Введение к работе
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, расширение сферы культурных контактов, открытости общества свидетельствуют о необходимости воспитания личности, способной творчески подойти к решению жизненных проблем, принятию самостоятельных решений и действий, в полной мере реализующей свою индивидуальность, неповторимость.
Концепция Российской Федерации о модернизации образования ориентирует школу на развитие творческих умений школьников. Их сформирован-ность, по мнению ученых, обеспечивает становление ценностного отношения субъекта к природе, человеку, преобразовательной деятельности в окружающем мире и себе самом.
Гимназии эстетического профиля обладают средствами для развития художественно-творческих, музыкально-творческих, литературно-творческих, интеллектуально-творческих умений школьников, приобретения опыта творческой деятельности. Однако именно эти умения у выпускников гимназии эстетического профиля развиты недостаточно. Слабо используется для их совершенствования педагогический потенциал изобразительного, музыкального искусства, литературы.
В педагогической науке даже в тех случаях, когда вопросы использования искусства в воспитании школьников становились объектом внимания педагогов (Э. А. Верб, И. И. Зарецкая, Д. Б. Кабалевский, С. М. Каргапольцев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский), развитие творческих умений специально не рассматривалось.
Гимназии эстетического профиля испытывают недостаток в научно-методическом обеспечении процесса формирования творческих умений школьников. Отмечается неподготовленность части педагогов к изменению образовательного процесса.
Неразрешенными остаются противоречия между:
возросшей потребностью общества в личности, имеющей установку на развитие творческих умений, и недостаточной готовностью выпускников школы к реализации этого социального заказа;
высоким педагогическим потенциалом искусства в развитии творческих умений школьников и неразработанностью педагогического инструментария для его реализации в гимназии эстетического профиля;
потребностью инновационных образовательных заведений в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих умений школьников и уровнем изученности вопроса в педагогической науке.
Осознание важности задачи развития творческих умений школьников послужило основанием для оформления в рамках педагогической науки самостоятельного направления, именуемого педагогикой творчества:
природа творчества как резерва развития творческих умений проанализирована в работах отечественных (Д. Б. Богоявленская, Е. В. Назайкинский, Л. Ф. Обухова, Я. А. Пономарев, А. В. Хуторской), зарубежных педагогов и психологов (Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, П. Торранс, Л. Термен, К. Тейлор и др.);
аксиологический аспект творчества представлен в трудах философов (М. С. Каган, Л. Н. Коган, Л. Н. Столович), педагогов (Л. А, Венгер, Н. Е. Ве-ракс, А. В. Кирьякова, Г. Г. Коломиец, И. Я. Лернер);
разработана концепция творческой одаренности (Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов), творческой активности личности (А. М. Матюшкин);
субъективно-деятельностнуго основу творчества исследовали Л. А. Во-лович, Н. Б. Крылова, Н. Д. Никандров, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицына и др.;
разработаны теоретические подходы к изучению понятия «умение» как «знания в действии» (Н. В. Кузьмина), как «способности человека успешно достигать поставленной цели» (Н. Д. Левитов, Н. А. Лошкарева, А. В. Усова), как качества личности (О. А. Абдуллина), как способов мышления (О. С. Анисимов, Н. А. Менчинская);
исследованы виды умений: общеучебные (Ю. К. Бабанский, Н. В. Назаров), общетрудовые (Е. А. Милерян, А. М. Новиков, В. В. Чебышева), общекультурные (Н. М. Миняева); выявлено значение познавательного интереса, субъектной позиции в развитии умений (В. В. Давыдов, Е. С. Заир-Бек, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, А. Н. Ксенофонтова, С. А. Расчетина);
изучена природа творческих способностей школьников: литературно-творческих (А. В. Москвина, А. Г. Прокофьева), художественных (Г. М. Гла-дышев, М. Л. Князева, С. В. Масловская), музыкальных (Б. В. Асафьев, Г. Г. Коломиец, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский); раскрыты структура и механизм творческой деятельности (В. И. Андреев, Е. А. Климов, А. М. Матюшкин, Н. Н. Поддъяков, Ф. Ш. Терегулов).
Однако проблематика развития творческих умений в гимназиях эстетического профиля не нашла достаточного освещения в педагогической литературе.
Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании процесса развития творческих умений школьников в профильной гимназии в плане содержания, методов и средств образовательного процесса, адекватных современным требованиям модернизации образования.
Практическая актуальность и значимость проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля».
Объект исследования: образовательный процесс гимназии.
Предмет исследования: развитие творческих умений школьников в образовательном процессе гимназии эстетического профиля.
Цель исследования: обосновать педагогические условия развития творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля.
Концептуальная идея диссертационной работы отражена в следующей гипотезе: развитие творческих умений школьников гимназии эстетического профиля окажется более эффективным, если реализуется:
-культурологический подход в создании культуротворческой среды, обеспечивающей накопление школьниками субъектного творческого опыта;
обогащение содержания образования средствами искусства;
активизация познавательных мотивов и творческих интересов школьников;
включенность школьников в творческую деятельность на основе свободы выбора и с учетом индивидуальных задатков творческих способностей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:
Уточнить содержание, структуру и состав творческих умений школьников, выявив при этом теоретические и практические основания их развития в гимназии эстетического профиля.
Выявить педагогические возможности гимназии эстетического профиля в формировании творческих умений школьников.
Сконструировать модель процесса развития творческих умений школьников и апробировать её в опытной работе гимназии эстетического профиля.
4. Разработать рекомендации по развитию творческих умений школьников.
Методологическую базу исследования составили: философские труды, в
которых с позиций эстетики, искусства анализируется проблема творчества (Н. А. Бердяев, А. Камю, К. Леви-Строс, Ж. Ф. Лиотар, А. Н. Лук, М. К. Ма-мардашвили, Ж. П. Сартр, Г. Селье, М. Хайдеггер, Л. И. Шестов, Ф. Шиллер, К. Г. Юнг); теоретические положения о соотношении общих и специальных способностей (Б. Г. Ананьев, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплое); историко-культурная теория развития личности (Л*. С. Выготский); концепция креативности (М. М. Бахтин, Дж. Гилфорд), диалог культур (В. С. Библер); педагогические теории развития творческих и эстетических способностей (В. А. Сухомлин-ский, С. Т. и В. Н. Шацкие); психолого-педагогические положения о механизмах саморазвития, становления субъектности и творческой самореализации личности (А. Г. Асмолов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон), соотношении природных задатков и способностей индивида (А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев); теория развития, интегральных характери-
стик личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Л. П. Буева, К. К. Платонов); общая теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, Г. И. Щукина); лично-стно ориентированный и личностно-развивающии подходы как воплощение гуманистической концепции образования (Е. К. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); идеи о роли искусства в развитии человека (Д. С. Лихачев, П. М. Якобсон).
Экспериментальная база. Исследование осуществлялось на базе общеобразовательных учреждений г. Стерлитамака Республики Башкортостан: муниципальных гимназий эстетического профиля № 4 и № 6. Вторичная апробация модели осуществлялась в муниципальной общеобразовательной средней школе № 18 и муниципальных гимназиях № 1, № 2 г. Стерлитамака.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе (1996—1998 гг.) осуществлена поисковая работа: определена проблема, обоснована тема исследования, проанализирована литература. На основе использования теоретических методов определены концептуальные подходы к решению проблемы, разработан методологический аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены задачи исследования.
Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической, культурологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1998—2000 гг.) проведена опытно-поисковая работа. На основе теоретического осмысления проблемы осуществлена отработка понятийного аппарата, методологии и методики организации эксперимента; апробирована модель развития творческих умений в культуротворческой среде гимназии. Параллельно продолжалось теоретическое изучение проблемы.
Основные методы исследования: обобщение, систематизация, моделирование, анализ продуктов деятельности, прямое и косвенное наблюдение, формирующий эксперимент.
На третьем этапе, контрольно-оценочном (2000—2003 гг.), проведена количественная и качественная обработка результатов исследования, внесены уточнения, осуществлено редактирование и оформление диссертации.
Основные методы исследования: контрольный эксперимент, обобщение и систематизация; методы математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнены теоретические представления о творческих умениях личности (как конструировании учеником собственного смысла, целей и содержа-
ния образования, процесса его осознания и организации) на основе их видовой классификации для гимназий эстетического профиля;
выработаны критерии (по процессу познания, результату и характеру деятельности) и уровневые показатели развития творческих умений школьников (соотношение творческого воображения и действия; соотношение репродуктивных и эвристических способов деятельности; соотношение творческих элементов разного вида);
выявлены педагогические возможности гимназии эстетического профиля в развитии творческих умений школьников;
-доказана правомерность выбора педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих умений школьников (культурологический подход в создании культуротворческои среды, обеспечивающей накопление школьниками субъектного творческого опыта; обогащение содержания образования средствами искусства; активизация познавательных мотивов и творческих интересов школьников; включенность школьников в творческую деятельность на основе свободы выбора и с учетом индивидуальных задатков творческих способностей).
Теоретическая значимость исследования определяется: -углублением знаний об эволюции понятий «творчество», «умение», «творческие умения школьников» в педагогической науке и образовании;
- сконструированной эвристической образовательной моделью разви
тия творческих умений школьников в культуротворческои среде гимназии
эстетического профиля;
-вкладом в теоретическое обоснование содержания творческих умений (художественно-творческих, музыкально-творческих, лигературно-творческих, интеллектуально-творческих), методов и форм моделирования инновационных учебных заведений;
- обоснованием социокультурных, теоретико-методологических, психо
лого-педагогических и практических предпосылок создания современной
концепции развития творческой личности.
Практическая значимость исследования состоит:
- в обогащении культуротворческои среды гимназии новыми формами,
содержанием, видами творческой деятельности, представленными в про
граммах по изобразительному искусству, основам хореографии и ритмики,
этикету, сольфеджио, музыкальной литературе, а также факультатива, спец
курса и кружка «Декоративно-прикладное искусство», интегрированных в
культуротворческую среду гимназии эстетического профиля;
-на основе опытно-поисковой работы разработаны и внедрены в практику научно-методические рекомендации по развитию творческих
умений в образовательном процессе для учителей, студентов, аспирантов, которые могут быть использованы в массовой практике общеобразовательных школ, средних специальных и высших профессиональных учебных заведений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наук, исходными методологическими и теоретическими позициями, применением системы теоретических и эмпирических методов научного познания, адекватных природе исследуемого объекта, предмету, целям и задачам исследования; длительностью эксперимента; репрезентативностью выборки обследованных школьников; повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента; апробацией выводов в массовой аудитории гимназий города.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творческие умения школьников существуют как совокупность опера
ций и действий субъекта, результатом осуществления которых является не
только создание нового произведения, исполнительское мастерство, но и но
вое видение в применении знания, новых функций обычных предметов,
Сформированность творческих умений обеспечивает школьнику самореали
зацию своего потенциала, более высокую мотивацию личностных достиже
ний, творческую продуктивность.
Творческие умения реализуются в образовательном процессе тогда, когда происходит синкретическое соединение познавательных мотивов и творческих интересов, устанавливается соотношение элементов креативного мышления, воображения и действия в репродуктивных и эвристических процессах познания, осуществляется преобразование окружающей среды и деятельности.
В зависимости от вида творческой деятельности формируются и соответствующие специфические творческие умения. Художественно-творческие, музыкально-творческие, литературно-творческие, интеллектуально-творческие умения школьников успешно развиваются при установлении их соответствия видам деятельности (изобразительной, музыкальной, литературной, познавательной).
2. Развитие творческих умений школьников в условиях гимназии эсте
тического профиля осуществляется в специально организованной культуро-
творческой среде. Как педагогическое условие культуротворческая среда
включает объективную (ценностно-смысловая целостность) и субъективную
(сотворчество, эмоциональный климат, личностная значимость творческой
деятельности) характеристики.
3. Развитие творческих умений в гимназии эстетического профиля происходит при соблюдении следующих педагогических условий: культурологический подход в создании культуротворческой среды, обеспечивающей накопление школьниками субъектного творческого опыта; обогащение содержания образования средствами искусства; активизация познавательных мотивов и творческих интересов школьников; включенность школьников в творческую деятельность на основе свободы выбора и с учетом индивидуальных задатков творческих способностей.
Конечный продукт образовательного процесса в гимназии эстетического профиля — личность, обладающая творческими умениями.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования опубликованы в печати, докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Стерлитамак-ского государственного педагогического института, на курсах повышения квалификации учителей школ города Стерлитамака, на педагогических и методических советах, семинарах директоров учебных заведений Стерлитамака и юга Башкирии (Республиканский семинар «Шагай, XXI век!» на базе гимназии № б г. Стерлитамака, 1999 г.), заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, а также на городских, региональных и республиканских научно-практических конференциях: «Проблемы выявления и развития одаренности» (2000 г.); «Пути развития творческой личности средствами искусства» (2001 г.); «Инноватика образования в Республике Башкортостан» (2001 г.). Материалы диссертанта экспонировались в ВВЦ (г. Москва) в рамках Всероссийского конкурса «Школа года-99» и «Лидер в образовании-2000».
Внедрение в практику осуществлялось при проведении открытых мероприятий для директоров школ Республики Башкортостан (Республиканские курсы повышения квалификации), заместителей директоров, классных руководителей, учителей школ, руководителей методических объединений; научно-практических семинаров по исследуемой проблеме для учителей музыки, руководителей хоров (2000 г.), заведующих гор-, райметодкабинетами (2002 г.), учителей хореографии и ритмики, изобразительного искусства, хора и сольфеджио (2003 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.