Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Развитие творческой активности как психолого-педагогическая проблема 9
1.1 . Теоретико-методологические основы развития творческой личности 9
1.2. Творческая активность как содержательная составляющая в структуре личности 1.3.Роль театрализованной деятельности в развитии творческой активности личности старшего дошкольника 65
ГЛАВА 2. Педагогическая система развития творческой активности личности старших дошкольников средствами театрализованной деятельности... 97
2.1. Сущность и структура педагогической системы развития творческой активности личности старших дошкольников 97
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования динамики развития творческой активности средствами театрализованной деятельности 120
Заключение 157
Список литературы 164
Приложения к диссертации 176
- Теоретико-методологические основы развития творческой личности
- Творческая активность как содержательная составляющая в структуре личности
- Сущность и структура педагогической системы развития творческой активности личности старших дошкольников
Введение к работе
В современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Общеизвестно, что предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.
Вопросы детского творчества, являясь одними из самых спорных и сложных, интересуют не одно поколение ученых. Различные аспекты творческого развития личности освещены в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, В.В. Медушевского, Б.В. Асафьева, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана и многих других ученых.
Возникновение и развитие различных направлений детской художественно-творческой деятельности рассматриваются в исследованиях Б.М. Неменского, В.А. Левина, Е.Ю. Сазонова (школьный возраст), Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной.
Однако, как показывает практика, при всем богатстве и разнообразии исследований творческого развития личности, недостаточно освещенными остаются вопросы развития творческой активности личности ребенка дошкольного возраста. Требующее разрешения противоречие наблюдается между относительной готовностью педагога к осуществлению творческого развития ребенка и неумением, а в ряде случаев и невозможностью создания необходимых для успешного протекания этого процесса условий.
Возникшее противоречие указывает на необходимость дальнейшей теоретической разработки и практического разрешения данной проблемы, что и обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности».
Целью исследования является разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогической системы развития творческой активности старших дошкольников.
Объектом исследования выступает театрализованная деятельность старших дошкольников.
Предметом исследования является развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности.
В основу исследования положена следующая гипотеза. Процесс развития творческой активности личности старшего дошкольника будет результативным, если:
• он приобретает характер педагогической системы, раскрывающей динамику становления личности и учитывающей психолого-педагогические условия протекания этого процесса;
• проектируемая педагогическая система базируется на диагностично поставленных целях и задачах развития, носит личностно-ориентированный характер;
• научно-методическое обеспечение процесса развития творческой активности представлено совокупностью авторской программы интегрированного спецкурса «Развитие творческой активности личности ребенка старшего дошкольного возраста»; методикой организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста; средствами диагностики уровней творческой активности личности; выявлением психолого-педагогических условий поддержки развития личности старшего дошкольника со стороны воспитывающего взрослого. Достижение поставленной цели может быть обеспечено путем решения следующих задач.
1. Уточнить сущность понятий «творческое развитие личности» и «театрализованная деятельность» посредством анализа исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической, культурологической литературе и образовательной практике.
2. Определить место творческой активности в структуре личности старшего дошкольника и ее проявления в театрализованной деятельности.
3. Выявить роль театрализованной деятельности в развитии исследуемого качества личности.
4. Разработать и научно обосновать ряд диагностических методик и критериальный инструментарий, позволяющие проследить динамику развития творческой активности старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составляют:
• фундаментальные положения по философии и психологии гуманистического подхода к воспитанию (Н.Д. Никандров, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс);
• концептуальные идеи личностно-ориентированного педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, А.А. Вербицкий, Г.И. Железов-ская, М.В. Кларин, В.В. Сериков);
• концепция деятельностного подхода в развитии личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
• философские концепции творческого развития личности (Н. А. Бердяев, М.М. Бахтин, Б.А. Лезин, А.А. Потебня и др.);
• теория активности, как важнейшего проявления жизнедеятельности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский);
• концептуальные идеи о специфике художественно-творческой деятельности ребенка 6-7 лет (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина Т.С. Комарова, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов);
• концепция одаренности (П. Торренс, Д. Гилфорд, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: содержательный анализ научных источников, включая диссертационные исследования, учебных и учебно-методических материалов, касающихся организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ); опыта педагогических инноваций; педагогическая диагностика; прямое и косвенное наблюдение, опросные и тестовые методы, беседа, анкетирование; системный анализ и синтез художественной деятельности старших дошкольников; математическая обработка экспериментальных данных; педагогический эксперимент, анализ продуктов театрализованной деятельности старших дошкольников, сравнение, обобщение.
База и этапы исследования: эксперимент проводился с 1997 по 2000 годы на базе педагогического факультета Балашовского филиала СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Центра развития ребенка «Дубравушка», ДОУ «Золотой ключик», методического кабинета отдела народного образования Балашовского района.
На первом этапе (1997 - 1998 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, культурологической, историко-педагогической литературы, современных педагогических и методических разработок в области проблемы развития творческих способностей детей, организация эмпирического исследования по изучению массовой образовательной практики в дошкольном образовании в области развития творческих способностей детей. На этом этапе удалось выявить теоретические основы исследования.
На втором этапе (1998 - 1999 гг.) проводилась первичная апробация условий и средств эффективного и целенаправленного развития творческой активности старших дошкольников.
На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) проводился формирующий эксперимент в его завершенном виде, что позволило выявить степень эффективности разработанной нами педагогической системы. Осуществлялось оформление диссертационной работы и подготовка методических рекомендаций для воспитателей.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:
• Выведены на новый качественный уровень и обогащены содержательно категории, характеризующие процесс развития творческой активности старших дошкольников.
• Проанализированы теоретико-методологические подходы к организации театрализованной деятельности старших дошкольников.
• Предложены научно-методическое обеспечение процесса развития творческой активности старших дошкольников, диагностический инструментарий и критериальные показатели уровней творческой активности.
• Определено и эффективно реализовано содержание театрализованной деятельности старших дошкольников в развитии их творческой активности.
• Разработана авторская педагогическая система развития творческой активности дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в важности полученных результатов для реализации идеи развития творческой личности дошкольника, в применимости диагностических методик в практике дошкольного воспитания. Разработанное содержание и технология развития творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности могут быть использованы для конструирования процесса дошкольного воспитания различных образовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
• глубокой проработкой методологических, технологических и педагогических основ организации театрализованной деятельности дошкольников;
• соответствием методов исследования его целям и задачам;
• тесной связью теоретических исследований с практикой обучения и воспитания дошкольников;
• репрезентативностью выборки и использованием методов математической статистики для проверки достоверности полученных экспериментальных результатов;
• решением поставленных в исследовании задач.
На защиту выносятся:
1. Педагогическая система развития творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности.
2. Сущность и компонентный состав творческой активности старших дошкольников.
3. Диагностические методики выявления уровней творческой активности.
Теоретико-методологические основы развития творческой личности
Проблема организации личностно-ориентированного образовательного процесса является особенно острой в педагогической науке в настоящее время. Необходимость осуществления образования ориентированного на личность, а также организации творческой деятельности детей, побуждает педагогов изыскивать новые пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса во всех типах образовательных учреждений, в том числе дошкольных.
Формы и пути выявления творческой личности очень многообразны и могут проходить по нескольким плоскостям. Это обусловлено тем, что личность представляет собой очень сложное образование. Структура личности в последнее время привлекает самое пристальное внимание педагогов, психологов и социологов.
В психологической литературе (3,22,31,115) имеются разные подходы к пониманию личности.
1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее "личного мира", т.е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
2. Личность рассматривается как система черт - относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
3. Личность описывается и как деятельное "Я" субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.
4. Личность (по В.А. Петровскому) рассматривается и как субъект пер-сонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях (115, с. 17 - 18).
Л.С. Выготский рассматривает личность как понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врождена, но возникает в результате культурного и социального развития (31, с. 315).
В связи с этим, представляется важным уточнить сущность самого понятия «развитие». Вопрос не праздный, так как до сих пор в педагогической науке нет единого четкого его определения.
Т.А. Ильина дает следующее определение: "Развитие человека - это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль" (50, с. 18).
У Ю.К. Бабанского читаем: "Формирование личности - и процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания" (109, с. 10).
Как видим, в одном случае развитие определяется через формирование, в другом - формирование через развитие. По мнению В.И. Андреева (5) эта логическая ошибка связана с тем, что понятие «развитие» является относительно молодым и не совсем устоявшимся в педагогической науке.
Вместе с тем развитие личности воспитанника является следствием становления всей педагогической /образовательной/ системы. Поэтому важно понять, что вообще характерно для этого развития, каковы необходимые и достаточные признаки самого процесса и результата развития системы, объекта.
Самый общий ответ на этот вопрос мы находим в "Философской энциклопедии": "Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений" (158, с. 561).
Для определения процесса и результата развития к характеристике педагогических /образовательно-воспитательных/ систем нужно выделить следующие закономерности развития:
а) для образования - это переход образования в самообразование,
б) для воспитания - это переход воспитания в самовоспитание,
в) для социализации - это переход социализации в самореализацию,
г) для обучения - это переход обучения в самообучение,
д) для развития педагогических /образовательно-воспитательных/ систем в целом - это переход развития в саморазвитие.
С учетом сказанного, понятие "развитие" для педагогических /образовательно-воспитательных/ систем можно определить следующим образом: развитие педагогической /образовательно-воспитательной/ системы -это процесс и результат целенаправленного изменения системы, наиболее общей закономерностью которой является ее переход из состояния развития в саморазвитие.
П.И. Подласый рассматривает развитие как процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития - становление человека как биологического вида и как социального существа (117).
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.
Творческая активность как содержательная составляющая в структуре личности
Проблема творческой личности и ее проявления в творческой деятельности является актуальной в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Литература по науковедению, по психологии мышления и творчества весьма обширна и разнохарактерна. В последние годы на страницах ряда научных изданий были опубликованы интересные материалы по проблеме творчества, в которых делается попытка выявить его особенности, отличие от других видов деятельности. Ученые изучают закономерности творческих процессов и пытаются найти эффективные способы их активизации. Исследователи выявляют их общие моменты, суть творчества. Творчество рассматривается как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания.
Психологи Л. П. Гримак, А. Г. Спиркин, X. Е. Трик определяют творчество через результат деятельности, акцентируя внимание на творческом продукте (39, 143,152).
Миславский Ю. А., Бурно М. Е. подходят к проблеме с позиции личности, ее духовного роста (91,24).
Коваленко Е. И. предлагает рассматривать творческую деятельность комплексно, объединяя личностные, внутренние и внешние условия, необходимые составляющие творческого потенциала (57).
Обобщив все точки зрения, можно дать следующее определение творчества.
Творчество - это деятельность психологически ценная, духовно развивающая творящего субъекта, который имеет творческие способности, нешаблонное мышление, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых личностных качеств, результатом которой является открытие новых оригинальных ценностей.
В педагогике и психологии термин "творчество" рассматривается в контексте понятия "творческая деятельность".
Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. Этому прямо соответствовало адекватное физическое понятие, поскольку, по аналогии с естественными науками, считалось, что психическая энергия может служить конкретным количественным показателем творческих способностей личности. Такое понимание природы творческой деятельности подкреплялось методически, чему способствовала методология факторного анализа.
Новое направление в подходе к проблеме творческой деятельности представлено в трудах ученых "павловской школы" (В.М. Бехтерев, М.А. Блох, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, И.П. Павлов, В.В. Савич, А.А. Ухтомский и др.), которые определяли природу творческого акта с рефлексологической точки зрения.
Творческую ситуацию они трактовали как раздражитель, понимая творческую деятельность как реакцию на такой раздражитель. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляющего проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется путем воспроизведения прошлого опыта весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю - проблеме. Таким образом, сама проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения - доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность.
Сущность и структура педагогической системы развития творческой активности личности старших дошкольников
На современном этапе общество испытывает высокую потребность в специалистах творческого потенциала в разных областях деятельности. Учитывая научно доказанный факт, что период детства в целом характеризуется проявлением талантов, поддержка и развитие творчества и активности детей является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Именно педагог призван постоянно будить фантазию, воображение, мышление, творческую активность растущего поколения. В современных условиях развития образования появляется множество новых программ для реализации этих задач. Остановимся на некоторых из них.
До определенного момента все детские дошкольные учреждения работали исключительно по типовой программе воспитания и обучения в детском саду, которая, на наш взгляд, не использовала всех возможностей театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность в этой программе представлена в разделе "Игра" театрализованными играми, в разделе "Художественная литература" - драматизациями небольших отрывков литературных произведений, в разделе "Праздники и развлечения" - организацией представлений кукольного, теневого театров и спектаклей (122).
Театрализованная деятельность используется педагогами не только как воспитательное, но и как мощное развивающее средство, чему свидетельствует большой педагогический опыт.
В программах "Радуга" (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.)(125) и "Детство" (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.)(41) максимально обеспечиваются условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе (использовать игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по художественному труду изготавливать атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.); для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (ставить совместные спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организовывать выступления детей старших групп перед малышами и пр.).
Авторы программ "Радуга" и "Детство" нацеливают педагогов на развитие творчества детей в театрализованной деятельности следующим образом:
поощрять исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.);
развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в том числе предоставляют главные роли застенчивым детям, включают в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечивают активное участие каждого ребенка в спектаклях и других выступлениях);
побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передачи характерных особенностей различных персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний);
учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей, передаваемые различными средствами драматизации (педагог демонстрирует с помощью мимики и движений радость, горе, гнев, удивление и пр. и предлагает детям определить его состояние, используя кукольный персонаж, ребенок произносит одну и ту же фразу с разной интонацией, а другие дети угадывают характер и настроение персонажа);
предоставлять детям право выбора средств для импровизации и самовыражения (в том числе сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров и пр.).
Как отмечают авторы программы "Семицветик" (13) В. Ашиков, С. Ашикова: "Маленькие дети - замечательные актеры: стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы часть какого-то костюма, как он сразу же входит в образ" (14, с.44). Они указывают, что задача педагога - увлечь ребенка, "заразить" его игрой в театр. Авторы рассматривают "... любой спектакль, поставленный совместно с малышами и их родителями, любой праздник с элементами театрально-игрового творчества - это прежде всего игра, особая, праздничная игра, которую мы, взрослые, помогаем ребенку организовать, украсить, придать ей особый вид сказочного действия, и играем мы в эту игру вместе" (14, с.44).
Немаловажное значение для успешной реализации творческих способностей в театрализованной деятельности имеет развитие исполнительского творчества. Во многих авторских программах (70, 141) этому разделу работы уделяется большое внимание ("Развитие", "Синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников", "Театр - творчество - дети").
Так Н.С. Варенцова, одна из авторов программы "Развитие", отмечает, что благодаря развитию исполнительских способностей, в ряду которых воплощение образов и развитие пластического творчества, к концу дошкольного возраста оказывается возможным подводить детей к тому, чтобы они (в сотворчестве друг с другом и при некотором руководстве педагога) могли "ставить" и выразительно показывать театрализованные представления по сюжетам сказок.