Введение к работе
Актуальность исследования. Социальные преобразования, связанные с изменением статуса человека в обществе, приоритет его уникальности а свободы обуславливают необходимость раскрытия творческого потенциала личности. Поэтому, перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствуете максимальному развитию индивидуальных возможностей кавдого человека.
Чрезвычайно значимо решение этой задачи в период дошкольного детства, так как данный возраст признан отечественными и зарубежным» психологами и педагогами /Г.М.Бреслав, Л.И.Божович, К.Еьлер, Л.С.Быготский, Р.Зазэо, А.Ь.Запорожец, А.НЛеонтьев, М.И.Лисина, Ж.Пїіаже, Д.Б.Эльконин и др./ этапом интенсивного' развития личности, ее психических процессов, чувств, представление, отношений, интеллектуальных и художественных способностей.
Раскрытие внутренних возмомюстей человека осуществляется в деятельности /Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др./. Максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности -творчества /Ю.А.Гусев, И.П.Калошина, П.П.Крамар, Я.А.Пономарев, А.П.ШумилЕН и др./.
Исследования показывают, что ребенок может проявлять творчество в осваиваемых им видах деятельности: "познавательной /Л.А.Венгер, А.Б.Запорожец, Б.П.Никитин, Н.Н.Поддьяков и др./, игровой /Р.К.Куковская, Л.Б.Лидак, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и ДР./, художественной Лі.А.Ветлугина, И.Л .Дзе,ржинская, Р.И.Казакова, Ь.П.Сакулина, О.Н.Сомкова и др./. Однако, недостаточно изученной остается проблема определения таких видов деятельности, освоение которых способствовало бы творческому самовыражению кавдого ребенка. Возможность решения этой задачи связана с исследованием хороводной игры как разновидности художественно -игровой деятельности детей.
Хороводная игра представляет собой уникальный синтеэ народной традиции, творческой импроввзационностя, художественной образности и игровой доступности для дошкальников. Воспитательная ценность хороводной игры обще признана в педагогике /К.Д.Ушинс-кийУ Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, А.П.Усова и др./. Вместе с тем, практически не исследована роль хороводной игры в развитии
творческого потенциала дошкольника. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них для детей. Многовариационный характер хороводной игры содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности. В свою очередь, практика работы свидетельствует о постепенном исчезновении этого пласта национальной культуры из жизни современного ребенка.
Таким образом, актуальным является рассмотрение хороводной игры в качестве деятельности, способствующей развитию творческой индивидуальности дошкольника, и, в связи с этим - определение содержания, методов, <орм и условий освоения детьми этого вида игр в педагогическом процессе детского сада.
Цель исследования - выявить оптимальные условия для развития творческих проявлений дошкольников в хороводной игре.
Объектом исследования является педагогический процесс, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для развития творческой индивидуальности детей.
Предмет исследования - развитие творческих возможностей детей в процессе освоения хороводных игр.
Гипотеза исследования; хороводная игра может служить эффективным средством развития творческой индивидуальности старших дошкольников при соблвдении следующих педагогических условий:
- выбор оптимального содержания, включающего хороводные игры, произведения жанров фольклора, с ней связанных, игровые упражнения;
применение методики, позволяющей ребенку воспрянимать и творчески исполнять хороводную игру как целостное художественно -образное произведение;
постановка ребенка в позицию активного участника хороводной игры.
Задачи исследования: I. Изучить особенности освоения детьми хороводной игры.
-
Разработать систему педагогических условий, способствующих творческому освоению дошкольниками хороводной игры.
-
Экспериментально проверить эффективность содержания, методики и последовательности этапов работы и их влияние на протекание детских самостоятельных игр.
-
Изучить осе ценности детских творческих проявлений на разных этапах освоения хороводной игры.
-
Исследовать"влияние индивидуальных творческих проявлений на характер коллективной игровой деятельности.
Научная новизна и теоретическая значш/ость_исследонания состоит в изучении возможностей и выявлении условий развития творческих индивидуальных потенций старших дошкольников в хороводной игре. Доказана возможность развития у детей творческих сочинительских умений по созданию новых игр на предлагаемые текст . Выявлены взаимовлияние и взаимосвязь weаду самостоятельно!! хороводной игрой детского коллектива и уровнем индивидуально-творческих умений кетдого играющего ребенка. Показано, что при условии худокественно-игрового освоения хороводном игры, она может быть использована в качестве средства диагностики твор ских возможностей дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в создании системы работы по использованию хороводной игры в качестве средства развития творческой индивидуальности старшего дошкольника, отобрано конкретное содержание, способствующее творческому освоению детьми хороводных игр. Разработаны разнообразные игры и игровые упражнения, влияющие на развитие детской активности и творчества. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программ для детского сада, для повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений, а также при чтении курса лекций и проведении практических занятий в вузах по педагогике и теории и методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются учение о развитии личност - в процессе освоения культурно-исторического опыта; положения о единстве сознания и деятельности, об искусстве как форме общественного сознания, об активной роли искусства в становлении чувственной сс[ерн личности.
Ксяользована комплексная методика исследования: изучение философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литератур»; проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов; качественный и количественный анализ полученных данных с использованием методов, математической статистики.
Достоверность результатов, исследования обеспечена исходными методологическими позициями; комплексностью методики ИООДЭДО-
вания; системно-структурным подходом в анализе изучаемых явлений; обширным фактическим материалом,, его разносторонним качественным и количественным анализом.
Оонокше положения, выдвигаемые на защиту. Хороводная игра является средством развития творческой индивидуальности старших дошкольников и объектом их творчества при использовании комплекса педагогических условий: отбор оптимального содержания, включающего хороводные игры и игровые упражнения; целенаправленное развитие у детей умений воспринимать и творчески исполнять хороводную игру как целостное художественно-образное произведение; постановка ребенка в позицию субъекта - активного участника хороводной игры.
Апообация работа. Основные положения диссертации, результаты экспериментального исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и докладывались на Герценовских чтениях /ЕГПУ им.А.К.Гер'цена, IS90-92rr,/, на кафедре дошкольного воспитания Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института в IS69 г., курсах повышения квалификации дошкольных работников в та /г.Санкт-Петербург, 1991- S2 гг./. Материалы исследования используются преподавателями факультета дошкольного воспитания ЕГПУ ш.А.И.Герцена в лекционном курсе по дошкольной педагогике, а также изучаются студентами на спецсеминарах, при написании дипломных и курсовых работ.
Структура и обьем работы. Основное содержание диссертации изложено на /$? страницах машинописного текста, включающего введение, три главы, заключение. Список литературы содержит 220 наименований. Текст иллюстрируют II таблиц. В приложении представлены: содержание работы по освоению детьми хороводных игр - тексты хороводов, потешек, считалок, описание игровых упражнений; примеры хороводных игр, сочиненных детьми.