Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха Гуляева Елизавета Петровна

Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха
<
Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гуляева Елизавета Петровна. Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Якутск, 2005 199 с. РГБ ОД, 61:05-13/1805

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы подготовки старшеклассников к семейной жизни 12

1.1. Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты 12

1.2. Специфика и структура подготовки подростков к семейной жизни на народных традициях 29

1.3. Модель подготовки старшеклассников к семейной жизни на народных традициях 57

Выводы по первой главе 83

ГЛАВА II. Содержание и технология подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха 86

2.1. Учет региональных особенностей в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни 86

2.2. Формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни на народных традициях 101

2.3. Диагностика подготовленности старшеклассников к семейной жизни 125

Выводы по второй главе 140

Заключение 142

Библиография 145

Приложение 164

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные условия развития общества определяют новое видение роли подготовки к семейной жизни в становлении личности учащихся старших классов, в решении их профессиональных, социальных, экономических и личностных проблем, так как подготовка к семейной жизни - система, выполняющая адаптивную и воспитательную функции между социумом и человеком. Роль школы и семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни приобретает особую значимость. Семья является уникальным носителем, транслятором политического, социального опыта и традиций народа, в которых заложен богатый нравственно-этический потенциал. В педагогической культуре всех народов подготовка подрастающего поколения к семейной жизни занимает ведущее место.

Семья является объектом исследования различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, истории, этнографии и др.

В своем исследовании мы опирались на работу многих педагогов в области формирования личности старшеклассников. Ими исследуются различные аспекты формирования личности в подростковом и юношеском возрасте, воспитания общественной направленности школьников (Е.В. Бондаревская [35;36], З.И. Васильева [48], А.В. Зосимовский [93; 94], И.С. Кон [115-118], И.С. Марьенко [141], Н.И. Монахов [145], Г.Н. Филонов [208] и др.), проблемы формирования самостоятельности и потребности в общественно полезной деятельности (К.Д.Радина [179], Д.И. Фельдштейн [205; 206; 207]).

Социологи А.И. Антонов, Э.К. Васильева, СВ. Дармодёхин, А.Г. Харчев и др. выявили основные тенденции развития института семьи в современных условиях и определили перспективы его развития в будущем. В этом же направлении ведется разработка проблемы в трудах зарубежных исследователей Р. Зидера (Германия), Н. Смелзера (США) и др.

На важность подготовки старшеклассников к семейной жизни указывали классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели, прежде всего,

в совершенствовании нравственной культуры старшеклассников, в воспитании ответственного отношения к материнству и отцовству.

Этико-философское осмысление проблемы сущности нравственной
культуры личности всегда находится в центре внимания отечественных и
зарубежных исследователей, стремящихся выявить социокультурную специфику
нового времени и пространственно-временные инварианты морали

(Л.М. Архангельский [14], С.Ф. Анисимов [9], Л. Колберг [112], А.Н. Титаренко [196], М.С. Каган [102; 103], В. Франкл [211], Э. Фромм [212; 213] и др.).

Педагогические аспекты рассматриваемой проблемы содержатся также в работах И.В. Бестужева-Лады [30], И.В. Гребенникова [71], Т.А. Куликовой [128], С.Н. Токаревой [203] и др. Они определили содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни в современных условиях.

Психологические, медицинские, гигиенические вопросы воспитания семьянина отражены в работах М.С. Кагана [102; 103], И.С. Кона [115-118], А.Г.Харчева [223], А.Г. Хрипковой и др. Важную роль в подготовке старшеклассников к семейной жизни имеют работы этнопсихологов С.Д. Дерябо, B.C. Кукушкина, B.C. Мухиной, А.П. Оконешниковой, В.А. Левина и др.

С целью актуализации значения семьи для каждого человека и в целом для развития общества с 1994 г. по решению ООН 15 мая ежегодно празднуется Международный день семьи. В условиях Республики Саха (Якутия) сегодня возможно не только рассматривать основы семейной и демографической политики, но и анализировать итоги 10 лет её реализации. По инициативе Комитета по делам семьи и детства при Президенте РС(Я) были разработаны и приняты законы: в 2003 г. - «Об уполномоченном по правам ребенка в РС(Я)», в 2003 г. -«О профилактике злоупотребления алкогольной продукции в РС(Я)», в 2004 г. -«Об охране общественной нравственности». Всего за 1990-2005 гг. издано около 100 указов и распоряжений Президента РС(Я), в которых закреплены меры по улучшению положения семьи, женщин и детей.

Современные тенденции развития семейно-брачных отношений в Республике Саха (Якутия) представлены в исследованиях И.А. Аргуновой [13],

Р.И. Бравиной [39], У.А. Винокуровой [52], А.А. Григорьевой [72-74], М.Г. Колодезниковой [111], Н.Д. Неустроева [155], Л.И. Омуковой [111], Б.Н. Попова [167], И.С. Портнягина [172], П.А. Слепцова [189], К.Д. Уткина [199], К.С. Чиряева [229-233] и др.

Известный интерес в плане нашей работы представляют также исследования Л.И. Аманбаевой [3; 4], А.А. Григорьевой [72], Д.А. Данилова [82; 84], ЕЛ. Жиркова [90], А.В. Ивановой [95], А.Г. Корниловой [121], Н.Д. Неустроева [115], И.С. Портнягина [171], в которых раскрыты методологические подходы к управлению системой образования Республики Саха (Якутия), педагогические технологии обучения и воспитания учащихся с учетом этнопедагогических традиций.

Подростковый период характеризуется активным становлением личности учащегося, его самоопределением и прогнозированием собственной социальной активности, планированием своего будущего, формированием собственных представлений о мире, семье и о себе самом.

Актуальность и востребованность данной проблемы определяются следующими противоречиями между:

потребностью общества в социально компетентных молодых людях, готовых к семейной жизни и недостаточным уровнем их социально-психологической подготовки в системе школьного образования;

объективными потребностями молодых людей в подготовке к семейной жизни и недостаточным уровнем их социально-психологической готовности в школе к проблеме создания благополучной собственной семьи;

уровнем развития теории и практики создания условий, обеспечивающих успешность подготовки к семейной жизни старшеклассников, и степенью освоенности данного направления в содержании предметной области знаний средствами этнопедагогики.

Для преодоления имеющихся противоречий и решения проблемы усиления социального образования предлагается средство в виде создания системы действенной подготовки к семейной жизни старшеклассников,

6 которая будет способствовать формированию личности будущих родителей.

Вышесказанное определило тему исследования: «Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха».

Объект исследования: процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на основе традиций народа саха.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха и обосновать педагогические условия ее осуществления.

В основу положена гипотеза: процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха может быть наиболее эффективным, если:

- обосновать инновационные подходы к организации процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха: принципы, идеи, технологии;

реализовать педагогические условия, способствующие подготовке к семейной жизни (интеграция современных образовательных технологий с традициями, средствами, формами и методами народной педагогики; использование активных форм, методов обучения и воспитания (тренингов, групповых дискуссий, ролевых и имитационных игр, секретных почт и т.д.); взаимодействие школы, семьи и общественности, направленное на повышение этнопедагогической культуры родителей, укрепление семьи и родственных связей, пропаганду здорового образа жизни);

- осуществлять диагностику личностного продвижения в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие

задачи исследования:

  1. Обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни на основе традиций народа саха.

  2. Выявить и экспериментальным путем проверить эффективные формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха.

3) Сконструировать модель подготовки старшеклассников к семейной
жизни на традициях народа саха.

4) Определить критерии, показатели и уровни подготовленности
старшеклассников к семейной жизни на основе традиций народа саха.

5) Разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических
условий подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа
саха.

Методологической основой являются положения материалистической философии о взаимообусловленности и взаимосвязи общественной и семейной жизни; гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; о диалектическом единстве форм и содержания; теории и практики развития личности; современные философские, педагогические, психологические концепции образовательных систем.

Профессиональные аспекты методологической основы исследования определяются законами Российской Федерации по вопросам образования, нормативно-правовыми документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Республики Саха (Якутия) по проблемам школьного и семейного воспитания.

Теоретической основой исследования явились идеи подготовки к семейной жизни подрастающего поколения в педагогике (П.П. Блонский [34], С.Я. Батышев [22], А.С. Макаренко [137], Ю.П. Лисицын [132], В.А. Сухомлинский [193] и др.); психологии (И.С. Кон [116],

А.П. Оконешникова [159], Б.Д. Парыши [161], A.M. Прихожан [175], А.Г. Харчев [217] и др.); социологии (А.И. Антонов [10], Н. Смелзер [191], Т.М. Мальковская [138], В.А. Ядов [238] и др.); гуманистическая парадигма образования (Е.В. Бондаревская [35], Б.С. Гершунский [68], Ю.Н. Петров [163] и др.); этнопедагогические теории (Г.Н. Волков [54-62], У.А. Винокурова [52], А.А. Григорьева [72-74], Е.П. Жирков [90], А.Г. Корнилова [121], Н.Д. Неустроев [155], И.С. Портнягин [172], К.С. Чиряев [229-233] и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через анкетирование, наблюдение, беседу, интервьюирование, тестирование; теоретическая , и методическая интерпретация педагогического эксперимента: анализ собственного опыта с учащимися: математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования:

1. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена
значимость народных традиций в процессе подготовки старшеклассников
к семейной жизни.

2. Выявлены и экспериментальнынпутем проверены эффективные формы
и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа
саха, построенные на принципах природосообразности, интеграции обучения,
воспитания и развития, культуросообразности, целостности, направленности,
индивидуализации, взаимосвязи теоретических знаний и практической
деятельности, учета микроклимата взаимодействия членов семьи.

3. Предложена модель, включающая три этапа подготовки
старшеклассников к семейной жизни на традициях народа
саха (организационный, информационный, заключительный).

  1. Определены критерии, показатели и уровни подготовленности старшеклассников к семейной жизни на традицшхнарода саха.

  2. Разработан и апробирован комплекс педагогических условий,

обеспечивающих эффективность подготовки старшеклассников к семейной

на. жизни традицияднарода саха.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ, модели подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха, в обосновании научных подходов к подготовке старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха, разработанные авторские программы «Девушка - это будущее народа» («Кыыс о5о - омук анала») и «Юноша - надежда нации» («Уол о5о - норуот эрэлэ»), диагностический материал, методические рекомендации по подготовке старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе школ, гимназий, лицеев, колледжей. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических вузов, при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике школьного и семейного воспитания.

Достоверность результатов исследования подтверждается

методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры управления образованием Педагогического института Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова; включены в преподавание предметов «Девушка - это будущее народа» («Кыыс о5о -

омук кэскилэ»), «Юноша - надежда нации» («Уол о5о омук эрэлэ») и «Основы семейных взаимоотношений»; изложены в учебных пособиях «Якутская девушка в новом веке», «Тропою знаний»; докладывались на Всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях: «Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски» (1999 г.); «Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания» (2000 г.); «Духовность - веление времени» (2003 г.); «Глобализация и судьба культуры» (2003 г.); «Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования» (2004 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось путем выступления с докладами на семинарах, улусных, городском методобъединениях; в рамках лекционной работы для учителей национальной культуры; в ходе организации опытно-экспериментальной работы в школах.

Базой исследования явились средние общеобразовательные школы Булунского, Мегино-Кангаласского, Таттинского, Усть-Алданского улусов, а также школа № 31 МУО г. Якутска Республики Саха (Якутия).

Исследование проводилось поэтапно с 1999 по 2005 гг.

I этап (1999-2001 гг.) - поисково-теоретический. Изучение и анализ
научной проблемы по теме исследования. Проведен поиск возможных
педагогических условий подготовки старшеклассников к семейной жизни
на традициях народа саха.

II этап (2001-2003 гг.) - опытно-экспериментальный. Проверка
эффективности разработанного комплекса педагогических условий
подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха.

III этап (2003-2005гг.) - обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Подготовка старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха обусловлена социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами, объективными процессами, обеспечивающими

11 реализацию социальной, хозяйственно-бытовой, культурной, интегративной, адаптивной, технологической, ориентировочной, мотивационной функций.

2. Технология подготовки старшеклассников к семейной жизни
на традициях народа саха строится на принципах природосообразности,
интеграции обучения воспитания и развития, культуросообразности,
целостности, направленности, индивидуализации, взаимосвязи теоретических
знаний и практической деятельности, учета микроклимата взаимодействия
членов семьи и включает в себя три компонента (когнитивый, эмоционально-
ценностный, деятельностно-практический), три этапа (организационный,
информационный, заключительный).

3. Эффективность протекания процесса подготовки старшеклассников
к семейной жизни на традициях народа саха обеспечивают следующие
педагогические условия: интеграция современных образовательных
технологий с традициями, средствами, формами и методами народной
педагогики; использование активных форм и методов обучения (тренингов,
групповых дискуссий, ролевых и имитационных игр, секретных почт и т.д.);
взаимодействие школы, семьи и общественности, направленное на повышение
этнопедагогическои культуры родителей, укрепление семьи и родственных
связей, пропаганду здорового образа жизни; творческое осмысление
старшеклассниками личностных качеств, самопознания, самовоспитания через
диагностику изменения их семейных установок средствами этнокультурных
традиций и обычаев; развития их семейных ценностных ориентации.

Структура исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты

Современный социальный заказ школе ставит задачу ускорения процессов нравственного и гражданского становления подростков и поднимает вопросы существенного повышения качества их подготовленности и моральной ориентировки на будущую семейную жизнь. Базовой основой этой ориентации могу служить этнокультурное наследие каждого народа, ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают мировую педагогическую мысль.

Исследованию основных закономерностей процесса подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, определению его путей, методов и средств посвящены работы Б.П. Битинаса [31], Е.В. Бондаревской [35, 36], З.И. Васильевой [48], А.В. Зосимовского [94], Т.Н.Мальковской [138], И.С. Марьенко [141], Н.И. Монахова [145], Л.И. Рувинского [185], Г.Н. Филонова [214], И.Ф. Харламова [222] и др. Важность формирования самостоятельности и потребности старшеклассников в общественно полезной деятельности отмечали Т.К. Ахаян [17], Е.Е. Насиновская [149], К.Д. Радина [179], Д.И. Фельдштейн [212], А.С. Шаров [239] и др. Наиболее значимыми являются идеи об учете самооценки подростков и особенностей социально-педагогической ситуации (А.В. Аверген [2], Б.Д. Парыши [161], С.Н. Токарева [197] и др.).

Этико-философское осмысление проблемы сущности нравственной культуры личности всегда находилось и сейчас находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, стремящихся выявить социокуль-турную специфику нового времени и пространственно-временные инварианты морали (С.Ф. Анисимов [9], Л.М. Архангельский [14], Л.П. Буева [43], П.С. Гуревич [79], О.Г. Дробницкий [88], М.С. Каган [103], Л. Колберг [112], А.И. Титаренко [196], В. Франкл [217], Э. Фромм [218] и др.).

В последние годы изучение этнопедагогических и поликультурных аспектов данной проблемы приобрело особую актуальность. Это связано как с ростом национально-этнического самосознания людей, активизацией процессов этнопедагогизации, обращением к этнопсихологии, вековым народным традициям и обычаям воспитания подрастающего поколения, так и с гуманизацией и гуманитаризацией образования и воспитания, разработкой регионального компонента содержания этих процессов (Т.В. Анисенкова [8], В.А. Бакаев [19], Ю.В. Бромлей [41], Г.Н. Волков [59], А.А. Григорьева [72], Ш.А. Мирзоев [144], А.Х. Мухамбаева [148], А.П. Орлова [160], Ю.А. Рудь [187], СВ. Стручкова [198] и др.).

В педагогической науке широко рассмотрены концептуальные основы этнопедагогики, проанализирована роль народных традиций в процессе формирования личности (А.А. Бугаева [40], Ю.В. Бромлей [42], Г.Н. Волков [60], А.А. Григорьева [74], А.Б. Григорян [75], Л.Н. Гумилев [78], ДА. Данилов [82], Е.П. Жирков [90], А.П. Оконешникова [159], И.С. Портнягин [171], Я.И. Ханбиков [220], В.Н. Черкасова [227] и др.). Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н. Волков и его ученики. В своем труде «Этнопедагогика» [59] он раскрыл сущность народной педагогики как науки, определил суть и ее предмет этнопедагогического подхода. Г.Н. Волков убедительно доказал, что народная культура и народная педагогика являются ценным источником для исследователей и содержат в себе богатейший опыт воспитания многих поколений. Он пишет: «Этнопедагогика является педагогикой национального спасения, любви, мудрости... без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности. Без духовности - нет личности, без личности - нет народа» [59, с. 125].

Невозможно выделить особую сферу этнопедагогических знаний, поскольку они пронизывают практически все составные части духовной и материальной культуры народа: обычаи, традиции, обряды, верования, игры, игрушки, трудовые операции и т.д. Знания об этносе изучаются многими науками: этнографией, этнологией, этнопсихологией, этносоциологией и др.

Семья - один из наиболее древних социальных институтов, в котором заложено организующее начало воспитательной деятельности общества. В семье отражается социальный характер окружающей среды и реализуется задачи формирования гражданских качеств личности. Она является предметом исследования социологов, демографов, этнографов, философов, психологов, педагогов. В государственных документах о семье и семейной политике подчеркивается примат семьи, семейного социума как главной сферы всей социальной политики общества. В соответствии с этим вся социальная политика государства осуществляется на основе принципа первичности личности и семьи по отношению к другим общественным институтам и структурам [84, с. 52].

Семья - это экономическая, производящая и потребляющая единица, психологическая общность группы людей, где на первый план выступают взаимоотношения супругов между собой и со старшим поколением, а также цели и методы воспитания детей. В данном случае нас больше всего интересует нас социализирующее воздействие семьи на детей. Оно во многом зависит от материальных условий семьи, ее состава, образовательного ценза и профессиональной принадлежности родителей, детско-родительских отношений и особенностей взаимовлияния, культуры общения, гражданской позиции родителей и т.д. В региональном аспекте большую роль играют национальные традиции семейного воспитания (Р.Я. Антонова [11], А.А. Григорьева [74], А.Е. Сергучев, А.А. Пахомов [188], М.М. Прокопьева [177] и др.).

Как показывают результаты ряда исследований (Н.В. Гребенников [71], М.Г. Колодезникова [111], И.С. Кон [115], Б.Н. Попов [165], В.Я. Титаренко [196], А.Г. Харчев [223] и др.), влияние семьи на формирование личности ребенка весьма специфично. Данное своеобразие характеризуется тем, что семейное воздействие представляет собой совокупность как организованного и стихийного педагогического явления. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что контакты между людьми, как подчеркивают специалисты, имеют биологическое и социальное начало [84, с. 53].

Социально-педагогический анализ сохранившихся этических традиций семейного воспитания народов показывает, что они, прежде всего, обеспечивают управляемость формированием личности старшеклассника. Это происходит благодаря тому, что в семье: - сохранены народные традиции, определяющие алгоритм поведения человека; воспитание детей осуществляется в органическом процессе жизнедеятельности семьи; - отношение к детям исключает физическое наказание и жестокость при уважении к личности ребенка, его собственному мнению, праву на успех и ошибку, что сочетается с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей; - обеспечивается усвоение ребенком общественной культуры, норм поведения, морали в нерегламентированных благоприятных условиях в соответствии с его индивидуальными возможностями; - сохранены и являются неписаными законами нормы и правила, вытекающие из таких этических традиций, как культ предков, почитание старших, уважение личности детей, бережное отношение к окружающей природе, любовь к родным местам и др. [84, с. 63].

Специфика и структура подготовки подростков к семейной жизни на народных традициях

В условиях социальных и экономических преобразований, качественных изменений современного общества появилась возможность раскрытия творческого содержания национальной самобытности, национальных традиций, национальных культур. Идет подъем собственно национального самосознания коренных народов северного региона и возрождение «северного» патриотизма, «северной» духовности, «северной» культуры [165].

Современные исследователи российского менталитета отмечают тот факт, что в России за последние годы произошло заметное изменение структуры ценностей и приоритетов: на 8-10% повысилась распространенность таких ценностей, как свобода, независимость, инициативность. Наряду с этим снизилась распространенность как ценностей самопожертвования, следования традициям, вольности. Что касается психических установок, свойств и качеств характера русского народа, то они изменились непринципиально. Тип характера русского человека цивилизационно не изменился [124, с. 197].

Современное понимание национального менталитета в этнопсихологии и в этнопедагогике далеко не однозначно. В широком смысле слова его трактуют как свойственный данной этнической общности стиль жизни или культуры, а также как присущую данной нации систему ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения. Этнический менталитет может характеризоваться устойчивой неизменностью, постоянством, консерватизмом. Многие ученые отмечают, что он слабо подвержен воздействию извне, попыткам идеологического, административного, правового или управленческого давления. На индивидуальном уровне он формируется в процессе обучения и воспитания, выбора своей роли, самореализации личности усвоения национальной культуры, идентификации себя с ближайшим социальным, этническим окружением.

На страницах этнопсихологической литературы менталитет часто рассматривается учеными в одной связи с понятием национального характера. Первоначально описательное понятие «национальный характер» употреблялось в основном с целью выразить образ жизни народов. В дальнейшем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи - на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т.п. В антропологии для определения «целостного паттерна» особенностей индивида в культуре появлялись все новые термины (конфигурации культур, базовая личность, модальная личность), затем исследователи вновь вернулись к понятию «национальный характер». Сейчас в науке имеются самые разные точки зрения на то, что такое национальный характер. Ставится вопрос даже о том, существует ли он вообще и является ли он дифференцирующим признаком. Положение осложняется еще и тем, что в наши дни наблюдается «изгнание темы характера из психологии и замена интегрального понятия «характер» понятием «личностных черт» или просто понятием «личность» [194, с.180].

Но даже если рассматривать национальный характер как некое расплывчатое понятие, необходимо понимать, что характер этноса - не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. Поэтому вполне можно согласиться с мнением исследователя И.С. Кона, который подчеркивает: «...чтобы понять характер народа, нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру; индивидуально-психологические методы здесь недостаточны» [116, с. 124]. Также совершенно недопустимо считать какие-либо черты достоянием отдельных этнических общностей. Уникальны не черты и не их сумма, а структура: «...речь идет не столько о каких-то «наборах» черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления» [96, с.165-166].

Кроме того, черты характера можно понять лишь в соотнесении с общей системой ценностей, зависящей от различных факторов, социально-экономических и географических условий, от образа жизни народа. Например, такое качество, как трудолюбие, является качеством общечеловеческим, однако комплекс исторических условий влияет на ценностный смысл труда в той или иной культуре.

А.В. Мудрик отмечает о том, что «менталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях» [147, с. 35].

Анализ взглядов Н. Бердяева, И. Ильина, В. Ключевского, Н. Лосского, В. Соловьева, С. Соловьева, и др., исследовавших важнейшие периоды истории русского народа, показывает, что они дали описание не только объективных, пространственно-временных характеристик природы, окружающей человека, генезиса условий жизни и быта, но и того, как они отражаются в мироощущении и характере русского народа.

Из зарубежных исследователей наибольший вклад в анализ различных типов социального характера, темперамента человека внесли философ, психоаналитик Э. Фромм, антрополог М. Мид, социолог Д. Рисмен.

Каждый народ обладает спецификой национальной самобытности. Впервые в отечественной историографии проблематика национальной самобытности была затронута еще в «Повести временных лет». Затем ее проявления последовательно обнаруживались и в величайшем произведении древнерусской словесности «Слово о полку Игореве», а также в «Поучении Владимира Мономаха», «Степенной книге», «Житии Аввакума» и др. Гораздо позже, в XIX в., - в трудах И.С. и К.С. Аксаковых, И.В. и П.В. Киреевских, А.И. Кошелева, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова, В.А. Черкасского, в книгах «Русская беседа», «Сельское благоустройство» указанная тема начала обретать концептуальный характер. XX в. обогатил российскую общественную мысль сочинениями Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, перенесших исследования русского духа на философский уровень. Однако наиболее полное объяснение идея национальной самобытности получила, на наш взгляд, в трудах Л.Н. Гумилева.

При осознании феномена национального начала в общественном бытии, европейцы двигались индуктивным путем: от многомерности конкретной личности (включая ее животную ипостась) (К.-Г. Юнг) к ментальным построениям человеческих общностей (М. Блок, Лефевр, школа «Анналов»). Для русского же мышления такой подход изначально оказался неприемлемым, ибо русский человек ариори исходит из категории «мира». В указанном смысле концепция Л.Н. Гумилева - прямое продолжение русской культурной традиции. В противоположность западной философии Л.Н. Гумилев сумел сформулировать понятие национальной самобытности, отличное от категории национального характера.

Следует отметить, что большинство русских мыслителей, Л.Н. Гумилев не был философом в строгом (западноевропейском) смысле этого слова, таким как Г. Гегель, И. Кант или А. Шопенгауэр. И поэтому в текстах Л.Н. Гумилева не всегда можно найти строгую дефиницию термина «национальная самобытность»; он оперировал другими категориями: «пассионарный взрыв», «пассионарная личность», «гармоническая личность». Но, думается, что, в сущности, дело в другом: Л.Н. Гумилев впервые объединил в понятии «этнос» географические, физические, физиологические, социальные, психологические, культурологические (включая этические, лингвистические), политические аспекты современной гуманитаристики, которые до него рассматривались исключительно в качестве изолированных эпифеноменов. Причем соединил их не эклектично, но синтетическим образом, так, что в результате возникла многомерная целостность, определяющая новый ракурс историософской проблематики. Тем самым Л.Н. Гумилев открыл возможность особого прочтения понятия «национальной самобытности», которое, в нашем понимании, означает совокупность экономических, политических, социальных, ментальных, культурных (во всей их многогранности: от конфессиональных и лингвистических до материальных и этических) характеристик жизнедеятельности народа, проживающего на конкретной территории в определенный исторический период.

Учет региональных особенностей в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни

В условиях Республики Саха (Якутия) сегодня возможно не только рассматривать основы семейной и демографической политики, но и анализировать итоги за 10 лет ее реализации. На республиканских научно-практических конференциях обсуждаются достижения в области государственной поддержки семьи, еще нерешенные проблемы и намечаются пути их разрешения.

В начале 90-х гг., то негативные социально-экономические изменения в обществе отразились, прежде всего, на положении семьи, особенно многодетной, молодой и неполной. Резко увеличилось число малоимущих семей, стали чаще распадаться семьи, возникли другие асоциальные явления. Такая ситуация потребовала от руководства республики принять конкретные меры по экономической и социальной поддержке семьи, чтобы сохранить ее институциональный статус. Для разработки государственной семейной политики, ее реализации и координации был создан Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия). В 1995 г. была разработана и утверждена Правительством Концепция семейной политики в РС(Я), в 1999 г. - Концепция демографической политики. При разработке государственной семейной политики исходили из того, что следует дифференцировать семейную политику в отношении детей и женщин.

По инициативе Комитета были разработаны и приняты законы: в 2003 г. - «Об уполномоченном по правам ребенка в РС(Я)», и «О профилактике злоупотребления алкогольной продукции в РС(Я)», в 2004 г. - «Об охране общественной нравственности». Всего за 1990-2003 гг. издано около 100 указов и распоряжений Президента PC (Я), более 100 постановлений и распоряжений Правительства РС(Я), в которых закреплены меры по улучшению положения семьи, женщин и детей.

В 2003 г. программа «Семья и дети на 2003-2006 гг.», одобренная Правительством PC (Я), получила статус целевой Президентской программы. С 2001 г. Правительством PC (Я) реализуются Концепция и План действий по улучшению положения женщин, с 2001 г. - подпрограмма «Формирование здорового образа жизни среди населения РС(Я)» государственной программы «Охрана здоровья».

В 2001 г. по инициативе Комитета в целях стимулирования рождаемости и поддержки многодетных семей был подготовлен Указ Президента республики «О государственной поддержке семьи в Республике Саха (Якутия)». Все дети, которые в 2001-2005 гг. родились в семье третьими и более по порядку рождения, получают лицевые счета на 10,0 тыс. руб. По 25 тыс. руб. получают семьи выпускников ВУЗов и ССУЗов, которые выехали на работу в сельскую местность.

Одной из организационных форм реализации семейной политики стало объявление Года семьи (1993-1994 гг.), Года детства и детского спорта (1999-2000 гг.), Года здоровой семьи (2003-2006 гг.). Такая форма обеспечила преемственность в содержании проводимой политики, в системе принимаемых мер, а главное - помогла консолидировать усилия и действия различных государственных структур, хозяйствующих субъектов, общественных формирований и отдельных граждан для достижения одной цели - улучшение положения семьи.

Для повышения престижа семьи, семейного образа жизни, материнства и отцовства учреждены в Якутии праздники - День матери и День отца. Они уже стали традиционными и воспринимаются людьми как личные семейные праздники. Для поощрения лучших матерей и отцов республики учреждены знак «Высшей благодарности Матери» и знак «Ытык а5а» («Почетный отец»). За 1993-2004 гг. 34 матери из разных улусов и городов PC (Я) удостоены знака «Высшей благодарности Матери» и 13 отцов - знака «Ытык а5а». Торжественное вручение почетных наград становится знаменательным событием не только для самой семьи, но и праздником для всей родни, наслега, улуса, города. Семьи, занесенные в Книгу Почета лучших семей, члены которых внесли весомый вклад в становление гражданского общества, развитие государственности, производства, образования, меценатства и науки, воспитавшие чемпионов Олимпийских игр и мира, являются гордостью республики.

Республиканский фестиваль «Семья года», проводимый с 2002 г. под девизом «Труд и здоровье», на котором 10 лучшим семьям республики вручаются премии Президента нашей республики, получил особую популярность. Эта новая форма работы с семьями позволила расширить географию участников и показать самые разнообразные по укладу жизни семьи. Медалью «Материнская слава», учрежденной Президентом РС(Я) В.А. Штыровым в 2003 г., республика высоко оценивает труд матерей, воспитывающих более 7 несовершеннолетних детей.

Для духовного развития общества важны нравственные принципы каждой семьи. Только по-настоящему здоровая семья может создать общество будущего. На это нацелена проводимая политика здорового образа жизни, которая формирует жизненную потребность у каждого гражданина РС(Я) иметь семью - здоровую и счастливую и нести ответственность перед ней. Идеология формирования здорового образа жизни - через труд, духовное и физическое здоровье каждого человека - к здоровой семье, к здоровому обществу положена в основу Доктрины здорового образа жизни, которая нашла понимание и поддержку у населения республики, в трудовых коллективах.

В улусах работают 32 различные целевые программы и 25 республиканских опорных центров здорового образа жизни. Усилия государства поддержаны более чем 300 общественными объединениями и клубами. Отрадно отметить, что в последние годы стремление вести здоровый образ жизни становится популярным среди молодежи и студенчества. Здоровый образ жизни может вести только самодостаточная и обеспеченная семья, все трудоспособные члены которой имеют постоянную работу и стабильную заработную плату. Этой цели подчиняется политика занятости населения и развития семейной экономики.

Разработаны нормативные правовые документы по развитию скороспелых отраслей, о выделении средств на развитие семейной экономики на селе, об обеспечении техникой на лизинговой основе. Опубликован Закон РС(Я) «О личном подсобном хозяйстве в РС(Я)». Принятые меры по повышению занятости населения и доходности семьи помогли семьям улучшить свое материальное положение, сохранить семейные устои и традиции.

Таким образом, сегодня мы можем утверждать, что в Республике Саха (Якутия) создана действенная система семейной и демографической политики, в которой объединены усилия и государства, и общества, и самой семьи.

Проводимый мониторинг состояния семьи показывает, что на сегодняшний день в положении семьи и детей остаются нерешенные проблемы.

Итоги переписи населения 2002 г. показали, что на 50 тыс. меньше стало супружеских пар. В 2002 г. на 1 семью приходится 3,1 чел. (в 1989 г. -3,6). По переписи населения 1989 г. многодетные семьи составили 16,8% от всего числа семей с несовершеннолетними детьми, неполные семьи — 12,7% всех семей с детьми.

По предварительным данным администраций муниципальных образований улусов и городов, многодетные семьи с 3 и более детьми на начало 2004 г. составили 9,2 %. Доля неполных семей составила 13,5 %, что стало результатом роста внебрачной рождаемости. В 2002 г. доля детей, родившихся у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, составила 33,8 %.

Таким образом, уменьшился удельный вес многодетных семей, которые обеспечивают воспроизводство населения. В то же время произошло увеличение доли неполных семей, в которых дети не смогут получить достаточный опыт жизни в полной семье.

Среди малообеспеченных семей 37,7 % - это многодетные семьи, 42,4% - неполные семьи (данные 2004 г.). Уровень жизни семей с детьми, особенно многодетных, ниже, чем уровень среднестатистической семьи. По данным выборочного обследования домашних хозяйств, проводимого Комитетом государственной статистики РС(Я), среднедушевой денежный доход в домохозяйствах с 1 ребенком составляет 6375,3 руб., с 3 детьми - 2786,8 руб., с 4 и более детьми - 1062,7 руб.

Формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни на народных традициях

Разработанное нами содержание подготовки старшеклассников к семейной жизни на народных традициях имеет определенную структуру и направления.

Первое направление, которое отражается в подготовке к семейной жизни, заключается в деятельностном осознании старшеклассников социальной сущности семьи и вытекающих из этого последствиях для личной жизни. Исходным моментом готовности человека к созданию семьи является понимание им социальной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни обязанностей и ограничение личной свободы.

Старшеклассникам необходимо усвоить, что создание семьи представляет собой осознанное самоограничение. В проблеме самоопределения присутствует и другой аспект - критерий средства достижения. Жизненные планы осмысливаются не только в категориях результата. Потребность видеть себя счастливым естественна и закономерна для всех стоящих на пороге взрослой жизни, но любая мечта полезна и достижима только тогда, когда подкрепляется реальным планом действий, включающим не только цели, но и пути и способы их достижений.

Второе направление, отражающееся в содержании процесса подготовки к семейной жизни, — развитие и саморазвитие социальных и коммуникативных качеств, включающее два аспекта: определение совокупности качеств, необходимых для межличностных отношений; их развитие у старшеклассников.

Психолого-педагогическая наука выработала огромный арсенал средств развития личности. Согласно методологическому положению, выдвинутому Т.А. Куликова, подготовка молодежи к семейной жизни должна быть связана, прежде всего, с развитием нравственных качеств [128].

В своем исследовании мы опирались на комплекс требований, предлагаемый В.А. Сысенко. Он считает, что основой содержания нравственно-психологической подготовленности к браку является восприятие (точнее, усвоение) целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь: готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям и ответственность за их поведение; уважение прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципа равенства в человеческих отношениях; подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с высоконравственной культурой; умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его духовных движений (переживаний) и состояний.

Третье направление, отражающееся в содержании подготовки к семейной жизни, связано с тем, что семья является наиболее естественной сферой жизнедеятельности любого человека [3; 8; 10; 11; 85; 93; 125; 126; 177; 178; 195; 197; 194; 198; 218; 231; 234].

В ходе опытно-экспериментальной работы нами апробирована модель подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Содержание подготовки старшеклассников к семейной жизни с учетом трех направлений отражается в интеграции 3 разработанных нами учебных курсов «Светлый юноша», «Кыыс-Куо» и «Основы семейной жизни», которые являются стержнем учебно-методического комплекса на основе народных традиций.

Курс «Основы семейных отношений» направлен на развитие гуманистической основы социальных и коммуникативных качеств, умений объективно оценивать, отбирать и использовать информацию, развивать инициативу, сотрудничество, способность к работе в группе, с окружающими людьми, близкими, прививает навыки самоанализа, рефлексии и саморазвития. Содержание программы по подготовке к семейной жизни нацелено на актуализацию самосознания старшеклассников в дальнейшей семейной жизни. Самосознание - целостная оценка самого себя как деятеля, оно формируется на определенной ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них, без чего не может состояться и функционировать крепкая, гармоничная, преуспевающая семья.

Семья, при разумном и ответственном отношении к ней, становится источником для самореализации человека во всех сферах деятельности: профессиональной, социальной, личной, родительской. Счастливый семьянин имеет гораздо больше возможностей проявить и раскрыть себя и в творчестве, и на производстве, и при общении с окружающими людьми. Он является меньшим источником негативного и асоциального поведения, нежели несемейный человек или человек, несчастный в браке.

Вследствие этого духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни становятся важнейшими составляющими развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформированные в Законе РФ «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов и образовательных учреждений составляют основу такой политики.

Учебная программа «Основы семейных взаимоотношений» направлена на решение данных задач. На данном этапе в нашем обществе наблюдается сложная демографическая ситуация, грозящая в недалеком будущем недостатком рабочих рук и трудовых ресурсов, из-за чего темпы развития экономики не станут выше. Современную ситуацию характеризует кризис семьи, семейные ценности теряют свою приоритетность и значимость в планах современной молодежи на будущее. Причины этого кризиса кроются и в том, что многие молодые люди имеют незрелые представления о важности для человека семейного благополучия, не имеют достаточных знаний о его составляющих. При вступлении в брак юноши и девушки часто оказываются неподготовленными к реализации определенных семейных функций и обязанностей, к решению новых проблем и задач. Не всегда в достаточной степени осознается роль личного участия и сила ответственности в будущей семье. Наблюдается потребительское отношение к партнеру и семейной жизни вообще. Происходит это и потому, что семейные установки подростков в основном складываются стихийно, под влиянием родителей, сверстников, средств массовой информации, которые не всегда имеют возможность предоставить им достоверную, необходимую в будущей жизни информацию. Поэтому нужна целенаправленная подготовка подрастающего поколения к семейной жизни, позволяющая ей построить уникальный мир своей собственной семьи не методом проб и ошибок, а уже имея за плечами определенный арсенал знаний; а также помогающая оформить особую систему представлений о себе как о человеке определенного пола, со своими особенностями и потребностями, мотивами, ценностными ориентациями, отношениями к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения.

Похожие диссертации на Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха