Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века Газзаева Зарема Амирановна

Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века
<
Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Газзаева Зарема Амирановна. Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2004 145 c. РГБ ОД, 61:05-13/105

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Школа и общественно-педагогическое Движение на северном кавказе во второй Половине XIX века 12

1.1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа 12

1.2. Общая характеристика школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа в XIX веке 22

1.3. Видные педагоги и просветители северокавказских народов второй половины XIX века 37

Выводы 48

ГЛАВА 2. Вклад прогрессивных русских ученых- кавказоведов xix века в развитие школы и просвещения народов Кавказа 50

2.1. Начало научно-просветительской и педагогической деятельности русских ученых на Кавказе (вторая половина XVIII-середина XIX веков) 50

2.2. Деятельность русской научной интеллигенции на Кавказе во второй половине XIX века по развитию школы и педагогической мысли северокавказских народов 61

2.3. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я.М.Неверова и Д.Д.Семенова на Кавказе 82

2.4. Научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения Л.Н.Модзалевско го на Кавказе 93

2.5. К.П.Яновский как попечитель Кавказского учебного округа и видный русский прогрессивный педагог второй половины XIX века 103

Выводы 124

Заключение 126

Литература

Введение к работе

Начало XXI столетия знаменуется дальнейшим возрастанием интереса к истории и педагогике прошлого, ибо они — память человечества, их нужно помнить и изучать, учитывая опыт ушедших поколений.

Повысить качество обучения и воспитания подрастающих поколений до уровня современных требований возможно лишь путем осмысления и освоения воспитательно-образовательных идей видных деятелей культуры, науки и педагогической мысли прошлого.

Объективное рассмотрение развития педагогической мысли и школьной практики предполагает современную оценку взглядов и теорий просветителей и педагогов, вклад которых до определенного времени замалчивался из-за тенденции политизации истории, которой были подвержены авторы многих историко-педагогических работ, вышедших в 50-80-е годы XX века. Такое исследование, ретроспективный анализ наследия народов нашей страны поможет дать взвешенную оценку педагогическим процессам, а также деятельности народных просветителей и видных педагогов, работавших в Северо-Кавказском регионе в XIX столетии. Сегодня необходимо объективно подойти к педагогическому наследию каждого просветителя, к тому, что было сделано исследователями их творчества в советскую эпоху.

Для воссоздания целостной картины развития школы, просве
тительской мысли и общественно-педагогического движения на Се
верном Кавказе неоценимое значение имеют историко-
педагогические, историко-этнографические, историко-

лингвистические произведения и дореволюционных, и современных авторов. Деятели передовой русской культуры, науки и общественной мысли (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов и другие), в отличие от историков, нелестно отзывавшихся о горцах (Н.Ф.Дубровин, Ф.ИЛеонтович, П.П.Надеждин), руководствуясь гуманными целями, делали все возможное для развития культуры и школьного дела в Северо-Кавказском регионе; в результате этого происходило сближение горских народов с Россией.

После присоединения Кавказа к Российской империи резко возрос интерес ученых к культуре, истории и этнографии местных народов, постепенно менялись взгляды и характер деятельности кавказоведов, просветителей, вышедших из среды горцев. В XIX веке решающая роль в развитии кавказоведения и просвещения народов края принадлежала русским ученым и педагогам десятилетиями жившим среди горцев: Л.Г.Лопатинскому, Л.Н.Модзалевскому, Я.М.Неверову, Д.Д.Семенову, П.К.Услару, К.П..Яновскому.

Важные сведения по интересующим нас вопросам мы обнаружили в дореволюционных сборниках, журналах и газетах: «Вестник воспитания», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Народная школа», «Русский педагогический вестник», «Педагогический сборник», «Кавказ», «Терские ведомости» и других. Составители десяти выпусков «Сборника сведений о кавказских горцах» печатали статьи и самих горцев (Ч.Ахриева, УЛаудаева, А.Омарова), и известных ученых-кавказоведов, членов Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества П.К.Услара, Л.П.Загурского и других, знакомя жителей

края «со светлым и широким миром европейской жизни».

Для изучения проблемы школы, педагогической мысли и об
щественно-педагогического движения на Кавказе важное значение
имеют лингвистические, просветительско-педагогические и истори-
ко-этнографические труды самих ученых-кавказоведов

К.Атажукина, У.Берсея, Л.ГЛопатинского, Л.Н.Модзалевского, Я.М.Неверова, К.П.Яновского и других. Важными для нас стали материалы, содержащиеся в работах М.В.Краснова «Историческая записка о Ставропольской гимназии» (Ставрополь, 1887 год) и «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913 год), в которых показана деятельность первых миссионерских организаций, педагогов и руководителей Кавказского учебного округа.

Научно-педагогические основы исследования школы и педаго^ гической мысли народов России заложены Н.А.Константиновым, Е.Н.Медынеким, М.Ф.Шабаевой и другими историками педагогики. Интересующие нас материалы о проблемах образования и воспитания горцев мы нашли в изданиях советского периода «Сборник статей по вопросам культуры» (Ростов-на-Дону, 1928), «Материалы по истории осетинского народа. Сборник документов по народному образованию» (Орджоникидзе, 1942), «История Кабарды» (М^, 1957), «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-ХІХ веков» (Нальчик, 1974 год), «История Кабардино-Балкарской АССР» (М., 1967 год), «История Северо-Осетинской АССР» (Орджоникидзе, 1987), «История народов Северного Кавказа» (М., 1988).

Раскрытие позитивных сторон педагогической мысли народов Северо-Кавказского региона, просветительских идей и характера

деятельности горских ученых в содружестве с передовыми русскими учеными является важной задачей истории педагогики. Решение этой задачи будет способствовать более полной разработке проблемы истории школы народов Северного Кавказа и педагогической мысли в частности. Ценные сведения о русских ученых, живших и работавших в крае, содержатся в исследованиях А.Алиевой, Л.С.Гатаговой, Н.В.Зикеева, В.В.Макаева, А.И.Свистуновой, М.С.Тотоева, Е.Е.Хатаева,

Позднее выходят из печати обстоятельные труды видных историков об адыгском просветительском движении в регионе в XIX столетии Т.Х.Кумыкова «Экономическое и культурное развитие Ка-барды и Балкарии в XIX веке» (Нальчик, 1965), «Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX — начале XX века» (Нальчик, 1996), С.Б.Узденовой «Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии» (Пятигорск, 1994), А.Х.Хакушева «Адыгские просветители» (Нальчик, 1978), Р.Х.Хашхожевой «Адыгские просветители XIX — начала XX века» (Нальчик, 1993), «Поиски и находки. Избранные статьи» (Нальчик, 2000).

Частично затронута проблема нашего исследования в статьях В.Д.Магометовой «Роль передовой русской интеллигенции в просвещении и развитии культуры среди горцев Северного Кавказа во второй половине XIX века» (Орджоникидзе, 1981), Г.Х.Мамбетова, Г.Ш.Каймаразова «Просвещение народов Северного Кавказа в конце XIX - начале XX века» (Ростов, 1980).

Однако в вышеперечисленных изданиях, главным образом, рассматриваются лишь общественные или просветительские воззре-

ния писателей и культурных деятелей Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв.

По истории школы и народного образования в разное время были защищены диссертации (о научно-просветительской и педагогической деятельности П.К.Услара (Т.А.Бекоева), Я.М.Неверова (И.Е.Хатаев), К.М.Атажукина (А.Г.Кудзаева), С.Хан-Гирея и Ш.Б.Ногмова (Б.Н.Османова), однако в этих диссертациях предметом исследования является научно-педагогическая работа этих личностей в крае), мы же подробно рассматриваем условия и факторы становления и развития просветительского и общественно-педагогического движения на Северном Кавказе и его прогрессивное влияние на развитие светских и народных школ. В нашем исследовании также рассмотрена деятельность видных русских педагогов Л.Н.Модзалевского, Д.Д.Семенова, К.П.Яновского, чего не было сделано в вышеперечисленных диссертациях.

В изучении научно-просветительской и педагогической деятельности дореволюционных просветителей и педагогов имеются большие пробелы, несмотря на их большие заслуги в развитии школы, просветительской мысли и общественно-педагогическом движении в крае во второй половине XIX столетия. Что же касается темы нашего исследования, то серьезным изучением ее никто не занимался, о ней нет ни защищенных диссертаций, ни опубликованных монографий. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к изучению проблемы, ее не разработанностью, так как вышеперечисленные иссле-дования ни в коей мере не исчерпывают интереса к данной теме в современных условиях.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого звучит следующим образом: каковы общие и специфические особенности развития школы и педагогической мысли народов Северо-Кавказского региона во второй половине XIX века? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — школа и народное образование на Кавказе XVIII-XX веков.

Предмет исследования развитие общеобразовательной

школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа во второй половине XIX в.

Задачи исследования:

выявить исторические, социально-политические и духовные предпосылки развития школы, просветительской мысли и общественно-педагогического движения на Северном Кавказе во второй половине XIX века;

показать позитивные и негативные стороны влияния школьной политики правительства на Кавказе на школу и просветительскую мысль народов края в рассматриваемый период;

проанализировать роль горских и русских ученых в развитии теории и практики народного образования при разработке ими научно-педагогических основ развития школы у горских народов Северного Кавказа;

доказать, что во второй половине XIX столетия были разработаны научно-педагогические основы организации обучения в горских школах начиная с составления алфавитов, издания учебников и заканчивая обучением горцев грамоте.

Методологическую основу исследования составляют важ-

нейшие философские положения о взаимосвязи воспитания, образования и общественного уклада жизни людей, о диалектике общего и особенного в духовной жизни, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

изучение и анализ архивных материалов;

изучение и анализ трудов горских и русских просветителей;

систематизация трудов дореволюционных и современных авторов о развитии культуры, истории и просветительско-педагогической мысли кавказских горцев, их сравнительный анализ и синтез.

Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:

  1. 1999-2000 годы — знакомство с проблемой зарождения и развития просветительской и общественно-педагогической мысли на Северном Кавказе.

  2. 2000-2001 годы — определение основного направления научного поиска, сбор и изучение научной литературы по проблеме, оценка ее состояния, определение методологии и задач исследования.

  3. 2001-2003 годы - систематизация и обобщение собранных материалов, подготовка и издание статей и учено-методического пособия.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. После присоединения Кавказа к России важную роль в воз-

никновении очагов просвещения в крае сыграли православные миссионерские организации.

  1. Во второй половине XIX века шло приобщение горцев к русской культуре, что способствовало более или менее быстрому развитию школьного дела и прогрессивной педагогической мысли в регионе.

  2. Ускорению развития системы правительственных школ способствовала прогрессивная педагогическая деятельность русских и горских ученых и педагогов, участников начавшегося на рубеже 50— 60-х годов общественно-педагогического движения, объединявшего просветителей, боровшихся за демократические реформы в обществе и народное просвещение.

  3. Развитию педагогической мысли, возникновению светских школ с обучением на родном, а затем и на русском языках содействовала лингвистическая, просветительская и педагогическая деятельность русских ученых ГТ.К.Услара, Л.Г.Лопатинского, Д.Д.Семенова, Л.Н.Модзалевского, К.П.Яновского, которые разработали научно-педагогические основы образования и просвещения северокавказских горцев.

Достоверность исследования обеспечена наличием широкой источниковой базой, обоснованностью методов исследования, позволивших выявить закономерный характер зарождения, становления и развития школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в Северо-Кавказском регионе.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения, в системе подготовки и переподготовки учительских кадров.

подготовки и переподготовки учительских кадров. Научная новизна исследования:

поставлена и решена проблема развития просветительского и общественно-педагогического движения на Северном Кавказе;

раскрыто содержание процесса взаимодействия школы и педагогической мысли во второй половине XIX века;

проанализированы педагогические воззрения русских и горских ученых и педагогов, с точки зрения их теоретической и практической значимости для развития народной школы Северного Кавказского региона;

раскрыта сущность общепедагогических идей крупных русских педагогов Д.Д.Семенова, многое сделавшего для подготовки студентов начальных школ Терской области, Л.Н.Модзалевского, оказывавшего систематическую учебно-методическую помощь школам Осетии, К.ПЛновского, разрешившего преподавание родного языка в практике обучения осетинских церковно-приходских школ, живших и работавших на Кавказе в указанный период.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, докладывались на конференциях по научно-исследовательской работе СОГУ и Горского государственного аграрного университета (2000-2002 годы). Они внедряются в вузовский процесс обучения в условиях Северо-Осетинского государственного университета в процессе чтения лекционных курсов «Просветители горских народов Северного Кавказа», «История просвещения на Северном Кавказе».

Социально-экономические, политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа

Народы Северного Кавказа и России издавна были связаны узами, уходящими в глубокую древность. В истории Кавказа большое значение имело распространение христианства и ислама; именно они определили судьбу региона, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие культуры и быта кавказских народов. Примерно с IV века через Армению и Грузию на Северный Кавказ проникает христианство. По сведениям различных авторов в крае были обнаружены надписи на грузинском языке, следы деятельности христианских проповедников остались в горах в виде церквей, часовен и крестов, праздников в честь христианских святых, обычая во время праздника весеннего равноденствия раскрашивать пасхальные яйца [98, с.4].

Выдающийся кавказовед, член Российской Академии наук П.К.Услар, с именем которого связано начало сравнительно-исторического изучения горских языков, в статье «Начало христианства в Закавказье и на Кавказе» на основе многих исторических данных доказывает, что для горцев, склонных к язычеству, христианство не было чем-то навязываемым насильственно, а близким, идущим из глубины веков. Ученый приводит свидетельства о том, что «при посредстве» еврейского народонаселения, в разное время переселившегося из Палестины в Закавказье, христианство рано проникло сначала в Армению и Грузию, а затем и на Северный Кавказ: «... арабы в X веке по Р.Х. встречали в Дагестане евреев почти на каждом шагу»; постепенно возникает религия, «составленная из нелепой смеси христианских понятий с языческими» [125, с.5.] Северный Кавказ отделен от Закавказья горными хребтами, поэтому распространение христианства «было приостановлено, а в дальнейшем оно было вытеснено новой религией — исламом, который насаждался в процессе арабских завоеваний, а позднее монголо-татарских нашествий» [38, с. 17-18].

«Возникшие мусульманские правительства, по самому географическому положению, имели на горцев гораздо более влияние, чем = грузинские цари, и распространили в горах исламизм». Но и позднее в труднопроходимых ущельях горцы продолжали поклоняться своим богам, а различий между христианством и исламизмом, кроме того, что одна вера запрещает есть свинину, а другая позволяет, они не поняли. И хотя на Кавказе сохранились развалины христианских храмов, «этому благословенному началу» не хватало одного великого условия: национальной самостоятельности,..». По свидетельствам путешественника генуэзца Интериано, во второй половине XVI века черкесы «называют себя христианами и имеют греческих священников» [125, с.21-24]. Между народами, населяющими Северный Кавказ, и Российским государством «складывалась даже относительная общность интересов, так как связи с Россией отвечали и стремлениям северокавказских народов к большей безопасности от нападений извне [35, с.97].

В условиях постоянных посягательств со стороны шахского Ирана, Османской империи и Крымского ханства, политической раздробленности и племенных междоусобий. Кавказские горцы были вынуждены искать защиты и покровительства у России, что способствовало развитию связей с империей [35, с.9].

Дипломатические и политические связи с мощным централизованным государством кавказские народы начинают устанавливать с XVI столетия: «При Иване IV установили дипломатические связи с Русским государством и кабардино-черкесы, которые направили ряд посольств в Москву. В июле 1557 года эти переговоры закончились добровольным присоединением Кабарды к России. Уже тогда отряды кабардино-черкесов участвовали в походе русских войск в борьбе против Крымского ханства [118, с.8]. После заключения между Россией и Турцией Кучук-Кайнарджийского мирного договора 10 июля 1774 года к России присоединилась и Осетия [37, с. ], а несколько десятилетий спустя российское подданство приняли ингуши и чеченцы (в 1809 и 1859 годах) [92, с.78].

Акт присоединения Кавказа к России имел огромное значение в позитивном решении кавказской проблемы: «Порта отказалась от владычества над Крымом, правым берегом Кубани и Кабардой» [35, сЛ2], что спасло горские народы от порабощения и истребления, появились условия для приобщения их через русскую культуру к европейской цивилизации. Сложные этнические процессы, взаимодействие и взаимовлияние двух культур способствовали духовному взаимообогащению, взаимоузнаванию, появлению в горской среде первых образованных людей [140, с.314].

Общая характеристика школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа в XIX веке

Первые школы в Северо-Кавказском регионе появились в связи с распространением христианства еще в середине XVIII века, когда Священный Синод на реке Фиагдон основал осетинское подворье — Осетинскую духовную миссию во главе с архимандритом Па-хомием; в его обязанности вменялись постройка церкви и «школы для осетинского юношества» [52, с.8]. Однако первая миссионерская школа появилась позднее в местечке Моздок, куда в 1764 году была переведена Осетинская духовная комиссия (деятельность ее продолжалась до 1860 года с перерывом с 1792 по 1814 годы). В первой осетинской школе учителя-священники обучали будущих проповедников православия по-русски, выпускники этой школы могли служить переводчиками между русскими и горцами, а в отдельных случаях становились учителями церковноприходских школ [119, с. 14], находившихся в подчинении у экзарха Грузии.

В челобитной начальника Осетинской духовной комиссии архимандрита Пахомия императрице Елизавете Петровне говорилось, что в Осетии действуют три церкви, однако для проведения миссионерской пропаганды требуются большие средства; он просил «определить указом хотя бы небольшую сумму» на содержание и обучение детей горцев в школе, которую «надлежит учредить хотя бы в малом числе» [152, с.31].

Однако только в феврале 1753 года архимандрит Пахомий доносил в Синод об открытии в Куртатинском ущелье миссионерской школы для подготовки миссионеров из осетин и сообщал о переводе на осетинский язык первых книг. Архимандрит определил, что в этой школе смогут обучаться 30 человек; учителем в школе должен был быть грузин, поэтому малолетних «осетинцев» хотели обучать на грузинском диалекте по грузинскому Божественному писанию. Предполагалось, что это писание должно быть переведено на осетинский язык с употреблением грузинских букв (некоторые стихи были переведены еще в 1746 году по велению Синода, члены которого считали, что эти книги должны служить учебными пособиями для школы [120, C.1 1]).

В 1764 году эта школа была открыта, но не в Куртатинском ущелье, а в крепости Моздок, во-первых, замечает М.С.Тотоев; «... школа должна была быть под контролем чиновников правительства, а так как Осетия тогда еще официально не входила в состав Русского государства, то наиболее подходящим пунктом для этой цели был Моздок; во-вторых, правительство должно было быть заинтересовано в том, чтобы обучение детей в школе происходило на русском языке [120, с. 15]. Таким образом, школа должна была быть русской, но для осетин [17, с.6].

При Моздокской школе был создан пансион, а ученикам платили от 4-х до 2-х рублей в месяц [119, с. 15]. Руководитель школы искал учителя, знающего и русский, и горские языки; первым учителем в школе стал дьячок Матвей Романов, по другим сведениям Артемий, который знал грузинский и армянский языки. Полковник Гак не ошибся, назначив его учителем: своей любовью к ученикам, «общительностью с ними и с их родителями он скоро завоевал общие симпатии в школе [52, с.9-10]. Горских детей учили псалтырю и молитвам, но предметов, пробуждающих интерес к реальной жизни, в учебной программе не предусматривалось [120, с. 17]; тем не менее, занятия с учащимися проводились индивидуально с учетом способностей каждого, в детях воспитывалось «прилежание к наукам» [37, с.208].

Документы свидетельствуют, что школьников обучали Божественному чтению и пению, водили в церковь, «добрые» учителя добивались неплохих результатов:вскоре Иван Паниев изучил русскую азбуку и начал читать часослов, а Беро Малиев изучил и букварь. Моздокская школа, положившая начало целой сети миссионерских школ в Северо-Кавказском регионе, подготовила первых грамотных горцев (в ней обучались от 6 до 45 человек ежегодно), которые могли читать и писать по-русски, выступать в качестве переводчиков; многие выпускники

Начало научно-просветительской и педагогической деятельности русских ученых на Кавказе (вторая половина XVIII-середина XIX веков)

В развитии национальной культуры северокавказских народов большую позитивную роль сыграла деятельность русских ученых, изучавших различные области жизни горцев в середине XVIII — первой половине XIX столетий. Социально-экономическое и историко-этнографическое изучение народов, входивших в состав Российской империи, было официально признанным и всячески поощрялось. После присоединения Кабарды к России в 1557 году интерес к Кавказу, возникший еще в период средневековья, усилился: путешественники и исследователи стали посещать край более активно, шло изучение природных богатств Северного Кавказа, самобытной культуры его народов [35, с.242]. В 1627-1629 годах сюда была направлена экспедиция для разведки месторождений серебра [34, с. 122], шло изучение и других полезных ископаемых.

Во второй половине XVIII столетия: русская Академия наук организовывала ряд экспедиций для изучения «естественных и производительных сил Кавказа», причем изучение народов края шло параллельно с изучением всей страны. Передовые русские ученые М.ВЛомоносов, В.Н.Татищев, С.П.Крашенинников и другие образованные люди провозгласили лозунгом эпохи — «знать свое отечетво во всех его пределах, знать промыслы граждан и подвластных народов, знать обычаи их, веру, содержание и в чем состоит богатство их» [16, с. 16-17]. В 1768-1774 годах Кавказ посетили академики ботаник Самуил-Готлиб Гмелин, врач и естествоиспытатель Иоганн-Антон Гюльденштедт был в крае в 1768-1775 годах, в это же время сюда прибыла экспедиция врача Петра-Симона Палласа (1741—1811 гг.), круг научных интересов которого был поистине энциклопедическим. В 1793 году он предпринял второе путешествие в Поволжье, на Северный Кавказ и в Приазовье, результатом которого стали заметки, носящие обзорный характер, однако он пришел к выводу о родстве осетинского языка с персидским и одним из первых (как и Гюльденштедт) обратил внимание на индоевропейское его происхождение [146, с.23]. Сообщаемые академиком сведения о народах Кавказа отличаются обстоятельностью и точностью [94].

Вопросами происхождения северокавказских горцев интересовались в XV11I столетии русские ученые-историки М.Н.Щербатов, И.Н.Болтин, Г.Д.Филимонов [99, с. 12], а также миссионер протопоп Иоанн Болгарский, член Осетинской духовной комиссии, и многие другие. Ученые-кавказоведы изучали жизнь и языки горцев: «Среди этих лексических материалов значительный интерес представляют записки академиков И.-А. Гюльденштедта и П.С.Палласа, впоследствии в основной своей части вошедшие в так называемые екатеринские «Сравнительные словари»..., появившиеся в двух частях в 1787-1789 гг. В этих книгах, составивших первое отделения словаря, содержатся материалы 200 языков, в том числе кабардино-черкесского [23, с.267-375]. Экспедиции проходили в очень тяжелых условиях, однако переводчики из числа местного населения постоянно сопровождали стоянно сопровождали академиков; так во время путешествия И.-А.Гюльденштедта ему «большую помощь оказывали кабардинские князья Арслан-бек-Таусултан, Девлетуг Келемет, осетинские старшины Темир-Султан и Ахмет, придерживающиеся русской ориентации...» [146, с.17].

Исследованием Кавказа занимались геологические экспедиции Степана Вонявина (1768 год), Афанасия Батырова (1774 год) и многие другие, члены которых занимались не только изучением рудных месторождений, но и сообщали сведения о горских обществах, о взаимоотношениях осетин и кабардинцев с Грузией. Ученые-кавказоведы собирали различные сведения о горских племенах, выясняли их отношение к России, определяли уровень их экономического развития. Например, С.Вонявин справедливо считал, что осетины, принявшие христианство, «желают быть под покровительством Российского двора», что переселение на плоскость окажет благотворное влияние не только на жизнь народов Северного Кавказа, но и будет способствовать укреплению русско-осетинских отношений. Особое внимание ученый уделил просвещению переселявшихся горцев и предлагал в осетинский монастырь или в Моздок направить персону ученой духовной должности, чтобы «выходящие из гор бедные смыслом о законе могли как в духовном, так и в светском поучиться и через то к Российской стороне больше усердием склоняться».

Деятельность русской научной интеллигенции на Кавказе во второй половине XIX века по развитию школы и педагогической мысли северокавказских народов

Во второй половине XIX века произошли значительные изменения в социально-экономическом и культурном развитии края, это было время проведения земельной реформы и отмены крепостного права [6, с.26-49]. Горцы мечтали о строительстве домов, мельниц, они хотели разводить сады, дать образование детям [163, л.13-14]. Происходило дальнейшее вовлечение Кавказа во всероссийский рынок [55], сближение русского и горских народов. Такие отношения «... явились могучим ускорителем общественно-экономического развития», что «повлекло за собой рост национального самосознания», «немедленно проявилось в культурной деятельности нации» [132, с.4]. Этому способствовала деятельность передовой русской интеллигенции по просвещению и развитию культуры среди северокавказских народов.

В рассматриваемый период начинают выходить труды «Кавказского отдела русского императорского географического общества», издается «Сборник сведений о кавказских горцах» (с 1868 по 1881 годы), продолжают печататься «Кавказский календарь», выходящий с 1845 года, газета «Кавказ» (с 1846 года) и другие издания, в которых сотрудничали русские и горские ученые. Эти публикации способствовали популяризации кавказских «проблем среди русской читающей публики и росту интереса ее к кавказским народам» [16, с.38].

Переломным периодом в истории педагогической мысли России считаются 60-е годы; представители мощного педагогического движения, ставшего частью общественного движения того времени, поднимали вопросы воспитания человека и гражданина, образования женщин, они боролись против муштры и зубрежки, схоластики и догматизма в обучении, ратовали за светское образование, требовали уважения к личности ребенка [44, с. 199]. В это время широко развернули свою педагогическую деятельность Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и другие выдающиеся люди; для них это время было заполнено интенсивной новаторской работой [60, с.247].

На Кавказе работал герой Крымской войны, знаменитый хирург, педагог и общественный деятель Н.И.Пирогов, с легкой руки которого после появления статьи «Вопросы жизни» началось оживленное обсуждение проблемы воспитания человека, а также следующих педагогических вопросов: «Какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Чему учить в школе? Как готовить учителя?» — и многие другие. Н.И.Пирогов посетил Дагестан в 1847 году, целью этой поездки было испытание открытого ученым нового способа обезболивания при хирургических операциях. Н.И.Пирогов «с большой теплотой и уважением отзывался о горцах, подчеркивал их мужество, стойкость, выносливость, чувства дружбы, товарищества, взаимной помощи, развитое в высшей степени, что особенно проявлялось в отношении к раненым и больным; и это, по мнению Н.И.Пирогова, способствовало быстрейшему выздоровлению. Он был изумлен твердостью и выносливостью горцев» [100, С.96].

На Северном Кавказе во второй половине столетия были распространены школы духовного ведомства — многочисленные мусульманские и православные, светских же школ было мало. Практика показала, что «школы военных воспитанников во многих отношениях уязвимы и не справляются с задачами, возложенными на них правительством... Командиры частей считали школы обременительными для полка и не заботились о них... Совершенно очевиден тот факт, что навязанные сверху школы создавали дополнительные трудности для армейского начальства, и без того озабоченного проблемами чисто военного характера» [22, с.29]. Князь А.И.Барятинский, наместник Кавказа с 1856 по 1862 годы, «занялся экспериментированием на ниве просвещения» и создал устав школ нового типа. 20 октября 1859 года был утвержден устав так называемых горских школ, перед которыми ставилась задача «распространения гражданственности и образования между покорившимися мирными горцами» [22, с.30].

Горские школы делились на окружные (для национальных округов) и начальные, соответственно приравненные к уездным и начальным училищам. Начальные школы были трехклассными с пятилетним сроком обучения: два года дети учились в подготовительном классе, а срок обучения в каждом классе составлял один год. В горских школах обучались дети военных, зажиточных горцев, гражданских чиновников без различий вероисповеданий; занятия шли на русском языке, изучались русский язык, математика, география, история, Закон Божий (для христиан) и Мусульманский Закон (для мусульман). По окончании такой школы дети могли поступать в четвертый класс кавказских гимназий. Обучение в горских школах было платным [17, с. 10-11]. Школы по уставу 1859 года были открыты во Владикавказе, в Нальчике [58, с.337], в Грозном [165, л. 1], в Дагестане 4 школы.

Похожие диссертации на Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века