Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное воспитание личного состава МЧС России Баженов Олег Валерьевич

Социальное воспитание личного состава МЧС России
<
Социальное воспитание личного состава МЧС России Социальное воспитание личного состава МЧС России Социальное воспитание личного состава МЧС России Социальное воспитание личного состава МЧС России Социальное воспитание личного состава МЧС России Социальное воспитание личного состава МЧС России Социальное воспитание личного состава МЧС России Социальное воспитание личного состава МЧС России Социальное воспитание личного состава МЧС России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баженов Олег Валерьевич. Социальное воспитание личного состава МЧС России : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2007 272 с. РГБ ОД, 61:07-13/1591

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Методологические и теоретические основы процесса социального воспитания личного состава МЧС России 12

1.1 Историко-педагогический анализ идей и практики социального воспитания личного состава МЧС России 12

1.2 Феномен традиций в социальном воспитании личного состава МЧС России 34

1.3 Сущность, содержание и специфика социального воспитания личного состава МЧС России 45

Выводы по главе 94

Глава 2 Научно-теоретическое обоснование процесса социального воспитания в пространстве социума МЧС России 96

2.1 Специфика социально-педагогической деятельности вос питательных структур в условиях социума МЧС России 96

2.2 Прогностическая модель социального воспитания в условиях среды МЧС России 122

2.3 Комплексная программа социального воспитания военнослужащих (служащих, сотрудников, работников) 129

Выводы по главе 151

Глава 3. Условия совершенствования процесса социального воспитания личного состава МЧС России 153

3.1 Формирование и развитие социально-педагогической культуры личного состава МЧС России 153

3.2 Педагогический коллектив как субъект и условие совершенствования социально-воспитательной работы в части 173

3.3 Развитие системы подготовки офицерских кадров для социально-педагогической работы в социуме МЧС России 200

3.4 Научно-методическое обеспечение процесса социального воспитания личного состава МЧС России 204

Выводы по главе 211

Заключение 212

Список литературы 218

Приложение

Введение к работе

Современный характер преобразований российского общества свидетельствует о том, что важнейшим механизмом обеспечения устойчивого развития и стабильности является социальное воспитание. Сегодня стало очевидным что, роль социального воспитания как специфического вида деятельности чрезвычайно велика. Функциональное предназначение социального воспитания заключается в целенаправленном воздействии на социальную систему в целом или ее отдельные элементы, а также условия жизнедеятельности людей.

Исторический опыт развития России убедительно подтверждает действие социальной закономерности - зависимость сферы воспитания людей и его эффективности от содержания и направленности коренных преобразований общества. Современный этап развития страны, модернизация всего уклада жизни, в том числе - структуры МЧС России, демонстрирует разнообразные направления перестройки системы обучения и воспитания, отражающей интересы человека, государства и общества, адекватной новейшему времени истории России начала XXI века.

Модернизация структуры МЧС России - это целый комплекс сложных мероприятий, затрагивающий все стороны жизнедеятельности государства и общества. Его реализация предполагает последовательное решение организационных, специальных, социальных, образовательных и воспитательных задач, направленных на качественное изменение структуры МЧС России и органов исполнительной власти, организаций промышленного комплекса, связанных с ними федеральных органов исполнительной власти, а также органов управления.

МЧС России переживает длительный период всесторонней модернизации; соответственно вносятся изменения и в образовательный комплекс всех его структур. Именно поэтому определение адекватного современным реалиям содержания социально-воспитательной работы среди личного состава МЧС и членов их семей представляет собой сложную и многоплановую научную и практическую проблему обновления идеологии социального воспитания, его направленности, форм, методического и технологического обеспечения в целях формирования личности гражданина Родины, готового и способного быть полноправным членом общества, творчески выполнять конкретную социальную роль, повседневно проявлять социально значимые качества и свойства.

В новых исторических условиях решение этой проблемы предполагает разработку и внедрение в воспитательную практику подразделений и частей МЧС России идей, концепций, теорий, методик и технологий социального воспитания личного состава, отвечающих свершившимся глобальным переменам с учетом выявленных тенденций и перспектив развития сложного государственно - общественного организма, каким

является МЧС России.

Такая постановка научной проблемы обусловливает, с одной стороны, теоретический уровень исследования (концепция, прогностическая модель) с практико-ориентированными его результатами, доведенными до технологического уровня (комплексная программа, критериальный аппарат оценки эффективности), а с другой стороны определяет формулировку темы - «Социальное воспитание личного состава МЧС России».

Такой подход позволяет; на прикладном уровне ориентировать исследователей и практических работников на разработку вариативных программ социального воспитания личного состава в условиях социума МЧС России; на теоретическом уровне (в данном исследовании) - сосредоточить усилия на разработке основ теории социального воспитания личного состава МЧС России. Следовательно, целью исследования является разработка теоретических основ, методик и технологий социального воспитания личного состава МЧС России.

Объектом диссертационного исследования является процесс социального воспитания, а предметом — основы теории социального воспитания личного состава МЧС России (сущность и содержание, функции, принципы, концепция, модели, пути и условия реализаций этого процесса в различных условиях их жизнедеятельности).

Гипотеза исследования: научное обоснование теории и практики формирования и развития личности сотрудника в социуме МЧС России позволит достичь качественно нового уровня сформированное знаний, умений и навыков, личностных и профессиональных качеств, адекватных интересам общества и службы, если:

практика воспитания в подразделениях, частях и организациях будет основываться не только на нормативных документах, обусловливающих их функционирование как спасательных структур, но и на требованиях социально-педагогического подхода, обусловливающего закономерности и принципы жизнедеятельности человека в условиях специфического микросоциума, на механизмах, обеспечивающих гармоничное взаимодействие сотрудника и его социальной среды;

социальное воспитание личного состава в условиях микросоциума МЧС России будет организовано в соответствии требованиями научно-обоснованной теории социального развития личности, включенной в деятельность по выполнению служебных задач;

воспитательная деятельность командиров (начальников) будет осуществляться на основе Комплексных программ, и реализовываться в различных (в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности структурного подразделения моделях социального воспитания в условиях качественного управления процессом их социального воспитания; командный, инженерный состав и сотрудники воспитательных структур

будут обладать социально-педагогической культурой, сформированной как в условиях процесса их подготовки в высшей школе, так и в процессе профессиональной деятельности. В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи исследования:

Осуществить историко-педагогический анализ мирового и отечественного опыта, научной литературы, современного состояния социального воспитания личного состава спасательных структур, в том числе МЧС России и обосновать основные структурно-логические компоненты теории социального воспитания личного состава и членов их семей в современных условиях служебной деятельности на этапе модернизации МЧС России; уточнить понятийно - терминологический аппарат по проблематике исследования.

2. Выявить сущность и специфику социально-воспитательной работы с различными категориями личного состава; определить состав, структуру и связи воспитательных ресурсов социума МЧС России и общества; пути и условия оптимизации процесса социального воспитания личного состава и обосновать механизмы формирования и развития у сотрудников социально значимых знаний, умений, навыков, качеств и свойств личности для успешного выполнения задач службы и разработать критерии опенки эффективности процесса социального воспитания для условий среды МЧС России.

Разработать Комплексную программу социального воспитания личного состава; прогностическую модель социально-воспитательной работы с сотрудниками и членами их семей в условиях организационных структур МЧС России и выработать научно-практические рекомендации по совершенствованию управления процессом социального воспитания в социуме МЧС России.

Методологической основой исследования явились общефилософские положения о взаимосвязи и взаимозависимости явлении социальной действительности; о ведущей роли деятельности и общения в социальном развитии человека; о целостности и системности педагогического процесса в социуме; о воспитании как основополагающем факторе, обеспечивающем развитие и саморазвитие личности.

Учтены закономерности социального взаимодействия, детерминирующая роль социальной среды в процессе становления личности, формирования человека, взаимосвязь универсальной, общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции.

Методологическую функцию в исследовании реализовывали историко-логический, структурно-функциональный и социально-педагогический подходы, а также развиваемый в педагогике личностно - социально - деятельностный подход.

Теоретической основой исследования являются:

- ведущие положения методологии современной педагогики (Б.С. Гершунский,
М.А. Данилов, В.И. Журавлев, В.В. Загвязинский, Т.И. Ильина, И.Е. Кернер,
В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, З.А. Мальковой, М.И. Махмутов, Н.Д. Никандров,
В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Д. И. Фельдштейн и др.);

положения теории комплексного подхода к обучению и воспитанию (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.В. Барабанщиков, Н.И. Киряшов, Н.С. Кравяун, В.Я. Слепов и др.) и единства процессов обучения и воспитания (З.И. Васильева, Л.Ю. Гордин, B.C. Ильин, Б.Т. Лихачев, Н.И. Селиванова, И.Е. Шуркова), теоретические и методические основы содержания процесса воспитания (Н.Г. Винокурова, A.M. Воробьев, Л.Ю. Гордин, В.В. Давыдов, В.М. Коротов, И.Б. Первин и др.), и учебно-воспитательных комплексов и систем (В.П. Беспалько, Б.З. Вульфов, М.М. Плоткин, Г.К. и А.Г. Селевко и др.);

положения об общем и педагогическом прогнозировании (И.В. Бестужев-Лада, Б.П. Битинас, Б.С. Гершунский, Е.Д, Гражданников, М.Л. Лезгина, И.А. Липский, В.А. Лисичкин и др.).

В исследовании использовались положения философов и педагогов о процессе социализации личности (А.И. Антонов, В.Г. Афанасьев, Г.Н. Грачева, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Г.Г. Силласте, Г.Л. Смирнов, Ю.В. Сычев, В.Я. Титарекко, К.Н. Ха-бибуллин, В.Д. Шадриков), о психологических аспектах социализации (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, С.А. Беличева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, В.А. Крутецкий, А.Н. Лутошкян, Н.Н. Нечаев, B.C. Мухина, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, В.П. Шарухин и др.).

Особое значение для исследования имели труды по общим вопросам современной социальной педагогики в России; А.Л. Акуловой, А.И. Арнольдова, B.C. Артамонова, Б.П. Битинаса, И.В. Бестужева-Лады, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузо-вой, В.Н. Гадешев, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова, В.И. Загвязинского, И.Г. Зайныше-ва, М.В. Захарова, И.А. Зимней, А.А. Кочина, И.А. Липского, А.И. Ляшенко, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В.А.Никитина, Л.Е. Никитиной, Д.И. Павленка, М.П. Рожкова, В.Д. Семенова, В.А. Сластенина, Т.Н. Филонова, Е.И. Холостовой и

др.

Использовались также выводы зарубежных специалистов: Д. Адаме, Д. Барнз, Г. Бернлер, Р. Виттингтон, Б. Генри, К. Гилберг, И. Нойфельд, Р. Рамзей, Д. Сноу, А. Соломон, М. Ричмонд, Л. Юнссон и др.

С позиций современной педагогической науки теоретической основой исследования проблем социального воспитания личности в социуме МЧС России служат работы таких ученых, как А.В .Барабанщиков, А.К. Быков, A.M. Воробьев, В.Н. Герасимов, В.П. Давыдов, В.Г. Каширин, Н. И. Киряшов, Н.С. Кравчук И.А. Липский, Л.В.

Мардахаев, В.А. Пектин, В.Ф. Перевалов, A.M. Столяренко, В.Х. Торохтий, Ю.Ф. Худолеев, Н.Г. Чумичев и др.

Методы исследования: анализ литературных источников, теоретический анализ и синтез педагогических исследований; изучение и обобщение опыта социально-воспитательной работы в учреждениях образования, социальной защиты, комитетов и органов по делам молодежи, культурно-досуговых центров МЧС России; опытно-экспериментальная работа по реализации на различных площадках модели методик и технологий, имеющих целью повысить социальный эффект от работы руководителей подразделений, частей и соединений; метод экспертных оценок; обобщение, сравнение, моделирование; анкетирование и интервью с офицерами и военнослужащими, проходящими службу, как по призыву, так и на контрактной основе, преподавателями вузов, научными работниками, социальными работниками, членами семей личного состава МЧС России.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем:

исследована история развития социального воспитания в различные периоды развития России, выявлены позитивные и негативные его тенденции, а также предпосылки возникновения и развития теории, и практики социального воспитания, проанализирована нормативно-правовая база организации и проведения мероприятий социального воспитания в социуме МЧС России;

разработаны основы теории социального воспитания личного состава в условиях модернизации, включающие: факторы, функции, принципы, содержание, формы, условия, пути и направления, модели, концепцию, комплексную программу; исследован и обоснован понятийно-терминологический аппарат проблемы, введены в научный оборот новые определения понятий «социум МЧС России», «социально-воспитательная работа в среде МЧС России», выявлены и обоснованы отличительные признаки и свойства изучаемого процесса, определены и систематизированы субъект-объектное и субъект-субъектное пространство социального воспитания, перспективы развития методико-технологического обеспечения социально-воспитательной работы в микросреде сотрудника МЧС России, разработаны концепция и комплексная программа социального воспитания; прогностическая модель социально-воспитательной работы в социуме МЧС России; функционально-динамическая модель социально-педагогической деятельности воспитательных структур МЧС России; организационно-методическая система реализации целей и задач социального воспитания определены условия и критерии эффективности социального воспитания, требования к уровню сформированности социально-педагогической культуры воспитателя: и к системе их профессиональной подготовки к работе с личным составом в условиях мо-

дернизации.

Положения выносимые на защиту:

1. Социальное воспитание личного состава МЧС России - это сложный полифункциональный процесс: взаимодействия руководителей, подчиненных и факторов социальной среды (на макро-, мезо-, микроуровнях), целью которого является гармонизация социальной и личностной жизнедеятельности каждого сотрудника в социуме МЧС России, обеспечивающей реализацию им функций специалиста в любых условиях обстановки, а также прогрессивное развитие его личности за время службы; целенаправленного и систематического воздействия на психологию сотрудников, оказание им социально-педагогической поддержки в формировании и развитии у них социально важных знаний, навыков, умений, качеств и свойств, необходимых для успешного решения с проблем жизнедеятельности и выполнения профессиональных функций. Направленность воспитания, характеризующая приоритет социально значимых ценностей и ценностных ориентации в повседневной жизнедеятельности личного состава МЧС России наряду с полным удовлетворением их социальных потребностей.

Социально-воспитательная работа с личным составом подразделения МЧС России представляет собой совокупность мер и действий, направленных на реализацию социально-педагогических возможностей и использование имеющихся ресурсов социальных институтов государства и общества, а так же институтов среды МЧС России, в обеспечении учебной, служебной, хозяйственно-бытовой и культурно-досуговой сфер деятельности сотрудников, членов их семей, гражданского персонала различных структур. Она представляет собой составную часть воспитательной системы социума МЧС России наряду с воспитательным компонентом специальной и гуманитарной подготовки; социально-педагогической культурой командиров (начальников) и социально-педагогическим потенциалом уклада жизни в конкретном подразделении (части).

Социум МЧС России, располагая значительным социально-педагогическим потенциалом, способным к позитивному влиянию на личность, является составной неотъемлемой частью российского общества, которая представляет собой объединение людей с высоким общественно значимым характером социальных функций, исторически сложившимся образом жизни, субкультурой отношений и поведения, спецификой нравственных императивов и духовных ценностей, обусловленных профессиональной ролью спасателя. Направленность воздействия социума МЧС России в значительной мере определяется степенью развития социально-педагогической культуры его руководителей различного ранга, а также общим уровнем развития всех категорий личного состава.

  1. Комплексная программа социального воспитания личного состава, членов их семей персонала является механизмом формирования и развития знаний, навыков и умений, качеств и свойств, обусловленных требованиями службы в МЧС России на современном этапе их развития. Она позволяет максимально полно сохранить общие социальные требования к личности сотрудника, его профессиональной деятельности в сочетании с конкретными условиями каждого микросоциума (подразделения, части, центра и т.д.) в рамках социума. Программа обеспечивает качественного управление процессом социального воспитания сотрудников в связи с реализацией потенциала программно-целевого управления социальными процессами.

  2. Социальная воспитанность сотрудника МЧС России - совокупность качеств личности, позволяющая выполнять служебно-боевые задачи на уровне современных требований и соответствовать социально одобряемым нормам и ценностям гражданского и социума МЧС России - компетентность в способах и приемах, практических умениях и навыках деятельности спасателей; социальная активность, инициативность, решительность и настойчивость, самостоятельность и ответственность, эмоционально-волевая устойчивость, личная дисциплинированность и организованность, готовность к преодолению трудностей и лишений, храбрость, смекалка, стойкость, мужество и честь, культура общения и поведения.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней разработаны основы теории социального воспитания личного состава МЧС России как части педагогической науки. Будучи примененными к теории обучения и воспитания, основы теории социального воспитания личного состава МЧС России повышают научную обоснованность и социальную значимость других ее разделов, позволяют учесть и использовать социально-педагогический потенциал самого сотрудника, коллектива, социальной инфраструктуры подразделения МЧС.

Основы теории социального воспитания позволяют определить и сформулировать основные направления развития воспитательной практики начальников, штабов, сотрудников воспитательных структур подразделений и частей в целях существенного усиления потенциала социально-воспитательного воздействия во всех видах и формах учебных занятий и воспитательных мероприятий с сотрудниками, а также с членами их семей.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно:

- может быть использовано педагогами-исследователями и преподавателями высшей школы МЧС России в целях повышения качества и эффективности научно - исследовательской, учебно-преподавательской и практически - преобразующей деятельности в целях учета и использования ее социально-педагогического потенциала;

призвано способствовать развитию научных исследований, опережающих практику высших учебных заведений МЧС России, частей и подразделений в связи с четкой социальной ориентацией всех видов деятельности системы МЧС России, а также поиску социально значимых ориентиров в мотивировании добросовестной службы в период модернизации; ориентирует на перестройку системы отношений в коллективах в направлении утверждения приоритетов социально значимых отношений, социально-педагогической культуры командиров, начальников, сотрудников воспитательных структур, социально важных традиций российских спасателей;

представляет собой завершенное научное исследование, содержащее результаты, готовые для использования педагогами-исследователями и педагогами высшей школы МЧС России, практическими работниками структурных подразделениях. Ряд результатов вошел в виде предложений и положений в Концептуальные основы социального воспитания личного состава.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись путем:

выступлений на международных научно-практических конференциях, семинарах в 2002-2006 гг.: «Исторические корни, современное состояние и перспективы развития социальной работы в России» (Москва, 2003), «Социальная работа в XXI веке; опыт и перспективы», Московская область, 2002, «Формирование жизнеспособной личности как целевая ориентация содержания образования и воспитания в сельском социуме» (Коломна, 2003), обсуждений на межвузовских семинарах профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений МЧС России в 2004, 2005, 2006 гг.;

непосредственное участие в программах НИР «Управление воспитательной работой в МЧС России»; разработки и публикации учебной программы курса «Социальная педагогика», и др., учебных и методических пособий для системы вузовской подготовки кадров; преподавания в Санкт-Петербургском институте противопожарной службы МЧС России.

основные положения и выводы диссертационного исследования широко обсуждались и получили одобрение и внедряются повседневную жизнь и деятельность - 179 Спасательного центра МЧС России, Федерального государственного учреждения «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд» МЧС России, Центра обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационной работы определяется применением современных методов и технологий исследования; их соответствием поставленным научным задачам; репрезентативностью вы-

борки испытуемых; статистической значимостью полученных результатов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Историко-педагогический анализ идей и практики социального воспитания личного состава МЧС России

В настоящем исследовании представляет интерес анализ возникновения идей и практики социального воспитания социально развитой личности человека, призванного исполнять обязанности спасателя. Картину зарождения, становления и развития воспитания, истоков формирования социально-педагогических подходов к обучению и воспитанию можно рассмотреть через содержательные компоненты последовательного ряда этапов на протяжении всей истории нашей цивилизации.

Социально-педагогические идеи в сфере военно-патриотического воспитания нашли отражение в научной и практической педагогической работе К.Д. Ушинского [290;291], С.Т.Шацкого [312;113], А.С.Макаренко [181;182], в трудах Н.К.Крупской [161;162], В.Н.Шульгина [321], Н.В.Кузьмина [164], В.А. Сухомлинского [277]. Анализ исторических корней отечественной и мировой социально-педагогической практики воспитания спасателя содержится в работах Ю.В. и Т.В. Васильковых [64], А.В. Барабанщикова [25;26;28], В.Н. Иванова [28], В.А. Никитина [204;205], Л.Е. Никитиной [206].

Исследования педагогического потенциала социальной среды, оказывающей влияние на формирование личности, исполняющей обязанности по службе спасателей, мы находим в диссертациях и трудах Б.В. Вульфова [82], М.П.Гурьяновой [105], А.В. Мудрика [194], И.А. Липского [175;176], B.C. Торохтия [287], Т.Ф. Яркиной [325;328] и др. Они раскрывают перед нами многовековой опыт объяснения и претворения в жизнь идей и практики формирования личности патриота, гражданина.

Для того чтобы наглядно представить картину историко-педагогического анализа возникновения и развития социального воспитания личного состава МЧС России, предложим следующую таблицу. Таблица I, Возникновение и развитие социального воспитания сотрудников в контексте историко-педагогического анализа Исторический период Содержание изменений в характере процесса социального воспитания спасателей 1 - донаучный Примитивные попытки накопления и передачи опыта защиты своего населения материальных ценностей от стихийных бедствий природных и социальных катаклизмов 2 - период создания предпосылок к теоретическому обобщению и развитию практики социального воспитания спасателей (воинов) в цивилизациях Древнего Мира I— IV вв, до н.э. Возникновение культур и воспитательных систем спасательной подготовки, формирования личности сотрудника. Возникновение социума спасателей как разновидности общественной организации людей 3 — возникновение научных основ социального воспитания воинов V-XVII вв. Н.Э. Средневековье: появление и расширение влияния религиозного воспитания на процесс формирования личности спасателя. Развитие различных учений, рассматривающих человека как саморазвивающейся системы, способной к обновлению окружающей действительности 4 - серединаXVII-конец XVIII вв. Влияние социальных преобразований на возникновение концепций взаимодействия человека и окружающей действительности.Философские и педагогические идеи Ф. Бэкона, Р. Декарта, ЯЛ. Коменского, М.В. Ломоносова, Ф. Прокоповича, Ф. Салтыкова, А.Н. Радищева 5 - XIX век и начало XX столетия Классическая и реформаторская педагогика на основевзглядов И. Канта, И.П. Фихте, Г.В. Гегеля,И.Г. Песшлоццн, И.Ф. Гербарта,Ф.А. Дистсрвега, Н.Г. Чернышевского,А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.И. Драгомирова 6-1917-1945 гг.Влияние военной реформы1924 г. Реформирование образовательно-воспитательной системы военного и гражданского социума на основе идей и практической деятельности В.И. Ленина, Н.К. Крупской, СТ. Шацкого А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, А.В. Луначарского, MB. Фрунзе, М.Н. Тухачевского, С.С. Каменева, Г.К. Жукова и др. 7 -1945-1985 гг. Развитие идей и практики социального воспитания, связанное с реорганизацией и модернизацией 8-1985-1991 гг. Начало кардинальных изменений общественно-государственных отношений в России, перестройки образовательно-воспитательной системы в системе гражданской обороны и противопожарной службы

Рассмотрение историко-педагогических аспектов выдвинутой проблемы объективно «расширяет» рамки поиска ответов на поставленные вопросы.

Характеристика основных этапов возникновения и становления социального воспитания личного состава МЧС России

В первобытном обществе зарождались примитивные попытки человека обеспечить накопление и передачу опыта выживания и защиты своего рода от нападения диких животных и врагов. В чем заключался смысл жизни первобытного человека? Прежде всего, в решении проблем добычи пищи, изготовления орудий труда и создания условий для расширения своих возможностей в борьбе за будущее своего племени. Именно в силу этих обстоятельств стихийно появляются зачатки воспитания в человеке социально важных качеств, свойств и навыков не только охотника, собирателя, ремесленника, военнослужащего МЧС России, но и спасателя. В этот период истории у человечества возникают обычаи, обряды, ритуалы, система запретов, предпосылки религиозных верований, которые объективно способствовали умственному, физическому и психическому развитию людей, закреплению и сохранению опыта владения оружием в интересах первых человеческих сообществ.

В Афинской республике, с демократической формой правления, военная подготовка и воспитание молодежи значительно отличались от Спартанской. В первую очередь тем, что здесь культивировалось стремление к разностороннему развитию личности, а формирование умения владеть оружием сочеталось с развитием у юношей — будущих воинов интеллектуальных способностей, моральной и психологической устойчивости, готовности к преодолению лишений, взаимной поддержки в бою.

Философы Древней Греции: Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие - оставили немало суждений и взглядов, отражающих содержание принципов и способов формирования у подрастающего поколения гражданской зрелости, готовности, в том числе и к службе в качестве спасателей.

«Хороший воин, - отмечал в свое время Платон, — должен быть и философствующий и гневный, и проворный, и сильный по природе» [163].

Греческий полководец, историк и философ Ксенофонт — один из учеников Сократа, написавший роман «Воспитание Кира» - подчеркивал необходимость утверждения в личности простого военнослужащего или воинского начальника чувство гражданского долга и строгой дисциплины, подчинения себя целям и интересам государства [28,76].

Уникальным образцом воспитания являлась армия Римской империи. Она обладала четкой организацией и жесткой дисциплиной, была спаяна традициями и боевым опытом, отлаженной системой подчинения. Методики военной дидактики и прогрессивные для той эпохи педагогические решения направлялись на воспитание бесстрашного, решительного, уверенного в своих силах, честолюбивого и инициативного, высоко дисциплинированного солдата и военачальника.

Известный римский военный теоретик Флавий Ренат Вегеций в книге «Краткое изложение основ деятельности воинов» писал о том, что выучка приносит больше пользы, чем сила, подчеркивал суть социальной значимости воинского мастерства утверждением: «Нет государства сильнее и счастливее, чем то, которое богато обученными военнослужащего» [28,7].

Феномен традиций в социальном воспитании личного состава МЧС России

, особенности структуры и содержания традиций социума МЧС России.

Забота о формировании положительных настроений, о накоплении разнообразных положительных традиций согласуется с задачей формирования коллектива, усиления эффективности его боевой и воспитательной функций, заботой о морально-психологической подготовке подразделения (части) к успешным действиям в условиях выполнения служебно-боевых задач. Традиции, как и другие, социально-психологические явления, возникают и проявляются в различных масштабах, на всех уровнях общественной жизни. Они являются тем социальным элементом, который скрепляет в единое целое человеческое сообщество, и вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость. В то же время совокупность традиций представляет собой важнейший элемент внутриколлективной социально-психологической атмосферы, в которой постоянно пребывает конкретная личность. СущностьТрадиция (от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. [51,135]

Пропаганда подвигов пожарных являлась и является одной из давних отечественных традиций. В послевоенные годы героические традиции советского народа и его спасателей не утратили своей силы. Они проявлялись в делах и поступках, которые требовали особого мужества.

Традиции в условиях противопожарной службы представляют собой исторически сложившиеся, и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения, связанные с выполнением служебных, учебных, боевых, хозяйственно-бытовых и других задач.

При наиболее общем взгляде на традиции как элементы социального и культурного наследия обнаруживается их многообразие и широкий спектр. Условно их можно различать по следующим признакам: I. По содержанию: революционные, боевые, трудовые, служебные, бытовые, спортивные. П. По сферам проявления: идейно-политические, моральные, правовые, художественные, религиозные. III. По принадлежности к различным общностям людей: общенародные, национальные, классовые, территориальные, профессиональные, возрастные, внутрикол-лективные (групповые), смешанные. С психолого-педагогической точки зрения само понятие «традиция» имеет свою довольно сложную структуру. Однако без рассмотрения некоторых ее элементов нельзя подойти к пониманию существа традиции, как процесса возникновения, закрепления, сохранения и отмирания общественных норм и ценностей.

Традиции возникают и закрепляются в контексте реализации индивидуальных и групповых потребностей в обществе - потребностей материального и духовного свойства. Именно они порождают мотивы традиционного поведения. Традиция закрепляется в объектах наследия - материальных (архитектура, военная форма одежды и др.) и духовных (религиозные постулаты, воинский этикет и др.).

Формирование традиций происходит под воздействием объективных и субъективных факторов, а точнее - в результате их сложного переплетения и взаимодействия. Естественнонаучный процесс развития общества во многом материалистически детерминирован, но в то же время он испытывает на себе или содействующее, или противодействующее влияние субъективных сил, каковыми в нашем случае выступают традиции морали, духовности, взаимоотношений людей, обычаи в противопожарной службе и др. Поэтому важно, признавая в традиции общественно необходимое начало, вместе с тем видеть в них активную роль субъективных факторов, результаты человеческой деятельности.

Возникновение традиций и процесс их закрепления обуславливается конкретно-историческими условиями. Также и процесс отмирания и исчезновения тех или иных традиций связан с действием изменившихся конкретно-исторических условий, обновлением социальной и культурной среды.

Так сегодня особую значимость приобретает выработка взглядов, ориентированных на всестороннюю оценку роли церкви в истории Росси и её спасательной службы. Следует отметить что в 1917 г. в стране было 78 тыс. действующих православных храмов, а в 1939 г. их осталось около 100. Если в 1917 г. в церквях служили почти 100 тыс. священников, то к 1939 г. осталось менее 5000 человек. В 1918 г. были закрыты все духовные учебные заведения, к 1930 г. не осталось ни одного действующего монастыря. В 1948 г. в стране насчитывалось 20283 зарегистрированных религиозных общин; в 1986 г. православных церквей оказалось в 11 раз меньше по сравнению с 1917 г.

За последние годы двадцатого столетия было зарегистрировано более 8 тыс. новых религиозных общин и число православных церквей достигло 11976, действующих более 50 православных монастырей, около 30 духовных учебных заведений.

Русская православная церковь, выполнявшая в своё время функцию государственной идеологии, а значит освящавшая защиту Отечества и профессию пожарного, спасателя сохранила своё положительное отношение к спасательной службе. «Православная церковь, - заявлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, - за каждым своим богослужением молится о МЧС России».

В противопожарной службе всегда уделялось серьёзное внимание духовному воспитанию. Значительную роль здесь играла церковь. История хранит подвиг Сергея Радонежского, сумевшего своим пасторским словом вдохновить русское воинство на Куликовскую битву. Православная символика присутствовала на боевых знаменах пожарных частей во все времена, начиная с XIII в.

При Петре I начал функционировать институт благосновления пожарных частей. Уставы русской противопожарной службы включали отдельные главы «О священнослужителях». В частности, устав 1912 г. устанавливал, что религиозно-нравственное воспитание лежит по преимуществу на обязанности священника пожарной части.

Говоря о взаимоотношении церкви и противопожарной службы важно иметь в виду то обстоятельство, что религиозные представления о службе спасателей находит выражение в следующих императивах: «противопожарная служба - божья служба».

Закономерно встаёт вопрос: целесообразно ли сейчас восстанавливать в институт священников благословляющих деятельность спасательных частей? Изучив данную проблему, необходимо подчеркнуть, что по ряду причин решать её преждевременно. Во-первых, духовное перерождение МЧС России не может быть реализовано в короткие сроки. На протяжении многих десятилетий наше общество и спасательные службы отчуждались от церкви. Поэтому приобщиться к религии и её ценностям представляется возможным при условии добровольного, ненасильственного, эволюционного принятия веры в бога. Данный процесс длительный и противоречивый. Во-вторых, штатные священники не желательны сейчас в частях МЧС России, так как офицерский состав не готов к компетентной работе с ними. В-третьих, введение института священников — это вопрос политический. Необходимость института священников может быть определена только органами государственной власти.

Специфика социально-педагогической деятельности вос питательных структур в условиях социума МЧС России

Многообразие реальных условий службы и возникающих обстоятельств, особенности происходящих в отдельном подразделении социальных процессов невозможно детально отразить в руководящих документах и дать инструкции на все случаи жизни. Чтобы успешно реализовать преобразующие возможности социально-педагогической деятельности в подразделении, части субъектам воспитательных структур необходимы знания о методах, приемах и способах психолого-педагогического воздействия, а также умения и навыки в подборе и применении наиболее эффективных из них. Овладение знаниями психологии, педагогики и других наук позволяет каждому представителю руководящего звена социума МЧС России в конкретных условиях выстраивать научную модель своей социально-педагогической работы. Эта модель отражает основы применения различных подходов к руководству подразделением, процессом воспитания и обучения подчиненных. В рамках данной модели ярче выступает предмет, технологическая и смысловая сторона социально-педагогической деятельности. Следовательно, социально-педагогический аспект в практической работе воспитательных структур МЧС приобретает все большее значение. Между тем, в функциональной модели (и функциональных обязанностях) до настоящего времени четко не обозначены процедуры исследуемого вида деятельности. Однако знаниями и умениями анализировать и, при необходимости, конструировать и корректировать социально-педагогические процессы (социальной адаптации, социально-педагогической поддержки и реабилитации социального воспитателя), без сомнения, должен обладать всякий участник процесса социального воспитания военнослужащих (служащих, сотрудников, работников).

Обращая внимание на компоненты предложенной модели социально-педагогической деятельности, мы можем наблюдать наличие целого ряда взаимообусловленных составляющих: целей и задач преобразования социальных связей и отношений в субъект-объектном и субъект-субъектном поле реализации содержания, применения средств, форм и методов психолого-педагогических воздействий на личность военнослужащего (служащего, сотрудника, работника) (служащего, сотрудника, работника), всестороннего учета особенностей макро-, мезо-, микрофакторов, качественных параметров микросреды, а также пространственно-временных обстоятельств получения социально-ценностного результата - гармоничного развития индивида.

Представленная модель связывает все элементы данного процесса жестко функционально. В этой связи важно отметить, что каждый элемент из деталей данной модели может быть применен вне зависимости от специфики протекания вида деятельности спасателя.

Разумеется, что степень стабильности получения конечных результатов применения принципов, форм, методов и средств социально-педагогической деятельности воспитательных структур во многом определяется творческой активностью организационно-управленческого комплекса части, подразделения, усилением удельного веса воспитательных воздействий педагогического коллектива микросоциума.

Заметим также, что структуру социально-педагогической деятельности характеризует сложное взаимодействие индивидуальных (групповых), социальных субъектов, факторов среды и конкретных должностных лиц (офицера-руководителя и воспитателя). Где бы ни протекал исследуемый нами процесс — в гарнизоне, подразделении — он будет иметь одну и ту же общую структуру. Вместе с тем, пространственные и временные изменения, как об этом свидетельствует ОЭР, незамедлительно приводят к изменению качественно-количественных характеристик процесса социального воспитания военнослужащих (служащих, сотрудников, работников). Другими словами, социально-педагогическая деятельность субъектов среды МЧС России глубоко и разносторонне пронизывает все сферы ее функционирования. Так, несение караульной, внутренней, спасательной службы и т.п. заполнено социальным и, в то же время, педагогическим содержанием. Выполнение обязанностей службы в рядах МЧС России, таким образом, выступает высоко значимой государственной и общественной сферой жизнеобеспечения как социума МЧС России, так и страны в целом, одним из факторов реализации внутренней политики Российской Федерации. В пространстве социально-педагогической деятельности находят отражение сферы межличностных отношений, быта и досуга военнослужащих (служащих, сотрудников, работников) и членов их семей. В то же время, об эффективности проявления различных сторон исследуемого явления мы можем судить, когда получаем убедительные подтверждения о включении социально-воспитательных механизмов побуждения спасателей к самовоспитанию, самообразованию и самосовершенствованию. Например, при анализе состояния общественной работы и оценке степени активности участия в ней военнослужащих (служащих, сотрудников, работников) различных категорий было установлено, что социальные инициативы, самодеятельность и творчество были проявлены в тех случаях, когда командиры подразделений, офицеры воспитательных структур последовательно и целенаправленно использовали учебную и воспитательную работу в целях: - максимально возможного приближения занятий и воспитательных мероприятий к практике выполнения специальных задач; - развития интеллектуальных способностей и творческого подхода к выполнению общественных поручений; - обеспечения коллективного характера учебно-познавательной и общественной работы; - совершенствования индивидуально-психологических черт личности военнослужащих (служащих, сотрудников, работников).

Таким образом, исследуемое явление - это важное направление профессионального участия воспитательных структур в жизни социума МЧС России, которое включает социальное воспитание военнослужащего (служащего, сотрудника, работника) (служащего, сотрудника, работника) создание благоприятных условий для освоения им социокультурного опыта, самореализации в воинской среде, оказание социальной помощи военнослужащему и его семье. Кроме того, осуществляется эта деятельность в интересах прогрессивного развития самого социума МЧС России в целом.

В содержании социально-педагогической деятельности части (подразделений), которую, в нашем случае, можно представить как деятельность по социальному воспитанию, выделяются два основных направления: а) социальная помощь человеку и создание условий для его самореализации в среде МЧС России; б) педагогизация социума МЧС России или формирование воспитывающих факторов среды. В ходе социально-педагогической деятельности эти направления развиваются в тесной взаимосвязи.

Формирование и развитие социально-педагогической культуры личного состава МЧС России

Вопросы формирования личности человека, развития его культуры волновала многих мыслителей, педагогов и философов прошлого и настоящего. Среди них: А. Арнольдов [12], Н. Бердяев [35;36,43-271], П. Блонский [32], И. Бестужев-Лада [43], В.Давыдов [112], БЛихачев [17], А.Петровский [20], Н. Пирогов [21,150-166], М. Вебер [69], Д.Дидро [17], и др. Сегодня во многих странах мира, в том числе в России, активно совершенствуется научно-методическая база новых учебных дисциплин: «социальная педагогика», «социальная работа» в целом, и успешно освоены новые профессии - «социальные педагог», «социальный работник». В нашей стране возникла и последовательно наполняется результатами фундаментальных исследований относительно новое научное знание и практика социальной педагогики я социального воспитания.

Рассматриваемый нами феномен современности свидетельствует о стремлении создать условия для реализации возможностей социальной сущности индивида, обеспечить соблюдение принципа реальной социальной справедливости по отношению к человеку. Не вызывает сомнений тот факт, что решение глобальных проблем в жизнедеятельности людей будет практически невозможном без дальнейшей гуманизации образовательно-воспитательного пространства государства и общества, без повседневного обращения к преобразующему потенциалу культуры. Выступая частью общей, социально-педагогическая культура обладает, тем не менее, собственными педагогическими идеалами, определенной системой ценностей, образцы которых становятся важнейшими инструментами социального воспитания людей. Подчеркнем, что для условий среды МЧС России социально-педагогическая культура актуализируется ситуацией военной реформы, требующей инновационного подхода к осмыслению содержания, методик и технологий профессиональной деятельности военнослужащего (служащего, сотрудника, работника) (солдата, сержанта, прапорщика, офицера-руководителя, воспитателя), к новому уровню умения в определении, отборе, принятии и применении самых эффективных и личностно-ориентированных средств и приемов социокультурного воздействия.

Исследования культурно-исторических предпосылок возникновения социального воспитания свидетельствуют о том, что гармоничное соединение философии, социологии, педагогики и культурологии дает новое целостное видение исторических и современных проблем развития человека и общества. Рождение социально-педагогической культуры происходит таким образом при выходе за рамки проблем воспитания, образования и развития человека в обществе и их гармоничного слияния на почве одной только педагогики. Отсюда, достижения смежных наук приближают нас к пониманию изучаемых социально-педагогических проблем и оказываются важными для осмысления сущности социально-педагогической культуры офицера.

Разумеется, данное явление и процесс следует рассматривать в контексте общечеловеческой культуры, выделяя четыре подхода к интерпретации ее сущности: аксиологического, деятельностного, личностного, личностно-средово деятельностного. Социологические концепции культуры (просветительство, эволю-ционалистский подход, принципы понимающего воздействия - М. Вебера [69], евразийская концепция, и др.) также вносят свой вклад в содержание социально-педагогический явлений в контексте нашего исследования.

Присутствие в термине «социально-педагогическая культура» смысло-образующего слова «культура» создает ряд трудностей в его рассмотрении. Безусловно, социально-педагогическая культура неотделима от общечеловеческой как явления многогранного и многозначного. Отсюда становится очевидным, почему до сих пор нет единого мнения по поводу дефиниции данного понятия (исходя из сложности вопроса, мы полагаем важным показать некоторые стороны проведенного историко-педагогического анализа выдвинутой проблемы).

В общем виде под культурой, как известно, понимается совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметах, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Первоначально словом «культура» обозначали способы обработки земли. Мыслители XVIII века, отождествляя культуру с формами духовного саморазвития общества и человека, приступили к разработке своеобразной теории культуры. Натуралисты усматривали истоки культуры в «естественной» природе человека. Идеалисты видели назначение культуры в нравственном развитии человека, в достижении им определенного морального состояния.

В настоящее время термин «культура» несет очень большую семантическую нагрузку. В американской социологии даны, по меньшей мере, 500 его значений, которые затрагивают этнологию, социологию, историю, культурологию — весь спектр гуманитарных наук, совокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы.

К наиболее распространенным определениям относится то, которое дается в «Советском энциклопедическом словаре» [63], где культура трактуется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Однако это определение одностороннее, поскольку трактует культуру, как нечто застывшее, завершенное, не подлежащее дальнейшему развитию. Не менее важным компонентом культуры является взаимодействие людей с материальными и духовными ценностями, их усвоение. В этом смысле более удачным представляется определение, которое трактует культуру как совокупность созданных людьми научных, морально-социальных, художественных и технических ценностей, а также как процесс участия и взаимодействия человека с этими ценностями и создания новых.

Культура является объективным фактором по отношению к различным социальным системам и личностям. В то же время, люди в процессе своей многообразной деятельности так или иначе меняют свое социальное и культурное окружение, культуру данной социальной системы. В результате культура как система норм и ценностей данной социальной общности функционирует, развивается и изменяется.

В культуре можно выделить субстанциональные и функциональные элементы. К субстанциональным элементам относятся: ценности (экономики, политики, философии, культуры, образования и т.д.); нормы (морали, этики и т.д.); учреждения (университеты, киностудии, библиотеки, кинотеатры, музеи и т.д.). К функциональным элементам культуры относятся: освоение, создание, распространение и потребление культурных ценностей.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к социально-культурологическим аспектам педагогической культуры. Это обусловлено появлением вариативных парадигм обучения и воспитания, обращением к мировой и отечественной культуре, имеющих нормативно-творческий характер деятельности и ориентацию на технологичность, ярко выраженную гуманистическую направленность и личную ориентированность.

Для социальной педагогики как науки об одном из ее ведущих компонентов, социальном воспитании, и культурологии как науке о культуре определяющими остаются процессы развития человека в социуме. В конечном счете их интересы направлены на изучение наиболее благоприятных условий для их создания. Подчеркнем спонтанность влияний культуры на личность и ее субъективность. Социальная активность самой личности не безусловна.

Так, например, без обучения и воспитания очередное поколение не сможет воспользоваться достижениями культуры. Французский психолог А. Пьерон придумал наглядный пример, подтверждающий это. Если бы человеческую цивилизацию постигла катастрофа, предполагает ученый, уничтожившая все взрослое население, но сохранившая какое-то количество детей, то человеческий род бы не прекратился, однако история человечества была бы прервана и должна была бы начаться вновь [237].

Похожие диссертации на Социальное воспитание личного состава МЧС России