Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования : технологический аспект Васильева, Елена Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильева, Елена Юрьевна. Развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования : технологический аспект : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Васильева Елена Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2011.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/98

Введение к работе

Актуальность исследования. Переход общества на рыночные отношения, формирование демократических структур управления, изменение концептуальных подходов в развитии экономического мышления личности требует новых подходов и к развитию экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования. Подготовка будущих активистов балета предусматривает огромный объем творческой, духовной и физической энергии, ибо умения и навыки необходимо постоянно развивать, что, с одной стороны, существенно осложняет деятельность учебных заведений хореографического образования, а с другой - придает этому процессу особое социальное значение.

Именно эти обстоятельства усложняют деятельность учебных заведений хореографического образования по развитию экономического мышления, что вызывает тревожные тенденции, имеющие место в реальной практике. Это показывает, что идет размывание процесса развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования.

Отсюда главное противоречие между возможностями экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования и недооценкой этого направления в подготовке будущих артистов балета среди педагогического состава, преподающего творческие дисциплины. Другое противоречие состоит в отрицательной мотивации у учащихся к предметам экономического цикла и объективной потребностью этих знаний на практике.

Главная причина сложившихся противоречий состоит в отсутствии инновационных подходов к развитию экономического мышления у старшеклассников, созданию новых моделей действия, учебных программ, рекомендаций в новых социокультурных условиях для учебных заведений хореографического образования. Для того, чтобы определить одну из конкретных целей учебных заведений хореографического образования - оптимальное использование одного из ведущих направлений - экономической подготовки, необходимо внесение новых смыслов в понимание реальности учебно-творческого процесса формирования артистов балета.

Как показывает анализ, для развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования не используется имеющийся интеллектуальный потенциал, материальные средства, экономико-управленческие возможности обучения, ориентированные на развитие экономического мышления у старшеклассников.

Поэтому необходимо новое осмысление культурно-педагогической практики, определяющей актуальную значимость исследования как фактора развития экономического мышления у старшеклассников. Это объясняется тем, что ориентация старшеклассников на ценности конкретного образа жизни может быть успешной лишь в том случае, если предварительно в их со-

знании будут заложены понятные экономические нормы общечеловеческого значения в условиях рыночных отношений.

Следовательно, актуальность данной проблемы определяется потребностью общества в исследовании процесса развития экономического мышления у старшеклассников в учебных заведениях хореографического образования, в выработке целостной концепции и технологии ее реализации, находящей выражение в системе прикладных методик.

Степень научной разработанности проблемы. Разносторонний анализ философской, социологической, экономической, педагогической, управленческой литературы свидетельствует, что проблемы формирования экономического мышления личности косвенно рассматривались в философских трудах В.Г.Афанасьева, Э.М. Андреева, В.И. Болдина, Ю.Н. Бронникова, В.М. Григорьева, А.Г. Журавлева, К.Н. Иванова, Г.В. Косова, A.M. Омарова, Г.Х. Попова, В.Л. Чистякова, что оказало существенное влияние на исследование содержания, характера и природы этого феномена.

Данной проблемы касались и социологи: В.Г. Андреенков, И.И. Волков, В.Н. Иванов, В.В. Колбановский, B.C. Коробейников, Г.В. Осипов, В.П. Ро-жин, А.И. Ракитов, P.M. Рывкина, А.Г. Харчев, Ф.Р. Филиппов, попытавшихся не только констатировать значимость экономического мышления, но и определить эффективные пути его формирования.

В педагогической науке к данной проблеме обращались Н.И. Иванов, Б.М.Морозов, В.К. Платонов, Л.И. Рувинский, Г.Л. Смирнов, В.М. Соколов, В.М. Терещенко, Л.И. Уманский, В.Г. Фадеев, В.В. Шинкаренко, что способствовало раскрытию принципа детерминации развития личности системой общественных отношений, в которые она включена.

Среди ученых-экономистов, занимающихся вопросами развития экономического мышления в нашей стране: Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбелян, П.Г. Бунич, В.Г. Зинин, Н.Я. Петраков, И.А. Столяров, Г.Н. Соколов, С.С. Шаталин, С.В.Шишкин, которые довольно основательно раскрыли его основы функционирования в реформируемый период.

Деятельность учебных заведений хореографического образования в новых условиях хозяйствования раскрыта в трудах В. А. Бабенко, A.M. Беловой, И.М.Болотникова, К.Л. Борисевича, Р.Н. Вандяк, С.Н. Вознесенского, Г.И. Галуцкого, И.Г. Дагаева, К.Н. Измайлова, Н.П. Лапшина, Э.В. Новаторова, В.В.Суника, Г.Л. Тульчинского, которые проанализировали различные аспекты хозяйственного механизма для творческих и учебных учреждений.

Психолого-педагогические проблемы образования раскрывались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и др.

Социологический аспект проблем образования представлен в работах А.А.Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, М.М. Поташника.

Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю.П. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.

Современная хореографическая педагогика базируется на трудах А.Я. Вагановой, С.С. Холфиной, М.Ф. Иваницкого, Н.П. Базаровой, В.П. Мей, Н.И. Тарасова, B.C. Костровицкой, А.А. Писарева, Р.В. Захарова, С.Н. Головкиной, A.M. Мессерера, Т.И. Васильевой, П.А. Пестова, Н.Н. Серебренникова, Н.А.Вихревой, Е.П. Валукина, Г.Н. Прибылова, А.В. Никифоровой, Б.Я. Брегвадзе, Л.М. Лариной, О.В. Жадиной, Н.В. Соковиковой, Т.Б. Нарской, А.П. Кириллова, Л.И. Ярмолович, на учебных фильмах, созданных под методическим руководством А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, С.Н. Головкиной.

Большое внимание проблемам высшей школы, перспективам ее развития уделено в трудах А.А. Алферова, СИ. Архангельского, Л.М. Баженовой, Б.П.Беспалько, А.Ю. Бутова, К.Я. Гальперина, А.Д. Жаркова, Л.С Жарковой, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, СМ. Оленева, В.А. Сластенина, B.C. Садовской, Н.А. Слядневой, Н.А. Паршикова, Т.К. Солодухиной, Ю.А. Стрельцова, Т.В.Христидис, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке, потребность практики в обоснованных рекомендациях обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования».

Объект исследования - развитие экономического мышления в учебных заведениях хореографического образования.

Предмет исследования - процесс развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования.

Цель исследования - научно обосновать, разработать и реализовать в учебно-творческом процессе модель использования в учебно-творческом процессе развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования.

В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

определить понятие «развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования»;

выявить теоретические основы развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования - будущих артистов балета;

- раскрыть сущностную характеристику и уточнить приоритетные
направления развития экономического мышления у учащихся старших клас
сов в учебных заведениях хореографического образования;

создать педагогическую модель развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования - будущих артистов балета;

разработать критерии оценки эффективности использования развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования;

экспериментально апробировать и внедрить в практику учебного процесса научно-методические рекомендации, раскрывающие процесс развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования, ориентированных на динамичное освоение знаний по дисциплинам «Финансы, денежное обращение и кредит», а также «Бухгалтерский учет и статистика».

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования будет наиболее эффективным, если создать общественное мнение, способствующее повышению престижности экономической подготовки, т.е. развитию экономического мышления, обогащению его новыми эмоциональными и эстетическими переживаниями. Это в свою очередь позволит реализовать потребность на практике того набора знаний, умений и навыков, позволяющих ориентироваться в привычных представлениях о собственности, свободе личности, реалий жизни. В этих условиях педагогам необходимо целенаправленно управлять вниманием учащихся старших классов для актуализации (развертывания и расширенного развития) ориентировочной основы построения экономического мышления, которыми овладевают учащиеся старших классов учебных заведений хореографического образования.

Методологической основой диссертации стали: педагогические концепции, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями о сущности творчества; современные положения психофизиологической теории построения сложнокоординированных действий, которые раскрывают суть, структуру, динамику основных аспектов процесса познания с целью развития экономического мышления и представляют теоретическую базу для разработки новых педагогических подходов, использующих общую информационно-пространственную среду для развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования.

Исходя из современных взглядов методологическая составляющая разрабатывалась с учетом: ведущих идей А. Маслоу, К. Роджерса, концепции Л.И.Анциферовой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л.Рубинштейна и др. о деятельностном подходе к образованию в хореографических училищах.

С другой стороны - это принципы личностно ориентированной педагогики, раскрытые в трудах Б.Г. Ананьева, И.М. Андреевой, Л.И. Божович, Е.В.Бондаревской, Ю.С. Борцова, Я.И. Ваграменко, А.А. Вербицкого, М.Г. Вохрышевой, В.В. Давыдова, В.А. Извозчикова, И.В. Роберта, В.В. Серикова, Д.Б.Эльконина, И.С. Якиманской и др.

Теоретическую основу исследования составили:

- теория деятельности; теория развития личности; личностно-
деятельностный и личностно-ориентированный подходы; основные положе
ния теории поэтапного формирования знаний, умений и навыков в контексте
учебной программы;

положения о природе и механизме мотивации учебной деятельности, сформулированные В.П. Беспалько, Л.С. Выготским, М.Ш. Магомед-Эминовым, А. Маслоу и др.;

теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной; идеи контекстного обучения: А.А. Вербицкого, В.А. Слободчикова, Г.А. Цукермана, В.А. Возчикова и др.;

эмпирически значимые труды: А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, Р.В. Захарова, К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, A.M. Мессерера, П.А. Пестова, С.Н.Головкиной, Н.А. Вихревой, Е.П. Валукина, Н.В. Соковиковой, В.И. Уральской и др., обобщающие различные педагогические аспекты хореографической подготовки;

идеи и труды авторов, в которых раскрываются вопросы использования различных технологий обучения для развития экономического мышления через приобретение знаний, умений и навыков, многофункциональной практики (Б.Г.Ананьев, A.M. Дикунов, СВ. Дмитриев, Д.Д. Донской, А.Ц. Пуни, А.В.Ширяев и др.).

Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования использовались методы теоретического познания: анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические методы для установления причинно-следственных связей, метод экспертных оценок и самооценок учебной деятельности, анализ педагогического процесса практических занятий, социально-педагогический эксперимент.

Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе преподавания экономических дисциплин в старших классах учебных заведений хореографического образования; возможность и доступность для использования в учебном процессе занятий по развитию экономического мышления. За этот период проанализированы программы обучения, результаты обучения, приемы и методы использованиях в учебном процессе умений и навыков, выявлена тенденция интенсификации учебного процесса, связанного с освоением новых знаний, умений и навыков в экономике.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2006-2011 гг. в три этапа.

На первом этапе исследования (2006-2007 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической и экономической научной литературе. Определился общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.

На втором этапе исследования (2007-2010 гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по развитию экономического мышления у учащихся старших классов. Методический анализ исполнения экспериментальных процедур по развитию экономического мышления у учащихся старших классов позволил разработать взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу методологии, теории в системе экономического знания, педагогических идей, обеспечивающих развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования.

На третьем этапе исследования (2011 г.) были проведены анализ и обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

впервые в учебном процессе в учебных заведениях хореографического образования развитие экономического мышления у учащихся старших классов рассмотрено с позиций единства педагогического и экономического, психологического и физического;

раскрыта и обоснована сущность экономического мышления как процесса, не допускающего подмены внутреннего развития личности учащегося старших классов, их творческого становления и обогащения внешними показателями. Диагностика изменений в развитии экономического сознания фиксирует репрезентативное движения тела, действия, слова, предметные результаты активности человеческого организма, а экономическое мышление скрыто и порой неподвластно педагогическому наблюдению, их состояние проявляется опосредованным способом, путем анализа внешних проявлений в конкретных условиях учебно-творческого процесса;

- сформулировано понятие «развитие экономического мышления у
учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образо
вания» как ведущее профессионально значимое качество учащихся старших
классов, как их способность обнаруживать и классифицировать основные
опорные экономические понятия;

- данный аспект рассматривает реализацию принципа последовательно
сти действий в процессе развития экономического мышления новой ситуа
ции, с использованием вариантных возможностей нового поколения учащих
ся старших классов - будущих артистов балета, обеспечивающих управляе
мую педагогом технологию освоения экономических знаний, умений и навы
ков;

- обоснованы и экспериментально апробированы педагогические технологии развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования, последовательность их включения в учебно-творческий процесс в зависимости от этапов освоения экономических знаний, умений и навыков в сочетании с традиционными методами обучения на других дисциплинах.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию общей педагогики, истории педагогики и образования за счет выделения направлений и способов развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования как целостность, систему. Главный постулат здесь состоит в том, что система есть предполагающее единство взаимосвязи содержательного и деятельностного уровней в процессе развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования, как важнейший элемент учебно-творческого процесса. При том, что последний состоит из элементов упорядочения, соединения по функциональному принципу независимых элементов развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования.

Раскрыто теоретическое значение условий, обеспечивающих прямую связь между развитием экономического мышления и общей подготовкой будущих артистов балета владения непредметным (логико-дидактическим) содержанием, каковыми являются общеучебные знания, умения и навыки.

Теоретически разработана иерархическая структура уровней развития экономического мышления, включающих содержательный, психологический, педагогический, организационно-методический и оценочно-результативный компоненты.

Разработана педагогическая модель развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования, способствующая повышению эффективности реализации теоретических изысканий, развития знаний, умений и навыков. Они становятся постоянными объектами педагогического внимания и критериями профессиональной оценки деятельности педагогов в развитии экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, комплекс предложенных в работе дидактических мер могут быть использованы для различных уровней обучения экономическим знаниям, умениям и навыкам учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования при отборе и организации содержания учебно-воспитательного процесса, его структурирования в рамках учебных программ.

Материалы исследования могут быть использованы в учебно-творческом процессе учебных заведений хореографического образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автора; использованием комплекса объективных методов исследования, адекватных поставленным задачам; организацией педагогических экспериментов - поискового, формирующего и контрольно-оценочного; репрезентативностью выборки; корректной обработкой полученных результатов исследования статистическими методами; и подтверждены актами о внедрении.

Апробация работы осуществлялась в следующих формах в:

процессе проведения занятий в МГАХ по дисциплинам «Финансы, денежное обращение и кредит», «Бухгалтерский учет»;

выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых образовательным учреждением «Московская государственная академия хореографии», по вопросам методики преподавания хореографических дисциплин, специфики обучения на различных уровнях образовательных программ, реализации профессиональной практики в образовательных учреждениях;

выступлениях на кафедре менеджмента и управления в Московской государственной академии хореографии, на международных научно-практических конференциях;

опубликованных тезисах, статьях (см. список авторских публикаций в конце автореферата);

внедрении теоретических разработок в учебный процесс в рамках прохождения всех видов практик, отчетных концертов и спектаклей учащихся старших классов Московской государственной академии хореографии;

диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой менеджмента и управления Московской государственной академии хореографии и кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 5 сентября 2011 года, протокол №7.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущностная характеристика целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности в обучении на экономических дисциплинах учащихся старших классов определяется следующими чертами:

традиционными методами: лекции, семинары, самостоятельная работа учащихся;

традиционным освоением знаний, умений и навыков экономических категорий развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования;

направленностью процесса освоения знаний на укрепление экономической теории, возможность ее применения, адаптированности к простран-

ству и времени, воспитание сознательного подхода каждого старшеклассника к каждому экономически оправданному действию;

- анализом и синтезом на всех этапах развития экономического мышления у учащихся старших классов, что позволяет расширить представление о множестве субъективных картин мира, обеспечивающих доступность восприятия (понимания), функционирующих экономических взглядов, и является средством ориентировки в решаемой учебной задаче; возможностью демонстрации экономических знаний на практике.

2. Экономическое мышление у учащихся старших классов в учебных
заведениях хореографического образования развивается под воздействием
непосредственно окружающих их явлений и процессов экономической жиз
ни, под влиянием микропроизводственной среды - состояния и организации
учебно-творческого процесса, господствующих взаимоотношений в педаго
гическом коллективе, разносторонности развития сферы быта учебного заве
дения хореографического образования.

Субъектом развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования является педагог, обобщающий факты и преобразующий ум учащегося старших классов в мышление, что не может ограничиться одним лишь познанием действительности. Знания педагога служат основой для принятия соответствующих практических решений. В обосновании высокоэффективных предложений и рекомендаций заключается главная, определяющая функция экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования. В мышлении субъектов хореографического образования познавательные и творческие задачи подчиняются задачам преобразовательным и созидательным.

Особенность экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования заключается в том, что оно непосредственно связано с их интересами, и особенно материальными. Интересы учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования складываются в систему их мировоззрения, в которой основными принципами выступает конкурентноспособность в творчестве, индивидуализация, свобода, самовыражение.

3. Развитие экономического мышления у учащихся старших классов
включает цели, задачи, дидактические средства, обеспечивающие собран
ность, последовательность, рациональную организованность учебной и твор
ческой деятельности. Отсюда, управление процессом развития экономиче
ского мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хорео
графического образования возможно при соблюдении следующих педагоги
ческих условий: приобретение знаний, умений и навыков, научно обоснован
ной организации действий выполнения и контроля основных понятий эконо
мической теории и практики у учащихся старших классов осуществляется

при оптимальной мотивации формирования потребностей, интересов, психологических установок.

Для решения задач, благодаря которым развиваются экономические знания, умения и навыки, необходима совокупность взаимосвязанных мер для создания целенаправленного учебного процесса. Это осмысление вытекает из жизненной необходимости у учащихся старших классов, поскольку знания финансовых рынков, денежного обращения и денежной системы, инфляции, кредита и т.д. позволит им уверенно себя чувствовать в современной действительности. У учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования повышается готовность действовать в учебно-творческом процессе, преодолевая психологический барьер, связанный с переключением художественного типа мышления на экономический.

Интенсификация учебно-творческого процесса, связанного с освоением новых знаний, умений и навыков экономического мышления в рамках учебной программы дисциплины «Бухгалтерский учет и статистика», «Финансы, денежное обращение и кредит» и есть системообразующий учебно-творческий процесс, позволяющими одновременно осуществлять профессиональную ориентацию и развивать информационную культуру учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования в контексте профессиональной деятельности будущего артиста балета.

4. Педагогическая модель развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования отражает динамику данного процесса: цели, задачи общепедагогические, научно-методические и технологические, обеспечивая развитие экономического мышления по показателям результата.

Развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования находится в зависимости от интеграции экономических знаний, умений и навыков и развития творческих способностей в профессиональной деятельности будущего артиста балета. Здесь понятие цели занятия, реализация основных теоретических подходов планирования всей деятельности осуществляется в рамках хореографического искусства. Это: создание атмосферы сотворчества, характеризующейся свободным творчеством, культурой взаимодействия учащихся; включение в содержание занятий образцов народной житейской мудрости, реализация развития творческого потенциала в свободно выбранном учащимся виде экономической деятельности. Наличие экономически ориентированной среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии творческого потенциала учащихся старших классов в сфере экономики, дает возможность самоуправления с элементами включенности семьи, позволяющего реализовать учащимся старших классов свои индивидуальные интересы, укрепить и развить экономические знания, обеспечить включение родителей в процесс обучения на договорной основе.

6. Каждый вид деятельности в учебных заведениях хореографического образования осуществляется как совокупность действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели, при этом роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанию в мотив-цель, конкретное развитие экономического мышления у учащихся старших классов.

Поэтому развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования есть целепо-лагание, которое состоит из множества частей, где каждая в свою очередь зависит от мотива деятельности. Это позволяет выделить, во-первых, отдельные формы учебной деятельности - по критерию различия побуждающих их мотивов, во-вторых, действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям, и, в-третьих, совокупность действий, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной учебной цели: развитие экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования.

Каждая форма учебно-творческой и общественной деятельности обладает большим формирующим потенциалом, является эффективным средством развития экономического мышления у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования.

В условиях учащейся группы для трансформации целей совместной учебно-творческой и общественной деятельности, на основе систематического проявления действий, ведущих к дальнейшему развитию потребности, мотива у учащихся старших классов в учебных заведениях хореографического образования, зафиксирована вторичность экономического мышления, при первичности художественно-образного, творческого мышления.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертации на Развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования : технологический аспект