Содержание к диссертации
Введение
Глава первая Школьный и детский театр как педагогическое явление
1.1. Становление отечественного школьного и домашнего детского театра 14
1.2. Педагогические проблемы и принципы театрального творчества учащихся 34
1.3. Роль общественной инициативы в развитии художественно-эстетического воспитания детей и юношества, школьного и детского театров 61
Выводы по первой главе 77
Глава вторая Театральное искусство в системе общего образования, гражданского и художественно-эстетического воспитания учащихся
2.1. Использование средств театрального искусства в учебно-воспитательной работе 80
2.2.. Роль театра в организации разумного досуга детей и юношества 104
2.3. Детская дореволюционная драматургия и ее образовательно-воспитательное значение 114
Выводы но второй главе 135
Заключение 137
Список использованных источников и литературы 141
- Становление отечественного школьного и домашнего детского театра
- Роль общественной инициативы в развитии художественно-эстетического воспитания детей и юношества, школьного и детского театров
- Использование средств театрального искусства в учебно-воспитательной работе
- дореволюционная драматургия и ее образовательно-воспитательное значение
Введение к работе
Актуальность исследования. Войдя в глубокой древности в культуру и общественное сознание различных народов мира, театр стал для многих поколений школой жизни, средством постижения окружающей действительности, приобщения к сокровищнице человеческого гения. В наши дни, в условиях наработки ценностей информационного общества, интерес к театру значительно ослабевает. Под воздействием кино, телевидения, компьютерных игр резко снизилось образовательное и воспитательное воздействие театра на школьников. Сокращается количество школьных театров и драматических кружков, которые нередко рассматриваются современными педагогами как нечто устаревшее и не заслуживающее внимания.
Не замечать указанное обстоятельство для современной педагогики значило бы не только лишить нашу молодежь глубоких эстетических переживаний, но и возможности творчески развить свои способности и дарования, вырабатывать навыки коммуникативного общения, закреплять с помощью сценических героев школьные знания. Непреходящее значение театра для воспитания юных поколений очевидно, как очевидно и то, что проблема «школа и театр», нуждается сегодня в глубоком научном переосмыслении. А оно невозможно без детального изучения и обобщения прошлого педагогического опыта, без обращения к истокам отечественных традиций воспитания учащихся средствами театрального искусства.
В советский период отечественной истории проблемам приобщения детей и юношества к искусству театра уделялось, как известно, серьезное внимание. Именно в эти годы в нашей стране зародился профессиональный педагогический театр для детей и 'юношества - знаме-
нитые тюзы, формулой которых стали слова одного из их основателей Л.А.Брянцева «Искусство - средство, воспитание - цель»'. Получила широкое развитие детская театральная драматургия. Подлинными праздниками детского творчества были систематические смотры и конкурсы школьных самодеятельных театров. Важной формой приобщения юных зрителей к большому искусству являлись всесоюзные недели «Театр и дети».
Проблемы художественно-эстетического воспитания школьников, в том числе и средствами театрального искусства, получили значительное освещение в педагогической и искусствоведческой литературе (О.А.Апраскина, А.А.Аронов, А.Я. Бруштейн, А.А.Брянцев, А.И. Буров, В.А.Верб, Д.И. Водзинский, Е.В. Квятковский, Б.Т.Лихачев, И.Л. Лю-бинский, В.В. Неверов, М.Г.Плохова, В.А.Разумный, Ю.И.Рубина, Н.И.Сац, Л.В.Тодоров, К).У. Фохт-Бабушкин, Н.Н. Шевелев и др.).
Определенное внимание исследователей было уделено истории досоветского детского, студенческого и школьного театра (работы В.П. Адриановой-Перетц, А.А.Аронова, А.Белецкого, В.Н.Вирен, С.Дворина, Е.П.Приваловой, Ф.Сетина, Б.К.Тебиева и др.).
Однако в обобщенном виде дореволюционный отечественный опыт воспитания учащихся средствами театрального искусства не нашел своего освещения в историко-педагогической и театроведческой литературе. Вне поля зрения исследователей остались многие вопросы, связанные с ролью театрального искусства в усвоении и закреплении школьных знаний учащихся, их гражданском, патриотическом и художественно-эстетическом воспитании. Практически неосвещенными оказались педагогические дискуссии, имевшие место в отечественной литературе под воздействием статьи Н.И.Пирогова «Быть и казаться» и многие другие яркие моменты, связанные с педагогическим осмыслением роли и
1 Брянцсв А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. Сб. - М.: ВТО, 1()7Ч. - С. II.
значения театра и средств театрального искусства в воспитании подрастающих поколений.
Именно эти обстоятельства, наряду с актуальностью приобщения к искусству театра современной школьной молодежи, обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования, позволили сформулировать его цель: сформировать целостное научное представление о сложившейся в России второй половины XIX - начала XX века практике воспитания учащихся средствами театрального искусства.
Объект исследования - общеобразовательная школа и внешкольные учреждения России второй половины XIX - начала XX века.
Предмет исследования - театральное искусство как средство воспитания детей и юношества.
Хронологические рамки исследования - вторая половина XIX -начало XX века - обусловлены тем, что именно в этот исторический период появились первые научно-педагогические работы, в которых получили последовательное осмысление принципы воспитания учащихся средствами театрального искусства, а увлечение школьным театром приобрело массовый характер. Данный период истории отечественного школьного и детского театра является наименее освещенным в литературе.
Гипотеза исследования: передовая отечественная педагогика рассматриваемого периода, изучая и осмысливая влияние театрального искусства на воспитание и образование школьной молодежи, расценивала его как действенное средство в общей системе формирования гармонически развитой личности. При этом она исходила из того, что сама детская природа имеет много точек соприкосновения с искусством, родственна ему, что «художественный талант заключается в самом детстве». В педагогическом наследии прошлого заключается многое из того, что способно обогатить сегодняшнюю практику воспитательной работы
школы, сделать ее более эффективной и соответствующей природе детского возраста.
Цель, предмет и гипотеза исследования выявили необходимость постановки и решения следующих конкретных задач:
Изучить, научно осмыслить и обобщить творческое наследие ведущих отечественных педагогов и деятелей народного образования, уделявших особое внимание роли театрального искусства в воспитании детей и молодежи.
Выявить реальные достижения отечественной педагогической практики использования средств театрального искусства для воспитания и обучения учащихся.
Описать приемы и методы, которые использовались учителями-практиками общеобразовательных школ для усиления педагогического воздействия театрального искусства на учащихся.
Определить возможности творческого использования накопленного ранее опыта воспитания учащихся средствами театрального искусства в современной практике школьной и внешкольной воспитательной работы.
Методологическую основу исследования составляют концепции философской антропологии и философии творчества, ставящие перед человеком теургическую задачу преображения и одухотворения окружающего мира, признающие сродство человека с творческим первоисточником жизни. Принципиальное значение имело и обращение к методологическому положению о единстве логического и исторического в педагогических исследованиях, а также к принципу целостного подхода к личности воспитуемого. При анализе практики учебно-воспитательной работы использовались проверенные временем методологические критерии личностно-деятельного подхода в обучении.
Общетеоретическую и методологическую базу исследования соста
вили труды крупнейших отечественных мыслителей (М.М.Бахтин,
В.Г.Белинский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, А.И.Герцен,
Н.А.Добролюбов, В.М.Соловьев, П.Б.Струве, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Н.Г.Чернышевский и др.), педагогов (П.П.Блонский, Н.Ф.Бунаков, В.П. Вахтеров, А.Я.Герд, П.Ф.Каптерев, Н.А.Корф, Н.К.Крупская, П.Ф.Лесгафт, А.В. Луначарский, А.С.Макаренко, В.Ф.Одоевский, В.Я.Стоюнин, С.Т.Шацкий и др.), психологов (В.М.Бехтерев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.П.Кащенко, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, А.П.Нечаев, М.М.Рубинштейн, Н.Е. Румянцев и др.), искусствоведов и деятелей театрального искусства (А.А.Брянцев, Н.И.Сац, К.С.Станиславский, А.И.Южин и др.).
Следует подчеркнуть принципиально важное значение для нашего исследования классических философских работ, содержащих концепции художественного творчества (И.Кант, Ф.Шеллинг, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон), а также современных исследований по философии образования. Среди них следует, прежде всего, выделить работы В.А. Разумного, и, в частности, его монографию «Художественная педагогика». Автор рассматривает художественную педагогику, использующую сокровенные тайны искусства во всех его проявлениях, осмысливающую и ретранслирующую их на массовое эстетическое образование, как провозвестник новой цивилизации".
Для решения исследовательских задач и проверки рабочей гипотезы использован широкий комплекс методов историко-педагогического исследования, в частности, метод взаимосвязи педагогического явления и сущности, метод актуализации, акцентирующий внимание исследователя на тех аспектах изучаемой проблемы, которые имеют особо важное
: Разумный В.Л. Художественная педагогика. - М., 1999. - С. 50.
значение для современной теории и практики воспитания и образования, общенаучные методы анализа и синтеза, классификации, индукции и дедукции, сравнительный и сравнительно-исторический методы.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1996-1997) осуществлен анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы о роли театрального искусства в воспитательном процессе, осуществлялось знакомство с современной практикой художественно-эстетического воспитания учащихся в школах Москвы и Московской области, Владимирской области и г. Мурома. На основе этого выявлена проблемная ситуация, сформулированы цель, объект и предмет исследования, разработаны его задачи и гипотеза.
На втором этапе (1998-1999) определены структура исследования, его методология и методы. Выявлена и изучена источниковая база. Осуществлен научный анализ собранного историко-педагогического материала, выработана авторская позиция в его освещении.
На третьем этане (2000-2002) обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы теоретические и практические выводы. Завершено литературное оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:
определены место и роль, которую играло воспитание средствами театрального искусства в общей системе воспитания учащихся общеобразовательной школы России второй половины XIX - начала XX века;
выявлены и введены в научный оборот новые и малоизвестные документы и материалы, позволяющие обогатить эмпирическую базу современной педагогики и повысить теоретический уровень исследований, посвященных влиянию средств театрального искусства на по-
вышение качества знаний учащихся и совершенствование их воспитания; изучены важнейшие организационно-педагогические условия эффективного использования средств театрального искусства в практике учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений. Практическая значимость исследования состоит в возможности творческого использования освещенного в нем педагогического опыта в практике современной учебно-воспитательной работы. Исследование позволяет расширить, углубить и переосмыслить имеющиеся представления о месте и роли средств театрального искусства в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся, восстановить сложившиеся в досоветский период отечественной истории и незаслуженно забытые в настоящее время традиции учебно-воспитательной работы. Исследование окажет практическую помощь классному руководителю, заместителю директора по воспитательной работе, учителю, педагогу дополнительного образования в организации содержательного досуга, развитии и совершенствовании форм детского коллективного творчества.
Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением адекватных цели и задачам исследования методологических подходов, всесторонним набором методов историко-педагоги чес кого анализа, логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов, сопоставимостью результатов теоретического исследования с педагогической практикой рассматриваемого исторического периода.
Достоверность научных результатов обеспечивается также репрезентативной источниковой базой.
В диссертационном исследовании использованы такие категории ис-торико-педагогических источников, как:
документы и материалы высших органов власти, Министерства народного просвещения, регламентировавшие общую постановку учебно-воспитательной работы в учебных заведениях России рассматриваемого периода;
материалы педагогических съездов и съездов театральных деятелей страны;
труды ведущих отечественных педагогов, психологов, деятелей детского театра;
материалы периодической печати (педагогической, театральной и общего характера);
мемуарная и эпистолярная литература.
Наряду с печатными источниками в диссертации использованы материалы коллекции документов Государственного центрального музея театрального искусства имени А.А. Бахрушина, сотрудникам которого автор выражает искреннюю признательность за оказанную помощь в работе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах посредством публикаций в печати, лекций, семинаров. Выводы и результаты исследования использовались в организации художественно-эстетического воспитания студентов Муромского педагогического колледжа, их подготовке к проведению учебно-воспитательной работы со школьниками.
На защиту выносятся следующие основные положения: воспитание учащихся средствами театрального искусства занимало существенное место в общей системе учебно-воспитательной работы отечественной школы второй половины XIX - начала XX века, а также во внешкольной просветительской и воспитательной деятельности;
это место определялось, как способностью искусства театра оказывать глубокое эмоциональное воздействие на внутренний мир детей и подростков, так и природной их склонностью к сценическому перевоплощению, творческому самовыражению через драматическую игру, являющимся непосредственным продолжением детских игр;
характерной чертой отечественной педагогики рассматриваемого периода являлось глубоко продуманное, критическое отношение к проблеме «театр и дети», высокая требовательность к содержанию детского театрального репертуара, постоянная апелляция к педагогическим и нравственным критериям;
именно на этой благодатной почве зародился такой существенный феномен отечественной культуры как профессиональный детский драматический театр, получивший свое массовое развитие в советскую эпоху;
активное использование учителями отечественной школы конца XIX - начала XX столетия в повседневной практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства, и в первую очередь драматизации (театрального изображения) учебного материала, уроков выразительного чтения способствовало значительному повышению качества образования, формированию у учащихся устойчивого интереса к знаниям;
обращение к педагогическому опыту прошлого, в котором театральное искусство служило важнейшим эмоциональным средством воспитания детей и юношества, более глубокого и осознанного усвоения учебного материала, является одной из актуальных педагогических потребностей современной школы, страдающей отсутствием интереса к внутреннему миру своих воспитанников, нередко отдающей эмоциональное воспитание учащихся на откуп коммерциализован-ным и педагогически ущербным средствам масс-медиа.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, который содержит 355 наименований. Диссертация оформлена на 169 страницах машинописного текста.
Во «Введении» определяются проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, его методология и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Школьный театр как педагогическое явление» -рассматриваются история возникновения и развития в стране школьного и домашнего детского театра, характер и содержание педагогических дискуссий вокруг проблемы «театр и дети», важнейшие принципы театрального творчества учащихся, использования средств театрального искусства в учебно-воспитательном процессе, творческое наследие видных отечественных педагогов, посвященное проблемам театрально-художественного и эстетического воспитания учащихся, общественно-педагогическая деятельность по внедрению средств театрального искусства в практику учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений.
Во второй главе - «Театральное искусство в системе общего образования, гражданского и художественно-эстетического воспитания учащихся» - анализируются место и роль школьных спектаклей и театрализованных постановок (малых театральных форм) в активизации учебно-воспитательной деятельности, закреплении знаний учащихся, их гражданском, патриотическом и художественно-эстетическом воспитании, рассматривается значение уроков выразительного чтения, освещается применение в процессе преподавания отдельных учебных предметов метода драматизации, даются систематизация и характеристика дет-
ского и юношеского театрального репертуара конца XIX - начала XX века.
В «Заключении» обобщены теоретические, прикладные и практические результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие положения рабочей гипотезы и доказывающие правоту положений, выносимых на защиту, обосновывается необходимость творческого использования отечественного опыта применения средств театрального искусства в практике современной учебно-воспитательной работы.
Становление отечественного школьного и домашнего детского театра
Зарождение профессионального театра в России, а также национальных педагогических идей воспитания юношества средствами театрального искусства, тесно связано со средневековыми школьными театрами, возникшими первоначально в духовных учебных заведениях Западной Европы. Западноевропейские школьные театры являлись одним из конкретных проявлений практики театрализации религиозного обряда, борьбы различных религиозных течений средневековой эпохи за влияние на прихожан, и в первую очередь на учащуюся молодежь.
Известно, например, какую большую роль придавали школьному театру Мартин Лютер и его последователи, превратившие школьные спектакли на религиозно-моральные темы в действенное средство воспитания юношества в протестантском духе и пропаганды новых идей. В свою очередь получил развитие и католический школьный театр, особенно после организации в 1540 году ордена иезуитов. Именно иезуитами была впервые подробно разработана «пиитика» школьной драмы, написан первый школьный учебник поэтики (Я.Понтан, 1594 год), содержавший определение основных драматургических жанров, выпускались специальные издания, посвященные режиссуре школьных театральных постановок .
Нравоучительные по своему характеру сюжеты школьных пьес заимствовались главным образом из Библии, из церковной истории, из «благочестивых легенд», «жития святых», реже - из греческой или римской истории. Однако в них было много аллегорических картин и символов, элементов оперы и балета. Постановки иезуитских школ, как свидетельствуют средневековые источники, отличались большой роскошью, особенно в дни, когда ставились панегирические пьесы в честь коронованных особ. Школьные драмы, и трагические и комедийные, писались почти всегда стихами.
Важное значение придавал театру и воспитанию юношества средствами театрального искусства основатель современной школьной системы Я.А. Коменский. Великий педагог видел в театре первейшее средство для изгнания душевной вялости и возбуждения живости в учениках. Его перу кроме известной работы «Школа игрою» принадлежат восемь пьес, написанных специально для школьного театра. Сохранились сведения об осуществленных под его руководством школьных театральных постановках, в частности о постановке в 1653-1654 годах в Венгрии, в Шарош-Патаке, инсценировки «Двери языков» (более поздний вариант - «Школа - игра, или Живая энциклопедия»). В драматическом представлении было занято 52 ученика руководимой Коменским школы. Успех постановки, зрителями которой первоначально являлись ученики старших классов, официальные лица, члены школьного совета, а затем и все желающие, в том числе представители местной высшей знати, превзошел все ожидания. Обычно вялые на уроках латыни ученики во время спектакля словно переродились. Исчезли скованность, робость, лень. Юные актеры играли с таким увлечением, что неизменно вызывали восторг публики. Даже самые застенчивые и косноязычные держали себя на сцене свободно и естественно, произнося без запинки длинные моноло-ги.
Получив распространение в Западной Европе, школьные театры постепенно через Польшу и Украину проникают в Россию. Известно, что первые школьные спектакли в Киеве ставятся уже в 1630-1640-х годах. Среди них - пьеса на сюжет библейского сказания об Иосифе Прекрасном. Постановщиками пьесы и актерами являлись преподаватели и воспитанники Киево-Могилянской коллегии, преобразованной впоследствии в Киевскую духовную академию. Подобно западноевропейским мистериям школьные спектакли в Киеве разыгрывались под открытым небом, а не в помещении. Устав коллегии (а затем и академии), по свидетельству Ф. Прокоповича, предусматривал устройство представлений на масленицу и в течение летних каникул, причем обязанность сочинять «комедии» (общее обозначение пьесы) возлагалась на преподавателя пиитики.
В 1673 году на сцене академии ставилась драма «Действо об Алексее божьем человеке» (напечатана в 1674 г.), дающая общее представление о школьных спектаклях тех лет. Это была типичная школьная средневековая драма с «адом» и «раем». При появлении здесь каждое действующее лицо рекомендовало себя. Пьеса делилась на два «деяния» и включала в себя две интермедии, с прологом, явлениями («видоками») и эпилогом («скончевателем») в виде славословия царю Алексею Михайловичу.
Роль общественной инициативы в развитии художественно-эстетического воспитания детей и юношества, школьного и детского театров
Знакомство с публикациями педагогической печати конца XIX - начала XX века, высказываниями учителей и деятелей детского театра свидетельствует о том, что значение театрального искусства как средства воспитания детей и юношества высоко оценивалось педагогической общественностью страны. Объединившись в рядах общественно-педагогического движения за демократизацию образования в стране , . передовые деятели народного просвещения через различные формы воздействия на общественное мнение (педагогические общества, родитель- % ские кружки, благотворительные и просветительные организации, независимую педагогическую печать и др.) вели пропаганду идей воспитания молодежи средствами театрального искусства, добивались обновления содержания и методов обучения и воспитания с использованием лучшего отечественного и зарубежного опыта.
Одним из первых общественно-педагогических центров, обративших серьезное внимание на роль и значение театра в образовании и воспитании, являлся Петербургский комитет грамотности, действовавший в 1861-1895 годах при Вольном экономическом обществе и объединявший в своих рядах до тысячи активистов народного просвещения. Комитет был известен своей активной работой по оказанию помощи в становлении массовой народной школы в стране и в развитии т.н. «внешкольного образования», в систему которого входила организация народных читален и библиотек, организация общеобразовательных и научно-познавательных чтений, разумного досуга детей и взрослых.
В октябре 1869 годы на одном из заседаний Комитета центральным стоял вопрос о народном театре. Для его изучения и разработки конкретных мероприятий по развитию народного театра была избрана авторитетная комиссия. Через несколько месяцев, на заседании общего собрания активистов Комитета, был представлен специальный доклад, в котором подчеркивалась важность театрального искусства, его значение для оздоровления нравственной атмосферы в обществе. При этом цель народного театра определялась как «замена грубых и безнравственных удовольствий разумным развлечением, помогающим, по мере возможности, делу образования и воспитания народа»46. Поддерживая стремление энтузиастов-общественников к развитию в стране фабричного, сельского, школьного и детского театров, Комитет грамотности рекомендовал руководствоваться при выборе пьес не только одной художественностью, а отдавать предпочтение пьесам с патриотическим со-держанием . В последующие годы Комитет многое сделал для проникновения в народную среду лучших драматургических произведений отечественных и зарубежных авторов, бесплатно рассылая на места (в школы, народные библиотеки, местные просветительные общества) свои печатные издания. В декабре 1891 года, обсудив и одобрив доклад одного из своих активистов - В.А.Латышева, посвященный изложению опыта организации народного сельского театра педагогом Н.Ф.Бунаковым, Комитет, по предложению В.П.Острогорского взял на себя обязанности по подготовке специального методического руководства для устроите лей народного театра. Кроме того, была избрана комиссия по разработке вопроса о полезных народных развлечениях.
Именно усилиями энтузиастов-общественников - педагогов и театралов - в 1894 году в пригороде Петербурге, за Невскою заставой был создан первый в нашей стране театр для детей, в котором наряду со взрослыми профессиональными актерами выступали (в качестве любителей) и дети. Этот театр работал преимущественно в летние месяцы и давал благотворительные спектакли для детей фабричных рабочих, лишенных возможности посещать детские спектакли в императорских и частных театрах города. Театр за Невской заставою проработал более 10 лет и имел важное воспитательное значение.
Серьезное внимание вопросам художественно-эстетического воспитания детей и юношества, в том числе и средствами театрального искусства, уделял Петербургский родительский кружок и его печатный орган - журнал «Воспитание и обучение». Кружок объединял в своих рядах известных столичных педагогов, ученых, деятелей культуры, широкую родительскую общественность. Членами кружка систематически устраивались педагогические чтения, выставки, пропагандировавшие лучший опыт учебно-воспитательной работы, выпускалась педагогическая литература в помощь семье и школе. Кружок выступал за реформирование образования в стране на демократических началах, более тесное взаимодействие родителей и учителей в формировании подрастающих поколений. На заседаниях Кружка подвергались тщательному научно-педагогическому анализу вопросы содержания образования и воспитания, организации разумного досуга детей и юношества. Кружок принимал заинтересованное участие в не утихавшем в течение многих лет споре между противниками и сторонниками активного использования средств театрального искусства в воспитании, придя в конечном итоге, к мысли о полезности и необходимости такой работы. Эта точку зрения хорошо сформулировал один из ведущих деятелей кружка А.Буткевич в своей статье «Воспитательное значение детского театра» в журнале «Воспитание и обучение» .Относя вопрос о детском театре и о выступлении детей на сцене к числу «нерешенных и спорных вопросов педагогики», автор предлагал в подходе к нему полностью отречься от предрассудков и целиком основываться только на данных детской психологии.
Использование средств театрального искусства в учебно-воспитательной работе
Изучение конкретного опыта школьных учреждений, организации досуга учащейся молодежи второй половины XIX - начала XX в. свидетельствует о том, что в России постепенно утвердился многофункциональный подход к театру как к универсальному средству обучения и воспитания учащихся. Передовые учителя не только высоко оценивали возможности театра как средства наглядного обучения и закрепления полученных на школьных уроках знаний, но и активно использовали разнообразные средства театрального искусства в повседневной практике учебно-воспитательной работы.
Первыми, по всей вероятности, значение средств театрального искусства, и, прежде всего метода инсценировки (театрализации, драматизации) учебного материала оценили преподаватели языков - французского, немецкого, латинского и греческого. Известно, что одним из наиболее популярных преподавателей Царскосельского лицея в пушкинские годы его истории был преподаватель французской словесности Д.И.де-Будри, младший брат знаменитого деятеля Великой Французской революции Ж.- П. Марата. Творчески относясь к своему делу, Д.И.де-Будри многое сделал для развития личности и совершенствования знаний своих воспитанников, как средствами литературы, так и сценического искусства. На лицейской сцене он регулярно ставил со своими питомцами спектакли по пьесам французских авторов на языке подлинника, добиваясь при этом безукоризненного знания лицеистами французского.
Внедрение в 60-х годах XIX века в отечественных гимназиях классицизма, осуществленное министром просвещения Д.А. Толстым, вызвало, как известно, немало споров не только относительно целесообразности этого мероприятия, но и немало практических трудностей методического характера. Даже для очень опытных педагогов латинского и древнегреческого (а таких в России в то время было не очень много) составляло большую трудность заставить гимназистов не только полюбить эти «мертвые языки», но и более или менее грамотно на них общаться. И здесь на помощь педагогам пришел театр.
Сохранились сведения о целом ряде удачных гимназических постановок данного характера. Серьезный учебно-воспитательный эффект имела, например, постановка в 1866 году на сцене частной московской гимназии Ф.И.Креимаи на языке подлинника трагедии Плавта «Captivi». «Грудно передать то впечатление, - писал один из зрителей спектакля, - какое произвел этот первый опыт представления древнего драматического произведения в его оригинале на собравшееся общество... Молодые люди так хорошо изучили оригинальную римскую драму и так вошли каждый в свою роль, что разговаривали на древнеримском языке, как будто на своем собственном, и, одевшись в римские хитоны и паллии, расхаживали, рассуждали и действовали на воображаемой Это-лийской сцене также свободно, как у себя дома»3 .
А вот свидетельства более позднего характера. Важным событием культурной жизни Москвы стала постановка в 1893 году силами учащихся пятой мужской и женской классической гимназий пьесы Эврипида «Троянки». «Главная прелесть этого представления заключалась в том, - писал педагог В.Грингмут, - что перед нами играли не опытные специалистки сценического искусства со своею театральной рутиной, а молодые девушки, все сценические чары которых заключались именно в отсутствии всякой искусственности... Все дело в том, что они (учащиеся) к исполнению великого классического произведения отнеслись не с легкомысленной небрежностью, а с полною добросовестностью, чтобы они в сценической игре видели не пустую игру, забаву или шутку, а серьезное дело, заключающееся в посильном служении добру и красоте»60. По свидетельству Л.Георгиевского, ученики Царскосельской гимназии, при постановке в 1893 году «Царя Эдипа» достигли в декламации такого идеала, к которому следовало стремиться при чтении греческих и римских стихов61.
Разработанный в зарубежной и отечественной педагогической литературе рассматриваемого периода метод драматизации учебного материала постепенно стал применяться преподавателями словесности и истории. Он находил свое выражение в постановке на школьной сцене как отдельных драматургических работ, так и инсценировок литературных произведений, ярких исторических эпизодов. При этом лучшие педагоги заботились не только о внешней стороне дела, но и о том, чтобы юные исполнители и зрители могли вникнуть в подтекст произведений, понять и оценить внутренние слои, глубинные уровни художественного содержания инсценируемых произведений.
Параллельно уделялось важное внимание выработке у учащихся литературно правильной, отчетливой и выразительной речи. Нередко скучные и однообразные учебные упражнения в декламации становились для учащихся интересными и многозначительными, когда появля лась перспектива школьной театрализованной постановки, и тем более -спектакля.
Интересны результаты общероссийского исследования форм и методов работы преподавателей литературы и русского языка, проведенного в 1898-1899 годах Комиссией преподавателей русского языка при учеб-ном отделе Общества распространения технических знаний и Отделением преподавателей русского языка при Московском педагогическом обществе. Анкетным опросом по особой программе (33 вопроса) было охвачено 71 среднее учебное заведение страны, в том числе 33 казенные и частные мужские гимназии, 12 женских гимназий, 15 казенных и частных реальных училищ, 3 промышленных училища, 2 учительских семинарий и т.д. Было установлено, что среди разнообразных форм классных и внеклассных занятий по литературе и языку (литературные беседы, объяснительное и внеклассное чтение и др.) наибольшей популярностью пользовались литературные или литературно-музыкальные вечера и утра с участием учащихся, разучивавших литературные произведения сообразно своему возрасту под руководством преподавателей и произ- \ носивших их в назначенный день перед слушателями".
дореволюционная драматургия и ее образовательно-воспитательное значение
Пристальное внимание педагогов к проблемам детского и школьного театра способствовало становлению и развитию отечественной детско -юношеской театральной драматургии как особой весьма существенной в воспитательном и развивающем отношении отрасли детской литературы. В начале XX столетия в репертуаре школьных и детских театров страны насчитывалось более 300 заслуживающих внимания по своим литературным и художественным достоинствам драматических произведений. Школа, педагогическая общественность страны предъявляли детским драматургам и писателям повышенные требования в отношении качества драматических и литературных произведений для детей, их воспитательной направленности, о чем постоянно упоминалось в периодической печати, на съездах творческой интеллигенции.
Одним из первых подверг серьезному педагогическому анализу репертуар детских пьес в своей книге «Наша детская литература»98 сотрудник некрасовского «Современника» известный педагог и публицист
Феликс Густавович Толль (1823-1867). Продолжая традиции критического разбора детской и юношеской литературы, заложенные В.Г.Белинским, Ф.Г. Толль подходил к оценке детской литературы и драматургии как важнейшего средства нравственного развития личности, обогащения интеллекта ребенка. Подвергнув детальному анализу 242 существовавших тогда на книжном рынке произведения для детей, он одобрил лишь незначительную часть из них, справедливо объявив вредными те произведения, которые не содержали никаких сведений, которые бы стоило удержать в памяти. Гораздо лучше, писал он, чтобы дитя несколько часов прыгало и бегало, нежели бы оно в эти часы прочло книжонку, из которой не вынесет ни одного положительного сведения. Он объявлял себя врагом «пустых» сказок, стихов, написанных на торжественный случай, рассказов, в которых «обыкновенные случаи жизни перетасованы на тысячу комбинаций». Как и многие передовые люди 60-х годов, Ф.Г.Толль видел задачу детской литературы и драматургии прежде всего в воспитании критически и здраво мыслящей личности.
Подчеркивая природную склонность детей с живым воображением к подражательности и импровизации, которая нередко может доходить до совершенной идентификации своей личности с представляемою ими, Ф.Г.Толль отмечал, что природа этой склонности заключается в стремлении всего живого испытывать, упражнять свои силы, в забегании человеческих способностей «вперед по пути жизни». Поэтому, утверждал критик, неосновательны опасения тех, которые думают, что подобные упражнения жизненных сил в области воображения могут привести ребенка к утрате естественности, притворству. Здесь очевидно смешиваются нравственные области. Нравственно здоровый ребенок никогда не способен перенести свою роль в действительность, например, после то го, как в игре представлял себя генералом, потребовать чтобы и в действительности его признали за генерала.
Подчеркивая «преимущественно-благотворное влияние участия детей в театральных представлениях на воспитание их», Ф.Г.Толль указывал на исключительную важность художественного и нравственного достоинства драматических пьес, в которых участвует ребенок. «Глупая бездарная болтовня, вложенная в уста действующего лица и заученная ребенком, - писал он, - без сомнения, должна в той же мере оставлять мысль и чувства этого последнего непричастными, незатронутыми, в какой - умная и художественно обработанная роль будит ум и развивает эстетический вкус» .
Критик выступал против увлечения авторов бытовыми пьесами и отмечал, что чем ближе содержание пьесы к ежедневному быту детей, тем они менее занимательны и поучительны для детей. Совершенно ложно понимают детей те писатели, которые думают, что их занимает один мир детских интересов, радостей и печалей. Детство во всякий взятый момент его есть переходное состояние. Дитя сегодня уже не то, чем было вчера, а завтра будет уже вовсе не тем, что сегодня. Желание ребенка быть юношей и мужем имеет источник далеко не в одном том, что юноша и мужчина пользуются свободою, которой ребенку не дают. Напротив, это желание проистекает из бессознательного стремления, составляющего детского и юношеского возрастов, стремления, кончающегося и приходящего в равновесие только на вершине человеческой жизни, перед наступлением старости. Под побуждением этого бессознательного стремления своей природы к полноте сил, ребенок добивается встать в уровень с юношею, юноша - с мужем, и потому каждый возраст старается понять, усвоить интересы последующего или даже последующих возрастов, проникнуться ими и действовать в духе их.
Ребенок, вполне и сознательно ограничивающийся одним детским миром интересов и стремлений, имеет много общего со старцем, заключившимся в своей старости и немощи. Из всех человеческих возрастов одно младенчество и старость завершены с одного конца. Остальные возрасты взаимно сливаются между собою и началом и окончанием. Поэтому, хоть в детстве еще и много младенческого, однако уже проглядывают зачатки физиологии юношеского возраста, и совершенно чистая, беспримесная характеристика детства возможна с помощью отвлечения, абстракции. Как почти не бывает старцев, в которых умерли бы все черты, напоминающие юность, так не бывает детей, в которых уже не сказывался бы будущий юноша и взрослый человек. Это бессознательное стремление природы, прежде всего, выражается страстью детей подражать взрослым людям, потом пытливостью их относительно всего, что делают и говорят взрослые люди, наконец, постоянным мечтанием о том, что они будут делать, когда вырастут.