Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих службу по призыву Фомин Максим Сергеевич

Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих службу по призыву
<
Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих службу по призыву Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих службу по призыву Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих службу по призыву Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих службу по призыву Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих службу по призыву
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фомин Максим Сергеевич. Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих службу по призыву : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Фомин Максим Сергеевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1496

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих 15

1.1. Системный подход к духовно ориентированной воспитательной и просветительской работе с личным составом 15

1.2. Становление нравственного сознания личности военнослужащего Российской армии, проходящего военную службу по призыву 36

1.3. Личностно-деятельностная система духовно-нравственного воспитания: сущность, содержание, принципы 63

Глава II. Пути и средства реализации системы духовно-нравственного воспитания в воинском подразделении Российской армии 82

II.1. Сущность, содержание, организация духовно-нравственного воспитания военнослужащих в подразделении 82

II.2. Формирование готовности военнослужащих к коррекции морально-ценностных ориентации средствами духовно нравственного и просвещения 106

II.3. Педагогические условия оптимизации духовно-нравственной воспитательной и просветительской работы в воинском подразде лении 140

Заключение 156

Библиография 161

Введение к работе

Актуальность исследования. Безопасность России как формулировка адекватных ответов на современные вызовы экономических и культурно-исторических реалий глобального мира немыслима без Вооруженных Сил (ВС).

В современной Российской армии военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, составляют большую часть воинских частей подразделений. Однако призыв в армию молодых людей остается болезненным процессом, несмотря на значительные усилия государственной власти РФ, уделяемые проблемам ВС. По данным ВЦИОМ (19.02.2010) половина наших сограждан не одобрили бы намерение своего сына (брата, мужа или другого родственника) служить в ВС РФ. Более того, чем моложе респонденты, тем больше среди них противников воинской службы (55% 18-24-летних).

Подобное положение дел в значительной мере объясняется девальвацией духовных ценностей общества в целом и отдельной личности в частности. Это послужило одной из причин включения задачи обеспечения духовной безопасности в число приоритетных задач государственной политики и военного строительства и нашло отражение в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. (Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537).

Антиармейские настроения, пессимизм в отношении перспектив службы, недобросовестное отношение к служебным обязанностям потенциальных защитников Отечества являются следствием педагогических пробелов на до-служебном этапе становления личности современных молодых людей, преодолевать которые сегодня приходится во время прохождения ими службы в рядах Российской армии, т.к. ВС - действенный институт социализации.

В целях систематизации и структурирования работы в указанном направлении была разработана и утверждена (Приказ МО РФ № 70 от 11.03.2004 г.) Концепция воспитания военнослужащих ВС РФ, представляющая собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок, приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между ними в области воспитания военнослужащих. Ее главной задачей является определение содержания, места и роли системы воспитания военнослужащих в осуществлении государственной политики в области военного строительства, в деятельности субъектов системы воспитания военнослужащих по поддержанию высокого уровня морально-психологического состояния и воинской дисциплины личного состава, повышению престижа военной службы и авторитета ВС.

Концентрация внимания органов военного управления на воспитательной составляющей подготовки и взаимодействия с личным составом всех категорий, включая солдат, проходящих военную службу по призыву, закономерна, объяснима и оправдана: эффективное функционирование армии возможно только, если оно мотивируется ценностными императивами, оказывающимися по своей сути духовными.

Воспитание военнослужащих, являющееся приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц ВС всех степеней, позволяет решать задачу морально-нравственного и духовного становления солдат и офицеров - формирования духовной основы личности, отсутствие или недостаточно четкое определение смыслового содержания которой, приводит к снижению степени эффективности выполнения ВС РФ своих задач. Исключение из воспитательного процесса духовного компонента, становится причиной того, что модернизация материально-технической базы армии, оказывается малоэффективной по причине того, что она попадает в распоряжение людей, пребывающих в состоянии нравственной индифферентности, обусловливающего соответствующее отношение к службе. В результате в действиях военнослужащих появляется халатность, недисциплинированность, безответственность - полная противоположность тому, что утверждается официальными руководящими документами.

В настоящее время переосмысление роли духовности в жизни человека и общества получило новый импульс развития, в том числе и в области военного дела. Современные вызовы и новые стратегические ориентиры развития Российской армии обусловили необходимость поиска таких подходов к воспитанию защитника Родины, которые формируют военнослужащего нового типа при переходе ВС РФ к новому облику, отличающегося не только высоким профессионализмом, но и высоким уровнем духовно-нравственных качеств личности. В русле решения данной проблемы особая роль отводится проектированию и реализации системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Ярким примером понимания значимости проблемы и серьезных намерений высшей государственной власти России является введение в Российской армии института полковых священников.

Именно настоящий исторический момент позволяет разрабатывать новые подходы и системы: в результате смены типов общества моральные принципы, заложенные в систему воспитания советских военнослужащих, утратили свое значение, притом, что в связи с размытостью государственной идеологии новые идеолого-воспитательные подходы до сих пор остаются несфор-мированными.

Новые стратегические ориентиры развития Российской армии обусловили необходимость поиска таких подходов к воспитанию защитника Родины, которые формируют военнослужащего нового типа, отличающегося не только высоким профессионализмом, но и уровнем духовно-нравственных качеств личности. В русле решения данной проблемы особая роль отводится проектированию и реализации системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Таким образом, отмеченные противоречия и сложности отразились в официальной позиции руководства страны - документах (Концепция национальной безопасности) и инициативах (введение в Российской армии института

полковых священников, широко возрождаемые в Вооруженных Силах традиции воспитательной работы Православной церкви и др.), что свидетельствует о понимании значимости и приоритетности решения проблемы духовно-нравственного состояния Вооруженных Сил РФ, возросшими потребностями Российской армии в методологическом и технологическом обеспечении воспитательной работы среди солдат срочной службы, что делает настоящее исследование своевременным и востребованным.

Поднятая проблема рассматривалась в работах военных ученых и ученых-педагогов И.А.Алехина, А.А.Аронова, Ю.Г.Баскина, В.И.Вдовюка, Е.П.Гаркуша, В.П.Давыдова, Е.С.Иванова, Б.И.Каверина, И.В.Метлика С.И.Музякова, П.В.Петрия, А.М.Пырского А.А.Савина, А.Е.Савинкина, В.Я.Слепова, А.С.Сушанского, С.В.Чиркова, А.П.Шарухина и др.

Духовно-нравственные ценности современного российского социума изучали В.А.Бобрышев, М.Н.Губачев, О.П.Калмыков, О.В.Страхов и др.

Современный этап научного знания характеризуется возрастанием роли исследований, посвященных изучению различных аспектов воспитания военнослужащих. Близкая к настоящей диссертации проблематика представлена в работах современных исследователей таких как: Г.В.Агаповой (2009), Н.В.Гомзяковой (2006), В.В.Горлинского (2003), А.А.Дробот (2007), В.В.Калмыкова (2009), Ю.Я.Костенко (2007), В.А.Митраховича (2002), Л.Д.Сабурова (2007), А.С.Сушанского (2002), И.В.Чепуриной (2008) и др.

Проведенный качественный анализ тематики исследований показал, что: во-первых, значительное число авторов рассматривают проблемы становления системы нравственного воспитания в Российской армии в историческом аспекте, во-вторых, зачастую исследования посвящены изучению системы духовно-нравственного воспитания в военных образовательных учреждениях и, в-третьих, исследования охватывают советский период становления нравственного воспитания в Российской армии. Однако приходится констатировать, что, несмотря на теоретическую разработанность отдельных проблем духовно-нравственного воспитания в рядах ВС РФ, проблема становления системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих военную службу по призыву, остается малоизученной.

Таким образом, актуальность исследования определяется настоятельной необходимостью осмысления современной ситуации духовно-нравственного воспитания в Российской армии и выявления перспективных направлений его реализации. Изложенные выше доводы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих службу по призыву».

Объект исследования: процесс воспитания военнослужащих Российской армии.

Предмет исследования: формирование системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Цель работы: сформулировать, теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной практике сущность, место и роль системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Гипотеза исследования состоит в том, что научная эффективность и практическая значимость реализации системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, будут обеспечены, если:

- система духовно-нравственного воспитания военнослужащих, проходя
щих военную службу по призыву, реализуется в единстве с социально-
экономическими, социокультурными, политическими и педагогическими
традициями, отражающими современный момент развития социума;

- учитывается совокупность всех факторов, влияющих на духовно-
нравственное становление личности защитника Отечества, которые отража
ют соотношение духовного бытия военнослужащего как диалогическое
взаимодействие его с миром, с другими людьми и самим собой;

- реализация системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих
Российской армии, проходящих военную службу по призыву, выступает как
воспитательный процесс, в котором офицеры и другие должностные лица
осуществляют сотрудничество со священнослужителями доминирующих
(национально и регионально) религиозных конфессий;

- разработанные критерии отражают сущность процесса духовно-
нравственного воспитания, а также сформированность ценностных ориента
ции, готовность военнослужащих к духовно-нравственной активной позиции,
проявляющейся в созидательной патриотической деятельности.

Достижение поставленной цели и проверка сформулированной гипотезы, предусматривает решение следующих основных задач исследования:

- определить научно-методологические и идейно-концептуальные, основы
исследования и решения проблем духовно-нравственного воспитания воен
нослужащих, опираясь на знание светских и религиозных парадигм;

- выявить факторы, определяющие формирование системы духовно-
нравственного воспитания в воинском подразделении;

провести опытно-экспериментальную работу, основываясь на идеях отечественной педагогики и Православной антропологии и онтологии и определить концептуальные границы их взаимодействия, совмещение которых позволит практически обосновать принципиальную непротиворечивость научного и религиозного типов мировоззрения;

систематизировать полученный опыт и определить педагогические условия оптимизации системы духовно-нравственной воспитательной работы с личным составом воинского подразделения.

Методологические и теоретические основы исследования: идеи системного (В.Г.Афанасьев, В.С.Ильин, В.В.Краевский, В.И.Кремянский и др.), деятельностного (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.), ак-

сиологического (теория ориентации личности в мире ценностей:
Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, Н.М.Борытко, В.А.Караковский,
М.С.Каган, В.В.Краевский, Д.Г.Левитес, В.М.Монахов, Л.И.Новикова,
Л.П.Разбегаева, А.М.Саранов, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова и др.)) и др.
подходов. Идейно-философской основой исследования стали работы
С.Н.Булгакова, Ф.М.Достоевского, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина,
Н.О.Лосского, Н.Е.Пестова, К.Д.Ушинского, П.А.Флоренского. Кроме того, в
основу заложены воззрения современных авторов: Б.С.Братусь, Л.П.Буевой,
игумен Георгий (Шестун), А.С.Макаренко, И.Я.Медведевой,
Ю.П.Михайлова, А.В.Мудрика, Н.Д.Никандрова, Б.В.Ничипорова,
А.И.Осипова, А.С.Панарина, Т.И.Петраковой, С.А.Сластенина,

В.И.Слободчикова, В.И.Стражева, Л.В.Сурова, В.А.Сухомлинского, и др.

Духовное психолого-педагогическое наследие Православия раскрывается через обращение к творениям Святителя Феофана Вышенского Затворника, Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, поучениям Серафима Саровского, Святителя Игнатия Брянчанинова, иеромонаха Серафима Роуза, митрополита Антония Сурожского, священника Михаила Труханова, священника Иоанна Шаховского, митрополита Вениамина Федченкова и др.

В процессе проведения научной работы использовались различные методы педагогических исследований: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; изучение документов, определяющих организацию и проведение воспитательной работы в Российской армии; изучение педагогических исследований, положительного опыта работы по вопросам воспитания военнослужащих; наблюдение за поведением и деятельностью личного состава, анализ практической деятельности военнослужащих; анкетирование, экспертный опрос, тестирование, социометрия, монографические характеристики военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, обобщение независимых характеристик.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

разработан и аргументирован концептуальный подход к личностно направленной, духовно ориентированной воспитательной работе с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, основывающийся не только на социально-экономических, социокультурных, политических, но и на педагогических традициях воспитания;

системно представлены точки соприкосновения секулярной и религиозной парадигм воспитания, а также указаны и прописаны направления совместной работы офицеров подразделения и Православных священнослужителей, целью которой является обеспечение высокой степени боеготовности и морально-нравственной устойчивости личного состава;

сформулированы и обоснованы принципы проведения духовно ориентированной воспитательной и просветительской работы: ознакомление с религиозно-духовными основами определенной традиции (Православной, Му-

сульманской и пр.), нацеленное развитие самоанализа, умение проводить аналогии между теоретическими знаниями о духовной составляющей жизни человека и собственным поведением, организация практической деятельности по реализации воспринятых духовно-нравственных ценностей;

- предложена новая технология воспитательной работы с военнослужащи
ми, проходящими военную службу по призыву, включающая в себя описание
содержания, средств и условий ее проведения в контексте индивидуального
подхода к личности.

Теоретическая значимость исследования:

смоделирована система духовно-нравственного воспитания личного состава, отвечающая современным требованиям и условиям военно-государственного строительства в России, включающая в себя аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения солдат, проходящих военную службу по призыву;

раскрыт механизм соприкосновения Православного педагогического наследия с современными научно-педагогическими взглядами, заключающийся в интериоризации (усвоении норм и ценностей результатом которого является способность опережающего оценивания степени нравственности или безнравственности собственных действий и поступков) духовно-нравственных ценностей, определяющих мировоззрение и поведение воспитанника, т.е. его нравственный облик.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

опытным путем проверена и доказана целесообразность педагогического взаимодействия воспитательных структур ВС РФ, Русской Православной Церкви и семьи военнослужащих;

выявлен и систематизирован накопленный опыт реальной службы в воспитательной структуре подразделения постоянной боевой готовности, который может быть полезен не только командирам (офицерам) подразделений, но и, прежде всего, специалистам-воспитателям (гражданским лицам), призванным готовить подрастающее поколение к службе в ВС РФ нового облика;

информационный потенциал диссертации может быть успешно использован в общеобразовательных учреждениях в рамках занятий по начальной воинской подготовке (НВП) и уроках по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается единством теоретико-методологических позиций и убеждений автора, логикой концептуальных положений; использованием совокупности методов, адекватных объекту, предмету цели и задачам исследования; качественным и количественным анализом полученных данных; положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в в/ч 10953 Армии ВВС и ПВО Ленинградского Военного Округа (Санкт-

Петербург), в которой диссертант проходит службу по контракту. Всего в исследовании приняло 180 военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в возрасте от 18 до 22 лет, из них 90 человек непосредственного подчинения и 90 человек должностного подчинения.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

  1. этап (2005 - 2006 гг.). Опытно-аналитический. На данном этапе осуществлялось накопление опыта военной службы в качестве офицера воспитательной структуры Российской армии, становление автора как командира. Одновременно с этим осуществлялась систематизация накопленных знаний и их преломление в новую сферу деятельности.

  2. этап (2006-2007 гг.). Опытно-поисковый. На данном этапе изучалось отношение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву к службе в армии и влияние на него предшествовавшего службе семейного воспитания и подготовки. Осуществлена апробация духовного просвещения и воспитания личного состава.

  3. этап (2007-2010 гг.). Содержательно-обобщающий. Был посвящен осмыслению и систематизации полученных результатов, формулировке теоретических и практических выводов. Полученные результаты внедрялись в оперативную воспитательную работу с личным составом последующих призывов. Разрабатывались методические выводы для офицеров ротного звена, которые могли бы оказаться полезными в реализации ими их прямых обязанностей и поставленных командованием задач.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Содержание духовно-нравственного воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, взаимосвязано с духовной жизнью общества и проявляется во взаимодействии не только с социально-экономическими, социокультурными, политическими, но и с педагогическими традициями воспитания;

  2. Система духовно-нравственного воспитания личного состава подразделений строится на основе принципа адресного подхода в формировании духовно-нравственных ориентиров и ценностей у солдат, а также включенности в воспитание таких факторов как семья, ближнее окружение, воинский коллектив, духовное бытие военнослужащего, позволяющее проявить образцовое выполнение служебных обязанностей и глубокое осознание своей личной ответственности за качественное выполнение возлагаемого на них воинского долга;

  1. В воинских формированиях, в которые еще не назначены помощники командира части по работе с верующими военнослужащими, священнослужители доминирующих в России (национально и регионально) религиозных конфессий, сотрудничающие с ВС РФ и работающие с солдатами, проходящими службу по призыву, должны выполнять не индоктринационную (передача фундаментальных положений системы верований), а собственно педагогическую функцию, имеющую отличительную специфику - концентрацию

на духовном измерении бытия личности, учет роли и места которого будет способствовать общей безопасности государства. Духовно ориентированное воспитание способно, во-первых, реально противодействовать религиозному и этническому экстремизму, духовной экспансии общественных и религиозных объединений, деятельность которых наносит ущерб личности, обществу и государству; а, во-вторых, предупреждать и нивелировать в армии такие негативные явления как неуставные взаимоотношения, недобросовестное несение службы, пьянство и пр.;

  1. Критерии продуктивности системы духовно-нравственного воспитания включают сформированность и устойчивость ценностных ориентации солдат, проходящих военную службу по призыву, непосредственно влияющих на способность добросовестно выполнять конституционный и священный Долг по защите своей Родины, а также готовность солдат к активной созидательной патриотической деятельности. К показателям результативности системы духовно-нравственного воспитания особо следует отнести личную недопустимость военнослужащими фактов неуставных взаимоотношений («дедовщина», халатность и пр.).

  2. Обоснована правомерность и концептуализирована практика поэтапного строительства гарнизонного храма (Православного Храма) на территории гарнизона с точки зрения решения ряда педагогических задач: активизации личностного развития; выполнения объединяющей совместной деятельности, устремленной к общей цели; повышение сплоченности коллектива, активности и ответственности; предметное и более глубокое знакомство в процессе проведения работ с личным составом подразделения; нивелирования негативных моментов службы; воспитание ответственности и сопричастности общему делу, на основе видения стратегической перспективы; активизация просветительской и познавательной деятельности по изучению Православной культуры на примере изучения убранства храма, знакомства с этикой поведения в храме.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

непосредственной службой в в/ч 10953 (Санкт-Петербург, п. Хвойный) -ежедневной воспитательной работой с подчиненным личным составом;

тренерской работой в военно-патриотическом клубе «Радогор» (Санкт-Петербург, г. Красное Село) - проведением индивидуальных бесед и информированием старшеклассников по комплексу рассматриваемых в исследовании проблем;

участием в научно-практических конференциях, проходивших в разное время в Санкт-Петербурге - публикацией ряда статей, непосредственно связанных с настоящим исследованием, отражающих некоторые направления исследовательской работы.

Структура диссертации. Объем диссертации 183 листа печатного текста. Состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Становление нравственного сознания личности военнослужащего Российской армии, проходящего военную службу по призыву

Результативность воспитательной работы во многом зависит от того, насколько успешно она организуется там, где решаются ее основные задачи, - непосредственно в воинской части, подразделении. Эффективно и целенаправленно эту задачу можно решать только в рамках единой системы воинского духовно-нравственного воспитания. При этом необходимо иметь четкое представление о том, что: во-первых, система воспитания должна носить государственный, межведомственный, общенациональный характер. Российское общество выступает как единственный заказчик, а Российское государство как основной исполнитель заказа по формированию личности высокоэффективного военнослужащего; во-вторых, система воспитания военнослужащих ВС РФ должна носить комплексный, многоуровневый характер. Ее эффективность определяется согласованной деятельностью общества, государства, командиров всех уровней, штабов, органов воспитательной работы и воинских коллективов; в-третьих, в интересах сохранения социального согласия в обществе государство должно четко определить приоритеты в духовно-нравственной сфере, на которых будет строиться вся воспитательная система: При этом нужно понимать, что общенациональная государственная идеология носит духовный, нравственный характер, а потому не может утверждаться путем законов. Необходимая российскому обществу национальная идея может сложиться только на основе поднятия жизненного уровня населения, четкого идеологического обоснования смысла и цели существования Российского государства и формирования целостного исторического сознания.

Петербургские исследователи И.А.Колесникова и Е.Н.Барышников считают, что воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения. В контексте настоящего исследования система духовно-нравственного воспитания военнослужащих рассматривается как способ организации в подразделении жизнедеятельности солдат и их духовно-нравственного воспитания, которые представляют собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, что способствует развитию личности каждого солдата, проходящего военную службу по призыву.

Кроме того, следует отметить, что с точки зрения системного подхода, военно-педагогический аспект рассматривается как система, имеющая свои особенности. О.Ю.Ефремов указывает на следующие особенности.

Суть первой состоит в том, «что воинский труд, овладение воинским мастерством - это обязанность каждого военнослужащего. Она юридически закреплена в действующем законодательстве, в соответствии с которым военнослужащий несет юридическую ответственность за качество своего ратного труда. Недобросовестное отношение к овладению воинской специальностью, к своим обязанностям, может быть квалифицировано как уклонение от выполнения долга по защите Отечества.

Вторая особенность заключается в том, что военно-педагогический процесс осуществляется в непрерывном единстве со служебной деятельностью военнослужащих и имеет ярко выраженный практический характер. Система знаний, навыков и умений, приобретаемых военнослужащим, - основа его служебной деятельности. Они сразу же применяются при выполнении служебных и учебно-боевых задач. Это, с одной стороны, требует высокой прочности знаний, навыков и умений, а с другой - способствует их быстрому закреплению и поддержанию в постоянной готовности к использованию.

Следующая особенность состоит в том, что военно-педагогический процесс организуется в условиях постоянной боевой готовности и направлен на ее обеспечение. Воспитание, обучение, психологическая подготовка осуществляются так, чтобы не снижалась боевая готовность подразделений и частей. Более того, в условиях современной армии воспитание и обучение часто

зо

организуются в процессе непосредственного выполнения учебно-боевых задач, успешное решение которых во многом зависит от состояния боевой готовности. Другими словами, объективно существует тесная взаимосвязь качества и эффективности военно-педагогического процесса и состояния боевой готовности.

Четвертая особенность характеризуется высокой насыщенностью военно-педагогического процесса военной техникой и вооружением. Сегодня ни один вид Вооруженных Сил, ни один род войск не способны качественно решать стоящие перед ним задачи без использования современных образцов вооружения и военной техники. Знание личным составом боевой техники, высокий уровень развития навыков и умений ее применения есть залог победы в современном бою.

В качестве пятой особенности военно-педагогического процесса необходимо отметить его особую напряженность. Это обусловливается, с одной стороны, сокращением срока службы, с другой — увеличением объема знаний, навыков и умений, необходимых военнослужащим для успешного выполнения служебных обязанностей. Тенденции развития военного дела свидетельствуют о том, что количество военнослужащих, профессиональная деятельность которых связана с работой в особо сложных условиях, увеличивается. Следовательно, существенно увеличиваются физические и психические нагрузки, усиливается напряженность военно-педагогического процесса.

Шестая особенность обусловливается коллективным характером процесса обучения и воспитания. В нем решаются не только задачи подготовки каждого специалиста в отдельности, но формируются подразделения и части как единые боевые организмы. Достижение победы в современном бою, качественное решение задач повседневной деятельности возможно лишь при наличии четкого взаимодействия военнослужащих, их слаженности, сработанности.

Личностно-деятельностная система духовно-нравственного воспитания: сущность, содержание, принципы

Эффективная работа «материального оружия» возможна «лишь при условии, что за ним стоит мотивирующая смысловая, ценностная идея» [188, с.266], каковой может выступить исключительно религиозное понятие «грех», осмысление сути и понимания которого, выявляет взаимосвязь со всеми ранее рассмотренными категориями. Кроме того, его введение в оборот исследования позволяет решить важную задачу, а именно обогатить се-кулярную психолого-педагогическую парадигму религиозными воззрениями на нравственное становление личности, в т.ч. современного Российского солдата, решить которую можно, обратившись к святоотеческому педагогическому наследию, например отцу Феофану Вышенскому Затворнику.

Святитель Феофан писал: «Грешное дело есть преступление повелевающей или запрещающей заповеди Божией» [258, с. 145]. В военном деле данное богословское утверждение находит конкретную форму выражения — в нарушении военнослужащими (солдатами срочной службы) принципа единоначалия: приказ [176, с. 15], вне зависимости от субъективных воззрений на него, должен неукоснительно выполняться, что прекрасно известно каждому военнослужащему. Следовательно, имеющие место нарушения, являются ничем иным как грехом.

Раскрывая смысл данного понятия, Святитель говорил, что «грех есть преступление, или нарушение закона. Но закон сам в себе остается неизменным. «... Грех собственно в развращении воли, по коему и знаем, что должно делать, но не делаем, потому что не хотим» [258, с. 146-147]. Очевидно, что в сказанном отчетливо прослеживается и «дедовщина», и неуставные взаимоотношения, и недобросовестное отношение к обязанностям, и уклонение от службы, что в полной мере присуще современному российскому социуму.

В качестве иллюстрации необходимо смоделировать ситуацию. В сложившийся воинский коллектив приходит молодое пополнение, что вызывает у отдельных старослужащих солдат чувство превосходства. Возникают акты возвышения-унижения («дедовщина», неуставные взаимоотношения) маскируемые от офицеров-командиров. Об этих фактах, естественно, знают все солдаты подразделения. Возникает дилемма: знают все, но меры по пресечению не предпринимаются, а если и предпринимаются, то только в ситуации крайнего обострения - самовольного оставления части или суицида, что приносит всем, а особенно родным и близким, боль и страдания, о чем и предупреждал другой святитель России Праведный Иоанн Кронштадский: «душа, когда соизволит на грех, или сделает какой грех, тогда бывает беспокойна, мрачна, тяжела. Не поддавайся врагу; он приносит в душу томление, тесноту, мрак, огонь [115, с.664]. Подчеркнем, что речь идет не об абстрактных и далеких страданиях человека, но об испытываемой им физической боли, психологическом дискомфорте и расстроенности.

Духовно-педагогический прием сопротивления и постепенного (в меру индивидуально возможного) преодоления греха заключается в воспитании и укреплении в человеке (самостоятельно и со стороны) чувства страха, однако, страха не животного характера и происхождения.

Принципиальное отличие религиозного мировоззрения состоит в том, что в отличие от секулярного мировидения, одобряющего и прибегающего к практике устрашения наказанием, определяемым системой действующего законодательства, религиозная система, признавая ценность юридического наказания, постулирует принцип реверсии воздействия, произведенного преступлением известной нормы.

В религиозной системе существует понятие «страх», но оно принципиально иное: живая боязнь своим свободным произволением нарушить гармонию окружающего мира и хода событий в нем, о чем говорил Ф.М.Достоевский: за все невзгоды мира виноват не кто-то, а сам человек, но не человек вообще,

грамматически обозначаемый 3-м лицом единственного числа, а конкретный человек, обозначаемый 2-м лицом единственного числа: «все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдается. «...» Одно тут спасение себе: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да ведь это и в правду так, ибо чуть только сделаешь себя за все и за всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть на самом деле и что ты-то и есть за всех и за вся виноват» [59, с.344-345].

Таким образом, введенная в контекст исследования категория подчеркивает исключительную важность воспитания и сохранения чувства со-причастности людей, ярко проявляющегося в воинском коллективе: отделение, взвод, рота, полк или армия должны слаженно выполнять боевые задачи, слаженно вступая в бой, в котором стоящие в одном строю солдаты и офицеры, не менее слаженно принимая смерть. Указанное чувство, рассматриваемое в динамике его становления, может явиться еще одним педагогическим ключом решения наболевшей проблемы «дедовщины» в Российской армии.

В религиозной традиции грех, как болезненное состояние души человека, нивелируется и исцеляется послушанием - соблюдением установок, требований или наказаний, назначаемых человеку (послушнику) более опытным в духовном плане наставником, например, приходским батюшкой, в случае выполнения которых, человек (послушник) может приблизиться к спасению своей души — научиться бороться со своими страстями.

Формирование готовности военнослужащих к коррекции морально-ценностных ориентации средствами духовно нравственного и просвещения

Анализ полученных данных показал, что большинство (80,33%) личного состава роты - лица со средне-специальным образованием. Количество солдат с высшим образованием составило всего 19,76%, что в общей массе достаточно немного. Важно отметить, что для прохождения службы в роте Управления к солдатам молодого пополнения предъявлялись и предъявляются повышенные требования по образовательному критерию. Это обусловлено большой государственной и международной важностью выполняемых задач - охраной воздушной границы Северо-запада РФ и города Санкт-Петербурга. Иными словами, в свете статистики уместно сделать вывод о том, что главным принципом комплектования частей и подразделений современной Российской армии является принцип «лучшее из имеющегося». Как показывают цифры, в последнее время увеличилось число молодых людей, призванных на службу после окончания ими Вуза.

В целом по стране численному увеличению личного состава объективно способствует сокращение срока службы до одного года. Кроме того, в настоящее время наблюдается рост положительного отношения к Вооруженным Силам и увеличение степени уверенности в них. Если в 2002 году в дееспособности армии, согласно данным ВЦИОМ было уверенно только 56% респондентов, то в 2008 их число увеличилось до 83%.

Подобному положению дел, безусловно, способствовала проделанная верховной властью России работа, но также и исторические события, положительно-отрезвляюще всколыхнувшие общественное сознание (события в Южной Осетии в августе 2008г.). Однако, несмотря на это не решенными остаются многие проблемы, в том числе такие серьезные как разделение потенциальных защитников Отечества по сословному признаку и ценностно-смысловая ориентация молодых людей.

Не секрет, что в первом случае дети так называемой «элиты общества» службе в армии предпочитают обучение в университетах, в то время как на службу реально поступают те, чей образовательный уровень ограничивается 5-9 классами общеобразовательной школы, те, у кого просто нет другой перспективы (Приложение 11).

В этой связи, правда, стоит отметить то, что большинство таких молодых людей сравнительно серьезно относятся к службе, т.к. реально осознают необходимость дальнейшего обустройства собственной жизни. Многие именно стараются поступить на службу в армию, т.к. достойное ее окончание законодательно [257] гарантирует определенные преференции и гарантии.

Относительно второй проблемы следует сказать, что не решенной остается задача формирования эталонного понимания таких важных для военного дела категорий как «Долг» и «Служба». Безусловно, чувство Долга присуще современной молодежи, однако, оно подверглось и подвергается серьезному искажению (нацизм и ксенофобия являются яркими примерами гипертрофии нравственно-духовных категорий), либеральной идеологией, суть которого в изучаемом контексте, состоит в переложении бремени службы на некоего абстрактного солдата, обязанного служить Отечеству вместо конкретного призывника, формально и косвенно демонстрирующего понимание важности и серьезности вопроса. Речь идет о том, что в случае отсутствия острой необходимости (повестки из военкомата или начала боевых действий, как в случае с Южной Осетией) самостоятельно пойти служить такие молодые люди тихо отказываются.

Понимание смысла и значения Службы также характерно сознанию молодого современника. Сложность заключается в том, что в данном случае он сталкивается с острой парадигмальной конфронтацией категорий, преодолеть которую без воспитательного духовно-нравственного воздействия субъекта педагогической деятельности он просто не в состоянии. Речь идет о либеральном и традиционном взглядах на термин «служба», понять которые можно в историческом контексте.

Спецификой военно-государственного строительства СССР была всеобщая воинская обязанность и призыв на военную службу. Само же слово «при зыв», восходит к глаголу «звать», и принципиально отличается от иностранного слова «контракт», синонимом которого является существительное «договор». В основе службы по призыву лежит зов государства, а в основе службы по контракту - обсуждение условий взаимоотношений с ним. Не столь отдаленное прошлое России свидетельствует о самобытности и эффективности первого пути: призыв революционного потрясения, призыв гражданской войны, Великой Отечественной Войны, «холодной войны». В прошлом государство обращалось к своему населению. Сегодня оно тяготеет к установлению договорных отношений с ним. При этом острая полемика по поводу перевода Российской армии на контрактную основу остается, как представляется, обыкновенной риторикой, т.к. теория «общественного договора» и теория «государства-минимум» молчаливо поддерживается большинством современного общества РФ, потому что рыночные отношения оказываются весьма комфортными, однако, рано или поздно они заканчиваются и социал-дарвинизм касается каждого, кто не попал в «золой список». Не следует забывать, что идеи Римского Клуба не стали достоянием истории и образцом идеолого-политической мысли.

Наконец, анализ документов, позволил составить представление об отношении личного состава роты к вопросам религии и веры, что имеет значение, во-первых, в силу требований, установленных Общевоинским Уставом, а, во-вторых, в силу важности для исследования процесса духовного и нравственного воспитания в армейских условиях, что является задачей настоящей диссертации. Статистическая информация также представлена в табличной форме ниже.

Педагогические условия оптимизации духовно-нравственной воспитательной и просветительской работы в воинском подразде лении

Выполнение последующих этапов проходило в сформировавшейся атмосфере, настроении и темпе проведения работ.

Отличительной чертой последующего строительства стало то, что солдаты роты Управления были наделены исследователем еще большим статусам значимости и степенью оказываемого доверия, что выразилось через доверие ключа от собранного Храма военнослужащим, функционально назначенным старшими за проведение работ в тот или иной день. Данный прием, в силу постоянной ротации личного состава позволил побывать в роли старшего поверенного всем солдатам исследователя. Следует отметить, что и на последующих этапах военнослужащим ставились задачи, требовавшие самостоятельного, творческого подхода, реализация которых действительно доставляла солдатам большое удовольствие (Приложение 26) и осуществлялась с полной самоотдачей.

Доказательством этого были постоянные обращения к командиру (исследователю) с просьбами непосредственной, личной проверки (метод анализа продуктов деятельности солдат) выполненного объема работ, целью которых было не получение благодарности, а засвидетельствование проявленной исполнительности и, что самое главное, демонстрация самостоятельно принятых и реализованных технических решений, связанных с тем или иным этапом строительства в целом или вида работ в частности. В этой связи следует отметить, что достижение подобного результата было планом исследователя, а непосредственные факты стали свидетельством справедливости, целесооб разности и педагогической тактичности реализации комплекса воспитательных мероприятий.

Особого внимания заслуживает этап устройства внутреннего убранства Храма, смысл работ которого состоял в размещении икон, церковной утвари и наведении общего порядка (Приложение 27). Его ценность и важность проявилась в том, что военнослужащие получили возможность изучить особенности и, что самое главное, роль Православного благолепия. Всем задействованным солдатам в процессе выполнения работ исследователь в форме бесед доступным языком раскрывал предназначение икон, знакомил солдат с ликами наиболее почитаемых в России святых, иконы которых были приобретены и размещены в построенном Храме. Кроме того, было сформировано представление о значении церковной свечки - когда, как и зачем она ставится, что, как показала опытно-поисковая, работа зачастую было совершенно безразлично для солдат. Безразлично в том смысле, что ими не дифференцировалось значение свечи о здравии и свечи об упокоении, а также (что еще чаще) непосредственное место ее возжигания, что имеет серьезное догматическое значение.

Немаловажным аспектом данного этапа строительства стал чисто гносеологический фактор: солдаты узнали название отдельных элементов церковного убранства и утвари, что позволило заложить основы правильного поведения в церкви, так как в Православной обрядности и мистицизме нет ничего лишнего, а правильное обращение с материальными предметами выступает залогом благоговейного отношения к метафизическим реалиям, причем, самого высшего порядка. Не вызывает сомнений отличие употребления церковной и секулярной лексики. Одно дело и появляющееся вслед за ним настроение души, когда лампада перед иконой называется лампадой перед иконой, и совершенно другое дело и настроение, если она же называется стаканчиком с огоньком перед каким-то рисунком.

Доказательством того, что проведенная работа нашла отклик в душах военнослужащих, стали факты многочисленных обращений к командиру-исследователю с просьбами о предоставлении им свечек, которые они могли бы поставить о здравии своих родственников и умерших близких людей.

Данная просьба была, естественно, удовлетворена, тем более что самой идеей строительства Храма ставилось пробуждение и подвижение подчиненного личного состава к накоплению личного духовно-религиозного опыта, свидетельством поступательного начала движения к которому, стали подобные обращения. О благоговейном отношении солдат к духовным реалиям свидетельствовали также такие зафиксированные факты как соблюдение режима реферирования употребляемой лексики, предметом которого было недопущение употребления ругательной и ненормативной лексики, общение внутри Храма на пониженных тонах, а также, что примечательно, смена обуви: во время работ внутри храма солдатские сапоги менялись на солдатские тапочки. Безусловно, в последнем присутствует и прагматическая цель, однако, факт благоговения, проявляющегося через стремление сохранить собственноручно наведенный порядок и чистоту, не должен исключаться.

Еще одним доказательством того, что в ценностном сознании и ценностном отношении солдат произошел духовно-мировоззренческий сдвиг в направление накопления ими опыта духовно-религиозной жизни, стал тот факт, что с момента начала совершения в Храме молебнов, многие из тех солдат роты Управления, кто непосредственно участвовал в строительстве Храма, стали приходить в него (ценностное поведение) уже в качестве его прихожан, а не только в качестве строителей.

Похожие диссертации на Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих Российской армии, проходящих службу по призыву