Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Костышина Ольга Николаевна

Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора
<
Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костышина Ольга Николаевна. Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Костышина Ольга Николаевна; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина].- Елец, 2009.- 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/879

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Психолого-педагогические аспекты развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора 15

1.1. Содержание понятия «творческая самореализация» личности в философской и психолого-педагогической литературе 15

1.2. Младший школьник как субъект учебной и творческой деятельности 46

1.3. Специфика изучения фольклора в процессе творческой самореализации младших школьников 60

1.4. Теоретическая модель развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора 71

Выводы по первой главе 91

Глава II. Опытно-экспериментальная проверка развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора 93

2.1. Критерии и уровни развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора 93

2.2. Педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора 122

2.3. Диагностика уровней развития творческой самореализации младших школьников 158

Выводы по второй главе 168

Заключение 173

Библиографический список 179

Приложения

Введение к работе

Современные позитивные перемены в социальной и культурной жизни страны сформировали потребность общества во всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию, творческой самореализации, духовному совершенствованию, обладающей высокой культурой мышления и ответственностью за сохранение культурного национального наследия родной страны. Этим обусловлена значимая роль обучения и воспитания подрастающего поколения. В законе Российской Федерации «Об образовании» (статья № 14) отмечается, что «содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». В настоящее время, когда меняются представления о ценностях и целях обучения и воспитания, актуализируется поиск идеала национального образования и воспитания с целью сохранения исторического и духовного опыта предшествующих поколений, в связи с чем особое значение приобретает вопрос о развитии творческой самореализации учащихся в процессе изучения фольклора, начиная с младшего школьного возраста, когда формируются и проявляются способности к саморегуляции, интеллектуально-познавательной и творческой активности на основе эмоционально-чувственной сферы.

Анализ философской, психолого-педагогической, социологической, фольклористической литературы по проблеме творческой самореализации личности отразил многообразие взглядов ученых на исследуемое явление.

В философско-методологическом аспекте понятие «творческая самореализация» рассматривается: в теориях представителей экзистенциального направления (Н.А.Бердяев, Ж.-П.Сартр, КЯсперс и др.); в трудах философов «серебряного века» (С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский и др.); в духовно-нравственных творениях деятелей Православной Церкви (Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, митрополит Санкт-Петербургский и Ладож-

ский Иоанн, Иоанн Кронштадтский, Тихон Задонский, Сергий Радонежский и др.), в теоретических исследованиях представителей «космической философии» (В.И.Вернадский, Н.К.Рёрих, Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский и др.).

Проблемам теоретического анализа фольклора, его функционального значения посвящены труды фольклористов, ученых-этнографов: Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, В.М.Гацак, М.Н.Мельникова, Г.М.Науменко, В.Я.Проппа, К.Д.Ушинского, В.М.Щурова и др., которые отмечают высокую степень значимости творческого наследия предшествующих поколений для обучения, воспитания учащихся младшего школьного возраста.

Психологические механизмы творчества и самореализации личности младших школьников, их значение и роль в умственном, эмоциональном развитии человека получили отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых: К.А.Абульхановой-Славской, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина; А.Адлера, А.Маслоу, К.Роджерса и др.

Проблема творческой самореализации в педагогике многоаспектна, од
нако определяющими для нашего исследования являются педагогические
взгляды, рассматривающие ребёнка как субъекта учебной и творческой дея
тельности (С.П.Баранов, Г.И.Вергелес, Е.Н.Герасимова, В.Т.Кудрявцев,
М.В.Крулехт, В.П.Кузовлев, А.Ж.Овчинникова, А.И.Раев,

В.А.Сухомлинский, А.В.Хуторской и др.) на основе следующих концепций:

а) «всестороннее развитие личности» как одна из моделей самореали
зации (Ю.К.Бабанский, А.С.Белкин, Л.А.Коростьтлёва, А.А.Крылова и др.);

б) «художественно-эстетическое развитие младших школьников» на
материале фольклора (В.Ф.Горбенко, И.В.Кошмина, Н.Г.Куприна,
Л.Л.Куприянова, Д.И.Латышина, В.А.Мальцева, А.М.Стрельцов,
Н.А.Чистякова, А.Ф. Яфальян и др.).

В последние десятилетия обозначилась тенденция к использованию русского фольклора в образовательной деятельности младших школьников,

отразившаяся в программах: «Русский фольклор», «Наследие духовной культуры», «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», «Введение в народоведение» и др. Приоритетная цель использования устного народного творчества в рамках начального образования — укрепление духовно-нравственной и гражданской позиции российских учащихся на основе культурно-религиозных и национально-исторических традиций, а также развитие мировоззрения, расширение кругозора учащихся зарубежных стран, проживающих и получающих образование на территории России.

Анализ действующих программ музыкально-эстетического цикла для общеобразовательных школ позволил установить, что музыкально-поэтическому фольклору в системе начального образования уделяется недостаточно внимания, нет положительного четкого акцента на изучение особенностей регионального фольклора, устное народное творчество рассматривается как материал для ознакомления, без игрового компонента и творческой интерпретации.

Такое положение порождает главное противоречие между потребностями учащихся в творческой самореализации при изучении национального фольклора и отсутствием научно-методического обеспечения, которое стимулировало бы младших школьников к реализации своих креативных способностей и сущностных сил.

Кроме того, в процессе исследования были выявлены противоречия между:

значимостью творческой самореализации в процессе изучения фольклора и неразработанностью модели, педагогических условий в обучении младших школьников;

потенциальными возможностями воздействия фольклора на духовно-нравственное становление личности младшего школьника и недооценкой использования его в системе начального обучения;

— развивающейся практикой использования региональной культуры и
недостаточной разработанностью регионального содержания программ по
изучению фольклора в начальных классах на основе межпредметной инте
грации.

С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы модель, технология и педагогические условия развития творческой самореализации младшего школьника в процессе изучения фольклора?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: творческая самореализация младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития творческой самореализации младших школьников при изучении фольклора.

Гипотеза исследования: развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора будет более эффективным, если:

разработать модель развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора;

выявить и реализовать на практике следующие педагогические условия развития творческой самореализации в процессе изучения фольклора: актуализация личностного смысла, побуждающего младших школьников изучать устное народное творчество и интерпретировать фольклорные произведения в собственной творческой деятельности; обеспечение межпредметной интеграции в процессе изучения фольклора; учет специфических особенностей регионального народного творчества при изучении младшими школьниками национального фольклора;

разработать и внедрить в образовательный процесс педагогическую технологию развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора.

В соответствии с обозначенной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

уточнить содержание творческой самореализации младшего школьника в процессе изучения фольклора;

разработать модель развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора;

определить критерии, показатели и уровни развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора;

выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора и технологию их реализации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

теоретические положения философии познания, рассматривающие человека как существо, преобразующее мир и самого себя (Н.А.Бердяев, Г.Гиргинов, Л.Н.Голубева, Л.Н.Коган, Н.О.Лосский, С.Л.Рубинштейн, П.А.Флоренский и др.);

психологические концепции самореализации личности в конкретных социокультурных условиях ее существования (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Б.Г.Ананьев, Л.И.Беленькая, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Г.Маралов и др.);

концептуальные подходы к развитию творческой самореализации личности с позиций гносеологического (И.А.Бандык, С.П.Баранов, Л.С.Выготский, А.В.Хуторской, Л.В.Трубайчук и др.), деятельностного (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.), аксиологического (А.Г.Асмолов, И.А.Громов, Н.Ф.Добрынин, П.А.Флоренский), культурологического (В.В.Бычков, А.А.Дергач, А.Ж.Овчинникова, Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, Л.П.Печко и др.) подходов;

ценностно-смысловые аспекты обучения и воспитания учащихся на материале фольклора (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.М.Гацак,

М.Н.Мельников, Г.В.Лунина, А.М.Стрельцов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Н.А.Чистякова и др.);

— труды по теории и методике музыкального воспитания в начальной
школе (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Дмитриева, Д.Б.Кабалевский, Е.Д.Критская,
М.С.Осеннева, Г.П.Сергеева, В.О.Усачева, Н.М.Черноиваненко, Л.В.Школяр,
Т.С.Шмагина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

теоретические: изучение, анализ, систематизация философской, психолого-педагогической, методической, фольклористической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта, анализ учебных программ, пособий, учебников; обобщение педагогического опыта по использованшо устного народного творчества Липецкого региона с целью развития творческой самореализации младших школьников; педагогическое моделирование;

эмпирические: прямое, косвенное наблюдение; анкетирование, интервьюирование и тестирование учащихся младшего школьного возраста; изучение продуктов творческой деятельности; результатов педагогического эксперимента, его констатирующих и формирующих функций;

статистическая обработка полученных данных в процессе констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы с помощью описательной статистики и критерия <р* — углового преобразования Фишера.

Опытно-экспериментальная база исследования: начальные классы МОУ СОШ № 2, 3; НОУ СОШ «Интеллект» г. У смани Липецкой области, МОУ СОШ № 36 г. Липецка (182 учащегося); студенты, преподаватели Ус-манского педагогического колледжа, Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Орловского государственного университета, которые приняли участие в организации и проведении эксперимента (90 человек).

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2002-2003 гг.) анализировалась научная литература по теме исследования; изучалось состояние проблемы развития творческой самореализации младших школьников на материале фольклора в теории и практике начальной школы; формулировались цель, задачи, гипотеза исследования; определялись педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора, осуществлялся поиск путей, форм и методов их реализации; разрабатывалась экспериментальная программа «Русский детский фольклор», осуществлялось её внедрение в практику работы школы.

На втором этапе (2003-2005 гг.) в ходе опытно-экспериментальной работы уточнялись критерии, показатели и уровни развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора, проверялись предполагаемые педагогические условия, разрабатывалась их технология.

На третьем этапе (2005-2008 гг.) проводился контрольный эксперимент; анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формировались основные теоретические выводы, осуществлялось научное и техническое оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

уточнено содержание понятия «творческая самореализация младших школьников» в процессе изучения фольклора с позиции взаимодействия гносеологического, культурологического, аксиологического, деятельностно-го подходов;

теоретически разработана и экспериментально проверена модель развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора;

определены критерии, уровни и показатели развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора, предложена система их диагностирования;

— выявлены и экспериментально проверены педагогические условия
развития творческой самореализации младших школьников в процессе изу
чения фольклора и технология их реализации.

Теоретическая значимость работы:

конкретизировано содержание понятия «творческая самореализация младших школьников» в рамках мотивационно-ценностной, содержательно-процессуальной, эмоционально-волевой концепций;

определено содержание концептуального и теоретического блока модели развития творческой самореализации младших школьников;

разработана технология развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора, определена последовательность этапов её реализации.

Практическая значимость исследования состоит в разработке, внедрении и использовании в практике начальной школы и педагогического колледжа:

модели развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора;

технологии развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора;

диагностической методики определения уровней развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора;

авторской программы «Русский детский фольклор», которая может быть использована при составлении учебных программ, планов, отборе содержания обучающих курсов в педагогическом колледже.

Достоверность результатов обеспечена обоснованностью методологических и теоретических положений; экспериментальной проверкой гипотезы исследования; применением комплекса методов исследования, адекватных цели и задачам работы; непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах изучения проблемы; репрезентативностью

выборки участников опытно-экспериментальной работы; статистической обработкой полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования, его теоретические выводы и результаты докладывались и обсуждались на международных (Елец - 2008 г., Липецк — 2008 г.), Всероссийских (Белгород - 2001 г.; Воронеж - 2003 г.; Елец - 2008 г.), межвузовских (Елец -2004 г.), Региональных (Липецк - Лебедянь - 2002 г.; Липецк - Усмань — 2003 г.; Липецк - 2004 г.; Елец - 2005 г.) научно-практических конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Творческая самореализация младшего школьника - это сложное ин-
тегративное качество личности, которое отражает способность учащегося к
реализации собственной сущности, субъектности, что связано с интеллекту
альным ростом, развитием личностных качеств (креативных, когнитивных,
оргдеятельностных) и воплощением их в творческих формах деятельности на
материале фольклора. Развитие творческой самореализации рассматривается
нами как процесс качественного изменения личности младшего школьника,
который побуждает учащихся к творческой деятельности, самосовершенст
вованию на основе самопознания, саморазвития и самопрогнозирования.

2. Модель развития творческой самореализации младших школьников
в процессе изучения фольклора строится на основе четырех взаимосвязанных
блоков:

а) в содержании концептуального блока творческая самореализация
раскрывается в рамках мотивационно-ценностной, содержательно-
процессуальной и эмоционально-волевой концепций с опорой на культуро
логический, аксиологический, гносеологический и деятельностный подходы;

б) теоретический блок отражает взаимосвязь информационного, эмо
ционального, идентификационного, целевого, интеллектуального, интуитив
ного, ценностно-смыслового, креативного, рефлексивного компонентов

творческой самореализации младших школьников на основе концептуальных подходов;

в) диагностический блок определяет критерии (информированность,
эмоциональность, осмысленность, креативность, рефлексия), показатели
(знание произведений устного народного творчества, фольклористической
терминологии, сопереживание и понимание эмоционального содержания
фольклорного произведения, осознание духовно-нравственной и эстетиче
ской ценности фольклора, способность к абстрагированию, творческой фан
тазии, ассоциативности, самоконтролю, саморегуляции и самоанализу) и
уровни (продуктивно- творческий — высокий, эвристический — выше средне
го, репродуктивный — средний, начальный - низкий);

г) технологический блок содержит педагогические условия развития
творческой самореализации младших школьников в процессе изучения
фольклора и характеризуется целевым, содержательным, процессуальным и
результативным компонентами.

3. Эффективность развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора обеспечивают следующие педагогические условия:

актуализация личностного смысла, побуждающего младших школьников изучать устное народное творчество и интерпретировать фольклорные произведения в собственной творческой деятельности;

обеспечение межпредметной интеграции в процессе изучения фольклора;

учёт специфических особенностей регионального народного творчества при изучении младшими школьниками национального фольклора.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (195 источников, в том числе 5 — иностранных авторов) и 18 приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы гипотеза, предмет и объект исследования, определены цель и задачи, показаны научная новизна, теоретическая, практическая значимость работы, положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации, достоверности и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Психолого-педагогические аспекты развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора» осуществлен анализ теоретических положений исследуемой проблемы, даны определения «творчества», «самореализации», установлены взаимосвязи этих двух позиций; рассмотрены мотивационно-ценностностная, содержательно-процессуальная и эмоционально-волевая концепции творческой самореализации; определены функциональные компоненты творческой самореализации в процессе изучения младшими школьниками устного народного творчества; уточнено значение и роль фольклора в качестве основы для развития творческой самореализации. На основании теоретического материала разработаны концептуальный и теоретический блоки модели развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора» определяются критерии, уровни и показатели творческой самореализации в процессе изучения фольклора; выявляются условия, обеспечивающие взаимосвязь интеллектуальной, продуктивно-творческой деятельности, нацеливающие учащихся на результативность в создании личностно-значимого творческого продукта; выявляются возможности экспериментальной программы «Русский детский фольклор» на факультативных занятиях и внеклассных мероприятиях; подводятся итоги по результатам, полученным в ходе констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные теоретические выводы исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: анкеты, тесты, методические рекомендации к авторской экспериментальной программе «Русский детский фольклор», тематическое и поурочное планирование данной программы.

Содержание понятия «творческая самореализация» личности в философской и психолого-педагогической литературе

Различные её стороны отражаются в понятиях: «творческое начало», «творческий потенциал», «творческие способности», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческое отношение», «творческое сознание», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность». Однако до настоящего времени нет единства ученых во взглядах ни на определение сущностной характеристики понятия «творческая самореализация», ни на выделение основных признаков творческой самореализации в силу чрезвычайной сложности и специфичности этого феномена. E.JI. Яковлева по этому поводу справедливо замечает: «творчество как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: при попытках строгого научного описания таинственным образом исчезает сам предмет исследования — неуловимый творческий процесс; с другой стороны, попытка приблизиться к сокровенной природе творчества может слишком далеко увести от принятых канонов научности. Многое здесь зависит от того, как исследователь очерчивает свой предмет исследования — что, собственно говоря, понимается под творчеством» [190, 8]. Определяя круг фундаментальных для нашего исследования понятий, в процессе изучения литературы мы обнаружили, что появление термина «самореализация» рассматривают в своих исследованиях А.А.Крылова, Л.А. Коростылёва [87, 12]. Исследователи указали, что впервые определение термина «самореализация» приводится в словаре по психологии и философии, изданном в 1902 году в Лондоне, в котором данный феномен трактуется как осуществление возможностей развития личностного «Я».

На сегодняшний день можно выделить четыре уровня изучения проблемы творческой самореализации.

Первый (философский) уровень анализирует вопросы о смысле человеческой жизни, сущностных силах человека и возможностях его экстериори-зации (Н.А. Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский и др.).

Второй (психологический) уровень исследует мотивационную основу самореализации, личностные качества и взаимообусловленность внешних и внутренних процессов, приводящих к созданию творческого продукта (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и др.).

Третий (социологический) уровень рассматривает вопросы о способах самореализации личности в конкретной общественной структуре определенного социально-исторического периода (Е.В.Бондаревская, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.С.Лихачёв, Д.Б.Эльконин и др.);

Четвёртый (педагогический) уровень решает проблему разработки методологических, психолого-педагогических и дидактических условий, обеспечивающих возможность творческой самореализации школьников на всём периоде обучения (К.А. Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, Г.К.Селевко, Л.В. Трубайчук, А.В. Хуторской и др.).

Логика нашего исследования предполагает рассмотрение философского и психолого-педагогического аспектов творческой самореализации в прямой взаимосвязи с социокультурными условиями, которые оказывают непосредственное влияние на обеспечение самой возможности самоактуализации личности в процессе творческой самореализации. Акцентируя в нашем исследовании внимание на таком компоненте проявления индивидуальности личности, как творческая самореализация, мы сочли необходимым определить понятийный компонент категорий «творчество», «самореализация» и установить их взаимосвязь.

В философской литературе представлены различные трактовки феномена творчества и творческой самореализации личности. Рассмотрим наиболее подробно философские учения и направления, которые позволят нам в дальнейшем наиболее полно и многогранно раскрыть понятие «творческая самореализация личности», интерес к которому проявляли исследователи с древнейших времён, однако степень изученности данной проблемы ограничивалась рамками рассмотрения данного вопроса с точки зрения проявления творчества.

В античной философии (Сократа, Аристотеля, Платона, Протогора, Фалеса, Демокрита, Анаксагора, Эмпедокла) была разработана концепция действующего человека, способного с помощью свободы выбора, самостоятельности, самопознания создавать основы для самоопределения своей личности. «Если я знаю, что именно я есть, то, согласно Сократу, я знаю также, чем я должен быть» [49], [51], [175].

В связи с тем, что идеалистическая философия рассматривает концептуальное выражение религиозного миросозерцания, то объединяет взгляды философов, признающих идею божественного сотворения мира.

Платон одним из первых в античной философии стал рассматривать творчество как деятельность божества, демиурга, творящего прообразы и форму всех вещей: предметы творчества «служат лишь образным выражением того, что можно видеть не иначе как мысленным взором» [103, 412]. Этот взгляд, лежащий в основе объективного идеализма, представлен в трудах Г. Гегеля и Ф. Шеллинга.

Теория самопознающего духа стала основой философии Г. Гегеля, которую он изложил в своём главном труде «Феноменология духа». Философ исходит из того, что в основе мира присутствует некая идеальная субстанция дух или абсолют, родственный характеру человеческого мышления, каждое движение в своей сути уже содержит внутри себя определённую цель - самопознание себя, своего собственного жизненного пути. Размышляя о свободе духа в проявлении творчества, Г. Гегель отмечает: «Если дух свободен, то он не подчинён необходимости; и наоборот, если его воля и мысль определяется необходимостью, то он не свободен; одно, говорят, исключает другое» [103, 527]. Схема самопознания духа такова: дух в своём стремлении к самопознанию движется, создавая определённые формы реальности, которые познаются человеческим сознанием.

Заслуживает внимания точка зрения Ф. Шеллинга, который рассматривает творчество с позиции единства сознательного и подсознательного, определяя его как высшую форму деятельности человека, в которой значительную роль играет интуиция (интуитивизм). В механизме творчества философ объединял такие способности человека, как интуиция, воображение, фантазия [49], [175].

С точки зрения субъективного идеализма вся действительность представляет собой продукт создания индивидуализма на основе разума (Р. Декарт, И.Кант, Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Фихте и др.).

Младший школьник как субъект учебной и творческой деятельности

Творческая самореализация младшего школьника не может быть вне социума, поскольку любая творческая деятельность по своей сути и направленности социальна.

Проблема взаимовлияния общества и младшего школьника как субъекта учебно-творческой деятельности сводится: 1) к созданию условий для актуализации и развития творческого потенциала; 2) установлению доброжелательного отношения к результатам (продуктам) творчества со стороны общества.

К социальным факторам, негативно влияющим на процесс развития творческой самореализации младших школьников, можно отнести: нестабильность в обществе, лимит времени, непонимание в семье и коллективе, отсутствие материальных средств и.т.д.

Рассматривая вопрос о влиянии социума, нельзя также забывать и справедливое замечание Г. Крайга о том, что «...окружающая человека среда состоит из множества конкретных сред (семейной, школьной и.т.д. — назовем их микросоциумами), которые постоянно взаимодействуют между собой и влияют на развитие...» [84, 16]. Микросоциум — среда, в которой активнее всего общается младший школьник, приобретая самостоятельность, играет важную роль в процессе формирования личности как субъекта учебно-творческой деятельности. Именно здесь, прежде всего, проявляется отношение к творчеству учащегося, развиваются умственные и физические способности, формируются потенциальные возможности, происходит творческая самореализация.

К микросоциальным условиям, влияющим на развитие творческой личности, следует отнести и условия педагогической среды в учебно-воспитательных заведениях, являющихся основными микросоциумами, для развивающейся личности на протяжении длительного времени. Процесс социализации идет на всех стадиях жизни, но именно в детстве на его основе вырабатываются стереотипы поведения, которые сохраняются на протяжении всей последующей жизни и позволяют рассматривать учащегося в качестве субъекта учебно-творческой деятельности.

Анализируя понятие «субъект», В.Т. Кудрявцева заключает, что субъектом можно назвать того, кто способен «вступить в особые отношения с самим собой, обратиться к самому себе. Его характеризует гордое «само», будь то самосознание, развитое до уровня рефлексии, самостоятельность, самодеятельность, самообучаемость, за которой стоит более общее качество -открытость к самосовершенствованию, саморазвитию и т.д.» [88, 37].

Исследования Г.И. Вергелес, Е.Н. Герасимовой, Л.А. Матвеевой, А.И. Раева, Л.В. Трубайчук позволяют установить, что субъекта учебно-творческой деятельности характеризуют: свободное выражение своего «Я» в раннем детстве; способность предвосхищать результат своего действия и производить свободный выбор с ориентацией на предполагаемый результат; видение другого субъекта, сопряженного своими интересами с окружающими; оценивание и корректирование содеянного и производимого [32], [43], [141], [167].

В истории педагогики вопросы творчества и творческих способностей учащихся всегда вызывали большое количество споров и в настоящее время характеризуются множеством точек зрения.

Так, например, в зарубежной психолого-педагогической литературе существуют две позиции по отношению к тому, можно ли научить творчеству или нет. Г. Айзенк, Д. Осубел, Вульф и др. полагают, что обучить творчеству нельзя, поскольку творческие способности являются врождёнными, генетически обусловленными, неизменными свойствами личности, задача педагога заключается в том, чтобы выявить одарённых и помочь им в реализации своих способностей.

Е.Я Басин, отвечая на вопрос «можно ли научить творчеству?», отвечает, что «если из каждого человека нельзя сделать художника, то, может быть, из каждого можно воспитать творческую личность» [17, 161].

Сторонниками другой позиции являются отечественные и зарубежные учёные (Н.М. Анисимов, В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, ЯЛ. Пономарев, М.М. Поташник, В.Г. Разумовский, Т. Рибо, Ю.П. Саламатов, П. Торранс и др.), работы которых направлены на решение задачи обучения творческой деятельности. В нашем исследовании мы придерживаемся взглядов В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушинского, Г.И.Вергелес, З.И. Калмыковой, А.И. Раева, А.В. Хуторского, которые отмечают важную роль образования для выявления и развития творческих способностей учащихся [22], [33], [141], [180].

Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья № 14) отмечает, что «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентированно на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»; «содержание образования должно обеспечить: ...интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» [62, 12]. Данное положение позволяет утверждать, что педагогическая наука характеризует творчество как саморазвитие личности, форму проявления и реализации творческого потенциала учащегося в учебном процессе на основе ценностей мировой и национальной культуры.

Характеризуя развитие личности учащегося, О.В. Афанасьева пишет, что «это рост самосознания, самопознания, саморазвития, самосозидания, раскрытие творческого потенциала и возможностей (личностный рост); расширение поля идентичности личности; поиск смысла жизни» [13, 28].

Наука, весь исторический опыт свидетельствуют, что каждый «ребенок, вне зависимости от пола, расы, национальности и семейного статуса, обладает определенной творческой потенцией, сформировавшейся и закрепившейся в процессе тысячелетий общественно-производственной практики» [48, 47].

Бесталанны те, кто не обнаруживает и не развивает свои творческие способности, которые присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, — нужно лишь суметь раскрыть их и развить, создав для этого необходимые условия.

Младший школьный возраст, по утверждению Л. С. Выготского [40], [41], А.Н. Леонтьева [93], Н.С.Лейтес [92], И.П. Подласого [131], И.В. Суш-ковой [161] и ряда других исследователей, - наиболее благоприятный, сензи-тивный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов, слабое выражение рефлексии к критичности; рост поля реального самовыражения и самореализации за счет расширения круга общения, в процессе вхождения ребенка в новые социальные группы; развитие мотивации, самосознания, потребность в оценке и участии взрослого человека; потребность в игровой деятельности, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, стремление к новым впечатлениям и т.д.

Критерии и уровни развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора

Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов: 1) определение теоретических положений исследования; 2) проведение констатирующего эксперимента; 3) проведение формирующего эксперимента. Остановимся подробнее на первом этапе. Констатирующий эксперимент был связан с разработкой диагностического блока модели развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора. В процессе констатирующего эксперимента решались следующие задачи: 1) определение уровня информированности младших школьников об этническом и региональном фольклоре; 2) выявление внутренней мотивации к изучению фольклора, положительной эмоциональной реакции на произведения устного народного творчества и способности к духовно-нравственной и эстетической оценке народного наследия; 3) определение наличия у учащихся младшего школьного возраста лич-ностно-значимых творческих образовательных продуктов по предметам «Музыка», «Литературное чтение», «Художественный труд» и результатам внеклассной деятельности; 4) установление способностей младших школьников к творческому самоопределению, самоконтролю, самоанализу, саморазвитию, самопрогнозированию. Констатирующий эксперимент проходил в 2002-2004 годах и был направлен на выявление критериев и уровней творческой самореализации.

Экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы составляли 182 учащихся (90 учащихся - КГ, 92 учащихся - ЭГ): МОУ СОШ М» 2, З, МОУ СОШ № 36 г. Липецка, а также студенты, преподаватели Усманского педагогического колледжа, Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Орловского государственного университета, которые приняли участие в организации и в проведении эксперимента.

В качестве диагностических методик в контрольных (КГ) и экспериментальных группах (ЭГ) использовались: исследовательская беседа, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, тестирование, анализ имеющихся творческих работ, статистические методы исследования (получение, обработка и анализ информации); мониторинг (наблюдение, оценка и прогноз), моделирование (определение и уточнение характеристик творческой самореализации и рационализации способов побуждения младших школьников к развитию творческой самореализации в процессе изучения фольклора).

На основе проведенного нами исследования и компонентов теоретического блока модели развития творческой самореализации в процессе изучения фольклора (информационный, эмоциональный, идентификационный, целевой, интеллектуальный, интуитивный, ценностно-смысловой, креативный, рефлексивный) нами были выделены следующие критерии творческой самореализации: 1) информированность - знание специфических особенностей, жанрового своеобразия фольклора, а также знания из области музыки, литературы, терминологии, изобразительного искусства и технологии; 2) эмоциональность - наличие эмоциональной отзывчивости на произведения фольклора, способность к эмоциональной оценке, сопереживанию и состраданию в процессе изучения и восприятия произведений устного народного творчества; 3) осмысленность - осознание духовной и нравственной ценности произведений фольклора; 4) креативность - оригинальность и новизна созданного личностно-значимого творческого продукта деятельности младших школьников в процессе изучения фольклора как показателя внутреннего стремления младших школьников к творческой самореализации; 5) рефлексия - способность к творческому самоопределению, самоконтролю, самоанализу, саморазвитию и самопрогнозированию на основе фольклористических и музыкальных знаний, умений и навыков. 1. Информированность предполагает наличие необходимых в младшем школьном возрасте знаний о специфических особенностях, жанровом своеобразии фольклора; знаний из области музыки, литературы, терминологии, изобразительного искусства и технологии. Данный критерий может быть отражен через следующие показатели: знание произведений устного народного творчества, жанрового своеобразия, специфических особенностей, особенностей текста и исполнителей фольклорных произведений. С целью выявления уровня информированности учащихся была проведена исследовательская беседа на тему «Русское народное творчество». В качестве ответов на вопрос «Фольклор-это... » были предложены следующие варианты: лозоплетение; произведения устного народного творчества; роспись деревянной посуды; ткачество. 40% первоклассников ЭГ и 42% КГ дали правильный ответ - произведения устного народного творчества.

Более сложные вопросы вызвали затруднение у 60% младших школьников: 1) «Установите, какие из предложенных музыкальных инструментов являются русскими народными» (гармонь, фортепиано, синтезатор, свирель, гитара, балалайка); 2) «Определите, какие танцы из предложенного списка являются русскими народными (полька, лезгинка, хоровод, твист, фокстрот); 3) «Укажите, кого из предложенного списка можно назвать исполнителем фольклора» (сказочник, артист эстрады, фольклорный ансамбль, собственное исполнение); 4) «Какие из перечисленных праздников - русские народные» (Троица, Масленица, День Конституции, Егорьев день, 1 мая (День весны и труда), 4 ноября (День согласия и примирения). Например, к числу русских народных инструментов Саша К. отнес фортепиано, балалайку и гармонь. Катя Т. и Маша М. не знали, как выглядит свирель.

Ответы учащихся на вопрос «Определите, какие танцы из предложенного списка являются русскими народными» позволили установить, что лишь 25 % учащихся ЭГ и 27 % КГ информированы о русских народных танцах. Большинство школьников не выявило четких знаний по рассмотренному вопросу.

Педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора

Процесс развития творческой самореализации на материале фольклора начинается с установления условий, которые должны обеспечить взаимосвязь интеллектуальной и продуктивной деятельности, нацеливать учащихся на результативность в создании личностно-значимого продукта деятельности, предполагать участие младших школьников в выборе и изменении индивидуальной образовательной траектории, представляющей собой персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика.

С учетом теоретических положений, обоснованных в первой главе, мы выдели условия, при которых развитие творческой самореализации в процессе изучения фольклора будет проходить наиболее эффективно: 1) актуализация личностного смысла, побуждающего младших школьников изучать народное творчество и интерпретировать фольклорные произведения в собственной творческой деятельности; 2) обеспечение межпредметной интеграции в процессе изучения фольклора; 3) учет специфических особенностей регионального народного творчества при изучении младшими школьниками национального фольклора.

Основная идея первого педагогического условия заключается в том, что в процессе осмысления духовно-нравственных ценностей устного народного творчества у учащихся формируется личностно-окрашенное отношение к произведениям фольклора, которое базируется на системе фольклористических знаний (жанровом многообразии, символике, специфических особенностях и т.д.); восприятии народных произведений как способности к отражению объекта в форме чувственного образа; осмыслении духовно-нравственной ценности устного народного творчества и рефлексии. Задачи первого педагогического условия: 1) формирование у младших школьников системы знаний об устном народном творчестве и специфических особенностях фольклора; 2) приобретение младшими школьниками эмоционально-чувственного опыта в процессе восприятия произведений фольклора; 3) осмысление учащимися духовно-нравственной и личностно значимой ценностей фольклорных произведений; 4) использование различных способов активации творческой деятельности детей. 5) развитие рефлексивного мышления. Личностный смысл - индивидуализированное отношение личности к окружающему миру, которое осознается как «значение для меня». Процесс актуализации личностного смысла направлен на формирование осознанного отношения учащихся к произведениям устного народного творчества и личному опыту. Под личным опытом младшего школьника мы понимает объективную ценность, ставшую субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого, который складывается из определенных действий: функции выбора и обоснования этого выбора; функции накопления и ревизии личностных смыслов; осознания и принятия необходимости отвечать за принимаемые решения.

Так как игра является привлекательным для ребенка видом деятельности, то эффект ее воздействия на развитие и творческую мотивацию учащихся в процессе изучения русского фольклора был исключительно высок.

В процессе реализации экспериментальной программы учащиеся познакомились с формально-ролевыми музыкальными играми, играми без поэтически организованного текста, с поэтически организованным текстом, играми-импровизациями, жеребьёвыми сговорками, считалками, что положительным образом сказалось на формировании внутреннего стремления школьников к созданию личностно-значимых творческих продуктов деятельности, отличающихся оригинальностью и новизной (сочинение музыкальных припевов к играм, считалок, танцевальных, вокальных импровизаций и т.д.).

2. Организация творческой деятельности предполагала: 1) фиксирование учеником фундаментальных образовательных объектов в процессе ознакомления с фольклором; 2) выстраивание системы личного отношения младших школьников с предстоящей к освоению образовательной областью или темой; 3) программирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам; 4) деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ и общеколлективной образовательной программы; 5) демонстрацию личных образовательных продуктов и коллективное их обсуждение; 6) рефлексивно-оценочную и психологическую установку на осознание и принятие учащимися целей творческой деятельности; 7) использование многообразных форм самостоятельных работ; 8) реализацию нетрадиционных форм занятий в процессе ознакомления с фольклором.

В процессе выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории было установлено, что младшие школьники имеют интуитивные знания о своём внутреннем творческом потенциале и сознательно стремятся к его реализации. Например, Ваня С. проявил способности к звукоподражательному музицированию на детских музыкальных инструментах и изготовлению собственных музыкальных инструментов с целью извлечения необходимых музыкальных звуков, Свете П. успешно удавалось инсценирование, что побудило ее к подбору собственного фольклористического материала и т.д.

Самоанализ результатов творческой деятельности этих учащихся отразил высокую степень серьезного отношения к творческому процессу.

Приведем в качестве примера несколько высказываний детей относительно собственного творчества и его результатов: «пробовал сочинить музыку, но не получилось, необходимо потренироваться», «когда я исполняю песню, то мне хочется танцевать», «хочется сочинить что-то особенное, чтобы удивить одноклассников» и т.д.

3. Отношения менаду субъектами творческого процесса. Данный способ активации развития творческой самореализации младших школьников в процессе выбора индивидуальной образовательной траектории предполагал создание на занятиях по изучению фольклора атмосферы творчества, сотрудничества и взаимопомощи.

Похожие диссертации на Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора