Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Проблема этнокультурного развития дошкольников в педагогической теории и практике
1.1 Состояние проблемы этнокультурного развития дошкольников в педагогической теории и практике 11
1.2 Художественно-творческая деятельность как основа этнокультурного развития детей дошкольного возраста 25
1.3. Этнокультурная характеристика башкирского этноса 41
1.4. Диагностика этнокультурного развития дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности 64
Выводы по первой главе 77
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по этнокультурному развитию дошкольников в процессе художественно- творческой деятельности
2.1. Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы 79
2.2. Методика этнокультурного развития в процессе художественно-творческой деятельности 88
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 107
Выводы по второй главе 123
Заключение 125
Библиография 130
Приложения 144
- Состояние проблемы этнокультурного развития дошкольников в педагогической теории и практике
- Художественно-творческая деятельность как основа этнокультурного развития детей дошкольного возраста
- Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
- Методика этнокультурного развития в процессе художественно-творческой деятельности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Фундаментальные перемены в жизни общества, произошедшие во второй половине XX века, вызвали растущий интерес к проблемам материальной и духовной жизни народов, к их национальной культуре, языку, традициям.
В настоящее время башкирский народ переживает один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории. Это характеризуется значительным ростом национального самосознания, большим интересом к своему национальному бытию и историческому опыту. Все больше внимания сегодня уделяется проблемам развития родного языка и культуры, вопросам сохранения и развития естественно-природной этнокультурной среды (Б. Ш. Гумеров, 1995).
Отношение к башкирской этнокультуре как средству коммуникации поколений, формирование культурных эстафет в рамках башкирского этноса в педагогическом процессе позволяет говорить о возможностях преодоления разрыва между рекомендациями, наработанными педагогикой, этнопедагоги-кой и педагогической практикой.
Практика создания и применения педагогических концепций с особой остротой ставит вопрос отражения в содержании новой школы национальных и региональных отличий, так как образование и воспитание может быть полноценным только при включении в систему учебного процесса изучение родного языка, национальной культуры, традиций.
Теоретические работы и практика реформирования традиционных образовательных систем не могут сформировать какие-либо общие критерии, которым должны отвечать способы трансляции культуры в систему образования.
Этнопедагогические исследования, проведенные в последние годы, делают попытку устранить серьезный пробел этнокультурных знаний подрастающего поколения. Можно выделить работы ученых, в которых освещаются вопросы формирования личности в контексте национальной культуры - Е. Б. Бондаревской, Н. В. Бикбулатова, Д. Ж. Валеева, Г. Н. Волкова, Р. Г. Гадие-ва, А. Э. Измайлова, Ю. С. Кутлугильдиной, Н.А.Мажитова, О. Д. Мукаевой, М. С. Нагина, Л. В. Неретиной, С. И. Раимовой, В. Т. Рамзай, С. С. Танхасае-вой, А. А. Шадриной и др.
Активно развивающаяся этнохудожественная образовательная система в России открывает новые возможности для этнокультурного развития дошкольников (В. М. Вахин, 1997).
В отечественной педагогике вопрос, связанный с художественно-эстетическим образованием и развитием дошкольников и школьников на материале национальных традиций народного искусства, получил освещение в педагогических исследованиях С. Ф. Абдулаева, Е. С. Асылханова, Э. Атдаева, А. А. Данилова, Л. В. Ершовой, Б. И. Ижанова, Т. С. Комаровой, Л. Э. Лапшиной, В. Н. Магомедовой, Л. Г. Савенковой, Т. Я. Шпикаловой и др.
Вместе с тем, меры, которые принимаются со стороны государственных и общественных организаций, со стороны школ, дошкольных учреждений по решению возникших проблем трансляции этнокультуры, часто носят несистемный и нецеленаправленный характер, не всегда решаются комплексно и на
должном уровне.
Исследование показало', что проблема становления и функционирования современной системы дошкольного образования заключается не столько в определении общих тенденций ее развития, сколько в поиске новых ответов на вопросы:
1 В организации данного исследовательского проекта активное участие принимал заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, доктор медицинских наук, профессор 3. Т. Бикбулатов, которому соискатель выражает искреннюю признательность.
а) что такое национально-региональное дошкольное образование как
специфический носитель этнокультуры в современных условиях?
б) каковы социокультурные предпосылки подходов к трансляции этно
культуры в процессе дошкольного образования?
в) какие педагогические системы наиболее удобны для процессов усвое
ния башкирской этнокультуры в условиях дошкольного образования?
Ответы на эти вопросы, выработанные в ходе педагогического эксперимента и наблюдений представлены в нашем исследовании.
На основе вышеизложенного была определена проблема исследования, заключающаяся в устранении противоречий между потребностью в организации интегративного постижения основ национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению этой задачи в практике национально-регионального дошкольного образования.
Поиск путей разрешения обозначенной проблемы определил актуальность и выбор темы изыскания: «Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному этнокультурному развитию дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности.
Объект исследования - художественно-творческая деятельность дошкольников башкирской национальности.
Предмет исследования - процесс этнокультурного развития детей дошкольного возраста.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности происходит наиболее эффективно, если определены следующие педагогические условия:
а/ художественно-творческая деятельность осуществляется в условиях билингвизма (двуязычия);
б/ содержание дошкольного образования включает национально-региональный компонент этнокультурного развития дошкольников с учетом возрастных особенностей;
в/ осуществляется комплексное освоение различных видов искусства в процессе художественно-творческой деятельности и разработана система критериев этнокультурного развития дошкольников;
г/ организована подготовка компетентных педагогических кадров для работы в национальных группах дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Исходя из цели и гипотезы в работе решались следующие задачи.
1. Изучить степень разработанности проблемы этнокультурного развития дошкольников в педагогической теории и практике.
. Определить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности.
. Разработать критерии эффективности этнокультурного развития дошкольников.
4. Разработать методику этнокультурного развития дошкольников с учетом возрастных особенностей и внедрить их в педагогическую практику.
Методологическую основу исследования составили концептуальные идеи ученых: Б.Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. исследования процессов обучения и воспитания по теории деятельности; В. И. Андреева, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др. по теории учебно-творческой деятельности; Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, А.А. Мелик-Пашаева, Д.Б. Эльконина и других по исследованиям психологических основ детского художественно-творческого развития; Б.М. Неменского, Т.С. Комаро-
вой, Н. П. Сакулиной, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой, Ю. П. Юсова и др. исследования в области художественно-эстетических дисциплин; Г. Н. Волкова, А. Э. Измайлова, К. Закирьянова, О. Д. Мукаевой и др. по проблемам проектирования этнопедагогических подходов в образовательных системах; концепция национального образования Республики Башкортостан, ориентированная на развитие родного языка, национальной культуры.
Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили методы и ход экспериментального исследования проблемы, которое осуществлялось поэтапно в период с 1993-го по 1998год.
На первом этапе изучено состояние проблемы в педагогической теории и практике; осуществлен анализ психолого-педагогической литературы; выяснено состояние реальной практики этнокультурного развития подрастающего поколения на территории Челябинской области, в Республике Башкортостан; определены рабочая гипотеза и цель исследования; разработана методика опытно-экспериментальной работы; выбрана экспериментальная база для проведения констатирующего эксперимента. При этом использовались следующие методы исследования: системный анализ, анализ литературных источников, анкетирование, беседы, наблюдение.
На втором этапе организована опытно-экспериментальная работа и апробация программы художественно-творческого развития «УСЕМТЭ», направленная на этнокультурное развитие дошкольников. Использованы методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок.
На третьем этапе продолжено проведение опытно-экспериментальной работы по проверке результативности разработанных педагогических условий осуществления этнокультурного развития дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности; разработаны и внедрены в практику национальных групп дошкольных образовательных учреждений области методиче-
ские рекомендации. Основные методы исследования: анализ продуктов детской творческой деятельности (рисунков, поделок), метод сравнения, методы статистической оценки качественных различий между экспериментальными и контрольными и контрольными группами (критерия X2 Пирсона и точного критерия Фишера), анализ и обобщение личного опыта работы.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения № 365 г. Челябинска.
Научная новизна исследования:
1. Обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия,
способствующие этнокультурному развитию дошкольников башкирской на
циональности через изучение языка, традиций, культуры в процессе художе
ственно-творческой деятельности на основе комплексного изучения различных
видов искусства.
2, Разработана система критериев этнокультурного развития дошкольни
ков, включающая: сформированность положительно-устойчивого отношения к
башкирскому этносу (национальные праздники, обычаи, традиции народа, на
циональные игры); проявление эмоционально-положительной реакции на свое
образие и красоту национальной культуры (национальная музыка, музыкаль
ные инструменты, танцы, песни и т.д.); использование национальных элемен
тов в изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности; владение
башкирским языком в условиях билингвизма.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении понятия «этно-культура», «этнокультурное развитие дошкольников».
Практическая значимость исследования состоит в разработке программно-методического обеспечения (программы, дидактических, практических пособий, методических рекомендаций, учебных тетрадей, русско-башкирского терминологического словаря изобразительного искусства), повышающего уровень этнокультурного развития дошкольников. Материалы ис-
следования могут быть также использованы для этнокультурного развития учащихся разных возрастных групп общеобразовательной школы, при подготовке национальных кадров, при разработке программ по художественно -творческому развитию дошкольников.
Достоверность полученных результатов обеспечена целями и задачами исследования; поэтапным проведением экспериментальной работы на основе выявленных педагогических условий, обеспечивающих, комплексный, дея-тельностный подходы к этнокультурному развитию дошкольников; репрезентативностью полученных экспериментальных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1). Диагностика уровня этнокультурного развития дошкольников на основе разработанной системы критериев, позволяющая оценить результаты исследования.
2). Комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешность этнокультурного развития дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности;
а/ осуществление художественно-творческой деятельности в условиях билингвизма;
б/ включение в содержание дошкольного образования национально-регионального компонента этнокультурного развития дошкольников с учетом возрастных особенностей;
в/ осуществление комплексного освоения различных видов искусства в процессе художественно-творческой деятельности;
г/ подготовка педагогических кадров для работы с национальными группами ДОУ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлена по следующим направлениям: на семинаре-совещании: «Мастерская Б. М. Немен-ского: Роль уроков изобразительного искусства в современной школе» (Моек-
ва, февраль 1995 г.); на Всемирном курултае башкир в работе секции «Башкирская женщина, семья и детство» (Уфа, июнь 1995 г.); на районной научно-практической конференции: «Развитие духовности личности средствами образования» (ноябрь 1995 г.); на научно - методической конференции: «Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах физической культуры» (УралГАФК, май 1997 г.); на III областном курултае башкир Челябинской области в работе круглого стола (декабрь 1997 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Этнохудожественная образовательная система в России. Теория и практика» (Магнитогорск, февраль 1998 г.); на П-й региональной научно-практической конференции ученых, аспирантов и студентов (УралГАФК, февраль 1998 г.); на городской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития городской системы дополнительного образования» (Дворец творчества для детей и юношества на Алом поле, апрель 1998 г.); на курсах для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей изобразительного искусства Аргаяшского, Кунашак-ского, Сосновского, Красноармейского районов (Аргаяш, ноябрь - март 1993-1994г.г.); на спец-семинаре в педколледже № 1 г.Челябинска, и в Аргаяшском педучилище; на заседании слушателей Школы педагога-исследователя кафедры педагогики УралГАФК (рук. проф. А. Я. Наин); в статьях, опубликованных в журналах, в научно-практических сборниках ЧГУ, УралГАФК.
Основные положения диссертационного исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс национальных групп дошкольных образовательных учреждений Аргаяшского района и изложены в 9 (девяти) публикациях автора.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав,
выводов, заключения, библиографии и приложений. Список используемой и
цитируемой литературы состоит из 191 источника, из них 7 на иностранном
языке. В работе приведено 10 таблиц, 1 схема и 4 рисунка.
Состояние проблемы этнокультурного развития дошкольников в педагогической теории и практике
Педагогическая наука накопила немалый теоретический и практический опыт стимулирования этнокультурного развития подрастающего поколения. Вместе с тем, изучение состояния проблемы этнокультурного развития показало, что ряд вопросов нуждается в освещении и уточнении.
В научной литературе мы не встретили определение понятия «этнокуль-тура», поэтому прежде всего остановимся на рассмотрении этимологии определений «этнос» и «культура», входящих в состав этого термина.
Древнегреческий термин «этнос» этимологически означает «группу людей», «стаю», «толпу», «племя», «народ». Первая общая концепция этноса как самостоятельного явления принадлежит русскому ученому С. М. Широкогоро-ву, давшему определение понятия в 1923 году: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традициями и отличаемых от других таковых групп» (79, с.92).
Другое определение понятию «этнос» или «этническая общность» дается в энциклопедическом словаре: «Этническая общность» (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают этнолингвистические группы (например русские, украинцы, поляки и др. - славянская этническая общность), а также обособленные части внутри народа (этнографические или субэтнические группы)» (140, с Л 582).
Второе ключевое понятие - «культура» - с одной стороны находится в тесной связи с философией и воспринимается обыденным сознанием как явление чисто духовное, с другой стороны, оказывается связанным с материальной жизнью общества. Свой вклад в обогащение этого понятия вносят антропология, этнография, социология, общественная психология, этнопсихология, исследовавшие феномен человека как творца культуры.
Отсюда то огромное количество определений термина «культура», встречающихся в работах отечественных и зарубежных исследователей. (Число их измеряется уже четырехзначными цифрами).
В древнем мире латинское слово «cultura», первоначально означало «возделывание земли». Позднее, в трудах Цицерона (45 г. до н.э.) уже встречается его расширительное и переносное использование в выражении «cultura animi», что можно перевести как «обработка, совершенствование души». Со временем в романских языках слово «культура» начинает употребляться и в многочисленных близких значениях: «воспитание», «образование», «умение», «почитание», «развитие» и т.п.
В своем учебнике «Основы культурологии» С. П. Мамонтов пишет: «...словом «культура» в синхронном плане могут объединяться самые различные группы людей - от весьма малочисленных (культура племени) до миллиардных (культура Запада), при этом объединяющими факторами, с разной степенью значимости, могут быть: язык, хозяйство, образ жизни, территория, общий менталитет и многое другое. Ни один из факторов, взятый в отдельности, недостаточен для образования культурного единства, но и необязателен для его фактического осуществления» (89, с.90).
Он же выделяет следующие типы культурных общностей: - расово-этническая культурная общность; - национально-культурная общность; - регионально-историческая культурная общность; - культурная дихотомия «Восток и Запад»; - мировая культура (там же). Наибольший интерес представляют два типа культурных общностей.
Первым типом, самым древним, является расово-этническая культурная общность. В ее основе лежат общие наследственные психофизиологические особенности людей, связанных единством происхождения, а на ранних этапах и определенной областью обитания. Выделяют три основные расовые группы : европеоидная, негроидная и монголоидная. Их называют большими расами. Некоторые исследователи выделяют и четвертую группу - австралоидную. Российские татары, башкиры сохраняют определенное родство с монголоидными народами Средней Азии.
Другой тип - национально-культурная общность - в отличие от расовой, менее устойчива, может просуществовать десятки, сотни лет, в то время, как расово-этническая общность, спаянная единством крови и традиций, связанных с природой, сохраняется в течение многих веков и тысячелетий.
Нация, отмечает Мамонтов С. П., будучи категорией не только этнической, но и исторической, представляет собой общность людей, складывающуюся преимущественно на экономической основе в процессе обретения единой территории, единого литературного языка и некоторых общих особенностей духовной жизни, культуры и характера (89, с.93).
Художественно-творческая деятельность как основа этнокультурного развития детей дошкольного возраста
Поиск оптимальных условий организации интегративного постижения основ национальной башкирской культуры позволили сделать предположение, что этнокультурное развитие дошкольников эффективнее всего происходит в процессе художественно-творческой деятельности. Дошкольники сензитивны к эмоционально-образному восприятию, сопереживанию, поэтому формирование этнокультурного мировоззрения осуществляется наиболее эффективно на предметах художественного цикла. Художественно-творческая деятельность является существенной составляющей жизни в детском саду. Эта деятельность предоставляет возможность реализовать свои познавательные, художественные, творческие потребности и интересы, является одним из средств развития детей дошкольного возраста. Именно в процессе художественно-творческой деятельности развиваются особые чувства, восприятие окружающего мира, духовно-нравственные позиции.
В работах психологов А. Н. Леонтьева, М. С. Кагана, М. П. Буевой, Д. И. Фельдштейна, (82, 67, 29, 160) доказано, что в процессе деятельности человек наследует опыт прошлого, все достижения природы и общественной жизни. При этом он одновременно достраивает, переделывает предметный мир, природу и в этой сложной деятельности выступает и как субъект, и как творец.
Как отмечает А. Н. Леонтьев, «деятельность - это единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно формирует субъекта в предметном мире, это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» (82, с.81).
Деятельность полифункциональна, в ней можно выделить как минимум пять функций (175, с.272): - деятельность как универсальная характеристика человеческого мира; - деятельность как предмет объективного научного изучения; деятельность как предмет управления (организации, функционирования); - - деятельность как предмет проектирования (выявления способов и условий оптимальной реализации видов деятельности); - деятельность как ценность (в системах куль гуры).
Через деятельность личность включается в общественную жизнь, она охватывает «материально-практические и интеллектуальные, духовные операции, внешние и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и работа руки, процесс познания в такой же мере, как человеческое поведение» (67, с.5). По мнению Р. С. Немова, «деятельность всегда целенаправленна, актив на, нацелена на создание некоторого продукта» :(107, с.128). В качестве цели деятельности выступает продукт. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет „ело. Предметом познавательной деятельности яв- ляются всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения, навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материаль ный продукт (там же).
Каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Такое поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в различные виды деятельности. В результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности (82).
Общение как вид деятельности направлено на обмен информацией между общающимися людьми. Оно преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных отношений между детьми.
Игровая деятельность - это основной вид деятельности дошкольника, она обеспечивает удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка, которые вместе с познавательными потребностями часто объединяют в одно общее образование, обозначающееся единым понятием - «духовные потребности».
Ученые Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. определяют игру и как деятельность, в которой складываются и совершенствуются управление поведением (10,46, 83,175).
Учение является видом деятельности, цель которого - приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Трудовая деятельность определяет развитие человека с ранних лет жизни, под ее влиянием происходит наиболее благополучное формирование личности. На протяжении развития человека трудовая деятельность претерпевает изменения по содержанию, по мотивациям, по способам, по результатам. И это совершенствование трудовой деятельности осуществляется во взаимодействии с другими видами деятельности. Творческое начало в трудовом процессе наполняет учебные понятия конкретным содержанием, совершенствует познавательную деятельность. «Руки должны будить мысль в других видах деятельности»,- считал В. А. Сухомлинский (145).
В последние десятилетия особым объектом внимания педагогов и психологов стала творческая деятельность человека, «порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» (140, с.1322).
Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
В первой главе диссертационного исследования нами было проанализировано состояние проблемы этнокультурного развития дошкольников в педагогической теории и практике; рассмотрена художественно-творческая деятельность как основа этнокультурного развития дошкольников; раскрыта этнокультурная характеристика башкирского этноса; раскрыта диагностика этнокультурного развития дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности.
В ходе теоретического осмысления проблемы мы выдвинули ряд предложений, требующих экспериментальной проверки.
Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности будет более эффективным, если: а/ художественно-творческая деятельность осуществляется в условиях билингвизма (двуязычия); б/ содержание дошкольного образования включает национально-региональный компонент этнокультурного развития дошкольников с учетом возрастных особенностей; в/ осуществляется комплексное освоение различных видов искусства в процессе художественно-творческой деятельности детей и разработана система критериев этнокультурного развития дошкольников; г/ организована подготовка компетентных педагогических кадров для работы в национальных группах ДОУ.
Экспериментальная проверка педагогических условий эффективности этнокультурного развития дошкольников в процессе художественно -творческой деятельности не может быть решена без апробации разработанного программно-методического обеспечения. Все выше перечисленные предложения проверялись в ходе экспериментальной работы, предполагающей решение следующих задач: 1. Определение условий проведения опытной работы, подбор экспериментальной и контрольной групп. 2. Изучение уровня готовности детей дошкольного возраста башкирской национальности к изучению основ национальной культуры в процессе художественно-творческой деятельности. 3. Разработка и внедрение национально-региональной программы художественного образования в дошкольных образовательных учреждениях. 4. Изучение возможностей программы художественно-творческого развития «УС ЕМТЭ» в условиях билингвизма. 5. Выбор методов исследования и преобразование их в конкретные методики, адекватные исследовательским задачам. 6. Определение методов статистической обработки полученных экспериментальных данных. 7. Разработка учебно-методического обеспечения, состоящего из методических рекомендаций, пособий для педагогов и детей, словаря. 8. Обобщение накопленного опыта.
Цель эксперимента - практическая апробация комплекса педагогических условий, способствующих этнокультурному развитию дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. Все три этапа взаимосвязаны и подчинены единой цели. Каждый этап характеризуется своими задачами, методами, средствами и результатами.
На первом этапе (1993 -1994 гг) решались следующие задачи : а) выяснение состояния реальной практики по решению проблемы этнокультурного развития дошкольников на территории Челябинской области и в республике Башкортостан; б)определение рабочей гипотезы опытно-экспериментального исследования; в) создание временного творческого коллектива для проведения опытно экспериментальной работы; г) отбор экспериментальной и контрольной групп, определение педаго гических условий; д) подготовка справочных материалов по башкирской этнокультуре; ж) экспериментальная проверка исходного варианта программы художе ственно-творческого развития «YQEMTG»; е) разработка методики этнокультурного развития дошкольников. На втором этапе эксперимента (1994 - 1996 гг.) нами были поставлены следующие задачи : а) корректировка и повторная экспериментальная проверка программы художественно-творческого развития «У ЕМТЭ»; б) проверка эффективности выдвинутой совокупности педагогических условий, способствующих осуществлению этнокультурного развития дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности.
Методика этнокультурного развития в процессе художественно-творческой деятельности
Основополагающими в разработке методических основ нашего исследования явились методологические подходы, разработанные академиком Б. М. Неменским.
Опираясь на «Концепцию художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе» (106), нами был определен ряд системообразующих принципов построения методики этнокультурного развития дошкольников:
1. Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения учебного материала.
2. Принцип поэтапных открытий, основанный на четком вычленение тем по годам и блокам.
3. Принцип единства восприятия и созидания, связанный с обязательным закреплением этнокультурного восприятия в процессе художественно-творческой деятельности: изобразительной, декоративной, конструктивной, речевой, музыкальной.
4. Принцип постоянства связи с жизнью, реализуемый в установлении прочных связей занятий с восприятием окружающей жизни.
5. Принцип создания потребности в приобретении знаний, умений и навыков, осуществляемый для активизации сознания дошкольников.
Методика формирующего эксперимента предусматривала разработку программы этнокультурного развития дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности.
Методологической и концептуальной основой программы «YCEMT3» явилась программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классов» Б. М. Неменского. Практической основой стала программа «РОСТОК» (руководитель авторской группы А. В. Шестакова, и др. в том числе и автор данного исследования в числе авторов порциальных программ) (171, с.3).
Цель программы - этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности.
«YCE/ЛТЭ» - национально-региональная программа художественного образования для детей дошкольного возраста башкирской национальности, направленная на сохранение и развитие наследия башкирской этнокультуры.
Основное назначение программы заключается в том, чтобы каждый ребенок на родном языке впитал в себя культурное наследие своего народа, его философию посредством специфических для дошкольного возраста видов деятельности.
Данная программа предусматривает введение национально-регионального компонента в дошкольное образование, национальное художественно-эстетическое воспитание детей с учетом природно-климатических, экономических, этнических, социальных условий, особенностей территории. Программа учитывает системно-комплексный подход в этнокультурном развитии дошкольников. Много внимания уделяется изучению теоретических основ башкирского народного творчества, декоративно-прикладного искусства, обычаев, традиций, этно-исторического материала.
Программа предлагает систему доминирующих тем по годам и блокам. При этом, также как и программа «РОСТОК», наша программа учитывает возможности художественно-творческой деятельности в дошкольных учреждениях и сохраняет ее основные специфические виды деятельности (37,с.19).
Программа «УСЕМТЭ» предлагает решение следующих задач: 1) формирование духовных начал личности, т.е. тех которые необходимы для становления внутреннего мира растущего человека; 2) формирование его отношения к родным, близким, воспитателям, обществу, к самому себе; 3} формирование положительного отношения к башкирскому этносу; 4) знакомство с культурой и искусством своего народа; 5} ознакомление с различными видами художественно-творческой деятельности, овладение образным языком изобразительных искусств; 6) изучение терминологии изобразительного искусства, 7) изучение слов и словосочетаний родного языка через специально подобранные игровые формы, закрепление их в практической работе способом ненавязчивого, многократного повторения в общении. Экспериментальная программа учитывает возрастные изменения в психофизиологическом развитии детей. Каждая возрастная группа имеет свою основную задачу и тему года. Содержание темы года разделено на последовательно построенные блоки занятий, которые также имеют название и целевые установки. Обучение техническим умениям и навыкам происходит с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей дошкольника.
Любое обучение - это формирование навыков и умений. Умения - это владение способами, приемами, действиями применения усваиваемых действий на практике (140, с.468). Умения доведенные до автоматизма - это навыки. «Всякий навык достигается многократной повторяемостью операции, - пишет Б. М. Неменский, ...это закономерность любых - как технических, так и духовных - навыков. Человек же, научившийся петь, играть на инструменте, рисовать, обязательно (навыки обеспечат) откроет свою душу искусству. Если же, ставить средства, языковые навыки на третье, а не на первое место - им и времени в уроке не найдется» (103, с.72).