Введение к работе
Актуальность темы исследования. Социокультурные и экономические преобразования в российском обществе конца XX – начала XXI вв. вызвали глубокие изменения в системе образования. Во всех его звеньях все более приоритетными становятся общечеловеческие ценности и идеалы, актуализируется проблема развития творческой личности, способной осуществлять социально ответственный выбор, осознанно оценивать свою деятельность. Одной из тенденций современной педагогики является активизация процесса обучения через творчество учащихся, обусловленная объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, реализующейся в творческой деятельности. Фактически речь идет о создании новой по духу педагогической теории нашего времени и воплощении ее в школьной практике. Поиск такой теории ведется в направлении гуманизации педагогики и школы, в развитии личности ребенка, раскрытии ее неповторимого творческого потенциала. Показательно, что Концепция модернизации образования Российской Федерации ориентирует школу на развитие творческих способностей школьников, что обеспечивает становление ценностного отношения субъекта к природе, человеку, преобразовательной деятельности, окружающему миру и себе самому.
Современными педагогами (В.И.Андреев, Т.А.Барышева, В.И. Загвязинский, А.В.Москвина, А.З.Рахимов, В.Г.Рындак) подчеркнута необходимость уделения внимания развитию индивидуальных творческих способностей подрастающего поколения. Это общая задача. Ее решение предполагает увеличение числа классов с углубленным изучением отдельных предметов в области гуманитарных, естественно-математических, технических дисциплин, дифференциацию учебно-воспитательного процесса во всех школах страны. Кардинальные изменения в системе образования предполагают выявление закономерностей развития личности учащегося в ее связи с культурой. Это тем более актуально, что, как показали исследования высшей нервной деятельности, только 15,8% выпускников российской школы имеют логический тип мышления, 49,9% - комплексный и 34,3% - художественный. В этих условиях становится актуальным усиление роли художественной культуры в развитии творческих способностей учащихся. Классы музыкально-эстетического профиля обладают средствами для развития творческих способностей школьников, приобретения ими опыта творческой деятельности. Однако эти способности у выпускников данных классов развиты недостаточно. Слабо используется для их совершенствования педагогический потенциал музыкального, изобразительного искусства, литературы. Классы музыкально-эстетического профиля испытывают недостаток в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих способностей учащихся.
Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:
возросшей потребностью общества в творческой личности и недостаточной готовностью школы к реализации этого социального заказа;
потребностью инновационных образовательных учреждений в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих способностей учащихся и недостаточным уровнем изученности данного вопроса в педагогической науке и практической деятельности;
высоким педагогическим потенциалом искусства в развитии творческих способностей учащихся и его недостаточным использованием для развития творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля.
С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования, направленная на выявление теоретических основ, разработку и экспериментальную апробацию системы педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках мировой художественной культуры. В соответствии с проблемой была определена тема исследования – «Развитие творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках мировой художественной культуры». Музыкально-эстетическими классами являются специализированные музыкально-эстетические классы с 1 по 8 (необходимое предварительное условие последующей профильной подготовки), предпрофильный 9 класс и художественно-эстетические 10-11 классы. Поэтому в работе на младшей и средней ступени школы подразумеваются музыкально-эстетические классы, а на старшей ступени школы – художественно-эстетические классы.
Степень научной разработанности проблемы. Обобщающие работы, в которых всесторонне раскрывались бы сущность развития творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках мировой художественной культуры как средства повышения эффективности обучения в средней школе, в известной нам научно-педагогической литературе отсутствуют. Однако существует большое количество публикаций по смежным темам и областям знания, на которые мы опирались. Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах В.И.Андреева, А.В.Брушлинского, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, Е.Л.Яковлевой. Раскрытию психологических особенностей творческого процесса уделяют внимание представители общей психологии А.Адлер, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, К.Г.Юнг. Природа творчества как резерва развития творческих способностей анализируется в работах зарубежных (Г.Айзенк, Дж.Гилфорд, П.Торренс, К.Тейлор), а также отечественных педагогов и психологов (Д.Б.Богоявленская, Е.В.Назайкинский, Я.А.Пономарев, А.В.Хуторской). Аксиологический аспект творчества представлен в трудах философов М.С.Кагана, Л.Н.Когана, Л.Н.Столовича; педагогов А.В.Кирьяковой, И.Я.Лернера. Разработана концепция творческой одаренности (Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов), творческой активности личности (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.В.Петровский). Основные подходы, направленные на развитие творческих способностей учащихся, раскрываются в работах Б.В.Асафьева, Е.В.Назайкинского, Б.М.Теплова, Л.В.Школяр. Общие теоретико-методологические положения о развитии современного образования рассмотрены в исследованиях А.С.Гаязова, Н.Д.Никандрова, П.И.Пидкасистого.
У каждого ребенка свои перспективы развития, которых он может достичь только при учете его индивидуальности. В области природных задатков возможно развитие способностей ребенка до уровня творческих, на что должна быть нацелена вся учебно-воспитательная работа образовательного учреждения. Такого мнения придерживаются К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Ковалев, А.З.Рахимов, В.Г.Рындак. Осознавая значимость творчества в педагогической деятельности, многие исследователи подчеркивают необходимость обучения этому процессу каждого педагога (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина). Вопросы творческого саморазвития как базы формирования технологических основ педагогической профессии рассматривает В.Э.Штейнберг. Субъективно-деятельностную основу творчества исследуют Л.А.Волович, Н.Б.Крылова, А.П.Тряпицына.
Разрабатываются теоретические подходы к изучению понятия «способности» (Г.Айзенк, Е.Ю.Артемьева, Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, Ф.Кликс, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, А.В.Усова, В.Д.Шадриков). Изучается природа различных творческих способностей школьников: литературно-творческих (А.В.Москвина, А.Г.Прокофьева), художественных (М.Л.Князева), музыкальных (Б.В.Асафьев, Б.П.Теплов). Структура и механизм творческой деятельности раскрываются в работах А.М.Матюшкина, Ф.Ш.Терегулова. Антропологические проблемы развития творчества рассматривают Р.М.Асадуллин, Б.М.Бим-Бад.
Осознание важности задачи развития творческих способностей школьников послужило основанием для оформления в рамках педагогической науки самостоятельного направления, именуемого педагогикой творчества (В.И.Андреев, И.П.Волков, Л.С.Выготский, В.И.Загвязинский, А.Ю.Козырева, Б.И.Коротяев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.Д.Никандров, М.М.Поташник, В.С.Шубинский). Развитие творческих способностей в педагогической науке рассматривается в тех случаях, когда объектом внимания становятся вопросы использования искусства в обучении и воспитании школьников (Э.Б.Абдуллин, Т.А.Барышева, А.М.Вачьянц, Э.А.Верб, И.И.Зарецкая, Д.Б.Кабалевский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский), использование культурологического подхода в обучении (Т.Б.Алексеева, Е.Б.Бабошина, И.Е.Видт, Г.И.Гайсина, Н.Б.Крылова, А.Г.Козлова). Однако классы музыкально-эстетического профиля испытывают недостаток в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих способностей учащихся. Отмечается неподготовленность значительной части педагогов к продуктивной работе в учреждениях инновационного типа.
Названные исследования касаются отдельных (методологических, теоретических или методических) аспектов развития творческих способностей учащихся. Отсутствие теории педагогики творчества создает противоречие в практике современной общеобразовательной школы между формированием нового подхода к обучению учащихся, способствующего развитию творческих способностей на уроках мировой художественной культуры (далее как МХК), и его низкой эффективностью в связи со слабой научной обоснованностью. Таким образом, проблематика развития творческих способностей на уроках МХК в классах музыкально-эстетического профиля не находит достаточного освещения в педагогической литературе.
Объект исследования: процесс обучения мировой художественной культуре в классах музыкально-эстетического профиля.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках МХК.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроках МХК в классах музыкально-эстетического профиля.
Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках МХК будет более эффективным, если:
преподавание курса строится на основе культурологического подхода, позволяющего обеспечить реализацию субъектного творческого опыта учащихся;
выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия развития творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля: организация творческой среды; обеспечение свободы творчества; осуществление сотворчества; внедрение форм, методов и средств обучения, направленных на творческую деятельность;
реализуется структурно-функциональная модель развития творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках МХК, состоящая из целевого, методологического, содержательного, критериального и результативного блоков;
выстроена и внедрена в практику система развития творческих способностей учащихся в классах музыкально-эстетического профиля на уроках МХК на основе определенных педагогических условий.
Названная цель и гипотеза исследования предполагают решение следующих задач:
-
Провести анализ исходного понятия «творческие способности учащихся» в теории и практике педагогики с учетом специфики классов музыкально-эстетического профиля.
-
Выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития творческих способностей учащихся в классах музыкально-эстетического профиля на уроках МХК.
-
Разработать структурно-функциональную модель развития творческих способностей учащихся на уроках МХК в классах музыкально-эстетического профиля.
-
На основе разработанной модели выстроить и экспериментально проверить систему развития творческих способностей школьников на уроках МХК.
Методологическую базу исследования составили: философские труды, в которых с позиции эстетики анализируется проблема творчества (Н.А.Бердяев, А.Камю, А.Н.Лук, М.К.Мамардашвили, Ж.П.Сартр, Г.Селье, М.Хайдеггер, К.Г.Юнг); теоретические положения о соотношении общих и специальных способностей (Б.Г.Ананьев, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов); историко-культурная теория развития личности (Л.С.Выготский); концепции диалога культур (В.С.Библер); педагогические теории развития творческих способностей (Я.А.Пономарев, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий); психолого-педагогические положения о механизмах саморазвития, становления субъектности и творческой самореализации личности (А.Г.Асмолов, А.Маслоу, К.Роджерс, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон), соотношения природных задатков и способностей индивида (Д.Б.Богоявленская, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев); теория развития интегральных характеристик личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.П.Буева, К.К.Платонов); общая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); теория учебной деятельности (В.В.Давыдов); личностно-ориентированный и личностно-развивающий подходы как воплощение гуманистической концепции образования (И.С.Якиманская); идеи о роли искусства в развитии человека (Д.С.Лихачев). Исследование опирается на концепцию педагогической культуры, разработанную школой педагогической культурологии БГПУ им. М.Акмуллы, в которой большое внимание уделено развитию творческих способностей подрастающего поколения (В.Л.Бенин, Е.Д.Жукова, Р.М.Фатыхова).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использован ряд взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы и исследований по проблеме; научно-методический анализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); наблюдение; беседа; анкетирование; тестирование; статистические методы обработки данных эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: гимназии № 39, 47, 102, средние общеобразовательные школы № 26, 31, 61, 70, 97, 103, 127, лицеи № 2, № 123 г. Уфы Республики Башкортостан.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2000 по 2009г.
На первом этапе (2000-2001 гг.) изучалась методологическая основа проблемы, определялись тема и понятийный аппарат исследования.
На втором этапе (2001-2008 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование предмета исследования, обобщался накопленный опыт, разрабатывалась методика констатирующего и формирующего экспериментов, проводились констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе (2008-2009 гг.) был осуществлен анализ, обработка и обобщение полученных данных, а также оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования определяется следующим:
обоснована система представлений о базовом значении предмета МХК для развития творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля;
разработана структурно-функциональная модель развития творческих способностей учащихся на уроках МХК в классах музыкально-эстетического профиля;
теоретически обоснованы педагогические условия и критериальные показатели, обеспечивающие поэтапное развитие творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках МХК;
выстроена и теоретически обоснована система развития творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках МХК.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
обоснована педагогическая целесообразность включения в учебные планы классов музыкально-эстетического профиля предмета МХК как важной составляющей их профильной подготовки;
эксплицировано понятие «творческие способности учащихся классов музыкально-эстетического профиля»;
уточнены и экспериментально подтверждены педагогические условия развития творческих способностей учащихся музыкально-эстетических классов средствами предмета МХК, способствующие упорядочению теоретико-методологического пространства исследуемой проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
апробирована разработанная система развития творческих способностей учащихся средствами предмета МХК в классах музыкально-эстетического профиля и подтверждена ее эффективность (на материале общеобразовательных школ Республики Башкортостан);
разработаны критерии и уровни развития творческих способностей, позволяющие корректировать процесс их развития у учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках МХК;
разработаны и внедрены в практику общеобразовательных школ г. Уфы методические рекомендации для учителей по развитию творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках МХК.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретической и методологической обоснованностью исходных позиций; строгой логикой проведения опытно-поисковой работы в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследования; совокупностью методов исследования, адекватных сущности исследуемого объекта; репрезентативностью результатов экспериментальной работы; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе; опытно-экспериментальным подтверждением правомерности сделанных выводов.
В результате проведенного исследования, на защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля должно опираться на культурологический подход, позволяющий актуализировать на уроках МХК реализацию субъектного творческого опыта учащихся.
2. Повышение результативности развития творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля достигается посредством внедрения в учебный процесс структурно-функциональной модели развития творческих способностей учащихся на уроках МХК.
3. Эффективное развитие творческих способностей учащихся классов музыкально-эстетического профиля на уроках МХК реализуется в системе следующих педагогических условий: организация творческой среды (создание творческой атмосферы и ситуации успеха, обеспечение свободы творчества, осуществление сотворчества, формирование потребности и эмоционального отношения к творчеству), внедрение форм, методов и средств обучения, инициирующих творческую деятельность.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в публикациях автора, а также в выступлениях на международных (Уфа, 2006, 2008; Нижний Новгород, 2008) и всероссийских (Уфа, 2006, 2007; Новокузнецк, 2007; Стерлитамак, 2007; Екатеринбург, 2008; Ульяновск, 2008; Челябинск, 2008) научно-практических конференциях. Основные положения исследования обсуждались на Втором Российском культурологическом конгрессе с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (г. Санкт-Петербург, 2008); на III вузовской олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество» (г. Санкт-Петербург, 2009); на конференциях завучей профильных классов (Уфа, 2008); на теоретических семинарах творческого объединения учителей «Мировой художественной культуры» и «Культуры Башкортостана» г. Уфы «Tabula», на заседаниях кафедр педагогики и культурологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.