Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Непершина Ольга Владимировна

Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности
<
Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Непершина Ольга Владимировна. Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2000 220 c. РГБ ОД, 61:00-13/1397-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1.Теоретико-методологические основы развития нравственно-эстетической составляющей духовной культуры младших школьников 11

1.1. Теоретико-методологический анализ понятия "духовная культура личности" 12

1.2. Нравственно-эстетическая культура в структуре личности младшего школьника 32

1.3. Условия и средства развития нравственно- эстетической культуры личности 47

ГЛАВА 2. Педагогическая система развития духовной культуры младшего школьника средствами полихудожественной деятельности 75

2.1. Описание констатирующего эксперимента 75

2.2. Теоретико-методологические основы построения экспериментальной системы 100

2.3. Организация, содержание и результаты формирующего эксперимента 148

Заключение 170.

Список литературы 180.

Приложения к диссертации 194.

Введение к работе

Характерной чертой современного состояния общества является кризисное состояние большинства областей его жизнедеятельности, распад системы ценностей, усиление бездуховности. В связи с этим резко возросли требования к духовному становлению молодого поколения на всех этапах его развития, и в частности к начальному этапу, во многом определяющему дальнейшее формирование личности. Ведущая роль в процессе формирования личности принадлежит начальной школе.

Процесс реформирования начальной школы связан, прежде всего, с формированием культуры ребенка, становлением его нравственного облика. При этом одной из актуальных задач начальной школы является развитие нравственно-эстетической культуры, позволяющей активно овладевать мировым духовным наследием. Решение поставленной задачи требует качественно иного подхода к построению педагогического процесса, внедрения новейших педагогических технологий, учитывающих современную социокультурную обстановку.

Среди огромного количества работ, посвященных различным аспектам культуры, осмысление проблем духовной культуры в педагогической науке остается одним из наименее разработанных ее разделов. Теоретико-методологического обоснования требуют вопросы определения сущности духовной культуры школьника, влияния современной социокультурной ситуации на процесс становления личности обучаемого, выявления имеющихся и потенциальных возможностей педагогического процесса в развитии нравственно-эстетической культуры средствами комплекса различных видов искусств, определение уровней развития данного личностного качества.

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития духовной культуры и ее составляющих нравственной, эстетической и интеллектуальной культуры учащихся привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов и т. д. Но чаще всего интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие и формирование рассматривают как отдельные аспекты учебно-воспитательного процесса.

Подробное рассмотрение вопросов умственного развития содержится в научных трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Поддьякова и др.

Проблеме нравственного развития посвящены труды А.Н. Ананьева, Л.С.Выготского, А.И. Рувинского, В.М. Коротова и т.д. Структура нравственной культуры как компонента духовной содержится в работах Б.Т. Лихачева. Вопросы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания школьников рассматриваются в работах К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской.

Проблема эстетического развития личности изучается в различных отраслях науки (эстетика, культурология, искусствоведение и др.). Вопросам реализации потенциала личности учащегося в творческой деятельности, созданию условий для возникновения и развития детской художественно-творческой деятельности посвящены работы Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана и

Изучение эстетической культуры как составной части духовной и формирование ее в различных видах эстетической деятельности раскрываются в трудах А.И. Бурова, Е.В. Квятковского, Л.П. Печко, Медушевского, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, В.А. Левина, Е.Ю. Сазонова и др.

Не могла не повлиять на решение проблемы духовного развития школьников многолетняя дискуссия педагогов вокруг возможности развития детского художественного творчества ( В. Глоцер, С. Сивоконь, Н. Погодина, Н. Ягункова).

Таким образом, очевидно сложившееся в последнее десятилетие в педагогической науке противоречие между потребностью общества в повышении уровня нравственно- эстетической культуры подрастающего поколения, с одной стороны, и неразработанностью ее теоретико-методологических основ как целостной базовой структуры личности - с другой.

Общепедагогическое и социокультурное значение данной проблемы и необходимость теоретического и практического ее разрешения обусловили выбор темы исследования: «Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности».

Цель исследования - разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогической системы развития нравственно-эстетической культуры личности учащегося, базирующейся на культурологическом и системно-деятельностном подходе, ее учебно-методическое и технологическое обеспечение.

Объект исследования - полихудожественная деятельность младших школьников.

Предмет исследования составляет формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников в процессе полихудожественной деятельности.

Гипотеза исследования. Процесс развития нравственно-эстетической культуры младших школьников будет результативным, если: он приобретает характер педагогической системы, раскрывающей динамику становления личности и учитывающей психолого-педагогическ проектируемая педагогическая система базируется на диагностично поставленных целях и задачах воспитания, носит личностно-ориентированный характер; научно-методическое и технологическое обеспечение педагогической системы представлено совокупностью авторской программы интегрированного спецкурса «Развитие нравственно-эстетической культуры личности»; технологией организации полихудожественной деятельности; средствами диагностики уровней нравственно-эстетической культуры личности; выявлением психолого-педагогических условий поддержки развития личности младшего школьника со стороны воспитывающего взрослого; в процессе изучения предметов эстетического цикла происходит органичное включение школьников в полихудожественную деятельность.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

Выстроить систему понятий, раскрывающих сущность нравственно-эстетической культуры.

Описать компонентный состав, структуру, уровни и показатели сформированности нравственно-эстетической культуры на различных этапах становления личности младшего школьника.

Проанализировать педагогические условия эффективного развития и формирования эстетических и нравственных качеств личности школьника и определить роль и место полихудожественной деятельности в формировании личностной культуры младшего школьника.

4. Разработать диагностический аппарат и критериальный инструментарий, позволяющий установить уровни сформированности нравственно-эстетической культуры.

Методологическую основу исследования составляют: фундаментальные положения по философии и психологии гуманистического подхода к воспитанию (В.В. Ильин, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс); концептуальные идеи личностно-ориентированного педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, А.А. Вербицкий, Г.И. Железовская, М.В. Кларин, Г.П. Корнев, И.А. Колесникова, В.В. Сериков); концепция деятельностного подхода в развитии личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов Л.Н. Леонтьев, Л.Г., Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин); концептуальные идеи о специфике художественно-творческой деятельности ребенка 6-7 лет (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина В.В., , Т.С. Комарова, Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов); концепция массового музыкально воспитания (Д.Б. Кабалевский), художественного воспитания (Б.М. Неменский); разработки в области технологии обучения в средней школе (Р.П. Арнаутов, В.П. Беспалько, Г.И. Железовская, М.В. Кларин); концептуальные идеи в области нравственного воспитания (Л.И. Божович, Э.П. Козлов, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: содержательный анализ научных источников, включая диссертационные исследования, учебных и учебно-методических материалов, касающихся преподавания предметов эстетического цикла; опыта педагогических инноваций; педагогическая диагностика; прямое и косвенное наблюдение, опросные и тестовые методы, беседы, анкетирование; системный анализ и синтез художественной деятельности младших школьников; математическая обработка экспериментальных данных; педагогический эксперимент, анализ продуктов полихудожественной деятельности младших школьников, сравнение, обобщение.

База и этапы исследования: эксперимент проводился с 1997 по 2000 год на базе педагогического факультета Балашовского филиала СГУ им. Н.Г. Чернышевского, средней школы № 6 г. Балашова, методического кабинета отдела народного образования Балашовского района.

На первом этапе (1997 - 1998 гг) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, культурологической, историко-педагогической литературы, современных педагогических и методических разработок в области проблемы формирования и развития духовной культуры у младших школьников, организация эмпирического исследования по изучению массовой школьной практики в области развития нравственных и эстетических качеств у младших школьников. На этом этапе удалось выявить теоретические основы исследования.

На втором этапе (1998 -1999 гг) проводилась первичная апробация условий и средств эффективного и целенаправленного воспитания нравственных и эмоциональных качеств у младших школьников.

На третьем этапе (1999 - 2000 гг) проводился формирующий эксперимент в его завершенном виде, что позволило выявить степень эффективности разработанной нами педагогической системы. Осуществлялось оформление диссертационной работы и подготовка методических рекомендаций для учителей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем: выявлена и обоснована сущность понятия "нравственно-эстетическая культура" личности младшего школьника и дано его определение; введено и определено понятие "полихудожественная деятельность младшего школьника"; определены педагогические условия и средства нравственного и эстетического развития младших школьников в процессе полихудожественной деятельности; предложена научно обоснованная модель педагогической системы развития нравственно-эстетической культуры у младших школьников, интегрирующая учебно-методическое и технологическое обеспечение процессов нравственного и эстетического развития; выявлен воспитательный потенциал предметов эстетического цикла, разработаны методы его использования в формировании нравственно-эстетической культуры младших школьников; предложен диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровни сформированное духовной культуры, определены их качественные показатели.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и методические рекомендации, авторская педагогическая система и спецкурс помогут организаторам воспитательного процесса в образовательных учреждениях, преподавателям предметов эстетического цикла в эффективном решении задач развития нравственно-эстетической культуры у младших школьников в современных социокультурных условиях.

Достоверность и обоснованность теоретических выводов и рекомендаций обеспечивается методологической аргументированностью исходных положений; научно обоснованной логикой исследования проблемы; выбором методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, личным опытом работы диссертанта в общеобразовательной школе и в вузе.

На защиту выносятся:

Понятийное обеспечение проблемы развития нравственно-эстетической культуры младших школьников.

Модель педагогической системы формирования нравственно-эстетической культуры у младших школьников.

Дидактические условия и средства развития нравственно-эстетической культуры у младших школьников.

Теоретико-методологический анализ понятия "духовная культура личности"

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания, -обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоничное развитие. П.И. Подласый дает краткий экскурс в историю развития и видоизменения этой цели, изменение смысла, вкладываемого в нее. Развитие это идет по пути накопления человеческих ценностей, к которым следовало стремиться. Путь этот начинался от культа телесной красоты, наслаждения различными видами искусств (Ф. Рабле, М. Монтень), через освобождение от зависимости человека от частной собственности, соединения воспитания с трудом (Р. Оуэн), через нравственное и умственное совершенство (Д. Дидро), освобождение от политического и экономического гнета. (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский) к уничтожению классовых различий (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Трудности и ошибки в реализации этой цели не отменили ее (она остается идеальной), но потребовали ее пересмотра. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека опирающегося на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры, общечеловеческих ценностей.

Вопрос общечеловеческих ценностей рассматривает Н. Д. Никандров. Он указывает на то, что ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и (или) провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания. При этом вполне естественны, во всяком случае, по-человечески легко объяснимы определенные запаздывания, когда общество чувствует, что ценности сменились, а система образования не отразила — или не в полной мере отразила — этот факт изменением целей воспитания. Такое случалось в истории, теперь происходит и у нас (121).

Каковы же должны быть более или менее принятые всем обществом ценности, чтобы страна, наше образование могли считаться "современными" Об этом написали А. Инкелес и А. Смит еще в 1974 г., т.е. в период относительной двухблоковой стабильности, до перестроек и потрясений. Согласно им, современное общество должно усвоить: открытость новому опыту; готовность к социальным переменам; понимание разнообразия мнений и установок окружающих, готовность формировать и отстаивать свое мнение; энергичный поиск фактов и информации, на которых можно основать свое мнение; ориентацию во времени на настоящее и будущее, а не на прошлое; чувство влиятельности, т.е. убеждение, что человек может влиять на свое окружение; ориентацию на долгосрочное планирование, как в общественных делах, так и в личной жизни; веру в основном в предсказуемость окружающего мира, в то, что на народ и общественные институты можно положиться в исполнении их обязанностей; уважение, к техническим умениям, принятие их как основы для распределения благ; большее уважение к формальному образованию и подготовке, стремление достичь высокого уровня образовательных и профессиональных стандартов; уважение к достоинству других; понимание логики производства и промышленности (121).

С самых древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писаных моральных норм. И хронологически речь сначала шла именно об общечеловеческих ценностях, которые не связывались с конкретным историческим периодом, конкретной культурой. Это, видимо, не случайно и отнюдь не объяснялось неразвитостью логического мышления людей. Возможно то, что в силу многих причин людям тех времен свойственно было принимать относительно небольшой ("свой") регион за весь мир, а ввиду отсутствия писаной истории ограничивать и хронологические рамки относительно близкой современностью. И в то же время не случайно, что великие философы древности стремились представить себе и теоретически обосновать облик идеального человека как средоточия фундаментальных ценностей-добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах — Библии, Коране и других. Так, в запретах и положительных заповедях Пятикнижия, особенно в Декалоге — десяти заповедях, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, характерно уже то, что меньшая часть — четыре первых — являются собственно религиозными, т.е. определяют отношение человека к Богу. Шесть последующих заповедей определяют отношения между людьми и ввиду своей обобщенности практически являются общечеловеческими ценностями. Это разделение отражено и тем, что заповеди были написаны на двух отдельных скрижалиях.

Однако нельзя обойти современность, тем более что сейчас проблема ценностей привлекает все большее внимание. Подходов здесь бесчисленное множество. Предельно обобщенно рассматривает вопрос В. А. Караковский. Его набор ценностей — человек ("абсолютная ценность"), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир (73). Не подвергая сомнению, значимость ни одной из этих ценностей, вполне поддерживая общую идею автора, идею "ориентации школьников на общечеловеческие ценности", Н.Д. Никандров вступает в полемику по поводу трех раздельных "подходов", или "уровней", определения этих ценностей: религиозного, житейского и пути "обращения к ценностям фундаментальным, более общим понятиям" (73, С. 49). Н.Д. Никандров указывает на то, что эти три пути не исключают друг друга.

Условия и средства развития нравственно- эстетической культуры личности

В контексте новой парадигмы педагогики вопросы духовного развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации, демократизации педагогического процесса, а также качественным улучшением интеллектуально-нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребенка с первых лет жизни к миру нравственно-эстетической культуры (49,90).

Особая роль в нравственно-эстетическом воспитании, в развитии духовной культуры в целом отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла (178).

Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящее время. Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности. Художественно-образное выражение в деятельности детей в ранних своих истоках - лишь предпосылка к дальнейшим творческим действиям, но если к нему своевременно побуждать, то творческие проявления сыграют свою роль в развитии интересов и способностей каждого ребенка (32, 33, 169).

Художественная деятельность соответствует различным видам искусства, литературы и направлена на приобщение детей к рисованию, лепке, пению, танцам, театрализованным играм и т.д. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, иллюстрации, малые скульптуры, принадлежности кукольных, теневых театров, художественные материалы для аппликаций и т.д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс духовного развития ребенка. Полученные результаты свидетельствуют о достигнутой цели. При ознакомлении с ними оценивается развитие каждого ребенка (53,169).

Одним из наиболее эффективных средств воздействия на духовный мир ребенка является музыкальное искусство. Известно, что дошкольный - младший школьный возраст - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.СВыготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в ней человек легко и свободно находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные оттенки и реакции, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений отдельной личности (36,159).

Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности музыкальная классика, является самым желанным руководителем психического развития детей. Оно призвано решать одну из самых важных жизненных задач - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества (46).

В возрасте 6 -7 лет еще не сложились представления, адекватные общественно-историческим ценностным ориентациям, поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять и накапливать их представления о музыкальном искусстве всех времен и стилей, формировать музыкальную культуру (123, 124, 132, 141).

Музыкальная культура ребенка формируется постепенно, переходя от первых положительных эмоциональных реакций и эмоциональной отзывчивости на музыку, через развитие интереса, к устойчивым вкусовым предпочтениям той или иной музыки. Интерес стимулирует активность ребенка, способствует развитию избирательности, активизирует психические процессы.

Первоначальный интерес как ориентировочная реакция возникает под воздействием внешних факторов. Он непроизволен, неустойчив и, с исчезновением предмета, интерес пропадает.

По утверждению А.Н. Леонтьева, интерес может развиваться (94, С. 297, 95). Развитие интереса к музыке у младших школьников происходит под воздействием среды и зависит от комплекса педагогических условий и мастерства педагога.

Описание констатирующего эксперимента

В ходе исследования процесса развития нравственно-эстетической культуры младшего школьника средствами полихудожественной деятельности был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся в два этапа.

Первый этап констатирующего эксперимента ставил перед собой следующие задачи:

1. Изучение программно-методических документов, определяющих основные направления воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по вопросам наличия в них целевой установки на развитие духовной культуры личности средствами искусства.

2. Анализ воспитательно-образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы с точки зрения их преемственности и констатации положительных и отрицательных сторон существующих программно-методических разработок, а также определения объектов усовершенствования.

3. Изучение передового педагогического опыта по вопросам использования инновационных образовательных программ.

Изучение программно-методической литературы позволяет судить о довольно богатом опыте организации работы с детьми по развитию духовной культуры. Анализ образовательных программ системы массового традиционного обучения и воспитания, адаптированного к современным условиям указывает на то, что в данной педагогической системе заложены возможности для осуществления работы по нравственно-эстетическому развитию. Характеризуя систему современного традиционного обучения Г.К. Селевко отмечает, что в современной массовой российской школе исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания (150, 151, с.35). В практике начальной школы произошла постепенная замена содержания обучения и воспитания, изменились методы работы с детьми. Однако, как указывает Г.К. Селевко, массовая школа с традиционной технологией сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной (150, 151, с.35).

Вместе с тем в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений и начального звена базовых средних школ происходят активные инновационные процессы. Как показывают результаты эксперимента по государственной аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений, проводимого в Саратовской области в 1999 - 2000 году, из 42 дошкольных учреждений Балашовского района 2 детских сада используют инновационные комплексные программы ("Детство", "Радуга"), 38 учреждений используют набор порциональных авторских программ. Обстановка в начальном образовании во многом сходная.

В связи с этим следующим шагом в решении поставленной задачи стал сравнительный анализ порциональных авторских программ по приобщению детей 6-7 лет к мировому духовному наследию. Все разнообразие научных исследований по нравственно-эстетическому воспитанию условно можно сгруппировать в несколько направлений.

Одно из них связано с обновлением и обогащением всего содержания . нравственно-эстетического воспитания. Это достигается путем пересмотра учебного материала, замены устаревшего идеологизированного на более новый, имеющий подлинную художественную ценность материал (Радынова О.П., Неменский Б.М., Комарова Т.С.) (79,118, 141).

В связи с тенденцией к интегрированию учебного материала наиболее актуальным является вопрос выявления как можно большего числа точек соприкосновения содержания предметов гуманитарного, художественно-эстетического цикла, а также определения соотношения .учебных предметов в разрабатываемых системах приобщения детей к миру искусства (Егорова Т.С, Новикова Г.П., Павлова С, О.А. Куревина, Л.С. Васильева и др.).

Приоритетная в сегодняшней педагогической науке и практике личностно-ориентированная модель общения с детьми предполагает переосмысление роли педагога в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим широкую разработку получили педагогические исследования, касающиеся выявления качественно новых форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе вхождения последних в мир духовных ценностей, мировой человеческой культуры (92, 142). Проблемы субъект-субъектных отношений -проблемы выбора оптимальных методов прикосновения к личности ребенка, к его эмоциональной сфере, его духовному миру рассматриваются в исследованиях Гавриловец К.В., Казимирской И.И., Ардашировой Э.Т. (11,43).

Целый ряд педагогических исследований посвящен изучению и разработке практической стороны вхождения личности ребенка в общечеловеческую культуру, процесса постижения тайн искусства, красоты, воспитания творческого отношения к окружающей ребенка действительности. Методический, "прикладной" характер носят исследования, касающиеся выбора определенных видов художественно-творческой деятельности и их соответственной организации (Егорова Т.С., Новикова Г.П., Павлова С, Бирич И.А., Лепская НА. и др.) (19, 56, 123, 144).

Похожие диссертации на Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности