Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии) Сергеев Андрей Олегович

Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии)
<
Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии) Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии) Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии) Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии) Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии) Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии) Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии) Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии) Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сергеев Андрей Олегович. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 262 c. РГБ ОД, 61:98-13/906-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности христианских приходов 10

1. Понятие религиозной социализации и религиозного воспитания 10

2. Христианская социализация и христианское воспитание. Конфессиональные подходы к воспитанию 19

3. Сравнительный анализ конфессиональных подходов к воспитанию 74

ГЛАВА 2. Основные направления социально-педагогической деятельности христианских приходов 88

1. Приход как объект научного и богословского исследования 88

2. Социально-педагогическая деятельность приходов Русской Православной Церкви . 101

3. Социально-педагогическая деятельность современных евангелическо-лютеранских приходов в Германии 129

4. Сравнительный анализ конфессиональных особенностей социально-педагогической деятельности приходов 163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 177

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Деятельность приходов РПЦ 1

Приход храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва). 1

Приход храма Успения Божией Матери в Печатниках на Сретенке (Москва). 18

2. Деятельность дрезденских евангелическо-лютеранских приходов. 28

Парохиальная система,в ФРГ . .28

Общая характеристика прихода храма Евангелиста Луки 30

Общая характеристика прихода церкви Христа Спасителя. 56

3. Краткий немецко-русский словарь терминов по христианской педагогике

и церковной социальной работе 63

Введение к работе

Обновление российского общества повлекло за собой появление и развитие различных политических, экономических, религиозных, иных общественных организаций и движений, которые ставят своей целью преобразование действительности в соответствии с пропагандируемыми ими идеалами. Большое внимание в их деятельности уделяется работе с подрастающими поколениями. Особое место в системе вновь создаваемых или возрождаемых институтов воспитания принадлежит религиозным организациям.

Духовный кризис и как следствие политический и экономический кризисы в обществе приводят к стремительному изменению доминирующих ценностей, мотивации и моделей социального взаимодействия, ведущие в итоге к появлению нового типа ментальности. Одним из важных характерных признаков этого типа ментальности является потребность в религиозных ценностях. Религиозная деятельность, концептуальное осмысление веры в догматах, религиозная этика вновь предстают одними из оснований жизни человечества, сохранения его культурного потенциала.

Традиционной религией для культуры и истории России, а также преобладающей в массовом представлении в современной России является православие. Русская классическая литература, вся культура России, ее тысячелетняя история находятся в неразрывной связи с православной традицией миропонимания. Само воспитание как фундаментальный фактор культуры народа несет в себе специфику традиционной для него религии,

В последнее время светские и религиозные организации все чаще находят возможности для сотрудничества в воспитательной сфере. Й как следствие внимание педагогов все более привлекают вопросы религиозной (православной) педагогики. Есть и первые попытки в опыте сотрудничества религиозных и светских (государственных и общественных) учреждении.

Все более активны в последнее время в воспитательной и благотворительной деятельности православные приходы. Если же обратиться к опыту дру- тих христианских конфессий, то, например, в современной Германии хорошо известны традиции социального служения Католической и Евангелическо-Лютеранской церквей, где значительную роль играют приходы. В Германии сложился богатый опыт и научного осмысления этой деятельности в кругах как светских ученых, так и церковных.

В связи с представленными обстоятельствами необходима теоретическая разработка проблем эффективной деятельности приходских воспитательных учреждений и эмпирическое исследование влияния жизнедеятельности приходов на социализацию как их членов, так и находящихся вне церковных оград людей.

Изучение опыта педагогической деятельности и ее научного осмысления в Евангелическо-Лютеранских Церквях целесообразен, в частности, тем, что вскрываемые особенности помогают понять суть протестантской педагогической традиции, которая во многом объясняет жизнь баптистских общин, являющихся второй по численности христианской конфессией в России. В этом плане интересно изучение их опыта и сравнение их деятельности с православными традициями в России.

В педагогической науке отмечается интерес к религиозному воспитанию, к включению религиозных тем в содержание образования. В работах В.А.Сластенина высказана идея о формировании общих представлений о сути религиозного мировоззрения в профессионально-педагогической подготовке, обогащающих знания о развитии человеческой цивилизации, о пользе осмысления религиозного воспитания в контексте возрождения национальных традиций образования в России.

А.В.Мудрик рассматривает религиозное воспитание как один из видов общественного воспитания наряду с социальным и семейным, а также изучает роль религиозных организаций в социализации личности.

Н.Д.Никандров выступает за легитимность религиозного образования как основания развития национальной культуры, поддержания нравственного здоровья нации; в его работах также обозначены основные моменты разграничения религиозного воспитания и религиозного обучения, высказаны мысли о воз- можности и условиях введения религиозного обучения и воспитания в рамках светской образовательной системы.

В работах Б.Т.Лихачева рассмотрены вопросы взаимоотношения церкви и государственных институтов воспитания на современном этапе. Теме соотношения русского национального и религиозного, восгштащя посвящены публикации ЕЛХБелозерцева. В работах И.АХалицкой, ЛАЛопова, НХ.Тайчинова освещены вопросы соотношения современного религиозного и светского образования, обозначены подходы к формулировке принципов православного воспитания.

В. последние годы светские исследователи заняты изучением христианского воспитания (И.Н.Андреева, ВХ.Безрогов, СА.Белорусов, СИВарьяш, В.М.Кларин, В.М.Меньшиков, В.М.Петров, Л.АРоманова), традициями и современным состоянием православного воспитания в России (ВІІКосик, Т.В.Склярова).

В ряде работ (Б.М.Бим-Бад, Т.А.Костюкова, Г.И.Петрова) представлены богословско-атропологшескиеифюіошфскшош

Нельзя не отметить работы церковных исследователей христианского воспитания — Л.В.Алексеевой и М.И.Андреева о дошкольном православном образовании, прот. АВолгина, НХХореловой, В.М.Мальцевой, прот ГМСаледы, свящ. Б.Ничщюрова, прот. ГЛерсианова, прот. БЛивоварова, ЛЗ.Суровой о теоретических основаниях и современных особенностях праБославного образования в России.

Еще в советские времена проводились отдельные социологические исследования структур и форм жизнедеятельности православных приходов (В.Д.Бондаренко, АСКосянчук, Г. Л.Кислицын, В.Г .Пивоваров), которые несли на себе отпечаток идеологически негативного отношения к сообществам верующих. Однако в исследовании ВХЛивоварова впервые проведен системный анализ православного прихода, представлен анализ изменений в- приходской жизни в результате взаимодействия с меняющимися социальными условиями, выделены и проранжированы формы приходской коммуникации.

В диссертации М.А.Жеребятьева проведен социологический анализ прихода как религиозно-социальной общности, сделана попытка определения соотношения понятий приход и религиозная община, проведен богословский, социологический, исторический анализ динамики приходской жизни.

Социализирующей и воспитательной роли христианских приходов посвящены работы свящ. ГЛСочеткова.

Разработке основ теории лютеранского воспитания посвящены труды немецких педагогов-лютеран У.Беккера, П.Клессманна, К.Э.Нипкова, Ю.Хенкиса, Ф.Швейцера, Г.Шмидта, М.Штальманна, В.Узадель. В их среде активно изучается приходская социально-педагогическая деятельность (А.Адам, ФБаргхеер, Ф.Барт, Г.Буттлер, KJBeremcr, К.Госсманн, К.Гретляйн, Х.Зейберт, Г.Кеншер-пер, Р.Лахманн, Р.Лейенбергер, В.Э.Файлинг).

Мы обращаемся к деятельности христианских — православных в России и лютеранских в Германии — приходов. Для анализа приходской деятельности необходимо изучение основ христианского воспитания, его специфического понимания в каждой из выше означенных конфессий, богословско-антро-пологических оснований церковной педагогической деятельности.

Изучение литературы свидетельствует о том, что не всегда можно встретить объяснение религиозного воспитания с антропологических позиций. Появляющиеся же в последнее время работы о педагогико-антропологических основаниях религиозного воспитания просто предлагают перечисление положений христианской антропологии, выдвинутые прот. В.В.Зеньковским. Мы, однако, считаем, что необходим анализ религиозного воспитания строго в религиозном понимании. На этой основе возможно выделение ключевой антропологической идеи, сотериологической (сотериология — богословское учение о спасении), которая делает возможным анализ воспитательной действительности в рамках христианских конфессий, а также сравнение их теоретических подходов к воспитанию.

Следует также отметить, что среди все чаще появляющихся работ о разнообразных направлениях церковной, в том числе и приходской воспитательной деятельности трудно встретить их комплексный анализ, анализ прихода как субъекта и места организации воспитательной деятельности.

Теоретическая неразработанность и практическая актуальность изложенных проблем явились основанием для выбора темы нашего исследования: «Со^-циально-педагогическая деятельность современных христианских приходов [На материале России и Германии]».

Сложившееся к настоящему времени определенное несоответствие между социальной значимостью исследования религиозного влияния на социализацию подрастающих поколений в приходской сфере и уровнем теоретической разработанности данных вопросов позволяют определить проблему нашего исследования —; в чем заключаются теоретические основания, а также специфика современной социально-педагогической деятельности христианских приходов, и каковы эффективные механизмы ее осуществления,

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является жизнедеятельность христианских приходов: приходов Русской Православной Церкви и приходов Евангелическо-Лю-теранской Церкви Германии.

Предметом исследования является жизнедеятельность христианских (православных и евангелическо-лютеранских) приходов как социализирующий и воспитьшаюший фактор в жизни человека.

Основные задачи исследования: (1). охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической деятельности христианских (православных и лютеранских) приходов. (2). дать сравнительный анализ конфессиональных подходов к воспитанию в православии и лютеранстве. (3). изучить основные направления приходской социально-педагогической деятельности в современной Русской Православной Церкви и Евангеличе-ско-Лютеранской Церкви Германии, выявить общие черты и специфические особенности деятельности.

Методологическую основу исследования составляют положения фило-софско-антропологического подхода, общенаучного системного подхода; современные концепции процесса воспитания личности. Методологическим ориентиром выступал также культурологичесішй подход, обеспечивающий объяснение феномена приходской жизни через культурные условия ее существования.

Теоретической основой исследования явились идеи системного подхода к воспитанию (В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, А.Т.Куракин и др.), теория взаимодействия личности, коллектива и социальной среды (Л.И.Божович; И.С.Кон, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, В.Д.Семенов и др.), теория социального воспитания (А.В.Мудрик), концепция духовно-нравственного воспитания (В.В.Зеньковский), теории религиозной педагогики (К.Э.Нипков, МШталь-манн), теории приходской педагогики (А.Адам, Ф.Барт, К.Госсманн, К.Гретляйн, Р.Лахманн).

Методы исследования; теоретический анализ богословской, философской, педагогической, социологической литературы по проблемам социализации и религиозного воспитания; сравнительный анализ педагогических концепций в православии и лютеранстве; изучение законодательных актов, церковных уставных документов и документов в образовательной сфере; знакомство с печатными изданиями приходов; монографическое исследование педагогического опыта; включенное наблюдение; методы интервью и беседы.

Исследование проводилось на базе российских православных приходов (приход храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне г. Москва, приход храма Успения Божией Матери в Печатниках на Сретенке г. Москва) и немецких лютеранских приходов (приход церкви Евангелиста Луки г. Дрезден и приход церкви Христа Спасителя г. Дрезден).

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1994-1995) была проанализирована литература по проблеме исследования, осуществлено предварительное изучение приходов в Москве и в Дрездене (Германия).

На втором этапе (1995-1997) были проведены исследования жизнедеятельности православных и лютеранских приходов, определены теоретические основания и конфессиональная специфика их деятельности, а также выделены основные направления деятельности.

На третьем этапе — (1997-1998) были сформулированы и уточнены теоретические выводы на основе монографического изучения опыта деятельности приходов, а также завершено литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения. (1). Совокупность приходских видов деятельности, в которых явно или имплицитно содеряситея воспитательная цель, можно обозначить в качестве приходской'г социажно-педаготческойдеятельности.

Более глубокое понимание сути религиозного воспитания возможно строго в русле религиозного подхода. Теоретическими основаниями социально-педагогической деятельности христианских приходов являются богословско-антропологические положения соответствующей конфессии. При анализе христианского воспитания антропологическим основанием целесообразно считать сотериологию (христианское учение о спасении). Формируемый на этой основе «антропологический лик конфессии» определяет специфический конфессиональный подход к воспитанию, на основе которого возможно описание деятельности приходов соответствующих конфессий. Специфическую конфессиональную традицию воспитания можно определять термином педагогическая традиция конфессии. (2). Православное воспитание отличается своей «педагогичностью». Открытая антропология православия позволяет воспитательное воздействие на человека с целью побуждения его к качественным онтологическим изменениям. Объектом такого воспитания становится человеческая душа, внутренний мир человека, понимаемый строго в вертикальной, т.е. в религиозной перспективе.

Лютеранское же воспитание, находясь на позициях закрытой антропологии, задачами воспитания видит подготовку к слышанию религиозного призыва, умению его опознавания и научение правильному ответу в форме веры. Пе- дагог-лютеранин выступает не «субъектом» деятельности перед «объектами», а просто равным им консультантом, организатором, инициатором обращения к Богу. Педагоги склоняются к изначальному неприятию претензии на власть над воспитанником и отказу от заданного жесткого идеала формирования личности. Вообще же лютеранские педагоги стремятся сформировать у верующих «социальную рефлексивность». (3). При определенной разнице в церковных традициях конфессиональные расхождения, однако, не мешают проводить параллельные описания воспитательного опыта в разных церквях, которые проявляются в общих условиях эффективности организации этой деятельности.

Основная цель приходской деятельности в обеих конфессиях заключается в организации совместной жизни верующих, в научении их построению этой жизни на основе христианских идеалов. Конфессиональные особенности реализации выше названной цели заключаются в том, что в православии приоритетная нацеленность форм деятельности на подготовку и проведение, а также на научение правильному участию в богослужении имеет своим следствием социальное сплочение верующих, наоборот, в лютеранских же приходах главное направление — это собирание прихожан, где богослужение выступает в качестве «средства».

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключаются в том, что в нем раскрыты особенности религиозного воспитания в Православной и Евангелическо-Лютеранской церквях, проанализированы антропологические основания воспитательной деятельности этих конфессий, на основе чего, а также на основе применения идеи о рациональном и мистическом уровнях в религиозном воспитании дано сравнение конфессиональных подходов к воспитанию; проведен анализ прихода как фактора социализации верующих и неверующих, а также выделены основные направления современной деятельности православных приходов в сравнении с направлениями деятельности современных лютеранских приходов в Германии; выявлены условия эффективности социально-педагогической деятельности современных христианских приходов.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, работе организаторов народного образования, деятелей педагогической общественности, в лекциях и практических курсах^ включенных в программы переподготовки практических кадров.

Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, совокупностью методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, привлечением широкого круга оригинальных источников, данных монографического изучения и включенного наблюдения приходской деятельности, а также апробацией результатов исследования. ,

Апробация основных положений и выводов исследования осуществлялась на научных конференциях в МПГУ в 1996 и 1998 гг., на заседаниях аспирантского объединениякафедрыПВШМПГУ1996-1998 гг.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в курсе лекций ((Основы современного христианского воспитания» в Орловском государственном университете.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, содержит список литературы и приложения. Общий объем диссертации — 176 машинописных страниц. Список литературы содержит 234 наименования, из них 85 на иностранном языке. Работа иллюстрирована 2 таблицами и 3 схемами.

Понятие религиозной социализации и религиозного воспитания

Начиная исследование социально-педагогической деятельности христианских приходов (в православии и лютеранстве) и ее теоретических основ, мы напрямую касаемся темы религиозного воспитания и социализации. В этой связи нам необходимо выяснить содержание ключевых терминов: религиозная со-цианизация и религиозное воспитание, религиозное обучение, духовное и духовно-нравственное воспитание, понятие религии, а также специфику христианскойсоциализации христианского воспитания.

Религиозная социализация. Согласно определению немецкого педагога Гюнтера Шмидта, «религиозная социализация может быть определена как совокупность приходящих из внешнего окружения импульсов, которые влияют на выбор религиозной ориентации, типа религиозности и религиозного поведения» [211; 127]. Религиозная социализации является частью общей социализации личности. Ее специфика заключается в том, что эти социальные импульсы имеют религиозный оттенок и свое религиозное воздействие. В современном обществе агентами такой социализации являются люди (их поведение, их мировоззрение), а также вещи. С религиозными импульсами человек встречается как при столкновении с религиозным культом так и в повседневности. Например, в нашей жизни много визуальных знаков присутствия религии (храмы, религиозные книги), даже обычные фразы выражают те или иные религиозные понятия и настроения. «Наш Господь Бог знает, что делает» (выражение веры в предвидение), «в конце все будет хорошо» (выражение надежды) и т.д.

Когда такое влияние людей и вещей, связанных с миром религиозной жизни становится целенаправленными и планомерными, мы можем процессы социа-лизации определять уже через термин воспитание:

Религиозное воспитание. В российской педагогической науке нам известны два определения религиозного воспитания. А.В.Мудрик дает такое определение: «религиозное воспитание — составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным и социальным воспитанием), в процессе которого индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктршшруются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие догматам и вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания)» [88; 227]. В самом определении бросаются в глаза слова внушаются индоктринируются, которые не присутствуют в определениях других видов воспитания — семейного п социального, формулируемых автором в своем учебнике «Введение в социальную педагогику». По всей видимости, А.В.Мудрик подчеркивает более активную позицию субъекта при значительной степени пассивности в данном случае объектов (индивидов и групп) в религиозно-воспитательном процессе.

Приход как объект научного и богословского исследования

Среди разнообразных религиозных организаций, которые осуществляют религиозное воспитание, или активно влияют на процесс социализации верующего — гимназии, вузы, общественные организации верующих, монастыри и т.п. — стоит отметить приходы исследуемых нами церквей, как сообщества верующих вокруг храмов, и одновременно часто являющиеся объединениями по месту жительства.

Мы приступаем к описанию приходов разных церквей, находящихся в разных странах. Это вызывает определенные сложности. Большее внимание, естественно, мы посвятим жизнедеятельности приходов Русской Православной Церкви, находящимся в России. В случае с евангелическо-лютеранскими приходами в Германии мы затронем лишь ключевые идеи в подходах к организации социально-педагогической деятельности, а также рассмотрим самые распространенные формы организации этой деятельности. При этом необходимые нам более частые объяснения сути того или иного термина, подхода, или же определенной стороны незнакомой для нас деятельности потребуют большего места в тексте диссертации.

В российском законодательстве не существует понятия прихода. Принятый новый федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» дает лишь определение религиозного объединения, которое может иметь форму религиозной группы или религиозной организации. Отличие группы от организации заключается в том, что вторая может существовать в качестве юридического лица (гл. ЇЇ, ст. 8, п.1). В свою очередь религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (гл. П, ст. 8, п.2). «Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее, чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении» (гл. її, ст. 8, П.З) [142]. Мы полагаем, что приход как раз и подходит под юридическое определение местной религиозной организации.

Приходы в Германии и в России активно изучает социология. Еще в 1968 г. исследователь В.Г.Цивоваров церковным приходом, привлекавшим интересы социологии, определял «низшую церковно-административную органшацию, состоящую из клира и прихожан одного храма» [113; 28]. В исследовании МАЖеребятьева [35] приход рассматривается в рамках религиозной общины как предмета изучения социологии религии. Религиозная община в российской социологии религии, по его мнению, обозначает (а) некоторое отдельное социальное образование, построенное по конфессиональному признаку; тождественное -секщ (б) низовое структурное подразделение, включенное в систему иерархических церковных отношений. Автор считает, что под приходом следует понимать как раз второй вид социального образования.

Социально-педагогическая деятельность приходов Русской Православной Церкви

В настоящее время в Русской Православной Церкви (церкви в России, странах СНГ и Дальнего зарубежья) по данным Московской Патриархии сущест-вуетоколо 18 000 приходов (в России около 12 000) [30].

Обычно православный приход имеет следующий состав: настоятель — священник, — назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства; причт— это «состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви», включающий «как священнослужителей, так и церковнослужителей» [89]. Священнослужители — это священник, диакон; церковнослужители — прислуживающие священнику во Бремя богослужения (псаломщики, алтарники, чтецы). Согласно вышеупомянутому Уставу об управлении «прихожанами являются лица православного вероисповедания, сохраняющие живую связь со своим приходским храмом. Прихожане обязаны участвовать в богослужениях (в воскресных и праздничных непременно, в будничных по возможности), регулярно исповедоваться и причащаться; на них также лежит обязанность материального обеспечения причта и прихода» (VDI, 11).

Приход образуется на учредительном собрании, где должно присутствовать не менее 10 дееспособных граждан, христиан, не отлученных от Причастия (VDI, 7). Собрание избирает приходской совет и ревизионную комиссию, которые составляют приходской устав ( гражданский устав прихода»).

При наличии выбранного органа, Приходского Совета, во главе которого стоит выбранный председатель (староста), из-за степени важности своего служения — духовное окормление верующих —- все-таки священники, и в первую очередь настоятель, занимают определяющую позицию. Это связано с особенностями в понимании священнического служения («должности»). Священник делегирован на «место» епископом (старшим в городе или области). В задачу последнего входит соблюдение в чистоте вероучения и правильного образа богопочита-ния, а так как сохранение догматической чистоты для православия является важным, то решающее значение делегированного священника распространяется и на иные формы приходской жизни.

По функциональному признаку приход состоит из: священников, диаконов (клир) (в приходе один или несколько «белых» священников и священников-монашествующих; членов приходского совет, «труждающихся и поющих»: хор (часто состоит из прихожан, пение для них не основная работа), хозяйственные служащие; сторожа, уборщики, водители, продавцы и др.; служащие , педагоги в воскресных ппсолах и прочих образовательных учреждениях прихода, библиотекари, социальные служащие (например, члены сестричеств, служащие в богадельнях, работающие в благотворительных понечительствах и т.д.).

В современной России не существует жесткой привязки прихода к району его нахождения, хотя регистрация прихода как местной религиозной организации в качестве юридического лица обязывает приход иметь определенную территорию своей деятельности. В.Г.Пивоваров определял ее как религиозную забили среду влияиия\\\Ъ\ 40]. По пространственной закономерности размещения религиозных сред он выделял устойчивую религиозную среду (равномерная пространственная концентрация местожительства верующих вокруг храма), неустойчивая религиозная среда (когда место жизни или работы пространственно не связаны с местонахождением храма). Однако в результате известных политических событий привязка прихожан ко храму была разрушена, и автор уже тогда (в 1968 г.) отмечал избирательность верующих в выборе «своего» храма.

Похожие диссертации на Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии)