Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. Смирнов Вадим Викторович

Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.
<
Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнов Вадим Викторович. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв. : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Оренбург, 2007 211 с. РГБ ОД, 61:07-13/1379

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Становление и развитие православных традиций семейного воспитания в России .

1.1. Семейные традиции как культурно-педагогический феномен 14

1.2.Педагогический потенциал православных традиций семейного воспитания 32

1.3. Эволюция православного семейного воспитания в России 60

Выводы по 1 главе 90

ГЛАВА 2. Реализация православных традиций семейного воспитания в России и Оренбуржье .

2.1. Проблема православного семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв 93

2.2.Православные традиции семейного воспитания в основных сословных группах России второй половины XIX-начала XX вв 130

2.3. Место и роль православных традиций в современном семейном воспитании Оренбургского края 156

Выводы по 2 главе 170

Заключение 172

Список литературы 177

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в России обусловили необходимость реформирования практически всех социальных институтов, в том числе и института семьи, потому что «путь в будущее лежит через духовное образование нашего общества, воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей» (Н.Д. Никандров). Современная образовательная парадигма, ориентирующаяся на личность, закрепляет интеграцию усилий системы образования, семьи и самой личности для преодоления духовного кризиса.

Вклад православной педагогики в процесс духовно-нравственного семейного воспитания прослеживается на протяжении всей истории российского государства. С начала XX века участие Православной Церкви в семейном воспитании было искусственно прервано. Полагаем, что воссоздание целостной системы духовного образования позволит раскрыть ценности семейного воспитания и будет способствовать выходу семьи из духовного кризиса.

Объективный взгляд на историю православного семейного воспитания в России позволит определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования воспитательного процесса. Требуется разработка новых подходов к решению проблемы преодоления встречающегося в современном обществе разрыва между теорией и практикой исторически сложившегося православного семейного воспитания на основе традиций. Обращение к православным традициям семейного воспитания поможет в утверждении статуса семьи как основного института социализации личности, глубже понять причины успехов и просчетов в семейном воспитании сегодня.

Степень научной разработанности проблемы. В России проблемы семейного воспитания рассматривались в фундаментальных работах дореволюционных исследователей второй половины XIX - начала XX вв.: М.И. Демков (русское семейное воспитание), П.Ф. Каптерев (проблемы нравственного воспитания детей в семье), П.И. Ковалевский (патриотическое воспитание в семье), П.Ф. Лесгафт (семейное воспитание ребенка),

Н.И. Пирогов (роль родителей в семейном воспитании), К.Д. Ушинский (христианские принципы в семейном воспитании) и др. Авторы приходят к выводу о значимости традиций в семейном воспитании.

Теоретически обоснована роль православных традиций семейного воспитания в русской эмиграции (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.С. Куломзина, СИ. Четвериков и др.).

В современной светской и православной педагогике представлены три
точки зрения на понятие семьи. Первая традиционно рассматривает семью
как институт социализации и первичную ячейку общества (А.И. Антонов,
О.И. Волжина, И.В. Власюк, А.Н. Ганичева, А.Ю. Гранкин,

И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Харчев и др.). Согласно второй точке зрения, православная педагогика представляет семью как малую Церковь, в которой соблюдается иерархия, установленная законом Божиим (В.А. Беляева, Л.И. Сурова, о. Алексий (Уминский) и др. Христианская педагогика опирается не на философскую идею, а на само бытие Церкви как нового богоданного союза Бога и человека. Ее основанием стало, с одной стороны, христианское учение в свете Божественного Откровения (Священное Писание), а с другой - духовный опыт Церкви, то есть многообразные человеческие пути к святости (Священное Предание). Отсюда вытекает содержание христианской педагогики - введение детей в жизнь Церкви, приобретение ими навыков общественной и личной духовной жизни. Осуществить это возможно в единстве семьи, школы, Церкви. Третья точка зрения на семью - интеграция достижений научной педагогики (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, и современные исследователи: Т.И. Власова, И.А. Панькова, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова и др.) с учением и жизнью Православной Церкви.

Православному воспитанию как духовной традиции отечественной педагогики посвящено диссертационное исследование Э.А. Чурсиной, изучение традиции семейного воспитания в Древней Руси IX-XIII вв. представлено в работе Е.В. Марковичевой, педагогическая профилактика насилия над деть-

ми в семье средствами православной культуры освещена в ряде работ Е.А. Азаровой. Анализ и систематизация основных ценностных подходов в практике воспитания и образования в России XVIII - начала XX вв. представлен в работе В.И. Блинова. Тенденции развития семейного воспитания в Оренбургском крае представлены в работах Н.М. Чернавского, З.Г. Сафоновой, B.C. Болодурина и др.

Вместе с тем, несмотря на разностороннее изучение проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье, отсутствуют концептуальные ориентиры в ее решении. В связи с углубляющимся духовным кризисом российского общества и семьи возникает острая необходимость в историко-педагогическом анализе генезиса православных традиций семейного воспитания, выявления особенностей православных традиций семейного воспитания в России. Требуется исследование исторического опыта православных традиций и их роли в семейном воспитании.

Были выявлены следующие противоречия между:

объективными потребностями общества в духовно-нравственном воспитании детей и недостаточным использованием историко-педагогического опыта православных традиций семейного воспитания в системе светского образования;

необходимостью воспитания в семье на традициях «малой Родины» -Оренбургского края и недостаточной включенностью ментально-региональных традиций семейного воспитания в современную реальность;

потребностью современной семьи в научно обоснованных способах духовно-нравственного воспитания детей и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в практике семейного воспитания.

Осознание данных противоречий обусловило постановку проблемы исследования: в чем заключается педагогический потенциал православных традиций семейного воспитания и необходима ли его актуализация с целью

совершенствования духовно-нравственного воспитания детей в условиях современной семьи.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.».

Цель исследования: выявить тенденции развития православных традиций семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.

Объект исследования: процесс семейного воспитания.

Предмет исследования: становление православных традиций семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.

Гипотеза исследования: современное семейное воспитание с учетом педагогического потенциала православных традиций, осмысленных с позиций историко-культурологического подхода и педагогической ценности, может быть перспективным на основе раскрытия педагогических механизмов их функционирования.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Охарактеризовать семейные традиции как культурно-педагогический феномен.

  2. Выявить педагогический потенциал православных традиций семейного воспитания.

  3. Определить зтапьі становления православного семейного воспитания в России и особенности его развития во второй половине XIX - начале XX вв.

  4. Обосновать преемственность православных традиций семейного воспитания в Оренбургском крае.

Источниковую базу исследования составили:

научная литература и диссертационные исследования по истории образования и педагогической мысли в России;

святоотеческая богословская литература;

педагогические труды современных православных авторов по проблемам православного семейного воспитания;

труды педагогов Оренбуржья по истории образования в родном крае;

документы ЦГАОО;

материалы педагогической прессы;

мемуарная и публицистическая литература и др.

Методологическую основу исследования составляют: историко-культурологический подход, который устанавливает взаимосвязь между историческим развитием государства и его культурным развитием; аксиологический подход, который определяет основные духовные ценности общества; положения диалектики, рассматривающие все происходящие события во взаимосвязи на основе принципов исторического анализа, научной достоверности и объективности; системное и конкретное рассмотрение изучаемых документов, фактов и явлений.

Философский уровень исследования базируется на взглядах отечественных философов о соборном воспитании «цельного человека» (И.С. Аксаков, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, В.В. Розанов, А.С. Хомяков и др.).

Общенаучный уровень исследования составляют: концепция философии и методологии образования (В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин, П.Г. Щедровицкий и др.), современные подходы к методологии историко-педагогических исследований (М.В. Богуславский, Э.Д. Днепров, В.И. Додо-нов, З.И. Равкин и др.), концепция «культурно-образовательной среды» Е.П. Белозерцева.

Конкретно-научный уровень исследования: историко-

культурологические исследования семейного воспитания в России
(С.Д. Бабишин, И.Е. Забелин, Г.В. Корнетов и др.); исследования семейного
воспитания: концепции трех исторических типов моногамной семьи
СИ. Голода, родительской позиции и типов семейного воспитания как инте-
гративных характеристик детско-родительских отношений

О.А. Карабановой, семейного уклада и психолого-педагогической культуры

семьи Т.В. Лодкиной; идеи православной педагогики (о. Владимир Богоявленский, о. В. Зеньковский, о. Глеб Каледа, С.С. Куломзина, Н.И. Пирогов, Л.В. Сурова, о. Алексий Уминский, К.Д. Ушинский, о. Евгений Шестун и

ДР-).

Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX века -

начало XX века (до 1917г.) - период серьезных социально-экономических изменений в Российской империи, способствовавших развитию православных традиций семейного воспитания в это время. Вместе с тем, логика исследования, требующая анализа динамики протекания определенных процессов в их единстве и неразрывности, обусловила необходимость обращения к более ранним (IX - первая половина XIX вв.), а также к современному (1917-2006 гг.) периодам истории педагогики.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2002 - 2003 гг.) - осмысление проблемы. В процессе изучения и анализа философской, богословской, психологической, педагоги-ческой литературы были определены проблема, методологический подход, сформулированы задачи исследования, очерчен круг источников. На данном этапе использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; историко-логический, генетический, сравнительно-сопоставтельный и системный анализ православных традиций семейного воспитания

Второй этап (2003 - 2004 гг.) - изучение и анализ архивных и мемуарных материалов, результатов диссертационных исследований, опыта современного православного семейного воспитания. В результате этой работы были выделены основные особенности православных традиций семейного воспитания в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. и в настоящее время. Основные методы исследования: абстрагирование, экстраполяция, аналогия; методы опроса (беседы с родителями учащихся Православной гимназии во имя св. прав. Иоанна Кронштадского, с семьями священнослужителей).

Третий этап (2004 - 2006 гг.) - корректировка разработанных теоретических положений, систематизация материала, обобщение результатов исследования, литературное оформление работы. Методы исследования: обобщение и систематизация материалов исследования.

Научная новизна исследования:

охарактеризованы семейные традиции как культурно-педагогический феномен, отражающий сущностные характеристики понятий «традиция», «семейная традиция» и функции традиции (культурообразующая, социальная, интегративная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная), проявляющиеся в духовном наследии, обычаях, социальных нормах, культурных ценностях;

раскрыто содержание православных традиций семейного воспитания (воспитание христианского мировоззрения, наставление на путь осмысления мира, жизни и человека в свете Божественного Откровения, введение детей в жизнь Церкви, передача им навыков общественной и личной духовной жизни, подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, раскрытие в них лучших национальных черт), показана динамика развития традиций и педагогические механизмы их функционирования (передачи, усвоения и формирования духовных качеств) на основе анализа идей отечественных философов, педагогов, психологов, богословов;

определены этапы развития православных традиций (становления и формирования, кризиса, научного и общественного признания, уничтожения, философского, методологического обоснования, возрождения);

охарактеризованы особенности развития православных традиций семейного воспитания в Оренбургском крае: интенсивность миграционных процессов на территории губернии, полиэтничный состав населения, множество семейных традиций; традиции воспитания казачества; достаточно позднее утверждение Православия; влияние на православные традиции семейного воспитания многочисленных сектантских учений, тесное переплетение веры и суеверий.

- с позиций историко-культурологического подхода раскрыты место и роль
православных традиций, выявлена их преемственность в современном се
мейном воспитании в Оренбургском крае.

Теоретическая значимость результатов исследования воспитания заключается в:

характеристике православных традиций семейного воспитания как открытой развивающейся педагогической системы, что обогащает теорию педагогики;

выявлении особенностей эволюции православных традиций семейного воспитания во второй половине XIX - начале XX вв. (возрождение национальных черт воспитания, теоретическое обоснование православных традиций семейного воспитания, признание светской педагогической наукой православных ценностей, сохранение русской культуры), что вносит вклад в семейную педагогику;

выделении ведущих тенденций развития православных традиций семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.: взаимосвязь Церкви, государства, школы и семьи в воспитании детей; слияние понятий «православные традиции» и «народные традиции» в семейном воспитании в России; ведущая роль православных традиций в семейном воспитании подрастающего поколения в России; научное и общественное признание ценности православных традиций в воспитании; специфика православных традиций семейного воспитания в различных сословных группах; ослабление традиционных ценностей в семейном воспитании.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке обобщающих трудов по традициям семейного воспитания в России, позволяют обогатить содержание курса «История образования и педагогической мысли» в педагогических университетах, институтах и колледжах, а также способствуют развитию педагогического мышления студентов. Внедрение результатов исследования позволит качественно совершенствовать подготовку педагогов.

Материалы исследования являются базовыми для реализации историографического подхода к проблемам семейного воспитания при проведении научных исследований, характеризующих влияние традиций православного семейного воспитания на совершенствование практики современного семейного воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Семейные традиции как неотъемлемая часть культурных ценностей общества (духовное наследие, обычаи, социальные нормы, культурные ценности), передаются в семейном воспитании и образовании и являются определяющими в восстановлении системы духовно-нравственного воспитания в семье на современном этапе.

  2. Система православных традиций семейного воспитания (обычаи, которые отражают требования религии, народные ритуалы и обряды, собственно семейный уклад) обладает высоким педагогическим потенциалом, так как обеспечивает реализацию цели (служение Богу, ближним и Отечеству, признание супругами семьи и детей подлинными духовными ценностями, желание супругов укреплять семью и стремление воспитывать своих детей) и принципов православного семейного воспитания (духовности, ненасилия, любви, смирения, иерархичности, ответственности, соборности), что способствует духовно-нравственному становлению личности.

  3. Становление и развитие православных традиций семейного воспитания обеспечивается соответственно этапам: этап становления и формирования православных традиций семейного воспитания - X - XVI вв.; этап кризиса православных традиций -XVIII - начало XIX вв.; этап научного и общественного признания православных семейных ценностей - вторая половина XIX - нач. XX вв.; этап уничтожения православных традиций семейного воспитания - с 1917 до 80-х гг. XX в.; этап философского, методологического обоснования православных традиций семейного воспитания - 1917 до 80-х гг. XX вв. (в русской эмиграции); этап возрождения православных традиций семейного воспитания - с 90х гг. XX в. до наших дней).

Наибольший интерес представляет этап научного и общественного признания православных семейных ценностей (вторая половина XIX -начало XX вв.), который характеризуется возрождением национальных черт воспитания, теоретическим обоснованием православных традиций семейного воспитания, признанием светской педагогической наукой православных ценностей, сохранением русской культуры.

  1. Преемственность православных традиций семейного воспитания на современном этапе в Оренбургской области обеспечивается как ситуативно -в отдельных семьях,, так и системно - в воскресных школах при храмах Оренбургской епархии (гг. Оренбург, Медногорск, Орск, Ясный), в светских общеобразовательных учебных заведениях на основе преподавания факультативов (г. Оренбург, лицей №2, г. Новотроицк, гимназия №1).

  2. Основными тенденциями в рассматриваемый период являются: взаимосвязь Церкви, государства, школы и семьи в воспитании детей; слияние понятий «православные традиции» и «народные традиции» в семейном воспитании в России; ведущая роль православных традиций в семейном воспитании подрастающего поколения в России; научное и общественное признание ценности православных традиций в воспитании; сословные различия в содержании, методах, средствах и формах воспитания при неизменной цели -воспитание христианина; к концу XIX - началу XX вв. ослабление традиционных ценностей в семейном воспитании в результате резких политических, социально-экономических и духовных кризисов в стране в 60-х гг. XIX в. Вместе с этим, в Оренбургском крае возможно выделить следующие особенности: интенсивность миграционных процессов на территории губернии, по-лиэтничный состав населения, множество семейных традиций; традиции воспитания казачества; достаточно позднее утверждение Православия; низкий уровень богословских знаний у большинства населения и как следствие -влияние на православные традиции семейного воспитания многочисленных сектантских учений, тесное переплетение веры и суеверий.

Достоверность исследования обеспечивается:

методологическими подходами (историко-культурологическим, аксиологическим) и положениями диалектики;

значительным объемом использованных педагогических, исторических, культурологических и других материалов;

применением комплексного метода исследования, адекватного его целям, задачам, логике.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались и были апробированы на заседаниях кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, излагались в докладах и выступлениях на международных, общероссийских, региональных и университетских научно-практических конференциях.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Семейные традиции как культурно-педагогический феномен

В данном параграфе характеризуются компоненты и функции традиции, представление о традициях семейного воспитания, их изменение в истории, какое отношение сложилось к данной проблеме. Особый интерес для нас представляет установление связей между различными подходами к учению о традиции и характером педагогических традиций, и определение их влияния на семейное воспитание. Так как предметом нашего исследования являются семейные традиции, то нам представляется правомерным начать изучение с рассмотрения основных составляющих дефиниции «традиция».

Традиция (лат. traditio - передача, предание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах (Новейший философский словарь). Традиция -элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. [21,391].

Традиция рассматривается как: - нечто перешедшее от одного поколения к другому, - обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, - устная передача каких-либо исторических сведений, предание. [21] Под традицией понимается «обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь». [221, Т.З, 176], «предание, все, что устно перешло от одного поколения на другое» [55, 425], «установившийся порядок, неписаный закон в быту, обычай, обыкновение, закрепившаяся норма чего-либо».[221, Т.З, 176] Следовательно, толковые словари и энциклопедические издания толкуют традицию не только как процесс передачи, но и объект, и способы передачи социального и культурного наследия. В ходе изучения научной литературы мы установили, что термин «традиция» признается синонимом слова «обычай», а также в качестве нее выступают определенные общественные установления, нормы, ценности, идеи. Определенные традиции функционируют во всех социальных системах и являются условием их жизнедеятельности, традиция служит и средством передачи этого наследия. Таким образом, в ходе изучения смыслового наполнения термина «традиция» мы обнаружили его полисемантизм /многозначность/. Выбор теории учения о традиции в качестве методологической основы нашего исследования, позволит нам более глубоко и всесторонне рассмотреть роль педагогических традиций, необходимых для решения проблем семейного воспитания на современном этапе. Основой для такого подхода может быть убеждение в том, что будущее вырастает и должно вырастать из прошлого: правильно понятая история содержит в себе запас ценностей, чтобы новое общество родилось не в результате творения из ничего, а стало итогом «обновления», «развития» или же «возврат к былым ценностям». При всех многочисленных подходах, возникла необходимость рассмотрения традиции с точки зрения культуры. «Если термин «традиция» — пишет Макс Радин, - понимать в буквальном значении, то традиционным будут все элементы общественной жизни, за исключением относительно немногих новшеств, которые каждое столетие создаёт само для себя, и тех прямых заимствований из других обществ, которые можно наблюдать тогда, когда имеет место процесс «диффузии» [176, 158].

Традиция в данной трактовке становится почти синонимом термина «культура» - особенно если этот термин трактовать «исторически» (А. Кребер и К. Кланхон), и на первый план в культуре выделять феномен общественного наследия.

Под культурой К.В. Чистов подразумевает не одноразовое явление, побочное или случайное для истории, а то, что имеет значение для человечества или какой-то социальной общности, опыт, накапливавшийся в виде традиции, т.е. системы определённых стереотипов человеческой деятельности, результатов этой деятельности или представлений о них. В представлении К. В. Чистова термин «культура» обозначает сам феномен, а «традиция» - механизм её формирования, трансмиссии и функционирования [246, 105]. Рассматривая традицию как систему связей настоящего с прошлым, автор утверждает, что при помощи этой системы совершается отбор, стереотипиза-ция опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Р. Лоуи утверждает, что культура «это совокупность общественных традиций».

Таким образом, в нашем исследовании мы рассматриваем традицию в качестве механизма формирования, передачи и функционирования культуры. В этой связи значимой является теория культурной традиции Э.С.Маркаряна которая вычленяет традицию из культуры, сохраняя все её составляющие. «Культурная традиция» — это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путём пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» [119, 80].

В понятии «культурная традиция» интегрируются все социально организованные понятия: обычаи, ценности, ритуалы, а также юридически регламентированные установления, которые ранее не включались в сферу традиции, а сама традиция не наделялась юридической регламентацией.

Переход от одного уровня культуры к другому включает в себя использование всего ценного в культурных достижениях прошлого, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. Традиции формируют культуру, являются ее информационной характеристикой и средством передачи. Поэтому, с точки зрения теории информации закономерным будет анализ традиции как информационной характеристики культуры. Изучение литературы по данной проблеме, позволяет сделать нам вывод, что многие исследователи (Б.В.Ахлибиниский, Я. Ребане, М. М. Ковалевский) рассматривают информацию в «качестве чистой» функциональной структуры, относительно свободной («отчуждённой») от своего носителя и способный к миграции в системных процессах.

Эволюция православного семейного воспитания в России

После выявления педагогического потенциала православных традиций семейного воспитания следующим шагом в нашем исследовании явился ис-торико-педагогический анализ данных традиций в России.

Современное семейное воспитание базируется на практике прозападного типа воспитания («свободное воспитание»), что искажает традицию родительского авторитета в семье. В этой связи актуализируются вопросы воспитания духовно-нравственной личности ребенка, которые отечественная педагогика пытается решить на основе личностно и духовно ориентированного подходов, интеграции светской и православной педагогики.

На каждом этапе общественно-исторического развития семейное воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Поэтому изменения, произошедшие в обществе за последние два десятилетия XX века, оставили отпечаток «крушения» семьи в вопросе воспитания и обучения детей. Действительность XXI века требует создания такой семьи, где ребенка посвящают в мир духовного совершенства, где воспитательный процесс осуществляется путем сопереживания, где личностные отношения взрослых - родителей и детей формируют желание усвоения хороших привычек.

Именно семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности. В свою очередь, ведущую роль в формировании семейных традиций на протяжении исторического развития России играла Русская православная церковь. В связи с этим фактом изучение православных традиций семейного воспитания поможет решить проблему духовно-нравственного становления личности ребенка, формированию у него ценностных ориентиров и целостного мировоззрения.

Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные, религиозные традиции государства. Православие являлось одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между членами семьи. В отечественной педагогике на этот аспект неоднократно обращали внимание. Так К.Д. Ушинский соотносил важность воспитания с его святостью, поскольку пренебрежение ею могло принести несчастья миллионам соотечественников. Следует проанализировать культурно-историческую динамику христианского семейного воспитания и выявить основные тенденции генезиса православных традиций в семье. Под генезисом мы понимаем зарождение и последующий процесс развития, приведший к определённому состоянию, виду, явлению.

В истории развития семейного воспитания в России с позиций его духовности, ориентации на развитие личности ребенка можно выделить несколько эпох, этапов и периодов. Исследователи семейного воспитания (С.Д. Бабишин, А.Н. Ганичева, А.Ю. Гранкин, О.Л. Зверева, П.В. Корнетов, СЕ. Марченко, Р.В. Овчарова, В.М. Петров), начиная с VI в.; изучают его как сложный образовательный процесс, обусловленный изменениями общественного, социально-культурного и экономического положения страны. На наш взгляд, целесообразно говорить о дохристианской (VI-X вв.) и христианской (X в. до наших дней) эпохе развития семейного воспитания. Такое деление основано на том, что христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало, отразившись на системе воспитания. Живой Личностный Бог - Троица дал нам Евангелие. Евангелие - это Личность самого Христа Спасителя: оно божественно и в то же время глубоко человечно. Поэтому каждый человек может найти в нем самого себя. Евангельские заповеди дают широту и свободу внутренней жизни. Христос предостерегал Своих учеников, чтобы они не заменяли заповеди внешним регламентом, когда личность и индивидуальность не ориентируются на идеал Евангелия, а подавляются формальными законами.

Дохристианскую эпоху можно разделить на ряд этапов: - внесемейного воспитания (начало VI - VII вв.), в котором прослеживаются период матриархата с его особенностями; период дядек и кумовства; - семейного воспитания с появлением в семье воспитательной функции (начало VIII - 1Х"вв.). Христианская эпоха (после Крещения Руси X в. до наших дней) в свою очередь включает этапы: - неразрывной связи воспитания, образования с Православием как го-сударствообразующей религией, в котором выделяется период кормильства (X - XII вв.); период монастырского образования и воспитания (XIII — XV вв.); период, связанный с развитием книгопечатной продукции (XV — XVII вв.), внутри которого ярко прослеживается Макарьевский период (XVI в.) -этап формирования и становления православных традиций семейного воспитания (IX - XVIIBB\); - реформ (начало XVIII - сер. XIX вв.), Петровский период открытия школ, как нового типа государственных учебных заведений; период гувер-нерства (домашнее образование) - этап кризиса православных традиций (XVIIIB.-начало ХІХвв.); - период сохранения национальных черт воспитания и русской культуры (конец XIX - начало XX вв.) - этап возрождения православных традиций семейного воспитания, характеризующийся общественным признанием и началом научного обоснования православных семейных ценностей (вторая половина XIX - нач. XX вв.); Следующие этапы разделяются по распространению православных традиций семейного воспитания: - приоритет идеологических ценностей над духовными: период общественного воспитания детей, ориентированный на уничтожение традиционных православных ценностей семейного воспитания (1917 - 1960 гг.); период усиления внимания к проблемам семейного воспитания и организация педагогического просвещения родителей (1960 - 1980 гг.).

Проблема православного семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв

В исследовании утверждается, что вторая половина XIX - начало XX вв. - это время призвания ценности православных традиций воспитания, начала научного осмысления проблем семейного воспитания, укрепления семейных традиций и использования педагогического потенциала православных традиций. Именно поэтому данный период важен для определения путей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Анализ проблем семейного воспитания необходимо начать с характеристики социального развития российского общества к концу XIX века.

Царствование Николая II — самый динамичный период в росте численности русского народа за всю его историю. Менее чем за четверть века население России увеличилось на 62 млн. человек, то есть в полтора раза. Рост русского населения опережал рост населения западноевропейских стран более чем в три раза [37, 57], [224,414-415].

При Николае II Россия достигла самого высокого в своей истории уровня рождаемости. В 1895-1900 годах на 1000 человек православного населения страны рождался 51 ребенок. Среди других вероисповеданий — иудеев, католиков, мусульман — рождаемость была в 1,61,8 раза ниже. Правда, в начале XX века рождаемость православного населения стала сокращаться, хотя и продолжала значительно опережать рост населения других вероисповеданий и стран Западной Европы. Одновременно снижались показатели смертности русского населения, хотя здесь успехи России были более скромными, чем в странах Запада. Высокая смертность в России объяснялась, как это ни парадоксально, более высокой рождаемостью, ибо преобладающее число смертей в то время в любой стране приходилось на младенчество и детство. В 1908-1910 годах число умерших в возрасте до 5 лет составляло почти 60% всех умерших русских людей [179, 5].

Основой устойчивого и быстрого роста русского народа были традиции особенно брак и крепкая семья. Неженатые не воспринимались в обществе всерьез. Они не имели голоса ни в семье, ни на крестьянском сходе (если дело было в деревне). Неженатый крестьянин и тем более незамужняя крестьянка не могли получить земельный надел — главный источник своего существования. Без этого крестьянин не имел возможности сесть на тягло, т.е. платить налоги, нести повинности. А без этого он не получал никаких прав.

С другой стороны, крестьянское хозяйство не могло нормально обходиться без женских рук. В деревне существовало твердое разделение труда между полами. Селвскохозяйственная работа лежала главным образом на мужчине. Работа по дому и бытовое обслуживание выполнялись женщиной. Только совместный, труд мужчины и женщины обеспечивал нормальную деятельность крестьянского хозяйства.

По количеству браков Россия занимала первое место в мире. Доля лиц, не состоявших в браке к возрасту до 45-49 лет, составляла всего лишь 4-5% (см. Таблицу 2). Таким образом", можно констатировать, что брак и семья в России носили устойчивый характер. Средний возраст вступления в брак был в России на рубеже XIX и XX веков одним из самых низких в Европе. Большое распространение в России имели ранние браки. По показателям ранних браков Россия резко отличалась от других стран (Таблица 3) Больше половины женщин и почти треть мужчин вступали в брак, не достигнув 21 года. Более подробное распределение русских людей, состоявших в браке, по возрастам прослеживается при анализе таблиц брачности русских девиц. Почти треть из них выходила замуж до 21 года и свыше 2/3 — до 23 лет. Вместе с тем доля девушек, вступивших в брак, не достигнув 17 лет, составляла менее 3%. Наиболее активное вступление в брак происходило в возрасте 18-22 лет. Большее число замужеств приходилось на возраст 20 лет. Из всех девушек, достигших брачного возраста, оставались без мужа только 5%. После 23 лет вероятность для русской девушки выйти замуж падала и к 40 годам становилась ничтожной. Средний возраст жениха и невесты изменялся в зависимости от губернии. Возраст вступления в брак снижался с севера на юг и с запада на восток. Наиболее низкий возраст вступления в брак наблюдался в сельскохозяйственных губерниях, например Рязанской, Курской, Орловской. Здесь девушек выдавали замуж до установленных законом 16 лет — в 15, 14, 13 и даже 12 лет. При обращении к церковным властям с просьбой вступить в брак ранее законных лет крестьяне объясняли это необходимостью иметь хозяйку. До введения всеобщей воинской повинности в 1874 году девушка старше 20 лет считалась засидевшейся невестой, а парень 23-25 лет, если ему предстояла военная служба, — старым холостяком. В царствование Николая II у мужчин наладился обычай жениться после службы в армии — в 24-25 лет (срок службы был чаще всего 3 года). Девушки же 21-22 лет уже не считались старыми девами (Таблица 4).

Место и роль православных традиций в современном семейном воспитании Оренбургского края

Для изучения православных традиций семейного воспитания в Оренбургской губернии" необходимо, прежде всего, обратиться к трудам Н.М. Чернавского - писателя, сына священника Оренбургской губернии. Образование Николай Михайлович получил в Казанской духовной академии. Был учителем в Оренбургском духовном училище. Главные труды Чернавского: «Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем» (выпуск I, Оренбург, 1900; выпуск II, 1903); «Учреждение оренбургской епархии и разделение ее на уфимскую и собственно оренбургскую» (Оренбург, 1899); «Общий взгляд на историю оренбургской епархии» (1899).

Создание в 1799 году новой Оренбургско-Уфимской епархии вызывало два обстоятельства: христианизация иноверческого населения и борьба с рас колом. Церковь в XIX столетии оставалась важнейшим звеном государствен ной власти в России. На позициях миротворчества она выступала посредни ком в колонизаторской политике Российской империи, сглаживая, насколько это было возможно, неизбежные национальные конфликты. Но, выступая проводником внутренней и внешней государственной политики, церковь за частую действовала самостоятельно: «Русские устремились на восток с зем ле дельческо-колонизаторскими устремлениями... Культурно просветительские задачи отступили на второй план... Вслед за могуществом начался процесс умиротворения Оренбургского края» [243, 102-103]. Так охарактеризовал Николай Михайлович задачи церкви в Оренбуржье. Одна из самых крупных проблем, которую освещает в монографии Н.М. Чернавский - христианизация Оренбургского края. Он считает, что православное христианство, исповедуемое русским населением, более совершенно и стройнее организовано в культурном, философско-мировоззренческом отношении по сравнению с язычеством и магометанством - религиями, с крторыми соприкоснулось здесь русское Православие. Во второй половине XIX века были открыты начальные учебные заведения. С 1882 года началась реформа начального обучения - курс его стал четырехгодичным. Всего в городе насчитывалось 38 учебных заведений. Отрицательно сказывалось на развитии культуры и просвещения в Оренбурге отсутствие общественной библиотеки. Библиотека была открыта только в 1888 году. В последней четверти XIX в. стала развиваться и пресса. Крупным событием в культурной жизни города и губернии стал выпуск с 1876 г. первой частной газеты либерально-прогрессивного направления «Оренбургский листок». Редактор-издатель И.И. Евфимовский-Мировицкий, который также редактировал журнал «Оренбургские епархиальные ведомости (изд. с 1873 г.) и «Циркуляр по Оренбургскому учебному округу (изд. с 1875 г.). В это же время в Оренбурге для жителей города организуются духовные концерты. Это было «важное и желанное явление в жизни Оренбурга» [41,39]. В них чувствовалась душевная потребность, особенно в период Великого поста. По словам знатока церковного пения, известного оренбургского регента Н.А. Федотова, духовные концерты имели большое нравственно-эстетическое значение, как для исполнителей, так и для слушателей. В газетных публикациях упоминание о духовных концертах можно встретить, начиная с 1876 года. Уже тогда в газетах печатались строки, в которых выражалась «искренняя благодарность и глубочайшая признательность за оказанную помощь в устройстве духовных концертов» М.Е. Давыдову, «за принятие безвозмездного участия в исполнении любителям А.И. Оводову, В.И. Ясинскому, П.Н. Милицину, В.И. Татищеву» и др. Более регулярно духовные концерты стали устаиваться, практически, одновременно с началом духовных религиозно-нравственных чтений. Одним из первых регентов, устроившим концертное выступление церковного хора, был известный в Оренбургском крае П.Г. Григорьев, один из немногих регентов Оренбурга, имевших патент Придворной певческой капеллы. В 80-е гг. XIX столетия внебогослужебные религиозно-нравственные чтения получили широкое развитие по России. Священники трех оренбургских церквей о. Павел Словоохотов, о. Петр Райский и о. Владимир Ясинский обратились с просьбой к Преосвященнейшему Вениамину о разрешении религиозных собеседований. На их рапорте последовала следующая резолюция Его Преосвященства: «С удовольствием разрешаю открыть религиозные собеседования с народом в городе Оренбурге и призываю благословение Бо-жие на это весьма полезное дело». Цель бесед - дать народу хотя бы «элементарные религиозные сведения и насколько возможно способствовать улучшению его нравственности». Беседы предлагалось вести по воскресным и праздничным дням - таким образом преследовалась еще одна цель: отвлечь народ от пустого и часто беспорядочного препровождения времени. Первая духовная беседа состоялась 2 января 1883 г. в зале мещанской Управы, вмещающем до 300 человек. С каждой беседой число слушателей увеличивалось, этому в большей степени способствовало то, что чтения стали чередоваться с церковным пением. Начало пению при чтениях было положено хором архиерейских певчих, затем по очереди стали принимать участие певческие хоры церквей: Вознесенской, Троицкой, Покровской, Петропавловской и хор любителей. К концу XIX века религиозно-нравственные чтения, духовные беседы проводились во всех приходских церквах, носили религиозно-нравственный характер и велись местными причтами для своих прихожан. Слушателей собиралось до 200 и более человек.

Похожие диссертации на Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.