Содержание к диссертации
Введение
1. Научно-педагогические основы развития речевой культуры личности .. 19
1.1. Ценностные ориентиры развития речевой культуры как теоретические основы обучения 19
1.2. Интеграционный подход - необходимое условие развития речевой культуры 36
1.3. Становление новой образовательной области речевого развития личности 54
2. Речевая культура будущего инженера в образовательной системе технического вуза 77
2.1. Развитие речевой культуры на фоне изменений в современной образовательной парадигме .77
2.2. Речевая культура личности - необходимый компонент профессионального образования инженера 86
2.3. Развитие интеллектуальных возможностей студентов на примере творческого отношения к речи 99
3. Средства и методы развития речевой культуры студентов в опытно-экспериментальной работе 116
3.1. Экспериментальная программа развития речевой культуры студентов технического вуза 116
3.2. Содержание педагогической работы по развитию речевой культуры студентов 129
3.3. Организационно-педагогические условия развития речевой культуры студентов и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 146
Заключение 165
Литература 172
Приложения
- Ценностные ориентиры развития речевой культуры как теоретические основы обучения
- Интеграционный подход - необходимое условие развития речевой культуры
- Развитие речевой культуры на фоне изменений в современной образовательной парадигме
- Экспериментальная программа развития речевой культуры студентов технического вуза
Введение к работе
Актуальность исследования. Гуманизация высшего образования, преодоление технократических тенденций в подготовке специалистов по-прежнему являются актуальными проблемами высшей школы. Система обучения в техническом вузе должна обеспечить выпуск высококвалифицированных специалистов, способных к деятельности в русле целостной человеческой культуры.
Речевая деятельность занимает очень важное место в жизни современного человека. Без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие личности. Между тем, современный уровень речевой культуры в обществе вызывает самые серьезные размышления, о чем с тревогой пишут не только филологи, но и деятели науки и культуры, представители негуманитарной области знания. Рассматривая низкий уровень развития речевой культуры в обществе, мы имеем в виду серьезную проблему отношения к речевой деятельности отдельных индивидов и общества в целом.
Язык, имеющий социальную природу, тесным образом связан со всеми экстралингвистическими явлениями в обществе. Он не только способен вбирать в себя прошлое своего народа, но и по-своему реагирует на современные процессы в обществе. Речь каждого отдельного человека тоже не только проявление многообразных особенностей личности, но и отражение вкусовых пристрастий современной эпохи, языкового сознания общества в целом. Один из основателей современной социолингвистики Ф. де Соссюр писал: " У речевой деятельности есть две стороны: индивидуальная и социальная, причем одну нельзя понять без другой. В каждый данный момент речевая деятельность предполагает и устоявшуюся систему и эволюцию; в любой момент речевая деятельность есть одновременно и действующее установление (institution actuelle) и продукт прошлого" [107, с.47].
Современная публичная речь представляет собой сложное стилевое единство и наиболее ярко отражает состояние речевой культуры общества в целом. Характеризуя публичную речь недавнего прошлого, чаще всего отмечали ее однообразие и казенный характер. Еще недавно свободная речевая культура, понимаемая как выбор любых форм выражения мысли из всех богатых возможностей языка, сознательно обезличивалась. "На протяжении прошедшего семидесятилетия после октябрьских событий русский язык благодаря деятельности средств массовой коммуникации превращался в язык казенной идеологии. Достаточно вспомнить, как говорили и писали партийные деятели в звеньях государственного аппарата, как говорила и писала хрущевско-брежневская верхушка" [34, с. 184]. Этот навязываемый сверху стиль публичного общения на долгие годы стал привычным во всех формах общественной коммуникации, внедрился в сознание большинства носителей языка. Не одно поколение воспитывалось под воздействием речевых шаблонов из зачитываемых по бумаге выступлений. "И хотя по своему назначению они были достаточно разнообразны: отчеты, доклады о планах, поддержка докладов и строго дозированная критика, полные ложного пафоса восхваления всего нашего и яростного отрицания «не нашего», - все они были одинаково безлики..." [ 122, с.6]. Таким образом, изменение речевой практики за последние десятилетия и мощный сдвиг культурно-этических ценностей в обществе вызывают необходимость разработки и обоснования научно-педагогических основ для развития речевой культуры. Проблема обучения родному языку будущих инженеров как образовательно-воспитательная задача подготовки специалистов, свободно мыслящих и владеющих традициями русской речевой культуры, исследована недостаточно.
При этом нужно признать, что в советское время было сделано немало в научно-теоретическом и практическом плане для развития речевой культуры общества. Научные принципы культуры речи обосновывались в трудах известных лингвистов (Р.И. Аванесов, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур,
Б.Н. Головин, Е.С. Истрина, С.И.Ожегов, СП. Обнорский, A.M. Пешковский, В.И. Чернышев, Л.В. Щерба и др.). Выходили в эфир программы радио и телевидения, в которых ученые и писатели рассказывали о правильной, выразительной русской речи. Однако реальная общественно - речевая практика зависела не только от усилий филологов.
Социально-экономические процессы, стремительно развернувшиеся в обществе последние десятилетия, отразились и на речевых явлениях. Исчезли из языка типичные идеологически окрашенные выражения вчерашнего дня, никто не употребляет сегодня многие актуальные еще вчера речевые клише в их первоначальном идеологизированном смысле. Некоторые из штампов обрели вторую жизнь в публицистическом стиле речи, получив в ироничном контексте совершенно новый эффект значения. Другим заметным проявлением изменений явилось стремительное вхождение в речевой обиход многих иноязычных слов и выражений, отражающих новые жизненные реалии. Увлечение иноязычной лексикой не всегда оправданно, вызывает справедливые критические замечания филологов и деятелей культуры. Однако хорошо известно, что смена исторических эпох всегда приводила к серьезным сдвигам в речевой практике общества. И в этом смысле глубокие изменения в речевой культуре общества последних десятилетий не исключение. В истории России все глубокие преобразования социально-политической жизни обычно сопровождались широким проникновением иноязычной лексики. Такая "интервенция" болезненно переживалась современниками, но с течением времени в речи усваивались те лексические нововведения, которые не противоречили устоявшейся системе языка. Таким образом, изменения на лексико-семантическом уровне языка являются отражением закономерных процессов. Но критическое состояние речевой культуры на современном этапе развития общества названными явлениями не ограничивается.
Более того, мы могли бы выделить и некоторые положительные приметы в речевой практике: быстро ставшая привычной и уже во многом неосознаваемая неподготовленность общественно - публичной речи, реальность самых разных форм диалога, а также возможность открытых и неподготовленных публичных споров и дискуссий. Неслучайно в последние десятилетия возрождается интерес к риторической теории и практике, динамично развивается ее практическое направление, связанное с изучением речевого воздействия. Исследователи отмечают появление многих новых речевых жанров в устной публичной речи, широкое участие в ней еще недавно "молчаливого" населения, проявление речевой раскованности и раскрепощенности представителей самых разных социальных групп населения.
При этом свидетельства кризисных явлений в речевой культуре общества видны даже неспециалисту, а в обстановке широкого речетворчества они стали еще нагляднее и ощутимее. При резком падении уровня владения правильной, грамотной речью мало кого смущает сам факт неумения или нежелания говорить красиво, точно, уважая собеседника и выдерживая принятые в обществе нормы речевого этикета. Зато стало значимым умение говорить убедительно, средства массовой информации широко демонстрируют удачные и неудачные примеры воздействия словом. Отсутствие этических требований к речи представляется нам самым опасным проявлением кризиса речевой культуры в обществе.
Приходится с сожалением констатировать, что речевые проблемы вчерашнего дня видоизменились в речевые болезни дня сегодняшнего. К ним мы бы отнесли неудержимую свободу от норм, правил и этических установок традиционной речевой культуры, складывавшейся в обществе не / один день, неразборчивость в использовании языковых средств, языковое люмпенство многих рядовых носителей языка на фоне сознательного игнорирования морально-этических установок публичной речи в средствах массовой информации, тиражирующих словесную грубость, агрессию, вплоть до употребления нецензурной лексики. Широко употребительными в публичном и индивидуальном речевом общении стали: жаргонные слова и выражения, вульгаризмы, лексические вкрапления уголовной лексики, остатки речевых штампов советского времени, многочисленные употребления иноязычных слов и все это на фоне откровенной безграмотности и намеренного пренебрежения этическими нормами.
к Проблема развития речевой культуры стоит в одном ряду с фундаментальными проблемами педагогики. Сегодня образование ориентируется на утверждение личностного начала в человеке. Понимание того, что язык является одним из главных инструментов развития личности, приводит к поиску эффективных подходов в преподавании, в том числе и для тех категорий обучаемых, на которые раньше педагогическая деятельность по развитию речевой культуры не распространялась. От констатации критического падения уровня речевой культуры и справедливых утверждении о социально-культурном значении языка в жизни русского народа необходимо переходить к воспитанию речевой культуры в обществе, ориентируясь на самые разные категории языковых личностей. Педагогическую деятельность, направленную на самые разные категории обучаемых, объединяет понимание того, что сегодня пришло время воспитывать личность, умеющую говорить, думать и поступать в соответствии со своими убеждениями. Гармоничное соответствие мысли и слова, речи и речевого поступка представляется очень актуальной образовательной задачей. Процесс гуманизации профессиональной подготовки инженеров не может быть сведен только к механическому введению в учебные планы технических вузов тех или иных гуманитарных курсов. Цели гуманизации направлены на становление личности инженера профессионала, поэтому на это должна быть сориентирована вся образовательная система вуза, содержание педагогической деятельности, формы и методы работы со студентами. Концепция личностно - ориентированной педагогики (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманская др.) позволяет рассматривать проблему развития речевой культуры студентов в контексте получения высшего технического образования. Становление личности будущего специалиста на основе расширения речевого опыта, знаний, умений и навыков в родном языке представляется очень актуальной образовательной задачей. Уровень развития психолого-педагогических наук, а также интеграционные процессы внутри самой филологии позволяют ставить перед педагогикой задачу становления в процессе обучения в вузе не эгоистического потребителя культуры, а личности, свободно и самостоятельно определяющей свое развитие в целом, ценностные ориентиры в развитии речевой культуры, в частности.
Общество, не заинтересованное в человеке независимых и нестандартных взглядов, не имевшее широкой общественной практики речетворчества, не было заинтересовано и в решении проблем культуры речи. Изменение общественно-политической ситуации в стране не только отразилось на массовой речевой практике, но и актуализировало проблему развития речевой культуры как насущную педагогическую задачу на всех ступенях получения образования. Задача лингвистического просвещения общества сегодня приобретает стратегически важное государственное значение. 23 июля 1996 года Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа "Русский язык", отражающая языковую политику Российского правительства в столь сложной языковой ситуации, как современная. Федеральная программа предусматривала разработку и внедрение в жизнь программ местных, региональных. Однако в реальной жизни воплощение языковой политики государства было приостановлено. Языковое возрождение нации по своим целям совпадает с личностной ориентацией современного образования, направленного на развитие национально культурной, профессионально подготовленной личности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена методологической неразработанностью основ развития речевой культуры применительно к студентам, будущим инженерам, и острой потребностью в реализации идеи гуманитаризации технического образования для подготовки высокопрофессиональной, культурной личности.
Исходя из этих положений была сформулирована тема диссертационного исследования: «Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза». Выбор темы определил объект, предмет и цель нашего исследования.
Объект: деятельность технического вуза по развитию речевой культуры личности.
Предмет исследования: влияние речевой культуры на становление личности инженера-профессионала.
Цель исследования: определение научно-педагогических основ развития речевой культуры студентов технического вуза.
Гипотеза исследования. Разработка научно-педагогических основ развития речевой культуры предполагает переход от традиционного к личностно - ориентированному типу образования, вызывающему необходимость изменения образовательной системы технического вуза в следующих направлениях:
- включение целей развития речевой культуры в общую систему инженерной подготовки;
- создание условий для самостоятельного ценностно-смыслового развития студентов;
- использование в образовательном процессе педагогических средств, обеспечивающих развитие интеллектуальных способностей, индивидуально - творческих качеств личности студентов, оказание педагогической поддержки в речевом саморазвитии;
- создание гуманитарно - развивающей среды технического вуза, включающей также культурную среду речевого общения.
Исходя из цели, предмета и выдвинутой гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:
1. Обосновать ценностные ориентиры в обучении речевой культуре студентов технического вуза и проанализировать существующие педагогические подходы к развитию речевой культуры.
2. Определить цели и задачи развития речевой культуры студентов в контексте изменений в образовательной парадигме высшей технической школы.
3. Исходя из сформулированных целей развития речевой культуры разработать содержание, методы, приемы и средства обучения, способствующие становлению личности инженера - профессионала.
4. Определить организационно-педагогические условия развития речевой культуры, раскрывающие потенциально-творческие возможности личности.
Теоретике - методологической основой решения этих задач явилась диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина - B.C. Библера, педагогическая концепция личностно - ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманская и др.), теоретическая концепция современной культуры речи (Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев, СИ. Виноградов, Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев и др.). Теоретическую основу исследования составили психолого-педагогические работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского и др.; современные психологические взгляды на личность как субъект образования и собственной жизни (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский); гуманистические идеи философии применительно к образованию и культуре (Н. Бердяев, С. Франк, Г. Шпет, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, А. Швейцер). Мы опирались на педагогические исследования СИ. Архангельского, А.А. Вербицкого, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, О.В. Долженко, М.М. Зиновкиной, В.Г. Кинелева, В.Е. Шукшунова, В.Ф. Взятышева, Л.И. Романковой и др., современные филологические работы (Н.Д. Арутюнова, Е.М. Верещагин, Г.О. Винокур, Т.Г. Винокур, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Караулов, М.В. Китайгородская, В.Г. Костомаров, Л.П. Крысин, Ю.В. Рождественский, Г.Я. Солганик и др.). В своем исследовании мы опирались также на теоретические основы и многолетнюю практику языкового образования студентов технического вуза на материале иностранного языка (И.А. Цатурова).
Этапы исследования.
Исследовательская и опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 1996-2000 гг. и включала ряд этапов, содержащих элементы теоретического поиска, диагностики, и анализа, эксперимента и обобщения. / этап: изучение проблемы и определение уровня ее разработанности сопровождалось анализом становления новой образовательной практики по развитию речевой культуры в старших классах средней школы и в вузе. На этом этапе была разработана теория и практика базового уровня развития речевой культуры студентов, определены цели, содержание и структура учебного курса для студентов технических специальностей. Изучение реального уровня в развитии речевых умений студентов привело к выводу о необходимости сохранять преемственность в обучении на всех этапах получения образования. Обоснование проблемы и эмпирический анализ уровня речевой культуры на стадии довузовской подготовки проводился на базе Технического лицея при Таганрогском государственном радиотехническом университете.
II этап - продолжение системно-теоретической разработки обозначенной проблемы привело к обоснованию ценностных ориентиров в развитии речевой культуры как теоретической основы обучения. Внедренная в практику авторская программа развития речевой культуры студентов включала систему целей, структуру и содержание трех уровней речевого развития. Практически реализованная технология развития речевой культуры студентов подвергалась уточнению, корректировке на основе анализа и обработки данных анкетирования и тестирования студентов.
III этап работы отразил предоставленную нам возможность теоретического изучения и непосредственного эмпирического наблюдения за практикой обучения родному языку, сложившейся в американской системе образования (в обычной американской школе, в учебном заведении для одаренных детей и в университете). Был сделан вывод о необходимости учитывать национально-образовательные традиции развития речевой культуры. На этом же этапе проходила программно-методическая разработка содержания учебного курса.
IV этап - экспериментальный. Целью этого этапа явилась опытно-экспериментальная проверка эффективности предлагаемой программы речевого развития, направленной на раскрытие личностно-индивидуальных качеств и творческих возможностей студентов.
В исследовании были использованы общенаучные методы теоретического исследования, применялась тестовая методика, анкетирование.
Основные выводы, материалы и рекомендации работы внедрены и используются в Таганрогском государственном радиотехническом университете, а также в Таганрогском муниципальном общеобразовательном лицее.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- определено содержание понятия «речевая культура» применительно к студентам технического вуза;
- проведено теоретическое исследование проблемы развития речевой культуры личности на основе использования интеграции как важнейшего принципа дидактики;
- обоснована необходимость развития речевой культуры личности в качестве необходимой составляющей в профессиональной подготовке инженеров, определены условия и средства развития речевой культуры в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что;
- разработана и внедрена в практику преподавания в техническом вузе педагогическая система развития речевой культуры студентов, способствующая раскрытию индивидуально-личностных качеств будущего специалиста;
- определены уровни развития речевой культуры студентов;
- использована методика тестового контроля знаний, умений и навыков студентов, соотнесенная с рейтинговой системой контроля, принятой в учебном процессе Таганрогского государственного радиотехнического университета;
- разработаны задания и упражнения по основному и факультативному учебным курсам, ориентированные на разные уровни обучения и побуждающие студентов к самоопределению и самореализации на личностно значимом материале.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается выбором методологии исследования, теоретическим уровнем анализа интеграционных процессов в речевой культуре как предмете преподавания. Достоверность сделанных теоретических выводов подтверждается также возможностью их практического использования в процессе гуманизации высшего технического образования, а также всесторонним качественно-количественным анализом результатов работы по развитию речевой культуры студентов.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем публикации статей в межвузовских сборниках; в ходе опытно-экспериментальной работы автора в Таганрогском государственном радиотехническом университете; в публикациях материалов международных, российских конференций по проблемам технического образования; в выступлениях на ежегодных научно-технических и научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава аспирантов и сотрудников Таганрогского радиотехнического университета, а также в практической деятельности преподавателей этого вуза.
Содержание диссертации отражено в 7 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Содержание понятия «речевая культура» применительно к студентам технического вуза включает в себя, помимо традиционно выделяемых компонентов речевой культуры (нормативного, коммуникативного и этического), развитие осознанной потребности в совершенствовании к индивидуального стиля речи, свидетельствующего о стремлении личности к профессиональному и культурному самоопределению.
2. Ценностные ориентиры развития речевой культуры, отражающие сущностные характеристики языковой личности, включают:
- пробуждение чувства уважения к традициям речевой культуры русского народа, воплощенным в его речевом этикете, особенностях миросозерцания и речевого выражения;
- сознательное неприятие грубости и неразборчивости в использовании языковых средств;
- воспитание личностной потребности в оценке фактов речевых ошибок и неприятия нарушений этических требований к речи;
- развитие умения критически воспринимать и анализировать тексты публичной речи в средствах массовой информации.
3. Речевая культура в гуманитарно развивающей среде технического вуза выполняет познавательную, коммуникативно-практическую, социальную, этическую и эстетическую функции.
4. Предлагаемая модель обучения ориентирована на самостоятельное, осознанное, внутренне направляемое развитие студентами собственной речевой деятельности и включает в себя:
- диагностику речевых умений и навыков, построенную с учетом структуры коммуникативной компетентности языковой личности (СИ. Виноградов);
- определение содержания обучения на основе стартового уровня развития речевой культуры, а также с учетом мотивационных запросов современного студенчества;
- создание условий для возникновения ценностно-смыслового противоречия в учебных ситуациях, предполагающих самостоятельный выбор в индивидуально - речевой деятельности;
- расширение привычной речевой сферы студентов за счет постепенного овладения новыми жанрами письменной и устной речи.
5. Организационно-педагогические условия, способствующие развитию речевой культуры личности, включают:
- перевод внешне заданных и обусловленных потребностями развития общества целей развития речевой культуры во внутренне обусловленные и личностно значимые для студентов;
- изучение реальной структуры потребностей студентов в отношении речевой культуры и одновременное развитие мотивации в самостоятельном совершенствовании речевых знаний и умений;
- развитие речевых умений и навыков на социально и профессионально значимом для студентов материале; выявление речевых жанров, актуальных для студентов;
- структурно-логический способ организации теоретического материала, ориентированный на обучение взрослых носителей языка с использованием средств наглядности в виде таблиц и схем;
- сочетание логико - понятийных форм обучения как более привычных для студентов технического вуза с образно-ассоциативными формами обучения;
- использование разнообразных видов учебного общения, сочетание совместно-взаимодействующих и индивидуальных форм учебной активности студентов;
- общая положительная оценка любого проявления творческой активности студентов, постоянная поддержка со стороны преподавателя, своеобразное чувство «защищенности» обучаемых;
- дифференцированный подход к результатам учебной деятельности студентов через определение уровней и показателей речевой культуры;
- сочетание во всех формах контроля знаний и умений студентов внешне измеряемых и содержательных показателей в развитии речевой культуры обучаемых.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Краткое содержание работы Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, формулируются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, раскрываются методологические основы, этапы и методы исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту; показана апробация и внедрение полученных результатов.
В первой главе «Научно-педагогические основы развития речевой культуры личности» рассматриваются ценностные ориентиры как теоретические основы обучения, обосновывается интеграционный подход как необходимое условие развития речевой культуры, анализируется становление новой образовательной области речевого развития личности.
Во второй главе «Речевая культура будущего инженера в образовательной системе технического вуза» развитие речевой культуры соотносится с изменениями в современной образовательной парадигме. Речевая культура личности обосновывается как необходимый компонент в гуманитарной подготовке инженера. Развитие интеллектуальных возможностей студентов рассматривается на примере творческого отношения к речи.
В третьей главе «Средства и методы развития речевой культуры студентов в опытно-экспериментальной работе» обосновывается экспериментальная программа развития речевой культуры студентов в техническом вузе. Излагается содержание педагогической работы по развитию речевой культуры студентов, а также рассматриваются организационно-педагогические условия обучения и проводится анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Ценностные ориентиры развития речевой культуры как теоретические основы обучения
В системе общественно-значимых ценностей за последние несколько лет произошли серьезные изменения. Представления и идеалы, затрагивающие все сферы жизнедеятельности людей, поменялись столь стремительно, иногда на прямо противоположные, что эти процессы неизбежно должны были найти отражение в языке. Лингвистические исследования свидетельствуют: языковыми вкусами сегодняшнего дня попраны вчерашние речевые идеалы. Вместе с убогой штампованностью казенного языка в прошлое, к сожалению, ушли и речевая выдержанность, и престижность культурной речи.
Сдвиг культурных ценностей в речевой практике общества произошел настолько стремительно, что в публичном и индивидуальном стилях речи обычными стали жаргонные словечки и вульгаризмы, вкрапления уголовной лексики и остатки бюрократических штампов советского времени, безудержное использование американизмов и все это на фоне откровенной безграмотности и намеренного пренебрежения этическими нормами речи. «Особенно раскрепощенными стали полемические тексты в области политики, межпартийной борьбы, дискуссий о власти» [61, с. 40]. Это, казалось бы, узко лингвистическое явление приводит к общекультурному ощущению непостоянства и изменчивости ценностей мира. В речевой практике сегодня можно найти отражение всех болевых точек общественной жизни: от проблемы поиска культурного единства до одновременного забвения своих культурно-исторических традиций.
От возмущения и призывов не опускать планку культуры речи в обществе лингвисты вынуждены были перейти к признанию того, что новая языковая мода сформировалась, и приступили к изучению языкового вкуса эпохи. Науке еще предстоит осознать, как в лингвистических процессах отразились происходящие в стране значительные общественно-политические сдвиги. Однако хорошо известно, что крупные исторические изменения и разрушение устойчивых общественно-этических идеалов всегда приводили к существенным изменениям в речи. Так, в послереволюционные годы бурные общественные потрясения сопровождались образованием новых языковых форм, активным словотворчеством и стремлением подчинить языковые процессы основным тенденциям общественных преобразований. Таковы, например, были цели орфографической реформы 1918 года, разорвавшей в некоторых случаях ассоциативно-семантические связи между словами, а фактически продемонстрировавшей новое отношение к речевой культуре. Ценности социальной жизни, воплощенные в идеологических формулах, лозунгах и речевых штампах, в революционном порядке жизнеустройства должны были заменить веками складывавшиеся в языке мировоззренческие ценности и культурные установки русского народа.
Характеризуя общественно-публичную речь недавнего прошлого, лингвисты отмечают ее однообразие и казенный характер. «На протяжении прошедшего семидесятилетия после октябрьских событий русский язык благодаря деятельности средств массовой коммуникации превращался в язык казенной идеологии. Достаточно вспомнить, как говорили и писали партийные деятели в звеньях государственного аппарата, как говорила и писала хрущевско - брежневская верхушка» [34, с Л 84]. Не одно поколение было воспитано на выступлениях, зачитываемых по бумаге и содержащих определенный набор речевых клише и стандартных фраз.
Долгие годы «человек говорящий» в нашей стране не был востребован, как не популярны были независимость суждений и оригинальность мысли, не совпадающие с общепринятой точкой зрения. Сегодня пришло время воспитывать личность, умеющую говорить, думать и поступать в соответствии со своими убеждениями. Гармоничное соответствие мысли и слова, речи и речевого поступка представляется очень серьезной ценностной установкой языкового воспитания личности.
Сознательно или бессознательно, но построение многих современных учебных курсов, направленных на развитие речевых умений, оторвано не только от общих образовательных целей, но и от индивидуально-личностных потребностей обучаемых. Развитие речевой культуры любой категории обучаемых, от школьников до взрослых носителей языка, связано с воспитанием духовности на лингвистическом материале и с помощью неисчерпаемых возмоэюностеи языка. Язык как национально-культурное единство рассматривался в трудах известного лингвиста В.В. Виноградова. Все, что на языке написано и сказано, одновременно обусловлено культурой прошлого и обращено к культуре будущего. Зависимость личности от языка, от языкового прошлого, вбирающего в себя память культуры, может конкретным человеком и не осознаваться. Чуткие же в языковом отношении личности - художники слова - оставили нам множество свидетельств неразрывной связи и более того - "абсолютно деспотической" власти языка на личность (И. Бродский).
Поиск научно-педагогических подходов к развитию речевой культуры приводит к понятию ценностной ориентации в учебно-познавательной деятельности студентов. Мы опираемся на нравственные категории и философские представления о личности, языке, их взаимовлиянии, высказанные блестящими представителями отечественной философии (Н.Бердяев, Г. Шпет, А. Лосев и др.). Представитель современной гуманистической философии Э. Фромм считает, что «...источник норм нравственного поведения следует искать в самой природе человека» и что злом является «равнодушие к себе самому и саморазрушение» [114]. Высшей ценностью гуманистической философии является утверждение человеческой индивидуальности. Рассматривая в работе «Человек для самого себя» принципы авторитарной и гуманистической этики, Э. Фромм приходит к выводу, что первая опирается на авторитет или власть, а вторая определяется самим человеком, а не отчужденной от него властью.
Интеграционный подход - необходимое условие развития речевой культуры
В нашей стране обучение родному языку было всегда объектом пристального внимания исследователей, однако, обладало одним существенным недостатком: развитие речевых умений велось в отрыве от языковой личности. Отчасти такой подход объясним с точки зрения самой филологической науки, изучавшей язык в качестве функциональной системы единиц в отрыве от личности. С другой стороны, сложившаяся педагогическая система обучения языку соответствовала традиционному обучению информационно-знаниевого типа. В прикладной дисциплине -лингводидактике было найдено и опробовано много достаточно успешных приемов развития речевых умений и навыков применительно к средней и высшей школе. Но, тем не менее, можно остановиться как минимум на двух основаниях, позволяющих утверждать, что современная образовательная практика недостаточно эффективна в развитии речевой культуры:
1) господствующий в филологии теоретический "образ языка", не учитывающий собственно языковую личность, вызвал к жизни и соответствующую практику обучения. Преподавание строилось в соответствии с уровнями системной организации языковых единиц и очень мало ориентировалось на собственно носителя языка, на личность обучаемого. Известный филолог Ю.Н.Караулов назвал это явление "всепроникающим деспотизмом системности" [55, с.50].
2) Проблема развития речевой культуры личности не опиралась на российские культурно-педагогические традиции, не учитывала и мировой опыт развития культуры личности на материале родного языка.
Отечественные традиции в практике преподавания русского языка -неисчерпаемый источник для творчески мыслящего исследователя и преподавателя в развитии речевой культуры обучаемых. Так, еще в 1897 году была опубликована книга известного русского лингвиста Ф.И. Буслаева "О преподавании отечественного языка", в которой основной принцип обучения был представлен как принцип неразрывной связи между языком и воспитанником: "Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать (личность) духовные способности учащегося" [16, с.7]. Все педагогические старания последних лет повернуть процесс обучения "лицом" к личности обучаемого должны были опираться как на изменение содержания обучения, так и на построение педагогической системы языкового образования.
Развитие речевой культуры предполагает развитие духовных качеств личности в связи с обучением языку, речевым навыкам и умениям. Такой подход к предмету обучения неизбежно расширяет границы традиционной лингвистической дисциплины «Культура речи». Кроме того, поставленная нами задача - развитие речевой культуры студентов технического вуза - приводит к необходимости разработки научно-педагогических основ обучения для определенной в социальном и возрастном отношении категории обучаемых.
Педагогическая система развития речевой культуры личности не может опираться только на филологические знания, какой бы современный характер они не носили и как бы эффективно не вбирали в себя последние достижения лингвистической мысли. Пока речевое развитие личности ограничивается системно построенными курсами, отражающими представление о самом языке, и не учитывает языковую личность в самом филологическом материале, любые педагогические усилия не могут быть достаточно эффективными.
Концепция языковой личности (Ю.Н. Караулов), открывающая новые перспективы для развития филологических знаний, дает возможность новых педагогических подходов к развитию речевой культуры. Постановка педагогических проблем связана с разработкой таких технологий, в которых современные лингвистические концепции не останутся чем-то внешним по отношению к обучаемому носителю языка. Ю.Н. Караулов пишет о невозможности «.. .в отрыве от языковой личности, без учета ее многоуровневой организации, без обращения к принципам формирования и структуры, в частности и ее интеллекта, создать эффективную модель обучения языку"[55, с.49]. Такое развитие научной мысли в отрыве от человека привело к опасной тенденции, о которой А.И. Кузнецов и Е.В. Бондаревская пишут: «Научное познание стремилось очистить объект от примесей антропоморфизма, а субъект научного познания, чтобы соответствовать такой задаче, должен был предпринимать усилия к сведению субъективности к минимуму, чтобы избежать «искажения восприятия действительности». Подобное отношение и к человеку (когда он выступал в качестве объекта познания) привело к редуцированию целостного человека, к разрыву науки с основными целями и ценностями человеческой жизни» [64, с.60].
Педагогика в системе наук о человеке занимает особое место, поскольку позволяет изучать и моделировать процессы воспитания определенного типа личности, соответствующей новым условиям развития социума. Как самостоятельная наука и как часть единого знания она должна использовать весь комплекс современных наук для обоснованности и эффективности своих теоретических положений. Неслучайно в последние годы подчеркивается необходимость усиления теоретического уровня педагогических исследований, а также осознается необходимость интеграционных подходов в педагогике.
Развитие речевой культуры на фоне изменений в современной образовательной парадигме
Развитие речевой культуры студентов технического вуза должно гармонично сочетаться с основными целями подготовки специалистов, а значит, учитывать перспективы развития высшего технического образования на этапе становления новой образовательной парадигмы.
Тенденция гуманизации высшей технической школы проявляется сегодня в подчинении подготовки специалистов целям человека и общества. Необходимо развитие такой образовательной системы, которая бы органично входила в в гуманистическую культуру, соответствуя ее ценностным установкам и принципам. При этом этико-гуманистическая направленность современного высшего технического образования не должна вступать в противоречие с его традиционной задачей - подготовкой квалифицированных научно - технических специалистов. «Человеческое измерение» образования не может вступать в противоречие с его целями, отражающими уровень научно - технического прогресса. Гуманистическая направленность обучения - актуальная проблема инженерной подготовки специалистов, отражающая противоречивые взаимоотношения т.н. «технической культуры» к «общечеловеческой, гуманитарной культуре». Это введенное еще в 50-60-е гг. Ч. Сноу разделение на гуманитарное и естественнонаучное мышление сегодня показало свою несостоятельность. Поэтому не стоит противопоставлять техническую культуру общечеловеческой или гуманитарной. Гуманистическая направленность образования сегодня все больше проявляется в отношении к человеку, в возможностях его личностно-неповторимого развития в сложном современном мире.
Необычайная объективная сложность и динамизм развития общества привели к пониманию неэффективности технократического подхода к образованию. Реальности сегодняшнего дня подвели к необходимости вводить в образовательную систему понятие культуры. Забвение культурной составляющей социально-экономического развития осознается сегодня как учеными-теоретиками, так и педагогами-практиками.
Гуманитаризация высшего технического образования происходит в условиях острого финансового кризиса, сложного экономического положения практически всех российских вузов, в условиях нестабильности общественной жизни. Однако кризисные процессы в образовании - явление не только отечественного характера, в той или иной степени они затронули всю мировую образовательную систему. Так, например, еще в 80-е годы американцы забили тревогу по поводу того, что их образование не выполняет возложенные на него обществом функции. Национальная комиссия по повышению качества образования в своем докладе отметила "растущую тенденцию к посредственности, которая угрожает как будущему страны, так и народам" [17 с.42]. По данным комиссии, школы выпускают 13-20 % функционально неграмотных людей, причем в сегрегированных школах их доля среди цветного населения достигает 40%.
Снижение качества обучения, отставание образования от уровня современного развития науки, диспропорция между образованием и культурой - все эти свидетельства кризисных явлений в разной степени проявились как в индустриально развитых странах, так и в государствах, переживающих серьезные экономические трудности. Возможные причины образовательного кризиса и способы выхода из него являются предметом активных исследований ученых во всем мире. Перед российским образованием стоит задача сохранения лучших отечественных традиций в подготовке специалистов в высшей школе, а также развитие и утверждение новых образовательных принципов, которые вырабатывает мировое сообщество, двигаясь к потребностям постиндустриального этапа развития общества. Сегодня необходимы продуманные и взвешенные действия в области технического образования, творческая, созидательная деятельность педагогов, основанная на принципе культуросообразности. «При этом культура должна рассматриваться не только как среда, внешнее условие или обстановка развития, не как один из серии рядоположных факторов становления социотехнического мира, а как важнейший источник, составная часть и движущая сила, определяющие направление и формы его развития. Не среда, а средство, а возможно, и цель развития» [51, с.55-69].
Четыре основные тенденции, характеризующие современное состояние высшей школы России, выделил Президент Российского Союза ректоров академик РАН В.А. Садовничий [97, с.9-10]:
1) "тенденция ухода государства из области образования";
2) "тотальная коммерциализация государственного сектора образования под лозунгом так называемой "финансовой стабилизации";
3) "тенденция исключения отечественной высшей школы из числа важнейших факторов национальной безопасности";
4) "более фундаментальный характер имеет тенденция к общему снижению культурной функции образования в целом, высшей школы в первую очередь как главного механизма передачи культурных ценностей от поколения к поколению".
Отсутствие культурной функции образования, таким образом, признаваемый факт, несмотря на объявленную, широко декларируемую гуманитаризацию образования.
Процессы становления экономической самостоятельности вузов, болезненно протекающие сегодня в профессиональном отечественном высшем образовании на фоне государственно-политического и экономического кризиса, имеют под собой и здоровые экономические основания. В становлении новой образовательной парадигмы важно учитывать зарубежный опыт, разумно применяя то, что подходит для российской системы образования.
Экспериментальная программа развития речевой культуры студентов технического вуза
Гуманитаризация технического образования неуклонно становится фактом реальности: в соответствии с Государственным стандартом на долю гуманитарных дисциплин сегодня отводится не менее 20% от общего объема инженерной подготовки. И хотя глубина и эффективность происходящих изменений вызывает справедливую критику, тем не менее, можно признать, что процессы гуманитаризации проникают все глубже в техническое образование. В своем исследовании мы опираемся на практику преподавания учебных курсов, связанных с развитием речевой культуры, в Таганрогском государственном радиотехническом университете.
Предлагаемая нами программа языкового развития студентов технического вуза положена в основу учебного курса «Русская словесность», который с 1997 года введен на всех факультетах и для всех специальностей в университете. Программа отражает ценностные ориентиры языкового воспитания в выделяемых нами стратегических, тактических и оперативных целях. Цели обучения влияют не только на результаты педагогического процесса, но и определяют способы построения эффективной технологии обучения. В первом разделе II главы мы рассмотрели соотношение общих требований социума и целей конкретного учебного курса, развивающего речевую культуру личности. От цели новой образовательной парадигмы (подготовка личности, способной к творческому преобразованию жизни, созданию материальных и духовных ценностей) мы подошли и к целям конкретного учебного курса (обеспечить развитие языковой личности студентов технического вуза). Необходимо, чтобы сформулированные цели обучения и воспитания, заданные социумом и воспринятые педагогом, стали личностно значимыми для студентов.
Психологические механизмы и педагогические способы согласования целей, «за которыми стоят разные структуры личных и общественных потребностей, в полной мере еще не изучены» [130, с.71].Мы опираемся на утверждение о том, что у каждого человека имеется «свое поле целей», благодаря которому создаются «предпосылки для совпадения индивидуальных и общих целей» [77]. Для нас использовать возможности «для совпадения индивидуальных и общих целей» означает: в общих целях обучения и воспитания отразить структуру личных потребностей в развитии речевой культуры на данном уровне развития социума. Исходным основанием для принятия индивидуумом целей обучения является построение личностно - ориентированной педагогической системы. В то же время мы осознаем, что задаваемые программой цели обучения речевой культуре - это не механическая сумма индивидуальных целей для отдельной личности. Обобщенно определяя цели отдельных участников учебного процесса, цели развития речевой культуры являются концептуальной моделью будущих результатов обучения. Мы отличаем стратегические, тактические и оперативные цели развития речевой культуры:
1. Стратегическая цель, называющая долгосрочный желаемый результат, в нашем случае близка к «идеалу», т.е. заключается в определении приоритетов развития речевой культуры. В педагогическом смысле важность сформулированной стратегической цели мы видим в возможности построения идеальной модели обучения в развитии речевой культуры, обусловливающей очередность в достижении результатов и выбор адекватных педагогических действий. Такой целью в отношении студентов неязыкового вуза является воспитание в процессе обучения речевой культуре не эгоистического потребителя культуры, а личности, свободно и полноценно определяющей свое развитие в целом, ценностные ориентиры в развитии речевой культуры в частности. Конечная цель высшего технического образования и стратегические цели развития речевой культуры личности профессионала, стремящегося осознать себя в культурно-историческом, непрерывном потоке времени. Можно сказать, что стратегическая цель развития речевой культуры на данном этапе носит предвосхищающий, гипотетический характер еще не полученного результата.
2.Тактическая цель определяет промежуточный желаемый результат, достижимый в обозримом будущем. Исходя из системы критериев, предъявляемых к специалисту при современном уровне развития общества, мы выделили уровни развития речевой культуры на стадии получения высшего образования. Тактические цели мы видим в самоопределении и саморазвитии студентов на материале русской речевой культуры. Суть предлагаемой нами научно-педагогической концепции (от замысла развития речевой культуры до обоснования принципов ее реализации) можно определить как развитие языковой личности студентов технического вуза на основе «полноценного языкового существования», (т.е. свободного владения текстами) и культурного (профессионального и жизненного) самоопределения.
3. Оперативные цели перечисляют желаемые результаты в каждый из конкретных периодов обучения и включают в себя перечень определенных речевых знаний, умений и навыков. В соответствии с выделением семи содержательных разделов программы мы даем и перечень развиваемых речевых умений и навыков, содержательно закрепленных за тем или иным разделом. В целом оперативные цели обеспечивают знание основ лингвистической теории, от речекультурного минимума до творческого владения языком, и соответствуют государственному образовательному стандарту [32]. В основу конкретного перечня умений и навыков положены требования к специалисту:
- способность компетентно анализировать тексты в разных стилях,
умение использовать полученные знания в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- соблюдение этики речевого общения, регулирующей отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;
- владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты.