Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии Сидорчук Виталий Анатольевич

Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии
<
Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сидорчук Виталий Анатольевич. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сидорчук Виталий Анатольевич; [Место защиты: Акад. права и упр. Федер. службы исполнения наказаний].- Рязань, 2008.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/192

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии 20

1.1. Становление и развитие духовно-нравственного воспитания в военной школе России 20

1.2. Понятие, структура и специфика духовно-нравственного воспитания курсантов 38

1.3. Воспитательный потенциал традиций Российской армии и их роль в духовно-нравственном воспитании курсантов 54

Глава 2. Экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию курсантов военных институтов на традициях Российской армии 77

2.1. Организация и методика эмпирического исследования .- 77

2.2. Динамика духовно-нравственной воспитанности курсантов военных институтов 98

2.3. Педагогические условия совершенствования процесса духовно-нравственного воспитания курсантов на традициях Российской армии 119

Заключение 144

Список используемой литературы 151

Приложения 171

Введение к работе

Актуальность темы исследовании. По данным Министерства обороны Российской Федерации, от 40 до 70 % выпускников высших военно-учебных заведений увольняются из Вооруженных Сил в первый год военной службы по нежеланию служить. Такое положение дел привело к принятию на государственном уровне решения о материальной ответственности выпускников за обучение в высших военно-учебных заведениях Минобороны России при нарушении ими условий контракта и уходе из Вооруженных Сил, не отслужив оговоренные в нем 5 лет офицерской службы. Но одних мер запретительного характера, способных исправить су шествующее положение дел, недостаточно.

Перед военно-учебными заведениями в последнее десятилетие остро встали проблемы воспитания будущих офицеров, формирования у них моратыю-пенхологической готовности к военной службе и потребности в ее продолжении. Военная доктрина Российской Федерации признает воспитание военнослужащих основой развития военной организации государства. Одним из наиболее важных направлений, по мнению автора, является духовно-нравственное воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. Именно данное направление воспитания способно оказать эффективное влияние на самосознание личности будущего офицера, прививать и развивать у него лучшие, традиционные для отечественного офицерского корпуса духовно-нравственные чувства и качества, такие как патриотизм и интернационализм, воинский долг и честь.

В современных условиях актуальность темы духовно-нравственного воспитания курсантов военно-учебных заведений на традициях Российской армии приобретает особое значение по целому ряду причин: а) в настоящее время актуальна проблема возрождения духа нации в ее соборности, вере в Отечество для решения стоящих перед Россией задач по завершению реформ во всех областях жизнедеятельности государства, в том числе в Вооруженных

Силах; б) отмечается общая тенденция возрастания последствий развития техногенного общества с ярко выраженной бездуховностью, которая способствует проявлению негативных факторов, все больше разъединяющих общество; в) отношение к истории не всегда было объективным, имелось много крайностей в ее прочтении, что принесло немалый вред и при ее изучении, и при поиске ответа на вопрос о месте России в мировой истории и цивилизации; г) проблема духовно-нравственного воспитания курсантов на традициях Российской армии тесно связана с понятием морального духа войск, традиционно актуальным для отечественной военной науки и государства в целом.

Анализ перечисленных обстоятельств, оказывающих значительное влияние на систему духовно-нравственного воспитания в отечественной военной школе, позволил выявить противоречия между требованиями к уровню духовно-нравственной воспитанности офицерского корпуса и ее современным состоянием, а также между организацией духовно-нравственного воспитания военнослужащих и объективными потребностями Российской армии в высококвалифицированных офицерских кадрах с целостной, устойчивой системой нравственных ценностей.

Устранению данных противоречий, как показало пилотажное исследование, призвано способствовать духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии, имеющее существенную практическую и гуманистическую значимость и определяющее актуальность темы настоящего диссертационного исследования, проблема которого заключается в выявлении основных педагогических условий совершенствования процесса духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии.

Степень разработанности проблемы. Анализ теоретических источников показал, что проблема духовно-нравственного воспитания молодежи исследуется на протяжении многих веков. Первостепенная значимость формирования у воинов необходимых нравственных качеств

признавалась такими выдающимися личностями, как В.В. Мономах, Петр I, Л.В. Суворов-Рымникский, М.И. Голснищев-Кутузов, М.И. Драгомиров. В дореволюционной науке труды исследователей охватывали в основном два направления: анализ текущей деятельности военно-учебных заведений (П.О. Бобровский, Н.Н. Головин, Ф.В. Греков, М.С. Лалаев и др.) и описание истории и практики работы отдельных образовательных учреждений (Н.Н. Жервэ, И.Н. Завадский, А.Д. Крутецкий, Д.М. Левшин, Н.Д. Лессеко, Т.В. Львов и др.).

В советский период развития нашего государства педагогической наукой проблема нравственного воспитания решалась с позиций коммунистического воспитания. Наиболее яркими представителями советской педагогики, исследовавшими проблемы нравственного воспитания, были А.В. Барабанщиков, И.Н. Феденко, М.В. Фрунзе, И.Н. Шкадов.

На современном этапе развития отечественной военной педагогики предметом изучения выступ&тн лишь некоторые вопросы духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России в XV11I — начале XX века (А.С. Сушанский) и отдельно в кадетских корпусах (С.Л. Шпана-гель). Различные составляющие духовно-нравственного воспитания в высших военно-учебных заведениях нашли свое отражение в научных работах: о воспитании воинского долга у курсантов (В.А. Андрощук); о традициях русской армии в XVIII - первой половине XIX века (А.Е. Гончар); о воспитании воинской чести у офицеров Российской армии XVIII — начала XX века (Б.С. Иванов), о нравственном воспитании слушателей высших военно-учебных заведений МВД России (А.Д. Кузнецова), о роли Русской православной Церкви в религиозно-нравственном воспитании личного состава армии и флота (1800 -1917 гг.) (СЮ. Чумаров) и др.

Вместе с тем следует отмстить отсутствие в отечественной педагогике и военной педагогике специальных научных исследований, посвященных изучению воспитательного потенциала традиций Российской армии и их роли в осуществлении духовно-нравственного воспитания курсантов военных

институтов. Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии и обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является духовно-нравственное воспитание курсантов высших военно-учебных заведений как неотъемлемый компонент образовательного процесса, а предметом исследования выступают сущность, содержание и педагогические условия совершенствования духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии.

Цель исследования заключается в том, чтобы опираясь на теоретические положения и методологические выводы различных наук, в том числе педагогики и военной педагогики, разработать, систематизировать и экспериментально проверить педагогические условия совершенствования процесса духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом: в процессе духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии формируется более высокий уровень духовно-нравственной позиции личности выпускника, основанный на адекватном отношении к военной службе и выраженном желании в ее достойном продолжении, при соблюдении следующих педагогических условий:

- активизации познавательного процесса и усиления духовно-нрав
ственной направленности содержания дисциплин «Отечественная история» и
«Военная история» на основе активной пропаганды подвига во имя Отечества
и боевых традиций Российской армии; использовании в учебно-воспитатель
ном процессе авторского факультативного курса «История и традиции Рос
сийской армии» с целью обеспечения преемственности духовно-нравствен
ного воспитания в высшем военно-учебном заведении;

- учета специфики их будущей профессиональной деятельности в про-

цессе духовно-нравственного воспитания курсантов;

осуществления индивидуального подхода к курсантам с учетом уровня духовно-нравственной воспитанности личности, субъективных и объективных трудностей и противоречий;

формирования концептуальных основ духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии, включающих в себя и повышение уровня духовно-нравственной культуры профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений курсантов.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в соответствии с объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

провести историко-педагогическое исследование становления и развития системы духовно-нравственного воспитания в военной школе России;

выявить воспитательный потенциал традиций Российской армии и их роль в духовно-нравственном воспитании курсантов;

- уточнить понятие духовно-нравственного воспитания военнослужа
щих, его сущность и содержание;

сформулировать понятие духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов Минобороны России на традициях Российской армии;

разработать критерии и показатели оценки духовно-нравственной воспитанности курсантов, на основе которых определить ее уровни;

- обосновать и экспериментально проверить педагогические условия
совершенствования процесса духовно-нравственного воспитания курсантов
военных институтов на традициях Российской армии при изучении
дисциплин «Отечественная история» и «Военная история», а также во
ннеучебное время.

Методология исследования. Общенаучной методологической основой настоящего исследования выступает всеобщий диалектический метод познания явлений и процессов общественной жизни. Теоретической основой исследования явились: системный подход к рассмотрению духовно-нравственного воспитания курсантов высших военно-учебных заведений как

процесса реализации педагогических, психологических, социально-экономических и организационных мероприятий; гуманистические идеи классиков-педагогов Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского о роли нравственности в формировании и развитии личности; научные труды современных педагогов И.Н. Алпатова, В.А. Беляевой, СВ. Бордунова, А.А. Корзинкина о роли нравственности в развитии личности; методологические выводы ведущих ученых в области истории педагогики о роли принципа историзма в воспитании личности (З.И. Равкина, Б.Л. Вульфсона, Г.Б. Корнетова и др.).

Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации (1993), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (1998), Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (1998), приказы Минобороны России.

При решении поставленных задач и проверке гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов: теоретического анализа научной литературы и статистических материалов, а также нсторико-педагогического исследования; эмпирического исследования содержания проблемы (экспериментальная оценка; беседа; анкетирование; включенное наблюдение; анализ документов; анализ продуктов деятельности; моделирование и анализ педагогической ситуации; интервьюирование, педагогическая консультация; констатирующий и формирующий эксперименты); математической и статистической обработки полученных данных.

Организация исследования. Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлся Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина (кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин). Отдельные вопросы по теме исследования изучались также в других высших военно-учебных заведениях г. Рязани, Академии ФСИН России, Рязанском филиале Московского университета МВД России, Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина.

Исследование проводилось в три этапа: первый (2003-2004 гг.) — поисково-аналитический: осуществлялось изучение научной литературы, статистических данных и практики духовно-нравственного воспитания курсантов высших военно-учебных заведений Минобороны России; второй (2004—2007 гг.) - основной: проводился комплекс эмпирических мероприятий по исследованию проблемы; происходила проверка и апробация первичных результатов исследования; третий (2007—2008 гг.) -завершающий: осуществлялись обобщение, систематизация и оформление результатов исследования.

В целом было изучено и проанализировано свыше 200 различных источников; обобщен опыт преподавания факультатива «История и традиции Российской армии», а также практика воспитательной работы высших военно-учебных заведений Рязанского гарнизона. Изучено и систематизировано более 1000 анкет и опросных листов. Проведено 28 групповых и около 300 индивидуальных бесед с профессорско-преподавательским и командным составом, а также с курсантами. Всего исследованием было охвачено 1332 человека.

Научная новизна исследования заключается в следующем: предметом исследования на диссертационном уровне с междисциплинарных позиций стало духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии, не подвергавшееся ранее специальному монографическому изучению; на основе историко-педагогического анализа системы духовно-нравственного воспитания в военной школе России уточнено педагогическое содержание понятия духовно-нравственного воспитания военнослужащих и предложено авторское определение духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии; выявлена роль традиций Российской армии в процессе духовно-нравственного воспитания курсантов высших военно-учебных заведений и определены педагогические пути использования их воспитательного потенциала в образовательном процессе; обоснованы и

систематизированы педагогические условия совершенствования духовно-нравственного воспитания курсантов на традициях Российской армии, способствующие прогрессивному развитию духовно-нравственной воспитанности курсантов, повышению ее уровня.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обобщен исторический опыт становления и развития духовно-нравственного воспитания в отечественной военной школе и выявлена его преемственность в современной системе духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов; систематизированы традиции Российской армии и определена их роль в духовно-нравственном воспитании будущих офицеров; дополнен понятийно-категориальный аппарат военной педагогики посредством введения понятия духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии; разработаны критерии и показатели диагностики духовно-нравственной воспитанности курсанта; определены уровни духовно-нравственной воспитанности курсантов; обоснованы, эмпирически проверены и систематизированы педагогические условия совершенствования духовно-нравственного воспитания курсантов на традициях Российской армии.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы расширяют возможности дальнейшей работы над исследуемой проблемой, позволяют пополнить научно-педагогические знания и применить их при разработке учебно-методических комплексов и пособий по проблеме духовно-нравственного воспитания курсантов высших военно-учебных заведений Минобороны России.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты вносят определенный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование образовательного процесса военных институтов; способствуют повышению качества воспитательной работы с курсантами; могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического блока, а также в

процессе подготовки и переподготовки военных специалистов, в том числе научно-педагогических кадров для высших военно-учебных заведений.

Материалы диссертационного исследования используются в учебно-воспитательном процессе кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кафедрой тактики Рязанского военного автомобильного института имени генерала армии В.П. Дубынина, а также в учебно-веспитателыюй работе с курсантами других высших военно-учебных заведений г. Рязани. Разработан и внедрен в образовательный процесс факультатив «История и традиции Российской армии». Методологические выводы и рекомендации, сформулированные в настоящем исследовании, могут иметь широкое применение в образовательных учреждениях других министерств и ведомств Российской Федерации (МЧС России, ФСИН России, МВД России и т. п.).

Основные положения, выносимые на защиту

1 Наиболее важными периодами становления и развития духовно-нравственного воспитания обучающихся в отечественной военной школе на боевых традициях являются: 1) духовно-нравственное (религиозное) воспитание обучающихся в дружинных школах (VI -XVbb.); 2) развитие системы духовно-нравственного воспитания в школе Пушкарского приказа и школах стрелецких полков при Иване IV (XVI—XVII вв.); 3) зарождение и развитие системы воспитания будущих офицеров русской регулярной армии и флота при Петре 1 (конец XVII - первая половина XVIII в.); 4) развитие системы духовно-нравственного воспитания воинов в полковых школах и подготовки офицерских кадров в Российской империи (вторая половина XVIII в.—1917 г.); 5) создание и становление системы нравственного коммунистического воспитания воинов, подготовки командных, а затем и офицерских кадров в советский период (1917—1991 гг.); 6) создание и совершенствование системы духовно-нравственного воспитания в рамках реализации Правительственной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации до 2010 года» (1992 г.- наст. вр.). На всех этих этапах целью

воспитательной работы с обучающимися является обеспечение преемственности в процессе формирования у них духовно-нравственных качеств воинов.

  1. Воспитательный потенциал традиций Российской армии в духовно-нравственном воспитании курсантов высших военно-учебных заведений состоит в том, что использование примеров воинских традиций в учебном процессе и внеучебной работе оптимально способствует эффективному формированию совокупности профессионально важных духовно-нравственных ценностей офицера Российской армии, в полной мере отвечающей современным требованиям, обусловленным задачами обеспечения безопасности государства.

  2. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии есть целенаправленный педагогический процесс передачи и усвоения курсантами норм и правил поведения, воплощенных в традициях Российской армии, способствующий достижению уровня духовно-нравственной воспитанности, свидетельствующего о сформированное у них комплекса нравственных качеств и устойчивой системы ценностей, итогом которого является духовно развитая личность выпускника, способная к действиям в соответствии с ними.

  3. Учебный курс «История и традиции Российской армии», разработанный автором, рассматривается как необходимый в качестве факультатива либо электива (дисциплины по выбору) в блоке общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и способствует наиболее полному и последовательному осуществлению принципа воспитания историей в сочетании с изучением таких дисциплин, как «Отечественная история» (на 1-м курсе) и «Военная история» (на 4-м курсе).

5 Система педагогических условий совершенствования процесса
духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на
традициях Российской армии, включающая в себя воспитательную направ
ленность содержания дисциплин «Отечественная история» и «Военная

история» на повышение уровня духовно-нравственной воспитанности курсантов военных институтов на основе активной пропаганды подвига во имя Отечества и боевых традиций Российской армии; использование в учебно-воспитательном процессе факультативного курса «История и традиции Российской армии» с целью обеспечения преемственности духовно-нравственного воспитания в высшем военно-учебном заведении; формирование концепту&тьных основ духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии, включающих в себя также и повышение уровня духовно-нравственной культуры профессорско-преподавательского и командного состава курсантских подразделений.

Апробация и внедрение результатов исследовании. Материалы настоящего диссертационного исследования составили основу учебно-методического комплекса, предложенного диссертантом факультатива «История и традиции Российской армии», использовались в качестве дидактического обеспечения лекционных, семинарских и практических занятий с курсантами но дисциплинам «Отечественная история» и «Военная история», а также внеаудиторных воспитательных мероприятий.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин и кафедры тактики Рязанского военного автомобильного института имени генерала армии В.П. Дубынина, на ежегодных научно-методических конференциях (2005-2008 гг.), на семинаре по проблемам духовности и патриотического воспитания молодежи (2005 г.), в выступлениях на ежегодных Покровских образовательных чтениях, проводимых в Рязанском государственном университете имени С.Л. Есенина (2005-2007 гг.); межрегиональных научно-практических конференциях Рязанского отделения Российского психологического общества (2005, 2006 гг.). По материалам исследований опубликовано 8 работ общим объемом 6,6 п. л.

Достоверность н обоснованность основных положений, рекомендаций и выводов работы обусловлены опорой на фундаментальные положения и

современные достижения философии, психологии, социологии, истории, культурологии, педагогики; репрезентативностью экспериментальных данных; использованием методов диагностики, адекватных целям и задачам констатирующего и формирующего экспериментов; сочетанием количественных и качественных критериев, используемых в экспериментальной работе; опытной проверкой выводов и практических рекомендаций, получивших положительную оценку, что документально подтверждено актами о внедрении.

Структура її объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, и заключения. Общий объем работы со списком литературы составляет 170 страниц печатного текста. Работа имеет 10 приложений.

Становление и развитие духовно-нравственного воспитания в военной школе России

Исследование теоретических основ духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии определило целесообразность ретроспективного анализа его становления и развития в военной школе России.

В научной литературе понятие, близкое определению «духовно-нравственное воспитание», появилось в конце XIX века. До этого использовались такие термины, как «нравственное воспитание»; «нравственные элементы в воспитании»; «воинский дух»; «воспитание духовное».

Рассматривая в историческом аспекте становление системы духовно-нравственного воспитания в военной школе России, с определенной долей условности автор выделяет следующие основные периоды:

1) формирование и развитие духовно-нравственного (религиозного) воспитания обучающихся в дружинных школах (VI - XV вв.);

2) формирование и развитие системы духовно-нравственного воспитания в школе Пушкарского приказа и школах стрелецких полков при Иване IV (XVI - XVII вв.);

3) развитие системы духовно-нравственного воспитания воинов в полковых школах; зарождение и развитие системы воспитания будущих офицеров русской регулярной армии и флота при Петре I (конец XVII -первая половина XVIII в.);

4) развитие системы духовно-нравственного воспитания воинов в полковых школах и подготовки офицерских кадров в Российской империи (вторая половина XVIII в. -1917 г.); 5) создание и становление системы нравственного коммунистического воспитания воинов, подготовки командных, а затем и офицерских кадров в советский период (1917—1991 гг.);

6) создание и совершенствование системы духовно-нравственного воспитания в рамках реализации Правительственной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации до 2010 года» (1992 г. - н. в.).

Основываясь на изложенной периодизации системы духовно-нравственного воспитания в отечественной военной школе, можно представить историко-педагогическую характеристику каждого из этапов.

1. Дружинные школы готовили воинов и военных руководителей. В основу воспитания был положен индивидуальный подход. При этом духовно-нравственному воспитанию уделялось самое серьезное внимание. Основы его были заложены первоначально в языческих верованиях, былинах, песнях и сказаниях, затем уточнены в основах христианства, «Русской правде» Я.В. Мудрого и «Поучении детям» В.В. Мономаха.

Вопросами духовно-нравственного воспитания занимались волхвы, а затем священнослужители. Именем бога войны Перуна, а впоследствии -Иисуса Христа и его святых воинов воспитывали они нравственные чувства и качества у отроков. Особенная роль в индивидуальном воспитании отводилась дядькам - «пестунам» (персональным наставникам) и воеводам, которые воздействовали личным примером в бою и рассказами о боевых подвигах и лучших традициях дружины в часы отдыха.

Основными постулатами духовно-нравственного воспитания основанными на боевых традициях выступали: верность знамени, его святость; дружинное братство; верность князю и роду.

Формами и методами воспитания выступали: рассказы и внушения, тризны и молебны, пример в бою; ритуалы «подстрига» - приема в дружинную школу и клятвы на верность (присяги); военные єдиноборства и парады в праздники1.

Особую роль в духовно-нравственном воспитательном воздействии на отроков дружинных школ выполняли воинские парады, проводимые князьями в праздники. Участие в них принимала только дружина. Воины шли попеременно то пешим, то конным строем, переодевались в разное облачение иногда до десяти раз. Парад и единоборства (показные бои) призваны были внушать уважение и страх перед военной силой у друзей и врагов, а также восхищение у соотечественников. Лучшим поощрением за успехи, несшим на себе духовно-нравственное воспитательное воздействие, было участие в мероприятиях отрока дружинной школы. Он мог показать себя согражданам и родным.

Наиболее яркими представителями русской военной школы первого периода, придававшими большое значение духовно-нравственному воспитанию отроков в дружинных школах на лучших боевых традициях руссов и славян являлись воеводы Свенельд и Добрыня, князья Святослав Игоревич, Владимир Всеволодович Мономах и Александр Ярославович Невский . Например, именно «Поучение детям» Владимира Мономаха стало первым философским обоснованием древнерусской морали и нравственности для мирян и воинов. В нем Владимир Всеволодович так сформулировал нравственные качества русских воинов: готовность к самопожертвованию во имя интересов рода и Отчины; храбрость и мужество; воинское братство и взаимовыручка; честность и прямота; верность слову; трудолюбие; «зря не убивать»3.

2. Логическим продолжением данного периода стало развитие традиций и создание (формирование) системы духовно-нравственного23 воспитания обучающихся в школе Пушкарского приказа и стрелецких полках. Духовно-нравственные ценности и качества воинов, формируемые в процессе воспитания, оставались прежними. Доминирующим принципом в воспитании по-прежнему был индивидуальный подход. К формам и методам духовно-нравственного воспитания добавился ритуал вручения Боевых знамен самим государем с молебном и парадом.

Выпускники школ осознавали, что они на общем сходе стрелецкого полка или артиллерийского наряда имеют равную с другими возможность за военные доблести быть выбранными в десятники и сотники, то есть получить командную должность. Подобная выборность, введенная по решению Ивана IV, стимулировала развитие у обучающихся нравственных воинских качеств, стремление к воинской карьере. Воспитание организовывали лучшие воины, участники боевых действий, привлекая к нему и священнослужителей соседних с полками и нарядами церквей и храмов. Штатных священнослужителей в войске и школах не было, но во время войны епархии отправляли для окормления воинов священников по указу царя или Разрядного приказа.

Воспитательный потенциал традиций Российской армии и их роль в духовно-нравственном воспитании курсантов

Одним из путей совершенствования духовно-нравственного воспитания курсантов высших военно-учебных заведений является использование мощного воспитательного потенциала традиций Российской армии, накопленных в течение длительного времени. Для выявления их роли в процессе духовно-нравственного развития личности будущих офицеров представляется целесообразным уяснение самого понятия традиции.

Слово «традиция» в переводе с латинского языка означает «передача, предание», то есть преемственность, и отражает как содержание, которое передается в той или иной области от одного поколения людей к другому, так и социально-психологический механизм, или способ, посредством которого данная передача опыта, поведения, действия осуществляется в жизни.

В науке традиция означает преемственность знаний и методов исследования, в искусстве - преемственность стиля, мастерства. Различают прогрессивные традиции, связанные с творческим развитием, и реакционные, связанные с изжившим себя опытом прошлого. Попытки исследовать проблему традиций и создать учение о них принадлежат представителям античной культуры Аристотелю и Эпикуру, которые соотносили традиции с понятием «этнос» - нрав, обычай1.

В средние века в Европе приоритет в изучении наук был определен религиозными принципами и канонами. Традиции связывались преимущественно с обрядами культа и духовностью, пропагандируемыми церковью.

В Новое время наметились историко-литературный и этнографический подходы к рассмотрению традиций. Классики диалектического материализма рассматривали традиции в неразрывной связи с историческим процессом, а их развитие считали необходимым исследовать через совокупность материального и духовного наследия.

В настоящее время возвращение к изучению проблемы традиций в России осуществляется на основе современных научных знаний. Их развитие рассматривается рядом общественных деятелей и ученых, причем небезосновательно, как гарантия и основа будущего развития русского государства и общества. Традиции как сложное, многоаспектное социальное явление представляют интерес для целого ряда наук: философии, истории, этнографии, социологии, этики, психологии, литературы и педагогики.

В философском словаре дается следующее определение традиций: традиции - исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установки, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени1. Так, например, философы А.П. Андреев и А.И. Селиванов утверждают, что именно традиции и есть тот центр жизни, вокруг которого взращиваются моральные ценности. Высшей ценностью традиции является человечный человек2.

Психологический словарь определяет традиции как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления3.

Современная социология использует понятие «традиционное действие», которое определяет как действие, формируемое на основе поддержания тем или иным образом поведения, заключенным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике4.

Словарь русского языка дает два толкования термина «традиция»: 1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений; 2) обычай, устанавливающий порядок в поведении, в быту1.

Военные историки А.Е. Савинкин и И.В. Домнин в своей работе «Стратегия духа» так сформулировали понятие традиции — это исторически сло-жившиеся (устойчивые) и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы; предания о боевых подвигах и победах армии (частей); все существенное, сохраняющееся из поколения в поколение; духовная связь с прошлым; остатки духа и характера собственных предков2.

Анализ приведенных выше определений позволяет выделить три основных научных подхода к толкованию понятия традиции: 1) функциональный - заключается в передаче из поколения в поколение тех или иных ценностей общества; 2) объективистский - рассматривает сами передаваемые ценности и собственно изучает процесс того, что передается; 3) субъективный — исследует отношение данного поколения к прошлому, его согласие на наследование былого опыта или протест против него. Кроме того, изучение научной литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что исследователи выделяют целый ряд свойств, позволяющих определить традиционный «статус» явлений и происходящих в них процессов.

К числу основных сущностных свойств традиций следует отнести: преемственность, устойчивость, обусловленность, типичность, распространяемость на все сферы жизни общества, ценностный характер; наличие специфического механизма сохранения и передачи. Основой механизма передачи, обобщающей свойства традиций, выступает передаваемость элементов, пере-текамость старого в новое. Субъектами наследования выступают люди, соци 57 альные группы, все общество. Поэтому традиция представляет собой такой способ наследования, который основан на общественном признании ценности наследуемого, т.е. на способности его удовлетворять потребностям общества или его части.

Таким образом, в результате проведенного анализа научной литературы с целью уяснения сущности исследуемого понятия можно сделать вывод о том, что традиции вообще - это сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся от поколения к поколению духовно-нравственные нормы и стереотипы поведения и повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого. Традиции развиваются и реформируются в соответствии с историческим развитием, но бережно сохраняются как некая духовная связь поколений.

Организация и методика эмпирического исследования

Результаты ретроспективного анализа исторического опыта духовно-нравственного воспитания в отечественной военной школе, изучение содержания понятия, структуры и специфики духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов, а также выявление роли традиций Российской армии в духовно-нравственном воспитании воинов стало основой для разработки методики экспериментальной работы по данной проблеме.

В ходе экспериментального исследования вопросов организации и совершенствования духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии наряду с работой во внеучебное время особая роль отводилась таким дисциплинам, как «Отечественная история» и «Военная история». Данный подход обусловлен тем, что долгое время в Российской Федерации недооценивалась воспитательная роль дисциплины «Отечественная история» как одного из источников формирования духовно-нравственной культуры личности, в том числе таких ее элементов, как чувства патриотизма и интернационализма, собственного достоинства и гордости. Без знания отечественной истории, в том числе военной истории родного государства для будущих офицеров, невозможно сформировать мировоззрение личности, основанное на духовно-нравственном здоровье народа, национальной гордости и достоинстве.

В то же время, как свидетельствуют опросы посетителей Центрального Музея Вооруженных Сил Российской Федерации из различных городов России и ближнего зарубежья, историей России интересуются 84 % опрошенных, в том числе историей Русской армии — 54 %, знают историю России хорошо - 28 %, историю Русской армии - 13 %. Свое знание истории России как неудовлетворительное оценили 37 % опрошенных, героические традиции Русской армии не известны 73 % респондентов. За воспитание патриотизма на боевых традициях Русской армии высказались 89 % опрошенных, причем 61 % респондентов отметили, что чувствуют потребность в обращении к российской истории и в настоящее время1.

Таким образом, анализ вышеизложенного позволил прийти к логическому вводу о том, что принцип воспитания историей является наиболее целесообразным и эффективным при осуществлении духовно-нравственного воспитания курсантов в ввузах Минобороны России, и поэтому он составил основу настоящей экспериментальной работы.

Цель эмпирического исследования заключалась в том, чтобы выявить, экспериментально проверить и систематизировать педагогические условия совершенствования духовно-нравственного воспитания курсантов на традициях Российской армии с учетом специфики образовательного процесса высших военно-учебных заведений.

В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:

- обоснование и определение основных направлений, форм и методов духовно-нравственного воспитания курсантов, выявление и апробация на данной основе педагогических условий совершенствования духовно-нравственного воспитания курсантов, в том числе, внедрения в образовательный процесс высших военно-учебных заведений факультативного курса «История и традиции Российской армии»;

- выбор основных критериев и показателей духовно-нравственной воспитанности курсантов военных институтов;

- разработка практических предложений и рекомендаций по оптимизации духовно-нравственного воспитания курсантов на основе традиций Российской армии в целях повышения степени их духовно-нравственной воспитанности;

- внедрение данных предложений и рекомендаций в деятельность военного автомобильного института и училищ (институтов) Рязанского гарнизона.

Экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию курсантов военных институтов на традициях Российской армии проводилась в несколько этапов.

В ходе первого этапа эмпирического исследования, носящего подготовительный характер, проводился сбор и анализ, систематизация и обобщение материалов официальных документов, военно-исторической, юридической, педагогической, философской, психологической и мемуарной литературы по духовно-нравственному воспитанию курсантов военных институтов.

Было проведено предварительное планирование экспериментального исследования, уточнялись его гипотеза, цель, задачи, производился выбор оптимального числа объектов и определение необходимой длительности экспериментального исследования, конкретизировалась методика его проведения, разрабатывались критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности курсантов военных институтов. Был проведен комплекс подготовительных мероприятий организационного характера, подобраны и изучены контрольная и экспериментальная группы, задействованные в исследовании, проинструктированы все его участники.

В ходе второго этапа апробировалась разработанная методика духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии при изучении дисциплин «Отечественная история» и «Военная история», а также во внеучебной работе, что сопровождалось последовательной фиксацией осуществляемых мер и полученных результатов. Последние были проанализированы, обобщены и предварительно оценены посредством соотнесения с разработанными критериями и показателями духовно-нравственной воспитанности курсантов военных институтов.

В ходе третьего этапа, носящего заключительный характер, производилась всесторонняя окончательная проверка, обработка и обобщение результатов экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию курсантов военных институтов на традициях Российской армии. Ее итоги обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, совместных совещаниях с кафедрой тактики, семинарах с офицерами отделения воспитательной работы Рязанского военного автомобильного института имени генерала армии В.П. Дубынина, а также на конференциях по вопросам воспитательной работы, проводимых в Рязанском гарнизоне. Были выявлены и обоснованы педагогические условия совершенствования духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии при изучении дисциплин «Отечественная история» и «Военная история», а таюке во внеучебное время.

Основной базой проведения экспериментальной работы выступил Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина. В экспериментальной работе, проводившейся в течение трех учебных лет (2004-2005, 2005-2006 и 2006-2007), приняли участие курсанты Рязанского военного автомобильного института, проходившие в этот период обучение на первом и четвертом курсах.

Педагогические условия совершенствования процесса духовно-нравственного воспитания курсантов на традициях Российской армии

Результаты экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию курсантов военных институтов на традициях Российской армии, выявившей положительную динамику духовно-нравственной воспитанности курсантов, позволили сформулировать и предложить педагогические условия совершенствования процесса духовно-нравственного воспитания на традициях Российской армии, основными из которых являются:

1) воспитательная направленность содержания дисциплин «Отечественная история» и «Военная история» на повышение уровня духовно-нравственной воспитанности курсантов военных институтов на основе иллюстрирования примерами боевых традиций Российской армии;

2) использование в учебно-воспитательном процессе факультативного курса «История и традиции Российской армии» с целью обеспечения преемственности духовно-нравственного воспитания в высшем военно-учебном заведении;

3) формирование концептуальных основ духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов на традициях Российской армии, включающих в себя и повышение уровня духовно-нравственной культуры профессорско-преподавательского и командного состава курсантских подразделений.

Рассмотрим эти педагогические условия подробнее.

1. Воспитательная направленность содержания дисциплин «Отечественная история» и «Военная история» на повышение уровня духовно-нравственной воспитанности курсантов военных институтов на основе активной пропаганды подвига во имя Отечества и боевых традиций Российской армии. Преподавание дисциплин «Отечественная история» и «Военная история» ведется в соответствии с программами циклов

«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и «Общие тактические дисциплины» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2004 г.), а также требований к минимуму содержания военно-профессиональной составляющей учебной дисциплины «Отечественная история» (2006 г.). Эти программы предусматривают освоение будущими офицерами систематизированных знаний по истории военного развития Российского государства, необходимых для практического применения в организации морально-психологического обеспечения деятельности войск, воспитательной работы и духовно-нравственного воспитания военнослужащих.

Проведенное исследование показало, что содержание дисциплин «Отечественная история» и «Военная история» в силу их общей государственно-патриотической, воинской и духовно-нравственной природы оказывает существенное влияние на формирование духовно-нравственной позиции курсантов военных институтов, профессиональной и общей культуры обучающихся, дальнейшее развитие уровня их духовно-нравственной воспитанности. Однако содержательный потенциал данных дисциплин не исчерпан, существуют реальные возможности его, совершенствования.

В связи с этим в целях создания условий для повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов предлагается:

1) рекомендовать ориентировать содержание дищиплины «Отечественная история» на совершенствование духовно-нравственного воспитания курсантов.

Анализ программы по «Отечественной истории» позволил сделать вывод о том, что в ней особое внимание уделяется проблемам изучения экономических и социальных особенностей того или иного исторического периода, роли исторических личностей и народных масс в истории, роли России в мире. Вместе с тем, недостаточно полно раскрыта военная составляющая, что привело к созданию внутри Минобороны России Требований к минимуму содержания военно-профессиональной направленности (2006 г.). Но даже после их реализации не полностью учитываются и раскрываются возможности оказания духовно-нравственного воспитательного воздействия на формирование духовно-нравственной позиции и повышение уровня духовно-нравственной воспитанности курсантов военных институтов на основе лучших боевых традиций Российской армии. Данный вывод получил подтверждение и в ходе опроса преподавателей (94 %) и курсантов (75 %).

Содержание дисциплины «Военная история» раскрывает общетактические задачи, делая основной упор на тактическую подготовку будущего офицера, уделяя особое внимание выработке замысла и решения боевой задачи, совершенно не решая при этом духовно-нравственной проблемы - усвоению ценности для каждого человека собственного «Я», его жизни и готовности к самопожертвованию на поле боя во имя Отечества и за «други своя».

Данное обстоятельство определило целесообразность внесения изменений в учебные программы, но не в их структуру, а в направленность изложения материала с учетом духовно-нравственной составляющей в соответствии с задачами, решаемыми в процессе духовно-нравственного воспитания. Так, результаты экспериментальной работы позволили предложить:

- подбор преподавателем учебного материала к каждому занятию с учетом решаемой задачи и оказания как можно большего духовно-нравственного воспитательного воздействия, опираясь при этом на историю армии и ее традиции;

- активное применение в ходе занятий метода иллюстрирования изложения учебного материала примерами лучших боевых традиций Российской армии, подвига народа и армии, личности во имя Отечества и «за други своя»;

- определение целью каждого занятия воспитание традиционных для Российской армии воинских чувств и качеств;

- улучшение отбора командирами подразделений содержания культурно-досуговых мероприятий, проводимых с курсантами во внеучебное время. В качестве основных форм рекомендуется наиболее активно использовать следующие: посещение музеев Вооруженных Сил и видов войск, высших военно-учебных заведений; комнат боевой славы воинских частей; мест битв и боев, полей русской воинской славы; организацию тематических вечеров, встреч с ветеранами Великой Отечественной Войны, боевых действий, ВС и др.;

- введение факультатива «История и традиции Российской армии» в ввузах Минобороны России и других ведомств, где законом предусмотрена военная служба;

- комплексное использование разнообразных форм и методов обучения и воспитания для повышения уровня духовно-нравственной воспитанности курсантов военных институтов Минобороны России.

В ходе реализации данных направлений учебной работы было замечено, что содержание некоторых тем занятий не в полной мере обеспечивает воспитательное воздействие на формирование духовно-нравственной позиции и повышение уровня духовно-нравственной воспитанности личности курсанта. В связи с этим в помощь курсантам и преподавателям диссертантом самостоятельно, а также в составе авторских коллективов было разработано несколько учебных пособий, в том числе:

- Отечественная история. Часть 1. История становления и реформирования Российской армии (IX - XX вв.);

- Дни воинской славы России;

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии