Содержание к диссертации
Введение
I. Теоретические предпосылки развития педагогической культуры преподавателя колледжа 12
1. Педагогическая культура преподавателя колледжа как социально-педагогическая проблема 12
2. Особенности мировоззренческого аспекта педагогической культуры преподавателя колледжа 30
3. Характеристика процесса формирования педагогической культуры преподавателя колледжа 53
Выводы по первой главе 71
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию педа гогической культуры преподавателя колледжа 75
1. Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы по развитию педагогической культуры преподавателя колледжа. 75
2. Основные направления реализации педагогических условий развития педагогической культуры преподавателя колледжа 94
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 113
Выводы по второй главе 1265
Заключение 128
Библиография 134
Приложение 149
- Педагогическая культура преподавателя колледжа как социально-педагогическая проблема
- Особенности мировоззренческого аспекта педагогической культуры преподавателя колледжа
- Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы по развитию педагогической культуры преподавателя колледжа.
- Основные направления реализации педагогических условий развития педагогической культуры преподавателя колледжа
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. В условиях перестройки всех сфер общественной жизни, в том числе и системы подготовки специалистов среднего профессионального образования, требуется педагог-профессионал, обладающий высоким уровнем педагогической культуры.
В структуре педагогической культуры преподавателя наряду с другими компонентами важное место занимает аксиологический компонент, характеризующий гуманистическое мировоззрение и образованный совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе его развития. В процессе педагогической деятельности преподаватели овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и в зависимости от степени их приложения в реальной жизни оценивают их как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы знания, идеи, концепции выступают в качестве педагогических ценностей.
Педагогическая деятельность преподавателей колледжа подразумевает постоянный процесс оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия, что вызвано статусом образовательного учреждения, реализующего программы среднего профессионального образования повышенного уровня.
Основная функция мировоззрения заключается в его преобразующем воздействии на мотивационную сферу педагогической деятельности преподавателя, так как оно определяет структуру ведущих побудителей (мотивов) и организует все другие потребности. Мировоззренческий аспект педагогической
культуры преподавателя раскрывает обобщенную систему его взглядов на мир в целом и свою педагогическую деятельность, на место отдельных явлений в ней и на своё собственное место в образовании; характеризует понимание и эмоциональную оценку преподавателем смысла его педагогической деятельности и судеб обучающихся. Мировоззренческий аспект педагогической культуры преподавателя колледжа характеризуется совокупностью философских, политических, правовых, педагогических, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов человечества.
Аксиологический компонент педагогической культуры преподавателя колледжа, раскрывающий мировоззренческий аспект этой культуры, выполняет функции регулирования, сохранения, воспроизведения и развития педагогической реальности.
Процесс присвоения преподавателем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, личность способна преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как личностными особенностями преподавателя, так и характером его педагогической деятельности.
Очевидным становится утверждение, что аксиологический компонент педагогической культуры преподавателя является системообразующим для развития мировоззрения преподавателя и его педагогической культуры. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредствует процесс присвоения нравственных, этических, правовых и других отношений.
Следовательно, в основе педагогической культуры преподавателя лежит аксиологический компонент, который выступает естественной базой для формирования технологического и личностно-творческого компонента.
Только при условии освоения преподавателем педагогических ценностей, а значит и высокого уровня развития аксиологического компонента, возможно овладение им способами и приёмами педагогической деятельности. Педагогические технологии, способы и приёмы педагогической деятельности ис-
торически изменчивы. В основном это зависит от складывающихся в обществе социальных отношений, что неизбежно приводит к переоценке общечеловеческих и общественных ценностей. Это подтверждает выдвинутое нами предположение о том, что аксиологический компонент является основой для развития педагогической культуры преподавателя и актуализирует проблему исследования.
На основании теоретического анализа и анализа опыта работы образовательных учреждений, имеющих статус колледжа, нами была сформулирована проблема исследования: необходимость выявления, обоснования и апробирования педагогических условий, при которых процесс развития педагогической культуры преподавателя колледжа наиболее эффективен.
Возникшее противоречие между современными требованиями к уровню развития педагогической культуры и её реальным уровнем у преподавателей колледжа обусловлено несоответствием:
между объективной необходимостью развития педагогической культуры преподавателя колледжа и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке;
между стремлением преподавателя самоактуализироваться в образовательном пространстве учебного заведения и отсутствием целенаправленной и систематической работы по формированию мировоззренческих основ педагогической деятельности и развитию педагогической культуры преподавателя колледжа;
между необходимостью управления процессом педагогической культуры преподавателя и недостаточным уровнем организации педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования - «Развитие педагогической культуры преподавателя колледжа (мировоззренческий аспект)».
Объект исследования - педагогическая культура преподавателя.
Предмет исследования - процесс развития педагогической культуры преподавателя колледжа
Цель исследования состоит в обосновании педагогических условий, способствующих эффективному развитию педагогической культуры преподавателя колледжа.
Гипотеза исследования - развитие педагогической культуры преподавателя колледжа осуществляется успешно, если обеспечивается:
установка преподавателя на освоение ценностей, норм и правил поведения;
ориентация преподавателя на развитие мировоззренческого аспекта педагогической культуры;
диалектическое взаимодействие управляющей и управляемой подсистем процесса развития педагогической культуры преподавателя.
В соответствии с целью и гипотезой в работе ставились и решались следующие задачи:
- определить и теоретически обосновать содержание мировоззренческо
го аспекта педагогической культуры преподавателя колледжа;
выявить ведущие направления формирования педагогической культуры преподавателя колледжа;
экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий, способствующих развитию педагогической культуры преподавателя колледжа;
разработать научно-методические рекомендации по реализации проблемы в аналогичных учебных заведениях.
Методологической основой исследования являются основные положения теории культуры, теории ценностей, теории социального и индивидуального мировоззрения, диалектической теории всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений, материалистическое положение о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей ро-
ли личности в процессе ее развития и формирования, положения о творческой сущности человека и развитии его способностей в процессе деятельности.
В современной науке к настоящему времени учёными проведены исследования в области:
- общей теории культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В.Л. Бенин, М.С.
Каган, Э.М. Маркарян, Н.З. Чавчавадзе и др.);
теории ценностей (Т.К. Ахаян, Е.П. Белозерцев, С.Г. Вершловский, Г.П. Выжлецов, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов и др.);
теории мировоззрения личности (Т.К. Ахаян, Л.И. Божович, Б.И. До-донов, Г.Е. Залесский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, А.Г. Спиркин, В.Ф. Чер-новаленко и др.);
теории педагогических ценностных ориентации (С.Г. Вершловский, М.Г. Казакина и др.);
теории педагогических ценностей и ценностей педагогической деятельности (З.И. Равкин, Н.С. Розов, Е.Н. Шиянов, В.А. Ядов и др.).
Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы;
эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, диагностические задания, тренинг, педагогический эксперимент;
методы количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 11 факультетов Оренбургского и Магнитогорского государственных профессионально-педагогических колледжей.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в период с 1997 по 2000 год.
На первом (1997 г.) этапе основное внимание было сосредоточено на изучении философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме. Были определены теоретические основы исследования, проведён анализ и обобщение существующих подходов к развитию педагогической культуры педагогических работников. С помощью апробированных в педагогике и психологии методик был собран материал, характеризующий содержание мировоззренческого аспекта педагогической культуры. Это позволило сформулировать общую гипотезу, наметить программу её экспериментальной проверки. Для повышения эффективности реализации процесса развития и контроля над ним в колледже была сформирована исследовательская группа. Был проведён констатирующий эксперимент, в процессе которого были получены результаты, позволившие изучить содержание мировоззренческого аспекта педагогической культуры преподавателя колледжа, выявлены начальные уровни его развития в экспериментальных и контрольных группах.
Полученный результат был проанализирован, систематизирован и обобщён. На основе этого была уточнена рабочая гипотеза.
На втором (1998-1999 гг.) этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по развитию мировоззренческого акспекта педагогической культуры преподавателя колледжа. В ходе него был установлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализуемого процесса. На данном этапе разрабатывались основные направления в управлении процессом развития педагогической культуры преподавателя колледжа; проводился анализ результатов и уточнение выводов по эксперименту.
На третьем этапе (1999-2000 гг.) осуществлялась проверка выводов и результатов исследования, полученных в ходе формирующего эксперимента, проводилось осмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы, осуществлялось диссертационное оформление, внедрение результатов исследования в практику.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
уточнена сущность и содержание мировоззренческого аспекта педагогической культуры преподавателя колледжа;
выявлены педагогические условия процесса развития педагогической культуры преподавателя колледжа;
выявлены основные направления реализации процесса развития педагогической культуры преподавателя колледжа.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в организации эффективного процесса управления образовательными учреждениями среднего профессионального образования, реализующими образовательные программы повышенного уровня, ориентированного на развитие личности студента и преподавателя с высоким уровнем общей и педагогической культуры. Проведённое исследование раскрывает основные направления реализации педагогических условий развития мировоззренческих основ педагогической культуры преподавателя в профессионально-педагогических колледжах и возможности внедрения их в системе среднего профессионального образования.
Научная обоснованность и достоверность выводов, полученных в результате исследования, обеспечивается анализом психолого-педагогической литературы по обозначаемой проблеме, методологической обоснованностью исходных позиций, комплексной методикой исследования, достаточным количеством испытуемых, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, разнообразием источников информации их количественным и качественным анализом, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики и т.д.
На защиту выносятся следующие положения:
В основе мировоззрения преподавателя лежит аксиологический компонент, имеющий определяющее значение для развития его педагогической культуры.
Педагогическая культура преподавателя - это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотою запечатлелись духовные и
материальные ценности образования и воспитания, а также способы педагогической деятельности преподавателя, которые необходимы ему для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, образовательных процессов.
Педагогическая культура преподавателя колледжа характеризуется высоким уровнем развития её аксиологического компонента.
Уровень развития аксиологического компонента педагогической культуры преподавателя определяется системой показателей и характеризуется:
гуманистической направленностью и убеждениями в необходимости ценностно-нравственного поведения в образовательном пространстве колледжа;
педагогическими знаниями в теории общечеловеческих ценностей и теорий гуманистической педагогики;
умениями отрефлексировать основания своей педагогической деятельности и сориентировать студентов на общечеловеческие ценности: Человек, Жизнь, Красота, Познание, Труд.
5. Ведущими направлениями развития педагогической культуры препо
давателя колледжа являются:
управление процессом развития педагогической культуры преподавателя колледжа;
актуализация и закрепление потребности у преподавателя в осмыслении и опоре на ценностные основы педагогической деятельности.
6. Комплекс педагогических условий (установка преподавателя на ос
воение ценностей, норм и правил поведения; ориентация преподавателя на
развитие мировоззренческого аспекта педагогической культуры; диалектиче
ское взаимодействие управляющей и управляемой подсистем реализуемого
процесса) позволяет более эффективно развивать педагогическую культуру
преподавателя колледжа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на заседаниях педа-
11 гогических советов колледжей, включенных в эксперимент, на заседаниях научно-методического совета, заседаниях кафедр и факультетов колледжей, на научно-практических конференциях.
Основные результаты исследования внедрены в Оренбургском и Магнитогорском государственных профессионально-педагогических колледжах и используются администрацией и инженерно-педагогическим составом в повседневной педагогической деятельности.
Структура диссертации вытекает из задач исследования, целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы исследования. Состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Педагогическая культура преподавателя колледжа как социально-педагогическая проблема
Целью параграфа является рассмотрение сущности понятий «культура " и "педагогическая культура ". Рассмотрены различные подходы к пониманию содержания педагогической культуры преподавателя.
Термин "культура" (cultura) - латинского происхождения. Он происходит от слова культ (cultus) и восходит и глаголу colo, имеющему несколько групп значений, каждая из которых как-то отразилась в современном звучании слова "культура». В первую очередь в древнем мире латинское слово cultura означало «возделывание земли».
Позднее в трудах Цицерона (183, с.252) уже встречается более широкое понимание слова cultura при употреблении выражения cultura animi, что переводится как «обработка, совершенствование души». Со временем в романских и других языках слово «культура» начинает употребляться в многочисленных близких значениях: «воспитание», «образование», «умение», «почитание», развитие».
Культура первоначально складывается вокруг культа, в культовом обиходе, она на этой стадии непосредственно включена в деятельность сообщества, направленную на самосохранение. По коллективным представлениям племени, тщательное исполнение ритуалов культа обеспечивает безопасность. (64, с. 52-53).
В последние годы наибольшее распространение получила деятельност-ная концепция культуры (92, с. 61). Сегодня исследователи (Библер B.C., Браже Т.Г., Панарин А.И.) рассматривают культуру не как состояние, а как действие, направленное на распространение духовных благ.
Человеческая деятельность в этой концепции рассматривается как способ формирования и развития культуры. Во времени и пространстве культура развертывается в соответствии с формами проявления, осуществления и развития деятельности человека.
Деятельность человека может иметь продуктивный или репродуктивный характер. Репродуктивная деятельность основана в основном на манипулировании готовым содержанием. Для отдельного человека она выступает как набор внешне навязываемых штампов, норм, правил и чаще всего формирует человека малоспособного к творчеству, особенно социальному, т. е. не способного создавать отношения, которые направлены на саморазвитие.
Продуктивная деятельность имеет творческий характер и обладает социально значимой мотивацией. Развитие культуры на основе продуктивной деятельности гармонизирует отношения человека с природой, обществом и самим собой.
При проведении сравнительного анализа продуктивной и репродуктивной деятельности нельзя не заметить две противоречивые тенденции в современной человеческой культуре: потребительскую и созидательную. Первая выступает в форме примитивного культурничества, вторая связана с продолжением традиций и умножением исторической памяти.
Эвристическая концепция, культуры рассматривает "культуру" как продукт универсального и свободного предметного общения многих поколений. Целостное развитие культуры предполагает ориентацию общества на творчество, на развитие человека как универсального существа.
Семиотическая, концепция, культуры рассматривает человека как существо, способное к символизации. Представители этой концепции утверждают, что человеческое поведение обусловлено использованием символов. Человек именно тогда этот термин приобрёл широкое распространение. Термин "культурология", по Уайту, должен выразить и отражает отношение между человеческим организмом с одной стороны, и культурной традицией с другой стороны.
Обращаясь к современной научной литературе, мы видим, как изменилось, расширилось понимание этого сложного и многогранного феномена человеческой истории - "культуры".
Философы "культуру" рассматривают как "совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, работы, постановка воспитания, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа" (178, с. 229); как "деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а так же включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты" (179, с. 225).
Культура опредмечивает духовное богатство человека, накопленные им знания, навыки, умения, социальные чувства, которые в процессе творческой деятельности воплощаются в ценности культуры, имеющие общественную значимость. Само творчество возможно лишь в том случае, если личность осваивает уже накопленные ценности культуры, превращает их в своё духовное богатство.
В русской органической культуре возникли оригинальные подходы к образованию, к осмыслению роли культуры в педагогическом процессе, которые представлены в работах К.Д. Ушинского и Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского и П.А. Флоренского, а также многих других.
Особенности мировоззренческого аспекта педагогической культуры преподавателя колледжа
В данном параграфе даётся характеристика особенностей мировоззренческого аспекта педагогической культуры преподавателя колледжа; прослеживается роль аксиологического компонента педагогической культуры преподавателя колледжа, раскрывается его содержание и функции, рассматриваются важные для исследования понятия «аксиология», «ценность», «педагогическое знание», «педагогический труд», «педагогическое творчество».
Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, правил, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения выделяются (179) четыре основных особенности: познавательная, ценностно-нормативная, эмоционально-волевая и практическая.
Познавательная особенность мировоззрения преподавателя характеризуется обобщёнными знаниями - повседневными, педагогическими, научными и т.д. Ценностно-нормативная особенность характеризуется ценностями, идеалами убеждениями, верованиями, нормами, директивными действиями. Одно из главных значений мировоззрения состоит не только в том, чтобы преподаватель опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами - ценностями. В систему ценностей входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни и педагогической деятельности. Ценностное отношение преподавателя к миру и самому себе формируется в определённую иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные, общечеловеческие ценности, зафиксированные в определённых общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки преподавателем своих отношений с другими людьми (коллегами по работе, студентами) являются социальные нормы: моральные религиозные, правовые и т.п., регулирующие его педагогическую деятельность. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требования поступать определённым образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для преподавателя с его педагогической деятельностью.
Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой особенности мировоззрения преподавателя колледжа.
Мировоззрение - это не только обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность преподавателя к определённому типу поведения в конкретных педагогических ситуациях. Без практической основы мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлечённый от реальной педагогической деятельности характер.
Лучше раскрыть особенности мировоззренческого аспекта педагогической культуры преподавателя поможет понятие «мировоззрение личности». Так, Л.И. Божович, не давая однозначного определения понятию «мировоззрение», рассматривает влияние мировоззрения на формирование нравственной воспитанности личности. По её мнению основная функция мировоззрения заключается в его преобразующем воздействии на мотивационную сферу субъекта, так как оно определяет структуру ведущих побудителей (мотивов) и организует все другие потребности. Последние под влиянием мировоззрения становятся опосредованными, ибо возникают на основе изменения, сознательно принятого для достижения ведущих мотивов, являются основными функциональными обязанностями, представляющими собой нерасторжимое единство потребности и сознания.
Осуществление мировоззрения личности преподавателя - это реализация очень значимой частички своего «Я», связанная с тем, что педагог проводит в жизнь свои намерения, поставленные задачи. Воплощение в жизнь собственного мировоззрения и раскрывает мировоззренческий аспект педагогической культуры преподавателя.
Как систему «обобщающих взглядов и представлений о действительности, систему таких убеждений и идеалов, которые раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способ видения, понимания и оценки окружающей действительности, способ осознания себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики» рассматривает мировоззрение В.Ф. Черноваленко (187, с. 17).
По мнению А.Г. Спиркина, мировоззрение «есть предельно обобщённый, упорядоченный взгляд на окружающий мир, на явления природы, общества и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, социально-политические, нравственные и эстетические идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий» (103, с.64).
В психологии несколько иной подход к определению понятия «мировоззрение». «Психологи исходят из того, - отмечает Н.А. Менчинская, - что мировоззрение личности есть форма индивидуального сознания, имеющая специфические особенности, обусловленные возрастными, индивидуальными различиями. В сформированном мировоззрении отражённые образцы наиболее общих закономерностей природы, общества, психологической жизни человека сливаются с собственным, личностным отношением к ним» (104. с. 64).
Все определения термина «мировоззрение» несмотря на различия, тем не менее, по точному замечанию Г.Е. Залесского (78), удовлетворяют тому требованию, что «фиксируют единство, слитность объективного (гносеологического) и субъективного (аксиологического, рационального и эмоционального) в содержании этого понятия.
Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы по развитию педагогической культуры преподавателя колледжа.
Для изучения состояния проблемы развития педагогической культуры преподавателя колледжа мы использовали комплекс научно-исследовательских методов. Ведущим методом явилась опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на базе профессионально-педагогических колледжей. Эксперимент - это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности (179, с. 792). Главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение в решении поставленной проблемы. В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия «истинности научного познания в целом» (36, с. 6-7).
Педагогический эксперимент рассматривается нами как комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. По мнению Ю.К. Бабанского, эксперимент позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений, механизмов, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание,
выявить необходимые условия реализации определённых педагогических задач. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые связи между явлениями, то есть изучать закономерности, характерные для педагогического процесса (46, с. 188-189).
Опытно-экспериментальная работа явилась практическим развитием теоретических предпосылок и сформулированных нами положений, рассмотренных в первой главе. Целью эксперимента являлось обоснование предложенных нами педагогических условий, способствующих эффективному развитию педагогической культуры преподавателя колледжа.
В экспериментальной работе нами были поставлены и решались следующие задачи:
1. Разработать систему критериев оценки уровней развития педагогической культуры преподавателя колледжа в мировоззренческом аспекте.
2. Установить наличные уровни развития мировоззренческого аспекта педагогической культуры преподавателя колледжа.
3. Определить эффективность применения предлагаемых нами педагогических условий развития в реализуемом процессе развития педагогической культуры преподавателя колледжа.
4. Экспериментально апробировать механизмы развития педагогической культуры преподавателя колледжа.
5. Продемонстрировать количественно и качественно степень эффективности предлагаемых механизмов и методов воздействия на преподавателя в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами.
6. Опираясь на результаты исследования, разработать, апробировать, внедрить научно-практические рекомендации по организации процесса разви тия педагогической культуры преподавателя колледжа в мировоззренческом аспекте.
Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебно-воспитательной работы образовательных учреждений среднего профессионального образования - профессионально-педагогических колледжах. Базами
эксперимента являлись Оренбургский и Магнитогорский государственные профессионально-педагогические колледжи. Данные колледжи являются образовательными учреждениями, реализующими углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, обеспечивающими обучающимся повышенный уровень квалификации по избранной специальности.
Программа эксперимента была апробирована на педагогических коллективах колледжей. Она проходила в три этапа. Все они взаимосвязаны и подчинены основной цели. Каждый этап эксперимента характеризовался своими задачами, методами, средствами решения и результатами.
В процессе исследования мы использовали следующие виды экспериментальной работы: констатирующий эксперимент, который позволил выяснить реальное состояние исследуемой проблемы в Оренбургском и Магнитогорском государственных профессионально-педагогических колледжах, определить уровни развития педагогической культуры (мировоззренческий аспект) у преподавателей колледжа. Был установлен уровень подготовки администрации колледжей для решения поставленной задачи. Достижение цели констатирующего этапа эксперимента подтвердило актуальность выбранной нами проблемы исследования в мировоззренческом аспекте; созидательный (формирующий) эксперимент имел основной задачей выяснение правильности наших предположений о путях и средствах решения исследуемой проблемы. Он позволил установить основные направления реализации процесса развития педагогической культуры преподавателя колледжа в мировоззренческом аспекте; констатирующий эксперимент имел своей целью перепроверку правильности теоретических выводов, их коррекцию и уточнение.
Основные направления реализации педагогических условий развития педагогической культуры преподавателя колледжа
Направление - это линия движения, путь развития (136, с. 381).
Опытно-экспериментальная работа по развитию мировоззренческого аспекта педагогической культуры преподавателя колледжа осуществлялась нами в следующих направлениях:
1. Управление процессом развития мировоззренческого аспекта педагогической культуры преподавателя колледжа.
2. Актуализация и закрепление потребности у преподавателя в постоянном осмыслении ценностных основ своей педагогической деятельности.
Управление в философии рассматривается как "антипод дезорганизации", позволяющий стабилизировать систему, сохранить ее качественную определенность, поддержать ее динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование системы и достижение того или иного полезного эффекта (18, с. 50-56).
В психологии под управлением понимают деятельность, направленную на оказание воздействия на людей в целях формирования и сохранения у них психических состояний и свойств, необходимых для совместного решения определенной задачи.
Процесс управления - это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов управления, направленная на достижение определенных целей управления путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов и принципов управления (137, с. 141). Процесс управления образовательным учреждением, с точки зрения содержания, представляет собой целенаправленную деятельность органов управления по упорядочению педагогического процесса и перевода всей системы в новое, более высокое качественное состояние. (Ю.А. Конаржевский).(ЮО)
Учитывая, что колледж является образовательным учреждением среднего профессионального образования, осуществляющим подготовку специалистов по программам повышенного уровня, он рассматривается нами как автономная структура с саморазвивающейся самодостаточной системой. Именно в условиях колледжа существует реальная возможность обеспечить оптимальный учет повседневных интересов и практических потребностей преподавателя. Педагогическая деятельность формирует у преподавателя потребность в новых знаниях, умениях и актуализирует цели педагогического и личностного совершенствования. Это позволяет обеспечить эффективность процесса развития мировоззренческого аспекта его педагогической культуры в соответствии с гуманистическими и социально-экономическими потребностями, возможностями и потребностями преподавателей.
Директор Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа Л.В. Елагина, кандидат педагогических наук, является профессиональным руководителем всего учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, осуществляя управление им, ориентирована изначально на постоянное обновление, стимулирующее его развитие. Магнитогорским государственным профессионально-педагогическим колледжем более 20 лет руководит кандидат педагогических наук В.И. Кондрух. За это время колледж стал одним из самых крупных и динамично развивающихся образовательных учреждений в стране.
Одной из особенностей процесса управления педагогическими колледжами, реализующими образовательные программы повышенного уровня, на современном этапе является необходимость пересмотра традиционных форм организационного построения, в перестройке структур управления соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе образовательного процесса. Основываясь на этом утверждении, мы сформулировали основную цель реализуемого нами процесса - развить у каждого преподавателя колледжа такие знания и умения, а также гуманистическую направленность и убеждения, которые в дальнейшем явились бы ценностно-нравственной мировоззренческой базой его педагогической деятельности.
В основу управления процессом развития педагогической культуры преподавателя колледжа в мировоззренческом аспекте мы заложили следующие педагогические условия: 1. Установка преподавателя на освоение ценностей, норм и правил поведения. 2. Ориентация преподавателя на развитие мировоззренческого аспекта педагогической культуры. 3. Диалектическое взаимодействие управляющей и управляемой подсистем процесса развития педагогической культуры преподавателя.
На этапе предварительного управления в 1997 году Оренбургский индустриально-педагогический техникум изменил свой статус и стал образовательным учреждением среднего профессионального образования нового типа -колледжем. Это вызвало ряд структурных изменений, открытие нового отделения - педагогического. Перед колледжем были поставлены ряд условий, основное из которых - переход к реализации образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня и поиск путей формирования системы непрерывного образования (начальное - среднее - высшее) в рамках колледжа. Потребовалась целевая переориентация педагогического коллектива колледжа в сторону освоения ценностей, норм и правил педагогической деятельности в образовательном учреждении среднего профессионального образования повышенного типа, требующего от преподавателя высокого уровня педагогической культуры.