышающее и облагораживающее людей. Между тем анализ практики показывает, что музыкально-эстетическое воспитание в школе продолжает оставаться не на должном уровне. Даже увеличение количества часов на преподавание искусства не решает проблемы превращения предметов эстетического цикла в эффективное средство духовного развития личности. Новые типы учебных заведений зачастую направлены на интеллектуальное развитие ребенка и игнорируют необходимость формирования ценностных ориентации школьников, их нравственно-эстетической культуры средствами музыки, в том числе народной. А опора на все богатство народной культуры, в которой содержится огромный педагогический заряд, может послужить действенным средством гуманизации воспитания.
Обращение к теории вопроса показывает, что проблема татарской народной педагогики рассматривалась в трудах Я.И.Ханбикова, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Р.А.Ни-замова. Определенный интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные использованию народных традиций в нравственном, художественном и трудовом воспитании учащихся, выявлению педагогических условий повышения эффективности этого процесса (Б.Апышев, О.М.Валяева, Э.Х.Галеев, Ш.Ш.Залялиев, К.А.Кадырлиев, Р.М.Пашаева, С.М.Саипбаев, К.Б.Солчак, Е.И.Савявко и др.). Обобщение и анализ опыта эстетического воспитания в школах, методические аспекты этой проблемы содержатся в трудах О.А.Апраксиной, НААстлугиной, М.А.Верба, ЛА.Воловича, С.АТерасимова, Д.Б.Кабалевского, Н.И.Киященко, Е.В.Квят-ковского, Б.Т.Лихачева, Б.М.Неменского, Г.А.Петровой, Т.В.Шуртаковой, Б.П.Юсова.
Особый интерес представляют работы по проблемам музыкально-эстетического воспитания учащихся (А.Н.Веселова,
И.И.Земновский, Р.А.Исхакова-Вамба, К.В.Квитка, Ф.А.На-дершина, С.И.Раимова, Н.Х.Халитова.). Эти исследования раскрывают методы, формы и приемы музыкально-эстетического воспитания детей различного возраста в условиях общеобразовательной школы, ПТУ, музыкального училища и педагогического вуза.
Для настоящего исследования большое значение имели труды К.Насыри, Г.М.Давлетшина, Р.Ф.Ягфароза, Ф.В.Ахметовой, И.Н.Надырова, М.Н.Нигмедзянова, Р.Ф.Халитова, в которых раскрывается содержание татарского народного фольклора; исследования Д.Р.Рустам-Заде, Ш.-Н.А.Шакир-Заде, В.А.Гордлевского, В.Беляева, В.Виноградова, Р.Грубер и др., посвященные изучению турецкого фольклора.
Объект и предмет данной диссертационной работы предпо
лагали необходимость изучения не только трудов отечественных
исследователей, но и турецких ученых М.Газимихаля,
М.Сарисезена, А.Сайгуна, В.Барток, О.Аджипаямлы,
В.Арсевена, И.Шенола, М.-Р.Кесемихаля, Д.Ергюсю,
М.Сойлемеза.
Вместе с тем в настоящее время нет монографического исследования, содержащего сравнительный анализ музыкально-эстетических традиций татарского и турецкого народов, что содействовало бы совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школах нового типа, каковыми являются появившиеся в последние годы татарско-турецкие гимназии, лицеи.
Таким образом, обнаружилось противоречие между объективной необходимостью использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания в формировании личности учащихся общеобразовательных школ и неразработанностью взаимосвязи и взаимовлияния музыкально-эстетических традиций татарского и турецкого народов.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы основные тенденции становления, социально-педагогические условия развития и содержание музыкально-эстетических традиций татар-
ского и турецкого народов и возможности их использования і воспитательной практике?
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическа значимость и недостаточная теоретическая разработанность опрс делили выбор темы исследования: "Сравнительный анализ му зыкально-эстетических традиций татарского и турецкого на родов".
Объект исследования: педагогическое наследие, выражен ное в народном творчестве, опыт и традиции музыкально эстетического воспитания татарского и турецкого народов.
Предмет исследования: основное содержание и сравни тельный анализ традиций татарского и турецкого народов.
В этой связи цель исследования состояла в том, чтобы прс анализировать и сравнить опыт музыкально-эстетического воспі! тания татарского и турецкого народов, вскрыть и обосновать педа гогические условия использования этого опыта в новых типа школ.
Главное предположение, положенное в основу исследова ния, заключается в том, что довольно низкий уровень музыкально эстетической воспитанности учащихся таких новых типов шко; как татарско-турецкие гимназии и лицеи, объясняется слабой пс становкой в них воспитательного процесса, основанного на музы кально-эстетических традициях татарского и турецкого народої Определенному совершенствованию учебно-воспитательного прс цесса в целом и музыкально-эсте-тического воспитания учащихс в частности может способствовать анализ в сопоставительнс сравнительном плане музыкально-эстетических традиций тата ского и турецкого народов, вскрытие основных тенденций их ра; вития, раскрытие воспитательного потенциала и выявление форд методов и условий приобщения к ним учащихся-гимназисто (лицеистов).
В соответствии с указанной целью и выдвинутого предпс ложения были поставлены следующие задачи:
-
Раскрыть исторические предпосылки возникновения обы-іаев, музыкально-песенного фольклора татарского и турецкого на-эодов.
-
Сделать теоретический анализ и выявить тенденции раз-іития музыкально-эстетических традиций татарского и турецкого городов.
-
Дать сравнительный анализ содержания и раскрыть вос-титательный потенциал музыкально-эстетических традиций татарского и турецкого народов.
-
Обосновать педагогические условия использования на-юдных музыкально-эстетических традиций в современных инно-яционных школах.
Методологической основой диссертации являются поло-кения философской науїси о роли народа в создании духовной сультуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности радиций и их роли в жизни народа, своеобразии и самобытности сультур различных народов, об эстетическом воспитании средст-іами музыки.
Теоретико-методологической основой исследования явился акже общефилософский принцип объективности, требующий лубокого анализа по возможности всех факторов, влияющих на іазвитие изучаемого явления; труды отечественных ученых по ис-оризму в изучении этнографических источников фольклора в це-юм (А.Н.Анфретьев, О.А.Апраксина, А.С.Баширова, Ш.Воробьев, Л.Н.Гумилев, К.С.Давлетов, В.И.Чичерев и др.), іузьїкального жанра в частности (А.Абдуллин, В.М.Беляев, \Тагиров). В своем исследовании мы опирались также на труды ченых, исследовавших турецкое устное народное творчество и гузыкальный фольклор (В.Г.Ардзинба, В.В.Бертольд, к.Н.Берштам, Д.Еремеев, И.Коев, Б.Миллер).
В исследовании применялось сочетание исторического ме-ода с логическим, что позволило рассмотреть исследуемое явлене в его развитии и с точки зрения его теоретического и практи-
ческого значения для современной школы. Кроме названного общеметодологического подхода мы широко использовали:
- изучение исторической, этнографической, археологической
научной литературы, содержащей сведения о традициях татарско
го и турецкого народов в области музыкально-эстетического вос
питания;
-теоретические методы анализа, синтеза, сравнения, сопос тавления и обобщения;
- педагогическое наблюдение за деятельностью учителей і
учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью изучения со
стояния проблемы в практике работы школ нового типа (татарско
турецких лицеев, гимназий).
Решение поставленных в диссертации задач потребовалс тщательного изучения различных источников как отечественной так и зарубежной литературы, связанной с темой исследования. К главной группе источников относятся труды по татарскому и ту редкому фольклору, археологии и этнографии. Источниковедче ской базой диссертации также являются исследования по традици ям татарского и турецкого народов; периодическая литература п< педагогическим вопросам.
Научная новизна исследования заключается в том, что і нем дан сравнительный анализ музыкально-эстетических тради ций татарского и турецкого народов; определены основные тен денции их становления и развития: архаичные, классические і поздние музыкально-эстетические традиции; раскрыто их содер жание и воспитательный потенциал, выявлены и обоснованы пе дагогические условия их использования в гуманизации воспита тельной практики в современных инновационных школах:
включение музыкально-эстетических традиций татарской и турецкого народов в разнообразные виды деятельности школь ников (учебную, трудовую, коммуникативную, игровую, спортив но-оздоровительную, художественную);
сочетание информационного (разъяснение сущности и зна чения музыкально-эстетических традиций татарского и турецкоп
7 народов) и личностно-деятельного подходов в организации учебно-воспитательного процесса (практическое претворение этих традиций в школьной жизни);
учет при организации деятельности, основанной на музыкально-эстетических традициях татарского и турецкого народов, общих задач развития учащихся, их возрастных особенностей, уровня нравственной воспитанности;
систематичность использования музыкально-эстетических традиций татарского и турецкого народов в учебно-воспитательном процессе;
разнообразие видов деятельности, включающих использование этих традиций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно восполняет один из пробелов в изучении этнопедаго-гики. Разработанные рекомендации по использованию музыкально-эстетических традиций татарского и турецкого народов могут быть использованы в организации учебно-воспитательного процесса как в школах нового типа, так и в общеобразовательных школах в целях формирования у учащихся музыкального мышления, сохранения и развития традиций народной культуры и воспитания творческой личности.
Материалы диссертации могут стать основой для спецкурсов по истории педагогики, теории и методике воспитания на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов.
На защиту выносятся:
э тенденции развития музыкально-эстетических традиций татарского и турецкого народов;
а сравнительный анализ содержания и воспитательного потенциала музыкально-эстетических традиций татарского и турецкого народов;
а теоретическое обоснование педагогических условий использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания учащихся в школах нового типа.
Апробация работы. Результаты проведенного исследовани докладывались и обсуждались на ежегодных итоповых научно методических конференциях профессорско-преподавательское состава Казанского педуниверситета (1992-1997 гг.), на научна практических конференциях молодых ученых КПТУ (1993 1997 гг.), на III Международной научно-практической конферен ции "В будущее, сохраняя народные традиции" (Казань, 1996), также в выступлениях перед студенческой, учительской и роди тельской аудиторией.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения 2-х глав, включающих 6 подглав, заключения, списка использс ванной литературы и приложений.