Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Скуратова Ольга Борисовна

Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства
<
Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скуратова Ольга Борисовна. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Скуратова Ольга Борисовна; [Место защиты: Моск. гуманитар. пед. ин-т].- Москва, 2010.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1220

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Организация процесса формирования межэтнической толерантности детей в начальной школе

1 Философско-методологические подходы к определению сущности межэтнической толерантности 19

2 Функции, этапы, критерии влияния изобразительного искусства на формирование межэтнической толерантности младших школьников 40

3 Педагогические условия формирования межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства 55

4 Актуальные особенности межэтнической толерантности детей в процессе изучения изобразительного искусства в начальной школе 74

Выводы по 1 главе 88

Глава 2. Реализация модели формирования межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства

1. Выявление уровней сформированности межэтнической толерантности младших школьников на занятиях изобразительным искусством 90

2. Цели, задачи, содержание процесса формирования межэтнической толерантности младших школьников при изучении изобразительного искусства 98

3. Анализ результатов формирования межэтнической толерантности младших школьников на занятиях изобразительным искусством 125

Выводы по 2 главе 140 Заключение 143

Список использованной литературы 145

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Россия, являясь страной многонациональной, обладает сложившимися традициями межэтнических взаимодействий, опытом поддержки и развития больших и малых культур. Вместе с тем, в России в настоящее время, особенно в крупных центрах, имеют место проявления экстремизма, межгрупповой ненависти, агрессии на этнической почве. В такой ситуации проблема сохранения единого социально-культурного пространства страны, преодоления межэтнической напряженности и социальных конфликтов не может быть решена вне процесса целенаправленного формирования толерантности, который организуется в общеобразовательных учреждениях. Именно в современной российской школе закладываются основы межэтнической толерантности детей.

Социальный заказ современного общества отражен в таких международных актах, провозгласивших толерантность как одну из основных государственных задач, как «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.), «Декларация прав ребенка» (1959 г.), «Декларация принципов толерантности» (1995 г.). В Российской Федерации с целью противодействия экстремизму, национализму и нарастающей межэтнической напряженности была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания (2001 — 2005 гг.)», но ее внедрение ограничилось разработкой методических материалов и не привело к широкой общественной кампании и практической деятельности, что и было отмечено в рекомендации Общественной палаты РФ «О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе» (2006 г.). Сложность и многоаспектность проблемы формирования межэтнической толерантности, решаемой на государственном уровне, обусловили дальнейшую социально-педагогическую работу в субъектах Российской Федерации. За последние годы в столице был принят ряд городских целевых программ: «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002 - 2004 гг.)», «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005 -2007 гг.)», «Столица многонациональной России (2008 - 2010 гг.)». Задачи формирования межэтнической толерантности детей поставлены в городской целевой программе развития образования «Столичное образование — 5» на 2009 - 2011 годы. В этих условиях становится необходим научно-педагогический поиск и разработка путей и средств формирования межэтнической толерантности младших школьников.

В педагогике толерантность рассматривается в системе понятий «ценности - отношение - поведение», где толерантность определяется как ценностное отношение человека к людям (группам людей), выражающееся в признании, принятии и понимании их инаковости (П.В. Степанов), как приобщение к искусству бесконфликтности, к умению жить в «мире непохожих людей и идей» (А.Г. Асмолов). Педагогические проблемы формирования толерантной личности в системе общего образования с опорой на диалог культур разрабатываются Н.А. Асташовой, В.В. Глебкиным, А.С. Прутченковым, П.В. Степановым и др. Проблема соотнесения национального и общечеловеческого в системе воспитания и социализации личности раскрывается в трудах Н.А. Бердяева, Г.Н. Волкова, А. Дистерверга, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, В.А. Мясникова, Б.М. Неменского, Н.Д. Никандрова, С.Л. Соловейчика, В.Н. Сороки-Росинского и др. В психолого-педагогических исследованиях глубоко изучено понятие толерантности, но в отношении конкретных аспектов формирования межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства исследований не проводилось.

Философско-педагогическая значимость изобразительного искусства в формировании личности подчеркивалась в работах Ю.Б. Борева, Н.А. Дмитриевой, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, Б.М. Неменского и др. В исследованиях Л.С. Выготского, В.Д. Еремеевой, Ю.У. Фохт-

Бабушкина, Т.П. Хризман раскрыты психологические аспекты воздействия искусства на формирование личности, которые приобретают особую значимость в процессе формирования межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста.

Положения, касающиеся роли и места художественного развития в системе общего образования, разработаны В.В. Алексеевой, А.В. Бакушинским, Д.Д. Кабалевским, М.Л. Космовской, Н.К. Крупской, B.C. Кузиным, Г.В. Лабу некой, А.А.Мелик-Пашаевым, Б.М. Неменским, В. А. Разумным, В.А. Сухомлинским, В.Н. Шацкой. С позиции данных авторов художественное развитие рассматривается не только как развитие художественных способностей и приобретение специальных знаний и умений, а как развитие художественно-образного мышления, воображения, эмоционально-чувственной сферы и ценностных критериев отношения к действительности, что является важным при рассмотрении вопроса формирования межэтнической толерантности в процессе изучения изобразительного искусства.

Один из основных путей формирования межэтнической толерантности у младших школьников лежит в области приобщения их к культурному многообразию мира. Педагогическая проблема введения ребенка в мир художественной культуры разных народов методологически отражена в научно-практической деятельности Н.А. Горяевой, B.C. Кузина, Л.А. Неменской, О.В. Островской, В.Н. Полуниной, Т.Я. Шпикаловой (область пластических искусств); Е.Г. Вансловой, Е.Е. Кузьминой, Т.Н. Панкратовой, Б.А. Столярова (музееведение и культура); Д.Б. Кабалевского, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр (музыка). В этих исследованиях подчеркивается, что в процессе занятий искусством у ребенка может быть не только сформировано, но и материализовано в его творческих работах активное эмоциональное позитивное отношение к многообразию культур народов б мира, понимание ценности явлений этих культур, осознание своего и иного, что является бесспорным основанием толерантности.

На основе теоретического анализа выявился новый аспект формирования межэтнической толерантности подрастающего поколения, который проявляется как интерес ребенка к смысловому и содержательному компонентам национальной и мировой художественной культуры, как способность воспринимать ее ценности, как способность чувствовать и уважать культурное многообразие, способность возвыситься над политическими и ситуативными конфликтами. Межэтническая толерантность выступает как признак уверенности человека в своей культурной принадлежности и осознания им устойчивости своих позиций и взглядов. Данная трактовка толерантности будет основополагающей для нашего исследования.

Анализ педагогической практики показал, что особое внимание уделяется формированию межэтнической толерантности через приобщение учащихся к национальному и мировому культурному наследию. В данном процессе широко используется потенциал общеобразовательных предметов гуманитарного цикла. Однако, влиянию изобразительного искусства на формирование межэтнической толерантности младших школьников в настоящее время уделяется внимания недостаточно.

Необходимость формирования межэтнической толерантности подрастающего поколения и поиск разнообразных путей и средств достижения поставленной цели обусловили противоречие между социальным заказом общества, запросами практики образования и недостаточной разработкой педагогической теории и методики формирования межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства.

Вышеизложенные факты определили выбор темы диссертационного исследования «Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства».

Проблема исследования: как осуществляется формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства?

Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить педагогические условия и содержание процесса формирования межэтнической толерантности младших школьников при изучении изобразительного искусства.

Объект исследования: формирование межэтнической толерантности детей в начальной школе.

Предмет исследования: педагогические условия и содержание процесса формирования межэтнической толерантности детей при изучении изобразительного искусства в начальной школе.

Гипотеза исследования: предполагаем, что изучение изобразительного искусства в начальной школе будет способствовать формированию межэтнической толерантности детей при реализации таких педагогических условий, как: - определение и последовательная реализация средств влияния изобразительного искусства на формирование личности младшего школьника; - выявление и внедрение в процесс обучения поэтапной технологии формирования межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства, включающей в себя организацию восприятия ценности человека и человеческих отношений в контексте изобразительного искусства, формирование представлений о культурном многообразии мира через создание художественного образа национальных культур, организация встреч младших школьников с этническими культурами непосредственно в процессе изобразительной деятельности; -реализация уровневой дифференциации формирования межэтнической толерантности младших школьников средствами изобразительного искусства на основе таких критериев, проявляющихся в рисунках детей, как интерес к восприятию этнического многообразия мира, эмоционально-оценочное (ценностное) отношение к проявлениям иных культур, наличие знаний и представлений об этнических культурах.

Задачи исследования:

На основе теоретического анализа научно-педагогических исследований раскрыть сущность понятия межэтнической толерантности младших школьников с позиции деятельностного подхода.

Определить средства влияния изобразительного искусства на формирование личностных качеств младших школьников.

Выявить педагогические условия, при которых изобразительное искусство будет способствовать формированию межэтнической толерантности детей в начальной школе.

Разработать содержание процесса формирования межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства.

Создать теоретическую модель формирования межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста в процессе изучения изобразительного искусства.

Методологическую основу исследования составили философские принципы единства формы и содержания, целостности и систематичности, единства теории и практики.

Методологическими ориентирами исследования послужили: личностно-ориентированный подход (В. А. Сухомлинский, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.), деятельностный подход (В.А. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), диалогический подход (М.М. Бахтин, В.А. Петровский и др.), аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, Л.Е. Никитина и др.), концепция компетентностного подхода (И.А. Зимняя и др.), научно-теоретический подход к осуществлению педагогического исследования (В.В. Краевский, A.M. Новиков и др.).

Теоретическую основу исследования составили положения современных гуманитарных наук: становления и развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев); социально-педагогические концепции взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн); теории личностно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников (И.А. Зимняя, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова), воспитательных систем и воспитательного пространства (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Т.В. Цырлина); культурологическая модель содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский); о роли искусства в обществе, в становлении и развитии личности (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, Ю.У. Фохт-Бабушкин); теория эстетического воспитания (Д.Б. Кабалевский, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, О.В. Суходольская-Кулешова, Б.П. Юсов); дидактики начальной школы (А.Е. Дмитриев, СП. Баранов, Е.Н. Леонович, Э.К. Никитина).

В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования: изучение философской, психологической и педагогической литературы; изучение программно-методических документов, определяющих содержание художественного образования; изучение нормативно-правовой базы формирования толерантности, воспитания в духе мира, взаимопонимания и прав человека в современном обществе; обобщение современного педагогического опыта; моделирование; эксперимент и опытная работа; статистические и графические методы обработки результатов эксперимента; метод анализа продуктов деятельности учащихся.

Основные этапы исследования

Первый этап (2004 — 2005) был посвящен изучению состояния проблемы в школьной практике, анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по теме исследования. Полученный на первом этапе материал позволил сформулировать рабочую гипотезу и разработать программу исследования.

Второй этап (2006 — 2008) охарактеризовался тем, что в этот период моделировались педагогические условия, обеспечивающие реализацию формирования толерантности младших школьников средствами изобразительного искусства. На этом этапе проводилась опытно-экспериментальная работа.

Третий этап (2009 - 2010) включал систематизацию и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, в которой были выявлены особенности формирования толерантности младших школьников средствами изобразительного искусства, на основе чего были разработаны педагогические рекомендации учителям начальных классов. Систематизация теоретического и практического материала послужила основанием для написания текста диссертации.

Экспериментальную базу исследования составили ГОУ СОШ № 199 Департамента образования г. Москвы, в ГОУ СОШ № 1995 ЮЗАО и ГОУ СОШ № 235 ЦАО г. Москвы. В исследовании приняли участие 746 человек (646 учащихся и 100 родителей), в ходе экспериментальной работы были собраны и проанализированы 702 детские художественные работы.

11 Научная новизна исследования состоит в том, что совокупность полученных результатов содержит решение проблемы формирования толерантности младших школьников средствами изобразительного искусства.

1. Раскрыта сущностная характеристика межэтнической толерантности младших школьников с позиции деятельностного подхода, которая проявляется как художественная деятельность детей на основе высокого интереса к смысловому и содержательному аспекту национальной и мировой художественной культуры; ценностного восприятия национальной и мировой художественной культуры; умения чувствовать, уважать и ценить культурное многообразие; осознавать устойчивость своих позиций и взглядов.

Обоснована роль изобразительного искусства как средства формирования межэтнической толерантности, поскольку произведения изобразительного искусства отражают сущность этноса, материализовавшуюся в формах предметного мира; содержание произведений изобразительного искусства включает оценку явлений окружающего мира на основе выработанных человечеством нравственно-эстетических критериев; занятия изобразительным искусством способствуют формированию и материализации активного, эмоционального, позитивного отношения к многообразию культур народов мира, пониманию их ценности и своеобразия.

Создана теоретическая модель формирования межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства, включающая в себя целеполагание, смыслообразующую деятельность, художественное творчество как взаимосвязанную деятельность педагога и детей.

4. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования толерантности младших школьников средствами изобразительного искусства, основу которых составляет творческая изобразительная деятельность учащихся, такие как: организация восприятия ценности человека и человеческих отношений в контексте изобразительного искусства, формирование представлений о культурном многообразии мира через создание художественного образа национальных культур, организация встреч младших школьников с этническими культурами в процессе изобразительной деятельности.

5. Разработаны уровни формирования межэтнической толерантности младших школьников средствами изобразительного искусства на основе таких критериев, проявляющихся в рисунках детей, как интерес к восприятию этнического многообразия мира, эмоционально-оценочное (ценностное) отношение к проявлениям иных культур, наличие знаний и представлений об этнических культурах.

Теоретическая значимость исследования: дополнена педагогическая теория формирования межэтнической толерантности школьников путем уточнения определения межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста, проявляющаяся как интерес, активное желание обнаруживать что-либо новое при соприкосновении с иными национальными культурами, наличие представлений о культурном многообразии мира, осознание ценности своей и других национальных культур в их неразрывной связи между собой, преодоление предубеждений и насмешек относительно явлений иных культур; расширены теоретические представления о младшем школьном возрасте как сенситивном для формирования межэтнической толерантности средствами изобразительного искусства, т.к. в данный период происходит развитие эмоционально-чувственной сферы и воображения, а изобразительное искусство является для ребенка привлекательным видом искусства, дающим свободу самовыражения, способом отражения и преобразования окружающей действительности, средством выражения чувств, источником получения удовольствия; - внесены дополнения в дидактику начальной школы путем разработки педагогических условий, содержания и уровневой дифференциации формирования межэтнической толерантности младших школьников средствами изобразительного искусства на основе таких критериев как интерес к восприятию этнического многообразия мира, эмоционально-оценочное (ценностное) отношение к проявлениям иных культур, наличие знаний и представлений об этнических культурах.

Практическая значимость исследования: содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы нашли свое отражение в научно-методических рекомендациях, применение которых позволяет существенно улучшить процесс формирования межэтнической толерантности младших школьников; исследование сопровождалось разработкой и апробацией нового курса по изобразительному искусству для учащихся начальной школы «Культура разных народов на занятиях изобразительным искусством», в основу которого были положены теоретические положения диссертации. Материалы данного исследования могут быть использованы в работе учителей начальных классов, учителей изобразительного искусства, воспитателей групп продленного дня и педагогов дополнительного образования, данные материалы также имеют методическое значение для подготовки студентов педагогических специальностей, могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются: анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватного его целям, задачам, логике, сочетанием количественного и качественного материала и данных передового педагогического опыта, опытно- экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций, реализацией рекомендаций и их положительной оценкой учителями.

Апробация результатов исследования: основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на V Московской международной конференции «Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых. Проблемы образования в условиях устойчивого развития цивилизации» (г. Москва, 2005 г.), на XI научно-практическом семинаре «Мастерская Б.М. Неменского. Художественное наследие - основа современной культуры» (г. Москва, Центр непрерывного художественного образования, 2005 г.), на городском Круглом столе «Интеграция основного и дополнительного образования — необходимые условия формирования нравственной культуры школьников» (г. Москва, Департамент образования г. Москвы, Совет старейшин при Мэре города Москвы и ГОУ СОШ №199 Департамента образования города Москвы, 2006 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Семья и дети современной России» (г. Москва, Государственного НИИ семьи и воспитания, 2006 г.), на городском семинаре «Новые образовательные технологии в системе начального обучения» (г. Москва, Московский институт открытого образования, ГОУ СОШ № 199 ДОМ, 2007 г.), на городской научно-практической конференции «Гражданско-нравственное становление и развитие личности школьника» (г. Москва, Московский институт открытого образования и Институт «Семьи и воспитания» РАО, 2007 г.), на городской научно-практической конференции «Гражданско-нравственное становление и развитие личности школьников в семье и образовательном учреждении» (г. Москва, Московский институт открытого образования и Институт семьи и воспитания РАО, 2008 г.), на городской научно-практической конференции «Гражданско-нравственное становление и развитие личности школьника. Традиции и инновации» (г. Москва, Институт семьи и воспитания РАО, Институт иностранных языков РУДН, 2009 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической деятельности учителей начальной школы и изобразительного искусства в ГОУ СОШ №199 Департамента образования г. Москвы и ГОУ СОШ №328 ЮВАО г. Москвы, на курсах повышения квалификации учителей «Музейная, театральная и туристическая деятельность в системе поликультурного образования школьников (этнологический аспект)» на базе лаборатории народоведения и межкультурной коммуникации кафедры международного образования ЮНЕСКО Московского института открытого образования.

Также автором был проведен мастер-класс «Каждый народ -художник. Искусство народов Севера» для учителей изобразительного искусства и начальной школы на XIII научно-практической конференции «Мастерская Б.М. Неменского. Искусство в школе будущего» (г. Москва, Центр непрерывного художественного образования Департамента образования города Москвы, 2007 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

Сущностная характеристика межэтнической толерантности младших школьников включает в себя совокупность признаков: способность соотносить себя с другим человеком, мысленно поставить себя на его место, интерес, активное желание обнаруживать что-либо новое при соприкосновении с иными национальными культурами, наличие представлений о культурном многообразии мира, осознание ценности своей и других национальных культур в их неразрывной связи между собой, преодоление предубеждений и отчуждения.

Изобразительное искусство рассматривается как средство формирования меж

16человечеством нравственно-эстетических критериев; занятия изобразительным искусством способствуют формированию и материализации активного эмоционально-позитивного отношения к многообразию культур народов мира, пониманию ценностных явлений этих культур.

Теоретическая модель формирования межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства включает в себя целеполагание, смыслообразующую деятельность, художественное творчество, как взаимосвязанную деятельность педагога и детей.

Педагогические условия формирования межэтнической толерантности младшего школьника средствами изобразительного искусства включают: реализацию средств влияния изобразительного искусства на формирование личности младшего школьника; осуществление поэтапной технологии формирования межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства (организацию восприятия ценности человека и человеческих отношений в контексте изобразительного искусства, формирование представлений о культурном многообразии мира через создание художественного образа национальных культур, организацию встреч младших школьников с этническими культурами непосредственно в процессе изобразительной деятельности); уровневую дифференциацию формирования межэтнической толерантности младших школьников средствами изобразительного искусства на основе таких критериев, проявляющихся в рисунках детей, как интерес к восприятию этнического многообразия мира, эмоционально-оценочное (ценностное) отношение к проявлениям иных культур, наличие знаний и представлений об этнических культурах.

Структура работы. Диссертационная работа имеет общий объем 168 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы содержит 200 наименований. Работа сопровождается схемами (2), таблицами (20) и диаграммами (9). В 6 приложениях представлены образцы детских рисунков, протоколы экспериментального исследования. Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Скуратова О.Б. Роль предмета «Изобразительное искусство» в процессе формирования культуры межнациональных отношений в современной школе // Проблемы образования в условиях устойчивого развития цивилизации. - Москва, 2005. - С. 99-100 (0,14 п. л.).

Скуратова О.Б. Знакомство с искусством разных народов на занятиях по «Изобразительному искусству» как один из путей воспитания толерантности в полиэтнической среде учащихся г. Москвы // Психология здоровья: психологическое благополучие личности. - Москва, У РАО, 2005. -С.180-181(0,15п.л.).

Скуратова О.Б. Проблемы формирования социокультурной толерантности у учащихся в системе начального и среднего образования через приобщение к культурному многообразию современного общества // ГНУ ГНПБ им. Ушинского РАО, Электрон, журн. «Образование: исследовано в мире» (www. ) - опубликовано 22.09.06. - 0,7 печ. л.

Скуратова О.Б. Через художественно-изобразительную деятельность детей к культуре межэтнических отношений // Диалог культур в современном образовательном пространстве» - Ульяновск, УлГПУ, 2007. — С. 140-143 (0,19 п. л.).

Скуратова О.Б. Роль предметов гуманитарного цикла в преодолении межнациональной напряженности в Москве как современном мегаполисе // Гражданско-нравственное становление школьника. - М.: Компания Спутник+, 2007. - С. 16 - 18 (0,17 п. л.).

Скуратова О.Б. Воспитание толерантной личности. — Начальная школа - 2007, №4. - С. 59 - 62 (0,35 п. л.).

7. Скуратова О.Б. Формирование межэтнической толерантности в процессе художественно - изобразительной деятельности младших школьников. - Вестник УРАО - 2008, №3. - С. 114 - 116 (0,28 п. л.).

Философско-методологические подходы к определению сущности межэтнической толерантности

На протяжении последних десятилетий внимание мировой общественности приковано к проблеме толерантности и взаимопонимания людей разных культур. Это вызвано осознанием той опасности, которую несут проявления нетерпимости в современном обществе. С момента окончания холодной войны в мире беспрестанно растет число социальных, региональных и этнических конфликтов, большое количество которых грозит перерасти в вооруженные столкновения, под угрозой оказываются не только основные права человека, но и сама человеческая жизнь.

Конец XX в. принес открытие общественными науками феномена «этнического возрождения или этнического парадокса современности» [111: С. 117]. Данное явление было вызвано усилением процессов разрушения общих государственных и социальных идей, скреплявших общество, что нанесло удар по основной потребности человека - по потребности в самоопределении. В результате этого на первый план выдвинулась самая древняя и прочная форма структурирования мира - этническая принадлежность, основывающаяся на осознании людьми общности происхождения, культурных традиций, ценностей, верований, языка. Поскольку ни одна государственная граница не совпадает с ареалом проживания различных этнических групп, такой аспект как территория проживания потеряла свою актуальность. В следствии этого современный мир является буквально «начиненным» этническими конфликтами. Вместе с тем, весь ход истории показывает существование только четырех подходов к регулированию межнациональных отношений: - интеграция как сохранение разными группами присущих им культурных индивидуальностей при объединении общества на другом равнозначимом основании; - ассимиляция как поглощение одной культуры другой; - сегрегация как. стремление к изолированному, независимому существованию этнических культур; - геноцид как уничтожение членов одной этнической группы другой, численно доминирующей или обладающей превосходящими технологическими ресурсами [80: С. 214 - 215].

Поскольку все силовые попытки решить данную проблему способны привести только к гуманитарным катастрофам [104: С. 20], вопрос о межэтнической толерантности в современном обществе стоит особенно актуально. Межэтническая толерантности признается социальной нормой, обеспечивающей устойчивость к конфликтам, способствующей обеспечению мира и безопасности во всех регионах.

Данная позиция нашла свое отражение в принятии ряда международных документов, деклараций и конвенций. Так, в 1974 году в Париже были разработаны рекомендации по воспитанию в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира, о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод. В 1993 году в Монреале был принят «Всемирный план действий по воспитанию в духе прав человека и демократии». Международным термином понятие «толерантности» стало в 1995 году с принятием «Декларации принципов толерантности» благодаря усилиям ЮНЕСКО. Толерантность перестала трактоваться как просто терпимость к иного рода взглядам, нравам и привычкам, а была провозглашена «гармонией многообразия» [200]. 1995 год так же был объявлен ООН Годом толерантности, а период 1995 - 2004 годы -Десятилетием образования в области прав человека. Как член мирового сообщества и государство с многонациональным населением (более 160 национальностей), Россия не находится в стороне от решения таких глобальных проблем. С целью противодействия экстремизму, национализму и нарастающей межэтнической напряженности в стране была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания (2001 -2005 гг.)» [174].

Поскольку понятие «толерантность», в том числе и межэтническая, является междисциплинарным и многогранным, в последнее десятилетие отечественная наука проявляет большой интерес к изучению данной проблемы и к многообразию ее проявлений. С точки зрения этнической и кросскультурной психологии толерантность, как считает Н.М. Лебедева, является наличием у человека позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной «на основе ценностного равенства этнических культур и отсутствия в этом плане преимуществ одной культуры перед другой» [148: С. 8]. В педагогике, с позиции воспитания, оперирующего понятиями «ценности - отношение -поведение», толерантность определяется как ценностное отношение человека к людям (группам людей), выражающееся в признании, принятии и понимании их инаковости, как приобщение к искусству бесконфликтности, к умению жить в «мире непохожих людей и идей» [166: С. 5]. Таким образом, при анализе этнопсихологической и педагогической точек зрения возникает новое видение межэтнической толерантности. Это высокий интерес к смысловому и содержательному аспекту национальной и мировой художественной культуры, способность воспринимать ее как собственную ценность, умение чувствовать, уважать и ценить культурное многообразие, способность возвыситься над политическими и ситуативными конфликтами, как признак уверенности в своей культурной принадлежности и сознания устойчивости своих позиций и взглядов, которые не боятся сравнения с другими точками зрения. Такая позиция является основополагающей для нашего исследования. На проблему понимания межэтнической толерантности и возможности реализации ее принципов в обществе существует несколько диаметрально противоположных точек зрения. С одной стороны это миф, представляющий данное явление как идею утопическую в мире, полном национальных катастроф, этнофобий и ксенофобий, среди отдельных людей и групп, имеющих различные традиции и ценностные ориентации. С другой стороны -норма «цивилизованного компромисса... своего рода историческое право на отличность, непохожесть, инаковость» [6: 5 - 6]. Вместе с тем, любой вид толерантности в современной науке рассматривается как результат сложного процесса воздействия на человека многих сил, имеющих одно направление (темперамент, семейная атмосфера, воспитание, опыт, социальные и культурные факторы).

Это дает основания для выявления показателей толерантности личности, характеризующих ее как носителя подлинного (прикладного) толерантного сознания, опирающегося на свои убеждения и руководствующегося ими в жизни, а не придерживающегося лишь «философской» (абстрактной) точки зрения [44]. В этой связи современная психология [7] выделяет такие критерии толерантной личности как: - гуманность как неограниченная вера в силу добра в межличностных отношениях и самоценность внутреннего мира человека, не допускающую никаких форм насилия; рефлексивность как способность осмысливать личностные особенности, видя в них плюсы и минусы, соотносить их с толерантным мировоззрением; - ответственность за принятие решений и их реализацию, защищенность как поддержка и понимание других людей в «противостоянии пагубному воздействию социума»; - гибкость как способность корректировать систему отношений в зависимости от условий и обстоятельств; - уверенность в себе и в своих силах; - самообладание; вариативность в подходе к окружающей действительности, способность правильно оценивать ситуацию и принимать нужное решение; - перцепция как умение наблюдать за людьми; - эмпатия как способность представить себя на месте другого человека, понять его поступки и образ мыслей, умение соизмерять свое поведение с состоянием другого человека; - чувство юмора.

Функции, этапы, критерии влияния изобразительного искусства на формирование межэтнической толерантности младших школьников

Рассмотрение вопроса о влиянии изобразительного искусства на формирование толерантных качеств личности младших школьников, невозможно без ответа на вопросы о том, какие психологические особенности и новообразования данного возраста являются предпосылкой к формированию толерантности, и как изобразительное искусство воздействует на формирование личности. Эти два взаимосвязанных направления будут рассмотрены нами в данном параграфе.

Главной характеристикой младшего школьного возраста (от 6,5 до 10 лет), как отмечали в своих работах Л.И. Божович, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, является интенсивное формирование моральных чувств ребенка и моральных сторон его личности. Этому активно содействует вступление ребенка в новые условия школьной жизни, когда он приобретает социальный статус члена ученического коллектива и попадает в четко выстроенную систему моральных требований. Эта система, включающая в себя формулировку норм поведения, постоянный контроль за их исполнением, поощрение их исполнения и реакцию на нерадивость [15], способствует формированию привычки к соблюдению определенных правил и норм поведения, в том числе и норм жизни в условиях многообразия.

Как отмечалось в параграфе 1.1., в работе по формированию толерантности особое внимание уделяется профилактике и преодолению стереотипов и предубеждений в восприятии представителей разных национальностей, что, в свою очередь, является актуальным в начальной школе. Нет оснований рассматривать наличие стереотипов и предубеждений у детей данной возрастной группы как результат их личного негативного опыта общения. Дети перенимают или не перенимают их из внешних источников, от своего ближнего социального окружения, а так же СМИ, как правило, дающих упрощенное представление о национальных группах, о которых дети не располагают какими-либо точными сведениями. Так Л. Колберг полагал, что дети в возрасте 6-8 лет в своем поведении ориентируются на авторитет взрослых, верят в абсолютность и универсальность ценностей, перенимая у старших понятия добра и зла, стремятся вести себя определенным образом. У детей 8-12 лет, хотя и остается внешний источник моральных представлений, но ребенок стремится вести себя определенным образом, испытывая потребность в одобрении и поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми [29: С. 32]. Следовательно, формирование у ребенка стереотипов и предубеждений зависит от позиции окружающих его взрослых.

Большие изменения в младшем школьном возрасте претерпевает эмоциональная сфера. Из-за изменения системы взаимоотношений с окружающей действительностью она углубляется, становится более устойчивой. В рамках нашего исследования ключевым является положение Л.И. Божович о том, что эмоция есть отражение в форме переживаний отношения человека к явлениям и фактам действительности, к другим людям и к самому себе [16: С. 32]. Исследования нейропсихологов последних лет доказали влияние развития эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на развитие личности. В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман высказывались по поводу значения сложных социальных эмоций: если не учить малыша сочувствию, сопереживанию, содействию и пустить все на самотек, ребенок может вырасти черствым, ограниченным, самовлюбленным, и хотя он сможет освоить решение сложных задач, его мышление рискует оставаться поверхностным, плоским, прагматичным, не творческим [50: С. 112]. Следовательно, в начальной школе происходит активное эмоционально-ценностное развитие ребенка, поскольку выражение эмоционального отношения (положительного, отрицательного, равнодушного и т.д.) человека к различным объектам и событиям всегда предполагает их оценку.

С эмоциональностью младшего школьника тесно связан такой мотив учебно-познавательной деятельности как интерес, под которым понимается «избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненной значимости или эмоциональной привлекательности» [131: С. 85]. Как отмечает Д.М. Китенкова, интерес в данном возрасте является одним из главных мотивов, осознаваемых детьми, что ведет за собой активность на занятиях [64: С. 8]. Критерий «интересно» и «неинтересно» является главным для определения ценности того или иного учебного занятия, вида деятельности или содержания учебного материала, что не может не учитываться при формировании толерантности младшего школьника.

Младший школьный возраст так же характеризуется важным психическим новообразованием как рефлексия, которая, в свою очередь, является основной характеристикой толерантной личности. Она предполагает способность со стороны рассматривать и оценивать свои мысли и действия, проявляется в знании о себе, осознанности своих взаимоотношений с окружающими, предполагает анализ, внутреннее обсуждение оснований действий, поступков. В исследованиях М.Э. Боцмановой и А.В. Захаровой была доказана зависимость между уровнем развития рефлексии и становлением личности младшего школьника [21: С. 145]. По их мнению, высокий уровень развития рефлексии способствует быстрому усвоению ребенком общественно значимых критериев оценки и соответствующих отношений, выделению нравственных качеств личности, их оценке, формированию самооценки как одного из важнейших факторов сознания.

Как отмечалось в параграфе 1.1., одной из значимых характеристик толерантной личности является эмпатия. Именно в младшем школьном возрасте, как показали исследования Н.Э. Фокиной, Н.М. Труновой, Н.С. Евлановой, начинается формирование процессов децентрализации, позволяющих ребенку поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию чужими глазами [177: С. 130]. На этой основе впоследствии развивается эмпатия, являющаяся механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении, предполагающая «эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояния» [144: С. 48]. Важен тот факт, что общая культурная традиция ограничивает развитие данного качества у мальчиков, поощряя сдержанность и невозмутимость в поведении, что впоследствии может негативно сказаться на развитии их личности [50], что обязательно должно учитываться педагогами, особенно при работе с младшими школьниками.

Выявление уровней сформированности межэтнической толерантности младших школьников на занятиях изобразительным искусством

Данная глава посвящена опытно-экспериментальной работе по изучению проблемы формирования межэтнической толерантности младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством. Этапы опытно-экспериментальной работы. Первый этап (констатирующий) - проведение предварительной диагностики с целью выявления начального уровня межэтнической толерантности учащихся в экспериментальной и контрольной группах.

Второй этап - в экспериментальной группе проводилась педагогическая деятельность по формированию межэтнической толерантности младших школьников в процессе занятий изобразительной деятельностью: реализовывалась программа курса «Культура разных народов на занятиях изобразительным искусством», включающего в себя учебные занятия, организацию детских художественных выставок и экскурсии в музеи.

На третьем этапе (контрольном) опытно-экспериментальной работы проводилась итоговая диагностика уровня межэтнической толерантности младших школьников, осуществлялся сравнительный анализ результатов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе четвертых классов ГОУ СОШ №199 Департамента образования Москвы и ГОУ СОШ №1995 ЮЗАО г. Москвы в 2007 - 2008 учебном году. Выбор данных учреждений среднего образования был обусловлен смешанным национальным составом учащихся, заинтересованностью педагогического коллектива в решении поставленной проблемы, а так же удаленностью данных школ от центра города и их расположенностью в «спальных» районах. В эксперименте приняли участие 76 учащихся экспериментальной и 50 учащихся контрольной группы.

В опытно-экспериментальной работе были использованы такие методы как наблюдение, анкетирование, опрос, изучение продуктов творческой деятельности учащихся, методы математической статистики. Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилось изучение уровней сформированности межэтнической толерантности младших школьников на занятиях изобразительным искусством. Задачи опытно-экспериментальной работы: - выявить уровень сформированности межэтнической толерантности младших школьников; - установить интересы учащихся к знакомству с этническими культурами; - установить уровень склонности учащихся к предубежденному отношению к другим этническим группам; - на основе полученных данных сформулировать основания для создания практического курса формирования межэтнической толерантности младших школьников на занятиях изобразительным искусством.

Для выявления сформированности межэтнической толерантности учащихся четвертых классов использовалась педагогическая технология оценки детских художественных работ с позиции личностного смысла, вкладываемого автором в передачу образа представителей разных культур, и с позиции отношения юных авторов к изображаемому объекту, выраженных через содержание рисунков, использование линии, цвета, орнамента и гиперболизации, представленная в параграфе 1.4. Для выявления склонности учащихся младших классов к предубежденному отношению к другим этническим группам в опытно-экспериментальной работе была использована методика измерения общих социальных установок у детей Э. Френкель — Брунсвик. На основе того, что сильно предубежденные в отношении других этнических групп дети склонны разделять определенные взгляды, которые прямо не связаны с этническими установками [144], автором методики был сформулирован ряд высказываний. Чем больше согласия с предложенными высказываниями выражает испытуемый, тем больше вероятность того, что данный ребенок с предубеждением будет относиться к другим этническим группам.

Для выявления интереса учащихся к этническому многообразию и их желания изучать или не изучать культуру и искусство народов мира в процессе опытно-экспериментальной работы были использованы беседы и наблюдения за учащимися.

Для выявления представлений младших школьников о культурном многообразии мира и их эмоциональном отношении к проявлениям этнических культур на этапе констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах были проведены занятия, на которых учащимся было предложено изобразить представителя любой национальности по своему выбору и сделать письменный комментарий.

В начале занятия с младшими школьниками на основе привлечения их личного опыта была проведена беседа о понятии «этнос» и его характеристиках, активизировались уже имеющиеся знания учащихся в данной области. В процессе выполнения творческой части задания экспериментатор мягко подбадривал учащихся, но не давал им никаких подсказок, следя, чтобы дети работали самостоятельно. Во время занятия экспериментатором велось наблюдение за активностью включения школьников в работу, за их реакцией на предъявляемый иллюстративный материал (смех, шутки, комментарии и т.д.).

Цели, задачи, содержание процесса формирования межэтнической толерантности младших школьников при изучении изобразительного искусства

Соблюдение педагогических условий и использование изобразительного искусства, как средства для формирования межэтнической толерантности на занятиях изобразительным искусством, позволяет учителю на положительном эмоциональном заряде проводить встречи школьников с конкретными национальными культурами. Это дает возможность учащимся разных национальностей взаимодействовать в процессе художественно-изобразительной деятельности в рамках «своей» и «иной» культур, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к этническому многообразию мира. Анализ первого этапа опытно-экспериментальной работы выявил ряд проблем, для решения которых была разработана программа учебного курса для учащихся четвертых классов «Культура разных народов на занятиях изобразительным искусством».

Предлагаемый курс разработан для учащихся четвертых классов неслучайно, это связано с рядом возрастных особенностей и изменений в изобразительной деятельности учащихся.

1. В процессе обучения в начальной школе дети уже получили опыт общения с проявлениями иных культур (уроки литературного чтения, изобразительного искусства, музыки) и некоторые представления о них, следовательно, имеющееся представление о мире у четвероклассников шире, чем у учащихся 1—3 классов, но оно более яркое, чем у подростков и взрослых, что, как считает Ю.А. Полуянов [140: С. 6 - 7], является ценным для художественной деятельности.

2. Несмотря на то, что; данный возрастной период характеризуется постепенным снижением творческих возможностей учащихся, одновременно наблюдается и дифференциация их интересов и способностей в различных видах художественной деятельности (живопись, графика, макетирование, декоративно-прикладное искусство, скульптура). Все вышесказанное дает нам основание полагать, что период обучения в четвертом классе (9-10 лет) является наиболее приемлемым для реализации предлагаемого курса.

Отбор содержания предлагаемого курса продиктован реалиями современной социально-политической жизни общества: проводя работу по формированию у учащихся межэтнической толерантности, нельзя забывать о предубеждениях, отрицательных стереотипах и насмешках в восприятии представителей иных этносов и о предубежденности, которые необходимо преодолевать. Исходя из этого, перед нами стояла задача выбрать этнические культуры регионов, предубежденное отношение к представителям которых наиболее ярко выражено в обществе на бытовом уровне. Это особенно важно при работе с современными школьниками (имеется в виду Центральная полоса России), для многих, из которых за словами «чукча», «тундра» кроется насмешливое и уничижительное отношение к чему-то недалекому и пустому, а выражение «китайская грамота» несет в себе пренебрежительный оттенок непонятного и лишенного смысла и т.п.

Содержание курса имеет следующую структуру: «Вводное занятие», «Первобытное искусство. Общие истоки», «Народы Крайнего Севера. Искусство Чукотки», «Народы лесотундры и тайги. Искусство хантов -манси», «Искусство Китая», «Искусство Узбекистана и Туркмении», «Искусство народов Северного Кавказа».

Так же мы обращаем особое внимание на то, что, выбранные регионы исторически являются полиэтничными и сочетают в своих культурных традициях общие и специфические этнические черты.

Такой поликультурный подход коренным образом отличает содержание предлагаемого курса от уже существующих в педагогической практике, и направленных на углубленное изучение одной отдельно взятой национальной культуры того или иного региона [23, 65, 88, 89, 105, 123, 157, 191].

Выбирая из всего многообразия культур Земли несколько самых ярких и характерных, мы так же руководствовались тем, что, на наш взгляд, необходимо проследить наличие и неразрывность культурных связей по вертикали (во времени) и по горизонтали (в пространстве), дать кросскультурный анализ художественных традиций народов, проживающих в абсолютно разных природно-климатических условиях, сформировавших многообразие и неповторимость искусства.

Целью учебного курса «Культура разных народов на занятиях изобразительным искусством» является формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе создания целостного представления о единстве культурного многообразия мира. Задачами курса являются: предупреждение возникновения и снятия возникающих отрицательных стереотипов восприятия и предубежденного отношения к представителям иных культур; - передача систематизированных знаний и представлений об этнических культурах; - развитие эмоциональной отзывчивости учащихся к проявлениям этнических культур; формирование способности воспринимать и создавать художественные образы этнических культур; - формирование устойчивой потребности и навыков общения с этническими культурами; - формирование уважения и готовности к пониманию и принятию систем иных культурных ценностей.

Исходным материалом для оценки эффективности предложенного курса по формированию межэтнической толерантности младших школьников служат результаты наблюдения за непосредственной реакцией детей на занятиях изобразительной деятельностью (смехом, спонтанными высказываниями, проявлениями интереса, возникновением вопросов, желанием дополнить рассказ учителя или поделиться своими впечатлениями и знаниями, желание принести из дома предметы декоративно-прикладного искусства, книги и фотографии по текущей теме для демонстрации в классе), продукты творческой деятельности учащихся.

Оценка результатов детского творчества может быть осуществлена с позиции сформированности у ребенка: - умения видеть связь (обусловленность) культурного своеобразия с климатическими особенностями территории проживания этноса; - представлений о вкладе того или иного этноса в «культурную копилку» человечества; - устойчивости интереса к проявлениям этнического многообразия; - стремления самостоятельно находить ответы на вопросы, связанные с этническим многообразием мира. Данный курс рассчитан на 72 учебных часа, из которых 68 часов -учебные занятия в творческих мастерских и 4 часа - экскурсионная деятельность, выставки творческих работ учащихся проводятся по усмотрению учителя в конце выбранных тем или как итог завершения раздела (Приложение 4). Структура каждого экспериментального занятия содержит четыре части. Первая часть занятия - «Создание ситуации удивления» посвящалась актуализации интереса учащихся к предлагаемой теме, формулированию цели и задач занятия.

Во второй части - «Почему именно так?», в процессе диалога, в игровой ситуации учащиеся вместе с педагогом находят ответы на возникшие вопросы, устанавливают кросскультурные связи между проявлениями этнического многообразия.

Похожие диссертации на Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства